Архитектура объемных сооружений доклад

Обновлено: 18.05.2024

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

Введение

Строительство является одним из древнейших видов человеческой деятельности, а это значит, что много тысяч лет назад был заложен первый камень в фундамент любого дальнейшего развития архитектуры. При въезде в город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в разных архитектурных стилях. И через эти стили мы определяем период их построения, социально-экономический уровень страны, обычаи, нравы и традиции того или иного народа, его культуру, историю, национальное и духовное наследие и даже темперамент и характер народа этой страны.

Архитектура — это искусство, неразрывно связанное с повседневной жизнью человека. Она служит нашим повседневным потребностям, разнообразным потребностям общества. И в то же время доставляет нам удовольствие, создает настроение, влияет на чувства людей.

Архитектура

Архитектура, или архитектура, формирует пространственную среду для жизни и деятельности человека. Искусство архитектуры — это поистине социальное искусство. Даже сегодня трудно взаимодействовать с историей и напрямую связано с культурой своего времени. Отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, деревни и целые города — их красота может пробуждать определенные чувства и настроение у зрителя. Именно это делает архитектуру искусством — искусством создания зданий и сооружений по законам красоты. И как любой вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией. Лучшие здания и ансамбли архитектуры запоминаются как символы стран и городов. Искусство архитектуры — это поистине социальное искусство. Даже сегодня трудно взаимодействовать с историей и напрямую связано с культурой своего времени.

В обществе массового потребления, частного заказа, коммерческой направленности строительной деятельности архитектор часто довольно ограничен в своих действиях, но за ним всегда стоит право выбора архитектурного языка, и во все времена было трудно найти путь к архитектуре как к великому искусству и точным наукам. Не случайно великие цивилизации вспоминаются не только войнами или торговлей, но прежде всего архитектурными памятниками, которые они оставили после себя.

Виды архитектуры

Архитектура объемных конструкций.

Архитектура объемных сооружений включает в себя жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины и т.д.), промышленные предприятия (заводы, фабрики, электростанции и т.д.).

Ландшафтная и парковая архитектура.

Градостроительная деятельность — деятельность в области градостроительного планирования организации и развития территорий и населенных пунктов, определения видов городского использования территорий, комплексного проектирования городских и сельских поселений, включая творческий процесс формирования городского пространства, создание

Стили в архитектуре

Архитектура всегда была тесно связана с историей общества, его мировоззрением и идеями, развитием строительных технологий, восприятием человеком полезности и красоты. Все это повлияло на архитектурный стиль, т.е. на исторически сложившийся набор художественных средств и приемов. Архитектурный стиль проявляется в организации пространства, в выборе архитектурных форм, характерных для того периода, их пропорциях и декоративных орнаментах. Знакомство с различными архитектурными стилями может многое рассказать о прошлом человека. В отличие от греков, которые знали только колонну, покрытую балкой, и комнаты с плоскими потолками, римляне разработали систему сводчатых потолков и сводов. Римские своды поражают своим внешним видом, размерами и разнообразием. Почти высшим достижением римской строительной идеи было закрытое волшебное хранилище, обычно называемое куполом. Один из самых совершенных образцов римской архитектуры — Пантеон, Храм Всех Богов, построенный в Риме в 125 году нашей эры. Круглая по отношению к зданиям покрыта большим куполом диаметром более 43 метров.

Только в XIX веке, с изобретением железобетонных конструкций, люди научились строить купола такого размера, и римляне построили купол Пантеона с бетонными и кирпичными рамами. Здание очень хорошо продумано. Его высота равна диаметру, купол — полусфера. В центре купола есть отверстие, через которое проникает луч света, освещающий весь интерьер огромного зала. Пантеон впечатлен великолепием своего убранства. Квадратные ниши, так называемые кессоны, необходимые для ослабления купольной массы, были заполнены розетками из позолоченной бронзы, стены внутри выложены полихромным мрамором, а колонны наружного портика вырезаны из массивных гранитных монолитов.

Первый древнеегипетский

Древнеегипетский стиль зародился в долине Нила около 5000 лет до н.э. и просуществовал до 300 г. н.э. Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однородностью. Это было связано с добычей камня, и его обработка находилась в государственных руках. Методы работы были настолько прочными, что не менялись более 3500 лет. Изоляция египетской цивилизации означала отсутствие конкуренции в архитектуре в древнем государстве, что положительно отразилось бы на ее развитии, как и в Европе.

Вторая классика

Этот стиль зародился в Европе в XVII веке в результате влияния итальянского Возрождения. В то время искусство Ренессанса уже получило широкое распространение на континенте.

Третий Романский

Четвёртая готика

Готический стиль зародился в середине XII века. В XIII веке он распространился на территорию нынешней Германии, Австрии, Чехии, Испании и Англии. В странах Восточной Европы готический стиль появился позже и просуществовал там немного дольше — до XVI века.

Древнерусский

Древнерусское искусство называется искусством исторического периода, ограниченного, с одной стороны, датой крещения Руси киевским князем Владимиром Святославичем (988 г.), а с другой — границей XVII-XVIII вв., началом интенсивной европеизации русской культуры при Петре Великом. Идеологическим содержанием этой эпохи было укрепление и распространение христианства в его восточном, греческом, православном и православном вариантах.

Шестое барокко

Седьмой классицизм

Классицизм зародился в европейском искусстве XVII-XIX веков. Архитектура классицизма в целом характеризуется логическим расположением и геометрией объемной формы. Одной из важнейших особенностей классицизма было обращение к формам древнего зодчества как эталону, в котором архитекторы того времени видели гармонию простаты и ясности, строгости и монументальности.

Современный

Архитектурныйстиль, распространившийся в Европе в 1890-х и 1910-х годах как часть стиля модерн. Архитектура модерна характеризуется отказом от прямых линий и углов в пользу более естественных линий и использованием новых технологий. Как и ряд других стилей, архитектура модерна характеризуется стремлением создавать как эстетически красивые, так и функциональные здания. Большое внимание было уделено не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который был тщательно изучен. Все конструктивные элементы — лестницы, двери, колонны, балконы — были художественно обработаны.

Заключение

Список литературы

  1. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. — – М., 1994 .
  2. Emohonova LG Мировая художественная культура. — – М., 2003.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Зачастую архитектуру сравнивают
с застывшей музыкой: подчиняясь своим законам она напоминает
нотное письмо, где основными составляющими любого произведения являются идея и ее вещественное олицетворение. По достижению гармоничного слияния
этих элементов, будь то деятельность архитектора или расчетная работа дизайнера на дому, результат
их участия в зодческом деле будет действительно изящным и восхитительным.

Искусство архитектуры в современном понятии

Каждая человеческая
цивилизация развивалась с характерным ей архитектурным стилем, который
символизировал определенный исторический период, его характер, основные черты и
политическую идеологию. Архитектурные памятники способны донести вековую
информацию о том, что люди ценили в момент их возведения, что на тот момент являлось
эталоном красоты в искусстве архитектуры, насколько
просвещенным в плане культурного развития был их образ жизни и пр. Крупнейшие древние
цивилизации до сих пор очень часто ассоциируются у нас с несравненными архитектурными
шедеврами, которые сохранились после них до наших дней. Это и сказочный Египет со
своими дивными пирамидами, и Великая стена в экзотическом Китае, и
величественный Колизей как исторический архитектурный след существования Римской
империи… Подобных примеров бесконечное множество.

Искусство архитектуры в современном понятии

Искусство архитектуры в современном понятии

Искусство архитектуры в современном понятии

История архитектуры является
самостоятельной наукой одновременно двух профилей: теоретического и
исторического. Данная особенность предопределена спецификой самого предмета, куда
входит история возникновения и развития архитектуры в целом, теоретические
знания об архитектуре, архитектурная композиция, архитектурный язык, а также
наблюдение за общими признаками и чертами архитектуры определенного времени и
места, что дает возможность распознавать различные его стили. Более подробно об
этом можно узнать из следующей схемы:

История архитектурного искусства:

Архитектура Средневековья и эпохи
Возрождения

  • Романский
    стиль
  • Готический
    стиль
  • Возрождение

Архитектура XVII- IXX века

  • Барокко
  • Рококо
  • Классицизм
  • Ампир
  • Эклектика
  • Сецессион

Архитектура XX века

  • Конструктивизм
  • Модернизм
  • Постмодернизм
  • Деконструктивизм
  • Хай-тек

Эпоха бурного технического
развития в современном мире дает архитекторам бесконечное количество
возможностей воплощать в реальность самые смелые идеи и задумки, благодаря чему
сегодня существуют такие архитектурные стили, как хай-тек и модерн. Им, в сравнении,
например, с противоречивым барокко или древнейшим романским направлением свойственна
смелость и настойчивость решений, яркость идей и многообразие материалов.
Однако, несмотря на стремительное и напористое движение новых современных
течений, старинные особняки, дворцы и соборы, которые играют важную роль
своеобразного символа того города или государства, где они расположены, никогда
не утратят свое очарование и притягательность. Эти здания как будто существуют
вне всякого времени, вызывая трепет и восторг у истинных ценителей искусства архитектуры.

Архитектура как искусство строительства,
которое формирует условия жизненного пространства человека через совокупность конкретных
зданий и сооружений, разделяется на определенные виды:

  • симметричная и
    асимметричная композиция;
  • горизонтальный и вертикальный ритм;
  • освещение и цвет.

Немалую помощь архитекторам
оказывает, безусловно, современная техника. Это новейшие разработки конструкций
и материалов, мощные строительные машины, благодаря чему изо дня в день рождаются
все более усовершенствованные типы зданий, увеличивается размах и скорость строительства,
задумываются новые города.

Современное искусство архитектуры основано на полной свободе мнений и идей, приоритетные направления и как
таковой стиль практически отсутствуют, а все концепции, по которым идет
развитие, имеют свободу и равноправие. Творческая фантазия сегодняшних
архитекторов ничем не ограничена, а в полной мере предоставленные возможности
сделать нашу жизнь выразительнее и ярче воплощаются в современных зданиях с
неуловимой быстротой.

Архитектура объёмных сооружений включает здания общественного назначения,
жилые дома и промышленные сооружения.
Одна из важнейших задач архитектуры – организовывать пространственную
среду для жизни и деятельности человека – находит наиболее полное воплощение
в произведениях общественной архитектуры. Особое место в ней занимают
культовые постройки: святилища, храмы, монастыри, мечети.
Культовые сооружения, являясь своеобразным воплощением модели мира, всегда
играли огромную роль в жизни человека. Они не только служили местом для
совершения культовых обрядов, но и являлись мощнейшим средством
воздействия на мысли и чувства человека, его сознание и общественное
поведение.
Погребальное сооружение на территории
города Урук. III тысячелетие до н.э. Ирак
Буддийский пещерный храм
Кайласанатаха. VII-VIII вв.
Эллора, Индия

К общественной архитектуре также относятся административные здания (деловые
центры, офисы, государственные учреждения, учебные заведения, больница и
библиотеки), предприятия сферы обслуживания (магазины и торговые центры,
гостиницы и отели, кафе и рестораны). В качестве примера назовём общественноделовой центр у площади Дефанс в Париже, в который входят Национальный центр
промышленности и техники (здание, опирающееся на три основания-опоры и
перекрытое огромным сводом-оболочкой), высотный деловой центр, небоскрёбы и
общественные комплексы. Ансамбль завершает Большая арка, ставшая своеобразным
символом новейшей архитектуры. Возведённая в честь 200-летия Французской
революции, она представляет собой гигантский куб из белого каррарского мрамора
высотой 110 метров и предназначена для организации экспозиций и проведения
конференций.
Йохан Отто фон Спрекелсен,
Поль Андре. Большая арка.
1983-1989 гг.
Париж, квартал Дефанс

Зрелищные и выставочные сооружения – театры, музеи, концертные залы,
павильоны и стадионы – также являются частью общественной архитектуры. Среди
древнейших – античные театры Греции и Рима.
И сегодня на сцене театра в Эпидавре, вмещающего около 15 тысяч зрителей,
можно увидеть героев античной драмы и комедии. Гармоничность архитектурных
форм и линий, красота и продуманность композиции, исключительная акустика
поражают и современного зрителя. Звук брошенной на камень монетки в центре
круглой орхестры (места для хора и танца), отчётливо слышен даже в последних
рядах колоссальных трибун, расположенных на склонах холма.
Поликлет Младший.
Театр в Эпидавре.
IV в.до н.э.

Не менее впечатляют зрелищные постройки Древнего Рима, и прежде всего
знаменитый Колизей, вмещавший около 50 тысяч зрителей и служивший местом для
зрелищ – гладиаторских боёв и др.
Колизей. 72-80 гг. Рим

Разновидностью архитектуры объёмных сооружений является жилая архитектура.
Каждый народ внёс свою лепту в конструкцию и внешний вид жилья. Немалую роль
в этом сыграли географическое положение, природно-климатические условия,
традиции и образ жизни конкретного народа. Например, жилища народов Крайнего
Севера и Тропической Африки существенным образом отличаются друг от друга.

От первых, порой примитивных построек, спасающих человека от непогоды, к
современным комфортабельным сооружениям из стекла и бетона пройден долгий
путь. Немало размышлял над удобством и рациональной планировкой жилых
зданий выдающийся испанский архитектор Антонио Гауди-и-Корнет (18521926). Одно из самых удивительных и оригинальных его сооружений – Дом Мила
– не имеет аналогов в мировой жилой архитектуре. Это здание в стиле модерн
выглядит как гигантская скульптура, омываемая морскими волнами. Его балконы
украшают детали из кованного железа, а лоджии-эркеры напоминают пчелиные
соты. Необычна и крыша с возвышающимися причудливыми силуэтами печных
труб и воздуховодов, построенная в форме кольцеобразной дороги, огибающей
внутренние дворики. В здании нет двух одинаковых комнат, ровных коридоров и
прямых углов, каждая жилая квартира неповторима.
Антонио Гауди-и-Корнет .
Дом Мила. 1906-1910 гг.
Барселона, Испания

Промышленная архитектура включает инженерные (фабрики, заводы, ГЭС) и
транспортные сооружения (дороги, туннели, мосты, вокзалы, метро).
Многие достижения инженерной мысли были известны уже в эпоху древнейших
цивилизаций. Колодцы, снабжавшие питьевой водой жителей старейшего города
планеты Мохенджо-Даро не менее 4 тысяч лет назад, знаменитые мосты
водопроводы, мосты-акведуки и дороги римлян, морские гавани на
Средиземноморском побережье и сегодня поражают продуманностью планировки и
размахом строительства.
Руины города Мохенджо-Даро.
Ок. 2500-1700 г. до н. э.
Пакистан

Немалую роль в современной жизни играют транспортные сооружения. Появление
новых авиалиний, строительство скоростных железных и автомобильных дорог
позволяют решать транспортную проблему. Чтобы уменьшить загрязнение
окружающей среды, развиваются новые виды транспорта с применением передовых
технологий: монорельсовые дороги, движущиеся тротуары и скоростные
пассажирские поезда. Не менее интенсивно человечество учится более эффективно
использовать природные источники энергии и топлива.

Ландшафтная архитектура (от нем. Landschaft - пейзаж) – искусство гармонически
сочетать естественную природную среду и архитектурные сооружения. В ней
различают садово-парковое искусство и архитектуру малых форм (беседки, фонтаны,
павильоны, лестницы, мостики).
Садово-парковое искусство как часть ландшафтной архитектуры начинает свою
историю от первого сада в Эдеме, висячих садов Семирамиды в Вавилоне,
причисленных к одному из семи чудес света, и сохраняется до нашего времени.
Каждая эпоха формирует особый тип садово-парковой культуры, в которой
переплетаются географические, национальные и эстетические характеристики.
Главное назначение садово-парковой архитектуры – служить человеку местом для
отдыха и гармоничного общения с природой.
Ян Брейгель Старший – Райский сад
Висячие сады Семирамиды

В отличие от геометрического построения ближневосточных садов, В Китае и
Японии отдавали предпочтение свободному, естественному принципу их создания.
Красота первозданной природы, возведённая в абсолют, наделялась
божественными символами и отражала незримое присутствие человека.
Например, в традиционном китайском императорском саду свободная планировка
сочеталась со строгой симметричностью дворцовых зданий. Наиболее значимые
элементы пейзажа отмечались ярко окрашенными павильонами с черепичными
крышами, мостиками и фонарями, красноречиво свидетельствовавшими о
согласии человека с природой, о его возможности творить приумножать её
красоту.
В отличие от китайского, миниатюрные японские сады создавались для
задумчивости созерцания и любования малейшими изменениями, происходящими
в природе в течение года или одних суток.
Китайский сад Дружбы в Сиднее
Сад Рицурин, Япония

Французский тип парка получил широкое распространение в России: в
пригородах Петербурга – Петергофе, Стрельне, Ораниенбауме и в Москве – в
усадьбах Кусково и Останкино.
Панорама Верхнего сада в
Петергофе. XVIII в.

Иной тип садово-паркового искусства сложился в Англии, где сама природа, с
холмами и извилистыми речками, не способствовала созданию регулярного парка.
В основе пейзажного парка лежит подражание естественной природе. В его
планировке нет прямых линий, и все детали воспринимаются как органичное
создание самой природы.
Как писал французский поэт Ж. Делиль:
Идеи Англии к нам хлынули волной
И утвердили власть кривых, волнистых линий.
В почёте лишь зигзаг, спираль и круг отныне.
(Перевод А.Ф. Воейкова)
Но несмотря на кажущуюся первозданность, английский парк создавался руками
человека, продумавшего в нём всё до мельчайших деталей, вплоть до
удивительных сюрпризов для посетителей.
Английский сад в Мюнхене

Современный город – это единая структура, объединённая множеством различных
связей, она создаёт условия для гармоничной жизни людей, их труда, быта и отдыха.
Жизнь в современном городе сложна и многообразна, а потому в нём приходится
решать немало важных и непростых проблем, таких как:
• обустройство транспортных развязок, тоннелей, эстакад;
• создание пешеходных зон в исторически сложившейся среде;
• борьба с неоправданными вторжениями новой архитектуры в сложившуюся
городскую среду (точечная застройка);
• реставрация исторических памятников;
• комплексная реконструкция жилищного фонда центральных районов;
• экология, сочетаемость с природной средой, озеленение;
• жизнеобеспечение города;
• проектирование экспериментальных районов.

Современные города ориентированы на размещение производственных,
промышленных сооружений и периферийных зонах. Центральная же часть
является зоной, где располагаются предприятия сферы обслуживания, социальные
учреждения и развлекательная инфраструктура.
Важнейшей относительно самостоятельной
единицей города являются
микрорайоны, в которых есть своя система жизнеобеспечения, то есть всё то, что
необходимо человеку для повседневной деятельности. Безусловно, жизнь человека
не замыкается внутри одного микрорайона: ему принадлежит всё пространство
города (дороги, вокзалы, школы, магазины, музеи, театры, парки). В структуру
современного города входят также и пригороды с обширными зелёными
массивами, обеспечивающими чистый воздух, тишину и спокойствие. В последнее
время вокруг больших городов стали возникать города-спутники.
В связи с увеличением числа городских жителей всё острее ощущается нехватка
территории. Исчерпав свободную для застройки землю, города расширяются за
счёт окраин и растут не только в ширь, но и ввысь. Это стало возможным
благодаря появлению новых строительных материалов (например, железобетона),
скоростных лифтов и эскалаторов. Однако нередко осуществить перепланировку
города на старом месте по ряду причин не представляется возможным.
Своеобразной попыткой разрешения этой проблемы стала идея возведения новых
городов на новом месте.

Фото: GiuseppeT/wikipedia.org

Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.

Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.

Эксперты в статье:

Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI

Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects

1. Античный стиль

Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.

Фото:Shutterstock

Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.

Фото:Shutterstock

Основные черты древнегреческой архитектуры:

Екатерина Сванидзе:

2. Готика

Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.

Иль-де-Франс

Фото:Unsplash

Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото:Unsplash

Николай Фанеев:

3. Барокко

Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.

Фото:Shutterstock

Фото:Shutterstock

  • многократное повторение в фасаде здания одних и тех же декоративных приемов;
  • обилие деталей;
  • позолоченная скульптура;
  • яркие цвета;
  • фрагментированные или намеренно неполные элементы;
  • использование игры света и тени;
  • ярко расписанные потолки;
  • масштабные фрески;
  • иллюзорные эффекты, такие как Тромплей;
  • купола грушевидной формы (более характерны для барокко Восточной Европы);
  • витые колонны, как бы создающие иллюзию движения вверх.

Екатерина Сванидзе:

4. Классицизм

Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.

Фото:Shutterstock

Фото:Unsplash

  • симметрия и пропорции: колонны и окна расположены равномерно;
  • главный вход выполнен в форме портика и увенчан фронтоном;
  • прочные строительные материалы;
  • высокие, от пола окна с мелкой расстекловкой;
  • пилястровый ордер;
  • стены лишены декора.

Николай Фанеев:

5. Рококо

Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.

Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.

Фото:Vassil/wikipedia.org

Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.

Фото:Shutterstock

Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.

  • мотив рокайля — морские ракушки, необычные изогнутые формы, имитирующие природные элементы;
  • отсутствие строгой симметрии;
  • богатая декоративная отделка;
  • пастельные цвета;
  • в интерьере активно используются лепнина, резьба и позолота;
  • относительно небольшой размер построек;
  • использование картушей (лепных украшений в виде щита или развернутого свитка);
  • зеркала — важный элемент интерьера.

6. Ампир

Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.

Фото:Shutterstock

Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.

Фото:Pexels

Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.

  • парадность;
  • монументальность;
  • мотивы Древнего Рима и Египта в орнаментах, декоре;
  • обилие декоративных элементов;
  • облицовка разноцветным камнем;
  • лоджия вместо портика;
  • позолота в деталях.

Николай Фанеев:

7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль

На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.

Фото:Bellomonte/wikipedia.org

  • природный орнамент;
  • плавные, волнистые, изогнутые линии в декоре фасадов и интерьеров;
  • пастельные, приглушенные оттенки;
  • украшение интерьеров мозаикой, витражами, эмалью;
  • оформление здания — дерево, кованые элементы необычной изогнутой формы;
  • прямоугольные двери и окна, достаточно часто — арочные.

8. Модернизм

Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.

Фото:Shutterstock

Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.

Хрустальный дворец

Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла

В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.

  • акцент на объем;
  • асимметричность композиции;
  • ленточное остекление;
  • отсутствие декора;
  • основные материалы — железобетон, сталь.

Николай Фанеев:

Читайте также: