Архивы и музеи доклад

Обновлено: 19.05.2024

Доклад на XVII съезде

напечатано в Бюллетене ОКРКК, №65

Тема моего доклада - о музеях и архивах, находящихся в кадетских объединениях, обществах, организациях и собраниях частных лиц. Как мы знаем, русскими людьми за рубежом было много собрано, были созданы музеи в воинских объединениях, собраны богатые библиотеки. Известными были таковые в Софии и Белграде (к примеру - войсковые знамена в Троицкой церкви, музей объединения кавалеристов); в Праге , где находился известный "Пражский архив" , и самые значительные - в Париже . Там же, в Париже, остался еще Казачий музей , где хранителями были трое пожилых казаков, три года назад оставалось только двое, по состоянию своего здоровья не выходящих из дома.

Мы не знаем, какие шаги предпринимались в отношении дальнейшей судьбы этого музея. Были в Париже музеи полковых объединений, эти собрания перевезены в США и большая их часть помещена в музее общества "Родина" в городе Хоуэлл в штате Нью-Джерси. Как вы знаете, несколько лет назад богатое собрание этого музея было передано в Москву и Петербург. В 1994 году я видел часть этого собрания в музее Вооруженных Сил в Москве. В 1998 году экспонаты были помещены в других залах разрозненно и без указаний, из чьих собраний и получены. Возможно, как это постоянно бывает, сменился директор музея и новый директор распределил экспонаты по своему усмотрению и представлению.

В Париже от Алексея Геринга , редактора журнала "Военная Быль", по наследству его собрание форм, значков, орденов и медалей перешло в русскую церковь на улице Эксельман, куратором которого ныне является председатель парижского кадетского Объединения Андрей Шмеман . Каково будущее этого собрания мы не знаем.

Вообще, всё, что было создано в дорогом нам Отечестве и вывезено в итоге Гражданской войны за рубеж, и всё, что было создано и собрано в последующие годы вплоть до наших дней, представляет исторические документы, по которым исследователи, историки и писатели могут заглянуть в ушедшие года, открывая для себя один пласт за другим, как в археологии. В истории России нельзя пройти мимо огромного вклада в русскую культуру целой части русского народа, оказавшейся за рубежом. Русские люди, работая зачастую в очень стесненных условиях, тем не менее строили церкви и выпускали периодические издания, которым можно проследить политическую, научную, религиозную и общественную жизнь русских во всех странах рассеяния. Создавались общества и объединения, отмечались юбилеи созданием мемориальных медалей, а воинские организации стали собирать ордена, медали, полковые значки и прочие предметы энной атрибутики. В совокупности все эти накопления поддерживали русский дух, радовали глаз и ум и создавали связь с славной историей Отечества.

Невидимыми нитями русские люди по всем странам мира были связаны общими чувствами и стремлениями. Будущие историки несомненно отметят это. Поэтому, важнейшей задачей является необходимость сохранить это наше наследие и не утерять его при смене поколений, что, к сожалению, уже приходится наблюдать. На фоне тех потерь, которые произошли во время Второй мировой войны и последующих лет, сохранившиеся ценности приобрели еще большее значение.

Всё, что у нас имеется за рубежом должно войти в общую сокровищницу русской культуры. Задача состоит в заботливом собирании и передаче на хранение всего, что может послужить в будущем материалом для научного изучения. Люди-одиночки, имеющие у себя коллекции или собрания, должны сами решить куда и когда передать это, или совершенно четко распорядиться в своем завещании и назначить душеприказчика.

Самым критическим вопросом в деле передачи является - кому? Печальный опыт с Бахметьевским архивом показал, что "надежное" место куда архив передали не оказалось таковым. Архив этот был передан Колумбийскому университету на хранение, доступ к которому русским людям во всякое время был обещан, но на деле оказалось не так. Значит, надо обратить взоры на Россию, и только на Россию. Остается лишь выяснить, кому передавать и когда. Для этого необходимо будет проделать некоторую исследовательскую работу.

Время неумолимой поступью уходит в вечность, прихватывает всё на своем бесконечном пути, включая и нас с вами. Всё проходит и становится историей, мелкой или крупной, но вся история слагается из сумм судеб отдельных людей, а из этих судеб создаются эпохи со своими особенностями и стремлениями. В этом течении времени выдвигаются отдельные личности, положительные и отрицательные, которые могут наложить отпечаток на действия или мысли всей эпохи, предоставляя этим материал историкам и исследователям для критического разбора. Так и наше с вами время привлекает внимание людей в России: их интересуют наши судьбы и наша жизнь среди других народов. Уже довольно много о нас написано в виде репортажей, но будут и исторические обзоры и романы.

Это накладывает на нас обязательство не только хранить общественные архивы и документы, но и самим писать о пережитом, пусть не блестящим литературным языком - этим позднее займутся другие - но каждый из нас прошел трудный путь и время неумолимо отдаляется от нас; надо писать, вспоминая людей и их имена, вспоминая события и собственные впечатления. Мы не имеем права ничего забыть. Нельзя забывать, что мы являемся участниками жестокой переходной эпохи и наша деятельность сведена была на роль простых статистов, но мы несем в себе свидетельства об этих днях и наше свидетельство может вызвать определенную оценку тех или иных событий, как это зачастую бывает на суде, когда одно небольшое высказывание свидетеля неожиданно разрешает весь процесс.

Потомки наши захотят знать тех героев в нашем понятии, которыми мы восхищались, которых любили, уважали, чтобы воздать им должное и, может быть, следовать их примеру. В жизни так получается: то, что казалось незначительным становится со временем важным; то, на что не обращали внимания, позже выявляется ярко, а то, чем восхищались, по прошествии времени оказалось пустым и ничтожным. Время отсеивает события и людей. Поэтому так важна роль собирателей, хранителей, летописцев и просто людей, ведущих дневники и хроники о событиях в личной жизни и в обществе. Как благодарны им будут историки за каждый дневник, за каждую хронику, а за ними идеологи и мыслители, которые работают и осмысляют все события! Я думаю, что и нам самим неинтересно уйти в небытие, не оставив после себя никакого следа. Потому так важно сохранять архивы обществ и объединений, их журналы, биографии, фотоальбомы с данными о людях, событиях и датах.

Волею судьбы, объединение кадет в Сан-Франциско попало в очень благоприятное по сравнению с другими объединениями положение: это единственное объединение, обладающее большим домом с парадным залом, большой гостиной, столовой на 80 мест, библиотекой, насчитывающей более 8,000 томов и военным музеем, теперь уже единственным в стране, не считая казачьего в Нью-Йорке. В 1924 году офицеры Белой армии, прибывшие с Дальнего Востока образовали "Общество Ветеранов Великой войны", которое не прекращает своей деятельности до наших дней. Количество членов колебалось в пределах ста человек. За эти долгие годы, своим трудом и прилежанием они приобрели дом и заполнили все его помещения тем, что напоминало им Россию и военный быт. Много усилий было отдано военному музею, начало которому положил полковник Долгово-Сабуров в 1934 году. В витринах Дома хранятся ордена, медали, знаки военных академий, училищ и школ, полковые альбомы и множество других предметов военного быта. В создании музея принимали участие большинство членов Общества. Они не только давали свое личное, но и покупали вещи на аукционах и торгах за свой счет и отдавали в музей. Благодаря такой жертвенности, музей стал обладать значительным собранием воинских предметов. Вот примеры ценностей музея:

1) В большой витрине под стеклом хранится редкая книга-альбом внушительных размеров, в которой в цветных гравюрах и художественном тексте представлено венчание на царство императора Александра II в 1856 году. Тридцать три члена Общества сложились на покупку этой книги на аукционе в Нью-Йорке и подарили ее Обществу в музей, сами при этом пожелав остаться неизвестными. Пример, достойный подражания!

2) В киоте, в красном углу парадного ("Суворовского") зала, под иконами хранится Библия, найденная в Ипатьевском доме в Екатеринбурге в комнате императора. В Библии на полях видны пометки руками императора и императрицы. Библию вывез во Владивосток генерал Дитерихс. Много лет спустя, вдова генерала передала эту историческую Библию Обществу Ветеранов для хранения.

3) В русско-японскую войну один из стрелковых полков отличился тем, что в течение трех дней отражал яростные атаки превосходящего противника на критическом участке крепости Порт-Артур. В награду за доблесть полк получил серебрянные георгиевские трубы. По Высочайшему повелению, на трубах были выгравированы следующие слова:

"За отбитие штурмов на восточном фронте в Лорт-Артуре 7-10 августа 1904 года. 14-му Восточно-Сибирскому стрелковому полку".

К каждой трубе припаян Георгиевский крест, трубы обвиты Георгиевскими лентами с кистями. Каждый батальон полка был отмечен этой наградой.

Уникальная награда была вывезена с Дальнего Востока и передана в музей Общества Ветеранов на хранение.

Это лишь три ярких примера из того, что хранится в Доме Общества Ветеранов. Девиз Общества: "Отдадим все силы на служение Родине" подтверждается видом всех помещений.

Но время не забыло членов Общества Ветеранов в своем стремительном движении. Один за другим ветераны уходили в мир иной, настало время думать о накопленных ценных предметах и о том, кому и передать. Сделанные раньше попытки привлечь молодежь на смену не увенчались успехом, перебросить мост между двумя поколениями не удалось. Взоры обратились на кадетское объединение, существующее с 1951 года и принимавшее самое деятельное участие в жизни русской общественности. Большинство офицеров Общества Ветеранов сами были когда-то кадетами и теперь являлись членами кадетского объединения. На этом основании Правление Общества решило предоставить свои помещения кадетскому Объединению и предложило членам вступать в ряды Общества на правах действительных членов, что и сделало большинство кадет. И хотя обе организации продолжали существовать и функционировать по отдельности, получилась одна воинская семья. Было выработано соглашение, принятое обеими сторонами, согласно которому кадетское Объединение обязалось принять на себя всё имущество Дома и в в должное время передать все ценности в Россию в одно место, с условием, чтобы переданное не распылялось по разным музеям.

Но годы продолжали свой мерный ход. В 1990-м году кадеты установили первую связь с Суворовцами и Нахимовцами и вскоре началась усиленная деятельность по оказанию помощи первому образовавшемуся кадетскому корпусу у донских казаков в Новочеркасске. А между тем собственные ряды кадет тоже редели. Оглянувшись вокруг, члены Объединения с огорчением увидели, что смены нет. Ныне кадетское Объединение проводит еженедельные встречи Правления, с правом присутствия каждого рядового члена, на которых обсуждаются текущие дела и проблемы передачи ценностей в Россию. Попутно идет работа по описи музея, архива Общества Ветеранов и архива Объединения; работа весьма трудоемкая и кропотливая.

Образцом того, как следует делать опись служит нам опись экспонатов музея 1 Русского Великого князя Константина Константиновича кадетского корпуса в Белой Церкви , Югославия. Опись составлена под руководством директора корпуса генерал-лейтенанта Б.В. Адамовича в 1933 году. Это редчайшее издание было передано два года тому назад в кадетское Объединение как одна из ценных реликвий корпуса в Белой Церкви. После занятия Белой Церкви советскими войсками в 1945 г. музей исчез, а хранитель музея полковник Петр Барышев расстрелян.

По описи можно удостовериться о богатом собрании этого музея.

Помимо архива журнала "Вестник Общества Ветеранов Великой войны", в котором было помещено множество статей о событиях Первой великой войны и Гражданской войны, имеется переписка с вождями РОВСа, с подписями таких людей как Великий князь Николай Николаевич, генералов Деникина, Врангеля, Кутепова, Миллера, Архангельского, Адамовича и мн. других. Эти письма представляют собой отдельную историческую ценность.

Кадетское Объединение в Сан-Франциско полностью сознает свою историческую ответственность как перед ушедшими ветеранами, так и перед грядущими поколениями в России. Все вопросы о передаче будут вынесены на обсуждение, а дельные предложения приняты во внимание. Мы рассчитываем, что в двухгодичный срок справимся с описью. Мы не пребываем в какой-то спешке, предполагая, что у нас есть еще в запасе лет пять, а то и всех десять. Со временем, комиссия из трех человек отправится в Россию, посетит музеи в Москве и Петербурге, поговорит с администрацией, удостоверится в каких музеях бережно сохраняются экспонаты в витринах и запасниках, удостоверится в чутком подходе к особенностям передаваемого, и, набравшись впечатлений, сделает доклад и свои рекомендации Правлению Объединения, после чего будет решено кому и когда передавать.

Мы надеемся, что изложенные мысли в этом докладе помогут другим объединениям, обществам и отдельным лицам взглянуть трезво на свои собрания и определить их судьбу.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Где и как хранят прошлое? Музей, библиотека, архив. Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Вы уже знаете, что многое о прошлом можно сказать при внимательном изучении зданий и сооружений, которые нас с вами окружают. Всё это – следы прошедших эпох, зримые свидетельства того, что было.

Так сложилось в истории, что очень много информации о прошлом мы можем почерпнуть из храмовой архитектуры, которая была представлена вам и разобрана на предыдущих уроках. Но не только храмы могут рассказать о том, чем занимался человек в прошлом, во что верил, что считал красивым и привлекательным в искусстве, а что – нет.

В наше время узнать информацию о прошлом можно также в музеях (разновидностью музея является также галерея), библиотеках и в архивах.

Музей – это коллекция, собранная с определенной целью. У экспонатов в музейной коллекции всегда есть некое общее качество – например, это могут быть произведения одного вида искусства (живопись или графика), одного времени (например, определенного века) или одной страны.

В зависимости от того, с какой целью собрана музейная коллекция, различают множество разновидностей музеев. Перечислим некоторые их них, наиболее важные. Галерея – хранилище памятников изобразительного искусства; Исторический музей – экспонаты рассказывают об истории, о прошлом. Тематический музей (все экспонаты посвящены одной определенной теме); Музей – заповедник (здесь предметом изучения и охраны являются не только памятники материальной культуры – вещи, одежда, интерьер, картины, но и природа); Мемориальный музей (создается в память о каком-либо известном человеке – писателе, поэте, музыканте и т.д.).

Вот несколько примеров разных типов музеев. Галерея – Пермская государственная художественная галерея; Исторический музей – Пермский краеведческий музей (Дом Мешкова и его филиалы в Перми и в Пермском крае); Тематический музей – Музей шоколада (Петербург); Музей – заповедник - Царское Село, Петергоф (Ленинградская область); Мемориальный музей – музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате (Москва).

Самые крупные библиотеки России расположены в двух столицах – в Москве (Российская государственная библиотека – слева вверху) и в Санкт-Петербурге Российская национальная библиотека (справа внизу).

Библиотека в Москве является самым крупным книжным хранилищем нашей страны. Сюда в обязательном порядке поступает на хранение экземпляр каждой книги, вышедшей из печати в России.

В Пермском крае наиболее крупное публичное книжное собрание – это Краевая универсальная библиотека имени А.М. Горького. Здесь хранятся периодические издания (журналы и газеты), книги, есть отдел редких книг и рукописей, музыкально-нотный отдел. Вся информация об изданиях библиотеки хранится в электронном каталоге.

Архив – еще одно важное учреждение, которое занимается охраной и описанием письменных документов прошлого. В архивы обычно обращаются в случае, когда нужно найти информацию о своем предке, например, подтвердить права на какое-либо имущество или ознакомиться с законодательными документами прошлого. В Перми расположен Государственный архив Пермского края.

Тема статьи довольно сложна и нечасто обсуждаема: это взаимоотношения, которые существуют между двумя родственными фондами, музейным и архивным, хранящими исторические источники – культурное наследие страны. Названное деление закреплено в законодательстве РФ и в подзаконных актах, регулирующих деятельность в той или иной области[1].

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документы Архивного фонда в собраниях музеев и библиотек.doc

Документы Архивного фонда в собраниях музеев и библиотек: проблемы учета и описания

Классификация письменных (архивных) документов Архивного фонда РФ, хранящихся в музеях, порядок их учета и описания в музейной документации.

Тема статьи довольно сложна и нечасто обсуждаема: это взаимоотношения, которые существуют между двумя родственными фондами, музейным и архивным, хранящими исторические источники – культурное наследие страны. Названное деление закреплено в законодательстве РФ и в подзаконных актах, регулирующих деятельность в той или иной области[1].

На практике музейный и архивный (а также библиотечный) фонды не являются замкнутыми сущностями, переданными в оперативное управление соответствующим уполномоченным государством и управляемым собственным федеральным исполнительным органом структурам: музейный – музеям, архивный – архивам, библиотечный – библиотекам. На самом деле, объекты – исторические источники, отнесенные к этим трем фондам, – распределяются между организациями в различных пропорциях таким образом, что каждый из музеев, архивов и библиотек хранит в своих собраниях ту или иную часть сопредельного фонда.

В этом утверждении нет никакого открытия: всем известно, что в собрания музеев на правах (зачастую) самостоятельных отделов входят собрания архивных документов и коллекции редкой книги; архивы, в свою очередь, хранят книжные собрания и музейные предметы, а в библиотеках есть документы и предметы, отнесенные к ведению Архивного и Музейного фондов.

Видовое разнообразие порождает ряд проблем, в частности в области учета и описания конкретных видов объектов культурного наследия (архивных документов, музейных предметов, книжных памятников).

Преодолению этих проблем посвящены соответствующие “перекрестные” разделы отраслевых инструкций[2] и правил по учету, предполагающие обязательные уч ет и описание таких “чужих” для типа данной организации объектов по правилам, соответствующим их природе[3].

Все инструкции предписывают в случае работы с объектами культурного наследия, относящимися к “соседнему” фонду, учитывать эти объекты по правилам, действующим в соответствующем им фонде.

Но многие ли организации, владеющие подобными “чужими” для себя объектами, реализуют на практике “правильные” учет и описание? Многие ли музеи (даже литературные, мемориальные, большая часть коллекций которых состоит из документов архивного фонда) следуют этому правилу, осуществляя, по сути, двойной (по музейным и архивным правилам) учет хранящихся у них архивных документов (фондирование, составление описей, ведение и развитие научно-справочного аппарата, использование единого классификатора документной информации и т. п.)? С высокой степенью уверенности можно утверждать, что таковых единицы. Зеркальная ситуация по отношению к музейным предметам и книгам редкого фонда существует и в архивной, и библиотечной сферах.

Игнорирование норм Инструкций и Правил, с одной стороны, является нарушением единой государственной политики в области учета культурных ценностей. В результате исследователи не могут получить качественную информацию о содержании фондов различных организаций и полноценный доступ к историческим источникам и артефактам.

Ситуация усугубляется тем, что системы учета и описания фондов в музейной и архивной практике и сформированная на их основе учетная документация выполняют также справочно-информационную функцию и являются единственным инструментом предоставления исследователям информации о предметах (документах), включенных в собрания. То есть, в отличие от библиотек, где функции учета библиотечного фонда и справочно-информационных каталогов разделены и реализованы в разных видах документов (инвентарные книги и карточные каталоги), в музеях и архивах обе функции выполняют одни и те же документы (инвентарные книги в музеях и описи в архивах).

Поэтому отсутствие грамотного, ведущегося по утвержденным инструкциям и правилам, учета приводит к крайне негативным последствиям, среди которых:

■ невозможность исполнения управленческих функций;

■ невозможность в полной мере реализовать государственные проекты;

■ спорность отчетности и статистических данных о составе соответствующих фондов, их состоянии и использовании;

■ недоступность фондов исследователям.

Между тем, еще в 1990 г. Министерство культуры СССР и Главное архивное управление при Совете Министров СССР при участии ведущих специалистов и экспертов в области архивного и музейного дела разработали и утвердили “Правила работы музеев по учету и организации хранения письменных документов Государственного архивного фонда СССР”, основной задачей которых было “введение в практику работы музеев единых межотраслевых требований по централизованному государственному учету, организации хранения и обеспечения сохранности документов ГАФ СССР”.

Правила регламентируют работу государственных музеев с письменными документами[5] государственног о Архивного фонда, хранящимися в отделах (секторах) письменных источников, рукописей или документальных фондов в зависимости от структуры и сложившейся практики работы с документами в конкретном музее. При этом Правила могут быть использованы не только для государственных (федеральных, муниципальных и пр.) музеев, но и для музеев с иной формой собственности.

На сегодняшний день эти Правила стали библиографической редкостью, но не утратили, не своей юридической силы, ни актуальности. Текст Правил состоит из введения и шести разделов. В первом разделе изложены основные принципы классификации и фондирования документов государственного Архивного фонда в музеях. Во втором-пятом разделах поэтапно рассмотрен порядок учета и описания документов государственного Архивного фонда: первичный учет при поступлении (первая стадия музейного учета), учет и описание в отделе (фондохранилище) в музее (вторая стадия музейного учета) и централизованный государственный учет документов в Главархиве СССР. Шестой раздел посвящен вопросам организации хранения и обеспечения сохранности документов.

В рамках данной статьи, учитывая объемность и сложность темы, сосредоточимся только на классификации письменных (архивных) документов Архивного фонда РФ, хранящихся в музеях, и рассмотрим порядок их учета и описания в музейной документации.

Классификация документов Архивного фонда

Под классификацией документов Архивного фонда РФ в музеях понимается их группировка:

■ по историческим эпохам (досоветский, советский и постсоветский периоды);

■ по способу и технике закрепления информации (письменные, графические, кино- фото-, фоно-, электронные документы);

■ по архивным фондам, архивным коллекциям, архивным собраниям, а внутри них – по единицам хранения (делам) и/или единицам учета.

Письменным документом Архивного фонда РФ является подлинник (или заверенная копия на правах подлинника) текстового документа, информация которого зафиксирована каким-либо типом письма.

В государственных музеях к числу письменных документов государственного Архивного фонда, как правило, относятся включенные в состав основного фонда документы личного происхождения рукописи, письма, автографы, дневники, нотные и текстовые записи фольклора и музыки, другие документы, содержащие текстовую информацию. Также к документам государственного Архивного фонда относятся прошедшие экспертизу ценности и подлежащие постоянному (бессрочному) хранению наиболее ценные документы текущего (ведомственного) и научного архивов музея.

В комплексе с письменными документами государственного Архивного фонда учитываются логически взаимосвязанные с ними печатные издания с автографами и пометками, а также фотографии, карты, плакаты, афиши, эстампы, лубки, марки, открытки, листовки, вырезки из газет и журналов и др.

Основные принципы учета документов государственного Архивного фонда в составе музейных собраний. Термины и определения

Письменные документы государственного Архивного фонда должны быть сосредоточены в составе основного фонда, текущего (ведомственного) и научного архивов музея.

Учет и описание документов государственного Архивного фонда, входящих в основной фонд музея, ведется отдельно от учета и описания документов текущего (ведомственного) и научного архивов.

Для документов Архивного фонда, входящих в собрание музея, также как и в архивах, основными учетными единицами являются архивный фонд, архивная коллекция (собрание) и единица хранения (дело).

Согласно Закону № 125-ФЗ, Архивный фонд – это совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой. В музейной практике Архивный фонд – это часть документального фонда учреждения или лица, имеющая историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, принятая на постоянное (бессрочное) хранение либо сформированная в музее. Учреждение или лицо, в результате деятельности которого образуется архивный фонд, называется фондообразователем.

Архивные фонды личного происхождения подразделяются на личные (персональные), семейные и родовые:

■ личный фонд состоит из документов, образовавшихся в процессе жизни и деятельности отдельного лица. В состав личного фонда, кроме документов личного происхождения, могут быть включены более поздние документы об этом лице, дающие возможность с наибольшей полнотой охарактеризовать его жизнь и деятельность. В музейной практике личные фонды выдающихся деятелей принято называть персональными фондами;

■ семейный фонд состоит из документов, образовавшихся в процессе жизни и деятельности представителей не более трех поколений одной семьи;

■ родовой фонд состоит из документов, образовавшихся в процессе жизни и деятельности представителей более трех поколений одного рода.

Архивная коллекция – это совокупность документов, являющаяся результатом деятельности коллекционера, поступившая в музей на постоянное (бессрочное) хранение.

Архивное собрание – это совокупность отдельных документов, объединенных непосредственно музеем по одному или нескольким признакам (тематическому, видовому, объектному, хронологическому и т. д.).

Единицей учета письменных документов государственного Архивного фонда является единица хранения (“дело”). Она представляет собой физически обособленный отдельный документ или совокупность письменных документов, заключенных в отдельную обложку.

Практическое осуществление классификации документов по архивным фондам, коллекциям, собраниям (все это входит в понятие “фонд”) называется фондированием. Фондирование включает в себя определение (уточнение) фондовой принадлежности документов, обозначение хронологических границ документов фонда, формирование фонда и установление его названия.

При определении фондовой принадлежности документов, прежде всего, учитываются их хронологические и тематические признаки. Определение (уточнение) фондовой принадлежности документов может производиться как на этапе научной экспертизы ценности, так и на этапе научного описания фонда.

Хронологическими границами архивного фонда являются даты самого раннего и позднего документа (в терминологии архивного дела – “крайние даты документов”). Хронологические границы документов фонда личного происхождения могут быть расширены за счет документов, связанных с откликами на смерть фондообразователя, с посмертным изданием его произведений, с проведением мероприятий, которыми отмечаются юбилейные даты и др.

Принадлежность архивных фондов к соответствующему историческому периоду определяется в зависимости от хронологических рамок документов, а в отношении фондов личного происхождения – в зависимости от того, в какой эпохе протекала вся или большая часть деятельности фондообразователя.

Вновь поступающие в музей отдельные документы или группы документов, которые не могут быть отнесены к имеющимся в музее архивным фондам, коллекциям, собраниям, включаются в архивное собрание единичных поступлений с последующим (по мере их накопления) фондированием.

Поступление архивных документов в музей

Поступление архивных документов в музей на практике оформляется аналогично поступлению иных музейных предметов.

Так, на документы, поступающие в музей отдельно или в комплексе с другими музейными предметами, составляется Акт приема предметов на постоянное (временное) хранение в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в отделе (секторе) учета музея или у главного хранителя фондов, второй – вручается владельцу (лицу или учреждению), сдавшему документы в музей.

При передаче документов в музей в дар или при закупке Акт приема предметов на постоянное (временное) хранение составляется только на основании заявления владельца и с заключением соответствующего договора. К Акту приема предметов на постоянное (временное) хранение может быть приложена “легенда”, отражающая сведения об истории поступивших документов.

При поступлении в музей документов отдельно или в комплексе с другими музейными предметами одновременно с Актом приема предметов на постоянное (временное) хранение составляется в двух экземплярах Коллекционная опись на документы или коллекционная опись на предметы, включая документы.

При одновременном поступлении в музей большого объема предметов и документов они опечатываются комиссией и комиссионное вскрываются для составления коллекционной описи. Срок записи в Книгу поступлений музейных предметов основного фонда на постоянное хранение предметов и документов определяется фондовое закупочной комиссией (ФЗК) с учетом сложности и объема работ.

При поступлении в музей одного или нескольких документов коллекционная опись не составляется, но в Акте приема предметов на постоянное (временное) хранение они указываются по документной.

В течение месяца после поступления в музей архивные документы рассматриваются ФЗК, которая выносит решение об отнесении их к основному или научно-вспомогательному фондам. Решение фиксируется в протоколе.

В основной фонд включаются подлинники. В отдельных случаях допускается включение в основной фонд заверенных копий или дубликатов документов.

В состав основного фонда на правах документов государственного Архивного фонда РФ могут быть включены наиболее ценные документы из научного и текущего (ведомственного) архивов музея, отражающие историю и деятельность музея, с передачей их в фондо хранилище.

БИБЛИОТЕКИ, МУЗЕИ И АРХИВЫ: ГРАНИ СОТРУДНИЧЕСТВА* - тема научной статьи по культуре и культурологии из журнала Библиотечное дело

Считается, что Музейон (храм муз) в Александрии был предшественником современных музеев, и что Писистратус создал первую публичную библиотеку в Афинах в IV в. до н. э.

Светлана Александровна Медникова, заместитель директора по научной работе Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки

Предположительно, архивы возникли в первых государствах, обладавших письменностью, и находились там же, где находилась власть. В них должны были сниматься копии с государственных законов, которые хранились у высшего должностного лица.

Такое тройственное разделение мест хранения коллективной памяти (музеи, библиотеки и архивы) просуществовало на протяжении многих веков и, распространившись на всю цивилизацию и соединив деятельность государственной власти и частные инициативы, приобрело универсальный характер. Настолько универсальный, что и по прошествии многих веков мы выстраиваем в один ряд библиотеки, музеи, архивы не только в контексте сохранения культурного наследия, исторической памяти человечества, наций и народов, но и в контексте новых социокультурных реалий конкретного исторического момента — на рубеже XX и XXI веков.

Так, например, на фоне глобализации различных мировых процессов повсеместно наблюдается тяга к воспроизводству культурной памяти наций и народов — в различных аспектах и формах.

В музейной деятельности библиотек также можно выделить направление, которое ориентировано на творчество писателей, чья судьба связана с историей конкретного города, региона. Такой опыт освещён в профессиональной прессе также достаточно широко. На мой взгляд, он особенно удачно вписывается в работу библиотек по вполне понятным причинам, как и опыт создания в библиотеках музейных экспозиций, посвя-щённых истории развития библиотек.

На этой же волне увлечения сохранением культурной и национальной идентичности сегодня во многих регионах возни-

Действительно, сегодня мы можем констатировать, что интеграция библиотек и музеев очевидна и ярко прослеживается в различных направлениях их деятельности. Сегодня многие музеи при проведении своих мероприятий используют в одном ряду изобразительные, музыкальные и книжные средства. Примеров тому много как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Таким образом, библиотеки, используя в своей работе элементы музейной деятельности, зримо трансформируют библиотеку, формируют новый творческий стиль и имидж, более привлекательный для пользователя, обогащают традиционно книжную направленность в библиотечной работе. Об этом много пишет в своих широко известных публикациях С. Г. Матлина. Она в целом положительно оценивает такую тенденцию и называет данное направление в работе библиотек одним из векторов обновления публичной библиотеки.

Будучи одним из субъектов Российской Федерации, Мурманская область, как другие регионы, в своём развитии отражает ведущие тенденции социально-экономического и культурного развития государства в целом. В то же время имеют место свои специфические особенности, обусловленные географическим, историческим и культурным развитием Кольского края.

Так, например, основное население края — городское; сельское составляет лишь 8,7%. Соответственно и сеть сельских библиотек составляет 31% (60 библиотек) от общего количества государственных и

ль- Сочетание общероссийских тенденций ку, социокультурного развития и региональных > и особенностей края так или иначе находит зо- отражение в деятельности библиотек и в ую музейном измерении. Об Мурманская государственная област-ст- ная универсальная научная библиотека це- (МГОУНБ) долгие годы сотрудничает как ен- с главными музеями области, так и архива-е в ми по самым различным направлениям. ов- Наши специалисты ежегодно принимают участие во всех без преувеличения научно-практических конференциях областного ти краеведческого, областного художествен-ия ного и ведомственных музеев, государ-кой ственного архива области с докладами, ру- электронными презентациями, обзорами ает библиотечных ресурсов. че- В свою очередь, во всех историческо-тва краеведческих научно-практических конвои ференциях МГОУНБ, как правило, уча-[ен- ствуют сотрудники музеев города и обла-ль- сти, в том числе, музея Северного флота, Мурманского морского пароходства, музея ние партизан

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Читайте также: