Я воспитан природой суровой заболоцкий анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Чему учит стихотворение "Я воспитан природой суровой"
Стихотворение учит любить природу родного края, учит ценить ее неброскую красоту. Учит мечтать и думать о возвышенном. Учит образному мышлению.

Отзыв на стихотворение "Я воспитан природой суровой"
Мне очень нравится это красивое стихотворение замечательного поэта. Больше всего меня трогает описание цветов, для которого автор находит столь яркие эпитеты и метафоры. Мне созвучна его легкая грусть и восторг от чувства единения с природой, которое поэт несомненно испытывает. Ведь иначе не стал бы он мечтать о ночи среди ромашек, под родным звездным небом.

Анализ стихотворения "Я воспитан природой суровой"
Стихотворение написано Николаем Заболоцким в 1953 году.
По жанру это пейзажная лирика.
Стихотворение условно можно разделить на две части. В первых двух строфах поэт описывает чувства, которые возникают у него при виде первых весенних цветов. В трех последующих строфах поэт говорит о том, что хотел бы сделать, под влиянием этих чувств.
Яркими образами рисует поэт картину пробуждения природы, он использует необычные и очень выразительные метафоры, сравнения, аллегории, чтобы донести до читателя всю красоту и всю прелесть природы, в которую давно влюблен.
Стихотворный размер анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Я воспитан природой суровой"
Эпитеты: природой суровой, шарик пуховый, твердый клинок, простое растенье, туманные звезды, весеннему шуму, очарованных трав, беспредельных полей.
Метафоры: одуванчика шарик, подорожника клинок, запрокинув лицо, заливая лучами, жизнь текла.
Сравнение: Жизнь потоком пыли.
Олицетворения: ручей задыхаясь поет.
Гипербола: пробежал бы всю ночь.
Аллегория: государство ромашек (луг).

Пословицы к стихотворению "Я воспитан природой суровой"
В родном краю, как в раю.
На родной стороне каждый кустик знаком.
Всякому мила своя сторона.
У каждого цветка свой аромат.
Думают думу без шуму.


Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Я воспитан природой суровой"
Воспитанный суровой природой поэт радуется любой ромашке и простому подорожнику. Чем обычней растение, тем сильнее волнуют поэта его первые листочки.
Поэт с удовольствием бы лежал всю ночь среди ромашек и смотрел бы на небо. Жизнь текла бы нескончаемым потоком сквозь листы, а звезды заливали бы кусты своим светом.
И среди весеннего шума поэт думал бы о дубравах и полях.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению "Я воспитан природой суровой"


Читать стихотворение "Я воспитан природой суровой"
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Несколько лет в лагерях не сломили Заболоцкого – напротив, настроили его на философский лад. Свои идеи он облек в поэтическую форму. Краткий анализ “Я воспитан природой суровой” по плану поможет понять, что именно хотел сказать поэт своим современникам и потомкам. Использовать его можно на уроке литературы в 8 классе. Благодаря разбору ученикам будет проще понять материал.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в 1953 году. Спустя пять лет после этого Заболоцкий, чье здоровье было подорвано лагерной жизнью, умрет.
Тема стихотворения – рассказ о родной природе.

Композиция – одночастная на протяжении пяти строф автор рассуждает о том, как прекрасная российская природа.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “суровая природа”, “пуховый шарик”, “твердый клинок”, “простое растенье”, “первые листья”, “весенний день”, “светящаяся пыль”, “очарованные травы”, “беспредельные поля”.

Метафоры – “государство ромашек”, “запрокинув лицо в небосвод”, “жизнь потоком светящейся пыли течет сквозь листы”, “звезды заливают лучами кусты”.

Олицетворение – “ручей, задыхаясь, поет”.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской. Некоторые рифмы необычны, свежи: у края – с утра я. Эта составная рифма отличается одни согласным звуком.

По писателю: Заболоцкий Николай Алексеевич

История создания

Николай Заболоцкий вырос среди богатой русской природы в имении неподалеку от Казани. Однако долгое время он не ценит всю прелесть природы, не понимал ее красоты и очарования. Все изменили сибирские лагеря. Суровая природа края, где две трети года царила зима, возвращала узника в детство, которое он вспоминал с особыми чувствами, И эта трепетность переключилась и на природу.

Уже вернувшись в дорогие сердцу места, поэт смог в полной мере оценить красоту окружающего мира. Он признал ошибки молодого себя и поэтически переосмыслил свое отношение к природе. Плодом этого переосмысления и стало стихотворение “Я воспитан природой суровой”.

Автор подчеркивает мысль о том, что по-настоящему оценить радости жизни может только тот, кто долгие годы был их лишен.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – любовь к родной природе.

Основная мысль: лирический герой ощущает себя частью природы, наблюдая её простую скромную красоту; даже мысли героя навеяны природой.

Это стихотворение – попытка бегства из действительности в государство природной гармонии, где жизнь течёт с небес и душа природы становится мыслями лирического героя. Условное наклонение проявляет несбыточность мечты лирического героя.

Композиция

Заболоцкий создал одночастный стих, состоящий из пяти строф, которые раскрывают одну и ту же тему и развивают общую идею.

В первой строфе раскрывается очень важная мысль о том, что лирический герой воспитан суровой природой. Таким образом автор подчеркивает мысль, что именно северные лагеря стали тем местом, которое помогло ему прозреть и увидеть красоту того мира, в который он смог вернуться после освобождения.

Вторая строфа – это гимн простоте. Николай Алексеевич таким образом подчеркивает мысль, что его стали волновать не столько пышные, прекрасные цветы и ветви, сколько самые простые растения, ведь они самые родные.

Третья строфа – это мечты поэта о ночи, проведенной на ромашковом поле под звездным небом, а четвертая – воображаемая картина того, как это могло бы быть прекрасно.

Пятая строфа закрывает композицию: в ней лирический герой, говорящий от имени поэта, показывает глубокое понимание природы. Он настолько любит природу, что готов стать ее частью, думать те же мысли, что поля и дубравы. И он стремится передать свою любовь человеку, который будет читать написанные им поэтические строки.

Он говорит о том, что новые знания о том, что все вокруг прекрасно, помогают человеку найти в непростом мире свое истинное место, обрести покой и понимание. Он действительно может почувствовать все движения окружающей природы и научиться жить в гармонии с ней.

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый.

Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли

Все текла бы, текла сквозь листы,

И туманные звезды светили,

Заливая лучами кусты.

Пусть жизнь идет своим чередом, главное, чтобы вокруг были такие же листочки, неторопливо шуршащие в тиши лесной. И звезды откуда-то издалека таинственно взирают на всю красоту природы, будто знают какие-то сокровенные секреты мироздания.

И, внимая весеннему шуму

Посреди очарованных трав,

Все лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

Весенний шум радует человека, потому что дарит ему какую-то удивительную силу и бодрость. Поэт чувствует каждое дуновение ветерка, и жизнь природы, такая загадочная и неповторимая, заряжает его бодростью, дарит силу и уверенность. Можно сколько угодно времени провести среди этой красоты, размышляя о быстротечности времени и о незыблемости самих жизненных основ бытия.

Средства выразительности

Чтобы проиллюстрировать свою мысль, Николай Алексеевич использует яркие и запоминающиеся тропы. Это:

  • Эпитеты – “суровая природа”, “пуховый шарик”, “твердый клинок”, “простое растенье”, “первые листья”, “весенний день”, “светящаяся пыль”, “очарованные травы”, “беспредельные поля”.
  • Метафоры – “государство ромашек”, “запрокинув лицо в небосвод”, “жизнь потоком светящейся пыли течет сквозь листы”, “звезды заливают лучами кусты”.
  • Олицетворение – “ручей, задыхаясь, поет”.

Все они работают на передачу идеи, которую автор вкладывает в свое стихотворение, на то, чтобы вызвать у читателя эмоциональный отклик. И Заболоцкому удается действительно передать все свои ощущения и эмоции.

Тропы и образы

Основной троп, на котором строятся все образы стихотворения, описывающего живую природу – олицетворение: ручей, задыхаясь, поёт, дума полей и дубрав. Оживляют неживое и метафорические эпитеты: суровая природа, очарованные травы.

В трёх последних строфах поэт с помощью тропов показывает слияние человека и природы, растворение в ней. Герой запрокидывает лицо в небосвод (метафора), сливающийся с землёй. Жизнь с небес течёт сквозь листы (метафора), а звёзды заливают лучами кусты (метафора).

Время события так же конкретно, как и место. Герой упоминает о нём дважды: рассвет весеннего дня, весенний шум (эпитеты). Для поэта важно показать время начала, рождения и развития жизни растений. Он по умолчанию противопоставляет это время социальному времени, с природой не связанному.

Поэзия Заболоцкого выражается у него в метафорической, образной форме. Она не громкая, а скорее наоборот, спокойная, как разговор по душам, который наводит читателя на размышления о смысле жизни, о взаимоотношениях человека и природы.

Природа для Заболоцкого – главная загадка, которую он стремится разгадать.

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый

Стоит отметить простоту рифм (рифмовка перекрестная). И то, что Заболоцкий в своем стихотворении использует трёхстопный анапест:

Я восп-итан прир-одой сур-овой,

Мне дов-ольно зам-етить у н-ог

Одув-анчика ш-арик пух-овый,

Подор-ожника тв-ердый клин-ок.

Несколько лет в лагерях не сломили Заболоцкого – напротив, настроили его на философский лад. Свои идеи он облёк в поэтическую форму. Краткий анализ “Я воспитан природой суровой” по плану поможет понять, что именно хотел сказать поэт своим современникам и потомкам. Использовать его можно на уроке литературы в 8 классе.


Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в 1953 году. Спустя пять лет после этого Заболоцкий, чьё здоровье было подорвано лагерной жизнью, умрёт.

Тема стихотворения – рассказ о родной природе.

Композиция – одночастная на протяжении пяти строф автор рассуждает о том, как прекрасна русская природа.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – анапест с перекрёстной рифмовкой.

Эпитеты – “суровая природа”, “первые листья”, “простое растенье”, “весенний день”, “светящаяся пыль”, “очарованные травы”, “беспредельные поля”.

Метафоры – “государство ромашек”, “запрокинув лицо в небосвод”, “жизнь потоком светящейся пыли течёт сквозь листы”, “пуховый шарик”, “твёрдый клинок”, “звёзды заливают лучами кусты”.

Олицетворение – “ручей, задыхаясь, поёт”.

История создания

Николай Заболоцкий вырос среди богатой русской природы в имении неподалёку от Казани. Однако долгое время он не ценил всю прелесть природы, не понимал её красоты и очарования. Всё изменили сибирские лагеря. Суровая природа края, где две трети года царила зима, возвращала узника в детство, которое он вспоминал с особым чувством, И эта трепетность переключилась и на природу.

Уже вернувшись в дорогие сердцу места, поэт смог в полной мере оценить красоту окружающего мира. Он признал свои ошибки и поэтически переосмыслил отношение к природе. Плодом этого переосмысления и стало стихотворение “Я воспитан природой суровой”.

Автор подчёркивает мысль о том, что по-настоящему оценить радости жизни может только тот, кто долгие годы был их лишён.

Своё произведение Николай Алексеевич с трепетом посвящает родной природе, её неповторимой красоте и очарованию. Он восхищается самыми простыми картинами просто потому, что это родина, а она всегда прекрасна. И простота – это часть очарования русского пейзажа, а никак не его недостаток.

Композиция

Заболоцкий создал одночастное стихотворение, состоящее из пяти строф, которые раскрывают одну и ту же тему и развивают общую идею.

В первой строфе раскрывается очень важная мысль о том, что лирический герой воспитан суровой природой. Таким образом автор подчёркивает мысль, что именно северные края стали тем местом, которое помогло ему прозреть и увидеть красоту того мира, в который он смог вернуться после освобождения.

Вторая строфа – это гимн простоте. Николай Алексеевич таким образом подчёркивает мысль, что его стали волновать не столько пышные, прекрасные цветы и ветви, сколько самые простые растения, ведь они самые родные.

Третья строфа – это мечты поэта о ночи, проведённой на ромашковом поле под звёздным небом, а четвёртая – воображаемая картина того, как это могло бы быть прекрасно.

Пятая строфа закрывает композицию: в ней лирический герой, показывает глубокое понимание природы. Он настолько любит природу, что готов стать её частью, думать те же мысли, что поля и дубравы. И он стремится передать свою любовь человеку, который будет читать написанные им поэтические строки.

Он говорит, что новые знания о том, что всё вокруг прекрасно, помогают человеку найти в непростом мире своё истинное место, обрести покой и понимание. Он действительно может почувствовать все движения окружающей природы и научиться жить в гармонии с ней.

Стихотворение написано анапестом с перекрёстной рифмовкой, который делает ритмику стихотворения более напевной и придает ей естественное очарование.

Это произведение написано в жанре лирического стихотворения: лирический герой говорит о красоте природы и о своих чувствах к ней, рассуждает об окружающем мире и восхищается им.

Средства выразительности

Чтобы проиллюстрировать свою мысль, Николай Алексеевич использует яркие и запоминающиеся тропы. Это:

  • Эпитеты – “суровая природа”, “простое растенье”, “первые листья”, “весенний день”, “светящаяся пыль”, “очарованные травы”, “беспредельные поля” .
  • Метафоры – “пуховый шарик”, “твёрдый клинок”, “государство ромашек”, “запрокинув лицо в небосвод”, “жизнь потоком светящейся пыли течёт сквозь листы”, “звёзды заливают лучами кусты” .
  • Олицетворение – “ручей, задыхаясь, поёт” .

Все они работают на передачу идеи, которую автор вкладывает в своё стихотворение, на то, чтобы вызвать у читателя эмоциональный отклик. И Заболоцкому удаётся действительно передать все свои ощущения и эмоции.

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Стихотворение написано в 1953 году. Его автору — 50 лет. Жить ему оставалось только 5 лет. Поэт много пишет после периода молчания, когда, из опасений за свою свободу, он больше занимался переводом. Все созданное в это время войдет в его очередной прижизненный сборник, четвертый по счету. Стихотворение по духу и форме напоминает поэзию Н. Рубцова.

По жанру — пейзажная лирика с философскими мотивами, по размеру — трехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф, композиция одночастная, единая. Лирический герой — сам автор.

Эпитеты: очарованных трав, беспредельных полей, светящейся пыли. Метафоры: запрокинув лицо в небосвод, подорожника твердый клинок, заливая лучами. Олицетворение: ручей, задыхаясь, поет. Сравнение: жизнь как пыль. Кульминационная метафора: жизнь текла сквозь листы. Повтор слов усиливает зримость этого образа.

Читайте также: