За счет чего реализуется художественно эстетическое направление в доу
Обновлено: 02.07.2024
Автор: Пантелеева Елена Анатольевна
Населенный пункт: Нижегородская область, г. Выкса
Именно поэтому мы стараемся уделять больше внимания художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Основная цель педагога – создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Целью работы по художественно-эстетическому воспитанию является:
- формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов художественно – эстетической деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно – речевой, театрально – игровой;
- воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании.
Данная цель реализуется посредством следующих задач:
- Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
- Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
- Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
- Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественной продуктивной деятельности;
Для получения ожидаемых результатов создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий для художественно-эстетического воспитания (учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
- организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
- координация работы с социумом.
В работе по художественно-эстетическому воспитанию детей используются следующие парциальные программы и методические пособия:
Цель: направлена на развитие ребенка, как приобщение к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания.
Познавая красоту окружающего мира (природа, люди), произведений искусства (как классического, так и народного), ребенок испытывает положительные эмоции,
на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.
Цель: разностороннее, полноценное музыкальное образование детей (обучение, воспитание, развитие), соответствующее их возрастным возможностям. Ядром программы являются задачи овладения ребенком всеми видами музыкальной деятельности.
Данная технология позволяет реализацию базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.
Цель: формировать у детей раннего и дошкольного возраста эстетическое отношение и художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Технология данной программы ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
Цель: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Использование данных программ дает возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, театру, народной культуре.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле. Там созданы условия для художественно-речевой, театрально-игровой, изобразительной и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые центры, центры художественного творчества, которые содержат разнообразный материал, пособия, игры, театральные костюмы, атрибуты, мини-музеи, уголки природы. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал, костюмы и музыкальный реквизит, различные виды театра.
В группах оформлены выставки народно-прикладного искусства и детских поделок. Имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров), необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации продуктивной деятельности с детьми. Творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения и произведения русского народного творчества.
Эффективно используются раздевалки, коридоры, групповые комнаты. В них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного и бросового материала.
Знания, полученные в продуктивной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием рисуют, музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является организация образовательного процесса.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно-эстетическое развитие строится в трех направлениях:
- организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
- совместная деятельность педагогов и детей;
- самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Вся работа по художественно-эстетическому направлению проходит интегрированным курсом через такие разделы программы:
- музыкальное воспитание,
- изобразительная деятельность,
- театрализованная деятельность,
- знакомство с художественной литературой,
- ознакомление с природой;
Интеграция в системе художественно-эстетического воспитания очень актуальна, так как она:
- способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
- помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
- развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
- воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка;
- учит ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир музыки, живописи, театра;
- повышает эффективность художественно – эстетического воспитания;
- пробуждает интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке.
Интегрированный подход в художественно - эстетическом воспитании формирует у детей объективную картину окружающего мира, развивает творчество.
Организация системы работы по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через:
- изобразительную деятельность,
- музыкальное воспитание,
- театрализованную деятельность,
- кружковую работу,
- индивидуальную работу,
- выставки детских работ,
- праздники, концерты.
Дополнительное образование по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через работу кружка эстетической направленности, который способствует раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогает их проявлению и дальнейшему совершенствованию.
Цель кружковой работы - обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей была бы неполной, если бы не взаимодействие всех педагогических работников ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-эколог, специалист по изобразительной деятельности). Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.
Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи художественно-эстетического воспитания; всестороннего развития. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.
Для осуществления полноценного художественно-эстетического воспитания ребенка необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.
Сотрудничество с семьей строится по следующим направлениям:
- вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный педагогом группы.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлечение их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов.
- повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через анкетирование, родительские собрания, консультации, диспуты, семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы, творческие гостиные.
Оформляют папки-передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
- обеспечение единства взаимодействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического воспитания детей;
Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.
Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности группы.
Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с социумом.
В результате сотрудничества с социумом создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, благоприятная эмоциональная атмосфера для развития художественно-эстетического творчества детей.
Благодаря системе работы по художественно-эстетическому воспитанию у детей:
- формируются умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;
- улучшается восприятие, способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке;
- проявляется активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве;
- появляются разнообразные средства и техники при передаче художественных образов;
- обогащается сенсорный опыт.
Активно развиваются художественно-творческие способности. Дети же любят все прекрасное - и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в художественно-эстетической активности: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным.
Реализация программы художественно-эстетического развития детей требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства: участие в педагогических советах, семинарах-практикумах, консультациях, открытых НОД, смотрах-конкурсах, выставках, творческих онлайн-конкурсах, мастер-классах, посещения музеев, концертов, театральных постановок, музыкально-тематических вечеров и т.д.
В перспективе - продолжать планировать работу по совершенствованию системы художественно-эстетического воспитания детей в соответствии с ФГОС, развивать чувство прекрасного, создавать условия для реализации творческого потенциала каждого ребенка.
В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации", а также значимости развития эмоционального мира ребенка работа нашего ДОУ направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников.
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Теоретической базой являются исследования ученых психологов Л.С.Выготского, Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, Ц.И.Кириенко, Б.М.Теплова, П.М. Якобсона о психологической природе детского творчества, его развития средствами искусства. А также исследования Т.С.Комаровой, Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Куцаковой, Б.М.Неменского о развитии художественно-творческих способностей детей.
Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.
Основная цель педагогического коллектива ДОУ: Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
- Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
- Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
- Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
- организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
- координация работы с другими учреждениями и организациями.
Обновление содержания образования. Работа в ДОУ строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы "Детство" в сочетании с программами: "Приобщение детей к истокам русской национальной культуры" (авт.О.Л.Князева, М.Д.Маханева ), "Наш дом - Южный Урал" Программа воспитания и развития детей на идеях народной педагогики; Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Лопатина Е.Г., Турченко В.И..
Использование данных программ дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграцией образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуры.
Создание условий для художественно-эстетического воспитания.
Кадровое обеспечение. Эффективной работе учреждения в художественно-эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив.
- повышение квалификации в рамках курсовой подготовки.
- повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, открытые занятия, смотры - конкурсы.
В ДОУ ведется работа по единой методической теме: "Развитие творческих способностей детей в художественно-эстетической деятельности".
Систематически проводятся тематический контроль, открытые просмотры, взаимопосещения педагогов, конкурсы детского творчества.
Одним из направлений совершенствования педагогического мастерства является: участие педагогов в ДОУ городских методических объединениях, представление своего опыта на городских мероприятиях. Педагоги активно участвуют в работе городских методических объединений, представляя свой опыт работы.
- программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
- перспективные планы кружковой работы, планы организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;
- картотека занятий, сценарии досугов и праздников;
- картотеки дидактических музыкальных игр;
- фонотека, медиатека по данному направлению;
- создается библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды. В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые уголки, художественные уголки. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Используются технические средства обучения. Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются помещения для работы по художественно-эстетическому направлению: музыкальный зал, Русская изба. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является организация образовательного процесса.
- организованная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
- совместная деятельность педагогов и детей;
- самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
- музыкальное воспитание,
- художественно-речевая деятельность,
- изобразительная деятельность
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках и студиях.
Дополнительное образование реализуется через работу кружков эстетической направленности, которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.
Цель кружковой работы - обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.
Эффективность деятельности по приоритетному направлению во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников ДОУ. Для каждого сотрудника ДОУ определены направления работы в области художественно - эстетического образования. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.
Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи всестороннего развития.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.
- вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
- повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
- обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;
- доброжелательность, открытость.
- целенаправленность, систематичность, плановость.
Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.
Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.
Все участники педагогического процесса находятся не в вакууме, а живут в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей. Достижение приоритетных задач работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры. Коллектив детского сада сотрудничает с детской библиотекой, МОУ СОШ № 6,1, Детской школой искусств, ЦДОдД, городским музеем, заводом "Кристалл" другими дошкольными учреждениями города: проводятся взаимопосещения, организуются в библиотеке занятия с детьми старших групп, посещение выставок, экспозиций. Дети ежегодно принимают участие в городских фестивалях детского творчества: "Рождественская звезда", "Пасху радостно встречаем", "Домисолька", "Звонкий голос детства" и занимают призовые места.
Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам. Далее представлены результаты диагностики по разделам: "Мир искусства и художественная деятельность", "Театрализованная деятельность", "Ребенок и музыка"
Мир искусства и художественная деятельность
В процессе театрализованной деятельности формируется интерес к театрализованной деятельности, желание выступать в коллективе сверстников. Театрализованная деятельность побуждает детей к импровизации с использованием средств выразительности (мимики, жестов, движений).
Слайд 28. Ребенок и музыка
В процессе музыкальной деятельности создается положительно-эмоциональный фон, формируются простейшие исполнительские навыки: вокальные, двигательные и другие, запас музыкальных впечатлений.
По данным диаграмм видно, что с 2007 по 2010 год результаты работы по художественно - эстетическому развитию воспитанников в течение 3-х лет показывают устойчивую положительную динамику, которая проявляется в результатах усвоения программ "Детство" и "Наш Дом - Южный Урал". Прослеживается положительная тенденция к увеличению показателей в данных разделах. Этому способствует: использование различных форм работы, нетрадиционных методов и приемов, творческое сотрудничество детей и педагогов, участие в выставках и конкурсах, сотрудничество с другими учреждениями.
К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в детской школе искусств, посещают кружки и студии и добиваются значительных результатов.
В перспективе планируем совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ.
4 ноября, 2014 admin
Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
— развитие творческого потенциала ребенка;
— развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словесного , музыкального , изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Детство считается важным периодом в жизни, поскольку в это время у человека формируются главные способности личности. Дети восприимчивы ко всему, что их окружает. Поэтому образовательный процесс в ДОУ включает программу, направленную на художественно-эстетическое развитие дошкольников. С помощью привития чувства прекрасного ребёнок учится понимать суть искусства и стремится воплощать творческие идеи в реальность.
Понятие и характеристика
К четырём годам у детей хорошо развито слуховое и зрительное восприятие. Их форма мышления носит наглядно-действенный характер. Любые ситуации, которые возникают у ребёнка, разрешаются путём взаимодействий с разными предметами.
Чем раньше взрослые начнут приобщать своё чадо к миру художественных образов, тем быстрее у него будут формироваться мыслительные процессы. Малыши эмоционально откликаются на прослушивание музыки, чтение сказок, простые опыты с красками или пластилином.
Целью художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста выступает формирование у них художественного вкуса, идеалов и способности к творческой деятельности. Необходимого результата можно добиться со следующими задачами:
- воспитание гармоничной личности;
- развитие способности видеть и ценить прекрасное;
- формирование личных предпочтений и идеалов;
- создание условий, необходимых для художественного развития малышей.
Достичь нужной цели получится с правильным определением средств и методик. В этом поможет знакомство с живописью, театром, телевидением, музыкой, литературой.
Художественно-эстетическое воспитание выполняет несколько функций:
- Обучающая. Дошкольникам предоставляют необходимую информацию, которая помогает расширить кругозор.
- Воспитательная. Малыши узнают о мировом искусстве и учатся распознавать эстетически привлекательные объекты.
- Коммуникативная. При обсуждении художественных произведений дети выполняют коллективную работу и общаются друг с другом.
- Творческая. У дошкольников формируется мотивация создавать красивые вещи, которые они видят вокруг.
- Развлекательная. Творческие занятия проводятся в форме игр, чтобы привлечь внимание малышей и улучшить их настроение.
- Релаксационная. Когда дети слушают музыку или пение, у них улучшается эмоциональное состояние.
Приобщение к искусству пробуждает в малышах любознательность. Когда ребёнок поверит в свои силы, у него проявится творческая активность.
Формы и приёмы
Чтобы привлечь малышей к художественно-эстетическому обучению, воспитателям необходимо использовать определённые методы. В детских садах они применяют разные формы организации развития:
- Игровая деятельность. Позволяет ребёнку познакомиться с множеством разновидностей и особенностей искусства. Часто такая деятельность может принимать форму арт-терапии, драматерапии, танцевальной терапии и т. п. Все они имеют игровую направленность и вызывают положительные эмоции у детей.
- Учебные занятия. На них дети учатся рисовать, лепить фигурки из пластилина, делать аппликации, работать с конструктором.
- Выставка. Позволяет оценить результаты творческой деятельности малышей и определить, сколько ещё понадобится времени, чтобы улучшить их навыки.
- Праздники. Праздничная атмосфера позволяет повеселить дошкольников творческими конкурсами, концертами, тематическими постановками, музыкальными сказками.
Дошкольное образование включает множество приёмов эстетического воспитания детей. Воспитатели показывают малышам картины, объекты природы и искусства. Затем взрослые устраивают увлекательную беседу и учат дошкольников комментировать увиденное.
В старших группах требуется более высокий уровень развития мышления. Детям необходимо сравнивать творческие работы и анализировать их.
Визуальный приём развития художественных способностей предполагает помощь взрослых.
К примеру, на уроках рисования воспитатель направляет руку ребёнка с кисточкой по бумаге. В средней группе дети следят за движениями взрослого и повторяют за ним. Старшие воспитанники должны расширять представления о форме и структуре объектов. Они максимально обследуют предметы и учат новые слова, с помощью которых они описывают произведение искусства.
Также дети развивают долгосрочную память. В этом им помогают театральные сценки, в которых они изображают литературных героев или животных.
Разновидности деятельности
Воспитателям необходимо создать оптимальные условия для развития творческих способностей у детей. Для этого применяются следующие виды художественно-эстетической деятельности дошкольников:
- Музыкальная. Включает хоровое пение. Также сюда относятся танцы. В детском саду у детей закладываются первые представления о музыке и ритме. Малышам рассказывают, из каких материалов сделаны музыкальные инструменты. Дошкольников учат правильно их держать и извлекать из них звуки.
- Театральная. Воспитатели проводят с детьми игры-драматизации. Во время инсценировок и репетиций малыши развивают художественную речь при воспроизведении сказок, расширяют музыкальное восприятие с помощью песен и открывают в себе изобразительные способности при создании декоративных элементов для сцены.
- Художественно-речевая. С помощью этого вида деятельности дошкольники знакомятся с жанрами народного творчества: пословицами, поговорками, частушками, загадками. Ребята слушают небольшие стихотворения, сказки и рассказы, которые вызывают у них разные эмоции. У детей вырабатывается способность пересказывать короткие тексты, а также выразительность при чтении стихотворений.
- Изобразительная. Выступает ведущей разновидностью творческой деятельности в ДОУ. С помощью рисования малыши осваивают различные техники, узнают о симметрии и цветовой палитре. При лепке дети знакомятся с трёхмерным изображением вещей. Также у них появляется возможность создавать и изменять задуманные предметы. Расширить представления об оттенках и размерах помогают конструирование и аппликация.
Родителям тоже следует участвовать в этой деятельности. Дополнительные занятия с творческими материалами дома позволят ребёнку быстрее научиться разным техникам создания художественных объектов.
Необычные техники творчества
Для старших групп воспитатели используют более сложные методики. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности помогают разнообразить занятия и сделать их интереснее:
Необычные техники часто дополняют другими приёмами. Например, при кляксографии можно использовать сырой лист бумаги, с которой получится сделать рисунок ярче и интереснее. При монотипии нередко используют поролон, ватную палочку или листья деревьев.
Предметно-пространственная среда
Приходя в детский сад, малыш сразу обращает внимание на внутреннее убранство заведения. Помещения, в которых будут находиться дошкольники, должны быть светлыми, чистыми и привлекательными. В интерьере важно соблюсти гармонию оттенков и органичное сочетание деталей. Предметно-пространственная среда формируется в виде центров познавательной и творческой деятельности:
- Уголок изобразительного искусства. В эту зону входят картинки, уменьшенные копии объектов архитектуры, игрушки, кухонная утварь и различные вещи для интерьера. В центре уголка размещаются столы, а на полках шкафов можно найти инструменты и материалы для создания творческих предметов.
- Театральная зона. В этом центре хранятся декорации, костюмы, парики и маски, которые необходимы для сценок на основе прослушанных сказочных историй. С помощью театральных постановок малыши развивают речь и художественные навыки. Также они учатся работать коллективно, исполняя различные роли.
- Уголок музыки. В этой области находятся аудиозаписи и проигрыватель. С помощью музыкальных инструментов дошкольники учатся создавать мелодии. В старших группах дети устраивают концерты или дополняют музыкой театральные инсценировки.
Для успешного развития художественных навыков необходимы и другие условия. Воспитатели должны поддерживать детей, помогать им развивать фантазию и разбираться в новой деятельности. Дошкольникам следует предоставить свободу в выборе материалов для создания творческих проектов. Также необходимо подключать к эстетическому развитию родителей, которые должны стать для собственных детей примером для подражания.
Художественно-эстетическое воспитание способствует выработке усидчивости и терпения.
Кроме того, оно развивает умение находить нестандартные решения для достижения поставленной цели, планировать задачи, анализировать свои действия и выделять для себя главное. При изучении объектов искусства и создании различных предметов ребёнок научится ценить красоту вокруг себя и создавать её своими руками.
Читайте также: