Аскетизм как этическая концепция доклад

Обновлено: 17.06.2024

В последнее время часто начали встречаться необычные термины, а именно аскетизм и аскет. Сегодня подробней разберёмся в том, что такое аскетизм, а также кто такой аскет. Вначале придётся углубиться в историю и понять, что предшествовало появлению аскетического образа жизни. После этого расскажем, какие принципы имеет аскетизм, и кто же является известным представителем этой идеологии. Своеобразная философия жизни имеет постулаты, которые также кратко разберём.

В конце статьи укажем на то, какие виды имеет аскетизм, а также расскажем о важных правилах, которых придерживается аскет. Все рекомендации предназначены лишь для ознакомления, а потому при возникновении серьёзных проблем обращайтесь за квалифицированной помощью.

Аскетизм и аскет: разбор понятий

Происхождение терминов аскетизм и аскет имеет греческие корни. Слово аскетизм в буквальном переводе значит упражнение. В узком смысле данное понятие принято считать – тренировкой воли и ума.

Несмотря на множество разновидностей аскетических практик, весь аскетизм требует соблюдения похожих правил и принципов. Например, ограничение или запрет удовольствий и удовлетворения потребностей.

Аскетизм и аскет: возникновение

Аскетизм и аскет возникновение

В процессе эволюции у человечества выработалось стремление упрощать и облагораживать жизнь. Вследствие этого людям сложно противостоять соблазнам. Представители всех наций инстинктивно считают достойным уважения способность некоторых индивидов вести аскетичный образ жизни. Некоторые народы испокон веков передают истории об аскетах, приблизившихся к богам, достигших духовного обогащения и получивших сверхъестественные умения.

Аскетизм – это ряд принципов, правил и устоев личности, которые направлены на достижение духовного возвышения, понимания воли вселенной и нравственного совершенства, путём отказа от любых видов удовольствий и благ. В каждой религии и нации на планете существует свой вид отречения от греховной жизни, а именно аскетизм.

О чём гласят легенды

В некоторых поверьях, легендах и сказаниях рассказывают о мудрецах (аскет), которым открылись древние тайны, неуловимая истина или невероятные способности. Такой образ существования как аскетизм не является отдельным философским направлением или полноценной концепцией.

Аскетизм не имеет определённого места зарождения, поэтому его историю нереально проследить. В каждой культуре существовал собственная разновидность неприхотливого бытия.

Как формировались принципы

Все типы желания отказаться от земной жизни формировались независимо в разных временах и странах. Однако вне зависимости от места и эпохи все они обладали похожими целями – это стремление индивида к духовному совершенствованию.

Следование аскетическому укладу позволяло аскетам развивать силу духа, воли и тренировать разум. В некоторых случаях монахи пытались достичь просветления, связаться с высшими силами, найти истину всего сущего или открыть в себе фантастические таланты и способности.

Аскетизм и аскет: принципы

Аскетизм и аскет принципы

Аскет – это индивид, выбравший аскетичный образ существования. Главная особенность этой философии в добровольном отказе от всего, что желает тело. Аскетизм имеет единственную цель – это развитие духа и воли. Некоторые практики применяют телесные истязания.

Аскетизм базируется на своеобразных принципах, а потому аскет в большинстве случаев отказывается от удовлетворения следующих благ:

  • утоление собственного голода, желание использовать качественные продукты в приготовление аппетитных блюд или обедать в изысканных и дорогих ресторанах;
  • употребление алкогольных напитков, ради расслабления и приятных ощущений;
  • животные позывы и плотские потребности;
  • финансовый достаток;
  • удобная жизнь;
  • применение инструментов для упрощения некоторых задач;
  • посещение развлекательных заведений, праздничных вечеринок, фестивалей и т.д.

Гедонизм – это противоположное учение такой философии жизни, как аскетизм, и оно убеждено, что удовольствие является неотъемлемой частью существования человечества.

Аскетизм и аскет: примеры практиков

Среди всех последователей такого образа жизни, как аскетизм имеются доволе известные исторические личности, и они связаны с религией. Аскет — это не слепо верующий человек в идеологию, а личность, которая приняла новые правила существования и следует им беспрекословно. Самые известные духовные наставники:

  1. Иисус Христос.
  2. Махатма Ганди.
  3. Пифагор.

Иисус Христос

Личность Иисуса как основателя христианства и сына Божьего не одно столетие вызывает споры. Некоторые историки сомневаются в его существовании или считают, что история, рассказанная в писании, может не соответствовать истинному образу Христа.

Если не обращать внимания на всех сомневающихся в нём людей, то он является одним из самых ярых почитателей аскетичной жизни. Библия повествует, что аскет не принимал роскошь, излишества и учил всех умеренной жизни.

Махатма Ганди

Мохандас Карамчанд Ганди автор философии ненасилия. Всю жизнь аскет стремился жить умеренно, и его не интересовало богатство, комфорт или развлечения. Ганди не искал пути удовлетворения своих потребностей. Смысл существования заключался в ненасильственном освобождении Индии от колониальной зависимости.

Пифагор

Пифагор Самосский является древнегреческим философом, математиком и известным практиком идеологии. По политическим взглядам в 40-летнем возрасте аскет покидает родину. После долгого путешествия Пифагор останавливается в городе Кротон.

В новом месте философ основывает школу больше похожую на монастырь и начинает принимать учеников. Главное правило заведения – это строгое соблюдение правил, принятие участия в обрядах и практика аскетичного образа жизни.

Аскетизм и аскет: виды

Из-за неоднозначного происхождения такой идеологии, как аскетизм, когда каждый народ приходил к его пониманию самостоятельно, его нельзя отнести к определённому направлению философии или целостной концепции.

Однако все разновидности аскетичных практик можно разделить на две больших группы:

Необходимо заметить, что аскетизм каждого из вида имеет индивидуальные постулаты, которым необходимо дать краткое описание.

Аскетизм: религиозный

Аскетизм присутствует в том или ином виде во всех основных религиях:

  1. Христианство.
  2. Ислам.
  3. Буддизм.

Все религии мира в той или иной степени причисляют потакание желаниям и прихотям к греху. Религиозные деятели должны следовать простой и незамысловатой жизни, лишённой всех удовольствий земного существования.

Прихожанам и прочим гражданам рекомендуется следовать некоторым формам аскетической жизни.

Христианство

Христианство

В библейских и прочих христианских писаниях нет упоминаний терминов аскет или аскетизм. Однако воздержанию от плотских желаний уделяется большое значение. Особенно строго его требуют исполнять во время поста. Иисус, наставляя своих учеников, учил соблюдать чистоту в пост, а также он проповедовал отказ от движимого и недвижимого имущества.

В современном христианстве продолжают следовать заветам прошлого. Монахи живут просто и незатейливо. Религия требует от них практиковать аскетизм, а именно аскетичный образ жизни. Соблюдение чистоты души и тела в пост является важным критерием для верующих людей. Духовенство предлагает простым гражданам желающим прийти к пониманию всевышнего через отказ от мирских потребностей, практиковать слабую или умеренную форму аскетизма.

Ислам

В этой религии аскетизм присутствует, но его строгая форма запрещена. Подобный образ существования в исламе называют зухд. Богословы используют отказ от земных благ, как оптимальный способ очищения души и тела от грязи мирской скверны. Исламского практика применяющего зухд принято называть захидом.

Буддизм

Будда в 29 лет начал практиковать строгий аскетизм. На протяжении 6 лет аскет прилежно следовал жестокому лишению всех благ. Однако на 6 год монах прекратил практику из-за постигшего его разочарования. Именно поэтому буддизм продвигает умеренность во всём.

Нежелательными элементами является две крайности – строгое соблюдение аскетичного образа жизни и гедонизм. Стоит заметить, что данный промежуток жизни основателя религии уделяют повышенное внимание.

Аскетизм: светский

Если в религии под таким понятием, как аскетизм понимают сложный путь по достижению духовной гармонии, то в не религиозных определениях аскетизм направлен на совершенствование:

  • нравственности;
  • силы воли;
  • внутренней гармонии;
  • осознание значения жизни;
  • свободы духа.

Обычные граждане с его помощью пытаются развить в себе способность противостоять внешним и внутренним соблазнам.

Светский аскетизм не пытается заставить граждан (аскет) полностью отказаться от всех благ и удовольствий. Главной особенностью данного направления – это ограничение потребностей. Обычно речь идёт защите окружающей среды:

  • загрязнение воздуха;
  • малое количество пресной воды.

А также в отказе от вредных привычек:

  • спиртных напитков;
  • курения;
  • фаст-фуда;
  • прочих зависимостей (азартные игры, наркотические препараты или компьютерные игры).

Вот так выглядит светский аскетизм, в котором аскет выбирает правильный и скромный образ жизни.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

Медитация

Природа человека такова, что ему очень трудно противиться соблазнам. Поэтому способность вести аскетичный образ жизни всегда считалась одной из важнейших добродетелей и ценилась во всех культурах. Более того, люди верили, что аскетизм способствует духовному обогащению и совершенствованию человека, может приблизить его к богам и даже наделить сверхъестественными способностями.

Что такое аскетизм?

Аскетизм – это система принципов поведения, основанная на отказе от благ и удовольствий с целью нравственного совершенствования и религиозного возвышения. В той или иной форме аскетизм присутствует практически во всех религиях мира, а различные поверья утверждают, будто с его помощью можно постичь истину или открыть в себе новые способности.

Несмотря на большое разнообразие аскетических практик, практически все они сводятся к дисциплине и ограничению себя в удовольствиях и удовлетворении базовых потребностей. Обычно это подразумевает добровольный отказ от таких благ как:

  • возможность полноценно утолить голод;
  • употребление любых видов алкоголя;
  • секс и другие плотские удовольствия;
  • финансовый достаток;
  • комфортные условия жизни;
  • использование инструментов, облегчающих жизнь;
  • различные развлечения и празднования.

Человека, избравшего для себя аскетический образ жизни, называют аскетом. По сути, он должен отказываться от всего, чего желает. А единственным его стремлением должно оставаться духовное совершенствование. Некоторые аскетические практики подразумевают также истязание своего тела различными способами.

Противоположностью аскетизма является гедонизм – учение, считающее удовольствие важнейшей ценностью и смыслом жизни.

Примеры сторонников аскетизма

Многие известные исторические деятели придерживались тех или иных форм аскетизма, и всех перечислить невозможно. Мы рассмотрим несколько наиболее показательных примеров.

Диоген

Также Диоген имел минимум вещей, поскольку считал, что лишнее имущество ограничивает свободу человека. Однажды он увидел, как какой-то паренёк пьёт воду, зачерпывая её руками. Решив, что мальчик превзошёл его в простоте жизни, он выбросил свою чашу для питья.

Интересно, что аскетизм Диогена относился лишь к владению материальными благами. При этом он регулярно посещал пиры, где местные богачи всегда привечали его, несмотря на хамское отношение к ним. Кроме того, он пользовался услугами знаменитых гетер Лаисы и Фрины, которые брали с других философов и богачей огромные суммы, но Диогена обслуживали бесплатно.

Будда Шакьямуни

Основатель буддизма пришёл к созданию своей религии благодаря многим годам аскетических практик. В конечном итоге он решил, что плохи любые крайности, и стал проповедовать умеренность во всём, отрицая как аскетизм, так и гедонизм. И всё же одной из центральных идей буддизма является борьба со страстями, для контроля которых используются подходы, частично позаимствованные Буддой из аскетических учений того времени.

Иисус Христос

Личность основателя христианства вызывает массу споров. Одни историки сомневаются в том, насколько его жизнь соответствовала образу, сформированному последователями, другие и вовсе считают, что его никогда не существовало. Но если вынести эти споры за скобки, его можно считать ярким сторонником аскетизма. В писаниях утверждается, что он всегда отказывался от излишеств, отвергал роскошь и проповедовал умеренность во всём.

Непосредственным примером аскетизма является 40-дневное странствие Иисуса по пустыне. Христиане верят, что в течение этого срока он держал пост и был искушаем Дьяволом, но справился со всеми искушениями. К слову, некоторые исследователи связывают эту историю с традицией 40-дневного поста в христианстве, однако единого мнения на этот счёт не существует.

Махатма Ганди

Пифагор

Древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский также известен аскетичным образом жизни. Примерно в 40-летнем возрасте он из-за политических взглядов покинул родные земли и после продолжительного путешествия остановился в городе Кротон. Там он основал религиозно-философскую школу (по свидетельствам современников походившую на монастырь). Каждый, кто хотел стать его учеником, клялся, что будет соблюдать строгие правила школы, в том числе исполнять религиозные обряды и вести аскетичный образ жизни.

Виды аскетизма

Аскетизм является довольно многогранным понятием, но всё же достаточно отчётливо подразделяется на 2 основные формы: религиозный и светский. Рассмотрим каждую из разновидностей более подробно.

Религиозный аскетизм

Практически все религии поощряют аскетичный образ жизни обычных людей и требуют такового от религиозных деятелей. Такое поведение считается праведным, тогда как поощрение своих плотских желаний рассматривается как грех. Рассмотрим подробнее отношение к аскетизму в наиболее распространённых религиях мира:

Светский аскетизм

В религиях аскеза рассматривается как путь к духовному совершенствованию. Но существует и нерелигиозный аскетизм, который направлен на морально-нравственное развитие человека, тренировку силы воли, развитие представлений о жизни, обретение внутренней гармонии и духовной свободы. В частности, многие с его помощью стремятся развить способность противостоять разрушительным соблазнам и сдерживать свою склонность к аддиктивному поведению.

Как правило, светский аскетизм не подразумевает отказа от всех удовольствий. Обычно речь идёт об ограничении потребления, заботе об экологии, отказе от алкоголя, фаст-фуда и прочих вредных продуктов. Часто люди отказываются от тех видов развлечения, к которым питают слабость (например, от азартных или компьютерных игр).

Отдельно стоит отметить спортсменов, которые придерживаются аскетического образа жизни и, в частности, отказываются от секса перед важными соревнованиями. Широко известен пример Майка Тайсона, который по настоянию тренера полностью воздерживался от секса вплоть до своего первого чемпионского боя (который он провёл в 20-летнем возрасте). Кроме того, впоследствии Тайсон признал, что именно его сексуальная необузданность и любовь к кутежу стала причиной крушения его спортивной карьеры.

Заключение

Аскетизм – это особый образ жизни, заключающийся в предельно возможной сдержанности в развлечениях и удовольствиях. При этом его нельзя назвать единой философией или концепцией. И нельзя проследить историю его развития, поскольку в разных культурах существовало большое количество разных форм аскетизма.

Так или иначе, он всегда рассматривался как путь к совершенствованию. Кто-то с его помощью пытался развить силу воли, кто-то упражнял разум, кто-то пытался приблизиться к богам, а кто-то рассчитывал, что Вселенная оценит его старания и наделит его сверхъестественными способностями.

Аскетизм (от греч. askesis — упражнение, подвиг, asketes — подвижник) — пренебрежение чувственным, нынешним миром, его умаление или даже отрицание ради духовного, будущего мира. В простых формах аскетизм предполагает ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение боли, страданий и т.п., в более радикальных случаях он требует отказа от собственности, семьи и т.п. для обеспечения приоритета духовного над материальным, желаемого совершенного мира над реальным миром. Понятый широко, аскетизм имеет онтологические основания, поскольку опирается на реально существующее мировоззренческое представление о структуре мира, его частях и их взаимных связях. Возвеличение идеального мира, входящее в суть аскетизма, предполагает предельно широкое утверждение основных ценностей этого мира в реальном мире.

Истоки аскетизма обнаруживаются уже в первобытном обществе (где аскетизм обусловливался суровыми условиями существования), например в инициациях. Значит развития аскетизма достиг в восточных религиях (брахманизм, джайнизм, индуизм, буддизм, древне иудейские секты-терапевты, ессеи), в религиозно-философских течениях Древней Греции (орфики, пифагорейцы).

1 Аскетизм в разные эпохи

В аскетизме можно выделить его материальную и духовную составляющие. Материальный аскетизм обычно предполагает отрицание или хотя бы порицание собственности, отрицание семьи или по меньшей мере резкое умаление ее роли в обществе, подразделение потребностей человека на естественные и искусственные и принижение последних и т.п.. Духовный аскетизм может включать отказ от многих духовных и интеллектуальных потребностей или даже превознесение нищеты духа, ограничение участия в духовной или интеллектуальной жизни своего времени, отказ от осуществления своих гражданских и политических прав и т.п.. Граница между материальным и духовным аскетизмом является относительной.

В условиях социального неравенства мотивом аскетизма может являться нежелание пользоваться кажущимися неоправданными привилегиями (нищенствующие религиозные ордена, толстовство и др.).

2 Аскетическая нравственность Маркиона

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



1 Аскетизм в разные эпохи 5

2 Аскетическая нравственность Маркиона 9

3 Аскетическое начало в нравственности 11

Список использованных источников 19


Аскетизм (от греч. askesis — упражнение, подвиг, asketes — подвижник) — пренебрежение чувственным, нынешним миром, его умаление или даже отрицание ради духовного, будущего мира. В простых формах аскетизм предполагает ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение боли, страданий и т.п., в более радикальных случаях он требует отказа от собственности, семьи и т.п. для обеспечения приоритета духовного над материальным, желаемого совершенного мира над реальным миром. Понятый широко, аскетизм имеет онтологические основания, поскольку опирается на реально существующее мировоззренческое представление о структуре мира, его частях и их взаимных связях. Возвеличение идеального мира, входящее в суть аскетизма, предполагает предельно широкое утверждение основных ценностей этого мира в реальном мире.

Истоки аскетизма обнаруживаются уже в первобытном обществе (где аскетизм обусловливался суровыми условиями существования), например в инициациях. Значит развития аскетизма достиг в восточных религиях (брахманизм, джайнизм, индуизм, буддизм, древне иудейские секты-терапевты, ессеи), в религиозно-философских течениях Древней Греции (орфики, пифагорейцы).

Мотивация аскетизма в различных религиозно-философских учениях различна. Так, аскетизм киников определялся их идеей свободы от 

В аскетизме можно выделить его материальную и духовную составляющие. Материальный аскетизм обычно предполагает отрицание или хотя бы порицание собственности, отрицание семьи или по меньшей мере резкое умаление ее роли в обществе, подразделение потребностей человека на естественные и искусственные и принижение последних и т.п.. Духовный аскетизм может включать отказ от многих духовных и интеллектуальных потребностей или даже превознесение нищеты духа, ограничение участия в духовной или интеллектуальной жизни своего времени, отказ от осуществления своих гражданских и политических прав и т.п.. Граница между материальным и духовным аскетизмом является относительной.

и обеспечить простирающуюся неограниченно стабильность общества и тем самым, как думал Платон, справедливость.

Средневековый аскетизм, требовавший направленности всех помыслов к высшему благу и презрения ко всему, что мешает такой направленности, вовсе не был мрачной, отсекающей все земные радости доктриной, как это иногда представляется (Г. Эйкен, Л. Шестов и др.). Другое дело, что в крайних своих проявлениях, у особенно ревностных своих последователей 

В условиях социального неравенства мотивом аскетизма может являться нежелание пользоваться кажущимися неоправданными привилегиями (нищенствующие религиозные ордена, толстовство и др.).

Таким образом, аскетизм Маркиона, в отличие от ессеев или позднего христианского монашества, не предполагал дальнейшего освящения человеческого существования, но был в сущности отрицательным с точки зрения гностического мятежа против космоса.

3 Аскетическое начало в нравственности


Основное нравственное чувство стыда фактически заключает себе отрицательное отношение человека к овладевающей им животной природе. Самому яркому и сильному проявлению этой природы дух человеческий, даже на очень низких степенях развития, противопоставляет сознание своего достоинства: мне стыдно подчиняться плотскому влечению, мне стыдно быть как животное, низшая сторона моего существа не должна преобладать во мне,- такое преобладание есть нечто постыдное, греховное. Это самоутверждение нравственного достоинства - полусознательное и неустойчивое в простом чувстве стыда - действием разума возводится в принцип аскетизма.

Предмет отрицательного отношения в аскетизме не есть материальная природа вообще. Нельзя найти такой точки зрения, с которой бы можно было разумно утверждать, что эта природа, объективно созерцаемая - в сущности ли своей или в явлениях,-есть зло. Так называемые "восточные" учения, отличающиеся крайним

аскетизмом, представляют ту характерную особенность, что начало зла в них отождествляется с материей физического мира (в отличие от истинного христианства, полагающего источник зла в области нравственной).

Но, строго говоря, ни в одной из религиозно -философских систем Востока нельзя найти такого отождествления зла с материальною природой.

Так, в системе иранского типа с более резких дуализмом – в манихействе - материальная природа мало отождествляется со злом.

Природный мир имеет в себе светлую стихию, происходящую из царства

всеблагого божества; эта светлая стихия проявляется не только в

световых явлениях, но скрыта также и в растительной и животной жизни.

Само высшее божество представляется манихеям не иначе как в образе

света. "Восточные" системы не допускают отождествления зла с

материальною природой - самою по себе; если же вместо этого

бессмысленного отождествления поставить утверждение, что в материальной природе мира и человека есть зло, то на стороне

этой истины окажутся все глубокомысленные учения, как восточные,

так и западные. Эта истина не зависит от какого-нибудь

метафизического понятия о материи и природе: так как мы сами

причастны материальной природе, то по внутреннему опыту можем

сказать, что есть и чего нет в ней по отношению к требованиям

Нормальный человек самого высокого духовного развития нисколько не

стыдится того, что он - существо телесное или материальное вообще;

никому не стыдно иметь тело протяженное, определенного очертания, с

определенным весом и окраской, т.е. нам не стыдно всего того, что у

нас общего с камнем, деревом, куском металла; только в отношении того,

в чем мы уподобляемся самым близким к нам существам из смежного с нами

царства природы - высшим животным, является у нас чувство стыда и

внутреннего противоборства, показывающее, что именно здесь, где мы

существенно соприкасаемся с материальною жизнью мира, где мы можем

действительно слиться с нею,- здесь мы и должны оторваться от неё и

подняться над нею.

Предметом стыда оказывается та область нашего материального бытия,

которая хотя имеет непосредственное отношение к духу, ибо может

внутренне возбуждать его, но при этом не только не служит

выражением духовной жизни, а наоборот, через неё процесс жизни

чисто-животной стремится захватить человеческий дух в свою

сферу, подчинить или поглотить его. Вот этот-то захват со

стороны материальной жизни, стремящейся сделать разумное существо

человека страдательным орудием или же бесполезным прилатком

физического процесса, вызывает противодействие духовного начала,

непосредственно выражающееся в чувстве стыда. Здесь разумное

утверждение известной нравственной нормы психологически облекается в

аффект страха перед ее нарушением или же скорби о нарушении

совершившемся. Эта норма, логически предполагаемая фактом стыда,

гласит в самом общем своем выражении: животная жизнь в человеке должна быть подчинена духовной. Поскольку факт стыда не зависит от индивидуальных, племенных и прочих особенностей, и содержащиеся в нем требование имеет характер всеобщий, что в соединении с логическою необходимостью этого требования сообщает ему полное значение нравственного принципа.

Человек, как и животное, живет общею жизнью вселенной. Существенное различие заключается лишь в способе участия того и другого в этой жизни. И животное, как существо одушевленное, внутренне, психически участвуют в захватывающих его

процессах природы, оно знает, что для него в этих процессах приятно и

что неприятно. Человек сам оценивает свое участие в мировом процессе не по отношению только к данным явлениям, действующим на него как психологические побуждения, а по отношению также к общему принципу

всякой деятельности - к идее достойного и недостойного бытия, или

добра и зла, которая сама становится определяющим основанием или

мотивом человеческой деятельности.

На первоначальных степенях своего развития человек есть духовное

существо более в возможности, чем в действительности, но именно эта

возможность высшего бытия, выражающаяся в самосознании и

самообладании, в противоположность слепой и не владеющей собой

природе,- именно эта само сознательная и само обладающая духовная

потенция и подвергается опасности со стороны плотской похоти. Плоть,

т.е. материя, выходящая из своего страдательного положения, психически

стремящаяся к самостоятельности и безмерности, тем самым пытается

привлечь к себе духовную силу, вовлечь ее в свой процесс, чтобы

разрешить ее в себя и усилиться на ее счет. Это возможно потому, что

хотя по идеальной своей сущности духовное бытие неоднородно с

материальным, но по своему фактическому, проявляемому существованию в

действительном человеке, как сила воплощенная, дух или, точнее, жизнь

духа, есть только видоизменение материального бытия, т.е. ближайшим

образом - животной души. С этой реальной точки зрения это - два вида

энергии, превратимые один в другой,- подобно тому, как механическое

движение превращается в теплоту и обратно. Плоть (т.е. животная душа

как самостоятельная) сильна только слабостью духа, живет только его

смертью. А потому и дух для своего сохранения и усиления требует

ослабления плоти, переведенная ее из действующего состояния в

потенциальное. Таков реальный смысл выставленной нами выше

нравственной нормы, или основоположные, гласящего, что плоть должна

быть подчинена духу. Здесь же основание всякой практики настоящего,

Нравственное требование подчинения плоти духу встречается с

обратным фактическим стремлением плоти подчинить себе дух, вследствие

чего аскетический принцип двоится: требуется, во-первых, оградить

духовную жизнь от захватов плотского начала и, во-вторых, покорить

область плоти, сделать животную жизнь лишь потенцией или материей

духа. Существуют три главные момента в борьбе духа с

- внутреннее сама различение духа и плоти

- действительное отстаивание духом своей

- явное преобладание духа над плотью, или упразднение дурного

Первый момент, определяющий человека в отличие от животных, есть

нечто данное, именно в чувстве стыда; третий, как следствие духовного

совершенства, когда оно будет уже достигнуто, не может быть прямым

предметом нравственного требования или предписания в настоящем. В

области этики остается, таким образом, лишь второй момент, и наш

нравственный принцип получает следующее ближайшее определение: подчинять плоть духу, насколько это нужно для его достоинства и независимости. Имея окончательною, уповаемою целью быть полным господином физических сил своей и общей природы, ближайшею, обязательною своею целью ставь: не быть по крайней мере закабаленным слугой бунтующей материи, или хаоса.

Так как тело человеческое (в своем анатомическом строении и

физиологических отправлениях) не имеет самостоятельного нравственного

значения, а может служить выражением и орудием как для плоти, так и

для духа, то нравственная борьба между этими двумя сторонами нашего

существа происходит и в области телесной, или органической жизни -

борьба за власть над телом.

В области телесной жизни наша нравственная задача состоит,

собственно, в том, чтобы не определяться страдательно плотскими

влечениями, особенно в двух главнейших отправлениях нашего организма -

питании и размножении.

Но в качестве предварительного упражнения, впрочем,

самостоятельного нравственного характера, важно, чтобы дух приобрел

власть и над такими отправлениями нашего животного организма, которые

не состоят в прямом отношении к "похотям плоти", каковы дыхание и сон. Дыхание есть основное условие жизни и постоянный способ общения нашего тела с окружающей средой. Для власти духа над телом может быть

только желательно, чтобы эта основная функция находилась под управлением или "контролем" человеческой воли. Некоторый контроль воли над дыханием требуется уже просто благовоспитанностью. Аскетические

цели побуждают только идти далее по этому пути. Постепенным упражнением легко достигнуть того, чтобы не дышать ртом ни во время

бодрствования, ни во сне, а затем дальнейшим шагом будет умение

удерживать всякое дыхание на более или менее продолжительное время.

Приобретенная власть над этими органическими отправлениями,

несомненно, укрепляет силы духа и дает ему твердую точку опоры для

Сон, как временная остановка в деятельности мозга и нервов, т.е. прямых физиологических орудий духа, есть ослабление связи между духовною и телесною жизнью, и для духа важно, чтобы он в этом случае не являлся в исключительно страдательной роли; если сон вызывается физическими причинами, то нужно, чтобы дух был способен по своим

собственным мотивам не допускать наступления сна или прерывать сон уже

наступивший. Самая склонность к чрезмерному сну показывает уже перевес

материального, страдательного начала; уступка же этой склонности и действительное злоупотребление сном, несомненно, расслабляет дух и усиливает плотские похоти. Поэтому в исторических проявлениях аскетизма, например в христианском монашестве, борьба со сном имеет значительную роль. Разумеется, выражающееся во сне ослабление связи между духовною и телесною жизнью (точнее: между сознательною и инстинктивною областями жизни) может совершаться и в ту и в другую сторону: сонливцев следует отличать от сновидцев; но как общее правило можно принять, что особая способность к значительным и вещим сновидениям показывает силу духа, уже достигнутую аскетической практикой (следовательно, между прочим, и борьбой с наслаждением плотского сна).

У животных перевес материи над формой происходит от избытка

питания. У человека та же причина обусловливает перевес животной

жизни, или плоти, над духом. Вот почему воздержание в пище и питье -

пост - всегда и везде составляло одно из основных требований нравственности. Причина этого состоит в том, что мясо, легче и полнее претворяемое в кровь, скорее и сильнее повышает энергию плотской жизни. Воздержание от мясной пищи, без сомнения, может утверждаться

как всеобщее требование. С точки зрения аскетической воздержание от мяса вдвойне полезно: во-1-х, поскольку этим ослабляется энергия плотской жизни, во-2-х, так как наследственная привычка развила естественную потребность в этой пище, то воздержание от нее, упражняя силу воли насчет материального влечения, повышает тем самым духовную энергию.

Что касается пития, то самое простое благоразумие запрещает употребление крепких напитков, доводящее до потери разума. Всеобщим и

безусловным правилом остается одно: сохранять духовную трезвость и ясность сознания.

Самое важное и решающее значение при борьбе духа с плотью в

физиологической области имеет половая функция. Преобладание плоти над

духом всего сильнее, ярче и прочнее выражается в плотском соединении

двух лиц. Плотское условие размножения для человека есть зло; в нем

выражается перевес бессмысленного материального процесса над самообладанием духа, это есть дело, противное достоинству человека, гибель человеческой любви к жизни; нравственное отношение наше к этому

факту должно быть решительно отрицательное: мы должны стать на путь

его ограничения и упразднения.


Заключение
Преобладание духа над плотью необходимо для сохранения нравственного достоинства человека. Принцип истинного аскетизма есть принцип духовного самосохранения. Всякий согласен, что неспособность к

сопротивлению животным инстинктам есть бессилие духа – нечто для человека постыдное, следовательно, дурное. Значит, способность к такому сопротивлению, или к воздержанию, есть добро и должна быть принята как норма, из которой могут вытекать определенные правила жизни.

Сам принцип аскетизма имеет нравственное значение только условно,

именно под условием своего соединения с принципом альтруизма,

коренящимся в жалости.


Список использованных источников

1 Бачинин, В.А. Этика: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 288 с.

2 Голубева, Г.А. Этика: Учебник / Г.А. Голубева. – М.: Экзамен, 2007.

3 Гусейнов, А.А. Античная этика / А.А. Гусейнов. – М.: Гардарики, 2003. – 270 с.

4 Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / Е.В. Золотухина-Аболина. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. – 416 с.

5 Этика: Учебник / Под ред. А.С. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2007. – 496 с.

6 Бадью, А. Этика: [Пер. с фр. В. Лапицкого] / А. Бадью. – СПб.: Machina, 2006. – 128 с.

7 Гребенник, Г.П. Проблема соотношения морали и политики / Г.П. Гребенник. – М.: Астропринт, 2007. – 616 с.

8 Завалько, Г.А. Проблема соотношения морали и религии в истории философии / Г.А. Завалько. – М.: КомКнига, 2006. – 216 с.

9 Зеркалов, А. Этика Михаила Булгакова / А. Зеркалов. – М.: Текст, 2004. – 240 с.

10 Канке, В.А. Этика ответственности: Теория морали будущего / В.А. Канке. – М.: Логос, 2003. – 400 с.

11 Назарчук, А.В. Этика глобализирующегося общества / А.В. Назарчук. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. – 382 с.

12 Никулин, Д.В. Метафизика и этика: Сравнительно-критический анализ основоположений теоретической и практической философии античности и Нового времени / Д.В. Никулин. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2005 [1-е нем. изд. - 1996]. – 235 с.

13 Нозик, Р. Анархия, государство и утопия: [Пер. с англ. Б. Пинскера] / Р. Нозик. – М.: ИРИСЭН, 2008. – 424 с.

14 Оден, Т.К.После модернизма. Что впереди. [Пер. с англ.] / Т.К. Оден. – Минск, 2003. – 240 с.

15 Орлов, Б.С. Этика как основа политической философии социал-демократии / Б.С. Орлов. – М.: ИНИОН РАН, 2001. – 128 с.

16 Фуллер, Л. Мораль права: [Пер. с англ. Т. Даниловой] / Л. Фулер. – М.: ИРИСЭН, 2007. – 312 с.

17 Хаузер, М. Мораль и разум: Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла: [Пер. с англ. Т. Марютиной] / М. Хаузер. – М.: Дрофа, 2008. – 640 с.

18 Гуревич, П.С. Этика: Учебник для вузов / П.С.Гуревич.-М.:Юнити-Дана,2006.-416с.

19 Разин, А.В. Этика: учебник для вузов / А.В.Разин. - СПб.:Академический Проект, 2006.-624с.

20 Скворцов, А.А. Этика. Учебник для вузов и ссузов / А.А. Скворцов. -М.: Юрайт-Издат, 2011.-306с.

Читайте также: