Альфред маршалл доклад по экономике

Обновлено: 02.07.2024

Альфред Маршалл (1842-1924) родился в Лондоне, получил образование в Кембриджском университете. Преподавал экономическую теорию в ряде университетов Великобритании, был профессором Кембриджского университета, где возглавлял кафедру политической экономии. Был экспертом в различных правительственных комиссиях одним из организаторов Королевского экономического общества.
Маршалл обобщил, дополнил и систематизировал результаты маржиналистской революции, использовавшей понятие о предельных величинах для широкого применения математики в экономических исследованиях. Вклад А.Маршалла в разработку этого теоретического направления некоторые историки экономической мысли назвали "маршаллианской революцией".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………2
1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ 3
2. ВКЛАД В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ НАУКУ…………………. ………. ……..6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 10

Содержимое работы - 1 файл

АЛЬФРЕД МАРШАЛЛ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Кафедра экономики фирмы и рынков

АЛЬФРЕД МАРШАЛЛ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Альфред Маршалл (1842-1924) родился в Лондоне, получил образование в Кембриджском университете. Преподавал экономическую теорию в ряде университетов Великобритании, был профессором Кембриджского университета, где возглавлял кафедру политической экономии. Был экспертом в различных правительственных комиссиях одним из организаторов Королевского экономического общества.

Маршалл обобщил, дополнил и систематизировал результаты маржиналистской революции, использовавшей понятие о предельных величинах для широкого применения математики в экономических исследованиях. Вклад А.Маршалла в разработку этого теоретического направления некоторые историки экономической мысли назвали "маршаллианской революцией".

В отличие от английской классической политической экономии неоклассики провозгласили предметом экономической теории "чистую экономику", которая не зависит от общественной формы ее организации. Единичным объектом изучения стал так называемый экономический человек, который, в какой бы роли он ни выступал (потребителем, предпринимателем или продавцом рабочей силы), всегда стремится максимизировать свой доход (или полезность) и минимизировать затраты (или усилия) для его получения.

Заняв в 1861 третье место в классе, Альфред, согласно старым уставам, получил право на стипендию в Оксфордском колледже Сент-Джон, что обеспечивало ему через три года аспирантскую стипендию и стабильное материальное положение. Это уже был первый шаг на пути к посвящению в духовный сан в протестантской церкви, к чему и предназначал его отец. Но для самого Альфреда такая перспектива отнюдь не была главной целью жизни. Он не намеревался похоронить себя в Оксфорде среди мертвых языков; его манил Кембридж.

В Кембридже Альфред Маршалл реализовывал свои честолюбивые устремления. В 1865 он занял второе место на экзаменах по математике, его тут же зачислили в аспирантуру.

В 1875г. Маршалл четыре месяца провел в Соединенных Штатах. Он объездил весь восток страны, а затем побывал в Сан-Франциско. В Гарвардском и Йельском университетах он имел продолжительные беседы с учеными-экономистами и много встреч с видными гражданами. Но свою главную задачу он видел в изучении проблемы протекционистской политики.

Брак, повлекший за собой потерю стипендии, означал необходимость на время покинуть Кембридж, и Маршалл занял пост главы университетского колледжа в Бристоле и одновременно профессора политической экономии.

К 1877, когда ему было тридцать пять лет, он сформулировал в уме основы почти цельной новой науки, имевшей громадное значение для человечества; однако нарушение его здоровья и резкий упадок сил в последующие пять лет, когда он должен был бы выдать плоды своих исследований миру, отчасти подорвали его мужество, хотя и не решимость.

Таким образом, и в формальном смысле Маршалл был основателем Кембриджской школы. Он тем более был ее основателем в неофициальных отношениях с многими поколениями своих учеников, в тех отношениях, которые играли такую большую роль во всей его жизни как ученого и в становлении научной карьеры самих его учеников.

Маршалл вышел в отставку с поста руководителя кафедры политической экономии в 1908 г., в возрасте 66 лет. Освободившись от чтения лекций и от ответственности за учеников, остаток жизни он посвятил доработке главного труда своей жизни.

Ученый скончался у себя дома в Кембридже 13 июля 1924 г. Похоронен на приходском кладбище кембриджской церкви Вознесения.

ВКЛАД В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ НАУКУ

Основные достижения Маршалла в области теории спроса связаны с концепциями кривой спроса (demand curve), эластичности спроса (elasticity of demand) и потребительского излишка (consumer surplus).

Работы Маршалла оказали огромное влияние на его современников. Сама фигура Маршалла знаменует собой рубеж в развитии западной экономической мысли конца 19 — начала 20 века. С одной стороны, его синтез оказался вершиной всего предшествующего развития неоклассического направления, начавшегося в 1870-х гг. прошлого столетия. И в то же время он стал основателем знаменитой Кембриджской школы, членами которой были А. Пигу, а также молодые Дж. Кейнс, Дж. Робинсон и другие, проложившие новые пути развития экономической мысли в 20 веке.

"Принципы экономической науки" Маршалла являлись наиболее полным сводом существующей теории и учебником для многих поколений студентов. Этот труд оказал огромное влияние на развитие экономической науки, особенно в англоязычных странах, и содействовал популяризации экономических методов, многие из которых по-прежнему являются важными средствами анализа в арсенале любого экономиста. Новый учебный курс по экономикс для соискателей ученых степеней и связанная с ним программа исследований, принятые благодаря настойчивым усилиям А. Маршалла в Кембридже в 1903 г., явились одной из первых попыток повысить уровень экономического образования специалистов по менеджменту.

Альфред Маршалл - одна из наиболее выдающихся личностей в истории экономической мысли. По влиянию на развитие экономической теории ХХ века его можно сравнить разве что с Вальрасом, а его "Принципы экономической науки" являются, пожалуй, единственной книгой по экономической теории ХIХ века, которую можно рекомендовать изучающим микроэкономику даже в начале ХХI века.

Вопреки желанию отца, который хотел видеть сына студентом Оксфордского университета, а затем священником, Маршалл получил математическое образование в Кембридже. Биографы неизменно отмечают тот факт, что он стал вторым из всех кембриджских бакалавров на открытом экзамене по математике (первым был будущий знаменитый математик лорд Рейли). Так или иначе, математическая подготовка Маршалла превосходила уровень всех его современников-маржиналистов. Тогда же в Кембридже проявились и чрезвычайно разносторонние интересы учёного в области философии и общественных наук. По его собственным воспоминаниям, он шёл от метафизики к этике, от этики – к политической экономии.

Изучая труды Давида Рикардо и Дж. Ст. Милля, Маршалл перекладывал их для себя на язык диаграмм, что в дальнейшем привело к его графическому методу анализа, закрепившемуся в современной экономической науке именно благодаря его усилиям.

С 1877 по 1885 год Альфред Маршалл преподавал политическую экономию сначала в Бристоле, а затем в Оксфорде. С 1885 по 1908 год был профессором Кембриджского университета, где стал основоположником знаменитой Кембриджской школы. Среди его учеников были Дж. М. Кейнс и его отец (Дж. Н. Кейнс), Джоан Робинсон, А.С. Пигу и многие другие выдающиеся специалисты в экономике. Слава Маршалла как ведущего экономиста-теоретика долгое время основывалась именно на его лекциях, поскольку, стремясь к совершенству, он мучительно долго (около 20 лет) писал и готовил к печати свой главный труд: "Принципы экономической науки" (1890 год). Благодаря активной преподавательской деятельности и влиянию "Принципов экономической науки" Маршалл доминировал в британской экономической науке более 30 лет!

Альфред Маршалл стал завершающей, систематизирующей фигурой маржиналистской революции в том же смысле, в каком Дж. Ст. Милль выполнял ту же функцию для классической школы. Как и труд Милля ("Основы политической экономии"), "Принципы экономической науки" Маршалла являлись наиболее полным сводом существующей теории и учебником для многих поколений студентов.

§1. На пути к экономической науке.

Альфред Маршалл родился 26 июля 1842 года в Лондоне. Отец его, Уильям Маршалл, служил кассиром в Английском банке. Альфред был праправнуком преподобного Уильяма Маршалла, полулегендарного, могучего сложения приходского священника в графстве Девоншир, прославившегося своей способностью руками гнуть подковы. Прадед Альфреда, преподобный Джон Маршалл, директор средней школы в Эксетере, был женат на Мэри Хоутри, дочери помощника настоятеля и каноника церкви в Эксетере и тетке ректора колледжа в Итоне. Отец Альфреда был человек суровый, весьма твердый и проницательный, воспитанный в духе строжайшей протестантской религии; присущий ему деспотический характер он сохранил до конца своей жизни, уйдя из нее на 92-м году. Старый джентльмен написал даже трактат под названием "Права мужчины и обязанности женщины".

Заняв в 1861 году третье место в классе, Альфред, согласно старым уставам, получил право на стипендию в Оксфордском колледже Сент-Джон, что обеспечивало ему через три года аспирантскую стипендию стабильное материальное положение. Это был первый шаг на пути к посвящению в духовный сан в протестантской церкви, к чему и предназначал его отец. Но для самого Альфреда такая перспектива отнюдь не была главной целью жизни, она означала для него вечное порабощение древними языками. До конца дней у него сохранились неприятные воспоминания о тирании отца, заставлявшего его до глубокой ночи штудировать иврит и запрещавшего ему заниматься любимой математикой. Его отец не выносил одного вида книги по математике, но Альфред прятал в карман Евклидову математику Потта и читал ее по пути в школу и домой. Тот факт, что он уже в шестом классе школы Тейлора дошел по программе математики до дифференциального исчисления, выявил его подлинные склонности. Его манил Кембридж.

И тут на сцене появился добрейший дядя Чарльз, давший Альфреду взаймы немного денег, которые открыли ему двери в математику и в Кембридж. Четырнадцать лет спустя тот же дядя Чарлз оставил Альфреду наследство в 250 фунтов стерлингов, позволившее ему совершить поездку в Соединенные Штаты Америки.

В Кембридже, в колледже Сент-Джон, Альфред Маршалл реализовывал свои честолюбивые устремления. В 1865 году он занял второе место на экзаменах по математике, тогда как первое место досталось лорду Рейли; его тут же зачислили в аспирантуру. Вскоре он стал членом небольшого неофициального дискуссионного общества, известного под названием "Гроут-клаб". Именно в этот период под влиянием дискуссий в "Гроут-клаб" наступил перелом в духовном развитии Маршалла. Его стремление изучать физику было (по его собственным словам) "пресечено внезапным пробуждением в нем глубокого интереса к философским основам знания, особенно в связи с теологией".

Маршалл повернул от метафизики к этике. Как представлялось Кейнсу, Маршалл фактически никогда не отклонялся от утилитарианских идей, которые господствовали среди экономистов предшествовавшего ему поколения. Однако тот же Кейнс отмечал, что все эти проблемы Маршалл трактовал с превеликой осторожностью, и в этом отношении намного превзошел Сиджуика и Джевонса, поскольку в трудах учёного не найти ни одного абзаца, в котором он связывал бы экономические исследования с какой-либо определенной этической доктриной. Для Маршалла решение экономических проблем служило предварительным условием для реализации высших способностей человека, почти вне зависимости от того, что мы подразумеваем под понятием "высшие". Экономист, по его словам, может угверждать - и этого достаточно для поставленных им перед собою целей, - что "исследование причин бедности одновременно представляет собой исследование причин деградации большой части человечества". Соответственно, возможность прогресса "в большой степени зависит от фактов и заключений, входящих в компетенцию экономической науки, и именно это составляет главное и высшее предназначение экономических исследований". Это остается справедливым, по мнению Кейнса, даже несмотря на то, что прогресс также "частично зависит от нравственных и политических возможностей человеческой натуры, а экономист не располагает специальными средствами для выявления этих качеств человека. Ему приходится делать то же, что и другим, то есть пускаться в догадки".

Переход Маршалла к исследованию проблем экономики охарактеризован им самим в сохранившейся рукописи, задуманной и написанной примерно в 1917 году в качестве предисловия к книге "Деньги, кредит и торговля": "Примерно в 1867 году (когда я преподавал математику в Кембридже) мне попались в руки "Бамптонские лекции" Мансела, и прочтение их привело меня к мысли, что собственные способности человека являются самым важным объектом для его изучения. Поэтому я на время обратился к исследованию метафизики, но вскоре перешел к изучению психологии, казавшейся мне более прогрессивным предметом. Поразившее меня выявление психологией более глубокого и более быстрого развития человеческих способностей породило у меня вопрос: в какой мере условия жизни британских (и иных) трудящихся классов удовлетворительны, чтобы обеспечивать им полноту жизни? Люди постарше и мудрее говорили мне, что производственных ресурсов не хватает для того, чтобы огромная масса людей могла пользоваться свободным временем и возможностями для получения образования; и они говорили, что мне необходимо изучить политическую экономию. Я последовал их совету и счел себя лишь временным путешественником в стране сухих фактов, которому затем очень скоро следует вернуться в богатый мир чистой мысли. Однако, чем больше я углублялся в изучение экономической науки, тем больше я осознавал, что полученные мною знания в этой области гораздо меньше, чем мне требуется; и теперь, уже почти после полувека изучения практически только этой науки, я осознаю, что обладаю еще меньшими познаниями в ней, чем обладал в начале ее изучения".

§2. На пути к главному труду (1867-1890)

В 1875 году Маршалл четыре месяца провел в Соединенных Штатах. Он объездил весь восток страны, а затем побывал в Сан-Франциско. В Гарвардском и Йельском университетах он имел продолжительные беседы с учеными-экономистами и много встреч с видными гражданами. Свою главную задачу он видел в "изучении проблемы протекционистской политики в "новой" стране".

По возвращении в Англию 17 ноября 1875 года он прочитал лекцию об американской промышленности в кембриджском Клубе этики, а затем, в 1878 году, выступил в Бристоле с рядом лекций на тему "Экономические условия в Америке". Поездка в США произвела на него глубокое впечатление, оказавшее влияние на всю его дальнейшую работу. Он говорил, что его там научили видеть вещи в их количественном соотношении, и что ему удалось составить себе представление о грядущем превосходстве Соединенных Штатов, выявить его причины и прогнозировать формы, которые оно примет.

В 1876 году состоялась помолвка Альфреда Маршалла с мисс Мэри Пэйли. Мисс Пэйли прежде была ученицей Альфреда, а затем читала курс лекций по "экономикс" в Ньюхемском колледже. Свою первую книгу, "Экономика промышленности", опубликованную в 1879 году, Маршалл написал в соавторстве с Мэри (по существу, вначале это была не его, а ее книга, которую она начала писать по настоянию группы преподавателей вечернего факультета Кембриджского университета).

Брак, повлекший за собой потерю стипендии, означал необходимость на время покинуть Кембридж, и Маршалл занял пост главы университетского колледжа в Бристоле и одновременно профессора политической экономии.

Помимо своих регулярных лекций в колледже Маршалл прочитал ряд публичных лекций в вечернее время (особый интерес представляет изданная впоследствии лекция на тему "Вода как элемент национального богатства"), включая лекции о книге Генри Джорджа "Прогресс и бедность".

К 1877 году, когда ему было тридцать пять лет, он сформулировал в уме основы почти цельной новой науки, имевшей громадное значение для человечества, однако, нарушение его здоровья и резкий упадок сил в последующие пять лет, когда он должен был бы выдать плоды своих исследований, миру, отчасти, подорвали его мужество, хотя и не решимость.

В 1883 году, после преждевременной кончины Артура Тойнби, доктор Джоуэтт из Боллиолского колледжа он предложил Маршаллу занять место Тойнби в совете Боллиолского колледжа и заменить его в качестве преподавателя политической экономии для группы кандидатов в чиновники правительственного аппарата Индии.

Однако в ноябре 1884 года, умер профессор Фоусетт, и в январе 1885-го Маршалл вернулся в Кембридж в качестве профессора политической экономии. Начало серьезного исследования Маршаллом экономической теории относится к 1867 году; его собственные доктрины получили большое развитие к 1875 году, а к 1883-му они уже приобрели завершенную форму. Между тем, ни одна часть его трудов не была представлена широкой публике в надлежащей редакции до 1890 года ("Принципы экономической науки"), а та часть исследования, над которой он работал ранее и которая была полностью закончена к 1875 году, была издана в виде книги ("Деньги, кредит и торговля") лишь почти полвека спустя, в 1923 году.

Когда Маршалл только начинал свою деятельность, идея применения в экономической науке математических методов уже витала в воздухе. Но сколько нибудь существенных результатов она еще не принесла. В предисловии к первому изданию своих "Принципов. " Маршалл отмечает, что особое влияние на него оказала книга Курно "Математические принципы теории богатства" (1835 год).

Он написал первый вариант монографии о внешней торговле, а в 1875 году посетил главные центры индустрии в Америке с целью изучить проблему протекционистской политики в новой стране. Но эта работа была отложена в связи с его бракосочетанием, когда совместно с женой он писал краткий очерк "Экономика промышленности", по необходимости упрощенный для читателей из рабочей среды. Затем он заболел настолько серьезно, что на некоторое время явно был неспособен выполнять какую-либо напряженную работу. Позднее он счел, что силы уже не позволят ему переработать свои графические иллюстрации экономических проблем.

Как свидетельствуют факты, хронологический порядок исследований Маршалла можно охарактеризовать следующим образом. В 1867 году он начал разработки графических методов, с особым упором на проблемы внешней торговли, главным образом под влиянием Рикардо и Милля. Затем сказалось влияние Курно и в меньшей степени фон Тюнена. В результате он "стал придавать большое значение тому факту, что наши представления о природе, как о нравственной, так и о материальной ее сферах, относятся не столько к совокупности количеств, сколько к приростам количеств, и что, в частности, спрос на вещь представляет собой постоянную функцию, причем "предельный" прирост спроса в условиях устойчивого равновесия уравновешивается соответствующим приростом стоимости производства этой вещи. В этом плане нелегко получить четкую картину непрерывности, не прибегая к помощи математических символов или графиков" (А. Маршалл).

Биографический обзор

Альфред Маршалл родился в 1842 году в одном из районов Лондона, Бермондси. Собирался стать священником, как хотели его родители, но проявил выдающиеся способности в области математики, потом углубился в экономику. Учился сначала в Итоне, затем с отличием окончил Кембриджский университет. После выпуска преподавал там математику, а в 1885 году возглавил кафедру политической экономики.

Маршалл также известен как активный общественный деятель, который, помимо работы со студентами, принимал непосредственное участие в деятельности различных сообществ. В частности, он на постоянной основе работал экспертом в профессионально ориентированных комиссиях. Кроме того, в его заслугах значится организация и развитие Королевского экономического общества.

Портрет Альфреда Маршала

Экономические принципы

Маршалл уникален в первую очередь тем, что всегда рассматривал экономику как прикладную науку. Он утверждал, что богатство должно пониматься исключительно в контексте способа изменения основных мотивов человеческой деятельности. Компромиссный характер его разработок в том, что Маршалл придерживался точки зрения об экономике как науке, исследующей побудительные мотивы развития общественной жизни без отрыва от социальной среды.

Альфред Маршалл

Литературное наследие

Исследования Маршалла, изложенные в публикациях различного масштаба, привлекают читателей по всему миру не только за счёт практической ценности, но и из-за простоты языка. Он пишет легко и интересно, последовательно раскрывая основные этапы своих рассуждений. Такой подход помогает понять и усвоить материал даже тем читателям, которые не имеют профильного образования в области политэкономии.

Книги Альфреда Маршалла

Цитаты Альфреда Маршалла

Стоимость любой вещи время от времени возрастает и снижается, а с каждым таким изменением покупательная сила денег изменяется пропорционально повышению или снижению цены на эту конкретную вещь.

Хотите всегда быть в курсе обновлений раздела? Подписывайтесь на нашу рассылку, и каждую неделю на вашу почту будет приходить свежий дайджест с подборкой актуальных статей и, конечно, новой биографией! Всё, что нужно, – ввести свой email в форме внизу страницы.

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Для оформления продукта необходим брокерский счёт

Открыть брокерский счёт

Тренировка на учебном счёте

Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4

8 800 500 99 66

Согласие на обработку персональных данных

Marshall Alfred (1842 — 1924)


Он твердо верил в частную собственность и достоинства рыночной экономики, при этом открыл одни из самых лучших доводов против доктрины, согласно которой свободные рынки максимизируют экономическое благосостояние, он всегда тайно сочувствовал профсоюзам и даже социализму. Он никогда не выражал своего мнения, будь то в области чистой теории или по вопросам конкретных политических мер, не приводя почти бесконечного перечня оговорок. Короче говоря, это был очень сложный, противоречивый экономист и, возможно, именно в этом заключается тайна его устойчивой привлекательности.

Среди большого количества аспектов оригинального вклада Маршалла в экономическую науку, которые он скромно представлял в виде достижений прошлого, мы можем выделить: анализ частичного равновесия, проведение различий между рыночным периодом, коротким периодом и длительным периодом, улучшенный анализ кривых спроса, идею эластичности спроса по цене, понятие излишка потребителя и излишка производителя, анализ условий стабильности равновесия, проведение различий между отраслями с возрастающими и убывающими издержками и между внутренней и внешней экономией от масштаба, явное признание несовместимости конкуренции и долгосрочных убывающих кривых предложения, приведшее к утверждению о том, что совершенная конкуренция не максимизирует экономическое благосостояние, поскольку совокупное благосостояние можно всегда увеличить посредством фискальной политики налогообложения отраслей с возрастающими издержками для субсидирования отраслей с убывающими издержками, понятие квази-ренты, определение репрезентативной фирмы, и т.д., и т.п. Некоторые из этих идей стали основой основ учебников по экономике, тогда как другие идеи, например, его версия излишков потребителя и производителя, выводы о налогах и субсидиях, а также понятие репрезентативной фирмы были почти целиком отвергнуты. Еще один блок идей, таких, как проведение различий между отраслями с возрастающими и убывающими издержками и между внутренней и внешней экономией от масштаба, вошли в экономическую мысль, но были настолько изменены и усовершенствованы, что их собственно маршаллианское происхождение практически не признается.

J.M. Keynes, Essays in Biography (Macmillan, 1933); В . Corry, Marshall, Alfred, International Encyclopedia of the Social Sciences, vol. 10, ed. D.L. Sills (Macmillan Free Press, 1968); D.P. O’Brien, A. Marshall. Pioneers of Modern Economics in Britain, D.P. O’Brien and J.R. Presley (eds.) (Macmillan, 1981); Alfred Marshall: Critical Assessments, ed. J.C. Wood (Croom Helm, 1983).

Дж. М. Кейнс . Альфред Маршалл, 1842-1924

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:

Читайте также: