17 мгновений весны доклад

Обновлено: 17.05.2024

одноимённому роману нацистской Германии , снималась с Шаблон:В кино по Шаблон:В кино год. Показ фильма должен был начаться ко [1] .

В 1976 году удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых , а в 1978 году — премии КГБ СССР .

Содержание

Сюжет

Тем временем в руки начальника гестапо Мюллера попадают серьёзные улики, указывающие на Штирлица как на советского Героя Советского Союза , узнаёт о гибели Плейшнера и о том, что тот не был предателем. 24 марта 1945 года, за шесть недель до Победы, Максим Исаев возвращается в Берлин, чтобы продолжить работу.

Историческая основа

Г. фон Шульце-Геверниц (слева) и А. Даллес

Тайные контакты политических, военных и деловых кругов Третьего рейха с англичанами и американцами, имевшие целью заключить сепаратное перемирие со странами Запада, действительно имели место, по крайней мере, с 1942 года. С 1943 года, когда Аллен Даллес возглавил европейский центр Управления стратегических служб США в Швейцарии, такие контакты значительно активизировались. С американской стороны им придавалось большое значение: от того, каким образом завершится мировая война в Европе на Западном и на Восточном фронте, во многом зависело послевоенное соотношение сил между СССР и его западными союзниками. Даллес последовательно придерживался той точки зрения, что ради ослабления позиций СССР как будущего противника США допустимо и целесообразно заключить сепаратный мир с Германией, не дожидаясь её полного разгрома. Мира с Западом на разных направлениях активно искали и с германской стороны — и министр иностранных дел Риббентроп, и глава СС Гиммлер, и начальник РСХА Кальтенбруннер.

В марте 1945 года в Швейцарии произошли две встречи Даллеса и генерала [2] [К 1] : Даллесу было приказано прекратить контакты с Вольфом. Переговоры в итоге продолжились и закончились капитуляцией немцев, подписанной 29 апреля в присутствии советского представителя, но формально их уже вели военные с военными, а не разведка с представителем СС.

Персонажи

народного артиста СССР (до или после выхода картины), этот фильм является одним из лидеров в истории советского кино. Из тех, кто снимался в фильме, этого звания были удостоены: [13] , однако в итоге эта роль досталась актёру из Фрицу Дицу .

В дублированном на немецкий язык варианте фильма Штирлица озвучивал актёр из ГДР Отто Меллис — исполнитель роли Гельмута. Самого Гельмута дублировал другой немецкий актёр. [17]

В качестве главного консультанта фильма в титрах оригинальной чёрно-белой версии указан генерал-полковник С. К. Мишин. На самом деле под этим псевдонимом скрывался первый заместитель председателя [18] (в цветной версии уже указан именно он). Упомянутая в титрах фамилия другого консультанта — Колх — псевдоним Съёмки

Сценарий фильма был написан в 1968 году, когда ещё не вышла в свет книга-первооснова Юлиана Семёнова. По утверждению [19] [20] .

Сцены тюрьмы в помещениях здания РСХА снимались в [22] .

Так как маленькие дети быстро растут, в качестве младенцев Кэтрин Кин и Хельмута Кальдера в съёмках принимали участие шестеро разных детей.

После того как фильм был впервые показан на советском телевидении, режиссёр Татьяна Лиознова получила от зрителей 12 мешков писем и прочитала все письма [24] .

В ролях

Музыка Микаэла Таривердиева

Музыка к фильму написана композитором [26] . В первоначальных титрах исполнитель песен указан не был, так как титры изготавливались заранее, ещё до того, как Кобзона утвердили.

Музыкальные темы фильма:

  1. На Цветочной улице
  2. Где-то далеко
  3. Эхо войны
  4. В чёрно-белом ритме
  5. Мгновения
  6. Прелюдия для Кэт
  7. Вокзал прощания
  8. Дороги
  9. Ночной патруль
  10. Весеннее утро
  11. Двое в кафе
  12. Сумерки в Берлине
  13. Встреча с женой

В этот список не вошёл [27] .

Музыкальные произведения других авторов

Технические данные

Фильм снят на чёрно-белую киноплёнку в обычном формате . Состоит из 12 серий средней продолжительностью 65 — 70 минут. В фильме использовано большое количество военной документальной хроники.

Серия Длительность в исходном фильме 1973 года Шаблон:Нет АИ Длительность в колоризированной версии 2009 года
(примерно) [К 2]
Утрата материала, %
01 68:42 51:21 ~25 %
02 69:01 51:37 ~26 %
03 66:10 51:20 ~22 %
04 75:20 51:50 ~32 %
05 65:32 51:58 ~21 %
06 72:15 52:22 ~27 %
07 70:29 51:13 ~27 %
08 65:13 51:24 ~21 %
09 78:49 52:32 ~33 %
10 67:38 51:39 ~24 %
11 64:50 51:12 ~21 %
12 66:11 51:56 ~22 %

Фильм впервые демонстрировался с 1973 года по Первой программе Центрального телевидения . Аудитория первого показа оценивается в 50—80 млн зрителей [48] .

Призы и награды

  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых
  • Премия КГБ СССР

Цветная версия

Шаблон:Значимость раздела В 2006 году началась [49] [50] . Всего колоризация обошлась в 3000 долларов за минуту экранного времени [51] .

Другие особенности версии 2009 года

Зона обрезки кадра оригинала фильма в колоризованной версии 2009 г. по сравнению с кадром реставрированной чёрно-белой версии.

Критика версии

Мнение Вячеслава Тихонова о цветной версии: Шаблон:Начало цитаты То, что сделали с картиной, — преступление. Это не та картина, в которой я участвовал. Это не та картина, которую снимали оператор Пётр Катаев и художник-постановщик Борис Дуленков, это не та картина, для которой работали Таривердиев и Рождественский. И это ко всем нам не имеет почти никакого отношения. Шаблон:Конец цитаты

Реакция создателей версии

Шаблон:Начало цитаты К примеру, бытует мнение о том, что голос Копеляна был ускорен. На самом деле это не так, никто ничего не ускорял и не вырезал. Скорее всего, изменилось восприятие зрителя, возможно, цветная версия добавила динамики.

Также данное мнение позволяет предположить, что монтаж колоризованной версии делался другой компанией на основе полной версии. Шаблон:Нет АИ

Продолжение

Историческая точность

Одно из наиболее очевидных несоответствий в фильме — постоянное использование нацистами чёрной формы с красной повязкой. Действия фильма происходят в феврале—марте 1945 года, однако чёрная форма была выведена из использования в 1938—1939 годах [62] .

Некоторые несоответствия не являются ошибками, а представляют собой намеренное отступление от исторических данных. Самый очевидный пример такого отклонения от истории — неправильное указание образования лидеров Третьего рейха. В фильме утверждается, что большинство из них имели среднее образование, а не высшее, как было в действительности. Исключение составляет [62] . Такие изменения объясняются стремлением избежать нежелательного контраста лидеров рейха с теми лидерами СССР времён Великой Отечественной войны, которые не получили высшего образования. [62] .

В 7-й и 11-й сериях можно видеть, что германскую границу охраняют солдаты пограничная полиция [62] .

Одна из героинь фильма — Барбара Крайн — имеет звание унтершарфюрера СС. В действительности женщины в рейхе не могли быть офицерами или членами СС, поскольку СС являлся элитным подразделением расово идеальных мужчин [62] .

Цитаты

Документалистика

См. также

Литература

17 мгновений весны: история создания

11 августа 1973 года на советские экраны вышел многосерийный фильм "17 мгновений весны". Во время показа все 12 вечеров в стране почти не было уличной преступности, резко возрастало потребление электроэнергии и снижалось потребление воды — люди сидели у телевизоров. Повторный показ состоялся уже через три месяца.

Татьяна Лиознова не была в восторге от сценария, созданного на основе романа, и в некоторых местах добавила свое видение истории советского разведчика.

По словам режиссера, ей было интересно рассмотреть душу разведчика Исаева, понять, чем она наполнена. К книге Лиознова добавляет новых персонажей – молодую немку Габи и пожилую Фрау Заурих. "Зачем нужна была Фрау Заурих? Наверное, фильм мог быть и без нее…", — смеялась режиссер. Однако потом все же раскрыла секрет – эти герои раскрывают образ Штирлица, показывают его более человечным, живым. "Нужно было как-то нарастить "мир людей" вокруг Штирлица, не только среди мундиров". По сюжету фильма, Штирлиц вывозил пожилую Заурих на прогулки по лесу – именно с этого и начинается первая серия. "Это он кого вывозит? Он себя вывозит. Сам вырывается из этого ада погонов", — поясняет Лиознова.

17 мгновений весны: история создания

В фильме Штирлиц действительно получился более "душевным", чем по задумке Семенова – свой вклад внес и исполнитель главной роли – Вячеслав Тихонов. Например, ему принадлежала идея того, чтобы молодая немка, унтершарфюрер СС Барбара Крайн, была влюблена в него. Уже во время съемок Тихонов попросил актрису Ольгу Сошникову немного по-другому, по-женски смотреть на Штирлица.

Не было в сценарии и одной из самых ярких и запоминающихся сцен фильма – сцены встречи Штирлица с женой в кафе "Слон". О том, что сцена будет сниматься, было решено, когда работа над фильмом шла полным ходом. Трогательную историю про то, как разведчики вынуждены встречаться со своими женами – тайком, провожая взглядом, издалека, — Вячеславу Тихонову рассказал знакомый (под одной из версий – легендарный советский нелегал Конон Молодый). Тихонов был глубоко впечатлен рассказом и предложил Лиозновой показать это в фильме, на примере Штирлица и его жены.

Изначально планировалось, что вместе с женой в кафе будет и сын Исаева, которого тот никогда не видел. Была даже придумана целая история – у мальчика в руках будет цепочка-брелочек, которую тот будет вертеть, а потом оставит на тарелочке. И когда встреча будет окончена, Штирлиц, улучив момент, заберет этот брелочек в память о сыне. Однако в этой идее Лиознова усмотрела один недостаток: если в кадре будет ребенок, зритель не "заметит" женщины. Сделать акцент на любви между мужчиной и женщиной, на чувствах, которые преодолевают войну и расстояния, — в этом была задумка Лиозновой.

Сцена встречи в кафе "Слон" — одна из самых сложных в фильме: ее участники не разговаривают и практически не двигаются в кадре: пять с половиной минут они находятся в одной декорации без единого слова. Актеры полностью лишены инструментов выразительности, по сюжету фильма им даже нельзя показывать, что они знакомы. Особенно гениальными Лиознова считает роли жены Штирлица (ее играла Элеонора Шашкова) и человека, который ее приводит в кафе (в этой роли Евгений Лазарев). "Это потруднее, чем сыграть Штирлица, где все на него работает", — говорила Лиознова. Это роли, сыгранные без единого слова и жеста, а только глазами (в случае с женой Штирлица) и спиной (в случае с героем Лазарева). Секрет этой сцены не только в волшебном музыкальном сопровождении, но и в "живой" актерской игре: изначально планировалось, что кадры с женой Штирлица будут снимать без участия Тихонова – к тому же у него в тот день был первый выходной. Шашковой такая идея совсем не понравилась, и неизвестно, удалось бы ей также впечатляюще сыграть роль, глядя в неживую камеру, если бы в последний момент дверь кафе "Слон" не распахнулась, и туда не зашел бы Тихонов-Штирлиц.

На момент работы над картиной в начале 70-х годов никто и предположить не мог, что о ней будут помнить в 2000-х, по-прежнему с замиранием духа смотреть все серии и считать лучшим фильмом о советской разведке. "17 мгновений…" снимался как рядовой сериал: рассказывают даже, что большинство актеров, задействованных в картине, относились к съемкам не слишком-то и серьезно. Несмотря на то, что на фильме лежала большая ответственность — по инициативе генсека ЦК КПСС Юрия Андропова он должен был быть приурочен к 30-летию победы над немцами.

Многие актеры параллельно работали и на других картинах, поэтому собрать всех вместе для съемок было крайне сложно – снимать приходилось ночью. Некоторые эпизоды добавлялись по ходу работы, а актеры на второстепенные роли назначались в лучшем случае за день до съемок, а иногда и день в день – так произошло и с Элеонорой Шашковой. Конечно же, это лишь одна сторона медали, в профессионализме съемочной группы не приходится сомневаться, а Татьяна Лиознова еще перед началом съемок заявила, что на площадке хочет видеть уже известных и зарекомендовавших себя актеров.

Большую часть фильма актеру Вячеславу Тихонову, исполнявшему роль Штирица, приходилось только наблюдать, писать, звонить и ходить, а также один раз выстрелить. Количество диалогов сведено к минимуму, все действия и даже мимику отличает холодная сдержанность. Однако актер Лев Дуров, сыгравший в фильме агента Клауса, считает эту роль одной из сложнейших в фильме. "Кроме анализа и сопоставления ничего нет!", — говорил Дуров о Штирлице, подчеркивая отсутствие возможностей хоть как-то раскрыть характер героя. Благодаря едва заметным мелочам, вроде собаки, которая кладет Штирлицу голову в руки, или влюбленной в него немки, мы можем лишь догадываться о его мыслях, характере, настроении. У каждого героя в фильме есть свои "бзики" — именно так называла их Лиознова – то есть, простые, человеческие особенности, вроде постоянно заедающего шкафчика у Мюллера. "Это дает правду жизни", — объясняла режиссер. У Штирлица такой "правды жизни" практически нет, потому что он человек "дважды закрытый – один раз профессией и второй раз – немецким мундиром". Заинтересовать зрителя характером героя, его жизнью, мыслями, мог только актер с "большим внутренним содержанием", говорил Лев Дуров о Тихонове.

Рассказывают, что однажды Тихонов раскрыл секрет своего напряженного думающего лица во время исполнения роли Штирлица. Таблица умножения – именно ее он прокручивал в голове, пока оператор снимал очередную сцену длительностью в несколько минут. Но в актерской игре, как и на войне, все методы хороши.

17 мгновений весны: история создания

Выбор актера для главной роли фильма дался Татьяне Лиозновой нелегко – в качестве Штирлица она рассматривала Иннокентия Смоктуновского, Олега Стриженова, Юрия Соломина. Лиознова вспоминала, что в тот момент как минимум два актера подходили на роль Штрилица больше, чем Тихонов: "В их лице было нечто антипатичное, что тоже должно быть".

17 мгновений весны: история создания

Среди претендентов на главную роль были и вовсе неожиданные кандидатуры: например, Арчил Гомиашвили, у которого в ту пору был роман с Лиозновой. Однако к началу съемок этот роман благополучно завершился, плюс к тому же Гомиашвили был утвержден на роль Остапа Бендера у Леонида Гайдая.

У Тихонова было одно-единственное преимущество: он был свободен, в отличие от остальных претендентов, и Лиозновой пришлось отдать ему предпочтение. Случай оказался счастливым – сдержанная манера игры Тихонова как нельзя кстати подошла для роли советского разведчика, и сейчас уже почти невозможно представить себе кого-то другого в кабинете у Мюллера.

Фрау Заурих, по идее режиссера, должна была олицетворять женщину-мать, которая понимала Штирлица, и только ей разведчик доверял сокровенное. Образ создавали под Фаину Раневскую. Но она, прочитав сценарий, сказала, что роль эпизодическая и играть там нечего. В фильме Заурих воплотила Эмилия Мильтон.

Русскую радистку Кэт сыграла в фильме Екатерина Градова. Мало кто знает, что хотели взять на эту роль Ирину Алферову. Но Алферова была в отъезде в загранкомандировке, и ее кандидатура быстро отпала.

17 мгновений весны: история создания

Пробовались и другие малоизвестные актеры, пока второй режиссер картины не привел на съемочную площадку Леонида Броневого.

На съемках бесподобной фишкой в игре Броневого стало его нервное подергивание головой — костюмеры пошили узкий ворот его мундиру, и актер делал движения шеей, чтобы ослабить давление.
— Почему вы перестали дергать шеей? — однажды спросила на съемках Лиознова актера.
— А что, надо дергать? — удивился Броневой.
— Да-да, так очень хорошо.
Случайная находка стала красочным штрихом к характеру Мюллера.

17 мгновений весны: история создания

А Куравлеву Лиознова предложила роль эсэсовца Айсмана. Ему прилепили горбинку на нос, сделали повязку на глаз, за черной повязкой должна была читаться биография жесткого, бывалого бойца. Лиознова поставила Куравлёву задачу, чтобы он этим одним глазом буквально прожигал своего партнера в кадре. И Куравлев в картине вполне достойно сыграл.

17 мгновений весны: история создания

Изначально в телефильме вместо младенцев собирались снимать кукол, но от этой идеи отказались, так как их статичность слишком заметна. Поэтому дети в кадре настоящие. Из-за того, что малыши быстро растут, съёмочной группе пришлось снимать шесть разных младенцев. В эпизоде, где грудного ребенка радистки Кэт распеленывают у открытого окна (на улице холодно, и немцы надеются, что сердце матери дрогнет и она сдаст Штирлица), малыш должен плакать, потому что мерзнет. На самом же деле детям было тепло, поэтому они улыбались и посапывали. Записать детский плач не удалось, поэтому звукоинженеру пришлось ехать в детскую больницу, чтобы там записать крик.

Телевизионный гардероб Штирлица состоял из 100 белых рубашек, 11 костюмов, гражданских пиджаков, полевого кителя, парадного мундира, фрака.

Во время съёмок в ГДР Вячеслава Тихонова однажды едва не арестовали. Он решил прошествовать от гостиницы до съемочной площадки (благо это было недалеко) в форме штандартенфюрера СС, за что был немедленно задержан берлинцами. Те сочли его за приверженца фашизма и уже собирались препроводить в полицейский участок. К счастью, этот шум услышали члены съемочной группы, примчались к месту скандала и отбили артиста у берлинцев.

17 мгновений весны: история создания

Татьяна Лиознова не признавала актерских импровизаций. Ее стиль в любом фильме – многократно, до изнеможения отрепетированные эпизоды и текст исключительно по сценарию. Но на тихой улице под Берлином в самом начале съемок вдруг возникла такая импровизация, что прослезилась даже суровая Лиознова. В сценарии встречи Штирлица с симпатичным псом не было. Просто один из местных жителей выгуливал рядом со съемочной площадкой свою собаку. Неожиданно она подбежала к Тихонову и ткнулась ему в руку. Оператор не стал выключать камеру. А Тихонов собак обожал и начал импровизировать. Так получился один из самых трогательных эпизодов этого фильма.

Снижение числа преступлений в дни телепремьеры "Семнадцати мгновений весны" было официально зафиксировано в милицейских сводках.

После того как фильм был впервые показан на советском телевидении, режиссёр Татьяна Лиознова получила от зрителей 12 мешков писем и прочитала все письма до единого

17 мгновений весны: история создания

- Характер нордический. Беспощаден к врагам рейха.

- Запоминается последняя фраза — это Штирлиц вывел для себя, словно математическое доказательство.

- Штирлиц! А вас я попрошу остаться.

– Вы плохо выглядите.
– Хорошо еще, что вообще живу.

- Как ты думаешь рожать, малыш?
— Кажется, нового способа еще не изобрели.

- Он отлично понимал, что был на грани провала.

- А я хоть раз в жизни кому-нибудь давал взбучку, а? Я старый, добрый человек, про которого распускают слухи.

- Вы ошиблись номером, дружище. Вы ошиблись номером.

- Воистину: куришь американские сигареты – скажут, что продал Родину.

- Вы слишком много знаете. Вас будут хоронить с почестями после автомобильной катастрофы.

- Трудно стало работать. Развелось много идиотов, говорящих правильные слова.

- Что случилось за те двое суток, что меня не было? Перевернулся мир? На землю сошёл бог? Кальтенбруннер женился на еврейке?

— Хотите, сыграем в шахматы?
— Габи, как шахматный партнёр вы меня не интересуете.

- Нет, ничего, валяйте. Со мной можно, с другими не советую.

17 мгновений весны: история создания

Критика версии

Мнение Вячеслава Тихонова о цветной версии:

— То, что сделали с картиной, — преступление. Это не та картина, в которой я участвовал. Это не та картина, которую снимали оператор Пётр Катаев и художник-постановщик Борис Дуленков, это не та картина, для которой работали Таривердиев и Рождественский. И это ко всем нам не имеет почти никакого отношения.

Режиссёр Татьяна Лиознова заявила, что была поражена достоверностью цветов:

Ответ создателей цветной версии

К примеру, бытует мнение о том, что голос Копеляна был ускорен. На самом деле это не так, никто ничего не ускорял и не вырезал. Скорее всего, изменилось восприятие зрителя, возможно, цветная версия добавила динамики. Ещё одна тема, которую активно педалируют противники новой версии фильма — обрезанный сверху и снизу экран. Понятно, что никто ничего не обрезал. Наоборот, благодаря сканированию 16-мм в Full HD открылось 20 % кадра, ранее невидимого, поскольку предыдущее сканирование в аналоговый Бетакам производилось, когда просто обрезали 16х9 под 4х3.


небывалый шторм -7 января в ялте 23.02.2012 --> Смотрели: 315 (2)

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

17 мгновений весны: история создания

Татьяна Лиознова не была в восторге от сценария, созданного на основе романа, и в некоторых местах добавила свое видение истории советского разведчика.

По словам режиссера, ей было интересно рассмотреть душу разведчика Исаева, понять, чем она наполнена. К книге Лиознова добавляет новых персонажей – молодую немку Габи и пожилую Фрау Заурих. "Зачем нужна была Фрау Заурих? Наверное, фильм мог быть и без нее…", — смеялась режиссер. Однако потом все же раскрыла секрет – эти герои раскрывают образ Штирлица, показывают его более человечным, живым. "Нужно было как-то нарастить "мир людей" вокруг Штирлица, не только среди мундиров". По сюжету фильма, Штирлиц вывозил пожилую Заурих на прогулки по лесу – именно с этого и начинается первая серия. "Это он кого вывозит? Он себя вывозит. Сам вырывается из этого ада погонов", — поясняет Лиознова.

17 мгновений весны: история создания

В фильме Штирлиц действительно получился более "душевным", чем по задумке Семенова – свой вклад внес и исполнитель главной роли – Вячеслав Тихонов. Например, ему принадлежала идея того, чтобы молодая немка, унтершарфюрер СС Барбара Крайн, была влюблена в него. Уже во время съемок Тихонов попросил актрису Ольгу Сошникову немного по-другому, по-женски смотреть на Штирлица.

Не было в сценарии и одной из самых ярких и запоминающихся сцен фильма – сцены встречи Штирлица с женой в кафе "Слон". О том, что сцена будет сниматься, было решено, когда работа над фильмом шла полным ходом. Трогательную историю про то, как разведчики вынуждены встречаться со своими женами – тайком, провожая взглядом, издалека, — Вячеславу Тихонову рассказал знакомый (под одной из версий – легендарный советский нелегал Конон Молодый). Тихонов был глубоко впечатлен рассказом и предложил Лиозновой показать это в фильме, на примере Штирлица и его жены.

Изначально планировалось, что вместе с женой в кафе будет и сын Исаева, которого тот никогда не видел. Была даже придумана целая история – у мальчика в руках будет цепочка-брелочек, которую тот будет вертеть, а потом оставит на тарелочке. И когда встреча будет окончена, Штирлиц, улучив момент, заберет этот брелочек в память о сыне. Однако в этой идее Лиознова усмотрела один недостаток: если в кадре будет ребенок, зритель не "заметит" женщины. Сделать акцент на любви между мужчиной и женщиной, на чувствах, которые преодолевают войну и расстояния, — в этом была задумка Лиозновой.

Сцена встречи в кафе "Слон" — одна из самых сложных в фильме: ее участники не разговаривают и практически не двигаются в кадре: пять с половиной минут они находятся в одной декорации без единого слова. Актеры полностью лишены инструментов выразительности, по сюжету фильма им даже нельзя показывать, что они знакомы. Особенно гениальными Лиознова считает роли жены Штирлица (ее играла Элеонора Шашкова) и человека, который ее приводит в кафе (в этой роли Евгений Лазарев). "Это потруднее, чем сыграть Штирлица, где все на него работает", — говорила Лиознова. Это роли, сыгранные без единого слова и жеста, а только глазами (в случае с женой Штирлица) и спиной (в случае с героем Лазарева). Секрет этой сцены не только в волшебном музыкальном сопровождении, но и в "живой" актерской игре: изначально планировалось, что кадры с женой Штирлица будут снимать без участия Тихонова – к тому же у него в тот день был первый выходной. Шашковой такая идея совсем не понравилась, и неизвестно, удалось бы ей также впечатляюще сыграть роль, глядя в неживую камеру, если бы в последний момент дверь кафе "Слон" не распахнулась, и туда не зашел бы Тихонов-Штирлиц.

На момент работы над картиной в начале 70-х годов никто и предположить не мог, что о ней будут помнить в 2000-х, по-прежнему с замиранием духа смотреть все серии и считать лучшим фильмом о советской разведке. "17 мгновений…" снимался как рядовой сериал: рассказывают даже, что большинство актеров, задействованных в картине, относились к съемкам не слишком-то и серьезно. Несмотря на то, что на фильме лежала большая ответственность — по инициативе генсека ЦК КПСС Юрия Андропова он должен был быть приурочен к 30-летию победы над немцами.

17 мгновений весны: история создания

Многие актеры параллельно работали и на других картинах, поэтому собрать всех вместе для съемок было крайне сложно – снимать приходилось ночью. Некоторые эпизоды добавлялись по ходу работы, а актеры на второстепенные роли назначались в лучшем случае за день до съемок, а иногда и день в день – так произошло и с Элеонорой Шашковой. Конечно же, это лишь одна сторона медали, в профессионализме съемочной группы не приходится сомневаться, а Татьяна Лиознова еще перед началом съемок заявила, что на площадке хочет видеть уже известных и зарекомендовавших себя актеров.

Большую часть фильма актеру Вячеславу Тихонову, исполнявшему роль Штирица, приходилось только наблюдать, писать, звонить и ходить, а также один раз выстрелить. Количество диалогов сведено к минимуму, все действия и даже мимику отличает холодная сдержанность. Однако актер Лев Дуров, сыгравший в фильме агента Клауса, считает эту роль одной из сложнейших в фильме. "Кроме анализа и сопоставления ничего нет!", — говорил Дуров о Штирлице, подчеркивая отсутствие возможностей хоть как-то раскрыть характер героя. Благодаря едва заметным мелочам, вроде собаки, которая кладет Штирлицу голову в руки, или влюбленной в него немки, мы можем лишь догадываться о его мыслях, характере, настроении. У каждого героя в фильме есть свои "бзики" — именно так называла их Лиознова – то есть, простые, человеческие особенности, вроде постоянно заедающего шкафчика у Мюллера. "Это дает правду жизни", — объясняла режиссер. У Штирлица такой "правды жизни" практически нет, потому что он человек "дважды закрытый – один раз профессией и второй раз – немецким мундиром". Заинтересовать зрителя характером героя, его жизнью, мыслями, мог только актер с "большим внутренним содержанием", говорил Лев Дуров о Тихонове.

Рассказывают, что однажды Тихонов раскрыл секрет своего напряженного думающего лица во время исполнения роли Штирлица. Таблица умножения – именно ее он прокручивал в голове, пока оператор снимал очередную сцену длительностью в несколько минут. Но в актерской игре, как и на войне, все методы хороши.

17 мгновений весны: история создания

Выбор актера для главной роли фильма дался Татьяне Лиозновой нелегко – в качестве Штирлица она рассматривала Иннокентия Смоктуновского, Олега Стриженова, Юрия Соломина. Лиознова вспоминала, что в тот момент как минимум два актера подходили на роль Штрилица больше, чем Тихонов: "В их лице было нечто антипатичное, что тоже должно быть".

17 мгновений весны: история создания

Среди претендентов на главную роль были и вовсе неожиданные кандидатуры: например, Арчил Гомиашвили, у которого в ту пору был роман с Лиозновой. Однако к началу съемок этот роман благополучно завершился, плюс к тому же Гомиашвили был утвержден на роль Остапа Бендера у Леонида Гайдая.

У Тихонова было одно-единственное преимущество: он был свободен, в отличие от остальных претендентов, и Лиозновой пришлось отдать ему предпочтение. Случай оказался счастливым – сдержанная манера игры Тихонова как нельзя кстати подошла для роли советского разведчика, и сейчас уже почти невозможно представить себе кого-то другого в кабинете у Мюллера.

Фрау Заурих, по идее режиссера, должна была олицетворять женщину-мать, которая понимала Штирлица, и только ей разведчик доверял сокровенное. Образ создавали под Фаину Раневскую. Но она, прочитав сценарий, сказала, что роль эпизодическая и играть там нечего. В фильме Заурих воплотила Эмилия Мильтон.

Русскую радистку Кэт сыграла в фильме Екатерина Градова. Мало кто знает, что хотели взять на эту роль Ирину Алферову. Но Алферова была в отъезде в загранкомандировке, и ее кандидатура быстро отпала.

17 мгновений весны: история создания

Пробовались и другие малоизвестные актеры, пока второй режиссер картины не привел на съемочную площадку Леонида Броневого.

На съемках бесподобной фишкой в игре Броневого стало его нервное подергивание головой — костюмеры пошили узкий ворот его мундиру, и актер делал движения шеей, чтобы ослабить давление.
— Почему вы перестали дергать шеей? — однажды спросила на съемках Лиознова актера.
— А что, надо дергать? — удивился Броневой.
— Да-да, так очень хорошо.
Случайная находка стала красочным штрихом к характеру Мюллера.

17 мгновений весны: история создания

А Куравлеву Лиознова предложила роль эсэсовца Айсмана. Ему прилепили горбинку на нос, сделали повязку на глаз, за черной повязкой должна была читаться биография жесткого, бывалого бойца. Лиознова поставила Куравлёву задачу, чтобы он этим одним глазом буквально прожигал своего партнера в кадре. И Куравлев в картине вполне достойно сыграл.

17 мгновений весны: история создания

Авторам фильмов приходится выдавать одни города и страны за другие по разным причинам. Получается обман во благо зрителя. Без географических фальсификаций съемки зрелищного фильма могут оказаться невыполнимой задачей.

Часто режиссеры не могут найти места для съемок фильма (как принято говорить в кинопроизводстве — натуру) там, где это предусмотрено сценарием фильма. Унылый пейзаж или изменения в архитектуре вынуждают режиссера снимать нужные для фильма виды в другом месте.

17 мгновений весны: история создания

Изначально в телефильме вместо младенцев собирались снимать кукол, но от этой идеи отказались, так как их статичность слишком заметна. Поэтому дети в кадре настоящие. Из-за того, что малыши быстро растут, съёмочной группе пришлось снимать шесть разных младенцев. В эпизоде, где грудного ребенка радистки Кэт распеленывают у открытого окна (на улице холодно, и немцы надеются, что сердце матери дрогнет и она сдаст Штирлица), малыш должен плакать, потому что мерзнет. На самом же деле детям было тепло, поэтому они улыбались и посапывали. Записать детский плач не удалось, поэтому звукоинженеру пришлось ехать в детскую больницу, чтобы там записать крик.

Телевизионный гардероб Штирлица состоял из 100 белых рубашек, 11 костюмов, гражданских пиджаков, полевого кителя, парадного мундира, фрака.

Во время съёмок в ГДР Вячеслава Тихонова однажды едва не арестовали. Он решил прошествовать от гостиницы до съемочной площадки (благо это было недалеко) в форме штандартенфюрера СС, за что был немедленно задержан берлинцами. Те сочли его за приверженца фашизма и уже собирались препроводить в полицейский участок. К счастью, этот шум услышали члены съемочной группы, примчались к месту скандала и отбили артиста у берлинцев.

17 мгновений весны: история создания

Татьяна Лиознова не признавала актерских импровизаций. Ее стиль в любом фильме – многократно, до изнеможения отрепетированные эпизоды и текст исключительно по сценарию. Но на тихой улице под Берлином в самом начале съемок вдруг возникла такая импровизация, что прослезилась даже суровая Лиознова. В сценарии встречи Штирлица с симпатичным псом не было. Просто один из местных жителей выгуливал рядом со съемочной площадкой свою собаку. Неожиданно она подбежала к Тихонову и ткнулась ему в руку. Оператор не стал выключать камеру. А Тихонов собак обожал и начал импровизировать. Так получился один из самых трогательных эпизодов этого фильма.

Снижение числа преступлений в дни телепремьеры "Семнадцати мгновений весны" было официально зафиксировано в милицейских сводках.

После того как фильм был впервые показан на советском телевидении, режиссёр Татьяна Лиознова получила от зрителей 12 мешков писем и прочитала все письма до единого

17 мгновений весны: история создания

- Характер нордический. Беспощаден к врагам рейха.

- Запоминается последняя фраза — это Штирлиц вывел для себя, словно математическое доказательство.

- Штирлиц! А вас я попрошу остаться.

– Вы плохо выглядите.
– Хорошо еще, что вообще живу.

- Как ты думаешь рожать, малыш?
— Кажется, нового способа еще не изобрели.

- Он отлично понимал, что был на грани провала.

- А я хоть раз в жизни кому-нибудь давал взбучку, а? Я старый, добрый человек, про которого распускают слухи.

- Вы ошиблись номером, дружище. Вы ошиблись номером.

- Воистину: куришь американские сигареты – скажут, что продал Родину.

- Вы слишком много знаете. Вас будут хоронить с почестями после автомобильной катастрофы.

- Трудно стало работать. Развелось много идиотов, говорящих правильные слова.

- Что случилось за те двое суток, что меня не было? Перевернулся мир? На землю сошёл бог? Кальтенбруннер женился на еврейке?

— Хотите, сыграем в шахматы?
— Габи, как шахматный партнёр вы меня не интересуете.

- Нет, ничего, валяйте. Со мной можно, с другими не советую.

17 мгновений весны: история создания

Критика версии

Мнение Вячеслава Тихонова о цветной версии:

— То, что сделали с картиной, — преступление. Это не та картина, в которой я участвовал. Это не та картина, которую снимали оператор Пётр Катаев и художник-постановщик Борис Дуленков, это не та картина, для которой работали Таривердиев и Рождественский. И это ко всем нам не имеет почти никакого отношения.

Режиссёр Татьяна Лиознова заявила, что была поражена достоверностью цветов:

Ответ создателей цветной версии

К примеру, бытует мнение о том, что голос Копеляна был ускорен. На самом деле это не так, никто ничего не ускорял и не вырезал. Скорее всего, изменилось восприятие зрителя, возможно, цветная версия добавила динамики. Ещё одна тема, которую активно педалируют противники новой версии фильма — обрезанный сверху и снизу экран. Понятно, что никто ничего не обрезал. Наоборот, благодаря сканированию 16-мм в Full HD открылось 20 % кадра, ранее невидимого, поскольку предыдущее сканирование в аналоговый Бетакам производилось, когда просто обрезали 16х9 под 4х3.


Февраль 1945 года. Советскому командованию становится известно о попытках немцев заключить сепаратный мир с западными державами. Резиденту военной разведки в Берлине полковнику Максиму Исаеву поступает приказ из Центра: выяснить, кто именно из фашистских бонз затеял эту игру, и по возможности сорвать переговоры. Полковник Исаев блестяще справился с заданием. Начавшиеся переговоры между Карлом Вольфом и Алленом Даллесом в Берне закончились ничем, сепаратный мир так и не был заключен.

Надо отметить, что наши союзники по антигитлеровской коалиции вообще вели себя довольно подло: сначала тянули с открытием второго фронта в Европе, а затем, под занавес войны, затеяли тайные переговоры с нацистами. И лишь после того как факт сепаратных переговоров стал известен советской стороне и Сталин в жесткой форме потребовал от Рузвельта объяснений, американцы отказались от дальнейших контактов с немцами за спиной Советского Союза.

Теперь о реалиях фашистской Германии образца 1945 года и, прежде всего, о работе германской полиции и спецслужб. В телефильме фигурируют только две организации - гестапо и политическая разведка. Однако и гестапо (тайная государственная полиция), и разведка были всего лишь частью гигантского механизма под названием РСХА, или Главного управления имперской безопасности. Руководил этой мощной структурой сначала Рейнхард Гейдрих, а после его смерти - Эрнст Кальтенбруннер. Начальник РСХА подчинялся непосредственно рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру, который считался шефом всех полицейских сил Германии.

Кстати, под зданием на Курфюрстенштрассе располагался огромный бункер, который считался таким же безопасным, как и бункер самого фюрера. Из этого подземного сооружения вели тайные ходы в различные районы Берлина. Не исключено, что именно этими потайными туннелями и воспользовался Мюллер в начале мая 1945 года, когда бесследно исчез из города.

Эффектная черная форма, в которой щеголяют на протяжении всего фильма сотрудники РСХА, - это парадная одежда членов СС - элитной организации Третьего рейха, в которую входило и Главное управление имперской безопасности. Такие мундиры надевали достаточно редко и только по случаю каких-либо торжеств. В повседневной жизни сотрудники РСХА носили форму серого цвета. Именно в таких мундирах и запечатлены офицеры и генералы РСХА на кадрах кино- и фотохроники. А в 1944 году парадную черную форму вообще отменили: к тому времени нацистам стало не до праздников и торжеств.

Что же касается офицеров Главного управления имперской безопасности, фигурирующих в фильме, большинство из них - реальные исторические персонажи. Причем, авторы фильма явно старались максимально передать не только внешнее сходство, но и черты характера этих людей. Правда, получалось это не всегда. Так, группенфюрер СС Генрих Мюллер, по описаниям современников, был невысокого роста, коренастый человек с тонкими сжатыми губами и карими глазами, которые постоянно смотрели на собеседника. Мюллер буквально дырявил человека взглядом и, по мнению многих, вызывал одним своим видом какой-то бессознательный страх. Картину усугубляли большие руки с толстыми, узловатыми пальцами. Говорил Мюллер немного, предпочитал сдержанную манеру общения, почти никогда не улыбался и редко пускался в откровения. Киношный Мюллер в исполнении Леонида Броневого производит несколько иное впечатление.

Генрих Мюллер никогда не был убежденным национал-социалистом. Его жизненное кредо можно сформулировать коротко и ясно: абсолютный приоритет государственных интересов над личными. Иначе говоря, шеф гестапо был ярым государственником и, если бы в 1933 году в Германии победили коммунисты и провозгласили бы курс на строительство крепкого государства, он служил бы им верой и правдой так же, как служил нацистам. Мюллер и в нацистскую партию вступил только в 1939 году и лишь для того, чтобы продолжить карьеру в полиции. Так что пламенная речь киношного Мюллера перед Штирлицем, когда он восхваляет национал-социализм, есть не более чем фантазия сценаристов.

Известно также, что Мюллер проявлял откровенные симпатии к коммунистическому движению и Советскому Союзу. Вальтер Шелленберг вспоминал, что однажды, в 1943 году, Мюллер, выпив немножко вина (что бывало с ним нечасто), вдруг разоткровенничался и начал рассуждать в том духе, что и у Сталина есть чему поучиться. Неудивительно, что у многих, кто лично знал Мюллера, сложилось устойчивое мнение о том, что шеф гестапо поддерживал тесные отношения с советской разведкой и явно готовил себе запасной плацдарм на случай крушения Третьего рейха. И когда Мюллер исчез из окруженного Берлина, многие решили, что шеф тайной полиции переметнулся к русским. А кое-кто уверял, что после войны даже видел Мюллера в Москве. Впрочем, послевоенная судьба Генриха Мюллера, так же, как и его кумира Мартина Бормана, до сих пор остается одной из неразгаданных тайн нацистской Германии.

А вот с Шелленбергом получилось почти стопроцентное попадание в образ. На экране глава 6-го управления РСХА - весьма обаятельный тип с интеллигентными манерами и привлекательными чертами лица. Реальный Шелленберг действительно отличался безупречными манерами и слыл красавчиком, хотя бы потому что был одним из самых молодых руководителей в нацистской Германии. Весной 1945 года, когда происходят показанные в фильме события, Вальтеру едва исполнилось 35 лет. В отличие от Мюллера, который всю жизнь упорно делал себе карьеру, поднимаясь по служебной лестнице, Шелленберг стремительно вознесся к вершинам власти и уже в 1941 году, в возрасте 30 лет, получил генеральские погоны и занял кресло шефа одного из ключевых управлений РСХА.

Это обстоятельство, кстати, всегда задевало самолюбие Мюллера. Он не скрывал, что Шелленберг - человек не его круга, и всячески противопоставлял свое рабоче-крестьянское происхождение аристократизму Вальтера. Об этом вспоминал после войны сам Шелленберг, этот момент обыгрывается и в фильме.

Ближайший помощник Мюллера - Кристиан Шольц - реальный персонаж. Как и Мюллер, Шольц - типичный немецкий служака, пришедший работать в баварскую полицию еще в начале 1930-ых годов. Очевидно, там и состоялось их знакомство, и с тех пор Мюллер тащил Шольца за собой по карьерной лестнице. Неудивительно, что когда Генрих перебрался в Берлин и занял пост шефа гестапо, Кристиан тоже переехал в здание на Принц-Альбрехтштрассе. Шольц был единственным человеком, который находился рядом с Мюллером до самого конца, даже жил вместе с шефом гестапо в его частном доме в пригороде Берлина Ланквитце.

Однако при всем этом Шольц никогда не занимал должность помощника Мюллера, как это показано в фильме. Официально адъютантом Мюллера был оберштурмфюрер СС Альберт Духштейн. А Кристиан Шольц считался в РСХА большим специалистом в области радиоигр и прослушивания телефонных разговоров. Но поскольку отношения между Мюллером и его адъютантом Духштейном не отличались большой доверительностью, не исключено, что шеф 4-го управления иногда привлекал своего старого друга Шольца для исполнения каких-либо деликатных поручений. Судьба Шольца после войны, так же как и судьба его шефа, неизвестна. Кстати, киношный Шольц носит петлицы штандартенфюрера СС (то есть полковника), в то время как настоящий Шольц служил в гестапо в чине штурмбанфюрера, что соответствовало званию майора.

Обергруппенфюрер СС (генерал-полковник в переводе на общевоинские звания) Эрнст Кальтенбруннер возглавил РСХА в 1942 году после гибели Гейдриха. С Мюллером Кальтенбруннера связывали весьма теплые отношения. Это обстоятельство, кстати, неважно отразилось на дальнейшей карьере шефа гестапо: с 1942 года его ни разу не повышали в звании и не награждали. Причина банальна: Кальтенбруннера недолюбливал Генрих Гиммлер, и эта неприязнь распространялась на всех, кого считали людьми Кальтенбруннера. В фильме все эти подковерные интрижки показаны достаточно правдиво.

Еще один реальный персонаж - Карл Вольф, обергруппенфюрер СС, начальник штаба СС, ближайший сподвижник самого Гиммлера. Именно ему рейсфюрер и поручил деликатную миссию - прозондировать возможность заключения сепаратного мира с англосаксами. В телефильме роль Вольфа исполняет Василий Лановой. Именно Карл Вольф встречался в нейтральной Швейцарии с резидентом американской разведки в Европе Алленом Даллесом. Эти реальные эпизоды Второй мировой войны достаточно правдоподобно показаны в фильме.

В целом благодаря фильму, у многих сложилось впечатление о нацистской Германии как о безупречно работавшем государстве, идеально отлаженном и не дававшем сбоев. Это верно лишь отчасти. Несмотря на существование колоссального аппарата принуждения и террора, нацисты так и не смогли добиться абсолютного повиновения не только на оккупированных территориях, но и в самой Германии. И бесконечная череда покушений на Гитлера - тому свидетельство. Сам Мюллер с горечью говорил об этом под занавес войны в одной из бесед с Шелленбергом. По его словам, он искренне завидует Сталину и коммунистам, которые сумели в конце 1930-ых годов провести серьезную чистку государственного и партийного аппарата и тем самым укрепили обороноспособность страны. Гитлер и его окружение, напротив, проявили в этих вопросах непростительную мягкость, особенно когда речь шла о высшем военном руководстве. В результате под маховик террора зачастую попадали мелкие сошки и случайные люди, огромный аппарат РСХА работал, по сути, вхолостую. Так, после покушения на фюрера в июне 1944 года гестапо арестовало около 7 тысяч человек по всей Германии. Причем, многие из арестованных не только не участвовали в заговоре, но даже не подозревали о его существовании.

Удивителен также эпизод в начале картины, где Штирлиц рисует карикатуры на высших нацистских руководителей. Судя по сочному и яркому штриху, это фломастер, простое перо или карандаш такой линии на бумаге не оставляют. Вопрос: откуда у советского разведчика фломастер, если он впервые появился на Западе лишь в начале 1960-ых? В годы войны даже обычная шариковая ручка еще не вошла в массовый обиход. Вспомните, чем пишет свой рапорт Мюллеру Айсман или пастор Шлаг - телеграмму в почтовом отделении в Швейцарии? Простым пером, обмакивая его в чернильницу. Да и тот же Штирлиц у себя в рабочем кабинете пользуется точно таким же пером, когда сочиняет письмо на имя рейхсфюрера. А вот дома он почему-то рисует исключительно фломастером, о существовании которого никто в мире в те годы даже не догадывался.

Один из главных идеологов и основоположников национал-социализма, Отто Штрассер действительно разошелся с Гитлером по ряду принципиальных вопросов, а потому был вынужден эмигрировать из Германии в начале 1930-ых годов. В частности, Штрассер предлагал национализировать всю крупную немецкую промышленность и банки, ссылаясь на опыт Советского Союза. Гитлер, которого, как известно, финансировали как раз эти самые крупные немецкие промышленники, разумеется, не рискнул трогать частный капитал. Более того, в Третьем рейхе германские магнаты, в том числе и негерманского происхождения, чувствовали себя превосходно и делали гигантские состояния на военных заказах и использовании дешевой рабочей силы. Находясь в эмиграции, Штрассер продолжал критиковать гитлеровский режим, в том числе его ярко выраженный милитаристский характер. А потому имя Отто Штрассера было вычеркнуто из официальной истории национал-социализма, а многие его сторонники сгинули в концлагерях.

Достаточно нелепо, хотя и весьма трогательно, выглядит сцена свидания Штирлица с женой. Совершенно непонятно, зачем понадобилось устраивать свидание в кабаке, на глазах у многих людей, чтобы просто сидеть и смотреть друг на друга. Неужели для этой цели нельзя было снять гостиничный номер или использовать какую-нибудь конспиративную квартиру, коих немало в распоряжении любого разведчика?

Наконец, совершенно непонятно, почему все-таки мгновений было семнадцать. Если за одно весеннее мгновение принимать серию, тогда в телефильме их должно быть семнадцать, а не двенадцать. Если под мгновением имеется в виду один день весны 1945-го, тогда непонятно, почему повествование в фильме начинается с 12 февраля, а заканчивается 24 марта, то есть охватывается временной период почти полтора месяца, из которых 17 дней - зимние, а не весенние. Ну а количество мизансцен, каждую из которых можно трактовать как мгновение, и вовсе исчисляется сотнями. В общем, название красивое, романтичное, но абсолютно нелогичное. Что, впрочем, нисколько не умаляет достоинства самой киноленты.

Сергей ХОЛОДОВ, историк, член Попечительского совета Войсковой Православной Миссии

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

А заодно и жертвой раздвоения личности, латентным алкоголиком, хулиганом и садистом, персонажем уникальных по цинизму и пошлости анекдотов, действующим лицом каких-то совсем уж похабных юмористических повестей и компьютерных игр, а после 2000 года — еще и материализовавшейся аватарой, взявшей в руки бразды правления Российской Федерацией. То есть подлинно народным героем, апроприированным самыми широкими массами, навеки вошедшим в культурный код эпохи. Так что я был просто обречен на reinvention “17 мгновений весны”. Разумеется, смотрел не кастрированную цветную версию, а ту самую, черно-бело-аскетичную.

У фильма были действительно толковые консультанты. Письмо Борману на русском языке - это очень тонкий, даже изысканный ход. Но дилетанту невозможно понять логику профессионала.

Но еще хуже моменты, просто кричащие о беспомощности режиссера, когда Гиммлер и Шелленберг в реальном времени 10 минут смотрят кинохронику, кто-то несколько минут молча читает донос, а тут еще минут на 5 военной хроники с редкими и глубокомысленными закадровыми комментариями, отрывки из каких-то чечеточно-плясовых быдлофильмов 30-х. И еще, и еще. И много раз. Пожалуй, единственное, что интересно было смотреть — кадры из блокадного Петербурга 1942 года ввиду их явной непостановочности. С середины сериала от этого понемногу начинают избавляться, но первые серии — сущая пытка, способная запросто отвратить нынешнего зрителя от просмотра. Впрочем, не исключено, что в условиях 70-х годов это воспринималось как аналог рекламных пауз, дающих возможность на пару минут отлучиться из-за телевизора.

Хорош также и Шелленберг, культурный и красивый мужчина, речи которого отличаются редкой трезвостью, точностью и убедительностью. На 10 лет младше Штирлица, но старше по званию и должности, причем не за счет лизоблюдства, а по делу. В принципе, Шелленберг — это портрет идеального начальника, вежливого и компетентного, стремительно делающего карьеру, и ведущего за собой наверх своих сотрудников; начальника не лезущего в личную жизнь подчиненных, но жертвующего собственным досугом ради общего блага. Конечно, в СССР таких шефов не было или почти не было, поэтому образ, замечательно воплощенный Олегом Табаковым выглядит особенно притягательно.

Чтобы разбить стену текста, вставлю сюда этот порадовавший меня слайд с футбольного матча между Третьим Рейхом и Хорватией.

А эта актриса - моя любимица со времен "Кортика". Я, конечно, знаю, что нацистские чиновники даже чистокровным евреям продавали справки об "арийском происхождении", но для этого, по крайней мере, нужно было быть похожим на "арийца".

Читайте также: