Правовые средства реагирования прокурора на выявляемые правонарушения доклад

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом :

  • возбуждает производство об административном правонарушении;
  • требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;
  • предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 закона:

  • освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
  • опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Протест прокурора

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 23 закона).

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании . При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Представление прокурора

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению (ст. 24 закона).

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановление прокурора

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25 закона).

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом . О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 закона).

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

После выявления нарушения законов, установления причин и условий, способствующих выявленным нарушениям, а также виновных лиц, прокурор обязан совершить соответствующие действия, направленные на:

-устранение выявленных нарушений закона;

-устранение обстоятельств, способствующих выявленным нарушениям закона;

-недопущение этих нарушений закона в будущем;

-привлечение к установленной законом ответственности виновных лиц.

Указанные действия в теории и практике прокурорского надзора принято именовать правовыми средствами прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов.

Правовые средства прокурорского реагирования — предусмотренные законом и совершаемые в установленном законом порядке действия прокуроров направленные на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, способствующих им, а также привлечению к ответственности виновных лиц.

Правовые средства прокурорского реагирования многочисленны, однако по своему внешнему выражению, порядку применения не могут быть общими для всех направлений прокурорской деятельности, поскольку имеют свою специфику. Количество и виды правовых средств прокурорского реагирования обусловлены пятью критериями. Во-первых, функциональной принадлежностью, во-вторых, правовой регламентацией; в-третьих, предметом реагирования; в-четвертых, характером нарушений закона и видами ответственности за их совершение, и в- пятых целевым назначением.

В зависимости от функциональной принадлежности все правовые средства, в том числе и средства прокурорского реагирования как составляющая правовых средств, разделяются на два вида: надзорные и ненадзорные.

Надзорные средства прокурорского реагирования — это средства, применяемые органами прокуратуры при осуществлении надзорной функции.

В зависимости от правовой регламентации правовые средства прокурорского реагирования подразделяются на процессуальные, т.е. регламентированные процессуальным законодательством РФ, и непроцессуальные, регламентированные иными законами.

Процессуальные надзорные средства прокурорского реагирования – есть средства, регламентированные процессуальным законодательством РФ.

К процессуальным средствам прокурорского реагирования относятся:

— письменное указание прокурора;

- требование прокурора, приносимое в порядке п.3 ч.2 ст. 37 УПК РФ;

В зависимости от предмета прокурорского реагирования, все процессуальные средства принято разделять на два вида: средства прокурорского реагирования на правомерные действия и средства реагирования на неправомерные действия.

Процессуальные надзорные средства прокурорского реагирования на правомерные действия представляют собой регламентированные процессуальным законодательством средства взаимодействия прокурора с поднадзорными субъектами направленные на обеспечение законности на досудебной стадии уголовного процесса.

К процессуальным надзорным средствам прокурорского реагирования на правомерные действия следует относятся:

- согласие прокурора — это выражение солидарности прокурора со следователем, дознавателем;

- утверждение прокурора — придание юридической значимости основному следственному документу — обвинительному заключению.

Непроцессуальные надзорные средства прокурорского реагирования – это средства регламентированные не процессуальным, а иным законодательством.

Непроцессуальными надзорными средствами прокурорского реагирования являются:

— представление прокурора, вносимое в порядке надзора;

— предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона;

— постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении;

- требование прокурора об изменении нормативного правового акта;

- предупреждение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения, осуществляющего экстремистскую деятельность.

- решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения, осуществляющего экстремистскую деятельность;




- сигнализационные средства прокурора.

Ненадзорные средства прокурорского реагирования — это средства, применяемые органами прокуратуры при осуществлении своих ненадзорных функций.

Ненадзорные средства прокурорского реагирования также подразделяются на процессуальные, т.е. регламентированные процессуальным законодательством РФ (в первую очередь ГПК РФ и АПК РФ), и непроцессуальные.

Процессуальными ненадзорными средствами являются:

-представления и жалобы прокуроров на незаконные судебные акты;

- исковые и иные заявления, направляемые прокурорами в целях защиты законных прав и свобод социально незащищенных лиц, иски, предъявляемые прокурорами в интересах неопределенного круга лиц или всего государства в целом. Все виды процессуальных ненадзорных средств органов прокуратуры четко регламентированы действующим процессуальным законодательством

По целевому назначению средства прокурорского реагирования подразделяются на два вида:

— основные средства прокурорского реагирования, непосредственно предусмотренные законом и несущие основную нагрузку. В первую очередь это акты прокурорского реагирования, а также правовые средства прокурора, предусмотренные процессуальным законодательством;

— сигнализационные средства, содержащие информацию о состоянии законности без требования устранения нарушений закона (информационные письма, информации, доклады и т.д.).

После выявления нарушения законов, установления причин и условий, способствующих выявленным нарушениям, а также виновных лиц, прокурор обязан совершить соответствующие действия, направленные на:

-устранение выявленных нарушений закона;

-устранение обстоятельств, способствующих выявленным нарушениям закона;

-недопущение этих нарушений закона в будущем;

-привлечение к установленной законом ответственности виновных лиц.

Указанные действия в теории и практике прокурорского надзора принято именовать правовыми средствами прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов.

Правовые средства прокурорского реагирования — предусмотренные законом и совершаемые в установленном законом порядке действия прокуроров направленные на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, способствующих им, а также привлечению к ответственности виновных лиц.

Правовые средства прокурорского реагирования многочисленны, однако по своему внешнему выражению, порядку применения не могут быть общими для всех направлений прокурорской деятельности, поскольку имеют свою специфику. Количество и виды правовых средств прокурорского реагирования обусловлены пятью критериями. Во-первых, функциональной принадлежностью, во-вторых, правовой регламентацией; в-третьих, предметом реагирования; в-четвертых, характером нарушений закона и видами ответственности за их совершение, и в- пятых целевым назначением.

В зависимости от функциональной принадлежности все правовые средства, в том числе и средства прокурорского реагирования как составляющая правовых средств, разделяются на два вида: надзорные и ненадзорные.

Надзорные средства прокурорского реагирования — это средства, применяемые органами прокуратуры при осуществлении надзорной функции.

В зависимости от правовой регламентации правовые средства прокурорского реагирования подразделяются на процессуальные, т.е. регламентированные процессуальным законодательством РФ, и непроцессуальные, регламентированные иными законами.

Процессуальные надзорные средства прокурорского реагирования – есть средства, регламентированные процессуальным законодательством РФ.

К процессуальным средствам прокурорского реагирования относятся:

— письменное указание прокурора;

- требование прокурора, приносимое в порядке п.3 ч.2 ст. 37 УПК РФ;

В зависимости от предмета прокурорского реагирования, все процессуальные средства принято разделять на два вида: средства прокурорского реагирования на правомерные действия и средства реагирования на неправомерные действия.

Процессуальные надзорные средства прокурорского реагирования на правомерные действия представляют собой регламентированные процессуальным законодательством средства взаимодействия прокурора с поднадзорными субъектами направленные на обеспечение законности на досудебной стадии уголовного процесса.

К процессуальным надзорным средствам прокурорского реагирования на правомерные действия следует относятся:

- согласие прокурора — это выражение солидарности прокурора со следователем, дознавателем;

- утверждение прокурора — придание юридической значимости основному следственному документу — обвинительному заключению.

Непроцессуальные надзорные средства прокурорского реагирования – это средства регламентированные не процессуальным, а иным законодательством.

Непроцессуальными надзорными средствами прокурорского реагирования являются:

— представление прокурора, вносимое в порядке надзора;

— предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона;

— постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении;

- требование прокурора об изменении нормативного правового акта;

- предупреждение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения, осуществляющего экстремистскую деятельность.

- решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения, осуществляющего экстремистскую деятельность;

- сигнализационные средства прокурора.

Ненадзорные средства прокурорского реагирования — это средства, применяемые органами прокуратуры при осуществлении своих ненадзорных функций.

Ненадзорные средства прокурорского реагирования также подразделяются на процессуальные, т.е. регламентированные процессуальным законодательством РФ (в первую очередь ГПК РФ и АПК РФ), и непроцессуальные.

Процессуальными ненадзорными средствами являются:

-представления и жалобы прокуроров на незаконные судебные акты;

- исковые и иные заявления, направляемые прокурорами в целях защиты законных прав и свобод социально незащищенных лиц, иски, предъявляемые прокурорами в интересах неопределенного круга лиц или всего государства в целом. Все виды процессуальных ненадзорных средств органов прокуратуры четко регламентированы действующим процессуальным законодательством

По целевому назначению средства прокурорского реагирования подразделяются на два вида:

— основные средства прокурорского реагирования, непосредственно предусмотренные законом и несущие основную нагрузку. В первую очередь это акты прокурорского реагирования, а также правовые средства прокурора, предусмотренные процессуальным законодательством;

— сигнализационные средства, содержащие информацию о состоянии законности без требования устранения нарушений закона (информационные письма, информации, доклады и т.д.).


Под классификацией принято понимать одну из форм систематизации знания, при котором исследуемые объекты распределяются на несколько групп в зависимости от тех или иных критериев. Применительно к средствам прокурорского реагирования такую систематизацию можно провести на основании нескольких критериев. Например, Е. Р. Ергашев предлагает подразделять средства прокурорского реагирования исходя, прежде всего, из характера функций органов прокуратуры, при осуществлении которой эти средства применяется. Сами функции при этом дифференцируются на надзорные и ненадзорные, аналогичная группировка проводится и в отношении средств прокурорского реагирования [7, с. 117].

Ненадзорные средства прокурорского реагирования прямо не проистекают из осуществления надзорных полномочий органами прокуратуры, однако также входят в состав рассматриваемого определения, поскольку с помощью них прокурор реагирует на выявленное неправомерное (либо правомерное) поведение субъекта.

В этом случае осуществляется разделение на процессуальные и непроцессуальные средства, справедливое и для данного случая. Ненадзорными процессуальными средствами будет является, например, обжалование прокурором того или иного судебного акта, т. к. суды не являются объектами осуществления надзора, а, следовательно, оснований относить те или иные правовые средства, применяемые прокурором в отношении судебных актов классифицировать надзорными нельзя. С другой стороны, данные полномочия прямо зафиксированы в процессуальном законодательстве.

Например, нормы ст. 40 и ст. 257 АПК РФ [1] закрепляют за прокурором право апелляционного обжалования решений арбитражного суда первой инстанции, не вступивших в законную силу. Прокурор наделен также полномочиями обжалования судебных актов в порядке апелляции, кассации и надзора. Схожие полномочия закрепляют и ГПК РФ [2], УПК РФ [4], КАП РФ [3]. Таким образом, рассмотренные полномочия являются частью правовых средств прокурора, поэтому классификация их в качестве ненадзорных процессуальных средств прокурорского реагирования представляется справедливой.

Ненадзорные непроцессуальные средства, как следует из наименования, прямо не проистекают из надзорной деятельности органов прокуратуры и не регулируются процессуальным законодательством. При этом, указанные правовые средства реагирования, как правило, непосредственно не влекут негативных последствий для тех или иных поднадзорных объектов, а принимаются с целью обобщения практики информирования органов государственной и муниципальной власти, общественности об актуальном состоянии дел в той или иной сфере деятельности прокуратуры.

Наличествуют и иные подходы к классификации. К примеру С. Л. Алексеев и Н. Р. Вотчель также предлагают разделять все средства прокурорского реагирования на общие и специальные, то есть на средства характерные для всего надзора или лишь для отдельных его отраслей [9]. Схожую позицию занимает и Н. П. Дудин систематизируя акты прокурорского реагирования [8].

Представляется правильным определить правовое средство как правовое явление, выраженное в виде совокупности установлений и деяний, существующих с целью решений определенных задач социального, экономического, культурного и иного характера. Далее, трансформируя данное определение к прокурорской деятельности, можно сформулировать понятие правовых средств прокурора как совокупность установлений и деяний, осуществляемых прокурором в обозначенных законом пределах, для достижений, поставленных перед органами прокуратуры целей.

Таким образом, формулируя авторский подход к сущности рассматриваемого термина, средства прокурорского реагирования можно рассматривать как правовое явление,выраженное в виде совокупности нормативных установлений и действий, осуществляемых прокурором по реагированию на поведение установленных законом объектов и в обозначенных законом пределах, с целью решений определенных задач социального, экономического, культурного и иного характера.

Средства прокурорского реагирования могут классифицироваться по различным критериям, таким как: характер регулирующего законодательства (материальное или процессуальное); функции прокуратуры, в рамках которых реализуется то или иное средство (надзорное или ненадзорное); целевое назначение (основные и сигнализационные); акты, направленные на устранение нарушений закона, акты, направленные на привлечение к ответственности виновных лиц, акты, направленные на предупреждение нарушений закона; отрасль надзора; источник формирования.

Основные термины (генерируются автоматически): прокурорское реагирование, средство, акт, правовое средство прокурора, процессуальное законодательство, прокурор, прокурорский надзор, надзорная деятельность, правовое средство, правовое явление.

Действия прокурора по устранению выявленных нарушений законности, причин, которые им способствуют и привлечению к ответственности виновных называются средствами прокурорского реагирования.

Таких средств много, так как характер правонарушений многообразен, как и формы ответственности за их совершение.

Надзорные средства

Средства, которые применяются органами прокуратуры при осуществлении постоянного наблюдения и проверки действий объекта называются надзорными.

Они могут носить процессуальный характер. Это документы, нашедшие отражение в процессуальном законодательстве РФ и изданные прокурором:

  • письменное указание;
  • утверждение;
  • согласие;
  • постановления;
  • представления и жалобы ненадзорного характера.

Правовые средства прокурорского надзора могут носить непроцессуальный характер и регламентироваться иными правовыми документами, например, Законом о прокуратуре. Сюда относятся следующие акты прокурорского реагирования:

Протест – реагирование на правовой акт, который противоречит законодательству, содержит требование о приведении акта в соответствие с законом либо об отмене акта.

Протест может принести прокурор или его заместитель, документ направляется должностному лицу или в орган, издавший этот акт либо в вышестоящую инстанцию. Протест должен быть рассмотрен в течение 10 дней. Если протест принесен на решение представительного местного органа или органа субъекта РФ, то на ближайшем заседании. Прокурор имеет право сократить срок рассмотрения протеста, если того требуют обстоятельства. О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается письменно. Если протест рассматривается коллегиальным органом, о дне заседания сообщается прокурору. Протест может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурора – документ реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий или принятия незаконных решений гос. органами и их должностными лицами.

Представление прокурора означает его право и обязанность требовать устранения нарушений, которые были выявлены в процессе надзорных действий и обнаружения фактов неисполнения или исполнения предписаний закона ненадлежащим образом объектами надзора, которыми была причинена или создана реальная угроза интересам личности, общества или государства.

Предостережение – акт, который адресуется должностным лицам, руководителям объединений религиозной или политической направленности, направляется при получении прокурором сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремизма.

Акт имеет явный предупредительный характер и выносится лишь тогда, когда имеются достоверные сведения и проверенные факты, которые могут причинить вред интересам личности, общества и государства. Целью предостережения является недопущение более опасных деяний. Данный акт является дополнительным средством реагирования. Вместе с объявлением предостережения прокурор может принести протест или представление.

Прокуроры обладают ограниченной властью в отношении субъектов наблюдения, поэтому акты реагирования специфичны. Требования прокурора обязательны для рассмотрения, но не для исполнения, поэтому любой акт должен быть убедительным.

Средства прокурорского воздействия приносятся прокурорами как на правомерные, так и неправомерные действия. По этому признаку можно выделить два вида средств.

Средства на правомерные и неправомерные действия

Согласие – санкция на производство действий следственного характера, утверждение – придание юридической значимости обвинительному заключению являются средствами прокурорского реагирования, приносимые на правомерные действия.

Средствами реагирования, приносимыми на неправомерные действия являются письменные указания – властные предписания, которые исполняются следователем в обязательном порядке, постановления – властно-волевые распорядительные акты прокурора об устранении правонарушений собственной властью.

Ненадзорные средства

Данные средства можно разделить на процессуальные и непроцессуальные, регулируемые ГПК РФ и АПК РФ и другими НПА.

К процессуальным ненадзорным средствам относятся представления и жалобы, исковые заявления, которые направляют прокуроры с целью защитить законные права лиц, не имеющих социальной защиты, иски, которые предъявляют прокуроры в интересах лица или государства. Гражданско-процессуальный кодекс четко регламентирует все виды ненадзорных средств.

Если рассматривать цель актов воздействия, то их можно разделить на основные и сигнализационные.

Основные акты прокурорского воздействия предусмотрены законом и несут основную нагрузку, сигнализационные акты содержат информацию о состоянии законности, не содержат требований устранения нарушений.

Средства воздействия эффективны в случаях выявления и устранения нарушений законности. Своевременно выявить и пресечь нарушения, установить причины их возникновения, привлечь к ответственности виновных, значит поддерживать состояние законности на должном уровне.

Читайте также: