Альтернативные образовательные учреждения в россии и за рубежом доклад

Обновлено: 05.07.2024

С 1991 г. в России разрешено открывать частные образо­вательные учреждения. Был принят Устав Российской ассоциации негосударственного образования. Для получения разрешения на открытие частной школы (детского сада, университета и др.), которое выдается в Департаменте образования, необходимо представить пакет обязательных документов (концепцию обучения и воспитания, программу и устав заведения, сведе­ния о составе педагогического коллектива, справку о сред­ствах на содержание учреждения). По направленности и со­держанию работы частные образовательные учреждения можно разделить на несколько типов:

-привилегированные, в которых за очень высокую пла­ту обеспечивается высокое качество образования;

-для детей, которые нуждаются в особых условиях для обучения и индивидуального развития, плохо адаптируют­ся, с трудом переносят жесткую регламентацию их поведе­ния и деятельности, напряженность ритма образовательно­го учреждения; одаренных детей, которым необходимы осо­бая атмосфера для развития и специальная программа обучения.

Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление так называемыхнетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массо­вых школ, детских садов. Для нетрадиционных учебно-вос­питательных учреждений характерны такие признаки, как специфичность целей и содержания образования; добро­вольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная администра­тивная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию.

К альтернативным образовательным учреждениям мож­но отнести некоторые гимназии, лицеи, которые выбрали свой профиль и модель обучения (московская лингвистическая гимназия с углубленным изучением английского и других иностранных языков, в том числе древних; меди­ко-философская школа-лицей при МГУ им. М.В. Ломо­носова и др.).

Альтернативными образовательными учреждениями являются также детские сады и школы Р. Штайнера, или так называемыевальдорфские школы, по модели которых ра­ботают учебно-воспитательные учреждения в 25 странах мира, в том числе и России. Созданная в начале 20-х гг. XX в. на основе религиозно-философского учения (антро­пософии) педагогическая концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925) была направлена на духовное развитие лично­сти ребенка, раскрытие его способностей с помощью осо­бых упражнений. Стержень концепции образования состав­ляют трудовая, художественная, театрализованная виды де­ятельности ребенка. В вальдорфской школе нет стабильных учебных планов, программ, учебников; отсутствует стро­гая регламентация жизни учащихся. Дети учатся без оце­нок, лишены страха перед отчислением, второгодниче­ством. К работе вальдорфских школ активно привлекают­ся семьи воспитанников.

Альтернативные учебно-воспитательные учреждения, дополняя и раздвигая рамки государственной системы об­разования, предоставляют большие возможности для вы­бора модели обучения и воспитания. Однако у обществен­ности стран, где имеет место развитие негосударственных образовательных заведений, возникает опасение, не проти­воречит ли создание таких учреждений принципам демок­ратизации просвещения, не станут ли они фактором рас­слоения общества.


Сложный выбор: какими бывают альтернативные школы?

Сегодня в мегаполисе можно без проблем найти хорошую альтернативную школу. Только как выбрать ту самую, подходящую — вопрос, который первым задают себе родители. Подходов, как и самих школ, очень много. Но есть среди них те, что давно известны и успешно реализованы в разных странах. Они все нацелены на развитие ребенка в разных направлениях, а отличаются тем, какой дорогой приходят к этой цели.

Внимание к среде: Монтессори и Реджио

Метод Монтессори пришел к нам из Италии, где появился в начале ХХ века. Мария Монтессори создала школу-дом, в которой было комфортно каждому её ученику. Там дети получали уважение, внимание и возможность самостоятельно выбирать свой образовательный маршрут. Школа Монтессори сейчас — самое популярное направление, существующее во всех крупных городах. Список школ можно найти на сайте Ассоциации педагогов Монтессори в России.

Реджио-педагогика, как и метод Монтессори, появилась в Италии. Здесь нет учебной программы, любая жизненная ситуация становится образовательной, любой интерес ребенка может превратиться из объекта внимания в исследовательский проект. Поэтому так важно, чтобы пространство вокруг ученика ставило перед ним непростые и интересные задачи.

Особенности подходов — это естественное развитие ученика и наличие образовательной среды, в которой ребенок самостоятельно ставит цели и двигается к ним. В своём темпе, без спешки, всегда зная, что рядом есть педагог, готовый поддержать, но не ответить за него на возникающие вопросы.

Воспитательная работа распределяется между наставницей и окружением. На место бывшей "дающей урок" учительницы пришло намного более сложное целое, то есть, кроме учительницы, появился еще ряд предметов (развивающий материал), который вместе с ней воспитывает ребенка. Предметы, а не обучение наставницы играют главную роль, и поскольку их использует ребенок, именно он, а не наставница, является активным центром деятельности.

Внимание к традициям: вальдорфские школы

Первая школа такого типа открылась в городе Вальдорф (Германия) в 1920-е гг., а в России только в 1980-е гг. В центре внимания — гармоничное развитие ребенка: как физическое, так и личностное. Причем ученик должен быть эмоционально готов к получению знаний. Учителя не спешат лишать детей детства, сажать их за парты на целый день. Наоборот, на уроках в младшей и средней школе много движения. И только в старшей школе ученики приступают к изучению привычных нам дисциплин.

Вальдорфская школа — это целая философия, в которой уверены — каждый ребенок является личностью, имеет право на воспитание и обучение. Если сейчас он не готов изучать тот или иной предмет, нужно отступить и подождать. У каждого свой уровень, поэтому классы могут быть разновозрастными, а остаться на второй год — вполне допустимая практика, ведь в школе нет отметок и создается комфортная доброжелательная обстановка. Учебный материал подается блоками ("эпохами"), а день разделен на три части: духовный, душевный и креативно-творческий. Очень много внимания вальдорфы уделяют ремеслу. Часто школы украшены поделками из натуральных материалов, которые ученики создают на уроках.

Педагог вальдорфской школы — пример для подражания, безопасный и осознанный взрослый, который внимательно относится к запросам детей, но всё равно следует тщательно разработанной образовательной программе. В России есть своя Ассоциация Вальдорфских школ России.

Существует известный душевный строй, который важен для духовного ученика на каждой ступени его развития. Он заключается в том, чтобы не сводить своего стремления к знанию к односторонней форме: как мне ответить на тот или иной вопрос? но к форме: как мне развить в себе ту или иную способность?

Внимание к сотрудничеству: демократические школы

Считается, что история демократических школ началась со школы Саммерхилл в 1921 году. Дети получили свободу выбора: они сами решали, какие уроки посещать, а какие прогуливать, как выглядит их распорядок дня и досуг. Все общешкольные законы обсуждались на голосовании.

Существует международная сеть демократического образования IDEN, которая помогает учителям вместе искать решения возникающих проблем и улучшать демократический подход. Она проводит Международную конференцию демократического образования IDEC (International Democratic Education Conference), где ежегодно собираются видные деятели свободного образования, организаторы, сотрудники и выпускники демократических школ всего мира.

Современные демократические школы строятся на принципах свободы и равенства. Каждый ребенок имеет право голоса, все важные решения принимаются советом, состоящим из учеников, родителей, педагогов и администрации школы. В демократическом подходе считается, что мотивация учиться появляется только тогда, когда ученик осознает, что от него зависит его образование, он сам делает выбор и несет ответственность за результат. Оценки здесь — не для оценивания, а для понимания прогресса.

Учитель в такой школе — это увлеченный взрослый, который с удовольствием делает своё дело, горит им и развивается в этом направлении, а ребенок просто присоединяется к рабочему процессу и погружается в тему вместе со взрослым. В России есть тёплое сообщество самонаправленных и демократических школ — "Острова свободного образования".

Я считаю, что приказывать ребенку что-либо сделатьнеправильно. Ребенок не обязан ничем заниматься, пока не придет к мнениюсвоему собственному, — что это должно быть сделано. Проклятие человечества — внешнее принуждение, исходит ли оно от папы, государства, учителя или родителей. Всякое принуждениефашизм.

Внимание к личности: семейные школы

Небольшие семейные школы создает неравнодушное сообщество родителей для обучения своих детей в комфортной среде. Они объединены в сообщества, например "Семейные школы" и регулярно обмениваются опытом. В таких школах обычно мало детей, поэтому к каждому ученику педагоги находят подход, создают для него индивидуальный образовательный маршрут, а часто и форму оценивания.

Семейные школы не занимаются образовательной деятельностью. Они следуют прежде всего за интересами учеников, а не за ФГОС. Они помогают тем родителям, которые взяли на себя ответственность за образование своих детей, не перекладывая это на государственные школы.

Родители приглашают педагогов-предметников и психологов, которые создают в школе образовательную среду. Для них важно не просто рассказать ребенку о мире, но и привлечь его к исследованию. Чем старше становится ученик, тем больше для него открывается форматов и способов получения информации.

Одна из популярных программ для семейных школ — Русская Классическая школа. Она обращается к традициям отечественной педагогики, возникшей в конце XIX века. Учебники в РКШ — переиздания основоположников русской педагогики, в которых нет усложненного языка и игровых задач. Ученику не нужно разбираться в формулировках, они соответствуют возрасту. Большой акцент делается на систематизации всех знаний и постепенном усложнении заданий. Часто (не обязательно) школы, выбравшие РКШ, имеют православный уклон, и среди основных предметов в них есть и религиозные.

Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки. Когда убеждение так укоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы.

Внимание к подходам: авторские школы

Самый сложный раздел альтернативных школ — это школы, работающие по разработанным отдельным автором или авторским коллективом методикам. Они возникли в конце 1980-х гг., когда победителям конкурса инновационных школьных проектов стали присваивать статус "авторская школа". Классифицировать такие школы почти невозможно, их наполнение очень разное, а подходы часто противоречат друг другу. Среди известных российских авторских школ — учебные заведения М.П. Щетинина, В.А. Караковского, В.В. Давыдова, Е.А. Ямбурга, А.Н. Тубельского и др.

Авторские школы, как правило, не отчуждаемы, ведь главную роль здесь играет личность основателя, как, например, в школе Щетинина. Его лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков был известен своей экспресс-программой по изучению школьных дисциплин. Классно-урочной системы и оценок в школе не было, занятия проходили всегда в разных кабинетах.

Также существуют авторские школы, в которых не только основатель, но и весь педагогических коллектив создает образовательные инициативы, как в школе самоопределения Тубельского. Вместе с коллегами Александр Наумович Тубельский написал книгу "Учитель, который работает не так". Авторы считали, что ребенку прежде всего нужен внутренний стержень, а уж потом — знания.

Демократически воспитанный человекэто не тот, который делает то, чего хочет, а тот, который может сам ставить себе границы. Границы хорошего и плохого, границы поведения в разных ситуациях, границы между знанием и незнанием.

Несмотря на огромные отличия, есть у авторских школ и общая черта — гуманистическая идея. Личность ученика важна не меньше, чем основателя школы. Дети легко предлагают свои проекты по улучшению образовательной среды. Они неравнодушны к своему образованию и к месту, в котором учатся.

В авторские школы приходят педагоги-инноваторы, которые не боятся использовать новые образовательные подходы: игротехнику, геймификацию, смешанное и проблемное обучение, проектную работу в командах и др.

Вопросы для тех, кто выбирает школу

Что важно вам и вашему ребенку? Какой у вас общий приоритет: академические результаты, творчество, атмосфера или комфорт? Каким должен быть учитель? Какова его роль в жизни ребёнка? Как школа поможет вашему ребенку и к чему его приведёт? К чему вы хотите прийти?

Почти все альтернативные школы предлагают адаптационный период, это лучшее время для вопросов и сомнений. Вам нужно лучше познакомиться с ценностями, преподавателями, пространством и, конечно, основателями. Ведь, вне зависимости от подхода, очень важно знать, какие люди делают школу. Если и вам, и ребёнку всё понравится, то, значит, вам со школой по пути. И не страшно, если через несколько месяцев эти пути разойдутся. Главное в поисках своей школы — не бояться пробовать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Альтернативные системы образования

Многие родители приходят к выводу, что современная общеобразовательная школа – это не совсем то, что требуется их ребенку. Что нынешняя система образования далеко не всегда в состоянии вырастить Личность. Но открытым остается вопрос: какие есть варианты? А вариантов несколько, от самых мягких до самых кардинальных.

1. Переход ребенка на экстернат.
2. Переход ребенка в другой тип школы (лицей, колледж, альтернативные школы).
3. Переход ребенка на домашнее обучение без необходимости сдавать экзамены и получать аттестат, или, попросту, жизнь с родителями.

Экстернат – это порядок сдачи экзаменов за курсы полной средней общеобразовательной школы для лиц, в них не обучавшихся (экстернов). То есть ребенок приходит в школу только для того, чтобы сдать экзамены. Как он занимался и с кем – никого волновать не должно. Минус: экзамены сдавать все равно придется по той самой школьной программе.

Практически все понимают, что обучение в школе не даёт гарантии всестороннего обучения, что диплом (о высшем образовании) не даёт гарантии высокого положения и большой зарплаты, что гораздо важнее научить ребенка находить информацию, когда это нужно, а не содержать ее в голове в больших объемах. И многие готовы ради того, чтобы их ребенок не был подвергнут творческой кастрации, а кроме того, еще и научился самостоятельности, отдать его в альтернативную школу. Но чтобы сделать правильный выбор, следует ознакомиться с вариантами таких школ.

Вот несколько наиболее известных:

Западные варианты:

- Несомненно, изначально в вальдорфской педагогике заложено немало хороших и благих идей. В центре здесь находится сам ребенок, раскрытие его творческих способностей, развитие заложенных природой талантов. Однако для моей дочери опыт вальдорфской школы оказался неудачным.

В вальдорфской педагогике многое, если не все, зависит от учителя. При отсутствии жесткой программы и учебников учитель становится единственным мостиком между ребенком и теми знаниями, навыками, которые школьник должен освоить. И здесь на первый план выходит профессионализм педагога, а самое главное - его любовь и неравнодушие к детям. С горечью говорю, что в нашем случае не оказалось ни первого, ни второго, ни третьего. Через год мы перешли в обычную школу, о чем нисколько не жалеем. Отдавая ребенка в эту школу, ознакомьтесь подробнее с основами антропософии, подумайте, принимаете ли вы это, примет ли это ваш ребенок. А главное - посмотрите в глаза учителю: достаточно ли в них любви.

Школы "свободного" типа . Яркий пример из Великобритании - Самерхилл.

Школа Саммерхилл была основана в 1921 году Александром Ниллом и существует до сих пор. Самыми главными принципами в ней являются свобода детей и их самоуправление.
Вот что писал сам Александр Нил в своей книге "Саммерхилл - воспитание свободой":
"Саммерхилл, вероятно, самая счастливая школа в мире. У нас нет прогульщиков и редко случается, чтобы дети тосковали по дому. У нас почти никогда не бывает драк - ссоры, конечно, неизбежны, но мне редко доводилось видеть кулачные бои вроде тех, в которых я участвовал мальчиком. Также редко я слышу, чтобы дети кричали, потому что у свободных детей, в отличие от подавленных, нет ненависти, которая требует выражения. Ненависть вскармливается ненавистью, а любовь - любовью. Любовь означает принятие детей, и это существенно для любой школы. Вы не можете быть на стороне детей, если наказываете или браните их. Саммерхилл - это школа, где ребенок знает, что его принимают".

Художественный фильм "Школа "Саммерхилл"/ Summerhill (1,2,3 и 4 серии, Великобритания, 2008 г.)

Аналог школы "свободного" типа в России - школа Щетинина.

Данный тип школ характеризуется принципом интерната - во время учёбы дети живут отдельно от родителей, что может подойти далеко не всем.

Отечественные варианты альтернативных школ:

Школа-Парк Милослава Балобана

В Парке принципиальны три позиции: отказ от обязательных учебных занятий, от одновозрастности в образовании и почти полностью – от оценок. В идеале и не нужен никакой аттестат, никакие оценки.

Начальная школа по методике Жохова В.И.

Особенности системы Жохова:

- Не противоречит федеральным стандартам образования РФ.

- Основана на традиционной школьной программе, но адаптирована под потребности ребенка ДВИГАТЬСЯ, РАЗГОВАРИВАТЬ и ИГРАТЬ.

- Все УРОКИ УЖЕ полностью РАЗРАБОТАНЫ автором программы, что позволяет в точности придерживаться методики.

- Обучение происходит НЕПРИНУЖДЕННО и благоприятно для здоровья.

- Никаких воздействий на подсознание.

- Высокий темп работы, что соответствует скорости мышления детей в этом возрасте.

- Недопустимы изменения состава классов. Потому что первоклассники по методике Жохова программу 1 класса заканчивают в сентябре, в начале 2 класса заканчивают программу всей начальной школы.

- В классах НЕТ ОТСТАЮЩИХ. Даже если какой-то ребенок что-то не понял с первого раза, его поддержат и никогда не повесят клеймо.

- В классах ПООЩРЯЕТСЯ помощь и ВЗАИМОВЫРУЧКА. Дети могут обучать друг друга, помогать, проверять. Передавая друг другу знания, дети учатся прекрасному принципу: если смог объяснить другому, значит понял сам.

По системе Жохова, дети изучают обычную школьную программу, просто занятия проходят "по другим правилам".

Нормальный первоклассник - это существо бегущее и орущее. Обязательно надо двигаться и кричать. Это необходимо для полноценного роста.

Видео о методике Жохова В.И.:

Методика обучения начальных классов Владимира Филипповича Базарного:

Система Базарного используется в Республике Коми, в Ставропольском крае, в некоторых школах Москвы, Московской, Ярославской, Тамбовской, Калужской областей , Татарстана, Башкортостана, Хакасии. Программа утверждена министерством здравоохранения РФ в 1989 году.

Длительное сидение за партой и большие зрительные нагрузки сказываются на многих учениках ещё с первого класса в виде ослабления зрения и искривления позвоночника. Со временем формируется школьная близорукость, нарушается осанка и замедляется физическое развитие.

Исследования Базарного показали, что положение тела среднестатистического ученика со склоненной и придавленной к парте грудной клеткой уже на 20-й минуте урока способно вызвать симптомы стенокардии. Фиксация такой позы в течение длительного времени способствует деформации грудной клетки и ослаблению мышц диафрагмы, что чревато паталогическими изменениями в сердце.

Одной (но не единственной) из отличительных черт методики Базарного является то, что школьники периодически встают из-за парты и часть урока проводят за конторками – специальными столами с наклонной поверхностью, за которыми ученики работают стоя. Такой режим работы показал высокую эффективность в плане профилактики близорукости и нарушений осанки. И это не единственные преимущества использования методики Базарного.

Стоящие школьники чувствуют себя более свободно, их плечи расслаблены, не происходит сдавливание диафрагмы крышкой парты, что не нарушает нормальную работу систем дыхания и кровообращения, позволяя улучшить снабжение всех органов, в том числе головного мозга.

В психо-эмоциональном плане работа стоя за конторками позволяет школьникам в трудные моменты урока не чувствовать себя одинокими, способствует воспитанию чувства взаимопомощи. Ученики на уроках более активны, независимы, более уверены в своих силах, проявляют больший интерес к учёбе.

Больше материалов по системе Базарного: читайте подробную статью Как калечит школа

Домашнее обучение

Но некоторые родители идут еще дальше и, становясь в глазах образовательной Системы еретиками, совсем забирают своих детей из школы, то есть переводят их на домашнее обучение. Что же движет такими редкими сумасшедшими, не побоявшимися взять ответственность за жизнь своих детей полностью на себя, не испугавшихся бумажно-чиновничьих препятствий и яростного переубеждения окружающих, не говоря уж о родственниках? И правда, ведь как же без школы можно вообще жить в нашем мире, овладеть знаниями, научиться общаться с людьми, устроиться на хорошую престижную работу, сделать карьеру, зарабатывать приличные деньги, обеспечить свою старость. и прочее, и прочее?

Мы не будем вспоминать того, что в царские времена домашнее образование было повсеместным, мы даже не будем вспоминать, что и в советские времена довольно известные личности учились дома. Мы просто подумаем, чем руководствуется обыватель, отправляя своего любимого ребенка в школу? Основа всего – беспокойство о будущем. СТРАХ перед ним. Будущее в случае домашнего образования очень неопределенно и не подходит под шаблон: школа - институт - работа - пенсия, где все идет по одной раз установленной схеме.

Проведите такой эксперимент: возьмите листок бумаги и выпишите на него 100 своих знакомых. Потом обзвоните их и выясните, какое образование они получили, кто по специальности, а затем выясните, СКОЛЬКО времени они по этой специальности проработали. Девяносто пять человек ответят, что ни дня…

Вопрос: зачем заканчивать школу?
Ответ: чтобы получить аттестат!

Вопрос: зачем получать аттестат?
Ответ: чтобы поступить в ВУЗ?

Вопрос: а зачем поступать в ВУЗ?
Ответ: чтобы получить диплом!

И, наконец, вопрос: зачем нужен диплом, если по специальности никто не работает?

Согласен, до недавнего времени, если у тебя не было диплома, просто нельзя было устроиться НИ НА КАКУЮ работу, за исключением дворника, лифтера и грузчика. Варианта была два: либо становиться грузчиком, либо… предпринимателем (что по ошибочному мнению большинства, не каждому дано). В бизнесе тоже диплом не нужен. Смекалки достаточно…

Сегодня же, слава богу, спектр возможностей для бездипломников расширился: большинство коммерческих фирм уже требует не диплом об образовании, а резюме и портфолио, то есть список ваших достижений. И если вы САМИ научились чему-либо и достигли чего-либо, то это только плюс.

А чему, скажите, можно научиться, если вместо того, что ребенку интересно, он вынужден по шесть-восемь часов изучать в школе интегралы и бензольные кольца, а потом еще делать домашние задания?

Теперь еще раз давайте вернемся к вопросу: вы уверены, что ребенка эта схема устраивает? Что он предпочтет потратить 15 лет на то, что ему не пригодится, изучению того, что ему нравится уже сейчас, чтобы через год-три стать в этом специалистом?


Многие родители приходят к выводу, что современная общеобразовательная школа – это не совсем то, что требуется их ребенку. Что нынешняя система образования далеко не всегда в состоянии вырастить Личность. Но открытым остается вопрос: какие есть варианты? А вариантов несколько, от самых мягких до самых кардинальных.

1. Переход ребенка на экстернат.
2. Переход ребенка в другой тип школы (лицей, колледж, альтернативные школы).
3. Переход ребенка на домашнее обучение без необходимости сдавать экзамены и получать аттестат, или, попросту, жизнь с родителями.

Экстернат – это порядок сдачи экзаменов за курсы полной средней общеобразовательной школы для лиц, в них не обучавшихся (экстернов). То есть ребенок приходит в школу только для того, чтобы сдать экзамены. Как он занимался и с кем – никого волновать не должно. Минус: экзамены сдавать все равно придется по той самой школьной программе.

Практически все понимают, что обучение в школе не даёт гарантии всестороннего обучения, что диплом (о высшем образовании) не даёт гарантии высокого положения и большой зарплаты, что гораздо важнее научить ребенка находить информацию, когда это нужно, а не содержать ее в голове в больших объемах. И многие готовы ради того, чтобы их ребенок не был подвергнут творческой кастрации, а кроме того, еще и научился самостоятельности, отдать его в альтернативную школу. Но чтобы сделать правильный выбор, следует ознакомиться с вариантами таких школ.

Вот несколько наиболее известных:

- Несомненно, изначально в вальдорфской педагогике заложено немало хороших и благих идей. В центре здесь находится сам ребенок, раскрытие его творческих способностей, развитие заложенных природой талантов. Однако для моей дочери опыт вальдорфской школы оказался неудачным.

В вальдорфской педагогике многое, если не все, зависит от учителя. При отсутствии жесткой программы и учебников учитель становится единственным мостиком между ребенком и теми знаниями, навыками, которые школьник должен освоить. И здесь на первый план выходит профессионализм педагога, а самое главное - его любовь и неравнодушие к детям. С горечью говорю, что в нашем случае не оказалось ни первого, ни второго, ни третьего. Через год мы перешли в обычную школу, о чем нисколько не жалеем. Отдавая ребенка в эту школу, ознакомьтесь подробнее с основами антропософии, подумайте, принимаете ли вы это, примет ли это ваш ребенок. А главное - посмотрите в глаза учителю: достаточно ли в них любви.

Школы "свободного" типа. Яркий пример из Великобритании - Самерхилл.

Школа Саммерхилл была основана в 1921 году Александром Ниллом и существует до сих пор. Самыми главными принципами в ней являются свобода детей и их самоуправление.
Вот что писал сам Александр Нил в своей книге "Саммерхилл - воспитание свободой":
"Саммерхилл, вероятно, самая счастливая школа в мире. У нас нет прогульщиков и редко случается, чтобы дети тосковали по дому. У нас почти никогда не бывает драк - ссоры, конечно, неизбежны, но мне редко доводилось видеть кулачные бои вроде тех, в которых я участвовал мальчиком. Также редко я слышу, чтобы дети кричали, потому что у свободных детей, в отличие от подавленных, нет ненависти, которая требует выражения. Ненависть вскармливается ненавистью, а любовь - любовью. Любовь означает принятие детей, и это существенно для любой школы. Вы не можете быть на стороне детей, если наказываете или браните их. Саммерхилл - это школа, где ребенок знает, что его принимают".

Художественный фильм "Школа "Саммерхилл"/ Summerhill (1,2,3 и 4 серии, Великобритания, 2008 г.)

Аналог школы "свободного" типа в России - школа Щетинина.

Данный тип школ характеризуется принципом интерната - во время учёбы дети живут отдельно от родителей, что может подойти далеко не всем.

Отечественные варианты альтернативных школ:

Школа-Парк Милослава Балобана

В Парке принципиальны три позиции: отказ от обязательных учебных занятий, от одновозрастности в образовании и почти полностью – от оценок. В идеале и не нужен никакой аттестат, никакие оценки.

Начальная школа по методике Жохова В.И.

Особенности системы Жохова:

- Не противоречит федеральным стандартам образования РФ.

- Основана на традиционной школьной программе, но адаптирована под потребности ребенка ДВИГАТЬСЯ, РАЗГОВАРИВАТЬ и ИГРАТЬ.

- Все УРОКИ УЖЕ полностью РАЗРАБОТАНЫ автором программы, что позволяет в точности придерживаться методики.

- Обучение происходит НЕПРИНУЖДЕННО и благоприятно для здоровья.

- Никаких воздействий на подсознание.

- Высокий темп работы, что соответствует скорости мышления детей в этом возрасте.

- Недопустимы изменения состава классов. Потому что первоклассники по методике Жохова программу 1 класса заканчивают в сентябре, в начале 2 класса заканчивают программу всей начальной школы.

- В классах НЕТ ОТСТАЮЩИХ. Даже если какой-то ребенок что-то не понял с первого раза, его поддержат и никогда не повесят клеймо.

- В классах ПООЩРЯЕТСЯ помощь и ВЗАИМОВЫРУЧКА. Дети могут обучать друг друга, помогать, проверять. Передавая друг другу знания, дети учатся прекрасному принципу: если смог объяснить другому, значит понял сам.

По системе Жохова, дети изучают обычную школьную программу, просто занятия проходят "по другим правилам".

Нормальный первоклассник - это существо бегущее и орущее. Обязательно надо двигаться и кричать. Это необходимо для полноценного роста.

Жохов В.И.

Видео о методике Жохова В.И.:

Методика обучения начальных классов Владимира Филипповича Базарного:

Система Базарного используется в Республике Коми, в Ставропольском крае, в некоторых школах Москвы, Московской, Ярославской, Тамбовской, Калужской областей , Татарстана, Башкортостана, Хакасии. Программа утверждена министерством здравоохранения РФ в 1989 году.

Длительное сидение за партой и большие зрительные нагрузки сказываются на многих учениках ещё с первого класса в виде ослабления зрения и искривления позвоночника. Со временем формируется школьная близорукость, нарушается осанка и замедляется физическое развитие.

Исследования Базарного показали, что положение тела среднестатистического ученика со склоненной и придавленной к парте грудной клеткой уже на 20-й минуте урока способно вызвать симптомы стенокардии. Фиксация такой позы в течение длительного времени способствует деформации грудной клетки и ослаблению мышц диафрагмы, что чревато паталогическими изменениями в сердце.

Одной (но не единственной) из отличительных черт методики Базарного является то, что школьники периодически встают из-за парты и часть урока проводят за конторками – специальными столами с наклонной поверхностью, за которыми ученики работают стоя. Такой режим работы показал высокую эффективность в плане профилактики близорукости и нарушений осанки. И это не единственные преимущества использования методики Базарного.

Стоящие школьники чувствуют себя более свободно, их плечи расслаблены, не происходит сдавливание диафрагмы крышкой парты, что не нарушает нормальную работу систем дыхания и кровообращения, позволяя улучшить снабжение всех органов, в том числе головного мозга.

В психо-эмоциональном плане работа стоя за конторками позволяет школьникам в трудные моменты урока не чувствовать себя одинокими, способствует воспитанию чувства взаимопомощи. Ученики на уроках более активны, независимы, более уверены в своих силах, проявляют больший интерес к учёбе.

Больше материалов по системе Базарного: читайте подробную статью Как калечит школа

Домашнее обучение

Но некоторые родители идут еще дальше и, становясь в глазах образовательной Системы еретиками, совсем забирают своих детей из школы, то есть переводят их на домашнее обучение. Что же движет такими редкими сумасшедшими, не побоявшимися взять ответственность за жизнь своих детей полностью на себя, не испугавшихся бумажно-чиновничьих препятствий и яростного переубеждения окружающих, не говоря уж о родственниках? И правда, ведь как же без школы можно вообще жить в нашем мире, овладеть знаниями, научиться общаться с людьми, устроиться на хорошую престижную работу, сделать карьеру, зарабатывать приличные деньги, обеспечить свою старость. и прочее, и прочее?

Мы не будем вспоминать того, что в царские времена домашнее образование было повсеместным, мы даже не будем вспоминать, что и в советские времена довольно известные личности учились дома. Мы просто подумаем, чем руководствуется обыватель, отправляя своего любимого ребенка в школу? Основа всего – беспокойство о будущем. СТРАХ перед ним. Будущее в случае домашнего образования очень неопределенно и не подходит под шаблон: школа - институт - работа - пенсия, где все идет по одной раз установленной схеме.

Проведите такой эксперимент: возьмите листок бумаги и выпишите на него 100 своих знакомых. Потом обзвоните их и выясните, какое образование они получили, кто по специальности, а затем выясните, СКОЛЬКО времени они по этой специальности проработали. Девяносто пять человек ответят, что ни дня…

Вопрос: зачем заканчивать школу?
Ответ: чтобы получить аттестат!

Вопрос: зачем получать аттестат?
Ответ: чтобы поступить в ВУЗ?

Вопрос: а зачем поступать в ВУЗ?
Ответ: чтобы получить диплом!

И, наконец, вопрос: зачем нужен диплом, если по специальности никто не работает?

Согласен, до недавнего времени, если у тебя не было диплома, просто нельзя было устроиться НИ НА КАКУЮ работу, за исключением дворника, лифтера и грузчика. Варианта была два: либо становиться грузчиком, либо… предпринимателем (что по ошибочному мнению большинства, не каждому дано). В бизнесе тоже диплом не нужен. Смекалки достаточно…

Сегодня же, слава богу, спектр возможностей для бездипломников расширился: большинство коммерческих фирм уже требует не диплом об образовании, а резюме и портфолио, то есть список ваших достижений. И если вы САМИ научились чему-либо и достигли чего-либо, то это только плюс.

А чему, скажите, можно научиться, если вместо того, что ребенку интересно, он вынужден по шесть-восемь часов изучать в школе интегралы и бензольные кольца, а потом еще делать домашние задания?

Теперь еще раз давайте вернемся к вопросу: вы уверены, что ребенка эта схема устраивает? Что он предпочтет потратить 15 лет на то, что ему не пригодится, изучению того, что ему нравится уже сейчас, чтобы через год-три стать в этом специалистом?

Читайте также: