Заходняя беларусь у складзе польшчы 1921 1939 план урока
Обновлено: 04.07.2024
У вынiку польска-савецкай вайны 1920г, паводле Рыжскага дагавору 1921г. Заходняя Беларусь адышла да Польшчы. Анексаваную тэрыторыю польскiя улады раздзялiлi нга 4 ваяводствы: Палескае, Навагруцкае, Вiленскае, Беластоцкае.Створаная польская адмiнiстрацыя падмацоувалася густой сеткай палiцэйскiх устаноу – пастарункау.
Беларусь пераутварылася у сыравiнны прыдатак Польшчы. Працоуны дзень вызначауся у 10—11 гадзiн, за тую ж працу польскаму рабочаму плацiлi больш, як беларусу. Было беспрацоуе.
Больш паловы зямельнага фонду належала памешчыкам i буйным уладальнiкам (менш чым 1% жыхароу). Польскiя улады раздавалi буйныя участкi зямлi былым чыноунiкам i афiцэрам польска-савецкай вайны, на якiх потым абапiралiся. Iх называлi асаднiкамi. Польскi урад шырока праводзiу хутарызацыю (па-польску – камасацыю). Выгаду ад рэформы атрымала невялiкая частка сялян, якiя ужо былi заможнымi. Рэформа лiквiдавала сервiтуты, у вынiку чаго сяляне пазбавiлiся Пашы для жывелы, вадаемау i сенажацяу. Аграрныя пераутварэннi такiм чынам вялi да узрастання дыферэнцыяцыi сялян, калi бедная частка пачала няухiльна павялiчвацца.
Кiраунiкi Потльшчы праводзiлi шавiнiстычную палiтыку, мелi на мэце паланiзаваць цэлы народ. Закрывалiся беларускiя установы, забаранялася у дзяржауных установах ужываць беларускую мову. Гэтаму дапамагала каталiцкая царква.
У пачатку i сярэдзiне 20-х гг. сацыяльная i нацыянальная барацьба пераважна насiла узброены характар у форме партызанскага руху. Значную ролю у барацьбе выконвала КПЗБ.
У 1927 г. улады пачалi лiквiдацыю гурткоу i камiтэтау грамады. Грамаду забаранiлi, а яе актывiстау прыцягнулi да судовай адказнасцi.
Рашаючую ролю у перабудове усяго рэвалюцыйнага руху адыграу 7-мы кангрэс Камiнтэрна (1935), якi распрацавау тактыку барацьбы супраць фашызму i вайны. Кангрэс патрабавау ад камунiстау: стварыць адзiны рабочы фронт i адзiны антыфашысцкi фронт. Гэтаму працэсу перашкаджау надавер камунiстау КПП да дэмакратычных партый i наадварот.
Брацьба працоуных працягвалася да 1939 г., нягледзячы на роспуск у 1938 г. КПЗБ i КПЗУ. У шэтай барацьбе вылучылiся многiя выдатныя барацьбiты: К.Арлоускi, В. Харужая, В.Корж i iнш.
БССР пастаянна аказвала матэрыяльную i iдэалагiчную падтрымку у барацьбе працоуных у ЗБ. Але калектывiзацыя i iншыя працэсы у СССР адштурхоувалi людзей ад гэтай барацьбы. Масавыя рэпрэсii значна аслаблялi весь рух. Таму i не удалося стварыць адзiны народны антыфашысцкi фронт.
содействовать воспитанию у учащихся чувства гордости за своё Отечество.
План урока:
1. Политические и социально-экономические условия жизни белорусского населения
2. Основные направления национально-освободительного движения в Западной Беларуси. Деятельность политических партий и организаций
Оборудование урока:
2) раздаточный материал;
3) электронная презентация
Ход урока:
Урок начинается словами учителя сначала на польском, а потом на русском языке:
- Кто ты естэш? - Кто ты такой?
- Поляк малы. - Малый поляк.
- Яки знак твуй? - Какой герб твой?
- Ожэл бялы. - Белый орёл.
- Гдзе ты мешкаш? - Где ты живёшь?
- Мэндзи вами. - Между вами.
- В яким краи? - В каком крае?
- В польскай земли. - На польской земле.
- Где и когда мог так начинаться урок?
- Понятны ли вам эти слова?
- Какой смысл имеют эти слова?
( Таким образом навязывалась мысль, что Западная Беларусь – польская земля)
Затем озвучиваются тема, цели и план урока ( слайды 1,2,3)
Задание№1. Сгруппируйте следующие понятия по определённому признаку:
Итак, мы выделили 2 группы понятий: БССР – Западная Беларусь
- Вспомните, в результате каких событий Западная Беларусь оказалась в составе Польши? (польско-советская война 1919-1920 гг., Рижский мирный договор в марте 1921 г.), слайд 5.
Учащиеся знакомятся с видами г. Барановичи в 1920-е – 1930-е гг., слайды 6- 22
Для изучения новой темы класс делится на 3 группы. Каждая группа выполняет свои задания.
1-ая группа. Политические и социально-экономические условия жизни белорусского населения.
Задания. Прочит. п.1 §18.
1. Сделайте анализ экономического развития Западной Беларуси: сельского хозяйства и промышленности.
2. Почему в особенно тяжёлом положении оказались рабочие и крестьяне? Свои суждения обоснуйте конкретными фактами.
5. По итогам работы составьте таблицу, зафиксируйте в её графах информацию, отражающую позитивные и негативные процессы в социально-экономической и политической жизни. Сделайте выводы.
2-я группа. Основные направления национально-освободительного движения в западной Беларуси. Деятельность политических партий и организаций.
Задания. Прочит. с. 98, 100 §18.
1. Сравните революционно-освободительное и национально-демократическое направления национально-освободительного движения по предложенному плану:
а) организации и партии, которые их представляли;
б) участники и руководители;
в) поставленные цели и требования;
2. Расшифруйте аббревиатуры: КПЗБ, КСМЗБ, БКРГ, МОПР, ТБШ.
4. Сделайте выводы.
Задания. Прочит. с. 97-99 §18.
2. Сравните формы национально-освободительной борьбы в 1-вой половине 1920-х гг. и в 1930-е гг. Приведите примеры выступлений рабочих и крестьян.
3. Составьте схему «Формы национально-освободительной
5. Попробуйте прокомментировать следующий факт: «Моя бабушка, Загорская Елена Яковлевна, часто нанималась на работу в имение к пану. Она очень нравилась пани за свою старательность и аккуратность. После того, как
6. Сделайте выводы.
После выполнения всех заданий проводится закрепление изученного материала.
1 уровень
Выберите правильный вариант ответа:
1.Западная Беларусь вошла в состав Польши по условиям :
а) Брестского мира;
б) Рижского мира;
в) Версальского договора?
2. Территория Западной Беларуси находилась в составе Польши с:
а) 1919 г ; б) 1921 г.; в) 1939 г.?
а) национально-освободительная борьба населения Западной Беларуси;
б) насильственное вмешательство Польши в дела других государств;
в) комплекс политических и социально-экономических мероприятий, проводившихся в Западной Беларуси Ю. Пилсудским?
2 уровень
2. Что объединяет следующие названия: Западная Беларусь, Канада, США, Аргентина?
3 уровень
1.Что лишнее в каждой логической цепочке:
а) губерния, воеводство, повет, гмина;
б) парцелляция, камасация, осадничество, раскулачивание?
3.Соотнесите даты и события:
1. 1923 г. А) разгром БКРГ
2. 1925 г. Б) приход к власти маршала Ю. Пилсудского
3. 1926 г. В) создание КПЗБ
4. 1927 г. Г) роспуск Коминтерном КПЗБ
5. 1938 г. Д) создание БКРГ
4 уровень
1. Определите, что является причиной, а что следствием в следующих цепочках:
а) аресты активных деятелей национально-освободительного движения – роспуск КПЗБ;
б) национально-освободительное движение в Западной Беларуси – полонизация?
5 уровень
1. Докажите с помощью исторических примеров и фактов, что Западная Беларусь являлась аграрно-сырьевым придатком Польши;
Я.Зайц аў. Абарона Брэсцкайкрэпасці ў 1941 г.
ТЭМА: Пачатак Вялікай Айчыннай вайны
(параграф 22 вучэбнага дапаможніка)
- Ахарактэрызуйце мэты Германіі ў вайне супраць СССР.
- Якія мерапрыемствы былі праведзены савецай уладай ў першыя дні вайны?
- Назавіце асноўныя ваенныя дзеянні і асобы, якія былі з імі звязаны, якія адбываліся на беларускіх землях у першыя месяцы вайны. Якімі былі іх вынікі?
Ф и льм “Великая война. План“Барбаросса”
Фильм “План Барабаросса 22 июня”
ТЭМА: Германскі акупацыйны рэжым натэрыторыі Беларусі
(параграфы 23 вучэбнага дапаможніка)
- Што такое план “Ост”? Вызначце асноўныя накірункі акупацыйнай палітыкі фашысцкай Германіі на бел.землях.
- Што такое генацыд? Прывядзіце прыклады генацыда на бел.землях у перяыд Вялікай Айчынная вайны.
- Дайце значэнне паняццям “гета”, “остарбайтэры”, “калабаранты”.
- Якія арганізацыі дзейнічалі на акупіраванай тэрыторыі Беларусі і чаму гітлераўцы дазволілі іх стварыць?
ТЭМА: Масавая барацьба супраць германскіх акупантаў на тэрыторыі Беларусі
(параграфы 24-25 вучэбнага дапаможніка)
- Якімі былі формы барацьбы беларускага народа супраць германскіх акупантаў?
- Ахарактэрызуйце партызанскі рух на тэрыторыі Беларусі: першыя атрады, арганізацыя і агульнае кіраўніцтва з 1942 года, аперацыі, асобы.
- Ахарактэрызуйце падпольны рух на тэрыторыі Беларусі: мінскае падполле, аперацыі, асобы.
- Асаблівасці антыфашысцкай барацьбы ў Заходняй Беларусі.
Праверце свае веды:
В.Волкаў “Мінск. 3 ліпеня 1944”
ТЭМА: Вызваленне БССР ад германскіх захопнікаў
(параграф 26 вучэбнага дапаможніка)
1. Калі пачалося вызваленне Беларусі? Якія населеныя пункты былі вызвалены першымі?
2. Аперацыя “Баграціен”: калі праводзілася, яе мэты і вынікі, хто ўзначальваў франты і агульнае кіраўніцтва?
Беларусь в условиях германской оккупации.
Попытки государственного самоопределения Беларуси после Октябрьской революции.
Польско-советская война 1919–1921 гг. и второе провозглашенне Советской Социалистической Республики Беларуси.
Раздел II. БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА. ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ ПОД ВЛАСТЬЮ ПОЛЬШИ
БССР в годы новой экономической политики . — План-конспект урока
Общественно-политическая жизнь БССР в 1920-е гг..
Политика белорусизации.
Проведение индустриализации в БССР.
Коллективизация сельского хозяйства в БССР . — План-конспект урока
Общественно-политическая жизнь в конце 1920-х — 1930-е гг. — План-конспект урока, План-конспект урока
Развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920–1930-е гг. — План-конспект урока
Западная Беларусь под властью Польши.
Б елорусская культура в Западной Беларуси . — План-конспект урока
Раздел III. БССР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ
И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН (10 ч)
Германский оккупационный режим.
Развертывание борьбы против оккупантов.
Расширение движения Сопротивления.
Освобождение БССР от германских захватчиков . — План-конспект урока
Вклад белорусского народа в победу над нацистской Германией.
БССР — участница основания ООН.
Дополнительно:
Полезно:
На сайте размещены отсканированные материалы (статьи) из печатных изданий "Беларускі гістарычны часопіс" и "Гісторыя і грамадазнаўства" (архив)
Читайте также:
- В чем нравственный смысл изображения пушкиным сложных взаимоотношений гринева и пугачева кратко
- Магазин педагогических идей шаблоны для начальной школы
- Что такое зарядка краткое содержание
- Какие виды хозяйственной деятельности особенно сильно зависят от погодных условий почему кратко
- Никколо макиавелли представитель какой философской школы