Административная ответственность за коррупционные правонарушения доклад

Обновлено: 04.07.2024

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений предусмотрена рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе статьями 290 (получение взятки) и 291 (дача взятки), 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 286 (превышение должностных полномочий), 292 (служебный подлог).

За совершение коррупционных преступлений предусмотрены различные виды наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, лишение свободы.

К примеру, получение взятки в особо крупном размере (т.е. более 1 млн рублей) наказывается штрафом в размере от 80 до 100-кратной суммы взятки (но не более 500 млн рублей) с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Специальная административная ответственность за совершение коррупционных правонарушений установлена двумя статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одна из которых – ст.19.28 – предусматривает ответственность исключительно для юридических лиц.

Так, статья 19.28 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное вознаграждение от имени и в интересах юридического лица. Максимальный размер штрафа для юридического лица за данное правонарушение составляет стократная сумма вознаграждения, но не менее 100 миллионов рублей (в случае передачи вознаграждения в размере более 20 миллионов рублей).

Статья 19.29 КоАП РФ устанавливает ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного либо муниципального служащего, а именно за нарушение предусмотренных законом порядка и ограничений при приеме на работу таких служащих. Для должностных лиц штраф составит от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Также нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения, в том числе взыскание в судебном порядке ущерба, причиненного коррупционными действиями виновных лиц, расторжение незаконных государственных и муниципальных контрактов, заключенных должностными лицами из корыстных побуждений, признание бездействия либо действий и решений должностного лица незаконным.

К числу дисциплинарных взысканий в зависимости от вида службы относятся замечание, выговор, строгий выговор (для сотрудников ряда правоохранительных органов), предупреждение о неполном должностном соответствии.

Однако наиболее строгим дисциплинарным взысканием за допущенные коррупционные нарушения является увольнение в связи с утратой доверия.

Данная мера ответственности применяется к государственным и муниципальным служащим за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, непредставление сведений о доходах и расходах служащего, осуществление предпринимательской деятельности и иные наиболее серьезные нарушения установленных законов запретов и ограничений.


Последнее десятилетие характеризуется повышенным интересом к проблеме борьбы с коррупцией как социальным злом, представляющим собой "один из основных источников угроз национальной безопасности" нашего государства. Коррупция в органах государственной власти ущемляет конституционные права и интересы граждан, разрушает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению государственных реформ и в конечном итоге подрывает доверие граждан к власти.

Важной антикоррупционной правовой мерой является установление юридической ответственности. Ответственность за коррупционные нарушения закона наступает в зависимости от степени общественной опасности противоправного деяния, а также от наступивших в результате последствий. Она может быть дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной.

Коррупционные правонарушения представляют собой противоправные виновные деяния (действие или бездействие), связанные с неправомерным использованием в корыстных целях должностными лицами предоставленных им должностных полномочий.

По степени общественной опасности коррупционные правонарушения подразделяются следующим образом: коррупционные преступления; административные коррупционные правонарушения; коррупционные гражданско-правовые деликты; коррупционные дисциплинарные проступки.

За совершение коррупционных правонарушений действующим законодательством предусмотрены следующие виды юридической ответственности: дисциплинарная, материальная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.

К дисциплинарным мерам относится замечание, выговор, а также увольнение со службы в связи с утратой доверия. Последнее из указанных взысканий может применяться в отношении государственных и муниципальных служащих в связи с непредставлением либо указанием ими в справках недостоверных или неполных сведений о своём имущественном положении, имуществе установленных законом родственников.

Гражданская ответственность наступает за принятие служащими подарков в связи с их должностным положением или с использованием ими служебных обязанностей. Закон предусматривает передачу таких подарков в государственный орган (орган местного самоуправления).

Основанием для административной ответственности являются коррупционные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, которая влечет за собой наказание в виде административного штрафа в размере от трехкратной суммы денежных средств, незаконно переданных, обещанных или предложенных от имени юридического лица до стократной суммы таких денежных средств. Кроме того, установлена ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего, предусмотренная ст.19.29 КоАП РФ. За указанное административное правонарушении предусмотрено наказание в виде штрафа на физических лиц от 2000 до 4000 рублей, на должностных лиц – от 20000 до 50000 рублей, на юридических – от 100000 до 500000 рублей.

Уголовная ответственность в данной сфере отношений наступает за отдельные виды хищений с использованием служебного положения, в том числе мошенничество, а также за получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве, злоупотребление полномочиями в органах государственной власти и местного самоуправления, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование гражданином своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгод для себя или для третьих лиц. Так, УК РФ предусмотрена ответственность за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника. Наказание за данное преступление колеблется от штрафа в размере 15-кратной суммы взятки до лишения свободы до 12 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

Юридическое лицо, несёт ответственность за коррупционные правонарушения в соответствии с законодательством в случаях, если от его имени или в его интересах осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения таковых. При этом, применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо.

Во всех перечисленных выше случаях ответственность применяется в целях недопущения коррупционных нарушений впредь, противодействия коррупционным проявлениям, минимизации их последствий, а также – обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

Под административным правонарушением коррупционной направленности понимается действие (бездействие) физического или юридического лица, совершенное умышленное либо по неосторожности, как с использованием своего служебного положения, так и с отступлением от своих прямых прав и обязанностей.

О коррупционной составляющей правонарушения будет свидетельствовать наличие элементов:

Исходя, из присутствия вышеуказанных критериев к административным правонарушениям коррупционной направленности условно можно отнести следующие статьи, предусмотренные КоАП РФ:

Вместе с тем следует учитывать, что для коррупции характерно не всякое незаконное использование служебного положения, но лишь обусловленное корыстной мотивацией, получением благ и преимуществ.

В качестве административных коррупционных правонарушений рассматриваются исключительно деяния, предусмотренные ст.19.28 и ст.19.29 КоАП РФ, т.е. объективная сторона которых заключается в нарушении ограничений и запретов, предусмотренных собственно законодательством о противодействии коррупции.

Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.28, 19.29 КоАП РФ, является исключительной компетенцией прокурора.

Правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статьей 19.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридического лица за незаконные передачу, предложение или обещание от его имени или в его интересах должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица получателем вознаграждения действия (бездействие), связанного с занимаемым служебным положением.

Правонарушение влечет наложение штрафа в размере не менее 1 млн рублей с конфискацией предмета вознаграждения если его размер (стоимость) не превышает 1 млн рублей (ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ); штраф не менее 20 млн

рублей в случае незаконного вознаграждения в крупном размере – свыше 1 млн рублей (ч. 2 ст. 19.28 КоАП РФ); штраф не менее 100 млн рублей в случае незаконного вознаграждения в особо крупном размере – свыше 20 млн рублей (ч. 3 ст. 19.28 КоАП РФ).

Важной антикоррупционной правовой мерой является установление юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Субъекты коррупционных правонарушений могут быть привлечены к уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности.

Преступлением (уголовным правонарушением), согласно части 1 статьи 14 Уголовного кодекса РФ, признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Кодексом под угрозой наказания.

Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Гражданско-правовой проступок представляет собой причинение материального или морального ущерба посредством нарушения определенного правового установления или запрета, в результате чего возникает новое обязательственное правоотношение.

Под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником (служащим) по его вине возложенных на него трудовых (служебных) обязанностей.

3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения.

Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.

В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 Федерального закона.

Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Читайте также: