Анализ и самоанализ современного урока доклад

Обновлено: 17.05.2024

Многим учителям проще провести несколько открытых уроков, чем написать их самоанализ. Педагогу кажется, что проверяющие "придираются", выискивая недочеты, а проверяющие уверены, что просто обязаны найти "ляп" или несоответствие, чтобы помочь учителю осознать свои пробелы. Читать далее >>>

Самоанализ занятия по шахматам [1] Самоанализ урока ОПК и ОРКСЭ [1]
Самоанализ занятия по внеурочной деятельности [4] Самоанализ урока географии [1]
Самоанализ урока музыки [3] Самоанализ урока в корр. школе [4]
Самоанализ урока биологии [3] Самоанализ классного часа [4]
Самоанализ урока математики в начальных классах [5] Самоанализ урока в начальных классах [14]
Самоанализ урока русского языка в начальных классах [2] Самоанализ урока английского языка [13]
Самоанализ занятия [8] Самоанализ урока ритмики [1]
Самоанализ урока физической культуры [1] Самоанализ занятия в учреждении ДОД [2]
Самоанализ урока истории [1] Самоанализ урока обществознания [2]
Самоанализ урока геометрии [1] Самоанализ урока математики [1]
Самоанализ урока русского языка [9] Самоанализ урока СПО [1]
Самоанализ урока информатики [2] Самоанализ урока окружающего мира [2]
Самоанализ урока химии [3] Самоанализ урока литературы [5]
Самоанализ урока технологии [1] Самоанализ урока по ФГОС в начальной школе: образец [0]
Самоанализ урока физики [0]

Схема-конспект урока биологии в 5 классе (УМК В.В.Пасечника) по теме "Плесневые грибы и дрожжи" раскрывает этапы урока, формируемые метапредметные УУД и предметные УД, показывает деятельность учителя и учеников, методы и приёмы, используемые на уроке, кроме того приведён проект самоанализа урока.


Миронова Татьяна Васильевна (MirtTanya)


08.09.2018

После проведения урока учителю необходимо провести его самоанализ, определить, что получилось, а что — нет. Наметить меры для устранения допущенных недостатков как в своей деятельности, так и в организации деятельности учеников на уроке.


Агафонова Наталья Васильевна (natalia-aagafonova)


20.05.2018

В документе представлен самоанализ урока литературного чтения в 4 классе М. Пришвин "Старый гриб". Тип урока: закрепление изученного и формирование ЗУН / с применением ИКТ/. Урок проведен с использованием технологии развития критического мышления через чтение.


Лютикова Надежда Ивановна (Nadejda2494)


04.05.2018

Самоанализ занятия учебной дисциплины ОП.03 Основы черчения. Материал предназначен для преподавателей общепрофессионального цикла.


Цыбульская Ирина Геннадьевна (irinatsybulskay)


10.01.2018

Данный материал содержит самоанализ урока, который создавался перед аттестацией учителя.


Окулова Екатерина Викторовна (КДС)


20.08.2017


Маслова Надежда Александровна (Публикатор)


14.08.2017

Самоанализ урока-мастерской. Подробно проанализированы все этапы урока, указаны компетенции, которые развивались на каждом этапе, формы работы, виды деятельности.


Маслова Надежда Александровна (Публикатор)


14.08.2017

Самоанализ урока русского языка в 7 классе коррекционной школы 8 вида. Тема урока: Сочинение - описание по картине А.Пластова "Первый снег". Разноуровневый подход к написанию сочинения.


Павлова Татьяна Викторовна (Публикатор)


11.08.2017

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается о выявлении методов и приемов организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы преподавателя и учащихся.


Ширко Юлия Михайловна (Публикатор)


10.08.2017

Данный материал может быть образцом для написания анализа воспитательного мероприятия на примере анализа конкурсно-развлекательной программы к Дню защитника Отечества.


Лескович Наталья Валерьевна (Ralko)


19.06.2017

В данном материале представлен самоанализ урока английского языка по теме "Обучение аудированию" на примере текста "Blue jeans". Подробно рассматривается каждый этап урока с учетом требований ФГОС.


Шаврук Марина Владимировна (Публикатор)


25.05.2017

Данный материал содержит образец написания самоанализа урока учителя иностранного языка. В образце описаны этапы урока, методы и средства обучения, способ целеполагания и описание создания условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию.


Белослудцева Екатерина Владимировна (Публикатор)


23.05.2017


Лушина Наталия Викторовна (Публикатор)


23.05.2017

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья для воспитателей детских садов.


Чиркова Ольга Анатольевна (Публикатор)


14.03.2017

Урок был посещён завучем с целью выявления уровня активизации мыслительной деятельности учащихся, вовлечения их в творческий процесс. Материал будет полезен завучам школы,учителям русского языка и литературы.


Петрухина Лариса Владимировна (Публикатор)


05.03.2017

Данный самоанализ будет полезен многим педагогам, воспитателям. Самоанализ полный, понятный.


Магдантдинова Альфия Наилевна (Публикатор)


08.01.2017

В данном материале представлен вариант самоанализа урока обществознания в 7 классе по теме "Для чего нужна дисциплина". В основе самоанализа - методика, разработанная профессором Ю.А. Конаржевским.


Кириллова Наталья Николаевна (kirmona)


14.12.2016

Данный материал предназначен для учителей русского языка и литературы ,а также для студентов педагогических вузов,проходящих практику в школе. Материал поможет учителю не растеряться,кратко и грамотно дать оценку своей деятельности и деятельности учащихся на проведенном уроке.


Ревуцкая Татьяна Петровна (Публикатор)


09.12.2016

Самоанализ открытого урока математики 2 класс УМК "Школа России". Урок проходил в рамках районного профессионального конкурса педагогического мастерства "Лучший учитель начальных классов 2016г." Урок был проведён в 1 отборочном туре. Самоанализ соответствует требованиям ФГОС НОО.


Супряга Татьяна Григорьевна (Публикатор)


08.12.2016

Самоанализ урока. Виды самоанализа и примерные схемы

Многим учителям проще провести несколько открытых уроков, чем написать их самоанализ. Педагогу кажется, что проверяющие "придираются", выискивая недочеты, а проверяющие уверены, что просто обязаны найти "ляп" или несоответствие, чтобы помочь учителю осознать свои пробелы.

Да и как учитель может обучать рефлексии детей, если сам не вполне владеет этим искусством?

Виды анализа и самоанализа урока

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

  • Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.
  • Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока.
  • Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
  • Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
  • Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
  • Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
  • Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.
  • Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.
  • Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).

Примерные алгоритмы самоанализа урока

Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.

Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:

Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.

  • В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?
  • Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.
  • Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.
  • Что удалось/не удалось осуществить?
  • Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?

Краткий план комплексного самоанализа урока

Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.

Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.

Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.

Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.

Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.

Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.

Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.

Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?

В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его "плюсы" и "минусы". Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.

Самоанализ открытого урока

Как правило, учителя пишут самоанализы уроков к аттестации, при проведении открытых уроков, однако завуч или методист может провести анализ и обычного урока, чтобы понять, как учитель сам оценивает проведенный урок — достигнуты ли поставленные цели, был ли урок успешен или нет, какие ошибки допустил учитель.

Пример и образец самоанализа урока

Начинающие учителя часто затрудняются с составлением схемы самоанализа урока и написанием самого анализа, поэтому на нашем сайте создан специальный раздел и образцами и примерами самоанализов уроков по всем предметам. Эти примеры и образцы находятся на этой странице, просто выберите нужные вам примеры и скопируйте или скачайте на свой компьютер. Имея перед глазами примеры, составленные опытными учителями, вам будет не трудно провести самоанализ своего урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Анализ и самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Работу выполнила Еремина Н.Ю.,

учитель математики и физики

Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель может испытывать затруднения в ходе конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными идеями ФГОС. Самоанализ может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.

Самоанализ урока, рефлексивная деятельность сегодня приобретает для учителя немаловажное значение. Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональных действий, не умеющий мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.

Самоанализ урока дает возможность:

правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС ООО прежде всего важно понять, какими должны быть критерии по определению соответствия урока требованиям стандарта. Так, к ним можно отнести следующие положения.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

При планировании урока любого типа, как и при его анализе по окончании, учитель может и должен ответить на следующие вопросы:

Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

Какие особенности учащихся нужно учесть преподавателю при планировании и организации урока (в этом случае существенную помощь может оказать краткая психолого-педагогическая характеристика класса: количество слабоуспевающих, сильных учащихся)?

Какое сочетание методов обучения надо выбрать для объяснения нового материала?

Какие именно УУД формируются в процессе урока?

Пример: « В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планирую сформировать следующие УУД:

Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности?

В чем выражается метапредметность, межпредметность урока?

За счет чего и в каком направлении происходит развитие учеников?

Важный этап подготовки урока – отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока.

К важным вопросам, на которые учитель должен обязательно найти ответ при анализе сценария учебного занятия, относятся следующие:

Рационально ли распределено время, отведенное на все этапы урока?

Отобраны ли дидактические материалы, ТСО, наглядные пособия в соответствии с обозначенными целями урока?

Если при подготовке к уроку вы четко можете ответить на большинство перечисленных вопросов, то можно сказать, что первый этап подготовки урока завершен.

Существует много вариантов схем анализа и самоанализа уроков, предлагаем некоторые примеры

Виды анализа и самоанализа урока

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.

Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока.

Структурно-временной . Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.

Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.

Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.

Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.

Полный самоанализ . Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.

Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.

Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).

Примерные алгоритмы самоанализа урока

Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.

Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:

Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.

В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?

Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.

Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.

Что удалось/не удалось осуществить?

Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?

Краткий план комплексного самоанализа урока

Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.

Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.

Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.

Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.

Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.

Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.

Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.

Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?

В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его "плюсы" и "минусы". Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.

Самоанализ урока по ФГОС

Обозначьте тему урока.

Приведите краткую характеристику класса: сколько детей в классе, количество сильных/слабых учеников, какие психологические особенности учеников были учтены в ходе подготовки к этому уроку.

Укажите тип урока по ФГОС. Напишите, как вписывается урок в план изучения темы, как будет работать на дальнейшее изучение темы.

Укажите УУД, которые были запланированы на урок, и какие способы выбраны для их формирования.

Перечислите методы и формы, выбранные для каждого этапа? С какой целью выбран тот или иной метод, ожидаемые результаты.

Сформулируйте, в чем заключается главный этап, как другие части урока работают на него.

Проанализируйте, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока.

Какие наглядные, дидактические материалы, ТСО были использованы на уроке. Соответствует ли отбор этих материалов поставленным целям?

Контроль усвоения ЗУН: на каком этапе урока проводился, как организован, в какой форме.

Ваша оценка результатов проведенного урока: удалось ли достичь поставленных целей? Если нет — укажите причину, в чем возникло затруднение?

Схема анализа урока по ФГОС

Соответствие урока требованиям ФГОС

Ориентация на новые образовательные стандарты

Нацеленность деятельности на формирование УУД

Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.

Содержание урока:

Научная правильность освещения материала на уроке

Соответствие возрастным особенностям

Соответствие содержания урока требованиям программы

Связь теории с практикой

Использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом

Определение темы урока. Постановка целей и задач

Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует

В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся

Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности

Этап планирования отсутствует. Учащиеся выполняют ряд задач

Работа ведется по плану, предложенному учителем

Учебные действия осуществляются по намеченному плану

Форма взаимодействия в ходе урока

Применение диалоговых форм общения

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся

Осуществление обратной связи: ученик – учитель

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности

Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач

Формирование навыков самоконтроля и самооценки

Психологические основы урока

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока

Домашнее задание

Дифференциация, представление права выбора

Подведение итогов деятельности

Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде

Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили

Учитель организует рефлексию

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2 – в полном объеме.

Конечно, не все этапы оценивания универсальны для всех предметов, но, учитывая их, каждый педагог может самостоятельно определить степень соответствия организации урока требованиям ФГОС ООО, современным требованиям к уроку и сделать вывод о его возможной эффективности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Критерии современного урока.

Захарова Н.В.

Иркутск, 2017

Критерии современного урока в условиях введения ФГОС

Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов первого поколения, каким будет портрет выпускника начальной школы?

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Сегодня современный урок имеет несколько иные приоритеты в своих признаках, целях и задачах, потому что у общества иные требования к ученику. Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.

При планировании урока необходимо обращать внимание на принципы педагогической техники:
• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
• деятельности (освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если ещё до недавнего времени больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями стандартов упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Множество плюсов имеет групповая форма работы: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и декламировать.

При планировании уроков, также необходимо обращать внимание на дидактические требования к современному уроку: четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
• требований к результатам освоения основной образовательной программы;
• требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
• требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.

Традиционные задания

Перечислите отличия растений от животных.

Задания в учебниках ФГОС

Традиционные задания

Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению.

Задания в учебниках ФГОС

Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?

Традиционные задания

Определите площадь прямоугольника.

Задания в учебниках ФГОС

Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Какой бы предмет или предметы ни изучали ученики, настоящей проверкой завтрашней системы образования станет её способность увлечь учеников процессом обучения и сделать его исключительно радостным для них… это подразумевает, что каждый учащийся обретёт ту уверенность в себе, которая необходима для духовного роста и развития личности.

Анализ и самоанализ урока.

В условиях инновационного развития страны школа нуждается в новом учителе - не только профессиональном и компетентном, но прежде всего обладающим новым мышлением, владеющим новыми технологиями и готовом к дальнейшему освоению инновационных методов в образовательном процессе. В ходе внедрения ФГОС второго поколения одной из задач современного учителя является развитие у учащихся универсальных учебных действий, которые включают в себя умение анализировать и проводить самоанализ. К сожалению, не каждый учитель сам в действительности владеет этим умением, так как в институтах этому не учат, но именно от этого зависит качество обучения.

У каждого педагога есть возможность, заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий. Сейчас появилась необходимость представлять результаты своей работы, при прохождении аттестации. Одним из главных профессиональных умений является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия – до глубокого стратегического анализа всей своей деятельности и профессионально - значимых качеств. Всем нам хорошо известно, что урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся. Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами.

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это-рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства учителя – позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.

Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками.

Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения, запланированного с осуществленным учетом успехов и продвижения учащихся.

К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения.

Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать

само построение учебного процесса на уроке,

выявить оптимальность задач,

рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения.

Но эффективность обучения, в конечном счете, определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников.

Виды анализа и самоанализа урока

1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач;

2 – структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3 – системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;

4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;

5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 – комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

8 – дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

9 – аспектный анализ – это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;

10- комплексный анализ - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие мно­гочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены разнообразные основные положения.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Анализ и самоанализ урока.

Сегодня в условиях инновационного развития страны школа нуждается в новом учителе - не только профессиональном и компетентном, но прежде всего обладающим новым мышлением, владеющим новыми технологиями и готовом к дальнейшему освоению инновационных методов в образовательном процессе. В ходе внедрения ФГОС 2 поколения одной из задач современного учителя является развитие у учащихся универсальных учебных действий, которые включают в себя умение анализировать и проводить самоанализ. К сожалению, не каждый учитель сам в действительности владеет этим умением, так как в институтах этому не учат, но именно от этого зависит качество обучения.

У каждого педагога есть возможность, заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий. Сейчас появилась необходимость представлять результаты своей работы, при прохождении аттестации. Одним из главных профессиональных умений является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия – до глубокого стратегического анализа всей своей деятельности и профессионально - значимых качеств. Всем нам хорошо известно, что урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся. Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами.

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это-рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства учителя – позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.

Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками.

Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения.

Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать

само построение учебного процесса на уроке,

выявить оптимальность задач,

рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения.

Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников.

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выяв­лении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

Виды анализа и самоанализа урока

1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач;

2 – структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3 – системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;

4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;

5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 – комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

8 – дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

9 – аспектный анализ – это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;

10- комплексный анализ - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие мно­гочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены разнообразные основные положения.

Читайте также: