Житие сергия радонежского анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Варфоломей (Сергий Радонежский) – игумен, основатель Свято-Троицкого монастыря и ряда других монастырей. Православный. Святой, добрый и заботливый человек. Целитель и мудрец.

Читайте по теме:

Главная мысль

Только служа Всевышнему можно достичь просветления и совершенства.

Чему учит

Данное произведение учит читателей быть смиренными и высоконравственными людьми. Призывает задуматься не о материальной, а духовной составляющей. Учит помогать другим, заботиться, оказывать поддержку.

Отзыв

Мне очень понравилось данное произведение. Сергий Радонежский – святой и мудрый человек. В его жизни было немало трудностей, но игумен не сломился, продолжал молиться и оказывать поддержку другим людям. Такие люди заслуживают уважения. Всегда важно оставаться сильным и добрым человеком.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 4 класса, 7 класса, 8 класса.

Число страниц: 6

Жанр произведения: житие

Главные герои: Сергий.

Второстепенные герои: мать, отец, братья.

Характеристика главных героев:

Сергий — он же Варфоломей.

Был любознательны, добрым и мудрым.

Стремился к высшему промыслу.

Характеристика второстепенных героев:

Кирилл и Мария — родители Варфоломея. Люди богобоязненные и трудолюбивые.

Стефан и Пётр — братья Варфоломея.

Добрые, правильные и трудолюбивые.

В этом произведении повествуется жизнь святого начиная с самого младенчества.

Автор рассказывает, что будучи ещё младенцем Варфоломей, не пил материнское молоко, если его мать ела мясо.

Также ещё в утробе он заплакал, когда мать была в церкви.

Два его брата быстро и хорошо учились, а Варфоломей никак не мог.

Но после встречи со святым старцем он научился грамоте и стал лучше всех понимать в церковных книгах.

Братья его женились, а Сергий хотел уйти в монастырь.

Но родители просили не покидать их, и Сергий жил с ними, пока они не умерли.

Только после этого Сергий и Стефан поселились в лесу близ Радонежа.

Но Стефан вскоре ушёл.

Сергий некоторое время жил один, потом к нему стали приходить монахи.

Постепенно возникла монашеская обитель, а Сергий стал её игуменом.

Он совершал множество чудес, оживлял умерших, изгонял бедных, проявляя при этом смирение и скромность.

Когда Руси угрожал хан Мамай, преподобный Сергий благословил Дмитрия Московского на битву и послал с ним двух монахов.

Благодаря этому русские победили.

Слава о святом наставнике распространилась по всей земле.

Даже из Царьграда приезжали посмотреть на святого.

Сергий всю жизнь служил Богу и помогал людям.

После смерти его тело распространяло благоухание.

План летописи:

  1. Детство Варфоломея
  2. Встреча со святым странником.
  3. Жизнь с родителями.
  4. В лесу со Стефаном.
  5. Начало обители.
  6. Первые чудеса.
  7. Настоятель монастыря.
  8. Расширение монастыря.
  9. Скромность Сергия.
  10. Князь Дмитрий.
  11. Почёт.
  12. Смерть святого.

Главная мысль этой летописи в том, что достичь совершенства человек может лишь служа Богу.

Основной идеей летописи оказывается мысль о том, что настоящая святость не терпит мирской суеты.

Святой человек помогает другим людям найти свой путь к Богу.

Он не стремится к славе и богатству, он думает о своей душе.

Нужно быть чистым в своих мыслях и поступках.

Чему учит произведение

Летопись учит быть скромными, смиренными, стойко переносить выпавшие на вашу долю страдания.

Учит не делать и не желать зла, думать о своей душе, верить в Бога.

Учит быть честным перед собой и другими людьми. Учит патриотизму.

Прочитав это произведение, я была поражена величием личности православного святого преподобного отца Сергия.

Это был великий человек, творивший немыслимые для нашего времени чудеса одной лишь силой своей веры.

Жизнь отца Сергия нельзя назвать простой и лишённой страданий.

Он не желал богатства, всегда был скромным и отзывчивым.

По мере сил он помогал всем, кто к нему обращался.

Количество добра, принесённое Сергием людям, не поддаётся исчислению.

Автору летописи удалось создать образ святого, лишённого любых человеческих недостатков.

И таким стать святому удалось потому, что он истово верил в Бога и жил руководствуясь высшими законами.

Я всем советую прочитать это произведение и задуматься о том, какое место добро занимает в вашем сердце.

Невозможно стать вторым Сергием Радонежским, но стремиться быть лучше, чем ты есть нужно обязательно.

Пословицы к произведению:

  1. Отыди от зла и сотвори благо.
  2. Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
  3. Нужный путь Бог правит.
  4. Бог пути кажет.
  5. Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти.
  6. Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Композиционно все житие разбито на главы, начиная с рождения и заканчивая смертью старца. Каждая глава посвящена какому-либо подвигу или чуду.

Автор показывает не только основные этапы жизни Сергия, но и дает характеристику политической обстановки, которая сложилась на Руси в то время, раскрывает характеры других героев — Дмитрия Донского, Стефана, родителей святого. В произведении анализируются поступки Радонежского, превозносятся моральные качества героев.

Сюжет начинается с чуда, которое произошло с Варфоломеем (так нарекли будущего Сергия) еще до рождения. Во время церковной службы младенец, еще находясь в утробе матери, трижды подал голос. Затем, только появившись на свет, малыш отказался от молока матери, которая поела мяса. Потом мальчик стал поститься по средам и пятницам. Это все указывало на его духовное начало.

Когда Варфоломей подрос, он долго не мог освоить грамоту. Только с помощью инока и молитвы ребенок научился читать. Это было одно из чудес, которое показывает читателю Епифаний.

Повзрослев, юноша уходит далеко в лес и начинает жизнь отшельника. Он живет тем, что постоянно постится и пребывает в молитве. Вскоре на этом месте он строит монастырь, которая впоследствии станет Свято-Троицкой лаврой. У Сергия появляется много последователей, которые вели такой же образ жизни. Все они были богопослушными людьми.

Житие учит читателя многому — уважать старших, почитать родителей, любить Бога и совершать только добрые дела. Главные нравственные качества святого — смирение, терпение, ум, доброта и милосердие.

На протяжении всей долгой жизни Радонежский основал множество монастырей. Его провидение помогла изменить ход истории.

Одним из важных эпизодов произведения является встреча Сергия и Дмитрия Донского. Только благодаря наставлению старца русские воины не дрогнули и смогли победить татаро-монголов в Куликовской битве. Позже, в благодарность святому и Господу, Дмитрий возвел монастырь на реке Дубенке.

Игумен совершил множества чудес. Почти о каждом из них рассказывается в главах жития. Радонежский воскрешал мертвых, исцелял от неизлечимых болезней, давал разум.

О его божественном предназначении говорят такие факты. Он видел благодатный огонь. Именно к Сергию пришла Богоматерь и говорила с ним. Этому есть свидетельства очевидцев.

Инок умер в возрасте 76 лет. От его тела исходил невероятный запах благоухания. Даже после смерти Сергий Радонежский продолжал совершать чудеса и помогать нуждающимся.

Летопись — это значимый памятник литературы того времени, в котором можно найти множество ценных исторических сведений и научиться важным моральным принципам.

Сергий Радонежский относится к святым вождям земли Русской, по словам историка В.О. Ключевского, имя его "блестит ярким созвездием в XIV веке, делая его зарей политического и нравственного возрождения русской земли. Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем не все еще добро погасло и замерло. Он открыл им глаза на самих себя". "Примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее".

В.О. Ключевский говорит о преклонении перед личностью Сергия в течение пяти веков 1 и характеризует помыслы и чувства паломников, возвращающихся из Сергиевой Лавры во все концы Русской земли. "Еще при жизни Преподобного многое множество приходило к нему из различных стран и городов, в числе приходящих были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди, “на селе живущие”". К нему приходили со своими думами, чувствами, в трудные переломы народной жизни государственные деятели и простые люди в печальные или радостные минуты своей жизни. "И этот приток не изменялся в течение веков, несмотря на неоднократные и глубокие перемены в строе и настроении русского общества: старые понятия иссякали, новые пробивались или наплывали, а чувства и верования, которые влекли сюда людей со всех концов русской земли бьют до сих пор тем же свежим ключом, как били в XIV веке". Эти чувства представляют собой выражение нравственной жизни народа. С образом Сергия они срастаются; они — его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная трава. "Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великим строителем нашего нравственного порядка". Нравственное влияние его велико, в душу народа запали светлые и сильные впечатления, произведенные Сергием. Великий русский подвижник восхищал и удивлял иностранцев. Царьградский епископ, приехав в Москву, восклицал: "Како может в сих странах таков светильник явиться?"

Русские люди XIV века признали такое проявление духовного влияния Сергия чудесным творческим актом. Оно "пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным, нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа" 2 .

"Политическая крепость" прочна только тогда, когда держится на силе нравственной — это самый драгоценный вклад преподобного Сергия в живую душу народа, его нравственное самосознание. Это современно и в наши дни.

Нравственный подвиг и нравственные уроки Сергия Радонежского

"Житие Сергия Радонежского" было написано на рубеже XIV–XV веков талантливым писателем Епифанием Премудрым.

Епифаний стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, служащего прежде всего общему делу — делу укрепления Русского государства. Он родился в Ростове в первой половине XIV века, в 1379 году стал монахом одного из ростовских монастырей. Много путешествовал, побывал в Ерусалиме и на Афоне. Прекрасно знал греческий и другие языки. За свою начитанность и литературное умение Епифаний был прозван "Премудрым". Он отлично знал произведения современной ему и древней литературы, в составленные им жития обильно включены самые разнообразные сведения: географические названия, имена богословов, исторических лиц, ученых, писателей.

"Житие Сергия Радонежского" носит повествовательный характер, оно насыщено богатым фактическим материалом. Целый ряд эпизодов отличает своеобразный лирический оттенок (например, рассказ о детстве Сергия). В этом произведении Епифаний выступает мастером сюжетного повествования.

В "Житии" предстает идеальный герой древней литературы, "светоч", "божий сосуд", подвижник, человек, выражающий национальное самосознание русского народа. Произведение построено в соответствии со спецификой жанра жития. С одной стороны, Сергий Радонежский — это историческое лицо, создатель Троице-Сергиева монастыря, наделенный достоверными, реальными чертами, а с другой стороны, — это художественный образ, созданный традиционными художественными средствами житийного жанра.

Житие открывается авторским вступлением: Епифаний благодарит Бога, который даровал святого старца преподобного Сергия русской земле. Автор сожалеет, что никто не написал еще о старце "пречудном и предобром", и с Божьей помощью обращается к написанию "Жития". Называя жизнь Сергия "тихим, дивным и добродетельным" житием, сам он воодушевляется и одержим желанием писать, ссылаясь на слова Василия Великого: "Будь последователем праведных и их житие и деяния запечатлей в сердце своем" 3 .

Центральная часть "Жития" повествует о деяниях Сергия и о божественном предназначении ребенка, о чуде, произошедшем до рождения его: когда его мать пришла в церковь, он трижды прокричал в ее утробе. Мать же носила его "как сокровище, как драгоценный камень, как чудный бисер, как сосуд избранный".

Силой божественного промысла Сергию суждено стать служителем Святой Троицы. От божественного откровения он овладел грамотой, после смерти родителей отправился в места пустынные и вместе с братом Стефаном "начал лес валить, на плечах бревна носить, келью построили и заложили церковь небольшую". Уделом отшельника стал "труд пустынный", "жилье скорбное, суровое", полное лишений: ни яств, ни питья, ни прочих припасов. "Не было вокруг пустыни той ни сел, ни дворов, ни людей, ни проезжих дорог, не было там ни прохожего, ни посещающего, но со всех сторон все лес да пустыня" 4 .

Увидев это, огорчился Стефан и оставил пустыню и брата своего "пустыннолюбца и пустыннослужителя". В 23 года Варфоломей (так называли его в миру), приняв иноческий образ, был наречен в память о святых мучениках Сергии и Вакхе — Сергием.

Далее автор повествует о его делах и подвижническом труде и задает вопрос: кто может рассказать о трудах его, о подвигах его, что претерпел он один в пустыне? Невозможно рассказать, какого труда духовного, каких забот стоило ему начало всего, когда жил он столько лет в лесу пустынником, несмотря на козни демонов, угрозы зверей, "ибо много тогда было зверей в пустынном лесу том".

Он учил пришедших к нему монахов, желающих жить рядом с ним: "если служить Богу пришли, приготовьтесь терпеть скорби, беды, печали, всякую нужду и недостатки и бескорыстие и бдение" 5 .

Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: "если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!"

Он мог пребывать по три-четыре дня без пищи и есть гнилой хлеб. Чтобы заработать еду, брал в руки топор и плотничал, тесал доски с утра до вечера, изготовлял столбы.

Непритязателен был Сергий и в одежде. Одежды новой никогда не надевал, "то, что из волос и шерсти овечьей спрядено и соткано, носил". И кто не видел и не знал его, тот не подумал бы, что это игумен Сергий, а принял бы его за одного из чернецов, нищего и убогого, за работника, всякую работу делающего. Так воспринял его и пришедший в монастырь поселянин, не поверив, что перед ним сам игумен, настолько он был прост и невзрачен на вид. В сознании простолюдина преподобный Сергий был пророком, а на нем ни одежды красивой, ни отроков, ни слуг поспешных вокруг, ни рабов, служащих ему и честь воздающих. Все рваное, все нищее, все сирое. "Я думаю, что это не тот", — воскликнул крестьянин. Сергий же проявил чистоту душевную, любовь к ближнему: "О ком печалишься и кого ищешь, сейчас Бог даст тебе того".

Великий князь Дмитрий Донской кланяется Сергию до земли, принимая благословение преподобного на битву с Мамаевой ордой. Сергий произносит: "Подобает тебе, господин, заботиться о врученном от Бога христоименитом стаде. Иди против безбожных, и, так как Бог помогать тебе будет, победишь и в здравии в свое отечество с великими похвалами возвратишься".

И когда заколебался князь Дмитрий перед боем, увидев великое войско Мамаево, от святого пришел скороход с посланием: "“Без всякого сомнения, господин, с дерзновением иди против свирепства их, не ужасайся, всяко тебе поможет Бог”. И тотчас князь великий Дмитрий и все воинство его от этого большую храбрость восприняло и выступило против поганых. И сразились, и многие тела пали, и Бог помог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары. " 5 .

Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию. Он отказался от архиерейского чина, считая себя недостойным: "Кто я такой — грешный и худший из всех человек?" И был непреклонен.

Автор подчеркивает "светлость и святость", величие Сергия, описывая его кончину. "Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила Божия его прославила, перед ним летали ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и Всесвятской Троицы озарение принял, как подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение — и не только при жизни, но и при смерти. " 6 .

Так Сергий Радонежский "просиял" добродетелями жития и мудростью. Такие люди, как Сергий, из исторических лиц превращаются в сознании поколений в идеал, они становятся вечными спутниками, и "целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почитать их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя Преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания" 7 .

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Прочитайте статью В.О. Ключевского "Год Сергия" и постарайтесь осмыслить: почему Сергий является "светочем", гордостью народа русского, и почему выражает его чувства и верования? Как с образом Сергия связаны нравственные чувства народа?
  2. Каковы истоки нравственности Сергия? Вспомните очерк Б. Зайцева о Сергии Радонежском.
  3. Чем восхищает и удивляет личность Сергия?
  4. Прочитайте житие, написанное Епифанием Премудрым. Что вам известно об авторе?
  5. Как построено произведение, учтена ли в нем каноническая традиция житийной литературы?
  6. Почему Епифаний Премудрый в своем произведении обращается к описанию жизни Сергия Радонежского?
  7. Какие чувства автора выражены в житии?
  8. Перескажите текст, повествующий о жизни Сергия (от рождения до кончины святого).
  9. Что говорится о родителях Сергия?
  10. Какое чудо случилось до рождения преподобного во время церковной службы и как это свидетельствует об особом предназначении Сергия?
  11. Расскажите об учении Сергия. О каком эпизоде, повлиявшем на успешное овладение преподобным грамотой, рассказывает автор?
  12. Какую жизнь вел Сергий в юности?
  13. Как сложилась жизнь преподобного после смерти его родителей?
  14. Расскажите о жизни и трудах Сергия в пустыне.
  15. Перечислите добродетели святого.
  16. В каких условиях Сергий и братия строили Сергиевский монастырь?
  17. Расскажите о подвижническом труде Сергия, оцените его нравственные качества.
  18. Как проявляется святость Сергия: внешний вид, одежда, занятия, труд, отношения с братией?
  19. Как в разных ситуациях, описанных Епифанием, раскрывается духовное богатство Сергия, его нравственные качества (авторитетность и роль в решении народных судеб: встреча с простолюдином и князем Дмитрием Донским перед Мамаевым побоищем, отказ от архиерейства и др.)?
  20. Что пишет автор о кончине Сергия, о его значении для развития самосознания народа?
  21. Какие чудеса происходят после смерти Сергия?
  22. Почему, по словам В.О. Ключевского, такие люди, как Сергий, превращаются в сознании поколений в идеал?

Читайте также: