Абсолютизм в австрии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Содержание работы

| |Введение. |2 |
|1 |Экономическая политика. |3 |
|2 |Социальная политика. |6 |
|3 |Политика унификации. |10 |
|4 |Культурная политика. |14 |
|5 |Яркие деятели-реформаторы. |17 |
| |Заключение. |21 |
| |Список литературы.

Файлы: 1 файл

реф.docx

путы сословных ограничений, преобразовать фискальную систему, ликвидировать

крепостную зависимость и повсеместное присутствие церкви.

Соправительство не удовлетворяло Иосифа – он жаждал все и сразу, но

Мария-Терезия не желала ни с кем ссориться и хотела, чтобы ее все любили.

Огромное влияние на личность Иосифа II оказала смерть любимой жены –

Марии Пармской. Он стал нелюдим, избегал общества, заглушал тоску

бесконечной работой. Он никогда так больше и не женился. В конце концов,

ИосифII решил, что может полагаться только на себя, что только вся полнота

власти даст ему возможность реализовать задуманное, сбросить гнетущую

неудовлетворенность. Так оформилась концепция абсолютной власти,

повелительного императива. [2]

Сделавшись самовластным правителем, он придает реформам стремительный и

Прежде всего, Иосиф подвергает коренному пересмотру все государственное

устройство, совершенно изменив принципы формирования администрации.

Чиновничество попадает под жесточайший контроль; иерархическая лестница

теперь преодолевалась ступень за ступенью, оклад устанавливался в

соответствии с должностью и т.д.

Следующий аспект — социальные реформы. Они коснулись всех сословий.

Положение крестьянства было одной из главных забот правительства еще при

Марии-Терезии. Верная своему принципу постепенности. Мария-Терезия начала с

ограничения барщины и оброков, своеволия помещиков. Став единовластным

изданным в начале 1781 года, он объявил крестьян такими же своими

подданными, какими были и прочие сословия. Это означало изъятие крепостных

из юрисдикции помещиков, признание их крепости земле, а не владельцу,

запрет на продажу земли без крестьян и крестьян без земли.

Окрыленный успехом, спустя полгода, Иосиф отменяет крепостное право на

всей территории империи. Несмотря на формальную отмену сословных

привилегий, аристократы сохранили значительные преимущества и составляли

высшие и первые ряды власти. Это устраивало Иосифа; повязать дворянство

службой как главным источником существования, оторвать их, по возможности,

от земельных гнезд, лишить их экономической, а, следовательно, и

политической независимости, с его точки зрения, было весьма полезно.

Церковная, административная и крестьянская реформы Иосифа отличались

большим размахом и отвагой. Поразительно, что все это было задумано и

организовано, по существу, одним человеком.

Глубокая перестройка государства невозможна без кардинального

преобразования судопроизводства и судебных установлений. Речь, разумеется,

не шла о придании независимости судебной власти, это в намерения Иосифа не

входило, для этого он был слишком монарх. Но вырвать суд из тесных

сословных объятий подчинить его общегосударственным правилам — по тем

временам и означало независимость.[2]

Наименование это носило и прямой, утилитарный смысл. Иосиф проявил себя тут

в полной мере. Повсюду открылось множество государственных начальных школ.

В Богемии, например, за 10 лет число учеников только в сельских школах

выросло с 14 до 117 тысяч. В городах учреждались гимназии. Учителя

окружались почетом, им предоставляли квартиры, им хорошо платили.

Единообразные для всех шкал и гимназий инструкции требовали от учителей

ласкового обращения, уважения к детскому достоинству.

Фискальную и экономическую часть следует признать существенной

составляющей реформ Иосифа, ибо, как мы отлично знаем по собственному

опыту, без правильно собираемых налогов казна не может обеспечить

содержание непроизводительного класса людей, а без хорошо продуманной и

умело организованной экономической деятельности останутся бедными и

производительные слой общества. В обоснование своей реформы Иосиф писал:

«Не обращая внимания на обычаи и предрассудки, надо взглянуть в сущность

вещей. Почва и земля, которые природа дала людям для их пропитания,

представляют собой единственный источник, из которого все происходит, к

которому все возвращается и который пребывает во веки веков. Из этого

положения вытекает несомненная истина, что с земли, главным образом,

удовлетворяются государственные потребности и что нельзя делать никакого

различия между владениями людей любого сословия. Из этого следует само

собою, что между дворянскими и крестьянскими, государственными и церковными

землями не может быть никакой разницы, и что каждый должен быть

плательщиком сообразно величине, плодородию и местоположению своего

Всячески поощрялось открытие фабрик и заводов, вплоть до привлечения к

этому евреев, чего никогда еще не было ни в одном государстве. Втуне

лежащий капитал надо было вовлечь в оборот, и для этого создавались

привлекательные условия. Новых предпринимателей освобождала от военного

постоя, им выдавали ссуды под ничтожный процент, успешно работающие

фабриканты получали премии и награды, их рабочих освобождали от рекрутской

Чтобы окончательно добить цеховую структуру, император стал отбирать

земли, принадлежащие корпорациям. В оправдание в этой меры Иосиф привел

первый пришедший ему на ум довод, не затрудняя себя подысканием особенных

аргументов, - угодья-де использовались лишь для устройства многочисленных

шумных цеховых сборищ и пирушек, нечего пьянствовать, надо работать!

Деньги, вырученные от этих реквизиций, пошли на благое дело — призрение

Разумные меры в регулировании внутренней торговли — ликвидация

таможенных барьеров между провинциями, прекращение сборов за провоз

сельских продуктов на городской рынок, за проезд по городам и частным

владениям, запрещение монопольного установления цен — привели к увеличению

Таковы главные реформы Иосифа II. Но еще он занимался переустройством

армии и рекрутского набора, организацией медицинских и благотворительных

заведений, горными разработками, строительством дорог и многими другими

делами, всюду внося присущий ему дух нетерпимости и нетерпения.

В XVI—XVIII вв. после религиозных войн количество самостоятельных

государственных образований в Германии очень возросло (их стало более 300),

утверждается так называемый княжеский абсолютизм. Он отличался от

централизованных абсолютных монархий Запада (как и сословно-

представительных монархий) тем, что сложился не в рамках всей империи,

которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских

владений. Заслугой Габсбургов как абсолютистских монархов заключается

именно в том, что им удалось установить крепкую, авторитетную,

прогрессивную и справедливую власть в такой разобщенной стране как Австрия.

Более того, они добились относительного единства, по крайней мере,

непосредственно австрийских земель. Но и интересы зависимых государств

принимались в расчет. Хотя нельзя преувеличивать заслугу монархов в

политике относительно провинций: в Венгрии целенаправленно сохранялись

исключительно аграрные отношения, в Чехии привилегии оставались за

немецкими землевладельцами. Но уже при Марии-Терезии было установлено

единое таможенное пространство в стране, без внутренних границ и

привилегированных регионов. Т.о. создавалось единое экономическое

пространство, что, безусловно, способствовало развитию торговли и

промышленности. Но в то же время, наряду с появлением мануфактур, цеха

ликвидированы не были. В этом плане прогрессивность экономической политики

абсолютистской монархии Габсбургов можно отрицать.

Величайшим, на наш взгляд, шагом в истинно просветительском духе было

освобождение крестьян от личной зависимости. Хотя крестьяне и лишились всех

прав на землю, но с экономической точки зрения промышленность получила

значительное пополнение рынка рабочих рук.

отмена пыток, отмена сословных привилегий в судебном процессе были,

безусловно, прогрессивными мерами, хотя и сохранялись некоторые пережитки,

такие как гонения на ведьм и т.п.

Безусловной заслугой Иосифа II в религиозной сфере было установление

широкой веротерпимости, наряду с ограничением влияния и прав церкви. В

современных условиях влияние католицизма оставалось недопустимым, т.к. во

много ограничивало прогрессивные тенденции, проявлявшиеся в обществе. Но

все же многие ученые утверждают, что эти реформы были не более чем

католической церкви на массы играло якобы на руку правительству. [1] На наш

взгляд, говорить таким образом не совсем правомерно, т.к. проанализировав

данные реформы невозможно согласиться с их декларативность: влияние

католицизма действительно было ограничено, и даже просьбы самого папы не

смогли отвернуть Иосифа с выбранного пути реформ.

В подобном же тоне говориться, что все реформы Марии-Терезии были

направлены лишь на устранение наиболее очевидных противоречий феодальной

системы, с тем, чтобы продлить существование последней; а «просвещенный

класса – дворян. [1] Такие высказывания противоречат реальным фактам. Как

мы рассмотрели выше, реформы были направлены скорее на уменьшение

привилегий дворян и возвышения класса чиновников. Просто монархам удалось

установить настолько авторитетную власть, что дворяне просто не имели сил

противостоять им. Даже чешское дворянство, интересы которого нарушались

наибольшим образом, отказалось от противодействия.

Уменьшив привилегии дворян и церкви и улучшив положение крестьян,

Габсбурги все же упустили из виду очень важный вопрос: проблему

многонациональности Австрийской империи. Их политика была направлена на

централизацию, в чем они достигли определенных успехов. Но все же не смогли

преодолеть децентрализаторских тенденций, что впоследствии проявилось в

активном движении национальностей за отделение государств.

Что касается культурной политики Габсбургов, то нельзя не заметит,

какой культурный и научный расцвет начался в Австрии в то время!

Абсолютистские монархи покровительствовали ученым и деятелям искусства,

привлекали заграничных ученых и учителей. Именно в это время начинает

зарождаться национальное самосознание австрийского народа. Многим этому

посодействовал Иосиф, введя немецкий язык в школы, сделав его практически

Подводя итог, можно сказать, что на наш взгляд, политика Габсбургов

Да и многие ученые говорят о том, что абсолютизм в Австрии был истинно

просвещенным, единственным, пожалуй, в своем роде в Европе. Основными его

Сходные наблюдения можно сделать и в других областях, в особенности в сфере отношений между государством и церковью, игравших столь важную роль в реформах просвещенного абсолютизма. Мария Терезия еще пребывала под сильным воздействием барочного католицизма, чтение ее сыном Иосифом произведений просветителей казалось ей подозрительным, если не греховным, и в своих письмах она все время предостерегала его от знакомства с такими опасными идеями.

Тем не менее, правление Марии Терезии, несомненно, стало начальным периодом реформ и преобразования Габсбургской монархии. Первые попытки можно отметить уже в период войны за австрийское наследство. Так, в 1742 г. в качестве центрального учреждения была основана личная, придворная и государственная канцелярия (Haus-, Hof- und Staats- kanzlei), занимавшаяся внешнеполитическими вопросами. Несколько позднее были упразднены раздельные органы военной администрации для Внутренней и Передней Австрии, создававшие помехи работе придворного военного совета (Hofkriegsrat), и, таким образом, предприняты первые шаги к централизации военного управления. Однако собственно реформаторская деятельность началась лишь по окончании войны за австрийское наследство.

Для дальнейшего развития Австрии были особен- но важны государственная реформа и проведенное по прусскому образцу реформирование администрации, нацеленное на увеличение доходов государства. В рамках государственной реформы Мария Терезия попыталась добиться еще большего удаления дворянства от рычагов власти, ограничив его влияние сферой землевладения. Было проведено всеобщее налогообложение, распростра- /198/ ненное также на дворянство и духовенство, прежде свободные от налогов; основой для этого налогообложения послужили данные о собственности, собранные при составлении земельной описи (Терезианского кадастра).

Если эта первая фаза реформ была осуществлена, прежде всего, под руководством графа Фридриха Вильгельма фон Гаугвица, то с 1760 г. более заметным стало влияние графа Венцеля Антона фон Кауница. Было основано находящееся под его председательством центральное учреждение – государственный совет. Этот высший совещательный орган способствовал дальнейшему усилению централизма.

Для становящегося все более централизованным управления монархией была необходима единообразная правовая система, к созданию которой, однако, пока удалось только приступить. Подвластные Габсбургам земли сохраняли собственную правовую структуру, разумеется, весьма различную на отдельных территориях. Чтобы покончить с этим, сначала были собраны законодательства отдельных земель, а затем в Codex Theresianus[105] 1769 г. дано изложение действующих законов, призванных служить основой правовой унификации. В изданной все в том же, 1769 г. Constitutio criminalis Maria Theresiana[106] была кодифицирована существовавшая со средних веков правовая система, в том числе рассматривались такие способы следствия, как пытки, и такие злодеяния, как ведовство, чародейство и различные религиозные преступления. Все это стало общим законодательством для всей монархии, кроме Венгрии. Эта Constitutio criminalis, еще не /199/ несшая отпечатка идей Просвещения и естественного права, весьма характерна для довольно традиционного стиля правления Марии Терезии.

Впрочем, вполне в духе Просвещения правительница позаботилась о крестьянах, для которых создала в виде окружных ведомств инстанцию, защищавшую их от произвола светских и духовных землевладельцев, обладавших судебной властью над крепостными. Смягчение крепостного права, отмененного, однако, лишь ее сыном Иосифом, и ограничение крестьянских повинностей в пользу землевладельцев также пошли крестьянам на пользу.

Огромное значение для этой воинственной эпохи имела военная реформа. Реорганизация военного дела в целом была доверена фельдмаршалу графу Леопольду Йозефу Дауну, а артиллерии – князю Йозефу Венцелю Лихтенштейну. Императорская армия превратилась в австрийскую, причем огромную роль в этом сыграл прусский образец.

Реформированию подверглось и образование высшей ступени, с 1775 г. эту сферу регулировал Проект учреждения гимназий в королевских и императорских наследных землях. Главное внимание уделялось при этом таким обязательным предметам, как латынь, физика, геометрия, естественная история, риторика и поэтика.

Значительное место в реорганизации образования в правление Марии Терезии занимала университетская реформа, духовным отцом которой стал нидерландец Герхард ван Свитен. Важным моментом в истории образования стал роспуск ордена иезуитов в 1773 г., после которого университеты также оказались под опекой государства.

Приглашение в Вену Герхарда ван Свитена стало прелюдией к преобразованию университета и концентрации в австрийской /202/ столице видных ученых. Ван Свитен пригласил другого нидерландца – Антона де Хэна, ставшего основателем Венской медицинской школы. Еще один нидерландец, уроженец Лейдена, барон Николаус фон Жакен, был приглашен в Вену, чтобы составить в духе линнеевской классификации систематическое описание произрастающих в Шёнбрунне растений. В 1754 г. по распоряжению Марии Терезии Жакен разбил ботанический сад на приобретенном с этой целью земельном участке в Реннвеге.

Для отдельных государственных нужд Мария Терезия создавала особые учебные заведения, например, уже упоминавшуюся Военную академию в Винер-Нойштадте. Несколькими годами ранее она основала Рыцарскую академию, Collegium nobilium Theresianum,[108] размещенную в Фаворите – роскошном дворце Карла VI в окрестностях Вены; в 1754 г. из нее выделилась Восточная академия изу- /203/ чения языков. Воспитанники этого учреждения изучали персидский, турецкий и арабский, готовясь таким образом к дипломатической карьере. Так было положено начало блестящей традиции венского востоковедения, пережившего своей расцвет в XIX в., при Йозефе фон Хаммер-Пургшталле. Выросшая из этого учреждения Дипломатическая академия существует и сегодня.

Соображения общественной пользы сыграли главную роль и при основании других образовательных учреждений, таких, как Коммерческо-чертежная академия, Реальная торговая академия, Школа врачебного и кузнечного ухода за лошадьми (предшественница высших ветеринарных учебных заведений) или специализированные школы горного дела.

Новые образовательные учреждения появились и в области искусства, в особенности прикладного. В 1766 г. была открыта Венская академия гравюры на меди; она возникла после объединения трех уже существовавших академий искусства и в определенной /204/ степени явилась предшественницей сегодняшних университетов изящных искусств.

Все эти новшества прямо или косвенно наносили удар по влиянию католической церкви. Преобразованиям Марии Терезии, однако, было еще далеко до остроты церковных реформ ее сына Иосифа, тем более что многие из ее попыток реформирования церковной сферы были предприняты уже довольно поздно и под воздействием юного императора, ставшего соправителем матери.

При этом следует четко различать две области: реформирование католической церкви и меры, касавшиеся религий и вероисповеданий, представители которых были поставлены вне рамок австрийского общества и подвергались преследованиям. Иосиф II выступил против барочного католицизма и стремился провести в католической церкви трезвые и рационалистические преобразования. К ним относилось ограничение паломничеств, ликвидация возникших в эпоху барокко церковных братств, меры против роскоши и излишеств в церковной обрядности. Был /205/ введен новый, более простой и скромный церковный церемониал. Сопротивление вызвали установления Иосифа о захоронениях: многократно используемый гроб с откидывающейся книзу крышкой должен был сменить дорогие деревянные гробы, обреченные сгнить в могиле. Таким образом, тело покойника могло быть опущено в землю в одном лишь мешке, тогда как гроб сохранялся. Серьезным вторжением в распределение рабочего времени множества людей, в особенности ремесленников и прислуги, стало сокращение или частичная отмена многих католических праздников и дней различных святых.

Другими своими реформами Иосиф II пытался добиться обновления в рационалистическом духе жизни монашеских орденов и монашеского мира XVIII столетия в целом. Были закрыты различные монастыри, служившие исключительно созерцательным целям и уже не выполнявшие былых социальных или образовательных функций. Из их имуществ были созданы специальные религиозные фонды, средства которых шли на содержание церкви.


Этим двум комплексам реформ, направленным против отношений, сложившихся в римской церкви, сопутствовали преобразования, давшие огромные преимущества и церкви, и государству, – усовершен- ствование территориальной структуры церкви и увеличение количества приходов позволили каждому подданному находить духовную опеку в непосредственной близости от своего жилища. Были упорядочены границы епархий и ликвидированы епархиальные права епископств, центры которых находились за пределами Австрии (например, в Пассау), а также создано несколько новых диоцезов, главы которых имели резиденции в наследных землях императора.

Внутренняя политика немецких государств в период Просвещенного абсолютизма

Внутренняя политика немецких государств в период Просвещенного абсолютизма Просвещение вызвало к жизни и новую форму правления — Просвещенный абсолютизм. Хронологические рамки Просвещенного абсолютизма в Германии — это 1740-1792 гг. (до начала революционных войн). Во

Упадок папства в эпоху Просвещения, просвещенного абсолютизма и буржуазных революций (1648–1815)

Упадок папства в эпоху Просвещения, просвещенного абсолютизма и буржуазных революций (1648–1815) С середины XVII века (со времени заключения Вестфальского мира) религии уже не оказывают всеохватывающего влияния на общество. Вера постепенно оттесняется в сферу личной жизни.

Реформы просвещенного абсолютизма в Пруссии и Австрии и в других немецких государствах

Реформы просвещенного абсолютизма в Пруссии и Австрии и в других немецких государствах В 50-80-е годы XVIII в. почти вся Европа была охвачена движением за реформы. Как уже отмечалась, в немецких государствах царили идеологические концепции Просвещения, которые были

Внутренняя политика немецких государств в период Просвещенного абсолютизма

Внутренняя политика немецких государств в период Просвещенного абсолютизма Просвещение вызвало к жизни и новую форму правления — Просвещенный абсолютизм. Хронологические рамки Просвещенного абсолютизма в Германии — это 1740—1792 гг. (до начала революционных войн). Во

37. ПОНЯТИЕ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА. ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II

4. Итоги политики просвещенного абсолютизма

4. Итоги политики просвещенного абсолютизма – Укрепилось и модернизировалось самодержавие.– Оживилась общественная жизнь.– Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права.– Улучшилось положение городского

Екатерина и французская революция. В лабиринте просвещенного абсолютизма

Екатерина и французская революция. В лабиринте просвещенного абсолютизма

50. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО

50. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО С обоснованием правомерности просвещенной абсолютной монархии выступил Самуил Петровский-Сит-нианович (Полоцкий)(1629–1680). Симеон выступил в своих произведениях проводником западной культуры и образованности.

§ 2. Идеология "просвещенного абсолютизма"

§ 2. Идеология "просвещенного абсолютизма" Первые годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения. Усвоение либеральной фразеологии и контакты с

Читайте также: