Алхимия и философский камень доклад

Обновлено: 02.05.2024

Алхимия – это вечная загадка. Это явление осталось феноменом Средневековья.

В реферате использована литература, в которой алхимия рассматривается и как этап в развитии химии, и как особое мировоззрение, особое отношение к жизни.

Содержание

Список использованных источников и литературы…………………….16

Работа состоит из 1 файл

алхимия.docx

Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Реферат

в поисках философского камня:

алхимия в культуре европейского средневековья


Студент группы:

Список использованных источников и литературы…………………….16

Выбор темы реферата обусловлен личным интересом. Для меня важно определить свое отношение к процессу превращения неблагородных металлов в золото и серебро, настолько же материальному, насколько и духовному.

Алхимия – это вечная загадка. Это явление осталось феноменом Средневековья.

В реферате использована литература, в которой алхимия рассматривается и как этап в развитии химии, и как особое мировоззрение, особое отношение к жизни.

В данной работе кратко изложены основные этапы развития алхимии, ее существование вместе с религией в Средние века и главные цели алхимиков.

АЛХИМИЯ: НАЧАЛО ‹‹ВЕЛИКОГО ИСКУССТВА››

Сначала совершим путешествие в этимологию слова ‹‹алхимия››.

Chymeia – наливание, настаивание. Здесь слышится дальний отголосок древней практики восточных врачевателей-фармацевтов, извлекающих соки лекарственных растений. Согласно другому мнению, корень в слове алхимия – khem или khame, chemi или chuma, что означает и чернозем, и Черную страну. Так называли Древний Египет, а с Египтом связывали искусство жрецов, металлургов, золотых дел мастеров. Из древнегреческого языка: хюмос – сок, хюма – литье, поток, река, а химевсис – смешивание. А древнекитайское ким означает золото. Тогда алхимию можно толковать как златоделие. Именно это значение закрепилось за алхимией не только в обыденной речи, но и в сочинениях по истории химии. 1

В первые века нашей эры появляется уже целый ряд алхимических трактатов. Некоторые из них приписываются Клеопатре Египетской. Клеопатру считают автором сборника рецептов получения золота (‹‹Хризопея››). С 350 по 420 г. в Александрии жил алхимик Зосима, христианин из Египта. Сохранились фрагменты его энциклопедического труда, обобщающего знания древних о природе. Они написаны в виде посланий, адресованных женщине. Часть их объединена в трактат ‹‹О силе››.

После походов Александра Македонского (с 323 г. до н.э.) начался оживленный обмен материальными и духовными ценностями между греческой, египетской, персидской, вавилонской, индийской и, вероятно, даже китайской культурами. Разностороннее взаимопроникновение и переработка культурных ценностей в различных районах земного шара – сложная историческая проблема. В наши дни установлены взаимосвязи натурфилософских представлений об элементах и их взаимных превращениях с древним вавилонским учением о воздействии звезд на жизнь человека, с древнегреческими мифами о божественном происхождении светил, с халдейскими преданиями о семи небесах и семи богах – повелителях планет, где возникают семь разных по цвету металлов.

Авторы трактатов о превращениях веществ, для того чтобы придать большую значимость своему ‹‹искусству››, писали в книгах, что основателями и первыми учителями алхимиков были мифические персонажи. Начало же этого ‹‹великого искусства›› они относили к временам, когда на земле были только боги, ангелы и демоны. 2

Древнее и священное писание рассказывает, что некоторые ангелы, увлеченные любовью к женщинам, сошли на Землю и научили их тайнам природы. Родилось племя великанов. За это ангелы были осуждены на вечное изгнание. Книга, по которой они учились искусству, называлась ‹‹Хема››. Отсюда и корень в слове алхимия. 3

Алхимический ‹‹дар›› приписывался и богам Древнего Египта. Так, например, в письме своему сыну Гору властительница Египта Изис открыла тайну получения золота. Мудрый Химес был первым химиком, по имени которого и названа наука. Часто его отождествляли с богом солнца Древнего Египта Аммоном-Ра и называли ‹‹величайшим, прславленным, известным всему миру Химесом››. 4

ПРИНЦИПЫ АЛХИМИИ И ПОИСКИ ФИЛОСОВСКОГО КАМНЯ

Алхимия – это особое мировоззрение, особое отношение к жизни, совокупность религиозных, научных и нравственных принципов, облеченных в аллегорические формы. Нарочитая сложность алхимических текстов обусловливается тем, что в основе алхимии лежит спектр эзотерических духовных знаний, передаваемых из поколения в поколение посвященными (жрецами, истинными адептами, позднее – членами ряда эзотерических обществ).

Алхимию никогда не преподавали в университетах, в отличии, скажем, от астрологии, именно потому, что ‹‹обучить›› алхимии в обычном смысле слова нельзя – требуется огромная индивидуальная работа каждого, кто стремится постичь ее тайны. Считается, что каждый компонент Великого Делания адепт должен найти самостоятельно. Универсальных рецептов в алхимии просто не существует – к цели можно прийти многими путями. Каждый адепт обретает свой Философский Камень, ведь одной из составляющих Великого Делания является душа самого алхимика. Кстати, при современных исследованиях в области психологии был отмечен любопытный факт – на ход физических экспериментов оказывает влияние психологическое состояние и личность экспериментатора.

Алхимия обычно рассматривалась как стремление осознать Основные законы Творения, учитывая при этом действующие причины и силы Творения, и в конечном итоге – умение управлять как этими силами, так и самим собой. 5

Надо сказать, что если человек, ничего не знающий об алхимии, будет читать алхимический трактат, он, вероятно, неминуемо натолкнется на туманные описания весьма странных опытов, которые вполне можно принять за ритуалы черной магии. Не говоря уже о кощунственном на первый взгляд изображении змеи, распятой на кресте. Мало кому придет в голову, что змея здесь олицетворяет ‹‹низкую материю на кресте духа››, то есть утверждает отказ от материального мира в пользу мира духовного. Зная, что означают основные алхимические аллегории, можно увидеть первый пласт многоплановой целой картины.

Если упростить и свести, насколько возможно, к минимуму основные принципы лабораторной алхимии, то окажется, что в ее основе лежит поиск изначальной первоматерии, из которой ‹‹все было рождено›› и которая присутствует абсолютно во всех формах материи. В зависимости от состояния первоматерия может быть представлена четырьмя первоэлементами – воздухом, водой, землей и огнем. Следует помнить, что в алхимической теории эти понятия обозначают не стихии, а именно состояние и свойство материи. Вещества имеют четыре состояния – сухое, влажное, теплое и холодное. Так, ‹‹воздух›› обозначает холодное газообразное вещество, ‹‹вода›› - любую жидкость, ‹‹земля›› - твердое вещество, а ‹‹огонь›› - теплый газ, природный жар. Кроме воздуха, воды, земли и огня, алхимия признает и пятый элемент, названный квинтэссенцией (от лат. quinta essentia – пятая сущность) – эфир, небесная сущность, Божественный дух, основа.

Алхимики считали, что можно добиться очищения и облагораживания любой материи, постепенно переводя одно вещество в другое. Единая природа вещества и всеобщая его превращаемость – один из основных постулатов алхимии. 6

Алхимики рассматривают металлы как живые организмы на основании того, что сама планета Земля – Мыслящее Существо, наделенное бессмертной душой. Работая с металлами, алхимики старались выделить первоматерию, разложить ее на элементы, а затем из этих элементов создать новые ‹‹смеси››. В частности, металлы ‹‹вылечиваются››, превращаясь в золото, иными словами – достигая совершенства. Золото считалось совершенным, потому что этот металл не подвергался коррозии и не растворим в кислотах. Золото – самый ‹‹здоровый›› металл, тогда как остальные металлы ‹‹больны››, они еще не достигли ‹‹выздоровления››, то есть не превратились в золото, не достигли совершенства.

Процесс постижения внутренней природы Космоса и человека, а также получения Философского Камня включал в себя двенадцать этапов, связанных с астрологическими символами. Весь процесс, в свою очередь, делится на три основных стадии: ‹‹Делание в черном››, или ‹‹нигредо›› (nigredo), конечный продукт этой стадии – вещество черного цвета; ‹‹Делание в белом››, или ‹‹альбедо›› (albedo), конечный продукт – вещество белого цвета; ‹‹Делание в красном››, или ‹‹рубедо›› (rubedo), в результате которого получают вещество цвета киновари или пурпура – непосредственно сам Философский камень.

Для начала процесса Великого Делания приготовлялся исходный материал – соединение ‹‹серы››, полученной из первоматерии золота, олицетворяющего мужское начало, и ‹‹меркурия››, полученного из первоматерии серебра, олицетворяющего женское начало. Их соединяли при помощи ртути - ‹‹соли›› через операцию, именуемую ‹‹Химической свадьбой››. Именно полученное соединение, символическим изображением которого служил андрогин (или гермафродит) и которое называли ‹‹ребис››, представляет собой материал, помещаемый алхимиками в ‹‹Философское Яйцо›› для дальнейшей трансформации. Именно из него в процессе Великого Делания должен был быть получен Философский Камень.

Большинство алхимических трактатов описывает Философский Камень как красноватый порошок, которому приписывали свойства излечивать болезни, возвращать молодость и силу. Но бессмертие Философский Камень отнюдь не гарантировал – только избавление от всех болезней, что, разумеется, существенно продлевало срок человеческой жизни. Для избавления от болезней Философский Камень следовало определенным образом растворить, чтобы получить ‹‹золотой напиток››. Отсюда еще одно название Философского Камня - ‹‹Великая панацея››. 7

ФЕНОМЕН СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Алхимия – культурно-историческая реальность, включившая в себя многообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. Деятельность алхимика многозначна. Он – ставящий опыт теоретик и ремесленник-эмпирик, философ и теолог, художник и поэт, правоверный христианин и маг-чернокнижник. Алхимия, стало быть, - не столько предшественница химии Нового времени, сколько явление средневековой культуры в широком смысле этого понятия. Алхимия – своеобразный микрокосмос средневековой культуры, запечатлевший не только официальное, но и неофициальное (чернокнижно-языческое) Средневековье.

Историческая жизнь алхимии – это причудливое и вместе с тем естественное переплетение линий монотеистических (иудаиз, католичество, ислам) и политеистических (египетская, ассиро-вавилонская, культовая обрядность варварского язычества). Деятельность же реального алхимика в ее многогранности – наиболее универсальная из всех видов средневековой деятельности. 8

Основной проблемой этой темы является вопрос о соотношении христианства, как официальной религии и алхимии.

Исходный материал алхимиков – неблагородный, несовершенный металл. Все железо целиком преображается в золото. Посредничество в деле преобразования осуществляется философским камнем, наделенным мощью божества. Причащение – фундаментальное христианское таинство – внешне аналогично основному алхимическому постулату, по которому целое, переходящее в целое рукотворным, но и чудодейственным образом, выявляет свое совершенство, таимое первоначально. Несовершенный металл – больное, греховное золото. Алхимик – искупитель и спаситель сразу. Он врачует больное золото, даруя греховному золоту новую душу силою философского камня. Тогда алхимическое превращение может быть понято как аналог причащения и крещения.

Алхимия [араб. al-kimījā’ — философский камень, сокровенное искусство] — направление, зародившееся в II–VI веке н. э. в Египте, занимавшееся изучением металлов, их превращением в драгоценные металлы.

Изначально алхимия больше ассоциировалась с колдовством. Алхимики пытались найти связь между природой и человеком, найти философский камень, который бы превращал металлы в золото и излечивал все болезни.

Английский философ Роджер Бэкон определял алхимию как науку превращения одних металлов в другие. Алхимик Дионисий Захарий относил алхимию к естественной философии. Другие учёные называли её искусством.

Алхимия и химия — не являются областями одной науки. Мнение, что химия произошла от алхимии, отрицается многими учёными. Металлы, которые использовали алхимики, были известны еще до развития алхимии. Главные цели — превращение простых металлов в золото и поиск философского камня — достигнуты не были. При всём этом во время своих опытов алхимики совершили ряд важных открытий, которые используются в химии.

История алхимии

Алхимия считалась тайной деятельностью жрецов в Египте. Из Египта она проникла в Европу, а оттуда в Азию. Как и сама наука, слово алхимия формировалось по кусочкам. В Египте она называлась "Кем" (Khem), что означало плодородную почву возле реки Нил. После того, как Египет был завоёван Александром Македонским в 332 году до н. э., образовалось слово "Кемия" (Khemia) — так на древнегреческом языке назывался Египет.

Алхимики Александрии

  • Болос Демокритос (он же Болос из Мендеса или Псевдо-Демокрит);
  • Зосим Панополит;
  • Гермес Трисмегист;
  • Аристотель.

Арабские алхимики

В 7 веке Египет был завоёван арабами. Они прибавили приставку "аль" (al). Получившееся слово al-Khemia означало чёрную землю. Затем арабы пришли в Испанию и распространили алхимию на Западе. Арабские алхимики:

  • Айюб ал Рухави;
  • Абу Муса Джабир ибн Хайан (он же Гебер);
  • Джабир ибн Хайан;
  • Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (он же Авиценна);
  • Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа Ар-Рази (он же Разес).

Алхимия в Китае

Параллельно алхимия развивалась в древнем Китае. Она во многом опиралась на китайскую медицину и на идею двух начал - инь и ян. Алхимики считали, что ян дарует долголетие. Большое количество яна содержится в золоте и киновари (от др. греч. κιννάβαρι, лат. cinnabari — красный минерал, он же сернистая ртуть). Поэтому китайцы не только окружали себя предметами из этих элементов, но и употребляли их в пищу.

Алхимики верили, что нужно найти или создать дань (кит. 丹 (dān) — даос. "философский камень", "пилюля бессмертия", "эликсир бессмертия"). Дань способен превращать любое вещество в драгоценный металл (золото или серебро). Китайские алхимики:

  • Цзоу Янь (предположительно первый алхимик в древнем Китае);
  • Ко Хун (или Гэ Хун);
  • Хуань Ди;
  • Лао Цзы;
  • Вэй Боян и др.

Алхимики Индии

В Индии алхимию называли расаяной (санскр. Rasāyana — "путь духа, сущности, эссенции"). Индийские алхимики в основном использовали травы для продления жизни, излечения всех болезней. Индийская алхимия неразрывно связана с духовными практиками.

Алхимики пытались получить сульфид ртути, который ассоциировался у них с жизненной силой Шивы. Отведав этой жизненной силы, можно стать Шивой.

  • Нагарджуна;
  • Мадхава;
  • Горакшанатх и др.

Европейская алхимия

В Европе алхимия начала развиваться как направление в 13 веке. Европейские алхимики занимались своими опытами скрытно. В 1317 году папа римский Иоанн XII запретил заниматься алхимией. Тем не менее многие власть имущие продолжали покровительствовать алхимикам в надежде получить философский камень, способный превращать любое вещество в золото.

  • Альберт Великий;
  • Роджер Бэкон;
  • Василий Валентин;
  • Николас Фламель;
  • Джованни Фиданца (он же Бонавентура);
  • Парацельс;
  • Венцель Зейлер;
  • Иоанн Исаак Голланд;
  • Иоганн Фридрих Бёттгер и др.

Деятельность алхимиков

Философский камень

Учёные-алхимики занимались поиском философского камня, способного превращать металлы в благородные (драгоценные) металлы, например золото и серебро, и дарить вечную молодость обладателю камня.

Алкагест

Алхимики пытались найти также алкагест — жидкость, способную растворить всё что угодно, любые твёрдые тела. Название придумал швейцарский алхимик Парацельс в 16 веке. Немецкий алхимик Иоганн Кункель был первым, кто заметил, что невозможно получить такое вещество, потому как оно растворит любой сосуд для его хранения.

Палингенезис

Помимо этого, учёные занимались палингенезисом (или палингенезом) — процессом восстановления разрушенного минерала, растения, умершего животного или человека из их частей (костей, крови, пепла, кусочков материи). Алхимики сжигали цветок, а потом пытались восстановить его из пепла.

Spiritus mundi

Они также пытались найти в росе и вывести spiritus mundi (мировой дух) — вещество, способное растворять золото, а также пытались создать гомункула (ил гомункулуса) — человекоподобное существо, созданное искусственным путём. Считается, что Платон был первым, кто писал про создание живого из неживой материи. Идею приписывают Аристотелю, который считал, что сперма, а не яйцеклетка имеет первостепенное значение для создания человека. Парацельс предлагал создать гомункула, поместив сперму в утробу лошади.

Квинтэссенция

Алхимики извлекали квинтэссенцию (от лат. quinta essentia – пятая сущность). Аристотель ввёл пятый элемент, пятую сущность — эфир, помимо земли, воздуха, огня и воды. Парацельс под квинтэссенцией понимал вещество, объединяющее другие четыре элемента.

Жидкое золото

Ещё одним занятием алхимиков было создание жидкого золота, который излечивает все болезни. Ещё в 8 веке арабский алхимик Джабир ибн Хайян (известный как Гебер) создал aqua regia (или Царскую водку), способную растворять золото. Парацельс считал, что жидкое золото делает человека несокрушимым. Именно благодаря ему золото стало использоваться для лечения душевных болезней и неврологических болезней.

Металлы и символы

Алхимики считали, что металлы тесно связаны с планетами. Они присвоили металлам имена и знаки планет:

  • золото (Солнце) — Q;
  • серебро (Луна) — R;
  • ртуть (Меркурий) — S;
  • медь (Венера) — T;
  • железо (Марс) — U;
  • олово (Юпитер) — V;
  • свинец (Сатурн) — W.

Planety metaly

По мнению Парацельса, эти металлы появились на планетах, имя которых им присвоено.

Учёные верили, что все металлы имеют два основных начала, которые образуют все вещества — это сера (разум, мужское начало) и ртуть (дух, жизненная сила, женское начало). Алхимики полагали, что сера обозначает цвет металла, его прочность, способность воспламеняться и образовывать соединения с другими металлами. Ртуть — блеск металла, его способность переходить в газообразное состояние (летучесть), плавиться и изменять форму.

Позднее такие алхимики, как Парацельс и немецкий монах-алхимик Василий Валентин ввели третье начало — соль.

Открытия алхимиков

  • Минеральная кислота;
  • Цинк;
  • Серый мышьяк;
  • Амальгама (сплав ртути и металла);
  • Фосфор;
  • минералы для производства фарфора (благодаря чему был создан первый европейский фарфор);
  • использование химических веществ для лечения болезней (позднее на их основе будут созданы антибиотики) и др.

Учёные-алхимики

Парацельс

Paracelsus

Алхимик XVI века. Его настоящее имя — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм. Учёный утверждал, что соль имеет первостепенное значение, является связующим звеном между мужским и женским началом (серой и ртутью). Парацельс говорил, что три начала (сера, ртуть и соль) в каждом металле различны.

Парацельс высказывал идеи по использованию химических веществ для лечения болезней. Например, ему принадлежит идея лечить сифилис с помощью ртути.

Роджер Бэкон

Roger Bacon

Алхимик XIII века. Был первым европейским учёным, кто в своём трактате "Великое сочинение" (Opus Majus) описал действие пороха.

Бэкон обнаружил книгу "Тайная тайных" (Secretum secretorum) — труд, написанный на арабском языке предположительно в X веке. Бэкон также написал комментарий к данному труду и постоянно ссылался на него в своих трактатах.

Василий Валентин

Basilius Valentinus

Также утверждал, что соль — основной элемент в составе металлов. Он занимался разделением веществ в золоте с помощью химического осаждения. Был первым учёным, кто ввёл термин "осадок".

Аристотель

Aristotel

Аристотелю принадлежит теория о четырёх первоначальных элементах: земли, воды, огня и воздуха. Считал, что металлы состоят из этих элементов.

Современная алхимия

В XVIII веке алхимия постепенно сходит на нет, алхимики перестают заниматься своими опытами. В 1661 году учёный Роберт Бойль напишет свой труд "Скептичный химик" (The Sceptical Cymist). Именно этот год считается датой обособления химии от алхимии и формирования её в качестве отдельной науки.

Примечательно, что некоторые учёные сейчас пытаются возродить труды алхимиков. Они пытаются отдать должное учёным-алхимикам, которые хоть и в попытках превратить всё в золото, всё же совершили ряд важнейших (пусть, по мнению многих, и случайных) открытий. Также они пытаются доказать, что химия имеет многовековую историю, которая берёт начало ещё с древнейших времен, с попыток людей познать природу и научиться управлять ею.

В 2013 году команда учёных из разных стран смогла превратить цемент в аморфный металл (другое название — металлическое стекло). Таким образом, цемент становится полупроводником, что позволяет использовать его в электронике. Например, при изготовлении тонкоплёночных резисторов и чипов для компьютеров.

Ранее только металлы имели способность становится металлическим стеклом. Успешный эксперимент с цементом поможет учёным понять, каким образом можно превратить в полупроводники другие непроводящие материалы.

Алхимия и философский камень

Многие люди твёрдо верили в мрачные времена Средневековья в трансмутацию металлов, то есть в чудодейственную силу алхимии делать золото, даже несмотря на то, что трюки плутоватых алхимиков были уже тогда изучены досконально.

Много раз "золото" алхимиков оказывалось обманом - латунью, томпаком или бронзой. Ещё Аристотель в IV веке до н. э. упоминал, что из меди при сплавлении её с цинком или оловом образуются золотисто-жёлтые сплавы. Следовательно, уже в древности было известно, что "не всё то золото, что блестит". Были также умельцы, которые получали "серебро" в виде серебристо-белого сплава добавлением к медному расплаву мышьяка; так, слишком упрощенно, понималось "искусство превращения" металлов: достаточно было, чтобы неблагородный металл приобрел лишь окраску желаемого благородного металла. В других случаях требовалась только ловкость фокусника, чтобы незаметно подбросить в расплав кусок благородного металла. Как именно осуществить это - зависело от фантазии умельца. Некоторые "мастера золотой кухни" предпочитали пользоваться "для перемешивания" расплава полой палочкой, внутри которой прятали несколько зерен золота, а отверстие закупоривали воском. Если палочка была деревянная, то нижняя, полая, её часть полностью сгорала в расплаве. Таким изящным способом быстро уничтожалось вещественное доказательство, раньше, чем у кого-нибудь могло возникнуть подозрение и желание рассмотреть "волшебную палочку" поближе.

В своих экспериментах "золотых дел мастера" обнаруживали необычайную изворотливость. Они использовали тигли с двойным дном, из которых при накаливании выливалось золото, или угли с запаянным внутри золотом. Иногда успеху способствовала золотая пыль - её вдували в расплав вместе с воздухом, накачиваемым воздуходувкой.

Однако в некоторых, почти безупречных, демонстрациях нельзя было сразу разгадать обман. Швейцарец Турнейсер, алхимик и чудо-доктор, которого переменчивая судьба гоняла по разным странам, однажды наполовину превратил железный гвоздь в золотой, и произошло это на глазах одного кардинала, засвидетельствовавшего письменно: "Турнейсер опустил раскалённый гвоздь в красную протраву, и опущенный конец превратился в золото. Произошло это в Риме 20 ноября 1586 года". Гвоздь долгое время выставлялся для осмотра публике как доказательство истинного алхимического мастерства. Однако, когда в 1730 году путешествовавший по Италии Иоганн Кейслер заинтересовался этим раритетом, то не смог получить вразумительного ответа. "По-видимому, уже многие годы стыдятся показывать этот гвоздь, после того как было обнаружено, что это - обман и весь фокус заключается в незаметной пайке",- так написал Кейслер в своем отчёте, опубликованном в 1740 году. Турнейсер обманул зрителей простым фокусом. С большим искусством он припаял к железному гвоздю золотое острие, которое покрыл соответствующей краской. В процессе алхимической операции окраска исчезла, и одураченные зрители увидели блеск золота.

При превращении ртути в золото, наиболее популярном в те времена, необходимо было выделить золото, "запрятанное" в ртути. В измельчённом состоянии золото почти мгновенно растворяется в жидкой ртути, которая не меняет при этом своей характерной серебристой окраски. Известно, что такие амальгамы золота остаются жидкими вплоть до содержания его 10-12% и выглядят, как чистая ртуть. Отогнать жидкую ртуть - это детская игра для алхимиков. После испарения ртути в тигле оставалось чистое золото.

Следует отметить, что были также честные, убеждённые алхимики, которые стали жертвой самообмана. Они твердо верили, что получили золото при переплавке больших количеств серебра, ртути, свинца или при переработке их руд. В силу скудости знаний по аналитической химии, они не ведали, что лишь обогащали то небольшое количество золота, которое уже присутствовало в металлах и рудах. Серебряные монеты, часто служившие для эксперимента, всегда содержали небольшое количество золота - если они были чеканки до 1830 года. Удаление следов золота из серебра для чеканки было невозможным по тогдашней технологии или просто слишком дорогостоящим делом.

Однако же, какую связь имеет всё это со знаменитым философским камнем? Рецептура его сложного изготовления была описана в многочисленных алхимических трактатах и толстых фолиантах, но в такой форме, что никто, а часто и сам алхимик не мог ничего понять. Некоторые из этих "рецептов" составлены относительно ясно, как, например, пропись для изготовления философского камня в "Химическом своде" Базилиуса Валентиниуса. Если некоторые важнейшие данные в ней и зашифрованы алхимическими символами, то их разгадка всё же довольно проста. Описывалось изготовление химическим путём кроваво-красной жидкости из ртутной руды путем растворения последней в царской водке; смесь в конце концов нагревали в течение нескольких месяцев в закрытом сосуде - и эликсир мудрости был готов.

Следует заметить, что в некоторых деталях все рецепты совпадают. Так, часто указывается, что философский камень представляет собой ярко-красное негигроскопичное вещество. При получении его из ртути и других составных частей вещество несколько раз изменяет свою окраску - от чёрной к белой, затем к жёлтой и наконец к красной. Профессор К. ван Ниевенбург из Нидерландов в 1963 году взял на себя труд повторить многочисленные операции алхимиков с помощью методов современной науки. В одном из опытов он действительно наблюдал описанные изменения окраски. После удаления всей ртути, введённой по прописям алхимиков, а также её солей путем разложения при высоких температурах или возгонкой он получил очень красивое красное негигроскопичное вещество. Сверкающие призматические кристаллы были химически чистым хлорауратом серебра AgAuCl4. Возможно, что это соединение и было тем самым философским камнем, который в силу высокого содержания в нем золота (44%) мог вызвать желаемое превращение, скажем, поверхностное золочение либо сплавление с неблагородными металлами. Конечно, с помощью этого соединения нельзя было наколдовать больше золота, чем оно само содержало.

Самая популярная золотая монета в РФ - Георгий Победоносец по выгодным ценам!
Клубная цена от 10 шт. и ОПТ от 100 шт. - КУПИТЬ


золото, деньги

Вольковская Марина Станиславовна

Целью данной работы является выявление вклада алхимии в современную науку. В связи с указанной целью поставлены следующие задачи:

  • изучить литературу по данной теме;
  • понять, чем была алхимия: наукой или магией;
  • определить причины крушения алхимии в 17 веке;
  • найти факты, подтверждающие связь современной химии с алхимическим периодом.

В заключение работы мною были сделаны выводы относительно всего алхимического периода и обнаружены факты, касающиеся вклада алхимии в современную науку.

Ознакомившись с материалами данного реферата, каждый, кто интересуется историей химии и алхимического периода в целом, сможет сложить свое мнение по поводу алхимии, и понять, чем же все-таки была алхимия: наукой или магией.

ВложениеРазмер
sosh_no_32_dmitriev_r_himiya.docx 37.83 КБ
alhimiya.pptx 424.07 КБ
prilozheniya.docx 881.76 КБ

Предварительный просмотр:

XXIII городская научно-практическая конференция учащихся

"Юные исследователи – будущее Братска"

под эгидой Российской научно-социальной программы для молодежи "Шаг в будущее"

Алхимия: мифы и реальность

г. Братск, Иркутская область

Раздел 2. Определение вклада алхимиков в науку…………………………………….………. …7

Вклад алхимиков в современную науку………………………….………………………………….7

Целью данной работы является выявление вклада алхимии в современную науку. В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:

  • изучить литературу по данной теме;
  • понять, чем была алхимия: наукой или магией;
  • определить причины крушения алхимии в 17 веке;
  • найти факты, подтверждающие связь современной химии с алхимическим периодом.

Информация, представленная в данном реферате, поможет разрушить мифы об алхимии, сложившиеся в умах людей, а также сформировать знания о самом длительном периоде становления химии – алхимическом.

Раздел 1. Алхимический период

Алхимики во всех культурах ставили перед собой цель найти способы осуществления изменений внутри одушевленных и неодушевленных предметов. С помощью этих изменений предмет, по мнению алхимиков, сможет перейти на новый уровень или вовсе переродиться. Алхимия подразделялась на 2 вида: внутренняя и внешняя. Поиском способов получения золота из других металлов, а также созданием пилюль бессмертия занималась внешняя алхимия. В свою очередь, поиском абсолютного здоровья или вовсе бессмертия, при помощи разных упражнений, занималась внутренняя алхимия.

Во всех алхимических традициях важную роль играют ртуть и ее сульфид, сера, 6 известных на тот момент металлов (свинец, железо, медь, олово, серебро, золото), соединения мышьяка, сурьма, селитры, щелочи.

Теория 4 элементов

Фундаментом всей алхимии была теория четырех элементов. Она была разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Аристотель предполагал, что каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии — определённое сочетание основных качеств — тепла, холода, влажности и сухости (приложение I). Согласно современной науке, этим четырём элементам приблизительно соответствуют четыре агрегатных состояния вещества: твёрдое, жидкое, газообразное и плазменное.

Язык алхимиков и символика

Стоит отметить тот факт, что во всех алхимических культурах была общая символика процессов, веществ, элементов (приложение II,III). Большое значение в обозначениях алхимиков имеют знаки зодиака. Таким образом, 12 известным на тот момент процессам был приписан свой знак зодиака (приложение IV).

Всю многовековую историю алхимии можно разделить на несколько периодов. Каждый имел свои особенности, а также открытия.

Когда Пиренейский полуостров в 8 веке был захвачен Омейадами, европейцы получили возможность обогатиться научными достижениями арабов. Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214—1294), положивший начало экспериментальной химии в Европе. Им были изучены свойства многих веществ, в частности селитры, а также найден способ получения черного пороха. В XIV—XVI вв. алхимия всё теснее связывалась с задачами практической металлургии, горного дела, медицины. Но возможность получения золота, стала причиной роста числа мошенников, целью которых было завладеть сокровищами. Также, большое количество алхимиков стало пользоваться поддержкой властей, которые хотели получить от них рецепт дешевого золота. Таким образом, алхимик при саксонском дворе, который не смог сделать золото, изготовил фарфоровые изделия

Заканчивая тему истории алхимии, нужно отметить, что обратный отсчет алхимического периода начала, развитая в 1697 году для объяснения реакций горения Георгом Шталем "Теория Флогистона" (приложение VI).

Флогистон, как считал Георг Шталь, особая тонкая материя, которая во время горения, способно переходить из вещества, где ее много, в вещества, где ее мало. Таким образом, вещества состоят не из 4 элементов, а флогистона и окалин (землистые на вид окислы металлов). Тогда металлы состоят почти исключительно из окалин, а уголь, сера и другие горючие вещества почти только из флогистона.

В 1770 году теория флогистона была опровергнута благодаря работам Антуана Лавуазье, после которых её сменила другая — кислородная теория горения. Пусть она оказалась ошибочной, но смогла систематизировать процессы горения и обжига, объяснив их с единой точки зрения.

Гнилой "дуб" не выдержал напора, ударившего по нему ветра новых идей, и с треском рухнул. В начале 18 столетия от многовекового господства алхимии остались лишь воспоминания. Умерла алхимия, конечно, не сразу. И после того как наука о веществах была поставлена на прочный научный фундамент, в странах Западной Европы еще существовали алхимические кружки по всему свету бродили мошенники, продававшие легковерным простакам рецепты получения искусственного золота. Но ничто уже не могло воскресить алхимию, а вместе с нею умерла, и легенда о "философском камне".

Читайте также: