Жизнь без школы как организовать семейное обучение для вашего ребенка сазонтова лейла

Обновлено: 07.07.2024

В книге подробно рассматриваются самые животрепещущие вопросы: как перевести ребёнка на СО, решить вопросы социализации, выстроить учебный процесс, сдать аттестации и при необходимости — вернуться в школу.

Для кого

Книга будет интересна всем, кто присматривается к пути хоумскулинга или радостно идёт по нему.

Ключевые понятия

Форма успешно отправлена.

Отзывы

Отзывы

Крутая книга о домашнем образовании. Честно говоря, не знала что есть столько разновидностей хоумскулинга, что есть более щадящий очно-заочный режим для тех, кто, как и я, все еще колеблется.
Много полезной, в том числе правовой информации. Ну и самое ценное личный опыт автора и ее сына.
Большое спасибо за книгу!

Да, решение на самом деле трудное, Лейла совершенно права. И описывая трудности после принятия решения, она немного смягчила факты. Лично мы прошли все круги ада в виде непонимания, безразличия, отторжения. Все-таки у нас сильно развито классовое мышление и желание действовать “по протоколу”: если обучаться, то в школе, если работать, то в офисе. А вариаций множество.
Для начала можно заменить обычную школу на ту же вальдорфскую, но надо сказать, что в случае с совершенно особенными и одаренными детьми и она не прокатит. Семейное образование подойдет любому ребенку, здесь главное настроиться самим взрослым. А книга Лейлы Сазонтовой - это отличный путеводитель в мир такого инклюзивного образования.

В подарок к бумажным

При заказе от 2 000 руб.

Подпишитесь на рассылку и получите в подарок правила цифрового этикета и эффективного общения из новой книги Максима Ильяхова.


Фото: Agence Olloweb/Unsplash

Мне бы хотелось, чтобы вы поняли, что именно меня не устраивает и почему я выбираю семейную форму обучения. Если говорить начистоту, то претензии к школьной системе у меня гораздо более серьезные, чем оторванные от жизни учебные планы и жутко неудобная вторая смена, которая к середине учебного года превращает детей в зомби. Но давайте обо всем по порядку.

Во-вторых, ребенка выматывали дорога из школы и в школу, бесконечные домашние задания. На секции и любимые занятия не оставалось времени и сил.

И, в-четвертых, школьный коллектив. Когда мне говорят, что я мешаю социализации ребенка, я предлагаю зайти в школу на перемене и посмотреть, как происходит эта социализация. И в элитной гимназии, и в обычной школе в спальном районе общение детей по большей части ограничивается совместной игрой в гаджеты. И хорошо, если совместной. Когда я провожаю сына на аттестации, часто вижу, что школьные перемены больше напоминают игру в молчанку: дети сидят и поодиночке играют в свои телефоны. Конечно, к старшим классам ситуация меняется: девочки шушукаются в коридоре, парни даже успевают погонять в футбол на большой перемене. Но вот такие прекрасные атрибуты школьной жизни, как турслеты, походы, чаепития, — все те мероприятия, где дети действительно общаются и самоорганизуются, — сегодня практически забыты. И это понятно: учителя настолько загружены бумажной работой — заполнением отчетов, электронных журналов, бесконечных анкет на получение или подтверждение квалификации и тому подобным, — что у них не остается времени на работу с детьми, а тем более на проведение внеклассных мероприятий.

Сегодняшней школе можно многое предъявить, согласитесь. Это и подавление творческих способностей (нестандартные ответы на вопросы и варианты решения задач не только не приветствуются, но и наказываются снижением оценок), и необходимость следовать правилам и образцам, зачастую не имеющим никакой логики. Зубрежка ценится куда выше личных инсайтов. О чем это я? Да о том, что талантливый в математике ученик, увы, никак не может полностью отдаться математике или посвящать ей хотя бы 80% своих сил. Поступи он так — мигом получит двойку за невыученное правило по физике, ненаписанное сочинение по литературе и т. д. Индивидуальные учебные планы обычная средняя школа или совсем не признает, или следует им весьма условно.

Исходя из вышесказанного, сделаю небольшие выводы, и пусть они не покажутся излишне категоричными. На самом деле образованию не нужны ни жесткие учебные планы, ни принудительные задания. Оценки и рейтинги успеваемости — это тоже не про образование. Свои сильные стороны, свои таланты ребенок сможет раскрыть и показать в обстановке, противоположной той, что царит в современной школе. Такая — идеальная, но отнюдь не утопическая — обстановка должна отвечать, на мой взгляд, следующим критериям.

а) Ученики сами управляют своим обучением, его частотой и периодичностью, а также наполнением. При этом речь идет обо всех школьниках, не только о старшеклассниках.

б) Отсутствует шкала, оценивающая учеников, ставящая их выше или ниже других. Вместо этого дети с самого начала учатся считать мерилом успеха только собственные знания — прежние и нынешние.

в) Ученики имеют возможность получать знания в удобном для них темпе и по наиболее приемлемой программе (и если того требуют обстоятельства, то программа должна быть индивидуальный, а не типовой, усредненной).


Фото: Pan Xiaozhen/Unsplash

Именно такая школа гораздо больше соответствует реальной жизни, чем стандартная и привычная. Ведь в конечном счете миру за пределами школьных стен требуются самые разные люди с их уникальными талантами. У американских школьников существует такой интересный документ, как Билль о правах учащихся. Приведу его текст, поскольку он кажется мне очень актуальным:

Каждый ученик имеет право знать, почему он что-то учит, почему это важно сейчас или может быть важным для него впоследствии.

Каждый ученик имеет право задавать вопросы, чтобы понять важность написанного выше.

Каждый ученик имеет право ошибаться и рассказывать о своих ошибках открыто, честно и без стыда.

Каждый ученик имеет право выбрать несколько путей к пониманию концепции, идеи, набора фактов или ряда конструкций.

Каждый ученик имеет право раскрыть себя или свой ум, особенности и интеллектуальные возможности настолько полно, насколько это возможно.

Каждый ученик имеет право задавать вопросы о том, каким образом ему выставляют оценки.

Каждый ученик имеет право на личное пространство в своем воображении и своих мыслях.

Каждый ученик имеет право принимать собственное воображение и мышление серьезно.


Обложка книги Издательство: Альпина Паблишер

1) Вам не нужно подстраиваться ни под одну учебную программу. Эльконин-Давыдов, Школа 2000, Школа России. Да какая разница! На семейном образовании можно учиться по всем программам сразу или ни по одной из них.

2) Больше не нужно покупать школьную форму, скидываться на нужды класса и т.д. Это серьезная экономия. Добавьте то, что нет необходимости покупать навязанные учебники и рабочие тетради, и посмотрите, насколько толще стал кошелек.

3) Дети-хоумскулеры могут приобретать опыт социализации где угодно. Нет необходимости полдня проводить в коллективе одних и тех же 30 человек. Вы сами создаете любой коллектив среди близких по духу людей.

4) В холодное или дождливое утро можно не вылезать из-под одеяла. Дети будут вам благодарны! Проверено на личном опыте.

5) Каникулы можно устроить в любой момент. Отпуск в феврале? Теплые страны в разгар подготовки к ЕГЭ? Да легко! Вы же сами планируете свой график!

6) Ребенок учится у жизни. Тесты, изложения. Они больше не нужны! На семейном образовании мир больше не ограничивается душными кабинетами. Учиться можно у всего, что окружает: люди, природа, свои чувства, друзья, книги, игры…

7) Нет необходимости есть в школьной столовой и сидеть за неудобной партой. Чувствуете, какая в этом кроется забота о здоровье?

8) Ребенок учится выстраивать свой день, распоряжаться своим временем. Основы тайм-менеджмента, закладываемые хоумскулингом, точно пригодятся в жизни.

9) Можно выбирать свой темп обучения. Пройти год за три месяца или растянуть пятый класс на два года. Поступить в первый класс в девять лет или сдать экзамены за всю среднюю школу в 15. Теперь это решаете вы, а не образовательная система.

10) Хоумскулер идет в ногу со временем. Это классно, когда можно перестать решать задачи про купленные 20 столов по 100 рублей или игнорировать современную литературу в пользу одних программных произведений. Мир огромен, а формализованное образование, увы, за ним не поспевает.

13) У вас появляется больше возможности общаться с ребенком и находиться рядом.

14) Детям не нужно соревноваться с кем-то, чтобы почувствовать себя победителем. На семейном образовании ребенок учится быть лучшей версией себя, стараться переплюнуть не соседа по парте, а себя вчерашнего, не зависеть от оценок, а самостоятельно оценивать свои знания.

15) У детей-хоумскулеров самая классная учительница. Это уж точно!

16) Дети учатся обращаться с информацией. Интернет становится не только местом для игр, но и бесконечным источником знаний. Книги, видеоуроки, образовательные каналы… Важность работы с информацией сегодня сложно переоценить.

Определимся с понятиями

Домашнее образование — это форма обучения, которая предусматривает изучение общеобразовательной программы вне школы. При этом у школьников остается право на прохождение в образовательном учреждении промежуточных аттестаций, а также государственной итоговой аттестации. Последнюю они проходят наравне с теми, кто учится очно, — в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) в девятом классе и единого государственного экзамена (ЕГЭ) — в одиннадцатом. При успешной сдаче экзаменов учащийся получает аттестат той школы, где он их сдавал.

Для прохождения аттестаций можно прикрепить ребенка абсолютно к любой школе, независимо от регистрации по месту жительства.

Жизнь диктует свои правила. И сейчас каждый школьник должен приспособиться к новым условиям. В вопросе домашнего обучения дети рассчитывают на помощь родителей, которые сами находятся в растерянности.

Жизнь без школы
Лейла Сазонтова

Эта книга бесспорно будет полезна не только начинающим хоумскулерам, но и тем родителям, которые в принципе интересуются темой альтернативного образования. С одной стороны, это очень личная история о том, как найти и выстроить по-настоящему индивидуальную образовательную траекторию для своего ребенка за рамками обычной школы, преодолев все страхи и сомнения. С другой — отличное и понятное руководство к действию, отвечающее на самые важные вопросы, которые возникают при выборе семейного образования.

Мы подготовили подборку самых ярких цитат из книги:

Сначала пишите планы вместе, а когда ребенок привыкнет к этому, то ваша задача будет лишь напоминать, причем делать это дружеским тоном.

Составляйте план на день Здесь принцип такой же, только план на день включает список более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т.п.).

В комнате у моего сына висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день.

Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него тренировка или музыкальная школа, а когда можно спокойно гулять с друзьями и без зазрения совести проводить время перед гаджетом.

Только не перестарайтесь: для закрепления любой новой привычки нужно время. Не стремитесь сделать все и сразу: вводите новшества не чаще одного раза в неделю.

Список задач тоже лучше прописать и повесить рядом с визуализированными целями — так они будут чаще напоминать о себе, что очень важно при особенностях кратковременной памяти детей. И не забывайте оценивать прогресс: раз в неделю обсуждайте с ребенком, насколько вы приблизились к намеченной цели.

Читайте эту книгу онлайн в сервисе электронных и аудиокниг ЛитРес. А для тех, кому больше нравится слушать, чем читать, у нас есть озвученная версия .

Еще больше интересных материалов в нашем Telegram-канале !


Формат семейного обучения позволяет ребенку получать знания в своем темпе, с учетом личных интересов и особенностей характера. Но все же не каждому школьнику и не всякой семье такой образ жизни подходит. Выбор школы или образовательного подхода особенно актуален сейчас, перед началом нового учебного года.

Журналист Лейла Сазонтова в своей книге "Жизнь без школы: Как организовать семейное обучение для вашего ребенка" от издательства "Альпина. Дети" рассказывает, как перевести ребенка на семейное обучение и выстроить учебный процесс, как проходить аттестацию и почему нынешняя школа не способствует социализации личности.

О чем

Книга "Жизнь без школы" будет интересна тем, кто только присматривается к пути хоумскулинга или же уже радостно идёт по нему.

Книга "Жизнь без школы" будет интересна тем, кто только присматривается к пути хоумскулинга или же уже радостно идёт по нему. В книге подробно рассматриваются самые животрепещущие вопросы: как перевести ребёнка на СО, решить вопросы социализации, выстроить учебный процесс, сдать аттестации и при необходимости — вернуться в школу.

Для кого

Книга будет интересна всем, кто присматривается к пути хоумскулинга или радостно идёт по нему.

Об авторе


Сазонтова Лейла - член Союза журналистов России, автор статей о семейном образовании и консультант по хоумскулингу. Лейла забрала своего сына Льва из школы, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет, а их жизнь без школы продолжается.

— Лейла, вы пишете, что программу обучения дома вы скорректировали таким образом, что каждый день занимаетесь каким-то одним предметом, но задания по математике сын выполняет каждый день. По-вашему, это наиболее сложный предмет? Или математика такая важная, чтобы воспитывать ум, тренировать извилины?

— Наша программа меняется в соответствии с запросами ребенка и классами. Например, во 2-4 классах вообще не было необходимости толком сидеть над какими-то предметами, все было очень просто и быстро. Затем темп снизился, потому что изучаемого материала стало больше (на ту же историю и литературу, к примеру, требуется время, чтобы прочитать книгу, обсудить, осмыслить). Что касается математики (теперь уже алгебры), стараюсь, чтобы сын изучал ее перманентно, чтобы не позабыть. К тому же по этому предмету действительно объемная программа, и чтобы успеть пройти ее, нужно заниматься постоянно.

— Каковы итоги вашего хоумскулинга, что показали экзамены – сын сдал их успешно? Вы прошли несколько вариантов: школа в Питере, продвинутая школа в Перми. Где будете сдавать ОГЭ и ЕГЭ или еще не думали об этом?

— Для меня главный показатель — психологический комфорт ребенка. Сверяясь по этому ориентиру, я вижу, что наш хоумскулинг успешен. Оценки — дело очень второстепенное, но и они радуют. Да, мы пробовали разные варианты аттестаций, но до сих пор не нашли оптимальный. Со временем я пришла к выводу, что хоумскулеры для любой школы неудобны. Не знаю, где сын будет сдавать экзамены в 9 и 11 классе. Недавно я написала, что наш путь семейного образования — это такое ночное плавание на лодке с налобным фонариком. Мы то сбиваемся с курса, то находим фарватер, при этом стараемся ничего особо не загадывать, поскольку двигаемся на ощупь.

— У вас сейчас 7-й класс. Как много репетиторов у вас?

— Буквально месяц назад появился репетитор по алгебре и геометрии. Он спокойно относится к хоумскулингу и при этом нравится ребенку. Плюс сын занимается иностранным языком в классическом университете в нашем городе, в Перми. Но я не могу сказать, что этот набор неизменный: в любое время количество репетиторов может увеличиться при необходимости. Случиться это может в двух случаях: если поймем, что какой-то предмет дается сложно или если глубокое знание (не в рамках школьного курса) какого-то предмета понадобится для поступления в вуз.

— Последовали ли какие-то ваши друзья и знакомые вашему примеру?

Есть ли жизнь без школы?

— Да, у меня есть знакомые, которые перешли на семейное образование после нас. Кроме того, спустя год после нашего перехода я начала понемногу консультировать семьи, которые думали о хоумскулинге. Сейчас среди них есть те, кто решился на жизнь без школы. Хотя с большинством знакомых все несколько сложнее. Многие друзья моего сына или дети наших друзей просят у родителей “не учиться, как Лев”, но их родители отказывают им в такой “блажи”. Причины они называют разные: не хватит времени, нужно много денег, нет педагогического образования. Хотя на самом-то деле причина одна: у семьи нет достаточного желания. В своей книге я четко отвечаю на вопрос “Кому не подходит семейное образование?”. Ответ прост: не подходит оно тем родителям (не детям, заметьте!), кто не готов взять полную ответственность за воспитание и образование своего ребенка.

— Первыми двумя предложениями вы меня вдохновили: нам это только предстоит, и я планирую через год серьезно озаботиться выпускными экзаменами. По закону ребенка должны принять, попросив предварительно подтвердить компетенцию (как правило, это наличие аттестации за предыдущий класс). По идее сложности в этом не должно возникнуть: школа при проведении экзаменов играет номинативную функцию посредника. Однако в случае возникновения проблем всегда можно обратиться за помощью в местный департамент или отдел образования.

— Кто был вашим примером, когда вы приняли решение о семейном обучении? Было страшно?

— Я такой человек, который если хочет чего-то, пробьет стену головой и не будет искать себе пример или помощника. Но было страшно, не скрою. Несколько недель я ходила и раздумывала о семейном образовании. Потом как-то сидели с подругой в кафе, и я ей говорю: “Даш, а я Леву из школы забираю”. И как только произнесла эти слова, я для себя поняла: вот, окончательное решение только что принято. А дальше все уже было делом техники: написать заявление, подписать договор со школой, сходить в департамент образования…

— Ребенок не просился обратно в школу?

— Нет, не просился. Я периодически спрашиваю его, возвращается ли он в школу. Ответ пока однозначный: не собирается. Но если он передумает, то мы сменим траекторию, и я верну его документы в школу. Однако он привык жить в своем темпе, никуда не торопиться, ни от кого не зависеть, и перспектива все поменять его не очень-то радует.

— Все жалуются, что дети просиживают день напролет в гаджетах. У вас не так?

— У нас тоже так. Другое дело, что на семейном образовании свободного времени куда больше, и часок-другой гаджетов не так сильно пугают. Я изо всех сил стараюсь искать положительные аспекты в использовании гаджетов, компьютеров. Понимаю, что это будущее, в котором жить нашим детям. И запрещать сегодня подросткам пользоваться гаджетами — это значит усложнять ребенку общение с миром и отрубать доступ к информации. То есть представьте. На дворе 2019 год. Детям в школе задают написать реферат. Сейчас в интернете столько информации, что этот реферат можно максимум за час подготовить. Но некоторым детям родители запрещают это делать, и они вынуждены, к примеру, плестись до библиотеки, искать книги, переписывать предложения… Так, собственно, мы и убиваем жажду знаний и мотивацию. Я против такого. Хотя, не скрою, и у нас бывают ссоры из-за бесконтрольного использования гаджетов.

— Традиционный вопрос, который всегда задают родителям хоумскулеров: хватает ли вашему сыну общения, откуда у него берутся друзья?

— Вопрос не очень традиционный. Обычно спрашивают: “А как же социализация?” И тогда я рассказываю, о том, что социализация — это не общение, а процесс передачи ценностей, что школа с этим едва ли справляется и т.д. А что касается общения, недостатка не ощущаю. Он занимается в секциях, клубах, гуляет — везде ему есть, с кем общаться. Сын очень коммуникабельный, при этом я вижу, что он растет настолько целостным человеком, что ему и в компании с самим собой вполне уютно. Мы его никогда не учили ходить строем или оглядываться на толпу, поэтому все, что ему нужно, он делает и достигает сам.

Цитаты

Сначала пишите планы вместе, а когда ребенок привыкнет к этому, то ваша задача будет лишь напоминать, причем делать это дружеским тоном.

Составляйте план на день Здесь принцип такой же, только план на день включает список более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т.п.).

В комнате у моего сына висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день.

Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него тренировка или музыкальная школа, а когда можно спокойно гулять с друзьями и без зазрения совести проводить время перед гаджетом.

Только не перестарайтесь: для закрепления любой новой привычки нужно время. Не стремитесь сделать все и сразу: вводите новшества не чаще одного раза в неделю.

Список задач тоже лучше прописать и повесить рядом с визуализированными целями — так они будут чаще напоминать о себе, что очень важно при особенностях кратковременной памяти детей. И не забывайте оценивать прогресс: раз в неделю обсуждайте с ребенком, насколько вы приблизились к намеченной цели.

О серии


Семейное образование предусматривает освоение общеобразовательной программы вне школы. Ребенок занимается дома, а в учебном заведении, к которому прикреплен, проходит промежуточные аттестации (зачеты, диктанты, контрольные), а также государственную итоговую аттестацию. Такой образ жизни называется хоумскулингом (от англ. homeschooling — домашнее обучение).

В определенном смысле такое образование — это одни сплошные каникулы. Не потому, что можно ничего не делать, а потому, что и ребенок, и родители вырабатывают собственный распорядок и ритм. Уроки, перемены и звонки становятся неким атавизмом. Кому такая форма обучения подойдет в первую очередь?

Есть ли те, кому семейное образование противопоказано?

В общем, если вы сомневаетесь в том, что готовы взять на себя полную ответственность за образование и воспитание ребенка, наверное, хоумскулинг на данном жизненном этапе не для вас.

Семейное образование подходит внутренне активным и любознательным родителям. Освободив ребенка от школы, вы заново окунетесь в мир знаний, в уравнения, опыты и правописание падежных окончаний. А еще откроете для себя много нового и интересного. Если чувствуете, что справитесь, то стоит попробовать.

Как распорядиться свободой?

Семейное обучение предоставляет ребенку много свободного времени, и потребуется определенная сноровка, чтобы использовать его во благо: для получения знаний и развития навыков и талантов, а не только для игр и гаджетов. Чем раньше ребенок начнет грамотно организовывать свое время, тем спокойнее и эффективнее пройдут его школьные годы.

Вот несколько советов по детскому тайм-менеджменту. Выбирайте те, что вам больше подходят, и пробуйте применять их в повседневной жизни.

1. Научите ребенка планировать свою неделю.

Важно, чтобы он ориентировался, в какой день у него тренировка или музыкальная школа, а когда можно спокойно гулять с друзьями и без зазрения совести проводить время перед гаджетом. В комнате у моего сына, например, висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день. Ребенок, подходя к доске или пробегая мимо, видит, что, к примеру, в понедельник у него занятия в музыкальной школе, шахматы и математические задачи. В этом случае забыть о делах гораздо сложнее.

2. Составляйте план на день.

3. Мотивируйте ребенка.

Покажите ребенку как бы между прочим свой ежедневник: он увидит, что и для вас составление списка дел — важная задача. Предложите за каждое выполненное задание ставить галочку — наглядность очень мотивирует. Договоритесь, что закажете пиццу или сходите в развлекательный центр, когда наберете определенное количество галочек.

4. Научите ребенка определять приоритеты.

Объясните: есть задачи, которые требуют больше внимания и/или времени, а есть те, которые и выполняются легче, и времени займут совсем немного. Поэтому в списке дел лучше всего отмечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми.

5. Дробите сложные задачи.

Вместо этого мы договорились, что каждый месяц будем прочитывать минимум четыре книги. А это одна книга в неделю, или 20–30 страниц (в зависимости от объема книги) ежедневно. Что получаем в итоге? 52 книги за год — этим может похвастаться далеко не каждый взрослый.

6. Никакого навязывания.

Многие дети школьного возраста любят взрослые лайфхаки. Поэтому идея введения тайм-менеджмента обычно воспринимается на ура. Однако не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее договариваться и, может, даже выполнять задачи на спор. И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.

Отзыв

Эта книга бесспорно будет полезна не только начинающим хоумскулерам, но и тем родителям, которые в принципе интересуются темой альтернативного образования. С одной стороны, это очень личная история о том, как найти и выстроить по-настоящему индивидуальную образовательную траекторию для своего ребенка за рамками обычной школы, преодолев все страхи и сомнения. С другой – отличное и понятное руководство к действию, отвечающее на самые важные вопросы, которые возникают при выборе семейного образования.

Шароватова Юлия, руководитель проектов «Онлайн-школы “Фоксфорд”

Alpina-Kids.jpg

Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.

Читайте также: