Архетипы по юнгу анима доклад

Обновлено: 30.06.2024

Карл Юнг – величайший психолог и психотерапевт в современной науке. Будучи учеником З.Фрейда К.Юнг не в полной мере разделял взгляды ученого, а позднее и вовсе отошел от его представлений о классической концепции личности. На основе этих разногласий возникло новое психологическое направление – аналитическая психология, подарившая миру новый глубинный взгляд и феноменальную теорию личности.

Структура личности по К.Юнгу

  • Эго;
  • Личное бессознательное;
  • Коллективное бессознательное.

Благодаря этому содержание комплексов может подвергаться изменениям, для этого необходимо приложить определенные усилия человеку.

Коллективное бессознательное – самый глубокий пласт в составе психики, так же его именуют надличностное бессознательное. В нем содержатся фрагменты памяти и образов, унаследованных от предшествующих поколений, являющиеся едиными для всего человечества. Коллективное бессознательное сформировалось в процессе человеческой эволюции и передается на генетическом уровне. Подтверждение этой идеи К.Юнг нашел в повторяющихся образах и символах различных мировых культур.

Основные архетипы по К.Юнгу

  • Анима;
  • Анимус;
  • Самость;
  • Персона;
  • Тень.

Архетипы Анима и Анимус

При недостаточном развитии этих структур проявляется односторонний рост архетипа, его преобладание, приводящее к трудностям в функционировании личности.

Архетип Самость

Архетип Персона


Персона – это то, что выставляет человек напоказ в общении с окружающими, маска, которая показывает публичное лицо во время взаимодействия. Основная задача этого архетипа облегчение адаптации в общении, обращение во внешний мир личности. Этому архетипу характерно проявление коллективности, заложенного в психике каждого человека. Персона своего рода компромисс, на который идет индивид в общении с социумом. Для людей, которые придают большое значение этому архетипу, характерна поверхностность, их общение с окружающими сводится к переходу от одной роли к другой, теряя истинные проявления личности.

Архетип Тень


Является частью бессознательного, состоящей из темных сторон личности, подавляемых тенденций, в основе которых лежат инстинкты и недостатки. К ним относятся агрессивные стремления личности, импульсы сексуального характера, мысли и желания, имеющие аморальный характер. Автор рассматривал и положительные аспекты проявления этого архетипа. По его мнению, личность черпает жизненную силу, творческий потенциал и способен к спонтанным проявлениям. Индивид пытается обуздать пагубные стремления и обрести гармонию с окружающими, но при этом нуждается в открытом выражении импульсов и проявлении творческой активности. Вышеперечисленные архетипы, для каждого человека воспринимаются индивидуально. Существуют различные формы их проявления, они могут являться персонажами сновидений, служащих источниками символов культуры. Проявление архетипов можно наблюдать в повторяющихся ситуациях, местах, орудиях, имеющих фольклорные мотивы. К.Юнг выделил основные архетипы, но допускал существование их бесконечного множества.


Карла Густава Юнга можно по праву назвать одним из самых выдающихся психотерапевтов и психологов современности. Будучи перспективным и многообещающим учеником самого Зигмунда Фрейда, Юнг не побоялся бросить вызов своему учителю и отойти от созданной знаменитым австрийским психологом классической теории личности. Благодаря возникшим между учителем и учеником в 1912 году разногласиям мир узнал о необычной и довольно-таки глубинной юнговской теории личности.

В персонологической традиции теория личности Юнга является наиболее сложной, полемической и неортодоксальной. В отличие от Зигмунда Фрейда, теория личности которого базируется на агрессии и подавленных влечениях сексуального характера, свою теорию личности Карл Юнг построил на основе сформировавшихся в процессе эволюции глубинных образов или архетипов.

Юнгу удалось создать уникальную, оригинальную и представляющую колоссальный научный интерес теорию, которая заметно отличается от всех остальных существующих подходов к детальному изучению личности. В данной статье рассмотрим основные положения теории личности Карла Юнга.

Несколько интересных биографических фактов из жизни Карла Густава Юнга

Теория личности Карла Юнга

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в Швейцарии в семье пастора реформаторской церкви. В 1895 году юноша поступил в Базельский университет и начал изучать там медицину. Через пять лет, в 1900 году, Юнг не только занимал должность ассистента известного швейцарского психиатра Эйгена Блейлера в одной из психиатрических клиник Цюриха, но и начал общаться с австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом.

После написания Юнгом в 1903 году диссертации, в которой речь шла о патологии и психологии оккультных феноменов, и публикации научного труда о словесных ассоциациях в 1906 году, между уже пожилым Фрейдом и молодым Карлом сложились тесные отношения не только профессионального, но и чисто дружеского характера.

Ученые общались, дружили и работали вместе до тех пор, пока Юнг в 1912 году не опубликовал свой очередной труд о психологии бессознательного, либидо, символах и метаморфозах. Теоретические различия между основными идеями Фрейда и Юнга, которые были выявлены в новой работе Карла Густава, стали причиной разрыва личных и профессиональных отношений.

Ни Фрейд, Ни Юнг, невзирая на ранее существовавшую тесную дружбу, не смогли признаться в том, что они могут просто ошибаться. Хотя Карл и не отказался полностью от основных позиций фрейдовского психоанализа, но он никак не мог согласиться с тем, что доминирующую роль в мотивации личности любого человека играют сексуальные влечения и агрессия. У Юнга были собственные взгляды на такие концепции, как либидо и бессознательное.

Благодаря этим отличающимся от точки зрения Фрейда взглядам Юнг сумел создать уникальную теорию личности и основанную на избранных положениях классического психоанализа аналитическую психологию.

После непродолжительной болезни в 1961 году Карл Густав Юнг покинул этот мир.

Суть теории личности Юнга

Чтобы понять, в чем же именно заключается суть теории личности Юнга, необходимо вспомнить основные положения фрейдовского психоанализа. Фрейд утверждал, что поведение любой личности обусловлено теми бессознательными мотивами, которые основываются на сексуальном влечении. Причиной же неврозов, депрессий и прочих внутренних конфликтов являются неизбежные противоречия между осознаваемой и неосознаваемой частями одной и той же личности.

Выдвинутые же Карлом Юнгом идеи, касающиеся бессознательного и либидо, далеко не во всем совпадали с идеями Зигмунда Фрейда. Некоторые же взгляды швейцарца на бессознательное основывались на довольно-таки экзотических и не совсем приемлемых для того времени принципах.

Хотя Карл Юнг и соглашается с фрейдовской идеей либидо, но он утверждает, что сексуальная функция не является основной функцией либидо. Согласно Юнгу, либидо как источник естественного противоречия – это не только сексуальная энергия, а какая-то определенная психическая энергия. Сексуальная же энергия является всего лишь частью некой психической энергии. Сексуальная потребность, как и любая другая необходимость, выходит на первый план лишь тогда, когда становится актуальной и приоритетной для той или иной личности.

Если рассматривать либидо с точки зрения Карла Юнга, то источником психологических проблем может стать не только неудовлетворенная сексуальная необходимость, но и любая другая потребность, выходящая за рамки неосознанных животных порывов. Юнг утверждал, что животная или базовая энергия проявляется не только в области неосознанных животных потребностей, но и в тех видах деятельности, где человек действует на осознанном уровне.

Мотивы развития личности, в отличие от Фрейда, Юнг рассматривал в совершенно ином контексте. Созданная Фрейдом идея о комплексе Эдипа объясняется Юнгом следующим образом: ребенок ощущает сильную привязанность к матери, так как именно мать удовлетворяет базовые потребности малыша в тепле, безопасности, пище и т.д. Сексуальная же энергия как мотив становится актуальной в период полового созревания ребенка, а не в первые годы его жизни. Хотя Юнг и не отрицает, что дети могут испытывать сексуальное влечение и до наступления полового созревания, но такие проявления швейцарец относит к фрагментарным. Юнг рассматривает их не отдельно, а сквозь призму других потребностей психического характера.

Говоря о том, чем именно определяются порывы и мотивы личности в текущий момент времени, Фрейд утверждал, что детский период развития и полученный в прошлом опыт является основой человеческой личности. Согласно Юнгу, развитие личности продолжается на протяжении всей её жизни, а не останавливается в детском или подростковом возрасте.

Юнг утверждал, что любой человек может в любом возрасте поменяться самым кардинальным образом, поэтому его порывы и мотивы определяются не только полученными в детском возрасте эмоциональными травмами, но и теми актуальными задачами и мотивами, которые существуют сейчас или будут существовать в будущем.

Структура личности по Карлу Юнгу

При поверхностном ознакомлении со структурой личности Юнга можно решить, что она ничем не отличается от структуры личности, придуманной Фрейдом. На самом деле между ними есть определенные различия.

Юнг утверждает, что личность, душа или психика человека состоит из таких трех элементов, как ЭГО, Личное бессознательное и Коллективное бессознательное. Рассмотрим каждый из элементов более детально.

• ЭГО

ЭГО является центральной частью человеческого сознания. Эта часть сознания человека отвечает за идентификацию личности, так как она включает в себя ощущения, воспоминания, мысли и чувства. Именно благодаря центральной части сознания человек воспринимает себя как отдельно существующую личность, рационально смотрит на мир и ведет себя сознательно, а не подчиняется животным инстинктам.

• Личное бессознательное

Личное бессознательное можно сравнить с вместилищем, в котором хранится когда-то осознаваемая, но по тем или иным причинам вытесненная и забытая информация личного характера. Юнг, в отличие от Фрейда, утверждал, что личное бессознательное содержит в себе комплексы – эмоционально заряженные частички психики, которые существуют практически автономно. Комплексы, являясь отдельными психическими сущностями, оказывают существенное влияние на общее состояние и поведение человека.

Почему эти комплексы возникают? Причиной их возникновения являются те личные травмирующие ситуации, которые находились по отношению к человеческому эго в оппозиции, а поэтому не могли быть им осознаны и приняты. Такие неосознанные травмирующие ситуации со временем перемещаются в подсознание.

Юнг верил, что каждому помещенному в личное бессознательное комплексу соответствует убеждение или идея антагонистического характера. Такое убеждение, которое по праву можно назвать одним из важнейших элементов перемещения комплекса в личное бессознательное, в явном виде присутствует в осознаваемой человеком части психики.

Свобода воли человека из-за помещенных в личное бессознательное комплексов нарушается. Человек, попав в какую-то определенную жизненную ситуацию, не ведет себя так, как того требует существующая реальность, а попадает под влияние того или иного внутреннего комплекса, приобретенного в прошлом.

Чтобы удерживать травмирующий материал в подсознании, человеку необходимо постоянно тратить большое количество психической энергии. Потеря психической энергии становится причиной возникновения психологического напряжения, которое негативно влияет на повседневное существование человека и значительно ухудшает качество его жизни.

Хранящиеся в личном бессознательном комплексы деструктивно влияют не только на поведение, но и на мироощущение человека. Под влиянием комплексов у индивида меняется стиль жизни, его образ мышления и поведение.

• Коллективное бессознательное

Если в личном бессознательном хранятся травмирующие комплексы личного характера, то коллективное бессознательное является вместилищем общей базы данных всего человечества. В коллективном бессознательном хранится накопленная за тысячи лет эволюции информация о всеобщей памяти человечества.

Эта информация является коллективным наследием всех тех людей, которые жили на Земле до нас. Она существует в подсознании каждого из нас в виде образной скрытой формы. При наступлении определенных условий эта информация становится доступной для осознания, но только в виде тех или иных образов (во время сна, гипноза и т.д.).

У коллективного наследия есть свои носители. Носителями образов коллективного бессознательного являются обладающие энергетической мощностью и особым (сакральным) значением архетипы – первичные модули или образы психики, несущие ответственность за поведение людей на инстинктивном уровне, восприятие ими окружающего мира при помощи тех базовых принципов и идей, которые, не имея между собой никаких прямых связей и невзирая на существующие культурные различия, практически ничем не отличаются друг от друга.

Благодаря коллективному бессознательному представители совершенно разных культур одну и ту же жизненную ситуацию воспринимают практически одинаково. Юнг утверждал, что каждый архетип несет определенную ответственность за то, как именно будет вести себя определенный человек или группа людей в тех или иных жизненных ситуациях.

Основные архетипы по Карлу Юнгу

Так как существует неограниченное количество повторяющихся (схожих, типовых) жизненных ситуаций, то нет ничего удивительного в том, что и количество архетипов соответствует количеству жизненных ситуаций. Из всех существующих архетипов Карл Юнг выделял такие основные архетипы: Персона (Маска), Тень, Анима, Анимус, Самость. Рассмотрим каждый из архетипов более детально.

Архетипы Карла Юнга

✔ Персона

Персона (Маска) – один из самых важных архетипов в развитии личности. Персоной является та часть личности человека, которая направлена на взаимодействие с социумом.

Благодаря Маске человек может вступать в контакт и находить общий язык с окружающими его людьми.

Существует множество разновидностей Персоны. В зависимости от сложившихся обстоятельств человек может использовать ту или иную разновидность Маски.

Основная функция Персоны заключается в том, чтобы отыскать и сымитировать тот приемлемый образ самого человека, который смогут принять остальные члены общества. Персона не только способствует созданию нужного социального образа, но и помогает спрятать от окружающих людей то, кем человек является на самом деле.

Маску по праву можно назвать той частью личности индивида, которая отвечает за успех в социальной сфере. Но данный архетип иногда несет в себе не только пользу, но и вред. Многие люди настолько сливаются с этой частью своей личности, что забывают о том, кем они являются на самом деле. Маска начинает порабощать человека и превращает его в своего раба.

Суть Персоны заключается в том, чтобы постоянно меняться и приспосабливаться к тем новым условиям, которые то и дело возникают в жизни каждого человека.

✔ Тень

Тень – это архетип личности, который несет ответственность за её животную и инстинктивную часть. Тень представляет собой те сексуальные, эгоистичные, агрессивные и прочие естественные импульсы, которые отвергаются и самим человеком, и другими представителями социума.

Согласно Карлу Юнгу, Персона и Тень – это два важнейших для личности архетипа, которые являются базисным ядром (структурой) коллективного бессознательного. Дело в том, что Маска и Тень, в отличие от других существующих архетипов, несут ответственность за самосознание индивида, поэтому проявляются как в личном бессознательном, так и на сознательном уровне.

Задача же ЭГО заключается в том, чтобы установить оптимальный баланс между Персоной и Тенью и создать определенную гармонию. Такое может произойти лишь в том случае, если энергия Тени не растрачивается зря, а направляется в нужное русло, а Персона используется лишь как практичный инструмент для комфортной социальной жизни.

✔ Анима

Анима – это мужской архетип, который связан с образами матери и женщины. Данный архетип для представителей мужского пола является идеалом материнства и демонстрирует все те качества, которыми, согласно мужской логике, обязана обладать идеальная женщина.

Анима представляет собой не только идеал женственности и материнства, но и олицетворяет ту женскую сторону любой мужской сущности, которая находится на бессознательном уровне. Именно Анима оказывает особое влияние на мужчину тогда, когда он находится в поиске подходящей именно ему партнерши.

Анима в мужском характере проявляется в виде иррациональной и алогичной импульсивности, чувственности и чрезмерной эмоциональной активности. Если же мужчина будет подавлять в себе Аниму, то он потеряет важную часть самого себя, перестанет гармонично и правильно развиваться, будет ощущать внутри себя гнетущую пустоту и не сможет построить гармоничные отношения с представительницей противоположного пола.

✔ Анимус

Анимус – это женский архетип, который представляет собой идеальный образ мужчины, отца, мужа, брата. Анимус является и мужской частью личности любой представительницы женского пола.

Анимус в женском характере проявляется в виде активного стремления к доминированию, агрессивного и вызывающего поведения в кругу близких людей и обществе, логичного и рационального мышления, самостоятельности. Если женщина будет подавлять в себе Анимуса, то в развитии её личности будут возникать серьезные сбои, что приведет к тому, что качество жизни такой женщины заметно ухудшится.

✔ Самость

Самость – архетип, который демонстрирует то, каким человек является на самом деле. В обычных жизненных условиях данный архетип личности практически не проявляется. Чтобы Самость стала ядром всей личностной структуры индивида, человеку необходимо пройти определенный обряд, который Юнг назвал Индивидуацией.

Индивидуация – это особый акт, благодаря которому все противоречивые в обычных условиях внутренние структуры сначала приходят в равновесие, а затем соединяются и становятся единой гармоничной и сбалансированной структурой. Только после Индивидуации Самость становится определяющим архетипом.

Юнг утверждал, что архетип Самость, хоть и является главной целью существования любого человека на планете Земля, но встречается крайне редко. Самость – это воплощение естественной человеческой религиозности в её первозданном виде.

Благодаря Самости, которая на бессознательном уровне способствует внутреннему развитию личности, качество жизни индивида существенно улучшается. Человек, познавший Самость, наслаждается каждым днем своей жизни и всегда стремится к лучшему.

Когда мы говорим о человеке, мы подразумеваем целостную личность, но в реальности имеем дело с несколькими субличностями.

Архетипы по Юнгу

Выбери свой вариант

Архетипы, согласно трудам Карла Густава Юнга, это некая библиотека образов, которая расположена в сфере коллективного бессознательного. Ее содержимое передается из поколения в поколение. Данные образы порождают шаблонные реакции на стандартные ситуации.

Юнг выделил три сферы в структуре личности:

  • личное бессознательное;
  • коллективное бессознательное;
  • сознание.

Как определить свой архетип

Личное бессознательное – все, что раннее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное передается по наследству, словно пакет документов с готовыми образами и примерами реакций.

Развитие личности основывается на взаимодействии между собой пяти основных архетипичных фигур: самость, персона, тень, анимус и анима, эго.

  • Самость – объединение сознания и бессознательного в человеке. Самость формируется в процессе индивидуализации, когда некоторые аспекты личности должны интегрироваться. Часто Юнг изображал самость в виде мандалы, круга или квадрата.
  • Тень опирается на инстинкт размножения и жажду жизни, свободы. Существует тень как невидимая часть бессознательного, состоит из подавляемых идей, желаний, действий, недостатков и инстинктов человека.

Юнг писал, что тень может приходить в сновидения и принимать самые разнообразные формы – в виде чудовища, змеи, монстра, бабы Яги, дракона и т.д.

Теория Юнга

Задача Персоны заключается в том, чтобы уберечь Эго от проявления своей негативной стороны. Юнг считал, что персона тоже может проявлять себя в сновидениях, воплощаясь в положительные образы.

Карл Юнг утверждал, что в реальности архетипов больше пяти основных. Некоторые из них способны перекрываться друг другом или сочетаться между собой. Дополнительно Юнг описал следующие архетипы:

  • Мать – утешение, спокойствие;
  • Отец – мощь, сила, авторитет, власть;
  • Ребенок – невинность, тоска по детству и беззаботности, спасение, возрождение;
  • Мудрец – знания, мудрость, опыт;
  • Герой – спасатель, защитник, опора;
  • Враг – опасность, тревога.

Что такое Тень?

Глубины сознания

Тень Юнг считал архетипом, который перешел человеку от животного мира. Это собрание страстных желаний и поступков, аморальных и неистовых инстинктов, которые осуждаются социумом и часто не соответствуют идеалам самого человека.

Чаще всего теневая сторона личности подавляется и вытесняется до такой степени, что человек просто не замечает свои негативные стороны. В то же время в бессознательном назревает буря, которая рано или поздно накроет и лишит человека самоконтроля.

Архетип Тень – это совокупность любых атрибутов личности, которые мы отрицаем и подавляем, искренне ненавидим в себе.

Взаимодействие Тени и Эго

Черное и белое

Эго каждого человека отбрасывает Тень. Это нормально. В период адаптации к миру, Тень вбирает в себя эмоции и желания, которые приводят к моральным конфликтам. Без контроля Эго эти процессы спрятаны во мраке сознания. Работа Тени сравнима с деятельностью шпионской разведки, когда глава государства ничего не знает о грязной и аморальной работе шпионов. В то же время наслаждается результатами их деятельности, проживая в безопасной стране.

Аналитическая работа с Эго может раскрыть теневые процессы и помогает их осознать, но защитные механизмы Эго работают эффективно, и лишь единицам удается их преодолеть.

Тень никогда не попадает под контроль Эго, она является бессознательным фактором. Наше Эго порой не подозревает, что отбрасывает Тень. Описывая этот архетип, Юнг стремился указать на шокирующую несознательность, которую демонстрирует большинство людей.

Как зарождается Тень?

В начале цивилизации люди жили, следуя собственным инстинктам, импульсам, законам природы. Сегодня эмоции и желания контролируют нормы поведения в обществе, мораль, этикет. На человека возложено множество категоричных ограничений и запретов. Со всем этим помогает жить Тень.

Как проявляет себя Тень?

Общение

Тень терпеливо ждет момента, когда мы будем раздражены, обессилены либо под действием алкоголя/наркотиков и т.д. Именно она подталкивает нас к действиям, которые в трезвом состоянии мы никогда себе не позволим осуществить.

Юнг описывал, что Тени свойственно властно овладевать чем-то, вести себя навязчиво, упорно противодействовать моральным нормам. Так что в этом случае виноватых несколько – ослабевшее сознание, люди, которые плохо обращались с ребенком в детстве, вырвавшееся наружу бессознательное.

Именно Тень заставляет человека сомневаться в своих силах, напоминает о беспомощности, неуклюжести и т.д. С одной стороны – срабатывает сценарий детства, а с другой – в таких условиях Тени легче бороться за власть.

Следуя примеру Анимуса и Анимы, Тень проецирует себя на окружающих людей. Поэтому наша ненависть и злость к кому-то – это непринятие этих качеств в себе.

Архетип Тени в литературе и кино

В романе случилось то, что Юнг называл энантиодромией. Это переход личности в противоположный для нее тип. Фауст принял Тень и временно жил, питаясь ее качествами и энергией. В итоге душа Фауста спаслась от дьявола и ада только благодаря милости Бога.

Часто можно увидеть архетипы Тени и Персоны в кино:

Часто в художественных произведениях показывают символическую встречу с Тенью, как отражение себя в зеркале.

Анима и анимус рассматриваются как комбинации архетипических образов, которые содержится в культуре и проявляются в мужском и женском началах.

Анима можно наблюдать в таких проявлениях мужского характера, как сверхчувствительность, утрата мужественности, переменчивость настроения, плаксивость и т.д.
Анима включает в себя принцип Эроса, так как проявление анимы в мужской психике фиксируется через его отношение к женщине.

4 образа анима

Архетипическая анима проявляется в четырех образах, которые носят название женских имен: Ева, Елена, Мария, София. Эти образы мужчина проецирует на женщину. Чаще всего они проявляются в сновидениях.

Ева воплощена в образе Матери-Земли. Во сне Ева предстает как женщина - крестьянка, которая кормит детей, ухаживает за ними. Этот образ имеет положительные и отрицательные стороны. Положительная сторона олицетворяет начало, поддерживающее жизнь (питание, забота). Отрицательная сторона проявляется в ограничении, сдерживании развития (перекармливает).

Елена представляет собой сексуальный образ. В сновидениях предстает в виде фотомодели или актрисы из фильма. Положительный аспект образа – источник восхищения, отрицательный - манипулятор своей обаятельностью в ущерб другим.

Мария - воплощение девственности и духовной матери. Во сне появляется в образе учителя. Положительная сторона - образ независимой личности, отрицательная – личность, которой свойственна отстранённость и требовательность.

София - образ мудрости. В сновидениях предстает пожилой женщиной. Положительный аспект выражен в наличии ума и мудрости, отрицательный - в использовании своей мудрости в разрушительных целях.

Анима рассматривается как психический компонент, который находится ниже порога сознания, комплементарен Персоне и состоит с ней в компенсаторных взаимоотношениях.

Архетип Персона

Анима – это внутренняя установка, Персона – внешняя. Анима обычно содержит те черты, которых лишена Персона. Например, мужчина - тиран, который с внешней стороны – жестокий и недоступный, но внутренне реагирует на малейшую проблему, подвержен капризам. Анима такого мужчины воплощает в себе те общечеловеческие свойства болезненной впечатлительности и слабости, которых совершенно лишена его внешняя установка, его Персона. По утверждению К. Юнга, если персона интеллектуальна, то анима будет сентиментальна.

Анима претерпевает изменения на протяжении жизни мужчины.

Первая половина жизни характеризуется стремлением освободиться от чар материнской анимы. Молодые мужчины могут пережить полную утрату анимы без всякого ущерба. На этой стадии развития главное — быть мужчиной.

После середины жизни потеря анимы выражается в снижении подвижности и человеческой доброты, в результате чего чаще всего возникает сварливость, упрямство, неряшливость, безответственность, раздражительность, склонность к злоупотреблению алкоголем.

В позднем возрасте недостаток связи с анимой сопровождается депрессиями, диссоциациями, хроническими болезнями, трудностями в принятии решений.

Анимус

Анимус представляет собой бессознательную мужскую часть личности женщины и персонифицируется в принципе Логоса. Анимус проявляется в жестком и самоуверенном характере женщины, которая может постоять за себя и принять волевое решение.
Анимус – это психический компонент, который находится ниже порога сознания и действует из бессознательного.
Анимус, как и анима, рассматривается в качестве архетипического образа.

К. Юнг выделил четыре стадии в развитии анимуса:

  • 1 стадия - возникновение в сновидениях или фантазиях женщины мускулистого человека с физической силой - атлета.
  • 2 стадия - анимус предоставляет женщине инициативу и способность к планируемому действию. Он стоит за желанием независимости и стремлением сделать собственную карьеру.
  • 3 стадия - анимус предстает "словом", персонифицируемым в сновидениях и образах профессора или священника.
  • 4 стадия – анимус является воплощением здравого смысла.

Тень - бессознательный аспект психологической структуры личности, ее отрицательная сторона, которая отвергается сознательным эго.

Тень - это те личностные качества, которые человек не хотел бы иметь в себе.

Индивидуация

Индивидуация - процесс, который участвует в производстве психологической индивидуальности и становлении личности. Юнг считал, что индивидуация является самосозиданием и самовоплощением. Он утверждал, что индивидуации и осознания своего Я – это разные процессы.

Индивидуация – это процесс перехода бессознательного в сознательное через духовное развитие. В процессе индивидуации человек осознает свою психологическую уникальность, реализует свои задатки и способности.

Процесс индивидуации включает в себя четыре этапа:

На первом этапе процесса индивидуации происходит раскрытие Персоны. Человек рассматривает ее как полезный инструмент, а не как часть себя. Хотя Персона выполняет значимые защитные функции, она выступает маской, которая скрывает самость и бессознательное. В итоге получения знаний об ограничениях и деформациях Персоны человек становится независим от культуры и общества.

На втором этапе человек знакомимся с Тенью, происходит борьба с ней. Человек может освободиться от воздействия тени в том объеме, в каком он понял реальность темной стороны.

На третьем этапе происходит столкновение с анимой или анимусом. Человек относится к этим архетипам как к реальным. Он понимает, что фигуры анимы или анимуса автономны и могут воздействовать на него в том случае, если он игнорирует их или просто принимает их образы за свое собственное личное создание.

Четвертый этап - развитие самости. Целью процесса индивидуации является формирование самости. Самость перемещает эго в основу психики. Знание о самости приносит в психику единство и способствует интеграции сознательного и бессознательного.

Читайте также: