Африканская система защиты прав человека доклад

Обновлено: 08.07.2024

На Африканском континенте значительную роль в защите прав человека играет Организация Африканского Единства (ОАЭ). Цели ее – координировать действия африканских стран в борьбе против колониализма и неоколониализма, содействии социально – экономическому развитию стран Африки.

В рамках ОАЭ была разработана и принята 27 июня 1981г. Африканская хартия прав человека и прав народов, цель, которой – содействие развитию уважения прав человека и их защита на Африканском континенте. Участниками Хартии могут быть только страны – участники ОАЭ.

Особенность Хартии состоит в том, что она учитывает реальное положение и возможности стран Африканского континента, их исторические традиции и ценности.

Хартия, наряду с признанием прав человека, признает и права народа. Отдается приоритет интересам общины, а та в свою очередь, берет обязательства защищать права своих членов. В Хартии широко закреплены гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы, признается неделимость этих прав. Наравне с правами провозглашается и ряд обязанностей человека в его отношениях с семьей, общиной, обществом и государством.

В Хартии по сравнению с Европейской и Межамериканской конвенциями установлен более слабый механизм защиты прав человека. Единственный контрольный орган в соответствии с Хартией, это Африканская комиссия по правам человека и народов. Учреждения Суда по правам человека в Хартии не предусматривалось.

Комиссия состоит из 11 членов, избираемых Ассамблеей глав африканских государств и правительств сроком на 6 лет. Ее решения не носят обязательного характера, она содействует развитию прав человека; обеспечивает защиту прав человека и народов; осуществляет толкование положений Хартии. Основное внимание комиссия уделяет случаям массовых, грубых, систематических нарушений прав человека и народов, о чем извещает Ассамблею. По поручению Ассамблеи Комиссия проводит расследование таких случаев и представляет ей свой доклад с выводами и предложениями.

Деятельность Африканской Комиссии отличается от деятельности аналогичных комиссий Европейского и Американского регионов тем, что последние занимаются главным образом рассмотрением лишь случаев индивидуальных нарушений прав человека, а первая – массовыми нарушениями прав людей, что придает ее работе особое политическое значение.

Глава 3. Конституционно-правовой статус человека, гражданина и личности в обществе и государстве

Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных) прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в конце XVIII века.

В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы считаться демократическим, не могло не записать в своей конституции определенный перечень прав и свобод человека. Тем самым права человека, оставаясь нравственно-политическим императивом, приобретали юридическую форму и становились важнейшим институтом конституционного права.

Как член гражданского общества человек равноправен со всеми другими, но как член политического, т.е. государственно-организованного общества он равноправен лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству, у него больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит.

Человек представляет собой часть природы. Это проявляется в его биологических, физиологических, умственных и психических качествах. Человек создал человеческое общество, приобрел новые свойства социального характера, позволяющие ему быть участником общественных отношений.

Личность – это человек, обладающий не только психофизиологическими качествами, но и совокупностью социально-значимых свойств, проявляющихся в его отношениях с другими людьми. Личность и общество взаимообусловливают друг друга и могут существовать только в непрерывном единстве.

Каждая государственно-организованная социальная система создает условия для развития личности, формирует общественные связи, в том числе, между личностью и государством, которые обличаются в правовую форму. Человек как личность неизбежно включается в связи с государством.

Гражданин – лицо, отличающиеся своей правовой принадлежностью к государству. Правовая принадлежность человека к государству находит свое выражение в институте гражданства (в республиках) или подданстве (в монархиях).

Европейские стандарты в области прав человека: теория и практика функционирования Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.


ГЛАВА V. СООТНОШЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА С ДРУГИМИ СИСТЕМАМИ ЗАЩИТЫ

3. Африканская система защиты прав человека


Во-вторых, целый ряд прав, закрепленных в Хартии, по сравнению с Европейской конвенцией, сформулированы весьма расширительно, но в то же время гораздо менее содержательно. С одной стороны, это позволяет Африканской Комиссии и Ассамблее глав государств и правительств африканских стран более динамично и гибко подходить к вопросу о толковании Хартии и закрепленных в ней прав, адаптируясь к специфическим условиям континента. С другой стороны, юридическое содержание каждой статьи Хартии оказывается ограниченным, что усугубляется весьма частыми и порой неоправданными ссылками на внутреннее право государств–участников Хартии.


В настоящее время единственный контрольный орган, созданный в соответствии с положениями Хартии, — Африканская Комиссия по правам человека и народов. Комиссия состоит из 11 членов, выполняющих свои функции в личном качестве. Примечательно, что соблюденный в ходе первых выборов членов Комиссии принцип справедливого географического распределения был непроизвольно нарушен 623. Члены Комиссии избираются на срок 6 лет.


В соответствии с Хартией, Комиссия осуществляет следующие функции: 1) содействует развитию прав человека; 2) обеспечивает защиту прав человека и народов; 3) осуществляет толкование всех положений Хартии по просьбе государства–участника договора, органа ОАЕ или африканской организации, признаваемой ОАЕ; 4) выполняет любые другие задачи, которые могут быть возложены на нее Ассамблеей глав государств и правительств.


1) не анонимны;


2) совместимы с Хартией и с Уставом ОАЕ;


3) написаны языком, не оскорбляющим государство-участника, его учреждения или ОАЕ;


4) не основаны исключительно на сведениях, распространяемых средствами массовой информации;


5) направлены после исчерпания всех внутренних средств защиты, если только не очевидно, что они слишком затяжные;


6) поданы в течение разумного срока со дня исчерпания внутренних средств защиты;


7) уже не разрешены соответствующими государствами согласно принципам Устава ООН, Устава ОАЕ или Хартии прав человека и народов.


Еще одна специфическая функция Африканской Комиссии, отличающая ее от контрольных органов Европейской конвенции, состоит в проведении посещений территории государств–участников Хартии членами Комиссии. Каждый член Комиссии отвечает за определенные страны. Цель таких посещений — формулировка рекомендаций, направленных на улучшение гарантий прав государств-участников, закрепленных в Хартии.


Кроме того, следует отметить прежде всего политический характер контрольного механизма по Африканской хартии, что отличает африканскую систему от европейской.


Общий же вывод, который можно сделать после анализа всех трех систем в сравнении с европейской системой, заключается в том, что последняя наиболее действенна и эффективна. А связано это, как уже указывалось, с целым рядом факторов исторического, политического, культурного, правового и иного характера.


621 Lindholt L. Questioning the Universality of Human Rights. The African Charter on Human and Peoples Rights in Botswana, Malawi and Mozambique. Dartmouth, 1997. P. 96.


623 В результате вторых выборов в Комиссию регионы были представлены следующим образом: Восток Африки — 1 член Комиссии, Запад — 6 членов; Юг — 2 члена; Центр — 2 члена; Север — ни одного члена Комиссии.

Африканские государства разработали и приняли в 1981 году Хартию прав человека и прав народов. Положения Хартии учитывают специфику континента и задач государств-участников. В этом документа на первый план выдвигаются вопросы самоопределения, борьбы с колониализмом, с иностранным господством, проблемы социально-экономического и культурного развития, осуществления суверенных прав над природными богатствами и ресурсами. Значительное место в Хартии заняли такие права, как право на международный мир и безопасность, на развитие, на благополучную окружающую среду и др. Хартия предусмотрела и создание Комиссии прав человека и прав народов.

Комиссия ежегодно проводит свои сессии, а государства-участники Хартии каждые два года представляют доклады о законодательных и иных мерах, принятых ими для обеспечения прав и свобод, предусмотренных в Хартии. Функции Комиссии сформулированы в общих лишь чертах, и в Хартии не содержится норм о полномочиях этого органа принимать какие-либо решения по обсуждаемым докладам. На практике Комиссия формулирует предложения по законодательному обеспечению тех или иных прав и свобод человека.

Анализируя сотрудничество стран Африки в области прав человека, африканские юристы отмечают, что в основе такого сотрудничества находятся вопросы развития, а также борьбы с колониализмом и расизмом.

Африканский союз – с 2002 года это объединение государств, возникшее на месте Организации Африканского Единства (ОАЕ, 1963г.). Новая организация создана по образу и подобию Европейского союза. Предполагается, что у Африканского Союза будет сформирован единый парламент, общая граница и введена единая валюта, однако, это выглядит как трудно осуществимая мечта.

Африканские государства разработали и приняли в 1981 году Хартию прав человека и прав народов. Положения Хартии учитывают специфику континента и задач государств-участников. В этом документа на первый план выдвигаются вопросы самоопределения, борьбы с колониализмом, с иностранным господством, проблемы социально-экономического и культурного развития, осуществления суверенных прав над природными богатствами и ресурсами. Значительное место в Хартии заняли такие права, как право на международный мир и безопасность, на развитие, на благополучную окружающую среду и др. Хартия предусмотрела и создание Комиссии прав человека и прав народов.

Комиссия ежегодно проводит свои сессии, а государства-участники Хартии каждые два года представляют доклады о законодательных и иных мерах, принятых ими для обеспечения прав и свобод, предусмотренных в Хартии. Функции Комиссии сформулированы в общих лишь чертах, и в Хартии не содержится норм о полномочиях этого органа принимать какие-либо решения по обсуждаемым докладам. На практике Комиссия формулирует предложения по законодательному обеспечению тех или иных прав и свобод человека.

Анализируя сотрудничество стран Африки в области прав человека, африканские юристы отмечают, что в основе такого сотрудничества находятся вопросы развития, а также борьбы с колониализмом и расизмом.

Африканский союз – с 2002 года это объединение государств, возникшее на месте Организации Африканского Единства (ОАЕ, 1963г.). Новая организация создана по образу и подобию Европейского союза. Предполагается, что у Африканского Союза будет сформирован единый парламент, общая граница и введена единая валюта, однако, это выглядит как трудно осуществимая мечта.


Анализируются политические факторы, которые обусловили особенности становления международно-правовой основы африканского регионального механизма защиты прав человека.

ДИАЛЛО СИРАБА (Мали),

аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов

Анализируются политические факторы, которые обусловили особенности становления международно-правовой основы африканского регионального механизма защиты прав человека.

Ключевые слова: региональные соглашения, региональные механизмы, защита прав человека, Устав ОАЕ, Африканская хартия прав человека и народов.

Specific of formation of the African regional mechanism for the protection of human rights

Diallo Siraba (Mali)

The main political factors which had influenced to the specific of the formation of international legal bases of the African regional mechanism for the protection of human rights very much are analyzed at this artcle.

Keywords: regional agreement, regional mechanism, protection of human rights, OAU Charter, African Charter on human rights and people's rights.

После принятия в 1948 году Всеобщей декларации прав человека сразу началась работа по трансформации ее положений в обязательные договорные нормы, охватывающие основные права человека, — гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Эта задача была впоследствии решена на универсальном уровне путем принятия в 1966 году двух международных пактов о правах человека с факультативными протоколами. Более того, положения Всеобщей декларации прав человека и международных пактов о правах человека были детализированы и развиты международными соглашениями, принятыми в специфических сферах[1].

Дальнейшая практика государств подтвердила, что заключение региональных соглашений в рассматриваемой сфере и формирование региональных правозащитных органов, включая суды по правам человека, никоим образом не препятствуют реализации универсальных соглашений по правам человека, являясь, в свою очередь, важнейшими дополнениями универсальной системы защиты прав человека. В качестве веского доказательства этому следует привести формирование Совета Европы и заключение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года[3], ставшей своеобразной моделью для других региональных систем защиты прав человека[4].

В период разработки Комиссией ООН по правам человека проектов двух международных пактов о правах человека на Африканском континенте основной проблемой оставалось освобождение народов Африки от колониального ига. В то же время на всеафриканских конференциях при участии лидеров национально-освободительных движений (наряду с проблемой деколонизации) затрагивались и проблемы, связанные с нарушениями прав и свобод человека в странах Африки[5].

Учредительный акт региональной организации стран Африки — Устав Организации африканского единства (далее — Устав ОАЕ) — разрабатывался в условиях разделенной Африки по группам государств (франкоязычные страны, страны Восточной и Центральной Африки и т. д.). Он был принят 25 мая 1963 г. в результате выработки компромиссного текста из существующих двух проектов, так называемых Касабланкского и Лагосского[6].

В Уставе ОАЕ, как в зеркале, отразились существующие на тот момент политические проблемы стран Африки. Необходимо особо подчеркнуть, что в нем вскользь говорилось о правах человека, главным образом в русле ключевой проблемы деколонизации и осуждения апартеида на континенте. В преамбуле Устава ОАЕ речь шла о свободе, равенстве, достоинстве, которые соответствовали главной цели создания ОАЕ — освобождению народов Африки от колониализма.

Упоминание в Уставе ОАЕ об этнических разногласиях было обусловлено требованием обеспечения африканского единства, а не позицией усиления того влияния, которое могли оказывать такие разногласия на права отдельных индивидуумов. Основные положения Устава ОАЕ были посвящены исключительно таким вопросам, как невмешательство во внутренние дела (ч. 2 ст. 3), суверенное равенство государств (ч. 1 ст. 3), право на самоопределение (ч. 3 ст. 3), мирное разрешение споров и конфликтов (ч. 4 ст. 3).

Отсутствие принципа защиты прав человека, а также конкретных положений о правах человека в Уставе ОАЕ некоторыми учеными объясняется тем, что лидеры африканских стран рассматривали права человека в качестве одного из основных элементов идеологического арсенала колониальных стран[7]. Следовательно, в Уставе ОАЕ любые угрозы правам человека были представлены как исходящие извне, и этим угрозам могло эффективно противостоять единство стран континента.

Специалисты также отмечают, что Устав ОАЕ — нечто большее, чем учредительный акт африканской межправительственной региональной организации. Это документ, в котором содержится главная идея — идея национального освобождения[8]. Искоренение колониализма во всех его формах и проявлениях рассматривалось в качестве необходимого предварительного условия для достижения основных целей и задач ОАЕ[9].

Проблеме деколонизации были посвящены многие резолюции ОАЕ. В ее рамках был создан специальный Комитет по координации помощи национально-освободительным движениям в Африке — Комитет по национальному освобождению. Данный Комитет на своих регулярных заседаниях строго следил за тем, чтобы вопрос о национально-освободительном движении постоянно фигурировал в повестке дня главных органов ООН и ОАЕ.

В целом специалисты отмечают, что в условиях эйфории, вызванной в тот период усиливающейся борьбой за независимость африканских народов, таким аспектам, как права человека и демократия, уделялось совсем немного внимания[11]. Дело обретения свободы и независимости само по себе уже рассматривалось в качестве основополагающего права человека, поэтому неслучайно главное внимание и все силы в то время отдавались борьбе за свободу и независимость. На фоне многочисленных и быстро сменяющих друг друга событий конца 1950-х и всего десятилетия 1960-х годов вопросы о том, какой вид правления будет установлен и каким образом будет обеспечиваться защита прав человека, могли бы показаться преждевременными. Все исходили из предположения о том, что в традиционных африканских институтах есть что-то такое, что само укажет на верное направление движения.

В Конвенции ОАЕ о беженцах содержатся и другие положения, которые не столь четко изложены в Конвенции ООН о статусе беженцев. К их числу относятся положения, касающиеся невозможности отказа в пропуске беженцев через границу, предоставления убежища, размещения мест поселения беженцев, запрета на ведение беженцами подрывной деятельности, а также добровольной репатриации.

ОАЕ ввела режим санкций в отношении Южной Родезии, призвала страны не признавать режим белого меньшинства и оказывать помощь Зимбабве в ее борьбе за независимость[16].

В данном отношении важно отметить усилия африканских государств, направленные на принятие на универсальном уровне двух конвенций о борьбе с апартеидом: Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года и Международной конвенции против апартеида в спорте 1985 года. Апартеид стал квалифицироваться как международное преступление. Более того, Римский статут 1998 года Международного уголовного суда (МУС) определяет апартеид в качестве одного из преступлений против человечности (ст. 7( j ) Римского статута).

Следует отметить, что начиная с конца 70-х годов ХХ века ряд важных факторов также способствовал повышению внимания ОАЕ к сфере прав человека. К таким факторам прежде всего относились содействие со стороны ООН делу развития региональных механизмов контроля над соблюдением прав человека, активная работа в данном направлении НПО[19], а также признание лидерами ряда африканских государств того факта, что соблюдение прав человека в других государствах касалось непосредственно интересов их собственных государств.

Хотя попытки создать африканскую региональную систему защиты прав человека предпринимались и ранее, реальный процесс ее создания (по инициативе ОАЕ) берет начало в июле 1979 года, когда такое решение было принято на Ассамблее глав государств и правительств ОАЕ, проходившей в столице Либерии Монровии. На сессии Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ в июле 1979 года была принята резолюция, в которой содержался призыв к Генеральному секретарю ОАЕ:

С 29 ноября по 8 декабря 1979 г. в Дакаре проходила встреча группы африканских экспертов. Главные вопросы данной встречи были связаны непосредственно с исполнением положений резолюции, принятой Ассамблеей глав государств и правительств ОАЕ в июле 1979 года. В ходе этого мероприятия был принят руководящий принцип, согласно которому в Африканской хартии прав человека и народов должно найти отражение африканское представление о правах человека. Хартия должна основываться на африканской концепции законности и служить потребностям Африки[20].

Проект документа, подготовленного экспертами на встрече в Дакаре, должен был быть представлен для рассмотрения группе правительственных экспертов. Данное мероприятие было запланировано на 24 марта 1980 г., но так и не состоялось из-за отсутствия необходимого кворума. Полагают, что эта ситуация была связана с целенаправленными попытками ряда государств, не осмеливавшихся открыто саботировать создание всеафриканской конвенции о правах человека, сорвать наметившийся процесс.

После этой неудачи Генеральный секретарь ОАЕ решил сменить тактику действий. Вместо специальной встречи правительственных экспертов он инициировал проведение конференции на уровне министров юстиции. По его инициативе президент Гамбии провел встречу министров юстиции африканских стран в столице страны Банжуле с 9 по 16 июня 1980 г. На этой встрече был представлен проект Хартии, разработанный на дакарской встрече. Успех данной встречи оказался половинчатым, поскольку участники смогли согласовать лишь текст преамбулы Хартии и только одиннадцать из шестидесяти с лишним статей[21].

Специфика Африканской хартии состоит в том, что она отражает политическую реальность континента, а также исторические традиции африканских народов и ценности африканской цивилизации. Она существенно отличается от аналогичных соглашений регионального характера, принятых в рамках Совета Европы и Организации американских государств (ОАГ). Африканскую хартию следует рассматривать в качестве уникального документа не только для африканского континента, но также и в контексте все возрастающего числа региональных соглашений в сфере прав человека, адаптированных к особенностям нужд и интересов тех регионов, в рамках которых они действуют[22].

1 См., например: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или ущемляющих достоинство видов обращения и наказания 1984 года; Конвенция о правах ребенка 1989 года; Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года; Конвенция о правах инвалидов 2006 года; Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 года.

2 См.: Абашидзе А.Х., Гольтяев А.О. Универсальные механизмы защиты прав человека: учеб. пособие. — М., 2013. С. 135.

3 См.: Абашидзе А.Х., Алисиевич Е.С. Право Совета Европы. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: учеб. пособие. — М., 2007. С. 304.

4 См.: Абашидзе А.Х., Солнцев А.М., Сираба Д., Конева А.Е., Петрова Н.А., Тимашкова Н.Е. Африканская система защиты прав человека // Региональные системы защиты прав человека: учеб. пособие / отв. ред. А.Х. Абашидзе. —М., 2012. С. 170—275.

5 См.: Burke R. Decolonization and the Problem of International Human Rights. — Philadelphia, 2010. 264 p.

6 См.: ILM. 1964. № 3.

7 См.: Shivji I.G. The Concept of Human Rights in Africa. — London, 1989. P. 126.

8 См.: Dugard J. The Organization of African Unity and Colonialism: An Inquiry into the Plea of Self-defence as a Justification for the Use of Force in the Eradication of Colonialism // ICLQ. 1967. № 16. P. 157—190.

9 См.: Naldi G. The Organization of African Unity: An Analysis of its role. 2nd edn. — Mansell, 1999. P. 2.

10 См.: Legal Consequences Case // ICJ Reports, 1971. P . 14.

11 См.: Абашидзе А.Х., Солнцев А.М. Юбилей африканской системы прав человека и народов // Евразийский юридический журнал. 2012. № 2 (45). С. 22—25.

12 См.: Franck T. The Emerging Right to Democratic Governance // AJIL. 1992. Vol. 86. P. 52.

13 См.: Aidoo A. Africa: Democracy without Human Rights? // HRQ. 1993. Vol. 15. P. 706.

14 Resolution on Portugal's Act of Aggression Against the Republic of Guinea // CM/Res. 201(XIII).

15 См.: Apartheid in South Africa // CM/Res. 13 (II).

16 См.: Resolution on Southern Rhodesia // CM/75(VI).

17 См: Resolution on Non-recognition of South African Bantustans // CM/Res.492(XXVII); Resolution on Namibia CM/Res.551(XXIX).

19 См.: Абашидзе А.Х., Урсин Д.А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты: учеб. пособие. — М., 2002. 159 с.

22 См.: Lindholt L. Questioning the Universality of Human Rights. The African Charter on Human and Peoples Rights in Botswana, Malawi and Mozambique. — Dartmouth, 1997. P. 96.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Читайте также: