Ященко школа педагогического мастерства

Обновлено: 02.07.2024

Учащиеся столичной общеобразовательной школы Центра педагогического мастерства (ОШ ЦПМ) завоевали на завершившейся Всероссийской олимпиаде школьников (ВсОШ) 127 дипломов победителей и призеров по 19 предметам. Если бы эта школа выступала на ВсОШ отдельной сборной, то заняла бы 5-е место в общем зачете регионов, уступив лишь Москве, Санкт-Петербургу, Московской области и Республике Татарстан. Результаты, что и говорить, впечатляют, но давайте оценим и обсудим, за счет чего одна школа опередила на ВсОШ 81 российский регион и уместна ли модель комплектования, которая используется в ОШ ЦПМ.

Сочетание традиций и новых форматов

Не секрет, что самые высокие результаты на всероссийских и международных олимпиадах показывают, как правило, учащиеся школ, в которых, во-первых, организован тщательный отбор способных детей, во-вторых, олимпиадная подготовка включена в учебный процесс, в-третьих, среди педагогов много бывших победителей предметных олимпиад, опытных олимпиадных тренеров, кандидатов наук, университетских преподавателей. Кроме того, важным элементом является наличие интерната, что позволяет таким школам набирать талантливых детей из разных регионов страны.

Школа ЦПМ не ограничивается этим традиционным набором и предоставляет еще и возможность выбора формата, то есть учебные программы предлагаются как на очной, так и очно-заочной формах обучения:

Теперь у ребенка нет необходимости покидать родной город, чтобы учиться у лучших педагогов Москвы, тренеров олимпиадных сборных и экспертов ЕГЭ: для получения знаний достаточно стабильного интернет-подключения и желания учиться.

Можно сказать, что ОШ ЦПМ не только использует проверенные временем и отлично зарекомендовавшие себя подходы в работе с талантливыми детьми, но и стремится активно применять современные образовательные технологии.

Стоит подчеркнуть, что оценка возможности и целесообразности получения качественного школьного образования исключительно в дистанционном формате выходит за рамки статьи. Что же касается изучения одного-двух профильных предметов с применением дистанционных технологий под руководством олимпиадных тренеров ЦПМ, то 29 дипломов победителей и 98 дипломов призеров ВсОШ, завоеванных в этом году учащимися школы, убеждают в эффективности такого формата.

К сожалению, данных о том, какова доля лауреатов, учившихся дистанционно, у меня нет, но, к примеру, профильная специализированная подготовка по математике и информатике в 10-11-х классах осуществлялась исключительно в очно-заочной форме. При этом по информатике учащиеся школы ЦПМ показали на ВсОШ прекрасный результат: 4 победителя и 8 призеров.

Набор в середине учебного года

Так что, устроим овацию безоговорочному лидеру среди всех школ России по результатам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников или сначала попытаемся разобраться в феномене?

Интернатов, ежегодно набирающих талантливых детей, которые либо уже добились заметных успехов на олимпиадах, либо демонстрируют очевидный потенциал, много, а таких результатов – 127 дипломов ВсОШ за один сезон – ни у кого нет, да и раньше никогда не было. В чем же секрет успехов ОШ ЦПМ?

Полагаю, одним из главных отличий является подход к комплектованию. Речь идет не только об активной кампании ОШ ЦПМ по привлечению талантливых детей, которые, обучаясь в школах в регионах, уже становились победителями и призерами заключительного этапа ВсОШ или показывали высокие результаты на региональном этапе. Такой, можно сказать, традиционной работой в той или иной форме занимаются все школы, в которых пристальное внимание уделяется подготовке детей к предметным олимпиадам.

Школа ЦПМ использовала кардинально новый подход, пригласив в середине учебного года учащихся, показавших на проходивших в январе-феврале региональных этапах ВсОШ высокие результаты, которые гарантировали проход на заключительный этап. Как уже было отмечено, школьники совместно с родителями могли выбрать формат обучения: для очного требовался переезд из родного города в Москву и проживание в общежитии, для очно-заочного – только стабильное интернет-подключение и желание учиться под руководством тренеров сборной Москвы.

Возможно, и раньше наблюдались время от времени единичные случаи переезда олимпиадников в середине учебного года, но такой массовой смены школ – именно накануне заключительного этапа ВсОШ – в истории еще не было. В совокупности около 30 дипломов ВсОШ завоевали для школы ЦПМ дети, которые еще в феврале учились совсем в других образовательных организациях. Выделю 7 дипломов по информатике, по 4 – по химии и астрономии.

Разумеется, все официальные московские сайты с гордостью именовали юных жителей Воронежа и Перми, Самары и Архангельска, Мурманска и Кургана, Новосибирска и Казани, Саранска и Владимира, Санкт-Петербурга и Хабаровска столичными школьниками, которые принесли Москве очередной грандиозный и заслуженный успех.

Довести до абсурда

Хорошо понимаю мотивы школьников, переложивших в середине учебного года документы из провинциальных школ в ОШ ЦПМ. Многие из них, даже не меняя место проживания и оставаясь в привычной домашней обстановке, получили шанс заработать солидные московские призовые вместо флешки или сертификата в книжный магазин от губернатора родного региона. И стоит заметить – сполна этим шансом воспользовались. Да и занятия, пусть и дистанционные, с бывшими многократными победителями всероссийских и международных олимпиад, а ныне тренерами сборной Москвы для настоящих олимпиадников никогда лишними не бывают. Словом, к школьникам и их родителям – никаких вопросов.

А вот к учредителям и руководителям школы ЦПМ вопросы есть. Например, такой: станет ли зачисление в ОШ ЦПМ накануне заключительного этапа ВсОШ талантливых школьников из региональных образовательных организаций, по сути дела – очевидных фаворитов любых школьных олимпиад, традиционным способом комплектования? Можно такой способ набора довести вообще до абсурда, то есть заключать договоры с сотней-двумя обладателей самых высоких баллов регионального этапа по разным предметам исключительно на время проведения заключительного этапа: школьник из другого региона становится на месяц учащимся школы ЦПМ – выигрывает для школы и Москвы диплом ВсОШ – получает премиальные от мэра Москвы – возвращается в свою школу. На следующий год цикл повторяется.

Если и этой меры для установления ежегодных рекордов по количеству дипломов ВсОШ на одну школу окажется мало, можно, к примеру, организовать массовое приглашение на работу в ЦПМ учителей, подготовивших в регионах победителей и призеров ВсОШ, или добиться обязательного включения в состав жюри заключительного этапа и предметно-методических комиссий, разрабатывающих задания заключительного этапа, сотрудников ЦПМ.

Москва в этом случае обязательно станет по результатам школьных олимпиад лучшим регионом в Солнечной системе, а школа ЦПМ будет каждый год устанавливать рекорды и гарантированно получать грант мэра Москвы в размере нескольких десятков миллионов рублей.

Вопросы чиновникам от образования

Есть вопросы и к Минпросвещения и Рособрнадзору, которые обожают разрабатывать и представлять общественности всевозможные рейтинги регионов по качеству образования: устраивает ли надзирателей за школьным образованием такое состояние дел, когда один регион имеет средства и возможности забирать талантливых детей из других регионов?

Казалось бы, в других регионах тоже функционируют школы-интернаты для талантливых детей, и результаты они показывают высокие: на заключительном этапе ВсОШ по физике 22 диплома победителей и призеров завоевали ученики Президентского физико-математического лицея №239 из Санкт-Петербурга, еще 18 лауреатов учатся в Физтех-лицее им. П. Л. Капицы в подмосковном Долгопрудном. Однако есть моменты, которые настораживают: среди школьников, перешедших в школу ЦПМ в середине этого учебного года, есть учащиеся СУНЦ Уральского федерального университета в Екатеринбурге и Республиканского лицея для одаренных детей в Саранске. Встречаются подобные переходы и внутри Москвы: дипломы ВсОШ по информатике в этом году принесли школе ЦПМ учащиеся, которые в январе на региональном этапе выступали за СУНЦ МГУ.

Речь ни в коем случае не должна идти о запретах на переход из одной школы в другую. Нужно разбираться в причинах. Переходы обусловлены солидными московскими премиальными, причем не только для лауреатов, но и для участников заключительного этапа ВсОШ – Минпросвещения могло бы обеспечить выплату достойных премиальных для победителей, призеров и участников заключительного этапа ВсОШ всех регионов. Переходы связаны с качественной работой тренеров сборной Москвы из ЦПМ – Минпросвещения могло бы найти средства и организовать подготовку олимпиадников из регионов силами преподавателей ведущих вузов страны. Было бы желание. Но министерству не до этого, чиновникам от образования гораздо важнее продемонстрировать, как Россия рвется в десятку лучших стран мира. Правда, у них это плохо получается, процесс больше похож на надувание щек, чем на реальную заботу о повышении качества школьного образования. А как иначе объяснить стремление выдать 1-е место российских четвероклассников в исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) в 2016 году за высокий уровень подготовки выпускников российских школ?

Анонс

Агрессивный подход к комплектованию, демонстрируемый школой ЦПМ, и создание в столице других образовательных организаций, ориентированных на работу со способными и мотивированными школьниками, позволяет предположить, что у Москвы шансов на победу в этом противостоянии гораздо больше.

Обращаем ваше внимание, что мнение редакции портала не всегда совпадает с мнением автора.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Окончил математический класс школы № 91 (1985, учителя математики Б.М.Давидович и В.М.Сапожников), механико-математический факультет МГУ (1990), к.ф.-м.н. (1994, научный руководитель А.В.Архангельский). Во время учебы в МГУ активно участвовал в работе математических кружков, проведении олимпиад, был руководителем вечернего отделения Малого механико-математического факультета.

В 1995 году участовал в создании и стал первым исполнительным директором Московского Центра непрерывного математического образования (создан по инициативе В.И.Арнольда и А.И.Музыкантского для сохранения и развития традиций математического образования в городе и стране). Была создана система учебно-методической поддержки развития математического таланта школьников, развивается сеть кружков, олимпиад, интернет-ресурсов. В 2012 году коллективу авторов-разработчиков указанной системы, была присуждена премия Правительства РФ в области образования.

На приглашенных позициях читал курсы и вел научную работу в университетах Италии (Universita degli Studi di Catania), Мексики (UAM), США (Ohio University).

В 2012 году возглавил Центр педагогического мастерства города Москвы, применяя разработки в области развития математического таланта учащихся к другим предметным областям.

Приглашенный докладчик Международного математического конгресса по секции математического образования (2002 и 2010).

С 1990 года по н.р. работает учителем математики московской пятьдесят седьмой школы. Среди учеников победители и призеры математических олимпиад различных уровней (включая Всероссийский и международный), многие ученики уже стали успешными учеными.

С 1998 года – заведующий кафедрой математики (в 2006-2012 годах – проректор) Московского института открытого образования.

Один из руководителей научного коллектива, ведущего работы по разработке статистических методов анализа образовательных систем. Один из разработчиков методики рейтингования школ.

С 2010 года возглавляет федеральную группу разработчиков ЕГЭ по математике. Один из авторов концепции ЕГЭ по математике, внедряемой с 2010 года, сочетающую требования объективности и независимости с лучшим мировым опытом, с российскими традициями и национальными приоритетами в области содержания образования.

Один из разработчиков концепции дифференциации требований к результатам математического образования, нашедшей отражение в мерах по реализации Концепции развития математического образования в РФ, структуре двухуровневого ЕГЭ, системе общероссийских диагностических работ.

Последовательный сторонник максимально возможной открытости при проведении экзаменов, один из разработчиков научно-методических подходов к созданию и использованию открытых банков заданий по школьным предметам.

Один из руководителей коллектива разработчиков Национального исследования качества математического образования по математике, прошедшего осенью 2014 года (55000 участников, 70 регионов)

Один из авторов концепций и один из руководителей реализации многих других олимпиад школьников.

Научные интересы — общая топология, теория множеств, методика преподавания математики, развитие таланта учащихся, математическая статистика, педагогические измерения.

Много лет занимается самыми разными вопросами математического образования школьников. Это и обучение математике одарённых школьников в специализированных классах, и математические олимпиады школьников, и возвращение в школу теории вероятностей и статистики, и многое другое.

Хорошо владеет английским и отчасти итальянским языком.
Женат, четверо детей.


Всегда интересно читать литературу о людях, деятельность которых не только им самим доставляет удовольствие, но и приносит пользу окружающим. Профессия педагога и сейчас, и ранее всегда считалась нужной и востребованной. Но нельзя сказать, что быть педагогом – легко. Эта специальность построена на умственной и психоэмоциональной нагрузке. Человек, работающий с детьми, должен уметь контролировать себя, иметь чувство такта, быть интеллигентным. Именно о таком человеке и пойдет речь в нашей статье.

Замечательный человек

Ященко Иван Валерьевич – человек с большой буквы, педагог по призванию. Вот уже на протяжении нескольких лет он занимается математическим образованием школьников: обучает их в специализированных классах, подготавливает к городским и районным олимпиадам, проводит урок теории вероятностей и статистики, считая его необходимым.

ященко иван валерьевич

В школе, где трудится Ященко Иван Валерьевич, есть необходимое оборудование, благодаря которому педагог рассказывает и, что самое главное, показывает школьникам использование новейших компьютерных технологий. Также он работает над проблемой оценки знаний учащихся, разрабатывает учебные пособия для студентов и учеников.

Биография

Факты из биографии Ященко Ивана Валерьевича еще раз доказывают неопровержимость информации о том, что это замечательный, а главное, трудолюбивый человек.

Родился Иван Валерьевич на Украине 12 декабря 1968 года (в г. Львове). Математикой увлекался с детства. В школе он учился примерно, особенно отлично ему давались, и это неудивительно, точные науки.

центр педагогического мастерства

Ященко окончил класс математики в средней общеобразовательной школе Москвы, после чего в этом же городе поступил на механико-математический факультет Государственного университета им. Ломоносова. Хорошие оценки и прилежное поведение привели к тому, что из этого маленького и послушного мальчика получился талантливый педагог, мастер своего дела, который любит свою работу и дарит знания окружающим его людям. Дети обожают его занятия, так как опытный наставник сочетает рассказ основного материала урока с интересными примерами, событиями из жизни.

В настоящее время Ященко Иван – математик в школе № 57 и заведующий в Институте московского образования кафедрой математики. До этого являлся проректором вуза. Позднее получил степень кандидата математических наук. Иван Ященко имеет несколько наград и званий:

  • является учредителем фонда “Талант и успех”;
  • возглавляет федеральную группу разработчиков ЕГЭ по математике;
  • член совета по науке и образованию при президенте Российской Федерации;
  • лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования.

ященко иван валерьевич биография

В этом же институте впервые пробовал себя в роли ассистента. Ивана Валерьевича коллеги и ученики ценят и уважают не только за то, что он – директор Центра педагогического мастерства, а просто за то, что это добрый, открытый, отзывчивый человек.

Популярные работы

  • "Парадоксы теории множеств", 2002 г.
  • "Приглашение на математический праздник", 2005 г.
  • "Длина, площадь, объем", 2012 г., соавтор - Мерзон Г. А.
  • "Наглядная геометрия", 2013 г. - Смирнов, В. А., Смирнова И. М., Ященко И. В.
  • "Олимпиадный ковчег", 2014 г. - Канель-Белов, А. Я., Трепалин А. С., Ященко И. В.

Личная жизнь

Семье Иван Валерьевич Ященко посвящает свою каждую свободную минуту. Женат, имеет четверых детей. Иван Валерьевич и его родные стараются как можно реже фигурировать на публике: ни он, ни супруга не любят давать интервью, предпочитают находиться как можно дальше от прессы и журналистов. Любят отдыхать на природе, кататься на велосипедах. Зимой из всех видов спорта чаще выбирают горные лыжи.

ященко иван валерьевич семья

Супруги в браке уже немало лет, но их объединяют общие интересы, одинаковый взгляд на жизнь. Да и дети растут послушными, грамотными и образованными.

Отзывы сотрудников и детей

Коллеги Центра педагогического мастерства считают Ивана Валерьевича ценным сотрудником, который сделал очень много для развития образования, внес большой вклад в улучшение работы структуры школы. Это человек с хорошо развитой интуицией, которыей не только находит нужные вопросы, но и правильно дает на них ответы.

Ученики легко понимают и усваивают материал, который им преподносит Ященко Иван Валерьевич. А учебные пособия, выпускаемые им, доступны в чтении и понятны в изучении. Комиссии, которые приезжают с проверками в школу, где работает опытный педагог, восхищаются и деятельностью Ивана Валерьевича, и им самим за, как они сами говорят, его трудолюбие, ум и целеустремленность.

Обязанности математика

Так что же входит в особенности работы великого педагога Ященко Ивана Валерьевича? Одной из его обязанностей является то, что он должен прежде всего сформулировать для себя и окружающих основные цели и задачи и уже в процессе трудовой деятельности находить пути их решения.

Что касается конкретно самого предмета математики, преподаватель должен уметь обобщать. Это один из главных факторов, определяющих математика. Еще одно из немаловажных качеств, которым должен обладать человек этой профессии – желание исследовать. То есть педагог получает удовольствие от того, что уже знает, и доносит это до учащихся, но его никогда не покидает стремление к новым знаниям.

ященко иван математик

Ященко сегодня

В настоящее время Ященко Иван – успешный преподаватель в школе и директор Центра педагогического мастерства. Иван Валерьевич очень лестно отзывается о своих учениках и студентах, говорит, что большинство из них – умные, толковые ребята, которые стремятся к знаниям, хотят повысить уровень своего образования. Это люди, настроенные на учебу, что не только привлекает, но и не дает самому расслабиться.

Сейчас он работает над тем, что занимается составлением интересных домашних заданий для студентов сильного второго курса. Эти ребята отлично справляются со всем: не только с вопросами на семинарах, но и с домашними заданиями. А чтобы интерес к предмету сохранялся, нужно составлять задачи, в которых какая-то часть будет повышенного уровня сложности. Поэтому Иван Валерьевич старается постоянно придумывать интересные и не очень легкие задания.

Читайте также: