4 симфония кабалевский доклад

Обновлено: 18.05.2024

Круг таких опусов очерчен во многих работах. Однако имеет смысл указать важнейшие сочинения и в настоящей статье.

Учитывая, что в детстве и юности будущий композитор долго не мог определиться с выбором жизненного пути, только в 20 лет окончательно почувствовал себя музыкантом, можно предположить, что у него была потребность вторично формировать в себе определённые качества, которые он считал важными. В таком случае, творчество становится инструментом самовоспитания.

Обращаясь к детской теме в музыкальных сочинениях, Д. Кабалевский мыслит в той же парадигме, что и в педагогике. В программных произведениях явно доминируют темы школьной жизни. Однако композитор обсуждает с юными людьми, в основном то, что интересно ему. Наряду с образами, близкими и взрослому и ребёнку, в произведениях композитора присутствует много общественно-политических, идеологических мотивов, поданных доступно для детского возраста, но вряд ли вызывающих непосредственный отклик в душе. Редко встречаются образы родителей, родственников, мало игровых, сказочных сюжетов (столь обычных для детской музыки композиторов-классиков).

Евгений Широков Портрет Д. Кабалевского


Евгений Широков, "Портрет композитора Д. Кабалевского", 1967

Весьма убедителен Д. Кабалевский в непрограммных инструментальных сочинениях. Особенно это относится к его знаменитой триаде концертов, посвящённой советской молодёжи (1948–1952). Это широко известная музыка, не раз описанная в музыковедческой литературе. Тем не менее, хотелось бы остановиться на ней подробнее, поскольку здесь есть, на мой взгляд, до сих пор не до конца выявленные смыслы.

Тематизм концертов песенный, мелодически богатый. Ряд тем цитатного происхождения (в т.ч. автоцитаты). Это закономерно, поскольку Д. Кабалевский – один из видных советских песенников. Он обладал большим мелодическим дарованием, которое с успехом использовал и непосредственно в жанре песни, и в других вокальных жанрах. Кроме того, стремясь к интонационной доступности, отзывчивости широкого круга юных слушателей на свою музыку, композитор неизбежно должен был опираться на песенный материал. Нужно заметить, что он успешно осуществил поставленные перед собой задачи.

В конструктивном плане все концерты решены традиционно: трёхчастная композиция с сонатным Allegro в первых частях, хотя в каждой есть свои особенности трактовки формы. Это особенно показательно, если иметь в виду обобщение в рассматриваемых сочинениях детско-юношеского идеала: идеал не может быть осуществлён в неясных, конструктивно неустоявшихся структурах. Композитор как бы приглашает юных исполнителей и слушателей пройти вместе с взрослыми непростой путь через классические формы, усложнённую гармонию, разнообразные и не всегда детские образы, чтобы в итоге воспитать в себе идеальные черты человека будущего.

Д. Кабалевский в своей триаде сумел создать средствами инструментальных концертов картину мира детства и ранней юности – мира переливчатого, изменчивого, большей частью весёлого, но не без грусти и серьёзных переживаний.

Наверное, главная задача – целостность и равновесие. Образный строй всех трёх концертов внутренне непротиворечивый, несмотря на разнообразие тематизма. процессы развития активные, устремлённые, но не нарушают ясности формообразования. Светотеневой баланс отрегулирован в сторону преобладания светлых образов, при большей затемнённости середины – виолончельного концерта. Это говорит об оптимизме как цели личностного становления автора. При этом трепетность сумрачных образов свидетельствует о важности для его душевного строя эмпатии, умения сочувствовать чужому горю. Торжественный характер финала фортепианного концерта, завершающего всю триаду, по-видимому, можно рассматривать как стремление к утверждению таких качеств личности как убеждённость, решительность, стойкость.

Концертная триада Кабалевского заняла видное место в истории жанра, вызвав к жизни целый ряд аналогичных сочинений (фортепианных – Т. Николаевой, Д. Шостаковича, А. Баланчивадзе, Л. Афанасьева, Г. Гасанова, С. Вольфзона, Ю. Левитина, А. Рзаева, Н. Сильванского; скрипичных – Ю. Андрееваса, К. Сорокина, В. Третьяченко), без которых сегодня трудно представить педагогический репертуар музыкальных школ и колледжей.

Вполне возможно, что концертная триада Д. Кабалевского оказалась столь удачной потому, что создавалась не столько для расширения педагогического репертуара, сколько как самовыражение автора.

Детская музыка Д. Кабалевского – самобытное явление в истории ХХ века. Это весьма заметно при сравнении его наследия с творчеством современников, тоже сделавших большой вклад в детскую музыку – Б. Бартока, З. Кодаи, К. Орфа. С. Прокофьева, Б. Бриттена, Э. Вила Лобоса, Думается, осмысление этого вопроса могло бы стать темой самостоятельного исследования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Д.Б. Кабалевский: творческие встречи, очерки, письма. - М.: Сов. композитор, 1974. – 398с.

2. Воспоминания Кабалевского о себе // Электронный ресурс: Кабалевский Дмитрий Борисович www . kabalevsky . ru / p 05. htm

3. Лесовиченко А. Детская музыка как область композиторского творчества / А. Лесовиченко. – Саарбрюккен: LAP , 2012. – 296с.

4. Кабалевский, Д. Педагогические размышления / Д. Кабалевский. - М.: Педагогика, 1986. – 190с.

5. Лесовиченко А. Детская музыка как феномен культуры и её освоение в условиях педагогического вуза и колледжа / А. Лесовиченко // Музыкальное искусство и образование, 2013, №3, с. 100-105.

6. Алексеев А. Советская фортепианная музыка: 1917-1945 / А. Алексеев. – М.: Музыка, 1974. – 248с.

7. Данилевич Л. Дмитрий Кабалевский / Л. Данилевич. – М.: Музгиз, 1954. – 120с.

8. Кирина К. Мажоро-минор в творчестве Д.Б. Кабалевского: автореф. канд. искусс. / К. Кирина – Л., 1969. - 24с.

9. Раабен Л. Советский инструментальный концерт / Л. Раабен. – Л.: Музыка, 1967. – 308с.

11. Пожидаев Г. Дмитрий Борисович Кабалевский / Г. Пожидаев. – М.: Музыка, 1987. – 78с.

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 был сочинен в 1952 году. Он завершил собой триаду инструментальных концертов, которые я посвятил советской молодежи.

Сама песня целиком звучит в форме темы с тремя вариациями в среднем эпизоде второй части концерта. Это своего рода лирический центр всего сочинения.

Контрастом к нему служит два марша – средние эпизоды первой и третьей частей концерта, в музыке которых преобладает танцевально-игровой характер. Эти марши интонационно приближаются к советским песням борьбы за мир.

Впервые Концерт № 3 для фортепиано с оркестром прозвучал 1 февраля 1953 года в Большом зале Московской Государственной Консерватории. Сольную партию исполнял ученик Центральной музыкальной школы при Консерватории – Владимир Ашкенази. Вскоре вышла грамзапись Концерта в исполнении Эмиля Гилельса. В обоих случаях дирижировал автор.

Четвертую симфонию я закончил в 1956 году и в том же году она была исполнена сперва в Москве, под управлением С. А. Самасуда, а через несколько дней – в Ленинграде, под моим управлением. С тем же оркестром Ленинградской Филармонии мы скорее записали ее на грампластинку. Первым исполнителем симфонии в Европе был Жорж Кинэ (Бельгия), в Америке – Димитрий Митрополус (США).

А теперь также коротко, чтобы не мешать ее свободному слушанию – о Четвертой симфонии: это очень оптимистическое произведение. Но оптимизм его сродни оптимизму Брюньона: право на него завоевано в напряженной борьбе со всякими бедами, трудностями и страданиями, на которые так щедра жизнь. Четыре части симфонии – рассказывают о сложностях этой борьбы и о радости победы, которая приносит человеку высший дар жизни – молодость духа.

А в остальном я полагаюсь на слушателя, на его жизненный и музыкальный опыт. Я уверен, что он не спутает драматически напряженные эпизоды с эпизодами распевной лирики, тяжелую поступь траурного шествия с оживленным движением быстрого вальса, задор веселых игр с серьезным шагом марширующей юности…

Вот почему я убежден в том, что то немногое, что я сказал о своей Второй симфонии вполне достаточно для того, чтобы слушатель понял и почувствовал мой замысел, верно услышал музыку, ощутив ней дыхание той эпохи, когда она сочинялась и услышал в ней те черты нашей молодежи, которые и сегодня остаются характернейшими ее чертами. А вместе с этой музыкой (вернее – в ней самой) может быть услышит и свои ассоциации, свои мысли и чувства, рожденные под ее влиянием.

Я могу сказать, что мне посчастливилось: после великолепного исполнения Коутсом Второй симфонии. Второй фортепианный концерт прозвучал в исполнении одного из самых талантливых советских пианистов – Григория Гинзбурга.

По своему внутреннему содержанию Второй концерт близок ко Второй симфонии. По существу, это та же повесть о советской молодежи, но рассказанная автором, ставшим более зрелым, кое-чему научившемся и в жизни и в искусстве (в ту пору каждый год играл в нашей жизни большую роль). Я думаю, что слушатель без особого труда уловит в музыке Второго концерта влияние творчества Сергея Прокофьева. И он будет прав. В период работы над концертом я стал особенно глубоко вникать в музыку великого русского композитора. Она увлекла меня своей неудержимой жизненной энергией и нежной, мечтательной лирикой – двумя полюсами, составившими неповторимо своеобразный сплав прокофьевского мировоззрения, его художественного стиля. Концерт и сочинялся как раз в те годы, когда Прокофьев вошел в мою творческую жизнь, как одно из ее самых глубоких и значительных явлений.

Долго собирался я сделать новую редакцию Второго концерта – не все удовлетворяло меня в музыке этого сочинения, особенно, в его оркестровом звучании. Но всевозможные другие работы откладывали выполнение этого намерения. Единственный, рукописный экземпляр партитуры я держал у себя в шкафу и тем самым надолго лишил ее жизни на концертной эстраде. Но вот, новая редакция концерта наконец закончена, издана и в исполнении одного из самых ярких представителей нашей музыкальной молодежи – Владимира Фельцмана, впервые прозвучит перед киевскими любителями музыки, которые станут, таким образом, первыми слушателями и первыми критиками этой музыки.

Творчество Шекспира привлекало меня еще в молодые годы. Но бездонная глубина мыслей и невероятная сила чувств всегда нерасторжимо слитые в творениях великого английского драматурга и поэта – не только захватывали, но и пугали. Я много лет думал, что никогда не решусь прикоснуться ни к одной шекспировской строчке. Но никогда я не переставал мечтать об этом.

Полнокровие, жизнеутверждающий оптимизм, умение выйти победителем в любой схватке с жизнью, вкус и любовь к жизни, здоровый, неиссякаемый юмор, за которым таится настоящая, народная мудрость,– таковы черты Кола Брюньона, этого столяра-художника, резчика по дереву. За эти черты мы любим Брюньона, благодаря им Брюньон близок и понятен нам, хоть и жил он триста лет назад.

Первая моя задача при написании оперы была – изучение французской народной музыки. Я не пользовался методом цитирования (во всей опере лишь две очень короткие подлинные мелодии), так как считал, что если мне не удастся проникнуться духом и характером французской народной музыки и передать их в своем произведении, то никакие подлинные темы не спасут оперы от фальши. Не знаю, удалось ли мне на протяжении всей оперы сохранить французский народный колорит, но во всяком случае это было той основной стилистической задачей, которая представляла для меня немалые трудности. При этом я ни в коей степени не хотел фотографически передавать этот колорит, не хотел (да и знал, что это невозможно) отказываться от того музыкального языка, который свойственен мне вообще.

От светлого, почти пасторального хора девушек – сборщиц винограда, с которого начинается первая картина, к драматически напряженной музыке в сцене зверской расправы герцога с искусством Брюньона и к светлому, оптимистическому заключению – таково развитие музыки.

Особое внимание, понятно, я уделил роли Брюньона. Она очень сложна, многообразна и требует большого таланта и мастерства от исполнителя. В ней, наряду с жизнерадостными, полными веселья, юмора моментами (рондо во 2-й картине, монолог и песня в 3-й) есть и лирические (ариозо в 1-й и ария в 3-й картине) и очень напряженные по драматизму места (монолог во время чумы в 4-й картине и монолог в 6-й).

Достаточно сложен и образ герцога, мягкого, вкрадчивого вначале и превращающегося в зверя в 6-й картине. Немалые трудности для актеров представляют и партии Ласочки, Гамби и Жифлара.

Большую и довольно разнообразную роль в опере играют массовые сцены. Сбор винограда, драка (в 1-й картине), песни, пляски и игры (во 2-й картине), восстание (в 5-й картине) и уже менее значительные эпизоды в 3-й и 4-й картинах – все эти сцены должны показать в разных драматических ситуациях французский народ, жителей города Кламси, жизнерадостных, живых, любящих повеселиться, но в нужный момент готовых стать на защиту своих прав, своей жизни.

Особое значение я придаю антрактам и увертюре. Увертюру я мыслил как симфоническую поэму-скерцо, обобщающую образ Брюньона. Антракт между 1-й и 2-й картинами – танцовальная музыка, рисующая картину поездки жителей Кламси к замку. Антракт между 3-й и 4-й картинами – чума, между 5-й и 6-й – восстание. Все это как бы небольшие симфонические картины, связывающие и дополняющие действие оперы.

Наша работа над оперой приближается к концу. Мы надеемся, что в течение двух ближайших месяцев клавир будет готов. К весне будет закончена партитура. Сейчас из 7 картин 4 окончены, 2 сделаны в эскизах. Опера принята к постановке в Москве (Большой театр) и в Ленинграде (Малый оперный театр), причем ленинградский театр оказывает нам громадную помощь.

Композитор Д. Б. Кабалевский рассказывает об истории создания своих произведений, о том, что его вдохновляло, о том, кому и чему посвящена его музыка.

Композитор Д. Б. Кабалевский рассказывает об истории создания своих произведений, о том, что его вдохновляло, о том, кому и чему посвящена его музыка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Реферат на тему:

hello_html_564e41e1.jpg

Когда мы говорим о великих личностях, прославившихся на музыкальном олимпе, влияние которых на жизнь общества выходит далеко за пределы их чисто профессиональной деятельности, мы вспоминаем Дмитрия Борисовича Кабалевского - классика советской музыки, крупного общественного деятеля, выдающегося просветителя и педагога. Человека необычайного обаяния, широчайшей эрудиции и глубокого таланта.

Более 40 лет профессор, доктор искусствоведения Д.Б. Кабалевский преподавал в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В классе композиции консерватории и в молодежной секции Союза композиторов у него учились С. Баласанян, М. Дунаевский, Г. Струве, А. Пахмутова, Р. Леденев, Э. Денисов, А. Петров. Р. Щедрин и др.

Как публицист, Кабалевский является автором более четырёхсот статей, посвящённых проблемам музыкально-эстетического воспитания, вопросам современного искусства, творчеству выдающихся деятелей культуры.

Общественная деятельность Д.Б. Кабалевского – в Союзе композиторов СССР; в качестве депутата Верховного Совета СССР; в Совете по эстетическому воспитанию АПН СССР, в Международном обществе по музыкальному воспитанию (ISME) – способствовала пропаганде искусства как носителя нравственности.

Дмитрий Борисович Кабалевский родился 17 (30) декабря 1904 года в Петербурге, в интеллигентной семье. Его отец был математиком, выпускником Петербургского университета. Отец Дмитрия Борисовича пел народные песни и играл на гитаре. Мать, посвятившая свою жизнь семье, детям, была прирождённым педагогом, воспитателем. Она окончила женскую гимназию в Царском селе (ныне город Пушкин) и получила диплом домашнего учителя.

Любовь к музыке и музыкальные способности Дмитрий скорее всего получил от матери, Надежды Александровны, которая хорошо играла на фортепиано и очень увлекалась музыкой. В доме Кабалевских музыка звучала постоянно: когда собирались друзья, знакомые, сослуживцы отца, Надежда Александровна садилась за фортепиано и пела романсы, песни, оперные арии.

С ранних лет мальчик проявил разнообразные способности, которые поощрялись и развивались в семье. В числе их была и музыкальная одарённость, но строгая учительница, пресекавшая желание юного Кабалевского импровизировать, надолго отвратила его от музыки. Вместо этого появилось желание рисовать, стремление к выражению себя в живописных и пластических образах, настолько сильное, что через несколько лет оно привело юношу в училище живописи и ваяния.

В 1918 году вместе с родителями переехал в Москву. Учился до переезда в Москву в 3-классом городском училище и в 1-й Петроградской классической гимназии. В Москве окончил школу 2-й ступени (1922), учился в 3-й музыкальной школе и музыкальном техникуме имени А.Н.Скрябина (окончил в 1925).

В 1925 году поступил в Московскую государственную консерваторию. В 1927 году Кабалевский оканчивает консерваторию как композитор, через год - как пианист. Его имя занесено на мраморную Доску почёта. На выпускном экзамене Кабалевский представил свои произведения: первый фортепианный концерт и первый квартет. Впервые концерт прозвучал в 1931 году в Большом театре в исполнении автора.

В 1932 году он становится профессором. Много пишет, работает в консерватории, выступает с докладами, в печати. Первые изданные сочинения и музыкально-критические заметки относятся к 1927-1928 годам.

Много работает Дмитрий Борисович в военные годы, отражая в своём творчестве происходящие события. Он пишет сюиту “Народные мстители”, оперу “В огне”, кантату “Родина великая”, песни: “Наказ сыну”, “Нас победить нельзя”, “В темной роще густой”, “Сын героя” и др. Детская тема остаётся одной из главных и в эти годы. В содружестве с детским поэтом С. Я. Маршаком была написана песня, популярная в те годы, “Четвёрка дружная ребят”. Стихи Маршака сразу же привлекли внимание композитора. Это песня-марш, которая призывала детей помочь взрослым в их трудной борьбе.

Народные песни вдохновили композитора на создание двадцати четырёх фортепьянных прелюдий, которые были написаны1943 году.

Послевоенный период — наиболее богатый по количеству написанных произведений: это оперы, концерты, кантаты, детские песни и фортепианные пьесы, реквием, музыка к кинофильмам. В 1943 году композитор заканчивает концерт для скрипки с оркестром, который вошел в триаду его концертов, предназначенную для учеников музыкальных школ и училищ. В 1949 году он пишет виолончельный, а в 1952 году — третий фортепианный концерт, снова пишет фортепианные пьесы и песни для детской аудитории. Появляются “Семь веселых песен” (слова С. Маршака), “Четыре песни-шутки” (слова С. Маршака и С. Михалкова). Детвора сразу же запела эти замечательные песни. Но одна из них — “Мельник, мальчик и осёл” — полюбилась особенно. Написанная по мотивам восточной сказки, песня остроумно высмеивает мельника, который, подчиняясь чужому совету, каждый раз попадает впросак.

В 1948 году в переводе С. Маршака были изданы “Сонеты” великого английского драматурга и поэта Шекспира. Композитор продолжает писать музыку к кинофильмам. Сюжеты их разнообразны: “Первоклассница”, “Академик Павлов”, “Мусоргский”, “Вольница”, “Феликс Дзержинский”, “Вихри враждебные”, “Хождение по мукам” (“Сестры”, “1918 год”, “Хмурое утро”). В 1969 году Кабалевский заканчивает оперу “Сестры”. Композитор писал музыку и к спектаклям МХАТа, Театра имени Евг. Вахтангова, Центрального театра Советской Армии. Но главное место в его творчестве занимала симфоническая и оперная музыка.

Последние годы проходили сложно: кипучая деятельность, часто связанная с поездками, как по стране, так и за рубеж, чередуется с долгим пребыванием в больницах и санаториях.

14 февраля 1987 года Д. Б. Кабалевский скончался. 14 февраля он был на открытии форума, встретился со многими знакомыми из разных стран мира. На пути домой в машине разговаривал с шофёром, но внезапно умолк. Шофёр оглянулся, остановил машину: сердце его пассажира не билось. Так ушёл из жизни, словно на лету, в кипении дел. На вопрос: « что такое счастье?— он отвечал: “Быть нужным людям”. Служению людям он и посвятил всю свою жизнь.

Выдающийся российский композитор. Дирижер. Пианист. Педагог. Публицист. Общественный деятель. Академик Академии педагогических наук. Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР и РСФСР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат трех Сталинских премий.

Дмитрий Кабалевский родился 30 декабря 1904 года в городе Санкт-Петербург. Воспитывался в семье математика. В 1918 году вместе с родителями переехал в Москву, где в 1922 году окончил школу II ступени № 35. Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского, которое окончил в 1925 году. Через пять лет с отличием окончил Московскую консерваторию. Обучался музыке у знаменитых мастеров Николая Яковлевича Мясковского и Александра Борисовича Гольденвейзера.

В творческой коллекции композитора более ста пятидесяти произведений для фортепиано, более двадцати для скрипки и фортепиано, музыка к десяти сонетам Шекспира, четыре симфонии.

С 1932 года на протяжении шестнадцати лет Кабалевский являлся членом правления Союза композиторов Москвы. Также входил в Президиум Организационного комитета Союза Советских композиторов и выступал секретарем правления Союза композиторов страны. С 1962 года стал председателем комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества.

Занимая ключевые административные позиции в Союзе композиторов и Министерстве культуры, а также представляя страну в различных международных культурных организациях, Кабалевский считался одним из наиболее официозных музыкальных деятелей советской эпохи.

Кабалевский являлся Лауреатом Сталинской премии, Народным артистом России, кавалером ордена Ленина, Героем Социалистического Труда.

Дмитрий Борисович Кабалевский скончался 14 февраля 1987 года в Москве. Похоронен великий композитор на Новодевичьем кладбище столицы.

Герой Социалистического Труда (1974)

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946)

Народный артист РСФСР (1954)

Народный артист СССР (1963)

Сталинская премия первой степени (1946) - за 2-й квартет (1945)

Сталинская премия второй степени (1949) - за концерт для скрипки с оркестром (1948)

Премия Ленинского комсомола (1984) - за выдающиеся заслуги в воспитании детей и юношества

Четыре ордена Ленина (1964, 1971, 1974, 1984)

Орден Трудового Красного Знамени (1966)

Почетный профессор консерватории в Мехико (Мексика) (1959)

Доктор искусствоведения (1965)

Почетный член-корреспондент Академии искусств ГДР (1969)

Действительный член АПН СССР (1971)

Почетный член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО

Почетный член Международного общества имени З. Кодая (Венгрия)

Сочинения

Оперы

Оперетты

Балеты

Для симфонического оркестра и хора

Для симфонического оркестра

Камерно-инструментальные произведения

2 струнных квартета (a-moll, соч. 8 - 1928; g-moll, соч. 44 - 1945)

Скрипка

Виолончель

Для фортепиано

Для голоса и фортепиано

10 сонетов Шекспира, соч. 52 (1953-1955, перевод С. Я. Маршака)
3 восьмистишия Р. Гамзатова, соч. 74 (1963, перевод Н. Гребнева)
5 романсов на слова Р. Гамзатова, соч. 76 (1963-1964, перевод Н. Гребнева)

Песни

Музыка к драматическим спектаклям

Музыка к кинофильмам

Обработки, редакции, транскрипции

Бах, Иоганн Себастьян. 8 маленьких прелюдий и фуг для органа, токката и фуга до минор для органа, токката и фуга ре минор для органа, вторая органная соната. Обработка для фортепиано.
Мусоргский, Модест Петрович. Интермеццо си минор для оркестра, скерцо си минор для оркестра. Переложение для фортепиано в 4 руки.
Мясковский, Николай Яковлевич. Симфонии № 6 (соч. 23), 12 (соч. 35), 18 (соч. 42). Переложение для фортепиано в 4 руки.
Прокофьев, Сергей Сергеевич. Концертино для виолончели с оркестром (соч. 132). Инструментовка (с учетом авторских указаний), редактирование фактуры сопровождения.
Шуберт, Франц. Фантазия фа минор для фортепиано в 4 руки (D. 940). Обработка для фортепиано с оркестром.

Библиография

Дед - Клавдий Егорович Кабалевский (1844-1915), военный инженер.

Вторая жена - Лариса Павловна Чегодаева (1911-1988).
Дочь - Мария Дмитриевна Кабалевская, директор Музыкального культурно-образовательного центра имени Д. Б. Кабалевского.

Читайте также: