Ярмарка тщеславия анализ произведения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Изучение тонкостей изображения буржуазного общества в философско-аллегорическом романе У. Теккерея "Ярмарка тщеславия". Раскрытие композиции и образа автора в произведении. Выявление художественных предпосылок создания романа в духе сатирической традиции.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.05.2015
Размер файла 39,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Институт международных связей"

Факультет международных экономических отношений

Кафедра рекламы и связей с общественностью

по курсу "История мировой литературы"

на тему: У. Теккерей. Роман "Ярмарка тщеславия"

1.1 Особенности изображения буржуазного общества в романе

1.2 Панорама жизни в романе

1.3 Философская линия и художественный историзм в романе

2. Особенности художественных приемов Теккерея

2.1 Образ автора в системе образов и сатира в романе

2.2 Роман без героя

2.4 Писатель-художник Теккерей

Список использованной литературы

теккерей тщеславие сатирический буржуазный

Англия стала первой классической буржуазной страной, и потому, совершенно закономерно, что в 30 - 40-е годы девятнадцатого века ни в одной другой европейской стране различие между богатыми и бедными не чувствовалось так остро, как в Англии. В промышленности мелкое производство вытеснялось крупным, и мелкие производители превращались в наемных рабочих крупного предпринимателя.

Французская революция испугала английскую аристократию, и в начале века эта аристократия стала еще крепче держаться за свои права, традиции, предрассудки. Избирательная система была построена в Англии таким образом и на таких началах, что бедняки были практически лишены возможности иметь своего представителя в парламенте. Таким образом, тяжелое экономическое положение народных масс закреплялось и политическим бесправием.

Следствием этих политических и экономических причин стала мощная борьба за реформы, которая развернулась в Англии в первые десятилетия девятнадцатого века. Ее вдохновителем был утопист Роберт Оуэн. Он, веря в совершенство человеческой личности, полагал, что достаточно указать на несправедливость, как богатые поймут ложность своего положения и станут сторонниками равенства и убежденными противниками угнетения. Его идея, его пафос определяли духовный климат эпохи. Он дал мощный толчок социальному брожению, столь сильному в эти десятилетия.

В 1838 году была опубликована знаменитая хартия, положившая начало важнейшему социально-реалистическому движению девятнадцатого века - чартизму. Чартистское движение просуществовало в стране в течение двух девятилетий.

1.1 Особенности изображения буржуазного общества в романе

Теккереем создана целая галерея образов аристократов. Это многочисленные члены семейства Кроули: помещик Питт Кроули, невежественный и грубый, его сыновья и его брат - Бьют Кроули, обладательница огромного состояния престарелая мисс Кроули, в ожидании наследства которой грызутся ее родственники. Ради денег каждый из Кроули готов перегрызть горло своему конкуренту. Корыстные интересы и низменные страсти делают близких людей врагами.

В ряду аристократических снобов находится маркиз Стайн. Этот умудренный жизненным опытом престарелый вельможа, циничный и умный, являет собой образец развращенного до мозга костей богача. Это человек с темным прошлым и воровскими замашками. Но он сумел приобрести себе титул и огромное состояние, женился на знатной аристократке и считается столпом общества. Размеры состояния маркиза Стайна соответствуют степени его подлости.

1.2 Панорама жизни в романе

Родившись в Индии, Теккерей был отправлен в Англию на попечение деда. В молодости Уильям совершил путешествие по Европе. Жил в Германии, посетил Италию, занимался живописью во Франции. Из Парижа он посылал свои статьи о французских писателях и художниках, о судебных процессах и парижских нравах. По поручению журналов или издательств отправлялся в Ирландию, Бельгию, Соединенные Штаты, на Ближний восток.

Литературному творчеству Теккерея предшествовал большой журналистский опыт, возможность наблюдать жизнь народа в различных точках земного шара. Именно эти наблюдения были включены автором в содержание романа и также являются его отличительной особенностью.

1.3 Философская линия и художественный историзм в романе

2. Особенности художественных приемов Теккерея

2.1 Образ автора в системе образов и сатира в романе

К 1847 году Теккерей уже определил социальное и нравственное пространство для художественного освоения, и выработал сам способ изображения - сатирическое осмеяние порока при строжайшем и безоговорочном следовании природе, правде.

Для усиления сатирического эффекта Теккерей использовал новаторский прием включения в систему образов романа образа автора, наблюдающего за происходящим и комментирующего события, поступки, суждения действующих лиц. Авторский комментарий, звучащая в нем ирония помогает выявить все смешное, уродливое, нелепое и жалкое, что происходит на сцене театра марионеток, усиливает сатирические звучание романа.

Это особенно отчетливо видно при осмыслении многозначной метафоры кукол и Кукольника. На первый взгляд создается впечатление, что этот шут-моралист обладает полнотой всезнания, вольно распоряжается выходами героев-кукол, умудрен жизненным опытом, что от его скептического взгляда не могут укрыться никакие тайные побуждения или душевные противоречия его актеров. Однако это не совсем так. Чтобы узнать мысли, побуждения своих героев, Кукольник, в известной мере, должен стать как бы одним из них, а для этого ему необходимо отделиться от автора. Этот Кукольник, не просто, прервав повествование, комментирует происходящее, высказывает то или иное суждение о характере, поведении персонажа, он подслушивает чужую речь, втиснувшись в карету, узнает чужие секреты, заглядывая через плечо в записку, которую читает Бекки. Иными словами, автор допускает, что герои свободны от его авторской воли, что им дано право самораскрытия пред читателем.

В этом смысле интересна и трансформация авторских отступлений в романе. Их немало в тексте: в отступлениях как бы происходят раздвоение автора на всезнающего повествователя и на участника той же вселенской ярмарки тщеславия, против которого, как против любого персонажа романа. может быть обращено острие сатиры.

Скептицизм Теккерея объективно оказался основой и причиной многих его творческих открытий. Люди - пленники среды, игрушки в руках обстоятельств. Недаром столь важна в романе многозначная метафора куклы. Однако такая позиция и такой взгляд на мир заставляли Теккерея напряженнее искать правду - социальную, психологическую и эстетическую,- не позволяли ему отказываться от нее даже в угоду идеалу, который был так существен в художественных идейных и философских поисках многих его современников и коллег по перу.

Так, например, в сатирико-ироническом плане написаны Теккереем батальные сцены и предшествующие им эпизоды. Таковы картины увеселительных балов и бесконечных развлечений, которым предаются оказавшиеся в Брюсселе знатные господа и дамы накануне решительной битвы. Таково, в сущности, и лаконичное описание самой битвы, а также едко-насмешливые замечания о военачальниках.

Такой широкий взгляд на личность требовал привлечения новых средств в раскрытии характера, используя детали окружения, предметы быта. Детализация становиться у Теккерея иронической: часы старика Осборна, украшенные скульптурой, изображающей жертвоприношение Ифигении, не только раскрывают безвкусицу пышной и тяжеловесной обстановки угрюмого и богатого дома, но и содержат намек на будущие драматические события, которым суждено свершиться в этих стенах.

Кроме осмысления имен и иронической детализации в арсенале Теккерея-сатирика имеются и такие приемы, как сатирические сравнения, речевые характеристики, ироничная защита с несостоятельной аргументацией. Важную роль играет раскрытие внутренней сущности человека через его поступки.

Желчь и иронию Теккерея Введенский заменял легкой, забавной шуткой, вписывал в его произведения увлекательные пассажи или опускал те, которые казались ему скучными. Так нарушалось художественное единство прозы писателя, сюжеты которого - не детективно-увлекательные, но психологические по своей сути - особенно страдали от любого механического ущемления.

2.2 Роман без героя

Он не стремится к преувеличениям, избегает приема гиперболизации. Он не склонен изображать человека ни отъявленным злодеем, ни существом идеальным. Для него важно раскрыть сложность взаимодействия различных начал в характере человека, понять причины, заставляющие его совершать тот или иной поступок. Теккерей был убежден, что человек - это смесь героического и смешного, благородного и низкого, что человеческая природа бесконечно сложна, а долг честного писателя, заботящегося об истине, не создавать увлекательные истории на потребу толпе, но в меру сил и отпущенного таланта показывать человека во всей его противоречивости, сложности, неповторимости.

Подобная эстетика, эстетика полутонов, порожденная новым взглядом на человека, была тогда еще в будущем. Ее начнут разрабатывать в конце девятнадцатого столетия, освоят в начале двадцатого.

Это - новый тип романа в английской литературе девятнадцатого века, где переплетаются многие сюжетные линии, и нет традиционной интриги и развязки.

Сюжетным центром книги автор делает одну из вечных тем мировой литературы - историю двух женщин, подруг и соперниц. Эмилия и Ребекка - эти две девочки изначально разные, и на протяжении всего повествования автором постоянно подчеркивается различие между ними.

2.4 Писатель-художник Теккерей

Внимание Теккерея-иллюстратора сосредоточено не на портрете, а на жизненных ситуациях, в которые попадают персонажи романа, например: сэр Питт, стоящий на коленях перед своей гувернанткой; паническое бегство Джозефа Седли из Брюсселя; опустившаяся Бекки за игорным столом и т.д. Важное композиционное значение имеют изображения паяца, марионеток, напоминающие о кукольной драме.

Винтерих Д. Приключения знаменитых книг. - М.: Книга, 1979. - 160с.

История всемирной литературы в 9 томах. Том 6. - М.: Наука, 1989. - 880с.

История всемирной литературы в 9 томах. Том 7. - М.: Наука, 1990. - 830с.

Теккерей У.М. Творчество. Воспоминания. Библиографические разыскания. - М.: Книжная палата, 1989. - 488 с.

Подобные документы

Исторические события Англии середины девятнадцатого века, которые существенно повлияли на создание романа "Ярмарка тщеславия" Уильяма Теккерея. Особенности изображения буржуазного общества. Панорама жизни, философская линия и художественный историзм.

реферат [42,2 K], добавлен 22.11.2010

"Ярмарка тщеславия" как социальный панорамный роман воспитания. Произведение У. Теккерея "Ярмарка тщеславия" в свете диалога культур, русско-английских литературных связей в 40-60 гг. XIX века. Оценка творчества Теккерея ведущими критиками России.

курсовая работа [40,4 K], добавлен 29.11.2012

Критическая направленность творчества писателя. Биография Вильяма Мейкписа Теккерея. Журналистская деятельность Теккерея. Сатирическое разоблачение снобизма. Социальная панорама "Ярмарки тщеславия". Нравы английского буржуазно-дворянского общества.

курсовая работа [52,7 K], добавлен 25.05.2014

Влияние исторических событий на литературную деятельность. История создания "Ярмарки тщеславия" У. Теккерея как "романа без героя". Анализ снобизма, его сатирическое разоблачение. Понятие "литературный герой" на примере литературных героев Ч. Диккенса.

курсовая работа [94,4 K], добавлен 02.06.2015

Анализ авторского образа читателя в романе, художественных средств его изображения и осмысление его роли в контексте всего произведения. Специфика адресованности текста и ее проявление на эксплицитном (выраженном) и имплицитном (скрытом) уровнях.

В этой статье мы опишем изданный в 1848 году роман У. М. Теккерея, представим его краткое содержание. "Ярмарка тщеславия" - произведение, действие которого происходит в Англии, в начале 19-го века. Идет война с Наполеоном, что не мешает, однако, множеству одержимых честолюбием людей продолжать борьбу за мирские блага - чины, титулы, состояние. Денно и нощно бурлит Базар Житейской Суеты - Ярмарка Тщеславия. Именно здесь решаются судьбы героев.

краткое содержание ярмарка тщеславия

Ребекка и Эмилия

Следующими событиями начинается краткое содержание. "Ярмарка тщеславия" - роман, открывающийся описанием того, как пансион мисс Пинкертон покидают две юные девицы. Эмилия Седли, дочь обеспеченного эсквайра, представляет собой образец английской добродетели и миловидности, несколько пресной. У нее "доброе", "великодушное" и "нежное" сердце, однако девушка не блещет умом. Ребекка Шарп - иное дело. Это дочь француженки (танцовщицы) и беспутного художника. Ребекка хрупка, мала ростом, бледна. Однако один лишь взгляд ее зеленых глаз может сразить любого мужчину. Бекки, выросшая в "веселой" бедности, остра на язык, она видит насквозь людей, хочет любой ценой завоевать себе место под солнцем, идя даже на обман и лицемерие. Другого пути не существует, ведь у девушки нет ни титула, ни состояния, ни любящих родителей - того, что учит добродетели счастливых ее сверстниц.

Бекки гостит у Эмилии

Эмилия, привязанная искренне к Бекки, приглашает ее к себе в гости, и та наилучшим образом пользуется гостеприимством. Ребекка умеет всем понравиться. Но главное - она пробует свои чары на брате Эмилии, Джозефе Седли. Притворство, лесть - и этот "бонвиан", "брюзга" и "лентяй" готов уже к решительному шагу. В дело, к несчастью, вмешивается случай, а также жених Эмилии, мистер Джордж Осборн. Надежды интриганки в результате этого рушатся, и Джозеф бежит.

уильям теккерей

Новая страница открывается в жизни Ребекки - она служит в Королевском Кроули гувернанткой. Это наследственное поместье Питта Кроули, старика, неимоверно "грязного" и "вульгарного", сутяги, скареды и пьяницы. Умение лицемерить и притворяться, изобретательность позволяют мисс Шарп завоевать расположение обитателей поместья, от воспитанниц до самого Питта Кроули, старшего сына этого баронета, который является "благовоспитанным джентльменом". Его побаиваются все, даже буйный папаша. Бекки находит всевозможные способы быть полезной его отцу. Не проходит и года, как девушка становится незаменимой, практически хозяйкой в этом доме.

Визит мисс Кроули

Продолжаются события романа, главные из которых мы включили в его краткое содержание. "Ярмарка тщеславия" - объемное произведение, поэтому рассказать обо всем подробно в формате одной статьи невозможно. В ней описаны лишь основные события.

Ежегодно Королевское Кроули навещает сводная сестра сэра Питта, незамужняя женщина, на счету которой имеется изрядная сумма. Она знается с французами и атеистами, любит весело пожить. Эта старая дама тиранит безбожно свою прислугу, компаньонку, а также многочисленных родственников, которые надеются получить ее наследство. Эта женщина не переносит ни сэра Питта, ни старшего его сына, но обожает Родона Кроули, младшего, - шалопая, дуэлянта и игрока, недалекого офицера гвардии. Мисс Кроули также считает, что Ребекка остроумна и очаровательна.

Ребекка выходит замуж за Родона Кроули

Женщина, заболев, увозит ее в свой дом в Лондоне, из-за чего завершается роман между гувернанткой и Родоном Кроули. Он заканчивается тайным браком, так как, несмотря на пристрастие мисс Кроули к Равенству и Свободе, она может очень рассердиться, что отмечает Уильям Теккерей ("Ярмарка тщеславия"). После того как умирает жена сэра Питта, все открывается. Сэр Питт, не очень опечаленный ее кончиной, пытается вернуть в Королевское Кроули Ребекку. Он падает на колени, предлагая девушке выйти за него замуж. В этот миг в первый раз в жизни бестрепетная Бекки теряет присутствие духа и плачет. Какой шанс упущен! Зачем она поторопилась?

Тяжелое время для молодоженов

Все проклинают молодую чету. Уильям Теккерей ("Ярмарка тщеславия") повествует о том, что, как ни старается Родон, руководит которым умная Ребекка, вновь завоевать расположение тетушки, это ему не удается. Любительница романтических браков и поборница демократии так и не простит до конца своих дней племяннику мезальянса. Не стоит и говорить о сэре Питте. Уильям Теккерей так описывает его состояние: герой от несбывшихся желаний и ненависти буквально теряет разум, опускается все больше. Родовое гнездо от надругательства и окончательного опустошения спасает лишь его смерть. Этим событием продолжает свое произведение Уильям Теккерей ("Ярмарка тщеславия"). Краткое содержание романа после смерти этого героя следующее.

Теперь супруги вынуждены довольствоваться лишь скромным жалованием Родона, которое он получает как капитан гвардии. Однако Бекки владеет в совершенстве искусством, которое пригодится ей еще не раз, - жить припеваючи, при этом не иметь наличных денег. Девушка надеется занять в обществе более блестящее место и согласна потерпеть. А слепо и страстно влюбленный в жену Родон превращается в покорного и счастливого мужа.

Разорение отца Эмилии

теккерей ярмарка тщеславия краткое содержание

Над головой Эмилии тем временем сгущаются тучи. Как ни удивительно, виной тому оказывается Наполеон. Бегство с Эльбы, высадка в Каннах его армии изменяют на бирже положение дел, что ведет к полному разорению отца девушки, Джона Седли. Самым упрямым и несговорчивым из кредиторов оказывается его сосед и друг Джон Осборн, которому тот помог выбиться в люди. С молотка идет имущество Седли. В убогую наемную квартирку переселяется семья. Однако Эмилия страдает не из-за этого. Беда заключается в том, что эта бесхитростная девушка своего жениха любит всем сердцем, а не так, как предписывают негласные законы, которые диктует Ярмарка Тщеславия. Книга Теккерея - роман, в котором автор таким образом описывает чувства этой девушки. Она искренне полагает, что Джордж Осборн, фатоватый, самовлюбленный и пустой, является самым умным и красивым мужчиной в мире. В отличие от Бекки, поступки которой всегда диктуются нуждой, эгоизмом и корыстью, Эмилия живет лишь любовью. А Джордж Осборн позволяет милостиво этой девушке себя любить, при этом не отказывается от холостяцких увеселений, а свою невесту особым вниманием не балует.

Эмилия выходит замуж за Джорджа Осборна

Уильям Теккерей рассказывает нам о том, что отец после краха Джона Седли запрещает жениться на Эмилии Джорджу. Ее собственный отец, более того, также не хочет и думать о браке с "сыном негодяя". В отчаянии находится бедняжка Эмилия. Однако в дело вмешивается верный друг Джорджа, капитан Доббин, великодушный и честный человек, который горячо любит Эмилию, даже самому себе не решаясь признаться в этом. Он уговаривает Джорджа, которому не чужды благородные порывы, вопреки воле отца жениться на девушке. Конечно же, тот лишает его наследства и отказывается от сына.

Встреча в Брюсселе

В Брюсселе встречаются обе опальные четы, поскольку в город вступает полк Доббина и Джорджа, а также прибывает сюда Тафто, генерал гвардии, со своим адъютантом Родоном Кроули. С восторгом полк принимает Эмилию, однако подруга ее предпочитает вращаться в "блестящем" обществе. Где бы эта девушка ни появлялась, она везде окружена множеством знатных поклонников. Джордж Осборн попадает в их число. Собственное тщеславие и кокетство Бекки настолько далеко его заводят, что он передает ей на балу букет с письмом, в котором просит девушку бежать с ним. Конечно же, та не собирается делать ничего подобного, поскольку знает цену Джорджу. Войска Наполеона в тот же день переходят Самбру. Полный невысказанного раскаяния Джордж прощается со своей женой. Через несколько дней он погибнет при Ватерлоо.

Жизнь Ребекки и Родона в Париже

теккерей ярмарка тщеславия

А Родон и Бекки проводят после Ватерлоо три года в Париже. Здесь супруга Родона пользуется огромным успехом. Ее допускают в самое высшее парижское общество. Не так разборчивы французы, как англичане. Впрочем, девушка не собирается здесь оставаться на всю жизнь. Семейство (у Родона и Бекки в Париже рождается сын) через некоторое время возвращается в Лондон. Здесь чета Кроули, как всегда, живет в кредит, не платя никому и всем раздавая обещания. Наконец, тетушка Родона умирает, почти все состояние оставив старшему племяннику, который женат на достойной и честной женщине, леди Джейн, дочери лорда Саутдауна. А новый баронет, испытывая перед братом чувство вины (ведь тетушкины деньги достались бы именно ему, если бы тот не женился на гувернантке), своим долгом считает объединить семью. И вот снова Ребекка появляется в Королевском Кроули и очаровывает всех. Ей для этого приходится даже изображать любовь к сыну, хотя на самом деле она не питает к этому мальчику ни малейшей привязанности.

Ребекка и лорд Стайн

Так пленит нового баронета тонкая лесть Ребекки, что тот бывает чуть ли не каждый день в ее доме. Там бывает столь же часто и вельможный покровитель девушки, всемогущий лорд Стайн, старый циник из романа, который создал Теккерей ("Ярмарка тщеславия"). С его помощью Ребекка продвигается вперед в высшем обществе. Какими путями девушка добивается этого, никто не знает, однако лорд дарит ей бриллианты, а также предоставляет свои погреба в ее распоряжение. Наконец происходит событие, ставящее Ребекку в один ряд с другими респектабельными дамами. Девушку представляют ко двору. Этим важным событием продолжает свой роман Теккерей ("Ярмарка тщеславия"). Краткое содержание лишь вкратце упоминает о том, что Ребекка входит в самые высокие круги Лондона и убеждается, что эти люди от других ничем не отличаются. Бекки становится среди них скучно. А супруг ее чувствует себя с каждым днем все более одиноким на всех этих аристократических собраниях. Он привязывается все больше к своему сыну.

Родон покидает Англию

Катастрофой заканчивается шествие Ребекки по Ярмарке Тщеславия. Родон уличает ее в предательстве и пытается вызвать лорда Стайна на дуэль. В конце концов он решает покинуть Англию для того, чтобы занять выхлопотанный для него его же врагом пост губернатора острова Ковентри. Исчезает Ребекка, а ее сын Родон остается на попечении дяди, а также его жены, заменившей ему мать.

Эмилия воспитывает сына

Смерть мужа едва не стоила Эмилии жизни, о чем рассказывает нам писатель Теккерей ("Ярмарка тщеславия"). Краткое содержание дальнейших событий в жизни этой девушки следующее. Спасло ее лишь рождение сына, которого Эмилия боготворит так же, как прежде мужа. Она долгое время проживает с родителями, мужественно переносит лишения и бедность, отраду находя в маленьком Джордже. Однако Джон Осборн, пораженный тем, насколько внук похож на его покойного сына, предлагает матери отдать мальчика для того, чтобы воспитать его как джентльмена. Ради его блага Эмилия расстается с сыном. Она находит утешение после смерти матери в том, чтобы скрашивать последние дни отца.

ярмарка тщеславия книга

Возвращение майора Доббина

Когда Ребекка терпит удар судьбы, к Эмилии поворачивается фортуна. Майор Доббин возвращается из Индии вместе с Джозефом, ее братом. Доббин клянется, что теперь родные девушки не будут знать нужды. Он хочет жениться на девушке. Однако надеяться ему по-прежнему не на что. Эмилия не замечает преданной, бескорыстной любви этого человека, его выдающихся достоинств. Она верна памяти своего мужа, предоставляя с жестокосердием добродетели Доббину лишь "смотреть и томиться". Вскоре Джон Седли умирает, а затем и Джон Осборн, который оставляет Джорджу половину своего состояния, а также восстанавливает в опекунских правах вдову "возлюбленного сына". Эмилия узнает, что обязана этим Доббину, а также то, что он являлся неизвестным благодетелем, который в годы нужды поддерживал ее. Однако по-прежнему лишь благодарностью она может заплатить за его преданность.

Новая встреча Эмилии и Бекки

В маленьком герцогстве, на берегах Рейна, вновь происходит встреча Эмилии и Бекки. Эмилия совершает с братом, сыном и Доббином заграничное путешествие, а Ребекка порхает уже давно по Европе, в карточной игре и приключениях сомнительного свойства проматывая свое содержание, которое было назначено ей супругом. От нее везде шарахаются в приличном обществе, как от зачумленной. Но вот она замечает Джозефа Седли, и в душе девушки возрождается надежда. Оклеветанная страдалица, у которой отобрали любимое дитя и честное имя, без труда, как и в прежние времена, обводит вокруг пальца этого тучного щеголя, а также Эмилию, которая ничему не научилась и нисколько не поумнела. Доббин, всегда питавший отвращение к Ребекке, из-за нее ссорится с Эмилией и упрекает ее в первый раз в жизни в том, что девушка не ценит его привязанности. Он решает навеки расстаться с Эмилией. Однако Бекки, исполнившись к девушке "презрительной жалости", а к Доббину - восхищения, совершает первый в своей жизни бескорыстный поступок. Ребекка показывает своей подруге письмо Джорджа, которое доказывает его неверность. Повержен идол. Эмилия теперь свободна и поэтому может ответить на чувство преданного Доббина.

Заключительные события

Вот мы и приближаемся к концу произведения "Ярмарка тщеславия". Краткое содержание книги составляют следующие заключительные события. Доббин с Эмилией ведут в собственном доме тихую жизнь. Они дружны с обитателями Королевского Кроули. До конца дней Джозеф влачит убогую жизнь раба Ребекки. Умирает он при "невыясненных обстоятельствах". От желтой лихорадки погибает и Родон Кроули-старший. После смерти дяди его сын наследует поместье и титул. Он не хочет видеть свою мать, однако назначает той щедрое содержание, хотя она достаточно обеспечена и без этого. У Ребекки множество друзей, которые считают, что она несправедливо обижена. Она занимается усердно благотворительностью, живет на широкую ногу.

Так заканчивается краткое содержание. "Ярмарка тщеславия" - роман, который пользуется сегодня большой популярностью. И это неслучайно. Проблемы, которые затронуты в нем, актуальны и сейчас.

Анализ произведения

уильям теккерей ярмарка тщеславия

"Ярмарка тщеславия" является вершиной творчества Теккерея. В романе реалистические обобщения, социальная критика и сатирическое мастерство достигают своей наибольшей силы. Теккерею удалось уловить связь между людьми общества, современного ему. Она основана на власти денег, на "бессердечном чистогане". В произведении общество предстает как громадная ярмарка, где все можно купить и продать. Изображая правдиво отталкивающее лицо буржуа, автор не питал иллюзий насчет возможности его превращения в отзывчивого и доброго человека. Он хотел лишь раскрыть без иллюзий и прикрас суровую правду жизни.

Полное название романа звучит так: "Ярмарка тщеславия. Роман без героя". Оно заимствовано было из произведения Джона Беньяна "Путь паломника". Теккерей назвал Ярмаркой Тщеславия буржуазно-аристократическое общество Англии своего времени.

Помещики и буржуазные дельцы, дипломаты и члены парламента, чиновники и знатные лорды проходят перед читателями длинной вереницей. Живут они по законам Ярмарки Тщеславия. В романе Теккерея своеобразной является форма подачи материала. Писатель сравнивает своих героев с марионетками, а себя - с приводящим их в движение кукольником. Теккерей ("Ярмарка тщеславия") дает им оценки, высказывает свои суждения в ряде отступлений.

ярмарка тщеславия

"Роман без героя" означает, что писатель не нашел в среде Кроули и Осборнов положительного героя. Однако он не противопоставляет простого человека из народа корыстному буржуа, как, например, Диккенс. В романе "Ярмарка тщеславия" герои из народной среды отсутствуют. Капитан Доббин является носителем положительных начал. В этом можно убедиться, прочитав в оригинале произведение "Ярмарка тщеславия". Краткое содержание по главам лишь поверхностно раскрывает внутренний мир героев. Доббин - единственный, кто сохраняет отзывчивость и доброту, скромность и самоотверженность.

"Ярмарка тщеславия" - книга, которая будет актуальна всегда, до тех пор, пока не будет искоренен людской эгоизм, в котором таятся корни многих бед человечества.

Ребекка Шарп - яркая и амбициозная девушка, рожденная в бедной британской семье. Она полна решимости подняться по иерархической лестнице в высший свет. Для этого она устраивается няней в семью влиятельного, но очень скупого, сэра Питта Кроули. Красотка Бекки сразу бросается в глаза его сыну Родону и налаживает дружеские отношения с острой на язык тетей Матильдой. Бекки знакомят с самым эксклюзивным общественным кругом Лондона, где она встречает Эмилию Седли, бывшую школьную подругу. Они сближаются еще сильнее.

Бекки выходит замуж за Родона, но после первоначального счастья социальная и экономическая стабильность, о которой она мечтала, разрушается. Родон начинает заглушать свои проблемы в азартных играх и питье. Кроме этого, ослабевает дружба Бекки с Эмилией, после смерти ее мужа.

В романе обозначены два конфликта. Внешний конфликт - это конфликт между Бекки и ее семьей. Внутренний конфликт - это конфликт чувств и эмоций членов семьи. Кульминацию истории автор показывает в конце романа, когда на кухне домработница увидела паука. Она подняла метлу и смела его. Это метафора, автор сравнивает Бекки с этим пауком. Как этот паук, Бекки не смогла стать счастливой.

Можно найти много стилистических приемов в этом тексте. Само название этой истории - метафора. Автор пытается показать читателям свое отношение к высшему сословию и к Бекке.

Сюжет романа кажется сложным из-за множества персонажей, а заявленные мотивы редко оказываются истинными. Более того, автор так часто отвлекается на смежные темы, что случайный читатель может потерять нить истории. Она, однако, современна, как и всегда – это борьба за утверждение себя в обществе. Большинство персонажей склоняются к богатству и положению независимо от того, кто их имеет. Это поклонение ложным ценностям позволяет Ребекке взобраться на вершину иерархической лестницы.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Ярмарка тщеславия Теккерея

Популярные сегодня темы

Свой небольшой рассказ хочу начать с того, что мне очень сильно повезло. Многие дети просят родителей, чтобы у них родился братик или сестричка, а моя мечта сбылась. И когда я узнала одной из первых, что у нас в семье скоро будет пополнение

Тематика любви является главной не только в рассказе Чехова, но и в жизни как таковой. Этот факт трудно отрицать и выражаемая в соединении двух сердец, представителей противоположного пола любовь

Когда приходит зима, природа понимает, что настало время для отдыха: скидывает свою листву и наряжается самым красивым чисто-белым нарядом.

Нет ни одной семьи, которую бы не затронула Великая Отечественная война. Эта трагедия оставила огромный мрачный, полный боли и слез след в истории России. Миллионы жизней были унесены за светлое и мирное небо

Эвелина - это единственная дочь семьи Яскульских. Внешне она была очень милой девочкой с русыми волосами и голубыми глазами. Как говорит сам автор, смотрела она

Главные герои

  • Ребекка Шарп — дочь художника и танцовщицы, сирота, приложившая немало сил, чтобы обеспечить себе место под солнцем, лицемерная, хитрая, корыстолюбивая.
  • Эмилия Седли — добрая, доверчивая, верная девушка, дочь богатого торговца, подруга Ребекки.
  • Джозеф Седли — старший брат Эмилии, тучный молодой человек, ленивый, брюзгливый, эгоистичный.
  • Джордж Осборн — офицер, возлюбленный Эмилии Седли, затем её муж, самовлюблённый, эгоистичный, любящий пускать пыль в глаза.
  • Уильям Доббин — капитан, друг Джорджа Осборна, благородный, честный, прямодушный человек, всю жизнь любивший Эмилию Седли.

Другие персонажи

  • Сэр Питт — представитель знатного британского семейства, невероятно жадный, мерзкий старик.
  • Мистер Кроули — старший сын сэра Питта, глубоко порядочный, религиозный мужчина, ценящий превыше всего порядок и соблюдение приличий.
  • Родон Кроули — драгун, младший сын сэра Питта, муж Ребекки, беспечный, избалованный, инфантильный.
  • Мисс Кроули — сводная незамужняя сестра сэра Питта, богатая капризная женщина, любившая весёлую жизнь.
  • Леди Джейн — жена мистера Кроули, скромная, милая, достойная женщина, очень любившая детей.
  • Лорд Стайн — богатый и влиятельный аристократ, покровитель Ребекки.

Краткое содержание

Глава 1. Чизикская аллея

Глава 2, в которой мисс Шарп и мисс Седли готовятся к открытию кампании

Отцом Ребекки был пропойца-художник, матерью — француженка, балетная танцовщица. После преждевременной смерти родителей 17-летняя Ребекка была принята в пансион мисс Пинкертон, где за стол и крышу над головой обучала девочек французскому языку, которым она владела в совершенстве.

Глава 3. Ребекка перед лицом неприятеля

Глава 4. Зелёный шёлковый кошелёк

Ребекка очаровала Джозефа своим пением. Она намекнула, что кошелёк, который она вязала последние дни, она обязательно подарит тому, кто попросит. Джозеф понял намёк и решился сделать предложение девушке.

Глава 5. Наш Доббин

Глава 6. Воксхолл

Глава 7. Кроули из Королевского Кроули

Ребекка отправилась в поместье Королевское Кроули, где ей было суждено работать гувернанткой в знатном семействе сэра Питта. К её большому удивлению хозяином большого поместья оказался жалкий старикашка, очень жадный, вульгарный и неопрятно одетый.

Глава 8, приватная и конфиденциальная

В письме к Эмилии Ребекка подробно описала своё путешествие, знакомство с невероятно скупым сэром Питтом и его роскошным особняком. В этом доме она поселилась на правах члена семьи с тем, чтобы обучать двух маленьких девочек.

Глава 9. Семейные портреты

Первый брак сэра Питта с девушкой из благородного семейства был неудачным, и вторая его жена, очаровательная Роза, была дочерью простого торговца. Сэр Питт не церемонился с ней, часто обижая и даже поколачивая.

Глава 10. Мисс Шарп приобретает друзей

Глава 11. Счастливая Аркадия

Королевское Кроули посетила старая мисс Кроули, и благодаря её живой натуре жизнь в поместье разительно поменялась. Началась череда званых обедов, танцев и прочих увеселительных мероприятий.

Миссис Кроули нашла Ребекку настолько остроумной и очаровательной, что захотела забрать её к себе в Лондон. Увлёкся юной гувернанткой и взбалмошный драгун.

Глава 12, весьма чувствительная

Глава 13, чувствительная, но богатая и другим содержанием

Самовлюблённому Джорджу Осборну очень льстило сильное чувство, которое к нему испытывала Эмилия. Однако он лишь позволял себя любить и довольно часто предавал любовь нежной девушки.

Глава 14. Мисс Кроули у себя дома

Глава 15, в которой на короткое время появляется супруг Ребекки

Ребекка написала письмо своему супругу с просьбой во всем признаться родственникам. Её избранником был капитан Родон Кроули.

Глава 16. Письмо на подушечке дли булавок

Глава 17, о том, при каких обстоятельствах капитан Доббин приобрёл фортепьяно

Глава 18. Кто играл на фортепьяно, которое приобрёл Доббин

Семейство Седли было вынуждено перебраться в крошечный домик. Уильям Доббин выкупил на аукционе фортепиано, принадлежавшее Эмилии, и вернул его хозяйке. Он давно был влюблён в неё и очень переживал, видя её страдания.

Глава 19. Мисс Кроули на попечении сиделки

Тайная женитьба Родона настолько сильно разозлила леди Кроули, что она наотрез отказалась иметь какое-либо дело с племянником. И даже все ухищрения ловкой Ребекки не приносили никакого результата: старая женщина наотрез отказывалась с ними общаться.

Глава 20, в которой капитан Доббин берет на себя роль вестника Гименея

Глава 21. Ссора из-за наследницы

Глава 22. Свадьба и начало медового месяца

Глава 23. Капитан Доббин вербует союзников

Глава 24, в которой мистер Осборн снимает с полки семейную Библию

Глава 25, в которой все главные действующие лица считают своевременным покинуть Брайтон

Ребекка попробовала ещё раз примириться с леди Кроули, но безуспешно.

Глава 26. Между Лондоном и Чатемом

Перед отъездом Эмилия успела навестить родителей. Джордж Осборн также не терял времени даром и поспешил забрать деньги, предоставленные ему отцом.

Глава 27, в которой Эмилия прибывает в свой полк

Глава 28, в которой Эмилия вторгается в Нидерланды

Глава 29. Брюссель

Глава 31, в которой Джоз Седли заботится о своей сестре

Глава 32, в которой Джоз обращается в бегство, а война подходит к концу

Глава 33, в которой родственники мисс Кроули весьма озабочены её судьбой

После битвы при Ватерлоо Родон Кроули получил повышение и стал полковником. Ребекка решила воспользоваться этим, чтобы написать очередное письмо его тётушке в надежде наладить отношения.

Тем временем сэр Питт Кроули вёл весьма беспутный образ жизни, а его старший сын собирался жениться на дочери лорда Саутдауна леди Джейн, честной и достойной девушке.

Глава 34. Трубка Джеймса Кроули вышвырнута в окно

Леди Кроули приблизила к себе старшего племянника и леди Джейн, которую находила очень милой девушкой. Однако дальние родственники, опасаясь, что наследство богатой старушки перейдёт к мистеру Кроули, подослали к ней своего отпрыска, Джеймса. Юноша был настолько глуп, что закурил в доме капризной тётушки и тем самым навеки лишил себя надежды на наследство.

Глава 35. Вдова и мать

Бедная Эмилия воспитывала ребёнка сама, и лишь благодаря регулярной помощи Уильяма Доббина, который стал крестным отцом для маленького Джорджи, кое-как держалась на плаву.

Глава 36. Как можно жить — и жить припеваючи — неизвестно на что

Глава 37. Продолжение предыдущей

Супруги вернулись в Лондон, и Ребекка занялась тем, чтобы покорить светское общество. Их сын, малыш Родон, был предоставлен сам себе — мать практически не интересовалась ребёнком. На одной из прогулок Родон познакомился с Джорджи Осборном, и мальчики быстро подружились.

Глава 38. Семья в крайне стеснённых обстоятельствах

Эмилия с Джорджи переехала к родителям и полностью сосредоточилась на воспитании сына, которого любила всем сердцем. Она по-прежнему хранила в своём сердце образ мужа и не обращала внимания на заботу и нежность Уильяма Доббина.

Глава 39. Глава циническая

Глава 40, в которой Бекки признана членом семьи

Глава 41, в которой Бекки вновь посещает замок предков

Глава 42, в которой речь идёт о семье Осборнов

Глава 43, в которой читателя просят обогнуть мыс Доброй Надежды

Глава 44. Между Лондоном и Хэмпширом

Глава 45. Между Хэмпширом и Лондоном

Оказавшись во власти льстивых речей Ребекки, мистер Кроули стал уделять ей гораздо больше внимания, чем раньше. Это не скрылось от внимания леди Джейн, которая изменила своё отношение к невестке. Кроме того, она заметила, что Ребекка совсем не любит сына, и это лицемерие оттолкнуло её. Отношения между женщинами стали натянутыми.

Глава 46. Невзгоды и испытания

Глава 47. Гонт-Хаус

Глава 48, в которой читателя вводят в высшее общество

Глава 49, в которой мы наслаждаемся тремя переменами блюд и десертом

Глава 50 содержит рассказ об одном тривиальном происшествии

Глава 51, где разыгрывается шарада, которая, быть может, поставит, а быть может, и не поставит читателя в тупик

Глава 52, в которой лорд Стайн показывает себя с самой привлекательной стороны

Лорд Стайн сделал щедрое предложение компаньонке Ребекки, и отныне молодая женщина осталась без присмотра. Это вызвало серьёзные подозрения у Родона, но он ничего не мог предъявить своей жене.

Глава 53. Спасение и катастрофа

Спасла Родона его невестка, леди Джейн. Поспешив домой, он застал супругу в объятиях лорда Стайна. Родон избил лорда, заставил неверную жену вернуть тому все украшения и дорогие подарки, а сам покинул дом.

Глава 54. Воскресенье после битвы

Желая окончательно свести счёты с лордом Стайном, Родон отправился к старшему брату и попросил в случае его смерти позаботиться о сыне. Затем он отправился к своему другу-капитану с просьбой стать секундантом на предстоящей дуэли.

Глава 55, в которой развивается та же тема

Ребекка поспешно собрала вещи и покинула лом. Она отправилась к мистеру Кроули, чтобы просить у него заступничества. Ребекке удалось провести вокруг пальца доверчивого родственника, однако леди Джейн была настроена категорически и потребовала, чтобы Ребекка немедленно покинула их дом.

На следующее утро Родон узнал из газет, что ему предложен пост губернатора в одном из индийских городов. После долгих раздумий Родон согласился на это предложение и покинул Англию.

Глава 56. Из Джорджи делают джентльмена

Глава 57. Эотен

Так получилось, что Джозеф Седли с Уияльмом Доббином возвращались в Англию на одном корабле. Когда Доббин узнал от Джозефа, что его сестра никогда не собиралась замуж за священника, он заметно повеселел и с нетерпением ожидал возвращения на родину.

Глава 58. Наш друг майор

Встреча Доббина и Эмилии была очень трогательной. Он хотел схватить её в объятия и тут же признаться в любви, но так и не решился на этот шаг. Эмилия очень обрадовалась, узнав, что приехал и её брат Джозеф.

Глава 59. Старое фортепьяно

Доббин, не в силах более терпеть любовные муки, признался в чувствах Эмилии, но она так и не смогла ответить взаимностью — Эмилия по-прежнему хранила верность умершему супругу.

Глава 60. Возвращение в благородное общество

Фортуна начала улыбаться Эмилии, которая вместе с больным отцом поселилась в доме брата Джозефа. У неё появилась горничная, она вновь начала выходить в свет.

Глава 61, в которой гаснут два светильника

Глава 62. Am Rhein (На Рейне (нем.))

Лето было в самом разгаре, и Джозеф, Эмилия, Джорджи и Уильям Доббин отправились в путешествие. У Эмилии, наконец, наступила счастливая пора жизни, когда её окружали любимые люди и голова не была полна печальными мыслями о потерях и финансовых трудностях.

Глава 63, в которой мы встречаемся со старой знакомой

Во время отдыха на берегах Рейна, в маленьком герцогстве, вся компания была приглашена на свадебное торжество местных аристократов. На этом торжестве присутствовала и Ребекка Кроули.

Глава 64. Неприкаянная глава

После скандальной истории Ребекка стала медленно, но верно нравственно опускаться. Поначалу она пыталась заручиться поддержкой мистера Кроули, но леди Джейн решительно настояла на полном разрыве со столь дурной женщиной.

Глава 65, полная дел и забав

Встретив Джозефа Седли, Ребекка тут же смекнула, что это её единственный шанс вернуть былую комфортную жизнь. Она ловко обвела его вокруг пальца, изрядно приукрасив свою историю, а также дав понять, что все ещё неравнодушна к его чарам. Ребекке удалось разжалобить и доверчивую Эмилию, и лишь Доббин видел её насквозь.

Глава 66. Amantiuin irae (Гнев влюбленных (лат.))

Глава 67, трактующая о рождениях, браках и смертях

Страдания Эмилии не оставили равнодушной Ребекку, и она в порыве откровенности показал ей любовное письмо, которое пятнадцать лет назад написал ей Джордж Осборн. Светлый образ супруга померк, и Эмилия стала женой майора Доббина. Супруги поселились в небольшой усадьбе, расположенной неподалёку от Королевского Кроули, став лучшими друзьями четы Кроули.

Заключение

Произведение Теккерея во всей красе демонстрирует лицемерные нравы и ценности высшего света, в котором на первом месте стоят не человеческие качества и искренние чувства, а положение в обществе и счёт в банке. Автор напоминает, что добродетель непременно восторжествует, а подлость и чёрствость будут наказаны по заслугам.

Теккерей назвал "Ярмарку тщеславия" романом без героя, рассуждая, что в современном мире есть только один герой - деньги. Той же мысли подчинена в конечном счете и структура романа: в нем нет сюжета в общепринятом смысле слова, и действие развертывается в соответствии с ходом самой жизни - как будничная хроника, намеренно несколько отодвинутая в прошлое. Точнее даже говорить о двух хрониках, положенных в основу повествования: параллельно в нем развертывается два действия, в одном персонажи - помещики-землевладельцы (как Кроули) и столичные аристократы (как Стайн), в другом - банкиры - и коммерсанты, биржевики и дельцы Сити (как Осборн и Седли). Развертывая параллельно две хроники, Теккерей не противопоставлял, а скорее сопоставлял, добиваясь у читающего ощущения внутренней связи - единства сил, движущих всеми людьми вне зависимости от их принадлежности к той или другой общественной среде. Он хочет подчеркнуть: формы поведения могут быть разными, но суть всюду одна. Счастье Эмилии Седли зависит от положения дел ее отца на бирже, а Родон Кроули возлагает надежды на наследство богатой старой тетки. Старый Осборн в своих поступках руководствуется теми же принципами, что и маркиз Стайн, и в основе отношения к вещам того и другого, как бы различны они ни были, всегда в конечном итоге - расчет и денежный интерес. Теккерей не делит своих персонажей на злых и добрых. На том "базаре житейской суеты", который стремился показать писатель, большинство людей злы, некоторые смешны, а добрые, если они порой и встречаются, одурачены или растоптаны злыми. Теккерей любил делить всех людей на мошенников и одураченных (rogues and dupes), иными словами, на тех, что "живут по законам ярмарки", и тех, кого они вводят в заблуждение или так или иначе одурачивают (как доброго идеалиста Доббина). Сатира на всех участников этой грустной комедии (как одураченных, так и дурачащих) пропитана скептицизмом, поскольку Теккерей внушает читателю свой основной философский принцип - "такова жизнь".Острота обличения в "Ярмарке тщеславия" определяется тем, что наиболее омерзительные автору персонажи романа (и их прототипы в жизни) - это те, кто, живя по законам буржуазного общества, пользуется его полным одобрением. Так, маркиз Стайн - знатная особа и крупный политический деятель - по своему моральному облику одна из наиболее отталкивающих фигур в романе. Уважаемый всеми делец Осборн проявляет полнейшее бездушие к разорившемуся Седли, которому обязан в прошлом своим богатством и благополучием. Порядочным человеком в понимании Теккерея мог остаться только тот, чьи интересы лежали за пределами власти денег. Но таких людей было мало, и если он их и встречал, то чаще всего они оказывались одураченными, как Доббин, много лет гнавшийся за ложным идеалом. Эмилия Седли, долго воспринимавшаяся Доббином как совершенство, рисуется Теккереем с тонкой и скрытой иронией. Ее образ - пародия на положительных героинь Диккенса и других авторов английского романа XIX века, воплощавших добродетель. Верность памяти Джорджа Осборна, ветреника и обманщика, показывает не только неумение Эмилии разбираться в людях, но и большую ограниченность. Особое место в художественной системе романа занимает образ Бекки Шарп, недаром принимаемой порой за героиню книги. Характер Бекки решен в старой манере писателя - манере преувеличения и шаржа, причем рисует его Теккерей, подчеркивая. эту гиперболизацию. Бекки - обобщение всего того, что показано в романе во многих повторяющихся аспектах, - власти денег, циничной откровенности в охоте за различными формами удачи и обогащения. В этом смысле она воспринимается как реалистический символ всего показанного.На протяжении романа Бекки плачет один только раз, и слезы ее пролиты по поводу того, что она просчиталась, выйдя замуж за молодого Родона Кроули, тогда как, подождав немного, могла бы стать женой овдовевшего старого баронета - жадного, скупого и мелочного сэра Питера Кроули. Образ Бекки - дочери бедных родителей, ставшей, по словам автора, взрослой уже с восьмилетнего возраста, - гипербола с начала и до конца. Гиперболически показана ее беззастенчивая погоня за теми жизненными благами, которые она намерена отвоевать, сражаясь с неблагоприятными для нее обстоятельствами. При этом следует отметить, что Теккерей не судит недобрую и совершенно беззастенчивую молодую авантюристку. "Пожалуй, и я была бы хорошей женщиной, имей я пять тысяч фунтов годового дохода", - рассуждает Ребекка. Поведение Бекки Шарп в доме Седли, а потом Кроули он объясняет отсутствием маменьки: о Бекки некому позаботиться так, как заботятся о других девушках, устраивая их благополучие путем выгодного брака. Свое счастье Бекки пытается строить сама, причем ее представления о счастье ничем не отличаются от тех, что царят вокруг нее. В рисунке образа Бекки Теккерей перекликается с другим великим реалистом XIX века Бальзаком, сказавшим устами Вотрена: "Нет добродетелей, есть только обстоятельства"."Ярмарка тщеславия" написана в своеобразной манере. Показывая нравы современной Англии и всем характером своего изображения подчеркивая свое отношение к ним, Теккерей не довольствовался одним повествованием и его драматизацией в диалоге. Роман пронизан авторским комментарием и авторскими рассуждениями о жизни и людях. Эти отступления чаще всего непосредственно связаны с текстом романа, но зачастую уводят читателя в мир авторской философии. Как правило, они лиричны по своей интонации."Ярмарка тщеславия" прославила имя Теккерея во всех цивилизованных странах мира, но английская критика долго не могла примириться с этим необычным произведением литературного искусства. Все в нем было "не по правилам": не было счастливого конца, не было героя, не было пылких чувств и неиссякаемых слез. А когда начинала плакать Эмилия, даже преданный ей Доббин вспоминал об открывшемся кране водопровода.И все же гениальное произведение сломало предрассудки консервативной критики, смертельно испугавшейся нарушенного стереотипа.



(Смотреть анализ произведения в тетради)

Теккерей назвал "Ярмарку тщеславия" романом без героя, рассуждая, что в современном мире есть только один герой - деньги. Той же мысли подчинена в конечном счете и структура романа: в нем нет сюжета в общепринятом смысле слова, и действие развертывается в соответствии с ходом самой жизни - как будничная хроника, намеренно несколько отодвинутая в прошлое. Точнее даже говорить о двух хрониках, положенных в основу повествования: параллельно в нем развертывается два действия, в одном персонажи - помещики-землевладельцы (как Кроули) и столичные аристократы (как Стайн), в другом - банкиры - и коммерсанты, биржевики и дельцы Сити (как Осборн и Седли). Развертывая параллельно две хроники, Теккерей не противопоставлял, а скорее сопоставлял, добиваясь у читающего ощущения внутренней связи - единства сил, движущих всеми людьми вне зависимости от их принадлежности к той или другой общественной среде. Он хочет подчеркнуть: формы поведения могут быть разными, но суть всюду одна. Счастье Эмилии Седли зависит от положения дел ее отца на бирже, а Родон Кроули возлагает надежды на наследство богатой старой тетки. Старый Осборн в своих поступках руководствуется теми же принципами, что и маркиз Стайн, и в основе отношения к вещам того и другого, как бы различны они ни были, всегда в конечном итоге - расчет и денежный интерес. Теккерей не делит своих персонажей на злых и добрых. На том "базаре житейской суеты", который стремился показать писатель, большинство людей злы, некоторые смешны, а добрые, если они порой и встречаются, одурачены или растоптаны злыми. Теккерей любил делить всех людей на мошенников и одураченных (rogues and dupes), иными словами, на тех, что "живут по законам ярмарки", и тех, кого они вводят в заблуждение или так или иначе одурачивают (как доброго идеалиста Доббина). Сатира на всех участников этой грустной комедии (как одураченных, так и дурачащих) пропитана скептицизмом, поскольку Теккерей внушает читателю свой основной философский принцип - "такова жизнь".Острота обличения в "Ярмарке тщеславия" определяется тем, что наиболее омерзительные автору персонажи романа (и их прототипы в жизни) - это те, кто, живя по законам буржуазного общества, пользуется его полным одобрением. Так, маркиз Стайн - знатная особа и крупный политический деятель - по своему моральному облику одна из наиболее отталкивающих фигур в романе. Уважаемый всеми делец Осборн проявляет полнейшее бездушие к разорившемуся Седли, которому обязан в прошлом своим богатством и благополучием. Порядочным человеком в понимании Теккерея мог остаться только тот, чьи интересы лежали за пределами власти денег. Но таких людей было мало, и если он их и встречал, то чаще всего они оказывались одураченными, как Доббин, много лет гнавшийся за ложным идеалом. Эмилия Седли, долго воспринимавшаяся Доббином как совершенство, рисуется Теккереем с тонкой и скрытой иронией. Ее образ - пародия на положительных героинь Диккенса и других авторов английского романа XIX века, воплощавших добродетель. Верность памяти Джорджа Осборна, ветреника и обманщика, показывает не только неумение Эмилии разбираться в людях, но и большую ограниченность. Особое место в художественной системе романа занимает образ Бекки Шарп, недаром принимаемой порой за героиню книги. Характер Бекки решен в старой манере писателя - манере преувеличения и шаржа, причем рисует его Теккерей, подчеркивая. эту гиперболизацию. Бекки - обобщение всего того, что показано в романе во многих повторяющихся аспектах, - власти денег, циничной откровенности в охоте за различными формами удачи и обогащения. В этом смысле она воспринимается как реалистический символ всего показанного.На протяжении романа Бекки плачет один только раз, и слезы ее пролиты по поводу того, что она просчиталась, выйдя замуж за молодого Родона Кроули, тогда как, подождав немного, могла бы стать женой овдовевшего старого баронета - жадного, скупого и мелочного сэра Питера Кроули. Образ Бекки - дочери бедных родителей, ставшей, по словам автора, взрослой уже с восьмилетнего возраста, - гипербола с начала и до конца. Гиперболически показана ее беззастенчивая погоня за теми жизненными благами, которые она намерена отвоевать, сражаясь с неблагоприятными для нее обстоятельствами. При этом следует отметить, что Теккерей не судит недобрую и совершенно беззастенчивую молодую авантюристку. "Пожалуй, и я была бы хорошей женщиной, имей я пять тысяч фунтов годового дохода", - рассуждает Ребекка. Поведение Бекки Шарп в доме Седли, а потом Кроули он объясняет отсутствием маменьки: о Бекки некому позаботиться так, как заботятся о других девушках, устраивая их благополучие путем выгодного брака. Свое счастье Бекки пытается строить сама, причем ее представления о счастье ничем не отличаются от тех, что царят вокруг нее. В рисунке образа Бекки Теккерей перекликается с другим великим реалистом XIX века Бальзаком, сказавшим устами Вотрена: "Нет добродетелей, есть только обстоятельства"."Ярмарка тщеславия" написана в своеобразной манере. Показывая нравы современной Англии и всем характером своего изображения подчеркивая свое отношение к ним, Теккерей не довольствовался одним повествованием и его драматизацией в диалоге. Роман пронизан авторским комментарием и авторскими рассуждениями о жизни и людях. Эти отступления чаще всего непосредственно связаны с текстом романа, но зачастую уводят читателя в мир авторской философии. Как правило, они лиричны по своей интонации."Ярмарка тщеславия" прославила имя Теккерея во всех цивилизованных странах мира, но английская критика долго не могла примириться с этим необычным произведением литературного искусства. Все в нем было "не по правилам": не было счастливого конца, не было героя, не было пылких чувств и неиссякаемых слез. А когда начинала плакать Эмилия, даже преданный ей Доббин вспоминал об открывшемся кране водопровода.И все же гениальное произведение сломало предрассудки консервативной критики, смертельно испугавшейся нарушенного стереотипа.

Читайте также: