Занижение оценок как мотивации младшая школа

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Научный руководитель: к.п.н., доцент, Н.В. Терехова

г.Тюмень, Тюменский государственный университет

ОЦЕНКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Социальные требования к современной школе предполагают повышение профессионального мастерства учителя, что напрямую соотносится с необходимостью разработки и внедрения в учебный процесс современной системы оценивания и контроля, которая не имеет недостатков традиционной системы оценивания, позволяет учителю осуществлять обратную связь в учебном процессе, получать своевременные и точные сведения о качестве усвоения знаний и об уровне сформированности умений и навыков школьников.

Проверка и оценка достижений младших школьников - весьма существенная составляющая процесса обучения и одна из важных задач педагогической деятельности учителя, которая должна соответствовать современным достижениям педагогической науки, социальным требованиям и приоритетам образования в начальной школе.

Несмотря на значительный интерес ученых к данной проблеме, актуальность темы очевидна, но еще недостаточно исследованы психолого-педагогические особенности, влияющие на оценивание младших школьников и нет единого мнения на счет более эффективных способах оценивания младших школьников в процессе обучения. Анализ исследований и педагогического опыта свидетельствует о наличии противоречий между методами оценивания, которые применяются в современной школе и их результативностью.

Разрешение указанных противоречий обуславливает научную и практическую проблему исследования: в широком разнообразии методов и форм оценивания выбрать наиболее эффективные, способные отразить как можно большую степень усвоения младшими школьниками систему оценивания; выявить психологические и педагогические особенности, которые влияют на выставление учителем отметки и оценки младшему школьнику, т.к. они являются важным стимулом в процессе обучения младшего школьника, активизируют, при правильном подходе, мыслительные и познавательные интересы ученика, и позволяют как учителю, так и ученику, отслеживать степень усвоения знаний.

В начальной школе одной из значимых проблем для педагога является проблема учебной мотивации, в силу своих возрастных особенностей учащиеся часто отвлекаются, не следят за объяснениями учителя, не прилагают необходимых усилий для выполнения заданий.

Анализируя данные проблемы, мы решили проверить у учащихся младшего возраста уровень познавательной активности. С этой целью выбрали такие методики как: адаптированный опросник Ч.Д. Спилберга по определению уровня познавательной активности, анализ боязни неудачи/мотивации к успеху в обучении по методике А.А. Реана, анализ самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан , чтобы провести анализ условий формирования положительной познавательной активности у учащихся 1 класса при применении различных методов и приемов контроля. По результатам этих методик были выявлены следующие результаты:

общий уровень сформированности познавательного интереса у детей средний;

основная масса испытуемых не обладает выраженным мотивационным полюсом, равновероятно ожидая как успех, так и неудачу;

многие дети обладают заниженной самооценкой и низким уровнем притязаний.

настроение учеников напрямую зависит от того, как оценивает их учитель. Даже, если учитель поставил не ту отметку, на которую рассчитывал ученик, но при этом он дал оценочное суждение, у ученика остается хорошее настроение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что многие дети обладают низкой самооценкой, у детей средний уровень сформированности познавательного интереса. Так как оценивание напрямую зависит на настроение учащихся и их мотивацию к обучению, то нужно учителю в комплексе использовать те способы оценивания, которые существуют, чтобы у детей не ухудшалось настроение после оценивания его учителем и было желание учиться дальше.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что у детей средний уровень развития познавательной активности, отсутствие ожидания успеха и неудачи, и довольно высокий процент заниженной самооценки и притязаний. Следовательно, нам нужно развивать познавательный интерес и повышать ожидание ситуации успеха, повышать самооценку и уровень притязаний.

Для этого для диагностической группы нами была разработана и применена тематическая карта контроля по русскому языку.

Карта включает в себя раздел по русскому языку и темы. На каждую тему нами были предложены учителю способы оценивания учащихся. Учитель оценивал на каждом уроке детей не только каким-то одним способом, а использовал комплекс способов оценивания. Цель этой карты – повысить познавательную активность у первоклассников с помощью различных способов оценивания их на уроке.

Тематическая карта контроля по русскому языку

Также нами была предложена карта настроения учащегося.

Карта настроения по итогам оценивания учащихся

- отличное настроение, ребенок всем доволен;

- у ребенка приподнятое настроение, но нет желания заниматься на уроке;

- у ребенка плохое настроение, отсутствует желание получать знания на уроке.

После применения тематической карты контроля (в течение 3х месяцев), мы провели повторные замеры и были получены следующие результаты:

общий уровень сформированности познавательного интереса у детей экспериментальной группы после эксперимента повысился;

дети экспериментальной группы были нацелены на ситуацию успеха. Они стали активнее отвечать на уроках, не бояться допускать ошибку при ответе;

дети после занятий стали более реалистично относится к себе: большинство детей стали иметь реалистичный уровень притязаний, адекватную самооценку, видно, что у детей поменялась реакция на оценивание их учителем.

в большинстве случаев у детей хорошее настроение после оценивания и повысился интерес к обучению.

Подводя итог, можно сказать о том, что, от того какие способы оценивания выбирает учитель, зависит уровень познавательной активности детей. Чем больше способов оценивания использует учитель на уроке, тем лучше это сказывается на детях. Использование нашей тематической карты контроля это доказывает. Если учитель будет пользоваться несколькими способами оценивания на одном уроке, у детей будет, в основном, всегда хорошее настроение, даже если ученик получит не то, что ожидал. Также разнообразие способов сказывается и на самооценке детей и на мотивации к успеху в обучении. Такое разнообразие способов оценивания помогает детям не бояться отвечать на заданные учителем вопросы, не бояться ошибиться при ответе.

Список литературы

Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте: сборник сочинений. - М. Просвещение, 1987.

Конышева Н.М. Оценка учебных достижений учащихся//Начальная школа. - 2009.-№10.С.54-58

Круглова Т.А. Актуальные вопросы оценки и контроля качества образования//Начальная школа. 2008. -№5. С.4-6

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 1. Под ред. Ковалевской Г.С., Лошковой П.Г. - М.: Просвещение, 2010. - 244с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6.10.2009 №373

Шумилова Н.Н. Безотметочное оценивание учащихся//Начальная школа. - 2009.-№4. С. 105-108.

О зависимости мотивации школьников от оценок, об амбициозных родителях и о том, легко ли учителю ставить двойки.

Как известно, в основе человеческой деятельности лежат мотивы, и дети здесь не исключение. Мотивацию принято разделять на внешнюю и внутреннюю. Внешняя – это когда ты делаешь что-то, потому что иначе ты чего-то не получишь или получишь нечто нежелательное. Внутренняя – когда ты делаешь что-то, потому что на самом деле хочешь это делать, то есть имеешь искренний интерес к задаче.

Те, кто ждут от школьников, особенно младших, последнего – наивны или просто слабо знают детскую психологию. Иметь искренний интерес к учебной задаче – удел особо одаренных (в положительном смысле!) детей, а уметь этот интерес в детях разжечь – способность, которой не каждый учитель обладает.

Но давайте говорить откровенно, внутренне замотивировать себя на заучивание спряжений глагола aller третьекласснику, как ни крути, трудно. У детей младшего школьного возраста внутренняя мотивация вообще развита слабо, и уж тем более ее не хватает на глаголы. Не всем можно увлечь, а учеба – это не только увлекательно, но и трудно. И учить спряжения глаголов трудно. И читать лень. И математику я делать не хочу, потому что я ее не понимаю.

И здесь уже приходит время вспомнить о такой полезной вещи как дисциплина, а в качестве внешнего мотиватора, в числе прочего учительского инструментария, приглашается Ее Величество Отметка.




Я также столкнулась с тем, что родители воспринимают оценку за отдельный, вполне конкретный вид работы, как оценку знания ребенку по предмету вообще.

Родители: Оценка как оскорбление

Но полученная двойка этого не означает. Она означает лишь то, что ребенок в определенных заданиях на определенную тему совершил определенное количество ошибок, что позволило учителю оценить работу неудовлетворительно. Двоек как раз не надо бояться! Я бы даже сказала, их надо любить. Потому что они дают толчок к развитию. Бояться надо троек и самоуспокоенности.

Младшеклассники: Оценка как выигрыш или проигрыш

Ученики младших классов воспринимают оценки как приз. Они много трудились, много трудились их родители, они представили свой труд на обозрение учителю и несут домой трофейную пятерку. Все довольны.

Если пятерки не случилось, а случился, например, трояк – это может расстроить не только ребенка, но и всю семью, потому что дома с младшеклассником учатся все.

Класса с пятого отношение как детей, так и родителей, к оценкам, становится, как правило, несколько спокойнее. В старших классах так и подавно: там все внимание отдано подготовке к ЕГЭ и олимпиадам. Мой скромный опрос среди старшеклассников тому подтверждение.

Старшеклассники: Оценка как “ну ок”

Вывод

Но двойка не говорит о том, что ребенок бездарь, равно как и пятерка не свидетельствует о его гениальности. Дети, к счастью, это чаще всего понимают, судя по опросу. Хорошо бы, чтобы и родители тоже понимали.

Всем хороших отметок в последней четверти! Садитесь, пять!:)




Автор статьи: Анна Давыдова – учитель французского языка в ГБОУ "Школа 1270-Вектор".


В статье исследуется проблема влияния отметки на учебную мотивацию младших школьников. Экспериментальным путем доказывается, что отметки, имеющие доминирующее значение в установлении социального статуса ребенка, тормозят процесс развития учащихся.

Ключевые слова: отметка, учебная мотивация, оценочная деятельность, младшие школьники, развитие учащихся.

Abstract. The paper investigates the problem of influence of the mark on the learning motivation of junior schoolchild. Experimentally proved that the marks having a dominant role in establishing the social status of the child, inhibit the development of students.

Keywords: mark, learning motivation, assessment, junior schoolchild, the development of pupils.

В начальной школе одной из значимых проблем для педагога является проблема учебной мотивации, в силу своих возрастных особенностей учащиеся часто отвлекаются, не следят за объяснениями учителя, не прилагают необходимых усилий для выполнения заданий. Мотивация – это и есть тот процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. В психологии различают понимаемые и реально действующие мотивы. В младшем школьном возрасте учащиеся в большинстве своем понимают, для чего надо учиться, но это не побуждает их заниматься учебной деятельностью [1].

Как отмечают исследователи, в мотивации младшего школьника отметка играет большую роль. Однако не все учащиеся начальных классов хорошо понимают объективную роль отметки, непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев учащиеся говорят, что отметка приносит радость или огорчает их самих и родителей. Не все младшие школьники понимают смысловое значение отметки, но большая часть учащихся хотят работать на нее. В ситуации столкновения мотивов, когда ученики могут сделать выбор: решить задачу на отметку или решить задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство школьников выбирают задачу на отметку [3, с. 175].

Из-за того что, младшие школьники придают большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела иной смысл, чтобы учащиеся рассматривали ее как показатель их уровня знаний и умений. Особого внимания учителя требует отметочная мотивация, так как она таит в себе опасность в формировании эгоистических побуждений, отрицательных черт личности учащихся.

В данной публикации представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения отношения младших школьников и их родителей к оценочной деятельности учителя, выявления зависимости отношения к отметке и характера учебной мотивации у детей.

1. Проанализировать теоретические позиции исследователей в области педагогики и психологии по проблеме влияния оценочной деятельности учителя на формирование учебной мотивации школьников на начальном этапе обучения.

2. Выявить варианты восприятия детьми оценочной деятельности учителя.

3. Выявить особенности восприятия родителями оценочной деятельности учителя.

В экспериментальном исследовании приняли участие 20 учащихся второго года обучения, так же были опрошены 19 родителей этих учащихся для определения значимости для них отметки их детей.

Основным методом сбора фактических данных выступил метод анкетирования. Нами были разработаны 2 варианта анкет: первый – для учащихся, состоящий из 7 прямых вопросов; второй – для их родителей, состоящий из 8 открытых вопросов, сформулированных в форме незаконченных предложений. Все вопросы анкет взаимосвязаны и ответы на них рассматривались в позиции отношения детей и родителей к оценочной деятельности учителя, выявления зависимости отношения к отметке и характера учебной мотивации у детей.

Остановимся подробнее на результатах анкетирования детей и их родителей.

Анкета для школьников.

Обобщая результаты анкетирования можно сделать вывод о том, что во втором классе для учащихся (42%) отметка выступает важным мотивом учебной деятельности.

Анкета для родителей.

Анкета, составленная из 8 незаконченных предложений, проводилась для определения степени влияния оценочной деятельности учителя на отношение к ребенку в семье.

Т.о., для большинства (87,6%) родителей школьные успехи детей играют очень важную роль. По отметкам они судят о личности ребёнка, и с их помощью влияют на поведение детей, формируя отношение его к школе и себе как к школьнику. И только небольшая часть родителей (12,4%) относятся к ребенку безоценочно.

Дети остро чувствуют психологическую и социальную значимость оценки. Для многих оценочная деятельность является стимулом и целью обучения. В нашем исследовании отчетливо прослеживается тот факт, что отметка влияет на мотивацию учащегося, определяет его самооценку и психическое состояние в целом.

В настоящее время система выставления отметок устраивает и учителя, и родителей. За много лет они привыкли к существующей системе, им не приходится решать сложных вопросов, связанных с оценкой. Большинство родителей считают, что знания важнее отметки, однако мнение об успеваемости своего ребёнка строят, основываясь на отметках в дневнике и классном журнале [2, c. 95].

2. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: Книга для учителя. – М.: Владос, 2000. – 104 с.

3. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 175 с.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, отметка, ребенок, оценочная деятельность учителя, мой ребенок, оценочная деятельность, учащийся, учебная мотивация, школьник, учитель.

Мама делает с сыном уроки

Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

Ребенок должен стремиться к позитивному общению с одноклассниками и учителями

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест - опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл; отрицательное отношение к школе – 0 баллов.

У большинства школьников, справляющихся с учебной деятельностью, хорошая мотивация

25 – 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 – 14 баллов – низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей

Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:

    Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят - игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.

Важно учитывать уровень психического и физического созревания будущего школьника

Нельзя использовать угрозы и физические наказания если ребенок не справляется с учебой

Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

Читайте чаще вслух детям - будьте примером для ребенка

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, литературные викторины, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка - это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka - я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника - первооткрывателя учение всегда является удовольствием.

Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

Читайте также: