Аналитический доклад конкуренция на финансовом рынке

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Владислав Лейбов

Взгляд государства

Ольга Сергеева, замначальника управления контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы России, рассказала, что сейчас реализуется национальный план развития конкуренции в соответствии с утвержденной дорожной картой. На финансовом рынке эта программа проводится в координации с другими регулирующими органами.

На сегодня российский финансовый рынок во многих секторах характеризуется высокой концентрацией, высокой долей государственного участия, большим отрывом лидеров от ближайших конкурентов, преимуществом, которые одни финансовые организации получают перед другими за счет регулирования. Именно поэтому важно предложить пути решения этих проблем.

Регуляторные воздействия государства на цены может быть нескольких видов. Раскрытие информации о цене в определенной форме, например, информация о полной стоимости кредитов. Мягкое регулирование, например, решение проблем банковского роуминга. Возможно и создание специальных механизмов на предотвращение злоупотреблений со стороны монополистов.

Иван Чебесков , директор департамента финансовой политики Минфина, смотрит на конкуренцию как на важный элемент развития рынка. Очевидный механизм развития конкуренции – цифровизация. Россия в этом плане идет на уровне и даже в чем-то опережает ведущие западные страны. Цифровизация упрощает доступ к услугам, но одновременно отсеивает с рынка небольшие банки, затраты на цифровизацию для которых оказываются довольно высоки. Поэтому стоит непростая задача не дать захватить весь рынок крупнейшим банкам с их мощными цифровыми экосистемами.

Алексей Саватюгин, аудитор Счетной палаты Российской Федерации, считает, что если мы фиксируем цены или стандарты качества, то этим, наоборот, снижаем конкуренцию. У нас финансовый рынок олигополизирован по многим параметрам государственными банками и компаниями. Это значит, что все свои решения они утверждают с участием представителей государства. А потом государство борется с этими же монополиями.

К сожалению, борьба с монополизацией рынка сейчас сводится к монополизации рынка самим регулятором – создается государственная экосистема, включающая маркетплейс, система быстрых платежей и прочие подобные сервисы, к которой обязаны присоединиться все участники рынка. Но можно ли назвать это развитием конкуренции?

Для конкуренции на рынке должны появляться новые участники. Вспомните, когда в последний раз на рынке появлялись новые банки или профучастники рынка ценных бумаг. Наоборот, происходит постоянное сокращение числа участников рынка. И именно от государства требуются конкретные меры по разрешению этой ситуации.

Что предлагают эксперты

Алексей Войлуков, вице-президент Ассоциации банков России, подчеркнул, что Ассоциация считает развитие конкуренции на банковском рынке одной из своих важнейших задач. Работа ведется совместно с Банком России и Федеральной антимонопольной службой.

В 2020 году была запущена Система быстрых платежей, которая серьезно изменила ситуацию на рынке платежных услуг. Уже был первый опыт ценового регулирования Банком России. Сейчас идет расширение числа банков, допущенных к участию в госпрограммах. До сих пор размер капитала имел решающее значение, хотя важнее для определения надежности банков уровень рейтинга, присвоенного рейтинговыми агентствами.

Идет жаркая дискуссия по поводу взимания банками платежей за оплату ЖКХ. Все больше предлагается услуг оказывать банками бесплатно, хотя банки – коммерческие организации и несут затраты по организации и поддержанию работы своих офисов и компьютерных систем. Вне зависимости от спроса клиентов банки заставляют оказывать определенные сервисы, например, ту же биометрию.

Тема конкуренции на банковском рынке сейчас очень остра. Требуется выявление и устранение барьеров для надежных банков в участии в различных госпрограммах, решение вопросов с регулированием комиссии за эквайринг. В 2020 году финансовые технологии приобрели особую значимость в связи с пандемией. Это требует также скорейшей доработки законодательства.

Андрей Емелин, председатель Национального совета финансового рынка, считает, что наше развитие банковских систем ДБО и банкоматных сетей объясняется тем, что рынок активно развивался одновременно множеством конкурирующих участников. Все то, что упрощает и удешевляет бизнес – это хорошо для конкуренции. Но в жизни этот принцип реализовать сложно.

Минфин дал хороший пример того, как нужно развивать конкуренцию. Его эксперты проанализировали, какие ограничения для банков существуют в различных регионах для использования средств бюджета, и методично эти ограничения устраняли. К сожалению, таких успешных примеров пока немного. Мы нуждаемся в системе общественного контроля за тем, что происходит в финансовой сфере. Задача финансовых объединений профучастников рынка – довести до регуляторов наши оценки ситуации и стараться, чтобы эти оценки были учтены при принятии конкретных законов.

Россия сегодня – одна из самых продвинутых стран в плане цифровых платежных сервисов. Наша финансовая система развивалась с нуля, и мы сразу использовали достаточно передовые технические решения. Проблема в том, что сервисы в мире продолжают развиваться, а мы не всегда успеваем за этим развитием.

Кирилл Косминский, исполнительный директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ, считает, что регулирование инвестиционных платформ у нас пока мягкое, а барьер входа на этот рынок - низкий. Но основные барьеры для желающих выйти на рынок – высокие затраты на цифровизацию и подключение к государственным информационным системам.

Мария Михайлова , исполнительный директор Национальной платежной ассоциации, проанализировала подходы регулятора к конкуренции и выделила ряд издержек. Например, Банк России разрабатывает концепцию конкуренции на рынке с позиции потребителя. При этом потребитель в этой модели не очень грамотный, не очень финансово благополучный и очень инертный в вопросе выбора сервисов и услуг. Очевидно, что подобная модель не описывает большинство групп потребителей. В результате рынку предлагаются нередко неудачные решения. ФАС анализирует продуктовые сегменты. Это тоже не всегда приводит к эффективным решениям. Целесообразно было бы также улучшить согласование позиций обоих регуляторов рынка при принятии решений.

Что с конкуренцией

Еще в 2018 г. ЦБ отмечал, что большинство сегментов финансового рынка России – монополии и олигополии с конкурентным окружением, и намеревался с этим бороться. Но с тех времен мало что изменилось: практически все секторы испытывают проблемы с развитием конкуренции, особенно банковский, следует из доклада ЦБ. Он рассчитал за 2018–2020 гг. CBR-Composite – агрегированный индекс, который отражает уровень конкуренции на конкретном сегменте рынка. Индекс делит конкуренцию на три уровня: красный (низкий), оранжевый (умеренный) и зеленый (высокий).

Сейчас на всех основных сегментах рынка низкий уровень конкуренции: эквайринг, карточные платежи, переводы, кредитование, привлечение средств граждан (в привлечении средств юрлиц уровень конкуренции умеренный), доверительное управление, клиенты брокеров и добровольное страхование. Во всех этих секторах доля пяти крупнейших игроков превышает 60%, а доля одного лидера рынка в некоторых сегментах превышает 90% (см. таблицу). Названия банков ЦБ не указывает.

Действительно, доля, которую удерживает Сбербанк в течение достаточно длительного времени, – это необычная ситуация, признавал Греф в 2019 г. Но, по его словам, концентрация крупнейших банков на рынке – это абсолютно типичная ситуация для любой страны. Тем не менее в развитых экономиках на крупнейший банк страны не приходится более 30% активов. Например, в США крупнейший банк – JPMorgan Chase & Co – охватывает 28,5% активов ($3,2 трлн) 10 крупнейших банков, следует из данных сайта Bankrate. На второго и третьего игрока – Bank of America и Wells Fargo – приходится 20% ($2,3 трлн) и 15,2% ($1,7 трлн). Крупнейший банк Китая и мира – Industrial & Commercial Bank of China – с активами порядка $5 трлн занимает 19,5% в топ-10 банков страны. На идущих за ним China Construction Bank и Agricultural Bank of China приходится 17,1% ($4,3 трлн) и 16,3% ($4,1 трлн) активов соответственно.

Что для конкуренции делает ЦБ

Чтобы бороться с монополией Сбербанка на рынке карточных переводов, ЦБ в 2019 г. запустил Систему быстрых платежей (СБП) – она позволяет гражданам (пока что с нулевой комиссией) мгновенно переводить средства между банками по номеру телефона. Подключение к СБП сначала было добровольным, но из-за отказа Сбербанка присоединиться к системе это сделали обязательным для всех банков. К СБП Сбербанк подключился с опозданием на полгода, за что был оштрафован ЦБ: вместо 1 октября 2019 г. госбанк сделал это весной 2020 г.

Банк России для развития конкуренции планирует внедрить цифровой рубль. Граждане и компании смогут переводить цифровые деньги без привязки к конкретному банку – храниться цифровая валюта будет в электронных кошельках в ЦБ. Сбербанк, ВТБ и еще 10 банков начнут тестировать цифровой рубль в январе 2022 г.

Еще одним шагом в развитии конкуренции должно стать регулирование экосистем как на базе банков, так и на базе технологических компаний. Идеальная картина существования экосистем в России, по мнению ЦБ, такая: существование нескольких крупных национальных экосистем, конкурирующих между собой и с иностранными игроками, а нишевые поставщики и менее масштабные платформы удовлетворяют спрос за пределами экосистем и бросают вызов лидерам. Внедрение регулирования планируется в 2022–2023 гг. Ключевую роль в регулировании экосистем должно выполнять антимонопольное законодательство, а также нормативы Банка России в части ограничения рисков, связанных с вовлечением банков в экосистемный бизнес. Кроме того, ЦБ будет оценивать потенциальные риски, связанные с появлением новых системно значимых игроков, например бигтехов, если они способны влиять на финансовую стабильность.

В чем проблема

Отечественный банковский сектор действительно характеризуется высокой и постоянно растущей концентрацией, но это не означает, что конкуренция отсутствует, считает управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин. Скорее наоборот, конкуренция за клиента достаточно высока, но она происходит именно в крупнейших банках. Поэтому, отмечает эксперт, основные риски здесь возникают для средних и малых банков, которые зачастую не способны предложить своим клиентам конкурентные условия обслуживания.

Банк России подготовил консультативный доклад о подходах к реализации политики по развитию конкуренции на финансовом рынке. В материале дано определение конкуренции и указаны ориентиры для достижения целевого состояния конкурентной среды на финансовом рынке. Доклад представлен для общественного обсуждения.

Конкуренция – важный фактор развития финансового рынка. Она стимулирует игроков к совершенствованию бизнес-моделей, применению инновационных решений, а также к более полному удовлетворению запросов потребителей. В Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов конкуренция выделена в качестве одного из четырех ключевых направлений.

Авторы доклада определяют конкуренцию как соперничество между поставщиками финансовых услуг за потребителя. Развивая конкуренцию, Банк России стремится обеспечить формирование на рынке такой среды, в которой потребители обладают и пользуются возможностью влиять своим выбором на конъюнктуру рынка, а поставщики финансовых услуг выигрывают конкурентную борьбу, предлагая лучшее ценностное решение на основе рыночных конкурентных преимуществ.

Для достижения целевого состояния выбраны три ориентира. Во-первых, речь идет о потребителях, которые своим выбором влияют на характер предложения и, таким образом, становятся движущей силой конкуренции. Во-вторых, результаты конкурентной борьбы должны иметь рыночную основу и побуждать участников рынка к дальнейшему соперничеству. Нерыночные факторы, привилегии или особые условия отдельных участников, наоборот, формируют ощущение несправедливости и снижают стимулы к ведению и развитию бизнеса в масштабах рынка. Третий ориентир – формирование проконкурентной среды, в которой развиваются новые финансовые технологии и действует гибкое регулирование, не препятствующее позитивным изменениям на рынке, где мелкие компании имеют доступ к платформенным решениям и аутсорсингу. Целевые ориентиры показывают участникам финансового рынка, какие практики конкуренции являются, по мнению Банка России, продуктивными и на какие рыночные проявления регулятор считает необходимым реагировать.


Конкуренция — необходимый элемент рыночных отношений, выступающая движущей силой развития рынка и его участников. Существует множество определений конкуренции, которые сводятся в основном к соперничеству (борьбе) между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Являясь разновидностью рыночной конкуренции, банковская конкуренция обладает рядом специфических черт:

‒ конкуренция разворачивается не только между банками, но и небанковскими финансовыми институтами и нефинансовыми организациями;

‒ конкурентное пространство включает в себя множество рынков, на одних банки выступают в качестве продавцов, на других — в качестве покупателей. Рынок банковских услуг не является единым пространством, а представлен различными сегментами.

Современные коммерческие банки функционируют практически во всех рыночных секторах, в связи с чем сфера конкуренции очень обширна. В целом банковская конкуренция осуществляется на трех уровнях.

Первый уровень или основной, эта непосредственно конкуренция между коммерческими банками.

Второй уровень — это конкуренция между банками и небанковскими кредитными организациями. В последние годы на финансовом рынке важную роль стали играть специализированные небанковские кредитно-финансовые институты. К ним можно отнести страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании, хедж-фонды, кредитные союзы, кредитные кооперативы и др.

Третий уровень — это конкуренция между банками и нефинансовыми организациями. В настоящее время все более заметную роль начинают играть новые технологичные компании ФинТех, предоставляющие услуги, которые традиционно являлись банковскими.

Начнем исследование с первого уровня, т. е. межбанковской конкуренции.

Обратимся к институциональным характеристикам банковского сектора. На начало 2018 года численность действующих кредитных организаций составила 508 единиц, сократившись за 9 лет на 550 организаций. Следует отметить, что тенденция сокращения числа банков (большинство кредитных организаций — это банковские кредитные организации) начала формироваться давно, но заметно активизировалась с 2014 года. Основная причина сокращения численности банков — отзывы лицензий Банком России.


Рис.1. Динамика численности кредитных организаций [1]

Таким образом, можем констатировать сокращение участников рынка. Как уменьшение числа участников рынка влияет на конкуренцию? Если численность участников небольшая, то их сокращение может привести к изменению интенсивности конкуренции. На банковском рынке число участников достаточно большое и их сокращение на состояние конкуренции существенного влияния не оказывает.

Большое распространение для оценки интенсивности конкуренции получил подход на основе оценки распределения рыночных долей конкурентов. Для оценки характера распределения рыночных долей используют показатель рыночной концентрации. Чем выше показатель, тем выше монополизация рынка и ниже интенсивность конкуренции. Показатель рассчитывается для 3,6,10,20,50 и 100 участников рынка. Наибольшее распространение получил расчет для 4-х лидеров рынка. Рассчитаем коэффициент концентрации по формуле:


n-количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

Рассчитаем коэффициент концентрации для банковского рынка по объему активов.

Доли лидеров рынка по величине активов,%[1]

Читайте также: