Агрессивный педагог потеря профессионализма доклад

Обновлено: 23.07.2024

Словом и делом

Буллинг — это систематическое негативное поведение в разных формах, наносящее вред объекту-цели. Оно может выражаться как в открытой, так и в закрытой форме. К первой в контексте школы относятся оскорбления, насмешки, публичное обсуждение внешнего вида и личной жизни учителя, намеренное нарушение дисциплины. Ко второй — саботаж и игнорирование, распространение ложной информации, в том числе и через соцсети.

По данным исследования НИУ ВШЭ, каждый седьмой учитель (70 процентов) сталкивался с буллингом со стороны учеников. Каждый второй (50 процентов) — когда-либо слышал в свой адрес угрозы от школьников. Почти треть респондентов хотя бы раз имела дело с комментариями интимного характера. С медиатизированным буллингом — оскорбительными постами в социальных медиа — сталкивались 42 процента опрошенных.

Сами педагоги (почти 55 процентов участников опроса) склонны объяснять такое поведение школьников пубертатным периодом, которое часто сопровождается всплесками эмоций. Около половины респондентов считают, что мотивом является желание самоутвердиться среди одноклассников. Также распространено мнение, что агрессия учеников объясняется потребностью во внимании либо местью педагогу за его требовательность к учебе.

Классовое расслоение

Преподаватель-репетитор по русскому языку и литературе Александра Черкашина полагает, что в группе риска находятся молодые и неопытные педагоги: старшеклассники не видят разницы между ними и собой в силу возраста, и чувствуют неуверенность преподавателя. Пожилых учителей, по ее мнению, чаще боятся: это люди старой закалки, обычно строгие.

Довел до инфаркта

Не давить на жалость

По мнению Марии Свир, в данном случае максимально работает поддержка жертвы коллективом и профилактические мероприятия.

В школе, где категорически неприемлем буллинг как таковой, и это знают все участники системы, где систематично проводятся антибуллинговые мероприятия, марафоны, недели против травли, уроки дружбы, где приняты правила взаимодействия внутри каждого класса и единые — внутри школы, где принято защищать друг друга и разбираться в конфликтах, процент травли заметно снижается.

Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. . Наш путь единственный — упражнение в поведении.

А. С. Макаренко

Коррекционная педагогика тесно связана с лечебной. И та и другая вызваны к жизни ухудшением физического, психического и нравственного здоровья школьников. Не учителя, а врачи констатируют: сегодня среди детских неврозов преобладают дидактогенные, т. е. неврозы, случившиеся по вине учителей. Другими словами, это результат низкого профессионализма педагогов. Профессионально непригодным считает известный педагог Ш. Амонашвили каждого десятого учителя начальной школы. Комментируя его оценку, директор школы из Казани сказал, что в его школе, наоборот, только 10% профессионально пригодных учителей. Что и говорить, тяжкое обвинение. Страдают дети. Им очень трудно с некомпетентным, а порой и злым, и агрессивным учителем.

Сегодня остро стоит проблема борьбы с повышением агрессивности в обществе. Напряженность, условия жизни отражаются и на школьных отношениях. Агрессивностью заражены многие наши учителя. От педагога, сосредоточенного на ежедневных бытовых проблемах, постоянно пребывающего в состоянии повышенного стресса, тревожного, закомплексованного, конфликтного, нельзя ожидать заботы об учениках, внимательного, гуманного отношения к ним. Если добавить, что почти все учителя начальной школы женщины, которым присуща повышенная эмоциональность, быстрая утомляемость, нервозность и конфликтность, то станет понятно, почему нашим детям не всегда комфортно в их обществе.

Исследования постоянно подтверждают, что агрессивность педагогов, конфликтность в школах растут. В некоторых случаях они уже достигли запредельных значений. Школа становится опасным местом для ребенка. Среди причин повышенной агрессивности и конфликтности педагогов в первую очередь следует выделить:

—резкое падение престижности образованности и воспитанности в целом, связанные с переоценкой ценностей, отчуждением и духовным опустошением подрастающих поколений;

—повышение количества отклонений в нравственном и эмоциональном здоровье детей, что не может не отражаться на здоровье учителей, их отношениях с учениками;

—увеличением числа детей с задержкой развития, низким уровнем интеллектуальных способностей, слабой памятью, диспропорцией развития первичных и вторичных потребностей. Эти дети требуют повышенного внимания, индивидуального подхода, что также отражается на эмоциональном состоянии учителей;

—резкое снижение уровня жизни, низкая заработная плата, неадекватная объему и трудности педагогического труда;

—сегодняшние учителя — это вчерашние ученики со всеми взглядами и комплексами. Свое видение мира, общества, понимание ценностей они сегодня прививают своим ученикам;

—субъективные причины повышения агрессивности учителей есть их индивидуальные особенности, склонность к конфликтам, врожденная агрессивность, психологический климат в семье и коллективе, собственные проблемы, комплексы, заболевания, индивидуальный стиль поведения, уровень общей культуры и многие другие.

В одном из исследований (О. Бовть, 1997) изучалось, как связаны между собой уровень агрессивности педагога и корректность его взаимоотношений с учениками и коллегами. Были обследованы 144 педагога (все женщины) некоторых севастопольских школ. Высокий уровень агрессивности обнаружен у 30,6% педагогов, средний — у 47,2%, низкий — у 22,2%. У учительниц с высоким и средним уровнем агрессивности отмечен деструктивный, разрушительный характер их отношений с учениками, склонность к необдуманным поступкам, конфликтам, бесплодным дискуссиям, неуважительном отношении к другим и постоянное провоцирование конфликтных ситуаций.

Как потребовать от учеников соблюдения нравственных норм, если хотя бы один учитель в школе от них отступится? Проблема чрезвычайно острая и решается она комплексом продуманных мероприятий, начиная с возрождения престижности воспитания, роли учителя в обществе и кончая повышением требований к кандидатам на учительские должности, обследованием их нравственных, психических и физических качеств.

Школа становится опасным местом для ребенка, потому что в ней работает много нервных, напряженных, тревожных, конфликтных учителей. Они не могут обеспечить ребенку необходимого тепла и уюта, не могут в полную силу заниматься проблемами воспитательной и коррекционной работы. Общество и государство должны обратить самое пристальное внимание на эту проблему.

Изучение профессиональной деятельности в рамках концепции профессионального становления личности, разработанной Э. Ф. Зеером и его научной школой, основано на исследованиях К А. Абульхановой-Славской, Б. Г Ананьева, А. Г. Асмолова, А. А. Бодалева, Б. Ф Ломова, Г.В. Суходоль-ского, В Д. Шадрикова и других. Концепция предусматривает достаточно широкий аспект анализа - профессионально обусловленную структуру деятельности специалиста, обозначенную также в работах С. П. Безносова, Ю. М. Забродина, Е. А. Климова, Л Н. Корнеевой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Н. С. Пряжникова, Е. Ю. Пряжниковой, С. Н. Чистяковой.

Субъектно-деятельностный подход в контексте изучения феномена профессиональной деформации является, на наш взгляд, наиболее продуктивным, так как позволяет проанализировать развитие самой деятельности и ее субъекта. Исследователи рассматривают деятельность как сложную развивающуюся систему, имеющую внутреннюю структуру, состоящую из взаимообусловленных элементов, что отражено в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Г. В. Суходольского, В. Д. Шадрикова.

Изучение профессиональной деятельности требует уточнения некоторых базовых понятий рассматриваемого нами концептуального подхода.

Профессиональная деятельность - это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности [54, с. 30]

Под профессиональным становлением личности понимают процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий профессиональной деятельности и собственной активности личности, направленной на самосовершенствование и самореализацию. Но, как и всякий процесс развития, становление сопровождается неизбежными деструктивными изменениями: кризисами, стагнацией и деформациями личности. Согласно концепции профессионального становления Э. Ф. Зеера, этот процесс носит нормативный характер, а переход с одной стадии на другую характеризуется качественными изменениями, инициируемыми изменением социально-профессиональной ситуации, перестройкой ведущей деятельности [54, с. 58].

В ходе теоретического анализа, посвященного детерминантам агрессии как профессионально обусловленной деформации личности учителя выяснилось, что любые деструктивные изменения в процессе профессионального становления могут быть причинами, обуславливающими агрессию педагога, а также способствующими ее закреплению и дальнейшему развитию. Рассмотрим специфические особенности педагогической деятельности, являющиеся условиями возникновения и развития агрессии учителя.

Анализируя динамику деятельности, Р X. Шакуров пишет, что понимание деятельности как процесса преодоления барьеров позволяет раскрыть ее подлинный развивающий потенциал: он заключен в барьерах оптимальной трудности, трансформирующихся во внутренний план. Если барьер субъективно не переживается как дефицит чего-то, как напряжение, как трудность, деятельность не реализует свою развивающую функцию. То же самое происходит, когда барьеры слишком велики, - блокаторы подавляют всякую активность, более того - деформируют и разрушают личность. Отсюда следует, что деятельность в зависимости от характера барьеров с одинаковым успехом может выполнять и созидательную, и деструктивную функцию по отношению к деятелю [151, с.4-18]. На наш взгляд, данные положения полностью соотносятся с концепцией профессионального становления личности [54, 57, 105]. Особенно важным для анализа педагогической деятельности в работах P. X. Шакурова, является тезис о формировании эмоциогенных тенденций, объясняющих в некоторой степени феномен агрессии педагога.

Ряд въедающихся деятелей педагогической психологии посвятили свои работы изучению профессионально важных качеств, способностей и свойств личности педагога. В работах И. А. Зимней, В. А. Крутецкого, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. А. Сластенина, Л. М. Фридмана и других ученых подробно описывается разнообразный и многочисленный состав, а также уровни развития педагогических способностей, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности. Высокие требования, предъявляемые содержанием самой профессии и социально-экономические условия ее реализации, рождают ряд противоречий.

– между динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью педагога к их осуществлению;

– между личностной потребностью в творческой самореализации и возможностью ее удовлетворения;

– между растущим объемом актуальной информации и устаревшими способами ее переработки, хранения и передачи.

– между динамикой образовательной политики и стремлением учителей занимать четкую и последовательную позицию.

Эти и другие (частные) противоречия приводят к повышенной эмоциональной напряженности в деятельности, изменениям ценностно-мотивационного характера, обострению конфликтов как личностных, так и групповых, косвенно способствуя реализации агрессивных тенденций.

Несмотря на очевидную сложность изучения агрессии учителя, возникает необходимость более четкой структуризации теоретических и эмпирических данных. В ходе теоретического анализа проблемы агрессии было установлено, что агрессия как профессионально обусловленная деформация личности учителя имеет многообразные проявления, которые могут носить как активный характер, так и пассивный или косвенный. Характер стратегии профессионального поведения тесно связан с эмоциональным состоянием учителя в момент осуществления педагогической деятельности. Негативные эмоции, переживаемые учителем, часто отражают само отношение к профессиональной деятельности, ее мотивационно-ценностный, социально-профессиональный и другие аспекты, влияющие на продуктивность труда и последующее развитие специалиста.

В соответствии с активностью профессионального поведения и характером переживаемых агрессивным учителем эмоций, нами было выделено семь типов агрессии педагога:

1. Импульсивные действия - это физическое воздействие учителя в состоянии аффекта на учащихся или окружающие предметы, подменяющие реальный объект агрессии. В образовательных учреждениях данный тип встречается достаточно редко, однако его влияние на развитие личности учащихся является наиболее деструктивным.

2. Враждебные высказывания - это вербальная форма выражения гнева, проявляющаяся в грубом обращении к учащимся. Этот тип агрессии педагога оказывает влияние на морально-нравственное развитие школьников и наиболее распространен, ввиду того, что речь является основным средством педагогического труда.

3. Конфронтация - это противостояние, возникающее вследствие отчуждения учащихся как объекта профессиональной деятельности. Она проявляется в отказе от выполнения необходимых профессиональных задач и может быть следствием конфликта, а также утраты мотивации труда, профессиональной усталости.

4. Доминантность проявляется в демонстрации власти и непреклонного авторитета учителя, предъявлении жестких требований к учащимся, применении системы наказаний, неадекватно низкой оценке результатов учебной деятельности. Доминантность является основой авторитарного стиля педагогического взаимодействия.

5. Оппозиция - это противодействие, отказ от общения с учащимися, вследствие негативного отношения к труду, учащимся, коллегам, сформировавшегося в результате обиды, неудовлетворенности учителя своим социально-профессиональным положением, возможностями профессиональной самореализации.

7. Нетерпимость - это презрительное отношение к учащимся, основывающееся на эмоции отвращения, возникающей при взаимодействии с гигиенически запущенными, неопрятными, имеющими отклонения в поведении или физические недостатки. Проявления нетерпимости в основном носят пассивный характер и выражаются в отказе от общения и соответствующей физиогномике (выражении лица) при вынужденном контакте.

Выделенные типы агрессии учителя, рассмотрены нами по степени активности стратегии профессионального поведения учителя и характеру эмоциональных переживаний. Несомненно, они нуждаются в дальнейшем изучении, уточнении содержания поведенческих проявлений.

Обобщая теоретический анализ, посвященный обзору и анализу проблемы агрессии как профессионально обусловленной деформации личности учителя, можно сделать следующие выводы:

– Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности учителя представляет деструктивное поведение, выражающееся в нарушении профессионально-нравственных норм взаимодействия учителя и учащихся при формальном наличии профессионально оправданных действий.

– Детерминантами агрессии как профессионально обусловленной деформации личности учителя выступают три группы факторов.

1) Субъективные факторы, обусловленные индивидуально-психологическими особенностями личности учителя.

2) Объективные факторы, связанные с особенностями социально-профессиональной среды.

3) Объективно-субъективные факторы, инициированные дисбалансом личностного и профессионального развития.

– Агрессия может носить активный и пассивный характер, тесно связанный с эмоциональным реагированием учителя на возникающие профессиональные ситуации и проявляющийся в следующих типах: импульсивные действия, враждебные высказывания, конфронтация, доминантность, оппозиция, стереотипная дифференциация и нетерпимость.

– Результаты теоретического анализа свидетельствуют о необходимости комплексного изучения агрессии, выявления психологических особенностей деформации на разных этапах профессионального становления учителя, научного поиска психолого-педагогических технологий преодоления и профилактики деформации.

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием.

В современном обществе остро стоит проблема обнаружения механизмов социализации агрессии. Решая задачу воспитания толерантности педагогов, необходимо учитывать причины агрессивного поведения и особенности проявления агрессивности в рамках профессиональной деятельности.

Данная работа посвящена рассмотрению некоторых сторон агрессивности педагогических работников, методам ее диагностики и коррекции.

Уровень проявления агрессивности индивида зависит от личностных качеств, его стремления к власти, желания самореализоваться.

Для учителя это может быть осознание недостаточной квалификации, нездоровый климат в педагогическом коллективе, неблагоприятная обстановка в семье и т.д.

Педагогическая агрессия проявятся во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, и приверженности к “карательным” воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу. Агрессивность обнаруживается у педагогов, работающих с трудными учащимися, а также у педагогов, имеющих недостаточную квалификацию. Особенно это наблюдается у педагогов дополнительного образования и естественно-математического цикла.

Вербальная агрессия современным обществом оценивается как менее опасная и разрушительная, чем агрессия физическая. Однако невозможно согласиться с тем, что речевая агрессия не несет реальной угрозы. Слово часто воспринимается более болезненно, чем агрессивные действия.

Агрессивное состояние может быть как открытым, т.е. внешне выраженным, так и скрытым. Безусловно, одно, опасно и то и другое, т.к. преднамеренная маскировка агрессивности за притворным "добрым" отношением носит разрушительный характер, но в более изощренном виде. Нельзя не учитывать того, какая реальная опасность стоит за речевой агрессией, являющейся первым шагом на пути к агрессии физической.

Пожалуй, самое серьезное препятствие на пути преодоления речевой агрессии – это беспечная лояльность современного человека в оценке агрессии слова. И если работник школы отказывается объективно признать собственную склонность к ее проявлению, стыдливо заменяя это понятие абстрактными “несдержанность”, “резкость”, “неуравновешенность” и, утешая себя тем, что “сейчас все так говорят”, он ничего не сможет изменить в своем общении с учениками и педагогическом коллективе.

Агрессивность может повышаться в ситуации осознания несостоятельности, неуспешности, вызывая желание компенсировать свои недостатки за счет разрушения другого объекта (ученика или подчиненного).

Дефицит удовлетворенности работой для педагога – источник нарушения эмоционального равновесия и повышенной агрессивности. По приводимым в литературе данным, более 80% учителей на этапе профессиональной зрелости испытывают постоянный страх перед возможными неприятностями.

Миф о том, что профессия педагога – профессия "творческая и легкая" давно развеян в среде педагогов-практиков. Одним из главных факторов, влияющих на адаптационные процессы в школе, является перегруженность учителя, психическая и физическая напряженность его труда.

Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения. Существуют специально разработанные программы по развитию навыков общения у такого рода "конфликтных" личностей, которые нередко позволяют добиться весьма ощутимых результатов.

Одной из причин нарушения у педагогов эмоциональной стабильности является агрессивное поведение. Которое влияет на самочувствие педагога, на самочувствие окружающих его людей. Таким образом, если педагог не научится сдерживать и регулировать свою природную агрессию, что может стать причиной серьезных проблем.

Поэтому необходим процесс социализации агрессии. Под социализацией агрессии понимается процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в определенном сообществе, цивилизации. Совершенно ясно, что “природный” агрессивный потенциал никуда не исчезает в более зрелом возрасте. Просто в результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.

2. Профилактические меры.

Для оптимизации функции психологической защиты педагогических работников и оказания им психологической помощи необходимо внедрение ряда профилактических мер:

- прием на работу педагога целесообразно осуществлять при участии психолога с целью не допустить к работе с детьми человека с явными психологическими проблемами, низким уровнем культуры, особенностями характера, не приемлемыми в образовательном учреждении.

- психологическое просвещение педагогов, заключающееся в знании психологии личности, возрастной психологии и др., предполагающее в дальнейшем изменение работы, карьерный рост.

- психологическое консультирование и диагностика.

- информирование педагогов о месте и возможностях получения психологической, медицинской помощи, тренингов, литературы.

- разработка альтернативных сценариев карьеры. Коррекция может быть связана с изменением характера труда; обогащением труда.

- овладение приемами саморегуляции; нервно-мышечной релаксации. Обучить педагога снимать напряжение; гасить отрицательные эмоции. Но желательно чтобы приемы были индивидуальными и достаточно простыми. Например, точечный массаж; выбрать правильную рабочую позу.

- проведение тренингов, где вырабатываются навыки более эффективного поведения.

- организация психотерапевтических групп, но не в конкретных учебных заведениях. Лишь на базе центров (где набираются разные незнакомые друг с другом люди). В реальных коллективах такие психотерапевтические группы не проводятся

3. Примеры контроля вербальной агрессии.

Одной из основных проблем в работе педагогов является вербальная агрессия. Наиболее общее направление предотвращения агрессии в школьной среде – самонаблюдение и самоконтроль учителя над собственным речевым поведением, анализ своей речи с точки зрения вежливости, корректности, эффективности воздействия. Задумаемся, например, всегда ли наши обращения к детям, выражения мнения, просьбы, отказы вежливы? Извиняемся ли мы за ошибку, несправедливую оценку?

Чтобы избежать резкости, часто достаточно просто попытаться встать на позицию ученика или коллеги, “быть выше ссоры”. Способность к эмпатии – сопереживанию проблемам собеседника, умение объективно оценить личностные особенности и эмоциональное состояние ребенка – очень важны для коммуникативной компетенции педагога. Наконец, толерантность – терпимость, снисходительность – тоже необходимое профессиональное качество учителя, которое предполагает корректность оценок, умение прощать, признание права другого на собственное мнение.

Поэтому наиболее общее направление предотвращения агрессии в школьной среде – самонаблюдение и самоконтроль учителя над собственным речевым поведением, анализ своей речи с точки зрения вежливости, корректности, эффективности воздействия. Задумаемся, например, всегда ли наши обращения к детям, выражения мнения, просьбы, отказы вежливы? Извиняемся ли мы за ошибку, несправедливую оценку?

Существуют и частные приемы контроля над речевой агрессией в конкретных речевых ситуациях.

Игнорирование речевой агрессии: не реагировать на бестактность в свой адрес, “не замечать” враждебности со стороны собеседника, не отвечать грубостью на грубость. Это может быть молчание в ответ на агрессивное высказывание; отказ от продолжения общения (отвернуться, уйти); продолжение общения в спокойной, ровной тональности.

Механизм метода достаточно прост: очень часто общение в конфликтной ситуации строится по принципу: “Он мне – слово, а я ему – десять”. Так возникает словесная перебранка, каждый участник которой стремится оставить за собой “последнее слово”. Игнорирование же представляет собой альтернативную коммуникативную стратегию, которая, во-первых, оказывает психологическое воздействие на “агрессора” (эффект неожиданности) и разрушает его “негативный сценарий”. Это достаточно действенная мера против агрессии в том случае, если ситуация не приобретает острый раздражающий характер и не переходит в открыто обидное, неприемлемое для вас общение.

Вряд ли можно говорить о полном устранении речевой агрессии из педагогического общения. Однако можно научиться успешно контролировать, сдерживать, преодолевать агрессию слова, не прибегая при этом к ответной грубости.

Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника – посильная задача для каждого цивилизованного человека, а для педагога особенно необходимая.

Исследования агрессии и психологического здоровья, проводимые нами, показывают, что своевременная и адекватная психологическая помощь может существенно улучшить качество жизни педагогов, уменьшить риск возникновения различных форм агрессивного поведения.

Сложная ситуация в образовании отражена в многочисленных публикациях, свидетельствующих об эмоциональном выгорании педагогов, примерах догматизма, проявлениях агрессивности, конформизма, общего социально-психологического дискомфорта учительства. Ряд статей касается ухудшения состояния здоровья и психологического комфорта учащихся, где одним из факторов риска является невротизирующая среда обитания. Причиной такого положения, на наш взгляд, является морально-этический, а также культурно-исторический аспект проблемы изучения профессионально обусловленных деформаций педагогов. Долгое время исследования в этой области носили фрагментарный характер и воспринимались научной общественностью как подрывающие авторитет системы отечественного образования.

Большинство ученых рассматривают профессиональное развитие учителя как процесс становления педагогического мастерства и индивидуального стиля деятельности. Научные исследования в этой области направлены на изучение профессионально важных качеств, на продуктивные психологические новообразования, возможности личности в контексте становления "Я-концепции" специалиста.

Деструктивные тенденции, как результат профессиональной деятельности, подразумеваются чаще имплицитно, почти не исследуются кризисы профессионального становления. Отдельные аспекты проблемы деформаций освещены в работах С.П.Безносова, Р.М.Грановской, Э.Ф.Зеера, Л.Н.Корнеевой, А.Н.Кузьминой, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, А.Б.Орлова. Деформации развиваются под влиянием условий и содержания труда, а также психофизиологических возрастных изменений. Многолетнее осуществление любой профессиональной деятельности приводит к деформациям личности, снижающих продуктивность трудовых функций или затрудняющих этот процесс.

По данным исследований феномена педагогической агрессии, проводимых на базе Нижнетагильской социально-педагогической академии, 63% обследованных педагогов проявляют вербальную агрессию, 34% - физическую агрессию, 15% - скрытую агрессию (выборка составила 200 педагогов, уравненных по критериям: профессиональный стаж педагогической деятельности, образование, социальное положение, семейное положение, пол, возраст, общее состояние здоровья).

Большинство педагогов указывают среди причин возникновения раздражения, гнева и других негативных эмоциональных реакций социально-экономические причины, такие как общая неудовлетворенность реализацией жизненных планов, недовольство заработной платой и условиями труда, межличностное взаимодействие в педагогическом коллективе, проблемы с администрацией. В рамках исследований проводился анонимный опрос учащихся школ города (2567 учащихся с 5 по 11 классы), в котором более 70% из всех опрошенных указали, что сталкивались с различными проявлениями агрессии со стороны педагогов.

Данные исследования приводят нас к осознанию необходимости исследования причин и путей преодоления педагогической агрессии, как деформации, имеющей наиболее губительное влияние на развитие личности учащихся и становление социального интеллекта. Последствия развития деформаций глубоко включаются в профессиональную структуру деятельности специалиста и инициируют распад профессионального сознания, возникновение ложных смыслов труда, межличностные конфликты. Модель профессионального поведения агрессивного учителя отличает появление низких моральных качеств, грубость, стремление реализовать властные тенденции. Потеря профессиональной индивидуальности педагога приводит к появлению позиции непричастности к профессиональной педагогической морали, постепенному разрушению комплекса социально значимых отношений, в которых дети осваивают социально одобряемые формы и способы поведения.

На наш взгляд, профилактика педагогической агрессии и других профессионально обусловленных деформаций личности становится сегодня одной из составляющих профессиональной подготовки педагогов и психологов. Применение личностно-ориентированных технологий в качестве эффективного средства профилактики профессионально-обусловленных деформаций актуально как на стадии получения высшего педагогического образования, так и для повышения квалификации специалистов. Это дает возможность самостоятельно планировать и контролировать процесс профессионального развития личности, формирует профессиональную культуру труда, снабжает методами самоактуализации, саморегуляции и самокоррекции. Научно обоснованный поиск средств профилактики и преодоления педагогической агрессии, разработка программ профессиональной реабилитации являются приоритетными направлениями современной психологии образования.

Читайте также: