Является ли директор школы должностным лицом по коап рф

Обновлено: 07.07.2024

Согласно УК РФ по ст. 293 (Халатность) может быть привлечено только должностное лицо. Где можно посмотреть информацию (в каком юридическом документе), что директор школы — это должностное лицо, какими нормативными актами это регулируется?

Необходимо руководствоваться примечанием к статье 285 УК РФ

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Подпадает ли директор МАУ под признаки должностного лица?


Адвокат Антонов А.П.

Всего комментариев: 1

Это автономное учреждение. Оно не комменрческое!
Вы не правы в отношении отдельных муниципальных предприятий. Таких мало, но они есть!Если МП не исполняет ни одну из функций муниципалитета, является полностью коммерческой организацией (нет ни субсидий, ни муниципального задания, ни сметы…), действует только с целью извлечения прибыли (в том числе для учредителя — города), если руководитель не является муниципальным служащим (ни пенсии, ни льгот…), то такой руководитель — директор обычной коммерческой организации! Единственным отличием является наличие учредителя — города.

Кто является должностным лицом в организации

Должностное лицо в организации, с точки зрения действующего законодательства. Где и как применяется.

В законодательстве отсутствует единое определение должностного лица организации.

Должностное лицо согласно КоАП

В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ указано, что под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Должностное лицо согласно УК РФ

Согласно примечанию 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами в нормах гл. 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом неотнесение лица к должностным лицам специальным законом не означает невозможность его привлечения к ответственности на основании данных статей УК РФ. Данный вывод сделал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 01.06.2010 N 885-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вихорева Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями примечаний к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установив, что то обстоятельство, что Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не относит депутата представительного органа муниципального образования к числу должностных лиц местного самоуправления (ст. ст. 2, 40), само по себе не означает, что такой депутат не может признаваться должностным лицом по смыслу п. 1 примечаний к ст. 285 и примечания к ст. 318 УК РФ.

В п. 5 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" указано, что должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Анализ указанных определений свидетельствует о том, что под должностным лицом понимается лицо, наделенное распорядительными полномочиями или выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.

В соответствии с п. п. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Должностное лицо и судебная практика

Позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу свидетельствует о том, что должностными лицами организации являются работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, то есть работники, уполномоченные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия, например, издавать локальные нормативные акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников ( Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.07.2017 N N 305-АД17-1484, А40-91243/2016).

Таким образом, должностным лицом организации является сотрудник, который имеет в служебном подчинении других работников, обладает полномочиями по формированию кадрового состава и определению трудовых функций работников, по применению мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий, обладает полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, обладает полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организации, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Основанием для привлечения к административной ответственности является факт совершения административного правонарушения. Понятие административного правонарушения дано в части 1 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического, должностного или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, признаками административного правонарушения являются его противоправность, виновность и наказуемость.
Противоправность означает, что действиями (бездействием) физических, должностных или юридических лиц нарушаются специальные правила, нормы и стандарты, установленные федеральными законами РФ.
Виновность - следующий признак административного правонарушения. При участии в делах об административных правонарушениях, подаче жалоб на постановления или решения по делам об административных правонарушениях необходимо исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина же в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, в нашем случае судом.
Наказуемость означает, что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие).
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушения законодательства в сфере образования в следующих случаях:

Правонарушение согласно КоАП

Санкция

Ч.1ст. 5.57

Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования,

а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 2 ст. 5.57

Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций

либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 3 ст. 5.57

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.57 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

на должностных лиц

дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Ч. 1 ст. 19.30

Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся

в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций

или нарушении правил оказания платных образовательных услуг

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 2 ст. 19.30

Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса

либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 3 ст. 19.30

Выдача образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации

либо выдача образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации

на должностных лиц

50 тыс. руб.
или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года

на юридических лиц

Ч. 4 ст. 19.30

Умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования олимпиад школьников,

а равно нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 5 ст. 19.30

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка приема в образовательную организацию

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 6 ст. 19.30

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.30 или ч.4 ст. 19.30 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

на должностных лиц

дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Ч. 1 ст. 19.4

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль),

а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей

Предупреждение или штраф
0,5 до 1 тыс. руб.

на должностных лиц

Ч. 1 ст. 19.5

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства

на должностных лиц

1-2 тыс. руб.
или дисквалификация на срок до 3-х лет

на юридических лиц

Ст. 19.6

Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

На должностных лиц

Ст. 19.7

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 1 ст. 19.20

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)

предупреждение или штраф
0,5-1 тыс. руб.

на должностных лиц

предупреждение или штраф
30 - 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

30-40 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

на юридических лиц

предупреждение или штраф
170-250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Ч. 2 ст. 19.20

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)

предупреждение или штраф 0,3-0,5 тыс. руб.

на должностных лиц

предупреждение или штраф
15-25 тыс. руб.

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

предупреждение или штраф
5-10 тыс. руб.

на юридических лиц

предупреждение или штраф
70-100 тыс. руб.

Ч. 3 ст. 19.20

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)

на должностных лиц

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

10-20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

на юридических лиц

100-150 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Вся информация на сайте размещена в строгом соответствии с требованиями 152-ФЗ "О персональных данных" и с согласия субъектов персональных данных

Copyright © 2022 Управление образования и науки Тамбовской области

Читайте также: