Зилоты кто это кратко и понятно

Обновлено: 20.05.2024

Римская Империя была весьма воинственна. И благодаря этому смогла обзавестись множеством колоний. При этом римляне не старались полностью переделать завоёванные государства по-своему, понимая, что это практически невозможно. Им, впрочем, требовалось другое – получение налогов и почтения к римской власти. Они не стремились навязать покорённым народам свою культуру, религию, предоставляли свободу духовенству, и даже не меняли административных ресурсов. Однако их власть была отнюдь не мягкой, и, разумеется, не нравилась жителям колоний. И там периодически вспыхивали восстания, которые римляне стремились нещадно подавить.

Сикарии убивали даже своих, которые хоть как-то сочувствовали римлянам. Иногда даже высокопоставленных лиц. Убили даже первосвященника Ионатана, который имел высокий статус. Некоторые историки считают, что разбойник Варавва, о котором упоминалось в Библии, тоже был сикарием.

Римляне пытались бороться с сикариями. Один из прокураторов стремился истребить их полностью. Его сменщик же выпустил всех арестованных представителей этого движения на свободу, попытавшись как-то использовать их в политических интригах.

Общество долгое время не принимало сикариев, так как их методы считались чересчур жестокими и грязными. Но в годы правления прокуратора Гессия Флора, который жестоко грабил иудеев, всё изменилось. Он пожелал получить очень крупную сумму из кассы храма, но не добился этого. И устроил побоище, в котором погибло 3,6 тыс. иудеев. После чего полностью ограбил храм и вывез все сокровища из него. Этого, разумеется, иерусалимцы стерпеть никак не могли. Поднялся мятеж, вскоре охвативший всю страну. Самому Флору удалось бежать.
Сикарии возглавили восстание. И ненадолго, всего на два года римской власти в Иудее пришёл конец. Но вскоре явились легионеры, подавившие восстание.

Элазар-бен-Яир и Менахем-бен-Иехуда стали одними из главарей. Первый из них руководил обороной крепости Масаду. Второго казнили свои, за то, что он пожелал захватить верховную власть. В 73 году в Масаде были уничтожены последние сикарии.
Всего это движение просуществовало 67 лет. Но и сегодня находятся те, кто стремиться подражать им, беря на вооружение их методы.

alt

Когда в жизнь Церкви вошел новый стиль, вся Святая Гора, держась предания, сохранила старый стиль, не разорвав, однако, при этом молитвенного общения со Вселенской Патриархией Константинополя и своей зависимости от нее, и, как следствие, сохранила общение и с остальными Православными Церквями.

Некоторые афонские монахи, которые сами себя называют зилотами, по причине перемены стиля разорвали духовное общение с Патриархией и с остальной Святой Горой. Они не принимали участия ни в литургиях, ни в престольных монастырских праздниках и не общались с другими отцами. Катунаки являлись одним из зилотских центров. Отец Ефрем был зилотом.

Поначалу они вместе со старцем Иосифом , движимые духовной ревностью, примкнули к крайней группировке так называемых матфеевцев (матфеевцы – одна из наиболее непримиримых раскольничьих группировок, основателем которой был архимандрит Матфей (Стефанопулос), впоследствии епископ Врестенский (+ 1950)).

Когда речь заходит о вопросах веры, вполне естественно может возникнуть фанатизм. У истоков пресловутого матфеевского раскола, задавшего задачу всему афонскому монашеству, стоял некий монах Матфей, родом с Крита, с ярко выраженными анархическими наклонностями, захвативший некоторую власть под предлогом календарной неразберихи.

Как всегда, любой соблазн вначале производит фанатизм и смущение по причине неведения, доколе не откроется истинное положение вещей. И в результате старцы в пустыне оказались в стане фанатиков, потому что тогда царили тревога, неведение и страх предать свою веру.

Старцы обратились к этой группировке: из двух зол меньшее лучше, хотя и оставались неудовлетворенными. В их совести протестовала несправедливо отверженная живая Церковь. В разрешении этой проблемы они надеялись только на Бога.

Старец Иосиф с великим упованием обратился к своему крепкому прибежищу – молитве, чтобы ответ был дан свыше. Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс.49:15). Преподобный Старец знал это очень хорошо, благодаря своей подвижнической жизни.

Когда они, по указанию старца Иосифа, вместе с другими отцами оставили зилотов и вернулись в Церковь, тогда на деле познали силу благодати в совершаемых Таинствах.

Отец Ефрем всегда видел, как на Божественной литургии Божественная благодать претворяет Честные Дары в Тело и Кровь Христовы. Во все же время своего пребывания с зилотами он видел перед собой что-то похожее на покров, который мешал ему разглядеть Божественную благодать. Покров этот пропал, когда он вернулся в живую Церковь.

История

Зилот (ревнитель) (Лк. VI, 15, Деян. I, 13) — прозвание, данное одному из 12 апостолов — Симону, для отличия от другого апостола Симона-Петра. У евангелистов Матфея (X, 4) и Марка (III, 18) он называется Кананитом, что с еврейского имеет то же значение, что и греческое слово зилот. В Иудее во времена Христа существовала секта зилотов-особо фанатичных ревнителей закона, ни с чем не считавшихся, не признававших над собой никакой власти, кроме власти Бога, приведших в конце концов к уничтожению Иерусалима. Прозвание зилотов в своем начале, вероятно, не было прозванием известной впоследствии по своему фанатизму секты и могло усвояться всякому, кто отличался особенной благочестивой, разумной ревностью по Боге и вере, и в чистом смысле не заключало в себе ничего предосудительного. Но со временем между иудеями явились такие ревнители, которые простирали свою ревность слишком далеко за пределы истинной ревности. Имеют ревность по Боге, свидетельствует о них св. ап. Павел, но не по рассуждению (Рим. X, 2). Тогда как истинные ревнители особенно старались только о сохранении истинной веры и очищении себя от нечистот языческих, последние — мнимые и крайние ревнители и фанатики ревновали о внешней свободе, проповедовали, что народ не должен платить дани кесарям, признавали над собой господство только одного Бога и таким образом возбуждали в народе мятежи и возмущения, и даже преследовали и убивали тех, которые учили не согласно с ними и противились им (Деян. гл. VI, VII). Зилоты были, можно сказать, главными виновниками всех последующих мятежей и возмущений иудеев против римлян и всех тех бедствий, которые обрушились наконец на политическую жизнь этого народа. Те галилеяне, о которых упоминает св. ев. Лука (ХIII, 1) и кровь которых Пилат смешал с жертвами их, как полагают, принадлежали к секте зилотов. К этим же ревнителям, по-видимому, следует отнести и убийц св. первомученика Стефана (Деян. гл. VI, VII).

Современники зилотов, особенно симпатизирующие их политическим противникам, оставили мало информации о правлении в Фессалониках. Зилоты создали эффективную [источник не указан 78 дней] систему гражданского самоуправления, которая просуществовала восемь лет. При них имущество аристократии было конфисковано и перераспределено. Предположительно, поскольку город находился в состоянии непрерывной осады, было введены равные права для всех граждан.

Предпосылки

С начала XIV века в Византии начинается период упадка. Две кровопролитные гражданские войны, в которых участвовали практически все слои населения, привели к обнищанию империи, страдания широких масс сельского населения и горожан стали почти невыносимыми. Как в городах, так и в деревнях почти все блага были сосредоточены в руках узкого круга аристократии, против которого и был направлен гнев обнищавших масс. Лидером аристократии в то время был Иоанн VI Кантакузин.

Поводом к возникновению движения послужила перепись, объявленная Квиринием, рим. легатом в Сирии в 6 г. по Р. Х. Перепись, по представлению Иуды, противоречила принципу божественного управления избранным народом и землей и грозила ввергнуть Иудею в рабство. Объявление переписи вызвало протесты по всей стране, однако первосвящ. Иоэзеру бен Боэтусу удалось успокоить значительную часть населения (Ibid. 1. 1).

Второй причиной негодования Иуды и его сторонников было рим. господство как таковое ( Idem. De bell. II 8. 1). Одной из основных идей Иуды, признававшейся всеми радикально настроенными группировками, была идея, что правителем избранного Богом народа может быть только Бог, и, следов., ни о каком рим. владычестве не может идти речь. Главная цель народа - сражаться за собственную свободу, потому что только в этом случае Бог придет ему на помощь. Этот тезис привел Иуду к конфликту не только с рим. властями, но и с иудеями, готовыми пойти на компромисс с Римом. Стремление к установлению божественного правления в Иудее не мешало, однако, Иуде добиваться царской власти ( I dem. Antiq. XVII 10. 5). Будучи харизматическим лидером, он, вероятно, претендовал и на роль мессии.

Движение, созданное Иудой, пережило его самого. Возможно, сначала его возглавляли сыновья Иуды Иаков и Шимон (XX 5. 2), а когда и они были казнены в правление имп. Тиберия Александра (45-48), во главе группировки встал их брат Менахем ( Idem. De bell. II 17. 8). Наиболее удачным из его действий был захват Масады, после к-рого он смог беспрепятственно войти в Иерусалим и, объединив неск. радикально настроенных группировок, возглавить восстание против Рима.

Однако прекращение жертвоприношений за рим. императора означало офиц. разрыв с Римом, а следов., превращало священство в повстанцев.

В результате противостояния этих 2 группировок Иерусалим оказался втянутым в гражданскую войну: сторонники Элиезера бен Ханании заняли храм и нижнюю часть города, а сторонники союза с Римом - верхнюю ( Ios. Flav. De bell. II 17. 5).

Гибель Менахема значительно ослабила радикальное движение в Иерусалиме и привела к его расколу на неск. соперничавших групп, которые верили в идеал священной войны и сохранили веру в скорейший приход Мессии.

Третьей силой, значительно усложнившей ситуацию в Иерусалиме, стала банда, созданная Шимоном бар Гиорой. О жизни его до начала восстания практически ничего не известно. Иосиф сообщает о том, что Шимон прославился в сражении при Бет-Хороне в 66 г., когда евр. армия нанесла поражение рим. наместнику Цестию Галлу. Затем под лозунгом борьбы с Римом он собрал собственную армию и начал грабить Идумею. Какое-то время он скрывался в Масаде (Ibid. II 22. 2), где, возможно, воспринял идеологию сикариев, однако это не означает, что Шимон стал членом данной группировки. Армия Шимона была достаточно сильной для того, чтобы контролировать юг страны, и могла составить конкуренцию армии Иоанна Гисхальского. Этим обстоятельством решили воспользоваться противники Иоанна и в апр. 69 г. открыли перед армией Шимона бар Гиоры ворота Иерусалима (Ibid. IV 9. 11). Шимон практически беспрепятственно завладел всей территорией города, кроме храма, к-рый по-прежнему контролировали Элиезер бен Шимон и Иоанн Гисхальский. Весь следующий год, до весны 70 г., когда началась осада Иерусалима Титом, 3 группы повстанцев боролись между собой за власть, уморив голодом и истребив мн. жителей города. Лишь угроза гибели заставила их прекратить распри и объединиться, чтобы противостоять римлянам. В авг. 70 г. пал храм, а в сент.- верхний город. Война была закончена, радикальные группировки уничтожены.

Читайте также: