1 мая 1920 года через обломки капитализма к всемирному братству трудящихся доклад

Обновлено: 05.07.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

В.И. Ленин о "мирном сосуществовании двух систем"

Когда Хрущев и другие советские вожди многократно и громогласно уверяют, что они ведут ленинскую политику “мирного сосуществования и сотрудничества государств с различными социально-политическими системами и полного “невмешательства во внутренние дела других государств”, я прихожу в полное недоумение. Неужели же теперь в Советском Союзе никто не знает, не помнит и не читает Ленина, если у советских вождей поворачивается язык говорить такие небылицы советским гражданам (иностранцам-то они давно привыкли рассказывать сказки, следуя “заветам великого Ильича” и пользуясь их невежеством в “русском вопросе”).

Профессиональная обязанность историка побуждает меня напомнить действительное учение Ленина о международных отношениях в эпоху “сосуществования” коммунистической и капиталистической систем. Учение Ленина по этому вопросу я изложу преимущественно его собственными словами, цитируя его речи и статьи за 1917-1921 гг. по второму изданию его сочинений, тт. 22-26.

По учению Ленина, между советскими республиками, которые свергли “иго капитализма” и установили у себя “диктатуру пролетариата”, с одной стороны, и между государствами так называемого капиталистического мира, с другой, неизбежна жестокая, смертельная борьба, которая может прерываться только короткими перемириями и которая должна закончиться гибелью “международного капитализма”: Капитализм — сила международная, и потому уничтожить его можно только во всех странах, но не в одной” (т. 23, с. 191). “Теперь ясно для всех, — говорил Ленин в конце 1918 года, — что может существовать либо победивший империализм (по определению Ленина, империализм есть “новая, высшая и последняя ступень капитализма”. — С. П.), либо Советская власть. — середины нет” (т. 23, с. 288). — “Пока остались капитализм и социализм, мы мирно жить не можем: либо тот, либо другой, в конце концов, победит; либо по Советской республике будут петь панихиды, либо по мировому капитализму” (т. 25, с. 512). — “Вопрос стоит так и только так. Либо диктатура буржуазии, прикрытая учредилками; всякого рода голосованиями, демократией и т. п. буржуазным обманом, которым ослепляют дураков. либо диктатура пролетариата” (т. 23, с. 482). — “Мы живем не только в государстве, но и в системе государств, и существование Советской республики рядом с империалистическими государствами продолжительное время немыслимо. В конце концов либо одно, либо другое победит. А пока это наступит, ряд самых ужасных столкновений между Советской республикой и буржуазными государствами неизбежен” (т. 24, с. 122).

Режим парламентской демократии, существующий в “капиталистических” странах, по учению Ленина, — лишь форма буржуазной диктатуры, орудие подавления и угнетения “пролетариата”: “Буржуазный парламент, хотя бы самый демократический в самой демократической республике, в которой сохраняется собственность капиталистов и их власть, есть машина для подавления миллионов трудящихся кучками эксплуататоров” (т. 23, с. 495). — “Самая демократическая буржуазная республика не была никогда и не могла быть ничем иным, как машиной для подавления трудящихся капиталом, как орудием политической власти капитала, диктатурой буржуазии” (т. 24, с. 251). Те социалисты, которые принимают всерьез парламентскую демократию, по Ленину, оппортунисты и изменники делу рабочего класса (т. 22, с. 219). Так, во главе германской социал-демократической партии оказалась, по мнению Ленина, “кучка отъявленных мерзавцев, самой грязной, продавшейся капиталистам сволочи” (т. 24, с. 249). Таковы же, по Ленину, социалисты-“оппортунисты” и в других странах.

Для освобождения пролетариата от ига капитала необходима мировая социальная революция, которая должна закончиться полным разрушением парламентарно-демократического строя и полной “экспроприацией” буржуазии. Революция в России и учреждение Советской республики — это лишь первый шаг или этап по пути мировой революции, имеющей целью установление диктатуры пролетариата в мировом масштабе и учреждение всемирной советской республики: “Конечно, окончательная победа социализма в одной стране невозможна” (т. 22, с. 217). — “Если бы наша революция осталась одна, . то наше дело было бы безнадежным”. (т. 22, с. 319). — “Русская революция была, в сущности, генеральной репетицией или одной из репетиций всемирной пролетарской революции” (т. 24, с. 121). — “Мы рассматриваем себя только как один из отрядов международной армии пролетариата” (т. 24, с. 591). — “Не понять даже теперь (т. е. в 1919 году), что в России идет (и во всем мире начинается или зреет) гражданская война пролетариата с буржуазией, мог бы лишь круглый идиот” (т. 24, с. 459-460).

Мы никогда не скрывали, что наша революция только начало, что она приведет к победоносному концу только тогда, когда мы весь свет зажжем таким же огнем революции” (т. 25, с.49). — “Осуществив советскую власть, — поучает Ленин, мы нащупали международную, всемирную форму диктатуры пролетариата” (т. 24, с. 115). — “Международный союз партий, руководящих движением пролетариата к свержению ига капитала, имеет теперь под собой невиданную по прочности базу: несколько Советских республик, которые в международном масштабе воплощают в жизнь диктатуру пролетариата” (т. 24, с. 247-248). — “Наша задача, — говорил Ленин в 1918 году, — удержать власть Советов до того времени, когда восстанет рабочий класс всех стран и воздвигнет великое знамя всемирной социалистической республики” (т. 23, с. 150). “Наше дело сеть дело всемирной пролетарской революции, дело создания всемирной Советской республики” (т.25, с. 346).

Свою уверенность в победе международной революции Ленин мотивировал двумя соображениями; во-первых, ростом влияния коммунистов среди пролетариата различных стран (включая, будто бы, Англию и США), а во-вторых, неизбежными конфликтами интересов и предстоящими военными столкновениями между “капиталистическими” державами. В эпоху мирных переговоров после победы союзников над Германией Ленин радовался, что Ллойд Джордж, Вильсон, Клемансо и Орландо в течение нескольких месяцев не могли договориться об условиях мира; он утверждал: это — “звери, которые награбили добычу со всего мира” и теперь не могут поделить ее, и выражал радостную надежду: “Додерутся эти звери до того, что останутся одни хвосты” (т. 24, с. 217).

Задачей международной политики пролетарского государства в переходную эпоху его сосуществования с “капиталистическими” государствами должно быть, по Ленину, всемерное поощрение и использование розни и вражды между капиталистическими странами для, того, чтобы легче было нанести им последний удар. “Основное правило” советской международной политики — “до окончательной победы социализма во всем мире” — заключается в следующем: “Надо использовать противоположности и противоречия между двумя системами капиталистических государств, натравливая их друг на друга” (т. 25, с. 498). — “В настоящее время мы находимся между двумя врагами. Если их обоих нельзя победить, надо уметь поставить свои силы так, чтобы они передрались между собой, так как всегда, когда два вора дерутся, честный человек (?!) от этого выигрывает, но как только мы будем настолько сильны, чтобы сразить весь капитализм, мы немедленно схватим его за шиворот” (т. 25, с. 500). — “Практическая задача коммунистической политики” есть задача “использования вражды между капиталистическими странами, стравливая их друг с другом” (т. 25, с. 502).

Находясь в “капиталистическом окружении”, пролетарское государство, по Ленину, должно уметь временно отступать, лавировать и маневрировать, и в это время вооружаться и собираться с силами для нового натиска на “международный империализм”. Для этого оно должно, по мере необходимости, заключать мирные и торговые договоры с “капиталистическими” государствами — с тем, чтобы при первой представившейся возможности эти договоры нарушить. “Вы знаете, — поучал Ленин своих верноподданных в мае 1918 года, — чего стоят договоры и чего стоят законы перед лицом разгоревшихся международных конфликтов, это — не более, как клочок бумаги” (т. 23, с. 6).

Мастерским шагом своей политической стратегии Ленин считал заключение Брестского мирного договора с Германией, в котором заключались громадные территориальные и экономические уступки правительству императора Вильгельма, но который дал “Советской республике” возможность “передышки”, чтобы собраться с силами для новой борьбы и чтобы “додушить (русскую. — С. П.) буржуазию”: “Несомненно — говорил Ленин на заседании большевистского ДК в январе 1918 года, — мир, который мы вынуждены заключить, сейчас, мир похабный, но если качнется война, то наше правительство будет сметено. нам необходимо упрочиться, а для этого нужно время. Нам необходимо додушить буржуазию, а для этого нам необходимо, чтобы у нас были свободны обе руки. Сделав это, мы освободим себе обе руки и тогда мы сможем вести революционную войну с международным империализмом” (т. 22, с. 200-201).

Съезд РКП а марте 1918 года, после больших споров, одобрил заключение “тягчайшего и унизительнейшего мирного договора с Германией” (т. 22, с. 339), но в то же время принял секретное “дополнение к резолюции”, которым “Центральному Комитету дается полномочие во всякий момент разорвать все мирные договоры с империалистическими буржуазными государствами, а равно объявить им войну” (т. 22, с. 344). Сравнивая Брестский договор с Тильзитским миром 1807 г., Ленин говорил, что как немцы нарушали последний, так и “мы, конечно, нарушим и нарушаем Брестский договор, и Гофман (глава немецкой делегации при ведении мирных переговоров. — С. П.) нас поймает на этом; только мы постараемся, чтобы он поймал не скоро” (т. 22, с. 327-328).

В своей международной политике советское государство должно, по учению Ленина, руководствоваться исключительно интересами международной пролетарской революции, а отнюдь не интересами того или иного национального государства, например, России: “Тот не социалист, — поучает Ленин, — кто не понимает, что ради победы над буржуазией, ради перехода власти к рабочим, ради начала международной пролетарской революции, можно и должно не останавливаться ни перед какими жертвами. Тот не социалист, кто не доказал делами своей готовности на величайшие жертвы со стороны “его” отечества, лишь бы дело социалистической революции было фактически двинуто вперед” (т. 23, с. 181).

В декабре 1917 года Ленин говорил (в речи по национальному вопросу): “Нам говорят, что Россия раздробится, распадется на отдельные республики, но нам нечего бояться этого. Сколько бы ни было самостоятельных республик, мы этого страшиться не станем. Для нас важно не то, где проходит государственная граница, а то, чтобы сохранился союз между трудящимися всех наций для борьбы с буржуазией каких угодно наций. Пусть буржуазия затевает презренную жалкую грызню из-за границ, рабочие же всех страной всех наций не разойдутся на этой гнусной почве” (т. 22. с. 100). — “Вопрос о том, как определить государственные границы, теперь, на время, — ибо мы стремимся к полному уничтожению государственные границ, — есть вопрос не основной, неважный, второстепенный” (т. 24, с. 657), — “. для интернационалиста вопрос о границах государства — вопрос второстепенный, если не десятистепенный” (т. 24, с. 645).

Единственное место, где “интернационалистам” надлежит принимать во внимание национальные чувства и интересы, — это “угнетенные империализмом колонии и народы Востока”, которые “интернационалистам” надлежит поднять на борьбу с “международный империализмом”. На съезде коммунистических организаций народов Востока, в ноябре 1919 года, Ленин поучал своих слушателей: “Социалистическая революция не будет только борьбой революционных пролетариев в каждой стране против своей буржуазии; нет, она будет борьбой всех угнетенных империализмом колоний и стран, всех зависимых стран против международного империализма. Теперь нашей Советской республике предстоит сгруппировать вокруг себя все просыпающиеся народы Востока, чтобы вместе с ними вести борьбу с международным империализмом. Вам придется базироваться на том буржуазном национализме, который пробуждается у этих народов и который имеет историческое оправдание”, а “трудящимся массам” каждой страны надлежит внушить, что “единственная надежда на освобождение заключается в победе международной революции и что международный пролетариат является единственным союзником всех трудящихся и эксплуатируемых сотен миллионов людей Востока” (т. 24, с. 550-551).

От оков Брестского мира освободила советское государство не победа международного пролетариата, которую предсказывал Ленин, а победа союзников на западном фронте и заключение ими Версальского мирного договора с Германией. После поражения Германии Ленин, конечно, поспешил аннулировать Брестский мирный договор, но западных союзников и заключенный ими мир подверг жестокой и поносительной критике, утверждая, что “Версальский мир является в сто раз более грабительским, чем Брестский, который нам был навязан германскими грабителями” (т. 24, с. 545). “Это — не мир, а условия продиктованные разбойником с ножом в руке беззащитной жертве” (т. 25. с. 417).

После Версальского мира в Европе, по мнению Ленина, “получилось, хотя и крайне непрочное, крайне неустойчивое, но все же такое равновесие, что социалистическая республика может существовать, конечно, недолгое время, в капиталистическом окружении” (т. 24, с. 428). Это “недолгое время” “социалистическая республика” должна использовать для увеличения своей военной и экономической мощи, готовясь к новым неизбежным войнам с международным империализмом. “При этих условиях, — как утверждает программа РКП, — лозунги пацифизма, международного разоружения при капитализме, третейских судов и т. п. являются не только реакционной утопией, но и прямым обманом трудящихся, направленным к разоружению пролетариата и отвлечению его от задачи разоружения эксплуататоров” (т. 24, Прилож., с. 693).

Для усиления своей мощи советская республика в это переходное время нуждается в торговых сношениях с капиталистическими государствами, — “в данный момент”, говорил Ленин в декабре 1920 года, “наша цель добиться торговых сношений с капиталистическими державами”, хотя “в прочные торговые сношения с империалистскими державами мы ни на секунду не верим: это будет временный перерыв” (в борьбе); Ленин проектирует заключить торговое соглашение с Англией и добавляет: “Если эти господа думают поймать нас на каких-либо обещаниях, то мы заявляем, что никакой официальной пропаганды наше правительство вести не будет, никаких интересов Англии на Востоке мы трогать не намерены. Если они надеются сшить себе на этом шубу, пусть попробуют, мы от этого не пострадаем” (т. 26, с. 12-13).

Таковы были принципы “марксизма-ленинизма” и “заветы” Ленина в области международной политики.

Гражданская война в образах визуальной пропаганды - _0.jpg

Санкт-Петербургский государственный университет

Гражданская война в образах визуальной пропаганды

словарь-справочник

Ответственный редактор: Е. А. Орех

Санкт-Петербург

ББК 60.524 71.41(2) 63.3(2)612

Рекомендовано к печати Ученым советом факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета

Авторский коллектив: Е. С. Богомягкова, О. Ю. Бойцова, М. М. Герасимова, М. Е. Глухова, А. А. Дупак, А. С. Захарова, Н. А. Зиновьева, Е. А. Орех, О. В. Сергеева.

Ответственный редактор: Е. А. Орех

В. Б. Аксёнов — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН.

Д. В. Иванов — доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Г75 Гражданская война в образах визуальной пропаганды: словарь-справочник / Под ред. Е. А. Орех. — СПб.: Скифия-принт, 2018. — 176 с., 32 с. ил.

Словарь может служить справочным пособием для всех, кто интересуется проблематикой визуальных репрезентаций и ролью символического в воспроизводстве социального порядка.

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 17-83-01003-ОГН

© Коллектив авторов, 2018

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018

ББК 60.524 71.41(2) 63.3(2)612

Введение (Е. А. Орех) 4

Белогвардеец (М. М. Герасимова) 12

Буржуй и капитал (О. Ю. Бойцова) 19

Дезертир фронта, военный дезертир, шкурник (М. М. Герасимова) 24

Женщина (М. Е. Глухова, А. А. Дупак, А. С. Захарова) 31

Казак (М. Е. Глухова, А. А. Дупак, А. С. Захарова) 41

Красноармеец (Е. С. Богомягкова) 48

Крестьянин (О. В. Сергеева) 59

Кулак (М. Е. Глухова, А. А. Дупак, А. С. Захарова) 65

Ленин (Е. А. Орех) 72

Маркс (О. Ю. Бойцова) 93

Матрос (О. Ю. Бойцова) 100

Меньшевик и эсер (О. Ю. Бойцова) 108

Польский пан (Е. С. Богомягкова) 116

Прогульщик, дезертир труда, лодырь (О. Ю. Бойцова) 127

Рабочий (О. В. Сергеева) 135

Ребёнок (М. М. Герасимова) 142

Россия, Родина, Р.С.Ф.С.Р. (Н. А. Зиновьева) 148

Священнослужитель (Н. А. Зиновьева) 158

Библиография 166

Информация об авторах 175

Плакаты, открытки, журнальные и газетные рисунки и карикатуры, листовки, наконец, фотографии. Уже практически не осталось живых свидетелей Гражданской войны в России, но есть документальные свидетельства той эпохи, существенное число которых составляют изображения. Некоторые из них уже не раз привлекали к себе внимание и даже могли набить оскомину частым цитированием — таковы, например, визуальные артефакты, транслировавшиеся советской пропагандой в связи с представлением событий октябрьского вооружённого переворота 1917 г. и первых лет государственного строительства. Есть документы, обратившие на себя внимание исследователей сравнительно недавно. Например, некоторое время назад после развала советского государства интерес к Белому движению вылился, в том числе, в систематизацию и попытки описания белогвардейских плакатов, издававшихся в Ростове-на-Дону, Омске. Какие-то визуальные свидетельства ещё ждут своего аналитика.

Придя к власти, большевики активно работали над тем, чтобы установить контроль над сферой общественного дискурса. Декрет о печати и введение цензуры, выразившееся, в частности, в закрытии к августу 1918 г. одного за другим либеральных сатирических журналов, — только одна сторона этого процесса. Другая сторона заключалась в стремлении трансформировать, переопределить ценностные ориентиры, господствовавшие в обществе до начала революционных событий 1917 г. Для этого активно вводилась в оборот новая лексика, изобретались новые образовательные, просветительские практики, изменялись ритуалы, трансформировались старые и конструировались новые визуальные образы, позиционировались новые герои, создавалась новая и переозначивалась былая символика.

Когда Господь попустил в Россию чуму капитализма – он нам постоянно что-то попускивает – новоиспечённые хозяева жизни в угаре расхищений первым делом попытались отменить 1 мая, День солидарности трудящихся. И начинать месяц вообще со 2 мая. Но, не добившись победы и тут, ограничились переименованием Дня солидарности в День Весны и Труда. Причём вечная весна оказывается привилегией правящих, а труд, оказавшийся крепостным, -- уделом подданных.

С перепугу ниспровергатели праздника забыли, что Майские праздники имеют древнюю историю. Три тысячи лет назад жители Древней Италии поклонялись богине Майе — покровительнице земли и плодородия. В честь нее устраивались гулянья и торжества. И никакими репрессиями пришедшие к власти благочестивые христиане, по доброте душевной называвшие участников таких празднований ведьмами и сжигавшие их на кострах, не смогли заставить народы забыть свои обычаи. Прежде всего, обычай кушать. Просто любопытно, удастся ли христианам нынешним, пришедшим к власти после семидесятилетнего перерыва, их упразднить

Полиция везде и всегда действовала в пользу угнетателей против угнетённых. А уж в России ей помогали вдобавок охранка и войско. Вот отрывок из воспоминаний генерал-майора Отдельного корпуса жандармов Спиридовича А.И. который, как и все начальники войска российского, больше всего боялся, 1) что его детей похитят евреи для своих потребностей и 2) недовольства рабочих. Денщикам отдавались строжайшие распоряжения приглядывать за детьми, а самому потомственному дворянину Спиридовичу – указание бдить и не пущить. Особенно первого мая.

«За последние годы, около 1 мая, мы всегда слышали, что рабочие вновь хотят что-то устроить, где-то будут собрания и надо будет их разгонять, для чего от полка посылались наряды. Получала наряд и моя рота. Лежишь, бывало, с полуротой в лощине, за

городом около "Нового Света" и ждешь этого сборища. Лежишь час, другой, третий, никто не собирается; ждать надоело, лежишь и ругаешь в душе бунтовщиков, что зря из-за них треплешься и попусту теряешь время. Мы знали, что в Ярославле Фаногорийский гренадерский полк здорово проучил бунтовщиков при каких-то

Читаешь эти воспоминания и поражаешься, до чего же измельчало дворянство, до чего выродился начсостав царского войска! 11-й гренадерский Фанагорийский полк создал в1790 году лично генералиссимус князь Александр Васильевич Италийский, граф Суворов-Рымникский. В том же году полк брал Измаил.

В 1806—1812 — опять Русско-турецкая война. Полк получает Георгиевское знамя за сражение под Базарджиком.

В 1812 отличился в сражении под Бородино.

В 1813—1814 следуют Заграничные походы, в которых полк отличился в сражениях при Лютцене и Лейпциге.

1877—1878, ещё одна Русско-турецкая война. Полк участвовал в сражении под Плевной.

Впрочем, став добровольно жандармом, бывший военнослужащий Спиридович несколько остыл от подвигов подавления, когда «совершилось величайшее по своей трагичности и последствиям событие, прозванное революционерами "Кровавым

воскресеньем". Хотя в Питере бунтовщиков – а кто же в России не бунтовщик против законной власти? – проучили ещё здоровее. Немного, правда, перестарались: зачем было стрелять, если нагайками выпороть вполне достаточно? Государство явно превысило пределы самообороны.

Неделю царь-батюшка трясся от испуга и не знал, что делать, а потом придворные пришли к мнению, «чем больше народа видит государь и чем больше и чаще говорит он с его представителями, тем лучше.

Так было положено начало водевилю, который продолжается и ныне: за главой государства колесит по стране десяток одних и тех же проверенных тёток, торжественно вручающих ему одну и ту же буханку хлеба, а потом с раскрытым ртом внимающих его речам.

«Государь, между прочим, сказал рабочим: "Знаю, что не легка жизнь рабочих, многое надо улучшить и упорядочить, но имейте терпение. Вы сами по совести понимаете, что следует быть справедливым и к вашим хозяевам и считаться с

условиями нашей промышленности. Но мятежною толпою заявлять мне о своих нуждах преступно. Я верю в честное чувство рабочих людей и непоколебимую преданность их мне и потому прощаю их вину им".

Видать, сильно перепоносил царь-батюшка, коли в совершенно мирном шествии с образами, ликами царя, и хоругвями, шествии, возглавляемом околоточными надзирателями и священниками, усмотреть мятеж. Сначала расстрелял – потом простил. В любом столкновении человека с государством государство всегда право.

Вот в соответствии со справедливостью к хозяевам и условиями нашей промышленности жена сенатора Слуцкого купила себе легковушку за 28 миллионов рублей, из которых 25 миллионов подарил её некий М.Юшваев. (Между прочим, имя Мордыхай не часто встречается даже среди евреев). Естественно, Мордыхай Юшваев является успешным строителем в самой Москве, где получает больше всех казённых подрядов. И не потому, что взяточник, а потому что удачливый.

Видя такие безобразия, известный государственный деятель Геннадий Гудков задумался, как назвать государственное образование, созданное жуликами в сердце России – каганатом или паханатом?

Умер наш жандарм в 1952 в оплоте свободы Нью-Йорке.

Всё вышеизложенное подтверждает слова Маркса: «Каждая форма производства порождает свойственные ей правовые отношения, формы правления и т.д. . у буржуазных экономистов здесь на уме только то, что при современной полиции можно лучше производить, чем, например, при кулачном праве. Они забывают только, что и кулачное право есть право и что право сильного в другой форме продолжает существовать также и в их "правовом государстве".

Скулодробители в отставке

Нельзя не сказать несколько слов о самих скулодробителях. Не помните, господа росгвардейцы, каков был первый крик новорожденной Росгвардии (Росстражи), призванной охранять не столько Россию, сколько российское ворьё? Они рвались начать выселять за долги по ЖКХ. Чтобы вселиться на освободившуюся жилплощадь самим.

Сгоряча вспомнили о Справедливости! И даже о законности. Оказывается, вселялись они в жилое помещение, а выселяют их из нежилого. Как будто не знают, как в их учреждении бумаги подделываются, и как людей в нежилое помещение клоповника вселяют по ложным показаниям обиженных (главным образом Богом) росгвардейцев.

Охрана у новых дворян неплохая. Они не попадают в такое положение, когда

Под угрозой избиенья

Пришла тётя в отделенье.

Ей сказали: «Что Вы, тётя!

Между прочим, трехкомнатная квартира в этом городке стоит в среднем около $2 млн. = 130 млн. рублей. Которых не хватило на приобретение жилья для подчинённых.

Что там, у Ленина сказано о зубодробителях? «Энгельс развертывает понятие той "силы", которая называется государством, силы, происшедшей из общества, но ставящей себя над ним и все более и более отчуждающей себя от него. В чем состоит, главным образом, эта сила? В особых отрядах вооруженных людей, имеющих в своем распоряжении тюрьмы и прочее.

Как все великие революционные мыслители, Энгельс старается обратить внимание сознательных рабочих именно на то, что господствующей обывательщине представляется наименее стоящим внимания, наиболее привычным, освященным предрассудками не только прочными, но, можно сказать, окаменевшими. Постоянное войско и полиция суть главные орудия силы государственной власти, но – разве может это быть иначе? (Ленин В.И. Государство и революция). И эти главные орудия государства отлично понимают, что зарплату им платят из средств, содранных вместе со шкурой с населения. Вот они и лютуют, чтобы народ, собравшись в достаточном количестве, не разогнал эти отряды,

Поэтому Власти так боятся любого объединения людей, что привлекают к суду даже за собрание оленеводов посреди тундры.

Ой, и не говори, Лев Николаевич! Ещё как приближается. Продолжает сокращаться количество школ, учреждений внешкольного образования, клубов, кружков, детских садов, поселений, больниц, врачей. Зато увеличивается размер разворованного и вывезенного, а также поголовье жандармов, с помощью которых Власть ведёт войну с собственным народом. Кстати, почему до сих пор не вернули это название российской охранке?

Свободолюбы на окладе




Л. Троцкий на Параде. Красная площадь



Празднование Первомая

В ходе празднества на Лобном месте был торжественно открыт памятник Степану Разину (скульптор – С.Т. Коненков). Характерны комментарии, которые раздавались вокруг и были зафиксированы корреспондентом газеты.



Памятник "Степан Разин с ватагой" на Лобном месте

Спектакль, как и сама история, воссоздавался буквально на глазах. По аналогичному принципу строились и сами торжества.



Представление "Мистерия освобожденного труда"

Посредством прессы озвучивалась общая идея, предлагались праздничные лозунги, а дальше происходила реализация конкретной программы на местах. Для этого создавались разного рода комиссии – районные, художественные, музыкальные и т. д. На разных уровнях стремились найти баланс между величественным замыслом и возможностями его реализации. Из-за скудости денежных средств и дефицита времени не все и не всегда получалось так, как хотелось бы. Но полученный опыт постепенно накапливался, и все отчетливее организаторы празднеств осознавали необходимость наличия детально продуманного общего плана, способного объединить разрозненные усилия в единую картину торжества. Пока же с этой задачей неплохо справлялась периодическая печать.

Дата празднества служила связующим звеном. Помимо Москвы и Петрограда, Первомай праздновался в других городах России и за границей.

Текст: Лиманова Светлана Андреевна, к.и.н. (Архив Российской академии наук)

Читайте также: