За что толстой критиковал церковь кратко

Обновлено: 05.07.2024

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой православным человеком не был, хотя русские монастыри, их тишина и покой ему нравились – он с удовольствием их посещал и беседовал с монахами, однако поверить в догматы церкви не мог, так как их постичь невозможно, а чувствам своим писатель не доверял. Его неверие, по сути, и довело его до гибели – так и не решившись войти в ворота Оптиной пустыни, сбежавший из дома престарелый писатель отправился на поезде куда-то на юг, словно убегая от чего-то или кого-то, но в дороге простыл, подхватил воспаление легких и умер на станции Астапово, окруженный плотным кольцом учеников, от которых и пытался сбежать. Они даже не пустили к нему монаха из Оптиной обители, приехавшего принять последнюю исповедь писателя.

От отрицания церкви до отрицания Христа

Это из послания Святейшего Синода -
. "Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь Святая. В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, создателя и промыслителя Вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа - Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает божественное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы, Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию. "

Русская Православная Церковь просто с горечью констатировала факт: великий русский писатель, граф Лев Николаевич Толстой перестал быть членом Православной Церкви. Причем отнюдь не в силу определения вынесенного Синодом. Все произошло гораздо раньше.

Насчет того расстроился он или нет, можно судить по его словам, написанным в ответ во многих русских газетах-
. Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мертвое мое тело убрали бы поскорее, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым

Толстой страдал не от формального отлучения. До самой смерти он не был окончательно уверен в правильности избранного им пути конфронтации с Церковью. Отсюда и его поездки в Оптину пустынь, и желание поселиться в монастыре, и просьба прислать к нему, умиравшему на станции Астапово, оптинского старца Иосифа (тот болел, и в Астапово послан был другой старец, Варсонофий) . И в этой своей раздвоенности Лев Николаевич действительно глубоко несчастен и заслуживает самого искреннего сочувствия. Но бывают в жизни человека ситуации, когда никто на свете не в состоянии ему помочь, кроме него самого.

Если все это сформулировать кратко и лаконично то писателя Льва Николаевича Толстого отлучили от Церкви за то что, он неоднократно критиковал Церковь и Библию, говоря при этом что, Библия в том виде в какой была изначально не сохранилась так как его неоднократно переписывали. В конце жизни великий писатель восхищался некоторыми аспектами Корана за что церковники прозвали его "магометанином"

Надо было церковь отлучить от Толстого. И, вообще, я не понимаю, что за орган такой - церковь: одни лесбиянки да голубые.

Почитайте книгу "Воскресение" Толстого. Там увидите осуждение им основных догматов церкви, очень явное осуждение, на мой взгляд, верное. Вот за подобные суждение, или даже за подобное свободомыслие, от церкви и отлучают.

Когда пишут по этой теме, почему-то избегают главного. Толстой, был отлучен потому, что начал создавать свою веру. Как и большинство окружающих, людей своего времени, он был человеком глубоко верующим и жить по другому просто не мог. Поэтому, действуя в основном неосознанно, отвергая православный обман, он создавал свою веру. Для того времени, Толстой был знаковой фигурой, для большинства русских людей и реакция Святейшего Синода, была предсказуемой - убрать конкурента.

Московская Патриархия: отлучение Толстого от Церкви не следует воспринимать как проклятие

время публикации: 1 марта 2001 г. , 10:26
последнее обновление: 1 марта 2001 г. , 13:26

Отлучение русского писателя Льва Толстого от Церкви в начале ХХ века "должно восприниматься не как проклятие, а как констатация того факта, что убеждения писателя очень серьезно расходились с православным учением". Так официальный представитель Московской Патриархии протоиерей Всеволод Чаплин прокомментировал в интервью "Интерфаксу" просьбу праправнука писателя снять анафему с его великого предка, сообщает "Эхо Москвы".
Речь идет о письме Владимира Толстого, управляющего музеем-усадьбой писателя в Ясной Поляне, которое недавно было направлено Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В письме, в частности, отмечалось, что русские люди должны выбрать "между национальным гением и национальной религией".
Официального ответа главы Русской Церкви потомок писателя пока не получил. Между тем, как дал понять "Интерфаксу" представитель Патриархии, вряд ли стоит смешивать одно с другим. "Я думаю, все люди в нашей стране, в том числе верующие, относятся с уважением к Толстому как к писателю", - сказал Всеволод Чаплин. Однако, добавил он, "когда Лев Николаевич высказывал взгляды, противоречащие учению и духу Церкви, то Церковь, естественно, имела право сказать, что эти взгляды не могут считаться православными".
Представитель Патриархии напомнил, что мысли, которые "очень существенно отличались от православного вероучения", писатель "ясно выражал в своих книгах, таких, как, например, "Евангелие", "Исповедь", и после отлучения от Церкви убеждения писателя остались прежними, во всяком случае, публично он от них не отрекался".
"Есть также разные версии о том, получил ли Толстой перед смертью отпущение грехов, но основные сводятся к тому, что перед уходом в мир иной писатель не исповедовался и не причащался", - заметил Всеволод Чаплин. При этом он добавил, что, "может быть, имеет смысл еще раз сделать оценку творчества Льва Толстого и периода его жизни между отлучением от Церкви и кончиной".

ТОЛСТОЙ был за Православие! А РПЦ стало в 1943г, до этого она называлась Русская правоверная греко-кафолическая церковь. Сталин сменил название, но РПЦ по прежнему борется с Православием считая это язычество. Хрестьянство это не славянская вера - её придумали евреи чтобы управлять людьми. Славянская ВеРА - пРАвославление. РПЦ волк в православной шкуре.
Читайте книги и не будьте баранами.

Со школы знаем, что Лев Николаевич Толстой - великий писатель, по словам Ленина, равных ему по масштабу писательства вряд ли сыщется в русской литературе, мыслитель и философ, крещенный Православием, в 50 летнем возрасте, вошел в конфликт с РПЦ.

Что произошло между ним и духовенством? И была ли вынесена ему анафема или отлучение от церкви?

Нужно сказать сразу, что анафему, как можно часто слышать, Церковь писателю не выносила. Было всего лишь решение Синода в 1901 году, осуждающего Толстого за критику церковного учения и указывающее на полное недопущение подобных взглядов.

Спустя время после выхода книги, писатель порвал всякую связь с Церковью. С 1880 года Толстой полностью перестал считать себя верующим Православным. Он сам отошел от церкви, для него же двери её всегда оставались открытыми.

Как каждый человек, задумывающийся о смысле жизни, о тайнах мирозданья, Толстой долгие годы искал опору в Православии, строго соблюдал пост, причащался, исповедовался и постоянно молился.

С 1883 года писатель встает на путь вегетарианства, как логичное продолжение своих взглядов о безнравственной природе любого насилия.

И его творчество было пронизано идеей веры в бога, в покаяние, в служение Всевышнему.

При этом продолжая верить в Бога, не отрывая себя от Христианства, писатель выстроил свою систему ценностей, в основу которой было положено главенство ЛЮБВИ во всех её проявлениях, ко всему тому, что окружает человека.

Толстой напрочь отметает все ритуалы и церковные обряды.

Беда писателя в том, что не только свои мысли и взгляды он исповедовал лично, но всячески старался придать им публичный охват, просветить как как можно больше людей и найти сторонников. А при той его популярности, что он имел, сделать это было не трудно. Тем самым, все больше усиливалось отторжение и вбивался клин в отношениях между Православием и протестантом.

И тогда в феврале 1901 Священный Синод издает специальное постановление, в котором указывает на недопустимое со стороны писателя действия по отношению к Православию и РПЦ:

"Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной".

На сие определение Синода ответ графа был ещё более суров. Он не стал смягчать свои мысли и облекать их в красивые фразы. Ответ был беспощаден:

. я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же – собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения. …То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо".

Ссылка здесь . Обязательно прочтите, кто ещё не читал, весь ответ, особенно те, кто ищет ответ на вопрос, что есть Бог и пытается понять причины смены мировоззрения великого писателя.

Толстой в первую очередь отверг как надуманные, такие церковные догматы, как:

  • Троица,
  • Божественность Христа (считая его прежде всего человеком),
  • Непорочное зачатие Девы-Марии,
  • Поклонение святым,
  • Обещание адских мук для грешников.

И заодно, все церковные таинства, считая их бессмысленным колдовством.

Отрекся от церкви сам граф, в ходе глубокого и всестороннего, с его слов, изучения теоретического и практического учения церкви:

Теоретически — я перечитал все, что мог, об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие;

Подробное изложение ответа здесь.

Долгие годы продолжалось гонение церкви на непокорного отступника. Но писатель был непоколебим в своих убеждениях.

Так написал известный протоиерей Иоанн Кронштадтский, канонизированный РПЦ.

Но даже на смертном ложе в 1910 году, глубоко переживая, покинутый всеми, писатель не нашел в себе сил раскаяться, все больше и больше погружаясь в конфликт не только с Православием, но и окружающими его людьми.

Толстой завещал исключить присутствие священников на своем смертном одре. Даже перед кончиной, побывав в Оптиной пустыне, он не стал искать примирения с духовными людьми и до конца дней был верен своим сформировавшимся на тот момент взглядам.

Вот вкратце вся суть конфликта.

Человек, много лет проповедовавший "непротивление злу насилием", философию всеобщей любви и вечности через своих героев, ищущий смысл во всем и вечно недовольный собой и происходящим, с возрастом уже априори не мог принимать церковные догматы.

Всё не зря, искания не напрасны. И в те времена не мало людей, окружающих гения русского слова, разделяли его взгляды, понимая, что не все сходится в учениях святых отцов. очень уж много противоречий явных и скрытых.

Толстой - великий мыслитель-философ, познавший всю глубину жизни, просветитель, публицист. Наверное, по-другому и не могла сложиться жизнь этого человека и система его ценностей.

В поисках правды и истины он и закончил свой тернистый путь, оставив потомкам загадку и повод для споров: почему так и какую правду искал мудрец.

Ну, а всем остальным по жизни, кто верует:

Да, прибудет с вами вера ваша!

Этот материал написан в продолжение трех публикаций на канале на тему веры и религии:

В истории русской литературы нет, пожалуй, темы более тяжелой и печальной, чем отлучение Льва Николаевича Толстого от Церкви. И в то же время нет темы, которая породила бы столько слухов, противоречивых суждений и откровенного вранья.

В истории русской литературы нет, пожалуй, темы более тяжелой и печальной, чем отлучение Льва Николаевича Толстого от Церкви. И в то же время нет темы, которая породила бы столько слухов, противоречивых суждений и откровенного вранья.


В истории русской литературы нет, пожалуй, темы более тяжелой и печальной, чем отлучение Льва Николаевича Толстого от Церкви. И в то же время нет темы, которая породила бы столько слухов, противоречивых суждений и откровенного вранья.

На этом фоне конфликт Льва Толстого с Русской Православной Церковью выглядит особенно угнетающе. Наверное, поэтому любой интеллигентный русский человек вот уже более ста лет пытается найти для себя объяснение противоречию: как же так, величайший из отечественных писателей, непревзойденный мастер слова, обладавший потрясающей художественной интуицией, автор, при жизни ставший классиком… И в то же время — единственный из наших литераторов, отлученный от Церкви.

Вообще русскому человеку свойственно становиться на защиту гонимых и осужденных. Причем неважно, за что именно их осудили, почему и откуда гонят. Пожалуй, главная черта нашего национального характера — сострадание. А пострадавшей стороной в истории с отлучением в глазах большинства людей, безусловно, выглядит Толстой. Его отношения с Церковью часто воспринимаются как неравный бой героя-одиночки с государственным учреждением, бездушной чиновничьей машиной.

Но все жуткие проклятия — не более чем плод буйного воображения расцерковленного российского интеллигента начала двадцатого столетия. Ни в одном из храмов Российской империи анафема Толстому не провозглашалась. Все было гораздо менее торжественно и более прозаично: газеты опубликовали Послание Священного Синода. Вот его полный текст:

Святейший Всероссийский Синод верным чадам православныя кафолическия греко-российския Церкви о Господе радоватися.

Молим вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, ему же вы научитеся, и уклонитеся от них (Римл. 16:17).

Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основаниях, утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живого. Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви Святой, которая пребудет неодоленною вовеки. И в наши дни, Божиим попущением, явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой.

Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь Святая.

В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, создателя и промыслителя Вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает божественное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы, Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию. Все сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем неприкровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отверг себя сам от всякого общения с Церковью Православной.

Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем перед всею Церковью к утверждению правостоящих и к вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он, в конце дней своих, остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею.

Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим. 2:25). Молимтися, милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь.

Смиренный АНТОНИЙ, митрополит С.-Петербургский и Ладожский.
Смиренный ФЕОГНОСТ, митрополит Киевский и Галицкий.
Смиренный ВЛАДИМИР, митрополит Московский и Коломенский.
Смиренный ИЕРОНИМ, архиепископ Холмский и Варшавский.
Смиренный ИАКОВ, епископ Кишиневский и Хотинский.
Смиренный ИАКОВ, епископ.
Смиренный БОРИС, епископ.
Смиренный МАРКЕЛ, епископ.
2 февраля 1901

Совершенно очевидно, что даже намека на какое-либо проклятие этот документ не содержит.

Русская Православная Церковь просто с горечью констатировала факт: великий русский писатель, граф Лев Николаевич Толстой перестал быть членом Православной Церкви. Причем отнюдь не в силу определения вынесенного Синодом. Все произошло гораздо раньше. В ответ на возмущенное письмо супруги Льва Николаевича Софьи Андреевны Толстой, написанное ею по поводу публикации определения Синода в газетах, Санкт-Петербургский митрополит Антоний писал:

Сострадание гонимым и сочувствие обиженным — это, конечно, благороднейшие порывы души. Льва Николаевича, безусловно, жалко. Но прежде, чем сочувствовать Толстому, необходимо ответить на один очень важный вопрос: насколько сам Толстой страдал по поводу своего отлучения от Церкви? Ведь сострадать можно только тому, кто страдает. Но воспринял ли Толстой отлучение как некую ощутимую для себя потерю? Тут самое время обратиться к его знаменитому ответу на определение Священного Синода, который был также опубликован во всех русских газетах. Вот некоторые выдержки из этого послания:

«…То, что я отрекся от Церкви называющей себя Православной, это совершенно справедливо.

…И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же — собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения.

…Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мертвое мое тело убрали бы поскорее, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым.

…То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо

Достаточно для того, чтобы стало ясно: по существу дела у Льва Николаевича к определению Синода претензий не было. Были претензии к формальной стороне. Толстой сомневался в каноничности этого определения с точки зрения церковного права. Проще говоря, Лев Николаевич был уязвлен именно тем, что о его отлучении не было громогласно объявлено со всех кафедр Русской Православной Церкви. Его отношение к Определению показывает случай, рассказанный секретарем Толстого, В. Ф. Булгаковым:

— А что, мне анафему провозглашали?

— Почему же нет? Надо было провозглашать… Ведь как будто это нужно?

— Возможно, что и провозглашали. Не знаю. А Вы чувствовали это, Лев Николаевич?

Не вдаваясь в подробности и оценку религиозных воззрений Льва Толстого, можно, тем не менее, ясно увидеть, что эти воззрения не совпадали с Православным вероучением. Со стороны Церкви он получил всего лишь подтверждение этого различия. Напрашивается такое сравнение: мужчина много лет как оставил свою семью. Живет с другой женщиной. И вот, когда первая жена подала на развод и получила его, этот мужчина начинает возмущаться юридическими огрехами в процедуре развода. По-человечески все понятно — чего в жизни не бывает… Но сочувствовать такому человеку, по меньшей мере, странно.

Толстой страдал не от формального отлучения. До самой смерти он не был окончательно уверен в правильности избранного им пути конфронтации с Церковью. Отсюда и его поездки в Оптину пустынь, и желание поселиться в монастыре, и просьба прислать к нему, умиравшему на станции Астапово, оптинского старца Иосифа (тот болел, и в Астапово послан был другой старец, Варсонофий). И в этой своей раздвоенности Лев Николаевич действительно глубоко несчастен и заслуживает самого искреннего сочувствия. Но бывают в жизни человека ситуации, когда никто на свете не в состоянии ему помочь, кроме него самого. Толстой так и не смог выбраться из той петли, которую всю жизнь сам на себе старательно затягивал.

Александр ТКАЧЕНКО


Это имя известно не только русскоязычному читателю, но и, наряду с Чеховым и Достоевским, многим иностранцам. Когда школьная программа знакомит нас с творчеством Толстого, то тема его противостояния с Церковью, как правило, не поднимается. Это действительно весьма трагичная станица биографии великого писателя, но именно о ней и хотелось бы сказать несколько слов.

Читайте также: