За что осуждает автор буркина человек в футляре кратко

Обновлено: 06.07.2024

  • История, жанр и герои рассказа
  • Запоздавшие охотники
  • Человек в футляре
  • Главный антагонист произведения
  • Несостоявшаяся женитьба
  • Второстепенные персонажи

История, жанр и герои рассказа

Всего в рассказе 8 действующих лиц:

  1. Иван Иваныч Чимша-Гималайский — врач-ветеринар.
  2. Буркин — учитель гимназии.
  3. Беликов — преподаватель греческого языка, центральный персонаж произведения.
  4. Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии, коллега Беликова.
  5. Варенька — сестра Михаила Коваленко.
  6. Афанасий — старик шестидесяти лет, повар главного героя.
  7. Мавра — жена старосты.
  8. Учителя, коллеги Беликова.

Запоздавшие охотники

Иван Иваныч

Рассказчик Буркин

Учитель гимназии, главный повествователь произведения. Именно он знакомит читателя со своим коллегой Беликовым. Внешность Буркина автор описывает только на последних страницах рассказа: невысокого роста, плотного телосложения, лысый, с длинной черной бородой. Буркин кратко пересказывает своему собеседнику историю Беликова, который уже умер, а при жизни был настолько замкнутым и нелюдимым, будто окружен от мира невидимым футляром. Кроме того, что Буркин работал в той же гимназии, что и Беликов, он ещё был его соседом, они часто общались и вместе ходили на работу.

Человек в футляре

Человек в футляре

Перебирая персонажей произведения, можно с легкостью определить, кто из героев рассказа Чехова — человек сомневающийся, мнительный, обидчивый, ненавидящий всем сердцем действительность и презирающий нарушение любых правил и порядка. Конечно, это главный герой — учитель греческого языка местной гимназии Беликов. Буркин рассказывает Ивану Иванычу, что Беликов любым способом пытался отгородиться от внешнего мира, что проявлялось в его образе жизни, разговоре, внешнем виде.

Жизнерадостная Варенька одновременно притягивала его своим веселым нравом и ласковым к нему отношением, но пугала и отталкивала неудержимым свободолюбием и желанием нарушать правила, которые были в основе мировоззрения Беликова. Но женитьбе не суждено было случиться.

Главный антагонист произведения

По законам литературного жанра Чехов вводит в рассказ персонажа, который подчеркивает отрицательные черты и абсурдность жизни главного героя. Теперь 2 героя контрастируют, а автор предлагает читателю самостоятельно выбрать, на чьей он стороне.

Образ Михаила Коваленко

Несостоявшаяся женитьба

Беликов и Варенька

Второстепенные персонажи

В рассказе есть несколько второстепенных персонажей. Они лишены реплик и возникают в сознании читателя из рассказа Буркина о Беликове. Каждый из этих персонажей несет смысловую нагрузку, подчеркивая и дополняя образ жизни и мыслей последнего:

Мавра — жена старосты

Несмотря на малый жанр, произведение полностью раскрывает персонажей через диалоги и описания поступков, мыслей и образа жизни героев. Само название рассказа настолько ёмко и точно охарактеризовало типаж Беликова как сухого, закомплексованного интроверта, что на долгие годы стало нарицательным, как и фамилия главного героя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 9 классе по "Маленькой трилогии" А. П. Чехова.


"Маленькая трилогия"

Особенности композиции, анализ и краткое содержание произведения.


"Маленькая трилогия" Чехова, история создания.

По свидетельству исследователей творчества великого писателя, идею трилогии ему подсказал Лев Николаевич Толстой. Антон Чехов, "Маленькая трилогия" которого стала "первой ласточкой", предполагал создать целую серию произведений об особенностях "футлярной жизни" людей, но ему удалось написать только три рассказа, после чего писатель разочаровался в своих творческих устремлениях. Он так отозвался о состоянии своей души: "Писать не хочется, пишешь как о надоевшей, пресной, постной еде, без вкуса и запаха. "

Особенности композиции рассказа.

Жанр: рассказ в рассказе.

Композиция: движение от общих размышлений к конкретной истории Беликова.

За что осуждает автор Буркина?

Чехов осуж­дает духовное рабство представителей русской интеллигенции, в данном слу­чае — учителей. Отсутствие человеческо­го достоинства, умения его отстаивать , быть прогрессивной частью общества глу­боко волновали Чехова.

Смысл названия рассказа и идея произведения?

В чем своеобразие композиции рассказа?

От мечты – к подчинению собственной идее.

Охарактеризуйте главного героя.

Каково новое развитие старой темы в рассказе

Тематика произведений

собственность

Обозначение проблематики рассказов

Беликов

Буркин

Иван Иванович

Друг Буркина, ветеринар. Выступает в произведении в роли слушателя. Иван Иванович ни разу не прервал рассказ Буркина, свои мысли высказывает лишь выслушав всю историю. Он считает всех горожан людьми в футлярах. Ради того, чтобы не лишиться работы и куска хлеба им приходится лгать, лицемерить, терпеть оскорбления.

Михаил Коваленко

Коллега Беликова и Буркина, в гимназии преподает историю и географию. Коваленко молод, имеет крутой нрав, эмоционален. Михаил не зависим от мнения окружающих. Он сразу же невзлюбил Беликова, который пытался ухаживать за Варенькой, его сестрой. Он открыто высмеивал Беликова за привычку прийти в гости и молчать весь вечер. Ему претит обстановка в гимназии. Он не терпит несправедливости и угнетающей атмосферы.

Варвара Коваленко

Сестра Михаила. Она приезжает в город, где живёт Беликов, вместе с братом. Варя и Михаил часто ссорятся. У Вареньки весёлый нрав, она любит шумные компании, поет песни. Женщина легко заводит новые знакомства и вызывает симпатию окружающих. Она не была замужем, учителя решают познакомить Варю с Беликовым. Мужчина так и не сделал ей предложение. Хотя их семья вряд ли была возможной, слишком разные по характеру Беликов и Варенька. Женщина сильно обидела своего ухажёра, когда посмеялась над ним после его потасовки с Михаилом.

Буркин- учитель гимназии, персонаж еще двух рассказов – “Крыжовник” и “О любви”. “…Небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с черной бородой чуть ли не по пояс”. Вместе с ветеринарным врачом Иваном Ивановичем Чимшей-Гималайским они идут на охоту и в минуты отдыха делятся друг с другом разными “поучительными” житейскими история-ми. В “Человеке в футляре” Б. выступает в качестве рассказчика, повествующего об учителе древнегреческого языка Белико-ве.

Характеристики, которые он дает Беликову, метки, точны и близки авторским, хотя Б. относится к этому персонажу более как “комической фигуре, тогда как сам автор видит в подобной деформации человеческой личности глубокий жизненный трагизм. Тем не менее в рассуждениях Б. звучит во многом разделяемая автором неудовлетворенность жизнью, в которой мало настоящей свободы, – “суровой, утомительной, бестолковой… не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне”.

Читайте также: