Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка доклад

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на родительский педобуч

«Атмосфера семьи как фактор физического и психологического

Учитель начальных классов .

Дидык Наталья Викторовна .

2010-11 уч.год

ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Вопросу взаимоотношения в семье всегда уделялось и уделяется значительно внимания со стороны человечества всех ступеней развития: от малокультурных дикарей, которые тоже вкладывают в это дело тоже нечто доступное их пониманию, до более совершенных культурных народов, среди которых этот вопрос поставлен с большей или меньшей широтой и полнотой.

Из факторов социализации самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

ТИП СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

• общение на низком уровне, отсутствие заботы, радости общения;

• в отношениях доминирует разъединении, неприязнь, активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, поэтому семья, активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты и др.;

• по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги, паники, часто возникает тенденция разрешать проблемы на эмоциональном уровне.

Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны: сочетание конфликтных затяжных внутрисемейных отношений с отягощенностью; нарастающая социальная изоляция.

Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и “отменить” эффект прошлого опыта невозможно.

Отец показывает социальные ориентиры - как быть достойным человеком. Мать заботится о душевном благополучии. Бессознательно ребенок повторит во взрослой жизни семейные привычки - даже если сейчас он критикует родителей.

Опросы показывают, что родители зачастую упрощают духовный мир ребенка: сыт - обут не хуже других - семья есть - что еще надо?

Новые задачи: ребенок - ваше продолжение на земле, не поручайте его чужим людям, вы остаетесь якорем для ребенка в большом, неуютном, непонятном мире.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные на Ваш взгляд достижения.

3. Развивайте любознательность, удовлетворяйте его потребность в знаниях.

4. Помогайте ребенку выполнять трудные задания. Предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение.

5. Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать уроки вместе.

6. Активно слушайте своего ребенка, так как рассказ самому себе вызывает психическую травму.

7. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.

8. Принимайте участие в делах класса, ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

РАЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть созданы условия.

Первое и главное из них – разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные решения, общие интересы и увлечения – все это служит благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей.

В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно создавать обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда совпадают с жизненными. И их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам.

Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.

Важная сторона обоюдных контактов – участие в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия.

Следование по следам интересов и увлечения детей предполагает также и привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьях существует правило: вещи необходимые человеку для жизни, он должен уметь делать сам. В каждой семье может сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям.

Тот или иной отрицательный вариант отношений в семье вовсе не является непреодолимой фатальной доминантой. Если родители смогут психологически и педагогически грамотно разобраться в сложившейся стадии отношений, то преодоление отрицательных факторов возможно.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносит радостное чувство удовлетворения.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение и часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители. Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?

Под принятием ребенка понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.

Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

• Принимать активное участие в жизни семьи;

• Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

• Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

• Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

• Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

• Уважать право ребенка на собственное мнение;

• Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

• С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Эмоциональное благополучие в семье никогда не может возникнуть само собой, его нужно строить. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, мужем и женой имеется в виду некий диалог, взаимодействие членов семьи друг с другом.

В дружной семье, при всей индивидуальности её членов, царят взаимная поддержка и помощь, дружественные отношения, неразделимость радостей и горестей. Дети в семье не первые и не последние, а равноправные члены её.

• Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

• Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

• Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

• Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

• Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

• Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

• Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

• Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

(как любить своего ребенка)

Правило первое: Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка при этом, не отмахиваясь от него, проявляя терпение и такт.

Правило второе: Уметь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость, хамство.

Правило третье: Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.

Правило четвертое: Достичь успехов в воспитании, можно лишь тогда, когда родители – пример для положительного подражания каждый день.

Правило пятое: Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

Помните, чтобы у вас с ребенком были хорошие отношения, в вашей семье должна быть атмосфера доверия, взаимопонимания и любви.

Читайте также: