Архитектура вятского края доклад

Обновлено: 05.07.2024

На центральных улицах Вятки сохранилось множество великолепных каменных особняков XIX-ХХ вв. Среди них особняк Зонова (чудесный модерн, 1912 г), эклектичный дом Прозорова (1870-1871 гг), и, наверное, самый красивое и узнаваемое особняк города – дом Булычева (арх. И.Чарушин, нач. ХХ в), в котором сейчас располагается местное отделение ФСБ. С Чарушиным здесь вообще многое связано – по его проектам возведены собора Серафима Саровского (1904-1905 гг) и церковь св. Екатерины (1899-1903 гг), а на улице Пятницкой уцелел его особняк (II пол. XIX в).

Особняк Я.А. Прозорова (1870-1871 гг) - один из красивейших в городе.

У окон особняка красивый необарочный декор.

Дом купца А.Д. Зонова (1912 г) - одно из красивейших зданий города, но его сложно фотографировать из-за деревьев.

Попытка снять фасад дома Зонова поближе.

Рядом интересное здание 1938 г - т.н. "Дом обуви", построенный именно как торговое помещение.

Особняк купчихи Савинцевой (XIX вв), где в 1918 году в ссылке проживали члены царской семьи.

Здание филармонии (1963 г).

Фасад здания украшают тематические мозаики.

На определенную тематику.

Здание Кировского драмтеатра построено в 1930-х гг.

Недавно рядом с театром установлен памятник Ф. Шаляпину, чьи предки были родом из Вятской губернии.

Неоренессанс с ул. Казанская.

Второй корпус бывшей мужской гимназии (1904 г).

Ну а эти рельефы над входом гимназии более позднего уже советского времени.

Дом купца Ивана Репина (1814-1816 гг) сейчас принадлежит Кировскому художественному музею им. Васнецовых.

Дом дантиста Арансона (1820-е гг, перестроен в 1879 г).

Дом купца Сенилова (1860-е гг).

Старые торговые помещения на улице Спасская.



Застройка улицы Ленина.

Здание пожарной части (1867 г) было сильно перестроено в более поздние годы, что сильно исказило его облик.

Церковь Серафима Саровского (1904-1905 гг, арх. И. Чарушин) тоже закрывалась в советские годы, но ненадолго (с 1930-х по 1943 гг), а потом долгие годы была кафедральным собором города.

Церковь со стороны апсиды и колокольни.

Еще одна церковь, выстроенная по проекту И.Чарушина, - св. Екатерины (1899-1903 гг).

Собственный дом архитектора И. Чарушина (II пол. XIX в).

Он же с другого ракурса.

Дом сохранил красивые деревянные рамы и лепнину.

Дом Булычева (нач. ХХ в, арх. И.А. Чарушин).

Крылатые львы и царственные орлы украшают фасад особняка Булычева (нач.ХХ в).

Детали особняка Т. Булычева очень красноречивы.

Помимо чарушинских особняков, немало осталось в Вятке и построек, выполненных по проекту Эмиля Нюквиста - архитектора шведского происхождения.
В наше последнее утро в Вятке решили отыскать те два дома города, где, по имеющейся информации, сохранились львы из опочного камня: дом на ул. Воровского (где львов уже, к сожалению, нет) и особняк Я.Прозорова 1870-г годов, где львы на пилонах ворот сохранились. Этот интересный феномен мы видели и в других городах области, но об этом в свое время.

Дом Ф. Ездакова перестроен Нюквистом в 1906 г в кирпичном стиле с элементами готики.

Еще в одном доме Э. Нюквиста (1905-1906 гг) сейчас размещается музей А. Грина.

В этом доме авторства Э.Нюквиста на улице Казанской сейчас находится весьма пристойная гостиница, в которой мы, кстати, останавливались.

Этот нарядный особняк с ул. Воровского когда-то был украшен фигурами львов, которые, к сожалению, не дошли до наших дней.



Здание городского училища построено в 1791 г как купеческий особняк. Училищу его подарил новый владелец Прозоров в 1870-х гг.

Особенно интересны ворота особняка, чьи пилоны (сейчас единственный пример в Вятке) сохранили львов, вырезанных из опочного (добывавшегося в окрестностях села Опоки) камня.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Дидактическая задача урока: закрепить понятие стиля в архитектуре и cоздать образное представление об архитектурных стилях в г. Вятке, Кирове.

Образовательная: познакомить учащихся с художественными стилями архитектуры нашего города; создать условия для формирования умений и навыков самостоятельно работать с разными источниками информации: справочниками, словарями, открытками; научить учащихся формулировать свои мысли кратко и их излагать.

Воспитательная: создать условия для общения учащихся с шедеврами вятского искусства на уроке; на примере архитектуры своего города развить у учащихся способности к эмоционально-художественному восприятию и осмыслению; формировать умение находить в шедеврах архитектуры духов-но-ценностные ориентиры.

Развивающая: развивать у школьников стремление воспринимать художест-венную культуру; формировать коммуникативные навыки учащихся посред-ством работы в группах; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Форма проведения: урок с применением ИКТ.

Оборудование: презентация учителя, компьютер для учителя, проектор, экран, фотографии, тестовые задания.

Методы и технологии обучения: беседа, опережающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, деятельностный подход.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Просмотр клипа группы “Браво” (слайд 1) .

Постановка цели урока – слайд № 2.

Эпиграф: “Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже умолкают и песни и предания…”

Учитель: “Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?”

Слайд № 3 – название темы (Архитектурные стили Вятки, Кирова).

III. Целеполагание и мотивация.

– Верно. Вы познакомитесь с архитектурными стилями нашего города, выявите их особенности. Вы продолжите осуществлять работу в группах с дополнительной литературой. А что такое ребята – стиль в архитектуре?

Ответы учащихся: Стиль – совокупность признаков, характеризующих искусство определенного времени и направления. Стиль в архитектуре связан с историей развития общества, с представлениями эпохи о пользе и красоте.

Учитель: Давайте посмотрим ребята на слайды – посмотрите каким был наш город и каким стал (слайды 4-10).

Скажите ребята а какие архитектурные стили вы знаете?

Ответы учащихся: древнерусский (русско-византийский, классицизм, барокко, неоготика, необарокко, неоклассицизм, эклектика, модерн, конструктивизм (слайд 11).

Учитель: Итак, сегодня вы должны будете в группах найти информацию о данном архитектурном стиле, его особенностях, подготовить выступление и представить его. Мы назовем сегодня ту творческую группу, которая ярко представит свою презентацию (по щелчку начнет звучать музыка, когда дети работают в группах).

IV. Первичное усвоение учебного материала. 1. Самостоятельная деятельность учащихся, нахождение и отбор информации.

1 группа “русско-византийский стиль”.

  1. Охарактеризовать русско-византийский стиль архитектуры.
  2. Определить особенности данного стиля.
  3. Оформить результаты работы.
  4. Подготовить доклад для выступления перед группами.

2 группа “Классицизм и неоклассицизм”.

  1. Охарактеризовать стили классицизм и неоклассицизм в архитектуре.
  2. Определить особенности данного стиля.
  3. Оформить результаты работы.
  4. Подготовить доклад для выступления перед группами.
  1. Охарактеризовать стиль барокко в архитектуре.
  2. Выявить особенности данного стиля.
  3. Оформить результаты работы.
  4. Подготовить доклад для выступления перед группами.

4 группа “Эклектика” и “Модерн”.

  1. Охарактеризовать стили эклектика и модерн в архитектуре.
  2. Выявить особенности данного стиля.
  3. Оформить результаты работы.
  4. Подготовить доклад для выступления перед группами.

5 группа “конструктивизм”.

  1. Охарактеризовать стиль конструктивизм в архитектуре.
  2. Выявить особенности данного стиля.
  3. Оформить результаты работы.
  4. Подготовить доклад для выступления перед группами.

2. Оформление результатов исследования. Подготовка выступлений.

Учащиеся подбирают и размещают соответствующие данному стилю характеристики на листе ватмана.

3. Предъявление результатов, прослушивание выступлений, заполнение таблицы.

Объединение материала всех групп в единую таблицу: “Архитектурные стили Вятки, Кирова”. Учащиеся групп выходят к доске и делают выводы по заданному стилю.

1 группа “русско-византийский стиль” (древнерусский) – слайды 12-18.

Ученик: В ходе исследования архитектуры мы выявили что, это стиль, опирающийся на византийские традиции. Широкое распространение получил крестово-купольный тип храма, разделенный на 3, 5 нефов. Параллельно с каменным зодчеством развивались формы деревянной архитектуры (шатровые храмы и избы-срубы).

Учитель: назовите пример русско-византийского стиля в городе Москве?

2 группа “Классицизм и неоклассицизм” – слайды 19-28.

Ученик 1: Классицизм – это стиль второй половины XVIII – начала XIX в., опирающийся на традиции античности и Высокого Возрождения. Это строгая торжественность и геометричность архитектурных построек, сконструированных на основе античной ордерной системы; эстетическое благородство в пропорциях колоннад и мастерство исполнения в деталях; спокойное величие образов зданий, организующих и притягивающих к себе окружающее пространство.

Ученик 2: Неоклассицизм – стиль второй половины XIX – начала XX века, обращавшийся к традициям искусства античности, эпохи Возрождения и классицизма.

Учитель: назовите пример стиля неоклассицизма в нашем городе?

3 группа “Барокко” – слайды 29-34.

Ученик: “Барокко” в переводе с итальянского звучит как причудливый, странный. Это стиль конца XVI – середины XVIII вв. Главными отличительными особенностями этого стиля, которые мы заметили, это грандиозность и пышность фасадов. Здесь вы не увидите симметрии и строгой геометричности. Стены и крыши меняются по высоте, форме, объему. Еще этот стиль отличает богатый декор и множество скульптурных украшений.

Учитель: назовите пример стиля барокко в городе Санкт-Петербурге?

Учитель: ребята, а ведь есть еще стиль необарокко. Что это за стиль, приведите пример этого стиля.

4 группа “Эклектика” и “Модерн” – слайды 35-43.

Ученик 1: Эклектика – это разностильность. От архитектора требовались особые проявления таланта, чтобы гармонично и художественно соединить черты различных стилей прошедших эпох. В Вятке это – Александро-Невский собор. Храм во имя Александра Невского строился на перекрестке улиц Казанской (Большевиков) и Семеновской (Воровского). Площадь застройки составляла 2500 кв. м.Высота здания с крестом была 50 метров, то есть в полтора раза выше современных высотных жилых зданий у филармонии. Проектировал храм знаменитый московский архитектор А.Л. Витберг, сосланный в Вятку в 1835 г. по обвинению в расточительстве при возведении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах в Москве. На сохранившихся фотографиях видно, что в плане собор круглый. К массивному цилиндру основного объема примыкают 4 прямоугольные башни-колоколенки, завершенные куполами – главками. Нижний ярус собора между башнями дополнен романтично – таинственной галереей, оформлен-ной в виде полукруглой аркады со стрелками покрытия над ней. Третий ярус представляет собой почти традиционно-русское пятиглавие, хотя главки поставлены над башнями-колокольнями и находятся вне периметра круглого здания.

Ученик 2: “Модерн” в переводе с французского означает “новейший, современный”. Это стиль в европейском американском искусстве конца XIX – начала XX вв. Здесь мы можем увидеть архитектурные элементы разных стилей. Здесь главное – индивидуальность изобретательности архитектора. Архитектурные элементы должны быть не только красивым, но и нести определенные функции. Здесь всегда много использованы стекло и металл. Металлические ограждения имеют вид орнамента с криволинейными очертаниями.

Учитель: приведите еще примеры стилей “эклектика” и “модерн” в Кирове.

5 группа “конструктивизм” – слайды 44-57.

Ученик: Конструктивизм (конструирование, построение) – это каркасная, лаконичная (без декоративных украшений), геометрическая, чаще железобетонная архитектура, основанная на современных научно-технических и промышленных достижениях, способствующих созданию функционального комфорта жизнедеятельности человека.

Учитель: приведите пример стиля “конструктивизм” в нашем городе.

4. Обобщение материала.

Проверка заполнения таблицы. Вывод по теме урока.

Учитель. Сегодня на уроке, ребята, мы с вами познакомились с различными архитектурными стилями нашего города, выявили их характерными отличия, научились их узнавать в зданиях города Кирова. Давайте еще раз посмотрим на них (демонстрируются слайды 58–65), сможем ли мы их узнать (во фронтальном режиме вместе с учителем).

А теперь покажите насколько наш урок получился продуктивным, применив свои знания на практике самостоятельно (слайд 66).

V. Осознание и осмысление учебного материала.

Проверка усвоения материала: Выполнение учащимися теста.

VI. Подведение итогов и рефлексия.

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня на занятии вы узнали характерные особенности разных архитектурных стилей и научились узнавать их в памятниках зодчества. Убедились, что культура мира и России нашла свое отражение в культуре нашего города. Теперь, гуляя по улицам нашего города и любуясь его красотой, вы сможете сами определить, в каком стиле построено то или иное здание (слайд 67). Любите свой город и гордитесь им!

“Народ вятский доброжелательный, спокойный. Сейчас многое направлено на агрессию и нервозность, а вы всегда открыты душой и очень доброжела-тельны. Хочу пожелать, чтобы свой вятский характер не растеряли и культи-вировали”.

VII. Домашнее задание(по выбору):

нарисовать или сфотографировать здание города, принадлежащее к определенному архитектурному стилю.

В заключении урока демонстрируется клип про город Киров (слайд 68). Если не хватает времени на уроке, то можно клип 1 либо 2 сократить.

Энциклопедия земли Вятской : Том 5. Архитектура / Составитель А. Г. Тинский; Редактор Н. В. Пересторонин ; Областная писательская организация; Администрация Кировской области; Вятская торгово-промышленная палата. — Киров, 1996
Энциклопедия земли Вятской : Том 5. Архитектура / Составитель А. Г. Тинский; Редактор Н. В. Пересторонин ; Областная писательская организация; Администрация Кировской области; Вятская торгово-промышленная палата. — Киров, 1996

Энциклопедия земли Вятской : Том 5. Архитектура / Составитель А. Г. Тинский; Редактор Н. В. Пересторонин ; Областная писательская организация; Администрация Кировской области; Вятская торгово-промышленная палата. — Киров, 1996. — 381 с., ил. — ISBN 5-86645-012-7

Читателям предлагается еще одна книга из десятитомного издания Энциклопедия земли Вятской и посвящена она архитектуре. Авторский коллектив образовали специалисты, много лет отдавшие изучению архитектуры вятского края. Разные по возрасту, специальности, опыту. Архитекторы, строители, искусствоведы. Ученые и практики. Родившиеся на Вятской земле и узнавшие ее уже в зрелом возрасте.

Геннадий Михайлович Безверхое, архитектор, член СА РСФСР, кандидат архитектуры, заведующий кафедрой ВятГТУ и главный архитектор области.

Анри Юрьевич Каптиков, доцент Екатеринбургского архитектурного института, кандидат искусствоведения, автор научных работ по вятской архитектуре.

Евгений Львович Скопин, инженер-строитель, главный архитектор научно-реставрационной проектно-строительной фирмы, один из авторов проектов реконструкции комплекса Успенского Трифонова монастыря.

Галина Викторовна Титова, инженер-строитель, главный архитектор проектов реставрации памятников архитектуры Кировской области.

Впервые публикуются панорамы и планы исторических уездных городов, рассказ об их развитии в русле общих тенденций и законов российского градостроительства. Здесь же — планы и панорама великолепного архитектурного ансамбля на Великой реке, создание которого продолжалось более ста лет и связано с народными мастерами-зодчими, с именами известных архитекторов: Ф. М. Рослякова, Н. А. Андреевского, С. Е. Дудина, И. Д. Дюссар де Невиля, А. Е. Тимофеева, В. М. Дружинина. Впервые читателю представлен памятник каменного зодчества — Покровский храм одноименного погоста, затерявшегося в лесах современного Лузского района. Небольшую статью о нем мы поместили в разделе об архитектурных ансамблях.

Как читать пятый том? Каждая из основных глав относится к определенному отрезку времени, большому или относительно малому, в пределах которого материальная основа архитектуры (строительное производство) и художественные воззрения общества не претерпевали резких изменений. Поэтому и читать книгу лучше в том порядке, в котором эти отрезки времени следовали один за другим. Но это не исключает и справочного использования тома и чтения отдельных глав или статей в порядке возникающих у читателя вопросов.

Даты везде названы по календарю соответствующего времени. Точно так же — единицы измерения (вершок, аршин, сажень). На чертежах масштаб указан масштабной линейкой. Планы (за редким исключением) ориентированы на север. Такой четкости нет, к сожалению, в указании года постройки зданий, особенно культовых, строительство которых велось в две, три и даже в четыре очереди — по приделам. Большие пробелы в сведениях об архитекторах и лицах, участвовавших в проектировании. Названо около ста человек. Первоначальный замысел — о каждом дать исчерпывающие сведения (имя и отчество, год и место рождения, смерти, период работы в Вятке, должность, образование) осуществить не удалось, но мы все-таки поместили даже отрывочные сведения в надежде, что начатая авторами работа будет продолжена. Не представилось возможным критически осмыслить застройку города Кирова в течение последних двух десятилетий, в условиях перманентных изменений генерального плана.

Совсем не отражены в томе система подготовки и комплектования архитекторских кадров, производство строительных материалов, вопросы управления строительством. Остается надежда, что и эти вопросы будут исследованы и обобщены позже.

Кончается работа над томом, наступает время иных тревог. Как встретит книгу читатель? Все замечания, критику мы примем как должное. Не можем принять только возможного упрека в отрешенности от реалий современной жизни: здания бывших храмов в критическом состоянии, а авторы, мол, спокойно рассуждают о их былом месте в вятской архитектуре. Да, с болью в сердце, но хладнокровно, без истерического плача и напрасных стенаний. Каменным храмам восемнадцатого века — за двести лет. На такую жизнь они не были рассчитаны. Именно эти, в большинстве полуразрушенные и пока еще не упавшие храмы указали исследователям место, которое они занимали когда-то в архитектуре земли Вятской. А теперь — в нашей памяти. В память предыдущих поколений, из которых вышли многие десятки народных зодчих: Старковых, Чернятевых, Москвитиновых, Никоновых, Жуковых, Соколовых, Шутовых, Окуловых, Редниковых, Злобиных, Худербиных, Суворовых, Тупицыных, Тупасовых, Коршуновых, Спицыных, Кошкиных, Лутошкиных, Кудрявцевых, Цырочкиных, Горынцевых.

Пять памятников вятского барокко в Кировской области, которые можно осмотреть за выходные

Погода этим летом не балует, но сидеть дома - плохая идея, решили мы и поехали смотреть вятскую архитектуру XVII - XVIII веков. А точнее сохранившиеся в окрестностях Кирова храмы и соборы. Сразу скажем, их можно разглядывать часами, по ним же можно проследить, как менялся архитектурный стиль на вятской земле.

Кстати, первые кирпичные здания в Хлынове появились только в конце XVII века. Из-за дороговизны кирпича этот материал использовался главным образом для строительства культовых сооружений, а храмы закладывались на добровольные пожертвования местных жителей и меценатов. В то время в Центральной России приобретал популярность архитектурный стиль московское барокко, отличительной чертой которого было устремление строений вверх, их многоярусность и узорчатость фасадов. Он вытеснял другой популярный стиль - узорочье, который характеризовался затейливыми формами, сложностью композиции и обилием декора.

Спасо-Преображенская церковь (Киров, Динамовский проезд, 6)

Наш трип начинается с этого храма. Спасо-Преображенская церковь - это одно из сохранившихся творений известной артели местного умельца Ивана Никонова, мастера которой приложили руку к созданию многих каменных построек в Хлынове начала XVIII века. Церковь была построена в 1696 году. В то время здания украшались затейливой кирпичной резьбой с народной выдумкой и размахом в духе русского узорочья. С присущей уже вятским мастерам самобытностью. Как видите, нарядность фасаду придают оконные наличники.

Пять памятников вятского барокко в Кировской области, которые можно осмотреть за выходные

Пять памятников вятского барокко в Кировской области, которые можно осмотреть за выходные

Храм Троицкой церкви (Кирово-Чепецкий район, село Кстинино, ул. Советская, 61)

В получасе езды от Кирова в Кирово-Чепецком районе находится село Кстинино. Проезжая через него, невозможно пропустить колокольню Троицкой церкви в стиле классицизма XIX века. Она приковывает взгляд своим масштабом. Однако за ней скрывается ещё один памятник архитектуры - храм постройки рубежа XVII - XVIII веков.

Пять памятников вятского барокко в Кировской области, которые можно осмотреть за выходные

Перед нами фасад, украшенный резьбой по кирпичу и наличниками, и каждый из чем-то отличается. К сожалению, невооружённым взглядом видно, что этому величественному храму нужна реставрация.

Пять памятников вятского барокко в Кировской области, которые можно осмотреть за выходные

Собор Николая Чудотворца (Нолинск, ул. Ленина, 33а)

Путь от Кстинино до Нолинска занимает почти два часа, но то, что мы увидели, стоило долгой дороги. Во-первых, по пути в город можно остановиться в селе Кырчаны, там стоит колокольня Троицы Живоначальной постройки второй половины XVIII века, тоже в стиле вятского барокко. А во-вторых, в Нолинске располагается собор Николая Чудотворца первой четверти XVIII века. Раньше он был окружён большой стеной, остатки которой до сих пор можно найти рядом с храмом.

Пять памятников вятского барокко в Кировской области, которые можно осмотреть за выходные

Взгляд приковывают наличники на окнах. Завитки на них поднимаются вверх, переходя в новый ряд завитков. Между первым и вторым рядом оставлено место для других узоров, а кокошники окон имеют дополнительное украшение - внутри них расположены розетки. При этом такое буйство фантазии не нагружает декор собора, а создаёт особый облик.

Пять памятников вятского барокко в Кировской области, которые можно осмотреть за выходные

Знаменско-Богородицкая церковь (Кирово-Чепецкий район, село Пасегово, ул. Подгорная, 14)

Из Нолинска мы направились в село Пасегово, чтобы увидеть Знаменско-Богородицкую церковь постройки первой половины XVIII века. Между населёнными пунктами расстояние более 220 километров и более двух часов езды.

Пять памятников вятского барокко в Кировской области, которые можно осмотреть за выходные

Эта церковь - одна из жемчужин вятской архитектуры. Она построена в первой половине XVIII века. Сейчас её восстанавливают, и отреставрированные фасады откровенно радуют глаз своей помпезностью.

Нам снова повезло на хороших людей и удалось пообщаться с реставраторами. Они говорят, что при воссоздании узоров пришлось постигать тонкости резьбы по кирпичу, а часть узоров воссоздавать из опочного камня - с ним работать гораздо удобнее.

Пять памятников вятского барокко в Кировской области, которые можно осмотреть за выходные

Пять памятников вятского барокко в Кировской области, которые можно осмотреть за выходные

Пять памятников вятского барокко в Кировской области, которые можно осмотреть за выходные

Екатерининский собор (Слободской, ул. Володарского, 54)

Ещё один интересный памятник вятского барокко - Екатерининский собор в Слободском. Здание построено на рубеже XVII - XVIII веков, в нём, как и в Спасо-Преображенской церкви, виден архитектурный почерк артели Ивана Никонова. Если есть время, ему можно посвятить отдельный день, заодно осмотрев и другие достопримечательности Слободского.

Пять памятников вятского барокко в Кировской области, которые можно осмотреть за выходные

В 1914 году собор перестраивался по проекту архитектора Ивана Чарушина, были добавлены два придела - с юга и севера. Украшения древней части церкви были сохранены.

Пять памятников вятского барокко в Кировской области, которые можно осмотреть за выходные

Пять памятников вятского барокко в Кировской области, которые можно осмотреть за выходные

Вот такой необычный трип получился на этот раз. Вернулись мы поздним вечером, усталые, но довольные. Чего и вам желаем, потому что путешествовать родному краю - это круто.

Читайте также: