Ацтекский календарь доклад по астрономии

Обновлено: 17.05.2024

Ма́йя — цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 г. до н. э. — 250 г. н. э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250—900 гг. н. э.). К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке.

Вложенные файлы: 1 файл

REFERAT.docx

Тема : ” Центральноамериканский календарь

индейцев майа и ацтеков”

Станиславовна 11”A” класс

Ма́йя — цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 г. до н. э. — 250 г. н. э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250—900 гг. н. э.). К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке.

Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.

Потомками древних майя являются не только современные народы майя, сохранившие язык предков, но и часть испаноязычного населения южных штатов Мекcики, Гватемалы, Гондураса. Некоторые города майя включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия: Паленке, Чичен-Ица, Ушмаль в Мексике, Тикаль и Киригуа в Гватемале, Копан в Гондурасе, Хойя-де-Серен в Сальвадоре — небольшая деревня майя, которая была погребена под вулканическим пеплом и сейчас раскопана.

Племя ацтеков пришло в долину Мехико с севера — с земель ныне принадлежащих США. В то время вся территория долины была поделена между местными племенами и, естественно, никто из них не хотел делиться землёй с пришельцами. Посовещавшись, местные вожди решили отдать пришельцам необитаемый остров на озере Тескоко. На острове водилось много змей, поэтому местные жители ожидали, что пришельцам на острове придётся несладко.

Прибыв на остров, ацтеки увидели, что на нём обитает много змей, и очень этому обрадовались, поскольку змеи были их пищей. Как хорошая примета был воспринят ацтеками увиденный ими орёл, держащий в своих когтях змею.

Уже в 1325 году на острове возник город Теночтитлан — ацтекская столица.

Календа́рь ма́йя — система календарей, созданных цивилизацией майя в доколумбовой Центральной Америке. Этот календарь использовался и другими центральноамериканскими народами — ацтеками, тольтеками и др.

Типичная дата календаря майя выглядит примерно так: 12.18.16.2.6, 3 Кими 4 Соц, где 12.18.16.2.6 — это дата длинного счёта, 3 Кими — цолькин, 4 Соц — хааб.

Корреляции 584 283 и 584 285 означают следующее. Майя считали время в циклах из 13 бактунов (13×144 000 дней). Начальной датой текущего цикла является 0.0.0.0.0, 4 Ахау, 8 Кумху. Проблема возникает при выяснении эквивалентной даты этого начала в наших терминах. Это привело к паре корреляций, которые отстают друг от друга всего на два дня. Если бы система длинного счета до сих пор использовалась, эту проблему было бы легче разрешить, но она не использовалась майя во времена испанской конкисты.

Вера в корреляцию 584 283 основана на датах календарного круга, которые использовались и во время конкисты и используются некоторыми высокогорными майя в наши дни. Корреляция 584 285 основана на связи астрономических событий, записанных классическими майя, и известным временем, когда они имели место. Корреляция 584 285 допускает, что смещение на 2 дня произошло с течением времени.

Долгое время учёные не знали, какой дате григорианского календаря соответствует дата из календаря майя, от которой последние отсчитывали счёт лет. Впоследствии долгое время существовали две гипотезы:

Гипотеза Спиндена Г. Д. — 13 октября 3373 г. до н. э.[6] или 14 октября 3373 г. до н. э. Гипотеза Гудмена — Мартинеса — Томпсона — 7 сентября 3113 г. до н. э.[7][6] Эту гипотезу разделяли Эрнандес М., Томпсон Д. Э., Морли С. Г., Мартинес.

Разница между двумя гипотезами составляет около 260 лет. Другая интерпретация гипотезы Гудмена — Мартинеса — Томпсона — 13 августа 3114 г. до н. э.

У гипотезы Спиндена Г. Д. тоже есть вторая интерпретация.

Ацтекский календарь — система измерения времени, применявшаяся у народов Месоамерики. Впервые эта система появилась у ольмеков около 3500 лет назад и впоследствии распространилась среди культур и народов центральной Мексики, в том числе майя, сапотеков и ацтеков, которые считали, что время воплощает в себе божественное присутствие, а также предопределяет счастливую, несчастную или нейтральную судьбу.

Ацтеки считали, что оба календаря имеют божественное происхождение: первый связывали с Кецалькоатлем, а второй — с Ошомоко и Сипактональ, божествами астрологии и календарей.

Календарный год начинался с первым появлением Плеяд над восточным горизонтом перед самым восходом Солнца

Майя - жили в Центральной Америке и на юге современной Мексики. Строили ступенчатые пирамиды. У них в отличии от Инков и Ацтеков была полностью развитая письменность. Майя были побеждены конкистадорами во главе с Франциско де Монтехо и Педро де Альварадо. Большое количество майя живет и в наше время, а многие их языки по прежнему используются как родные довольно большим количеством людей.

Ацтеки - жили на юге Северной и в Центральной Америке. Их столица Теночтитлан – современный Мехико. Говорили на языке нахуатль (сейчас на нем говорят 1,5 миллиона человек). Империя ацтеков пала из-за конкистадоров во главе с Эрнаном Кортесом. Большинство современных мексиканцев имеет какую-то часть ацтекской крови.

Майя и ацтеки имели большое сходство в своих верованиях, но, несмотря на это, у майя были свои мифы, а у ацтеков свои. Они по-разному рассказывали о разрушении миров, которые были перед существующим миром. Они поклонялись разным богам.

Наивысший расцвет культуры индейского племени майя ученые относят к VII-VIII векам. Империя ацтеков апогея своего развития достигла к началу XVI столетия.

Многообразие архитектурных и градостроительных форм майяских зодчих значительно превосходит по своему уровню архитектуру других народов доколумбовой Америки — инков, ацтеков, тольтеков. Майя создали архитектуру, равной которой не было во всей индейской Америке.

Как бы то ни было, их календарь состоял из множества взаимосвязанных периодичностей, и итоговое представление о времени непосредственно влияло на то, как ацтеки понимали историческое развитие, которое, как правило, также считалось цикличным, в котором прошлые события формировали настоящее и служили шаблонами для будущего.[3] Ацтекский календарь имел в своей основе множество взаимосвязанных между собой возрастающих по продолжительности циклов, выходящих далеко за пределы календарных циклов, таково краткое описание их календарной системы.

У ацтеков ведение счёта времени было прежде всего обязанностью жрецов, но это не были эзотерические знания, ревностно охранявшиеся узким кругом специалистов с целью не допустить к ним других. Календарную систему преподавали в элитных школах, кальмекак, среди учеников которой были сыновья высшей знати, менее значимых знатных родов, а также те, кто независимо от социального статуса был предназначен для жречества.[4] Таким образом, многие из знати имели максимально полные знания о времяисчислении, и каждый – как знатные, так и простые общинники, – должны были иметь базовое представление о календаре и разбираться в календарной системе так же хорошо, как и современные люди. В результате, большинство населения умело высчитывать базарные дни, дни рождения, дни, посвященные определенным божествам и т.д. Однако, жрецы были хранителями как священного, так и светского календарей и, как ученые и книжники, были ответственны за письменные копии, которые сохранились до наших дней.

Каждый из этих циклов – в 260 и в 365 дней – является результатом комбинации более мелких циклов. В основе одного из таких циклов лежит последовательность чисел от 1 до 13.[8] Именно последовательность, а не счет, так как эти цифры фигурируют здесь не в математическом смысле, а как набор меток, хотя каждый день также был связан с одним из 13 Владык дня.[9] Числа обозначались рядом точек от 1 до 13, указывающих общее количество.[10]

Таблица 1-1. 13 чисел дней и соответствующие им 13 Владык дня.

С его приходом наступает тепло

Ухо бога кукурузы

Простирающийся над землей

Владыка, который живет в Чальмекане

Второй базовый цикл состоял из 20 знаков, по-видимому, произвольного происхождения. В отличие от 13 чисел дней, знаки 20-дневок не связывались напрямую со сверхъестественными существами. (Даже несмотря на то, что некоторые изображения знаков дней иногда представляли собой божество стихии как выражение определенного символа, но они обозначают стихию, а не на божество. Вот, например, ветер обычно обозначался знаком Эекатль, бога ветра. Эти два цикла из 13 и 20 объединялись для обозначения названий дней, которые являлись комбинацией из номера и знака дня).[11] Для примера, если цикл начинается с номера и знака дня 1 Сипактли, ежедневно обе этих последовательности будут меняться, пока не дойдут до дня 13 Акатль. С этого момента, в то время как последовательность знаков дней будет продолжаться дальше, отсчет чисел дней начнется сначала, с 1, и следующим днём станет 1 Оцелот. Оба цикла из знаков и чисел будут идти до дня 7 Шочитль, завершающий цикл знаков дней, а на следующий день начнется заново с Сипактли, тогда как числовая последовательность дней продолжится, не прерываясь, с 8, образуя название 21-го дня – 8 Сипактли – и так далее. Такой комбинированный цикл длится 260 дней, когда периоды из 13 чисел и 20 знаков дней закончатся одновременно, сформировав 260 уникальных названий дней (13х20=260), а затем вся эта последовательность начнётся заново.

Таблица 1-2. 20 знаков дней. (Эти знаки дней указываются в работе Серна [1953:120 – 122], Кастильо [1991:209] также указывает, что первым днем последовательности является 1 Сипактли.)

И хотя эти две последовательности являются основными календарными циклами, есть более сложный третий, также связанный с тональпоуалли, из 9 Владык ночи.[12] Цикл 9 Владык ночи идет параллельно с двумя другими последовательностями тональпоуалли и играет важную астрологическую роль в определении хороших, плохих и нейтральных дней, благоприятных для каких-то определенных дел или важных начинаний.[13] Их календарная роль, однако, мало понятна и они кажутся излишними, так как 260-дневный цикл тональпоуалли формируют только числа и знаки дня.

Таблица 1-3. 9 Владык ночи. (Эта последовательность также указана в работе Серна [1953:163–164].)

2. Ицтли или Текпатль

Обсидиан или кремень

Ухо бога кукурузы

Простирающийся над землей

Хотя цикл тональпоуалли формируется 13- и 20-дневными последовательностями, именно 13-дневки являются формирующими структурами, вопреки концепции Селера, выделяющей 20-дневный цикл.[14] Их главенствующее положение в цикле определяет его деление на периоды по 13 дней[15] (традиционно называющиеся по-испански трецены), каждому из которых покровительствует определенный бог или боги.[16] Это означает, что каждый день в цикле тональпоуалли находится под влиянием как минимум одного Владыки дня, одного Владыки ночи, а также как минимум одного бога-покровителя 13-дневки, с которыми в добавок ко всему ассоциируются воладорес (летуны), связанные с конкретным днём 13-дневки.[17] В источниках колониального времени не сохранилось имён воладорес, поэтому определение их принадлежности является дискуссионным вопросом (здесь я придерживаюсь мнения Селера[18] и Касо[19]). В одной из рукописей, Тоналаматле Аубин, воладорес также имеют ассоциации с богами, выступающими из их клювов. Таким образом, мог быть еще один бог для каждого дня.[20]

Таблица 1-4. Воладорес (и ассоциирующиеся с ними божества) по Тоналаматлю Аубин (Seler 1900–01:34; 1990–96, 1:191)

1. Синий колибри

2. Зеленый колибри

8. Полосатый орёл

11. Макао (красный ара)

13. Зеленый попугай

Другой важный календарный цикл имел в основе солнечный год, или шиуитль, и состоял из 18 месяцев по 20 дней в каждом.[21] Эти 20-дневки напрямую не связаны с лунными месяцами, длительность которых равна 29,53 суток, но и здесь прослеживаются лунные циклы, хотя они и не играли важной роли в ацтекском календаре. Напротив, 20-дневные месяцы, вероятно, нумерологически выводятся, скорее, из месоамериканского 20-ричного счета, а не от нашего 10-ричного.[22]

Рисунок 1-1. Позднеколониальное изображение месяцев шиуитля в виде календарного круга. С разрешения Главного национального архива, Мехико (AGN-Historia, vol. 1, exp. 19, fol. 249; 1790).

В отличие от тональпоуалли, у которого основной структурной единицей был 13-дневный цикл, фундаментальной единицей шиуитля был 20-дневный цикл. Однако, для полноты картины, стоит сказать, что каждый день месяца должен был соотноситься с определенным числом дня, которое берётся из знаково-числовой конфигурации тональпоуалли. Так как в месяце 20 дней, а знаков дней также 20, одинаковая последовательность знаков повторяется в каждом месяце года, Таким образом, каждый месяц такого года будет начинаться в один и тот же знак дня (хотя и с разным числом дня), в отличие от 13-дневок (трецены), которые начинаются всегда с одного и того же числа дня, но с разными знаками дня.

Рисунок 1-2. Пятнадцатая тринадцатидневка. В нижнем горизонтальном и левом вертикальном рядах изображены 9 Владык ночи (4 из которых повторяются) и 13 названий дней; в верхнем горизонтальном и правом вертикальном рядах изображены 13 Владык ночи и 13 воладорес, а также бог-покровитель всей трецены – Ицпапалотль. Лист 14, Кодекс Бурбоникус (С разрешения Национальной Библиотеки Франции, Париж).

Рисунок 1-2. Пятнадцатая тринадцатидневка. В нижнем горизонтальном и левом вертикальном рядах изображены 9 Владык ночи (4 из которых повторяются) и 13 названий дней; в верхнем горизонтальном и правом вертикальном рядах изображены 13 Владык ночи и 13 воладорес, а также бог-покровитель всей трецены – Ицпапалотль. Лист 14, Кодекс Бурбоникус (С разрешения Национальной Библиотеки Франции, Париж).

Так как за основу шиуитля взяты 20 знаков дней, не имеющие прямых ассоциаций со сверхъестественным, он является более светским, как видно из названий дней, которые больше тяготеют к природе. В каждый месяц устраивали праздник, посвященный определенному богу, хотя всё ещё остается открытым вопрос о том, проводился ли праздник в первый день месяца или в последний.[23] Как следует из логики такой двадцатеричной системы, 18 месяцев по 20 дней очень близки к нумерологической завершенности, насколько это позволяет солнечный год. Но количество дней при таком счёте составит только 360, поэтому недостающие 5 дней добавляются по завершении восемнадцатого месяца, чтобы привести шиуитль в соответствие с солнечным годом.[24]

Таблица 1-5. 18 месяцев шиуитля (варианты названий месяца указаны в скобках курсивом). (Серна [1953:127–133] использовал почти ту же последовательность, начинающуюся и заканчивающуюся в те же месяцы, но определяет Тлашочимако как девятый месяц, Шокотльуэстли как десятый, Теотлеко как двенадцатый, а Тепеильуитль как тринадцатый. Кастильо [1991:211–213] также следует этому порядку, но в качестве первого месяца указывает Шиломаналистли, а Шочиуитль – восемнадцатым, а также объединил два месяца Тититль и Ицкалли в один, семнадцатый по счёту, под названием Ицкалли Тититль.)

Разбрасывание (т.е. подношение) зеленого маиса)

Поедание каши из бобов

Маленький праздник Владык

8. Уэй Текуильуитль

Большой праздник Владык

Маленький праздник мертвых

10. Уэй Маккаильуитль

Большой праздник мертвых

Малый испанский мох

Большой испанский мох

Сжатие или сморщиванние

Год назывался по знаку дня, приходящемуся на первый день первого месяца (или последний, этот вопрос является дискуссионным). Так, например, если первый год начинался со знака Точтли, такой год именовался 1 Точтли, следующий год назывался бы в таком случае 2 Акатль, знак первого дня следующего года. Последовательность знаков дней сдвигается на 5 из-за вставки дней немонтеми. Год 2 Акатль является вторым не только потому, что Акатль второй в последовательности знаков дней, но также потому, что в солнечный год 13-дневный цикл укладывается 28 раз (получается 364 дня), что означает, что 13-дневный цикл начинается на день раньше, прежде чем начнется новый год. Таким образом, на начало года приходится уже не число 1, которое выпадает на конец года, а 2, давая, таким образом, название дню и всему году. Последующие годы будут начинаться с 3 Текпатль, 4 Калли, 5 Точтли и так далее, до 13 Точтли, которым 13-дневный числовой цикл закончится и затем начнётся снова с 1 (Акатль). И такой цикл повторяется 4 раза, в результате чего получается 52 уникальных названий лет в 52-летнем цикле (4х13=52), который может быть поделён на четверти по 13 лет каждая.[25] Так как длительность шиуитля 365 дней, и отличается от истинной длительности солнечного года в 365,2422 суток, необходимо делать определенную коррекцию високосного года, чтобы привести календарь в соответствие с солнечным годом. Непонятно, каким образом это делалось, а колониальные авторы расходятся в этом вопросе, возможно из-за того, что туземный календарь они сравнивали с христианским, так как не позже 1548 года перестали производиться местные собственные коррективы високосного года.[26] Есть несколько предполагаемых механизмов, связанных с разницей длительности между календарным годом и солнечным: что вообще не было никакой коррекции,[27] что каждые 4 года добавлялся 1 день[28] или что каждые 52 года добавлялись 13 дней.[29]

Два цикла, в 260 и 365 дней, соответственно, идут непрерывно, объединённые названиями дней, месяцев и лет, формируя еще более крупный цикл в 52 солнечных года (260х365=94,900, в который включает 52 полных цикла шиуитля или 73 цикла тональпоуалли), известный как календарный круг, после которого оба цикла начнутся сначала.[30] В этой точке, в точности как циклы из знаков и чисел дней в тональпоуалли, шиуитль и тональпоуалли закончатся одновременно. С завершением полного 52-летнего цикла, знаменующего конец времени, начинался следующий календарный круг, в честь чего проводилась церемония Нового Огня.[31]

Рисунок 1-3. Праздник месяца Панкецалистли, номинально изображающий церемонию Нового Огня. Лист 34, Кодекс Бурбоникус (с разрешения Национальной библиотеки Франции, Париж).

Рисунок 1-3. Праздник месяца Панкецалистли, номинально изображающий церемонию Нового Огня. Лист 34, Кодекс Бурбоникус (с разрешения Национальной библиотеки Франции, Париж).

Бернардино Саагун[32] в своем труде оставил описание этого события: когда четыре 13-летних цикла объединялись и завершался 52-летний цикл, все огни повсеместно тушились, все статуи богов, которые стояли в домах, сбрасывались в воду, зернотёрками и очагами переставали пользоваться, и всё выбрасывалось из домов. Когда наступала ночь последнего дня 52-летнего цикла, демоны (цицимиме) спускались на землю, чтобы сожрать людей. Все жители покидали свои дома и забирались на крыши, дети одевали маски из листьев магея, женщины сидели в зернохранилищах, и никто не смыкал глаз.

Поскольку ацтекский календарь включал в себя циклы, сочетающиеся и строящиеся друг на друге – 13-дневные, 20-дневные, 260-дневные и 365-дневные циклы, – образуя завершающие бесконечно повторяющиеся 52-летние циклы, у каждого Календарного круга была своя отправная точка. Но за неимением более крупных периодов, в ацтекском календаре не могло быть других обозначений точки отсчета, или отправной даты, и поэтому он остался нумерологически дрейфующим во времени, с бесконечно повторяющимися циклами.

Такой календарь, где временные циклы формируют целые периоды на много лет, не имел начальной даты отсчета. И, как результат, календарь, в основе которого лежат бесконечно повторяющиеся циклы, является, пожалуй, лучшим известным примером цикличной культуры.

[1] Broda 1969:77–78; Edmonson 1988:21.

[4] Duran 1967, 1:48; Sahagun 1952:49, 57, 59–61; Zorita 1963:66.

[5] Berdan 1982:144–148; Bray 1968:163–171; Broda 1969:27–29; D.Carrasco1990:87–88; Edmonson 1992:154; Graulich 1981:48–49; Ingham1971:623–627; Katz 1972:163; Peterson 1962:193; Michael E. Smith 1996:253–258; Soustelle 1976:108–111.

[6] Clavijero 1979, 1:293; Sahagun 1957:140.

[7] Clavijero 1979, 1:290; Duran 1967, 1:293; Garibay 1973:101;Sahagun1957:140; Torquemada 1973–83, 3:428; Veytia 1944, 1:29; Zorita 1909:302. Главным исключением является календарь из Ишимче государства Какчикель, который в основе своей не солярный и составляет 400 дней (Edmonson 1988:134–135).

[8] Garibay 1973:29; Sahagun 1957:138; Zorita 1909:302.

[9] Например, Codice Borbonico 1991: fols. 3–20; Tonalamatl Aubin 1981.

[10] По непонятным причинам такая система счета только точками в постклассический период в значительной степени вытеснила, казалось бы, более совершенную раннюю систему, использовавшуюся майя и сапотеками, в которой точки означали единицы, а черточки – пятерки, хотя, вероятно, система точек обеспечивала большую математическую гибкость, аналогично превосходству арабской десятичной системы над римскими цифрами.

[11] Motolinia 1971:56; Serna 1953:121–122; Zorita 1909:302.

[12] Например, Quiñones Keber 1995: fols. 8r–24r; Tonalamatl Aubin 1981; Codex Vaticanus 1979:11v–37r.

[13] Например, Sahagun 1957:1–125.

[14] Seler 1990–96, 1:188.

[15] Acosta 1954:183; Clavijero 1979, 1:293; Sahagun 1957:140; Veytia 1944, 1: 29; Zorita 1909:302.

[16] Например, Codex Vaticanus 1979: 12v–37r; Codice Borbonico 1991: fols. 3–20; Quiñones Keber 1995: fols. 8r–24r; Tonalamatl Aubin 1981.

[17] Например, Codice Borbonico 1991: fols. 21–22; Tonalamatl Aubin 1981.

[18] Seler 1990–96, 1:191.

[20] Seler 1990–96, 1:191–193.

[21] Acosta 1954:183; Alvarado Tezozomoc 1975a:319; Clavijero 1979, 1:290; Codice Borbonico 1991: fols. 21–22; Garibay 1973:29; Motolinia 1973: 25;Sahagun 1957:140; 1993: fols. 283r–286r; Serna 1953:117, 118; Torquemada 1973–83, 3: 428–429; Zorita 1909:302.

[22] Dibble 1971:322; Whitrow 1989: 17.

[23] Contrast Casas (1967, 2:185) and Cline (1973).

[24] Acosta 1954:183; Clavijero 1979, 1:290; Duran 1967, 1:293; Motolinia1973:25; Serna 1953:119;Veytia 1944, 1: 29; Zorita 1909: 302.

[25] Motolinia 1971:48; 1973:30–31; Sahagun 1953: 25.

[27] Serna 1953:117; Torquemada 1973–83, 3:431.

[28] Sahagun 1957:141; Serna 1953:117; Veytia 1944, 1:29.

[29] Clavijero 1979, 1:293, 314–315; Serna 1953:117, 119–120.

[30] Acosta 1954:184; Casas 1967, 2:185; Cervantes de Salazar 1985: 36; Clavijero 1979, 1:289; Duran 1967, 1:221, 2:453; Garibay 1973:29, 101; Lopez de Gomara 1965–66, 2:378; Motolinia 1971:48– 49; 1973:30–31; Sahagun 1953: 25; 1957: 138; Torquemada 1973–83, 3:419, 429; Veytia 1944, 1:29.

[31] Bray 1968:170; Brundage 1979: 22, 25–27; 1985:26–27, 36–39; D. Carrasco 1990: 86; Clendinnen 1991:237–239; Couch 1985:78–87; Davies 1980: 29, 94–95; Elzey 1976:131–132; Graulich 1981:47; Leon-Portilla 1971:50–52; Orozco y Berra 1978, 1:99–101; Paso y Troncoso 1979:102, 210–234; Pasztory 1983:61; Peterson 1962:193, 199–200; Read 1998:26; Soustelle 1976:101–102;Townsend 1992:128, 130–132, 154; Vaillant 1966:203.

[34] Рид (1998:124) считает, что это было действие, открывающее следующий Календарный Цикл.

[35] Read 1998:21. В дополнение к обычным стилистическим описаниям, изображение широкого меча (макуауитля) на листе 34 решительно подтверждает дату колониального времени, так как это оружие обычно изображается в колониальных кодексах, но ни в одном другом дошедшем до нас кодексе доколумбова времени.

[36] Glass и Robertson 1975:97–98. See also Dibble 1971:323.

[37] Anders, Jansen и Garcia 1991:222; Couch 1985:83–87; Glass и Robertson 1975:97–98; Paso y Troncoso 1979:102; Robertson 1994:86–93. Церемония также изображена в доколумбовом Кодексе Борджиа (Codice Borgia 1993: fol. 46).

Ацтекский календарь — система измерения времени, применявшаяся у народов Месоамерики. Впервые эта система появилась у ольмеков около 3500 лет назад и впоследствии распространилась среди культур и народов центральной Мексики, в том числе майя, сапотеков и ацтеков, которые считали, что время воплощает в себе божественное присутствие, а также предопределяет счастливую, несчастную или нейтральную судьбу.

Ацтеки считали, что оба календаря имеют божественное происхождение: первый связывали с Кецалькоатлем, а второй — с Ошомоко и Сипактональ, божествами астрологии и календарей.

Календарный год начинался с первым появлением Плеяд над восточным горизонтом перед самым восходом Солнца (см. гелиакический восход).



Содержание

Гражданский календарь

В основе гражданского, или сельскохозяйственного, календаря лежал солнечный год. В соответствии с этим календарём ацтеки определяли даты и продолжительность обрядов и церемоний, связанных с сельскохозяйственными циклами. Календарь состоял из 18 месяцев по 20 дней. Пять дней составляли одну неделю. Чтобы год соответствовал астрономическому, к нему прибавлялись немонтеми — пять пустых дней, дополнительная неделя поста и воздержания.

Проблема високосных годов решалась удвоением одного дня каждые четыре года. Точную корреляцию с григорианским календарём установить не удалось, но многие авторы сходятся во мнении, что начало ацтекского года приходилось на первые дни февраля.

Год шиупоуалли получал название, или в своём роде нумеровался, получая одну из 52 комбинаций, состоящих из числа от 1 до 13 и четырёх символов тональпоуалли (см. ниже): калли (дом), точтли (кролик), акатль (тростник), текпатль (кремень). Например, Эрнан Кортес встретился с Монтесумой II в день 8 Ветер в год 1 Тростник (или 8 ноября 1519 г.).

Священный календарь

Считалось, что каждым знаком управляет бог или богиня, также все они были связаны со сторонами света (против часовой стрелки, начиная с востока, откуда восходит солнце). Группа из тринадцати дней называется тресена (trecena, от исп. trece — тринадцать). Каждая такая группа имела своего покровителя среди божеств.

Презентация на тему

Данная презентация на тему "Ацтекский календарь" предназначена для 10-11 классов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Презентация на тему "Ацтекский календарь"

Презентация на тему

Ацтекский календарь Презентация Шестакова Никиты Преподаватель Деменин Л. Н. Ацтекский календарьПрезентация Шестакова НикитыПреподаватель Деменин Л. Н.

Презентация на тему "Ацтекский календарь"

Презентация на тему

Презентация на тему "Ацтекский календарь"

Презентация на тему

Гражданский календарь • В основе гражданского, или сельскохозяйственного, календаря лежал солнечный год. В соответствии с этим календарём ацтеки определяли даты и продолжительность обрядов и церемоний, связанных с сельскохозяйственными циклами. Календарь состоял из 18 месяцев по 20 дней. Пять дней составляли одну неделю. Чтобы год соответствовал астрономическому, к нему прибавлялись немонтеми — пять пустых дней, дополнительная неделя поста и воздержания. • Проблема високосных годов решалась удвоением одного дня каждые четыре года. Точную корреляцию с григорианским календарём установить не удалось, но многие авторы сходятся во мнении, что начало ацтекского года приходилось на первые дни февраля. • Год шиупоуалли получал название, или в своём роде нумеровался, получая одну из 52 комбинаций, состоящих из числа от 1 до 13 и четырёх символов тональпоуалли (см. ниже): калли (дом), точтли (кролик), акатль (тростник), текпатль (кремень). Например, Эрнан Кортес встретился с Монтесумой II в день 8 Ветер в год 1 Тростник (или 8 ноября 1519 г.).

Презентация на тему "Ацтекский календарь"

Презентация на тему

Презентация на тему "Ацтекский календарь"

Презентация на тему

Презентация на тему "Ацтекский календарь"

Презентация на тему

Описание и объяснение • Центральный диск • В центре диска находится лицо солнечного бога Тонатиу с двумя руками-лапами в браслетах, с глазами и бровями, так как ничто не может скрыться от его взгляда. В каждой руке он держит человеческое сердце, его язык изображен в виде кремнёвого ножа, что символизирует необходимость жертвоприношений для непрерывности движения солнца. • Четыре эры • Четыре квадрата, окружающие божество, олицетворяют четыре солнца — четыре эры, предшествовавшие теперешнему Пятому солнцу. • В верхнем правом квадрате изображена первая эра Четыре Ягуар, которая закончилась истреблением людей чудовищными ягуарами, появившимся из недр земли. Представляет стихию земли. • Слева находится эра Четыре Ветер, в конце которой налетели ураганы, а люди превратились в обезьян. Представляет стихию воздуха. • Под ней изображена эра Четыре Дождь, которая погибла в огненном дожде. Представляет стихию огня. • В нижнем правом квадрате находится эра Четыре Вода, закончившаяся тем, что мир был затоплен и люди превратились в рыб. Представляет стихию воды.

Презентация на тему "Ацтекский календарь"

Презентация на тему

• Стороны света • Кроме того, на центральном диске между эрами изображены знаки сторон света: север со знаком Один Кремень; юг со знаком Один Дождь; восток с царским венцом и запад со знаком Семь Обезьяна. Указывающий на восток — место рождения солнца — венец и знак кремня символизируют верховную власть Теночтитлана и дату рождения Уицилопочтли, бога- покровителя ацтеков. • Первое кольцо • Следующее кольцо представляет символическое изображение ацтекского календаря, состоявшего из двух параллельных: священного и гражданского. Против часовой стрелки расположены пиктограммы двадцати дней священного календаря. Эти двадцать дней в комбинации с тринадцатью числами формировали ритуальный 260-дневный год (тональпоуалли). Также добавлены пять точек, обозначающие пять дополнительных дней по гражданскому календарю (шиупоуалли), который состоял из 18 периодов по 20 дней. Таким образом, в итоге получается 365- дневный гражданский год. • Второе кольцо • Второе кольцо состоит из квадратов с пятью точками, которые, видимо, символизируют пять дней недели. Кроме того, восемь углов делят камень на восемь частей. Считается, что это солнечные лучи, указывающие в направлении сторон света.

Презентация на тему "Ацтекский календарь"

Презентация на тему

Третье кольцо На внешнем кольце камень опоясывают две огненные змеи Шиукоатль лицом друг к другу (внизу). У одной лицо наполовину чёрное, у другой красное, что символизирует дуальность — вечную смену дня и ночи. Позади змеиных голов когтистые лапы с глазами, повторяющие руки-лапы Тонатиу на центральном диске. Их тела разделены на отрезки, которые, возможно, олицетворяют 52-летний цикл. В верхней части диска между хвостами змей находится квадрат, внутри которого вырезана дата 13 Акатль (13 Тростник). Считается, что эта дата соответствует 1479 году, когда была закончена работа над монолитом, а именно во время правления Ашаякатля, по приказу которого он и был изваян. По самому краю камня вырезаны восемь отверстий, удаленных друг от друга на равные расстояния. Возможно, что Камень Солнца также служил в качестве солнечных часов: в отверстия могли вставляться палки, тень от которых падала на символы диска и таким образом отмечала время суток.

Читайте также: