Я пастух мои палаты анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цели и задачи исследования. В данной работе ставилась цель: изучить образно-изобразительную роль метафоры в поэтических текстах С.Есенина, Н.Рубцова. Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
- проанализировать понятие метафоры как лингвистической категории и основные аспекты ее изучения;
- описать метафору как средство создания образности поэтических текстов С.Есенина и Н.Рубцова;
- рассмотреть основные типы метафор в поэтических текстах С.Есенина и Н.Рубцова;
- выявить основные различия и сходства в использовании метафор в поэзии данных авторов;

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 4
1. Метафора как языковое явление…………………………………… 7 2. Образная основа поэтического творчества
С. Есенина и Н. Рубцова. 16
3. Метафора как образно-изобразительное средство языка поэзии
С. Есенина и Н. Рубцова……………………………………….. 20
Заключение…………………………………………………………. 38
Список использованной литературы……………………………… 41

Прикрепленные файлы: 1 файл

Метафора .doc

Таким образом, анализ поэтического материала показывает, что в основу метафорических переносов, встречающихся в поэзии С. Есенина, может быть положено сходство самых различных признаков предметов: их цвета, формы, объема, назначения и т.д. Метафоры, построенные на основании сходства предметов в цвете, особенно часто используются при описании природы. Так, огненный цвет гроздьев рябины поэт сравнил с пламенем, и родилась метафора горит костер рябины красной; или: седины пасмурного дня – седина и пасмурный день сходны по цвету.

Подобие формы предметов послужило основой для таких метафор: ветви березы С.Есенин назвал шелковыми косами, а, любуясь зимним нарядом дерева, написал: На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой. Сходство во временной последовательности явлений – путь к такой метафоризации:

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал па розовом коне.

Договорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

Общие черты в характере действия, состояния создают возможности для метафоризации глаголов. Как свидетельствует анализируемый материал, больше всего у Есенина глагольных метафор, которые использованы для яркого и точного изображения явлений природы: Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка; Желтые поводья месяц уронил; За окном, у ворот вьюга завывает; Улыбнулись сонные березки; Колокол дремавший Разбудил поля, Улыбнулась солнцу Сонная земля; Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака; Грезит над озером рыжий овес; Зыбко пенились зори за рощей, Как холстины ползли облака, И туманно по быльнице тощей Меж кустов ворковала река; Прибрела весна, как странница, С посошком в лаптях берестяных; Тягучий вздох, ныряя звоном тощим, Целует клюв нахохленной совы; Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил; И золотеющая осень, В березах убавляя сок, За всех, кого любил и бросил, Листвою плачет на песок; Плачет метель, как цыганская скрипка; Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы и др.

Когда заря, святясь по сосняку,

Горит, горит, и лес уже не дремлет,

И тени сосен падают в реку,

И свет бежит по улицам деревни.

Зачем ты, ива, вырастаешь

Над суходонною рекой

И волны мутные ласкаешь,

Как будто нужен им покой?

А есть укромный край природы,

Где под церковною горой

В тени мерцающие воды

С твоей ласкаются сестрой

Все образы стихотворения (образ реки, волн) связаны с этой метафорой. Она является экспрессивно-образной. В данном случае сходство между ивой и лирическим героем тайное, невидимое, оно основано на сходстве действий: ива вырастает, ласкает, испытывает трудности от внешних воздействий. Процесс метафоризации закрепляется в последней строфе, где содержится сравнение ивы и его сестры.

Ласточка носится с криком:

Выпал птенец из гнезда.

Модель действие птицы (поведение) – действие (поведение) человека, матери раскрывается на примере употребления скрытой образно-стилистической языковой метафоры, которая основана на сходстве действий, характерных для суетливой ласточки: ласточка носится, ласточка летает, ласточка рыдает. На раскрытии этой метафоры строится всё стихотворение.

Используются С. Есениным и Н. Рубцовым в художественно- изобразительных целях и индивидуально- стилистические метафоры. Такими, например, являются метафоры, созданные С. Есениным и Н.Рубцовым, панихидный пляс, шепот сосняка, красной водой поливает восход, дубровы кличут ветками, куст волос, звон звезд, золото осеннее, серебро зимнее, глаза лачуг, юность брызжет новью, сердцем прибит к тебе, березы в белом, костер рябины, ситец неба, березовый ситец, листьев медь, пламень уст, золотой лягушкой луна распласталась.

Автором вводится новый образ, мифологический по своей природе и одновременно поэтический – время- птица:

Я помню время, оно, как звук,

Стучало клювом в древесный сук.

Время уподобляется птице, это отражается в развернутой доминирующей метафоре время стучало клювом.

Ах, метель такая, просто, черт возьми,

Забивает крышу белыми гвоздьми.

Только мне не страшно, и в моей судьбе

Непутевым сердцем я прибит к тебе.

Образная метафора сердце – гвоздь нечто соединяющее в доминирующей метафоре: человек с человеком соединяются сердцами, снег с предметом соединяется невидимыми белыми гвоздьми.

Обитель лирического героя имеет свой индивидуальный запах, его крыша-навес – облака в желтой пене, стены дома – сосны высокие, особое освещение – тополя под росою. Для раскрытия метафоры автор использует образно-стилистические метафоры, основанные на материальном сходстве по расположению (облака в желтой пене – это небо, вырубили сучья – кровать, межи полей – территория обители, навес из сосняка – стены) и по основной функции (шепот сосняка, тополя под росою светят). При помощи этих метафор раскрывается социальная модель: жилище человека – природа.

Автором используется перенос по расположению – указывает на её географическую закрепленность за конкретной личностью: на родине поэта она светит ярче и полней. Звезда представляется живой, одушевленной. Это впечатление подкрепляется одушевленностью действий: остановилась, смотрит в полынью, касаясь лучом. В стихотворении звезда высвечивает место, охраняя путников и одновременно являясь хранительницей покоя односельчан. Для поэта эта звезда запечатлена его памятью, связана с прекрасным образом родной природы.

В третьей строфе метафора звезда полей видоизменяется, и образ звезды приобретает космическое значение. Она выступает как покровительница всех тревожных жителей земли в небесных масштабах:

Звезда полей горит, не угасая.

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Образ берез в период крещенских морозов (а на Руси крещенские морозы самые холодные, лютые) схож с состоянием души лирического героя, который верит в покой (природа в зимний период тоже находится в состоянии покоя, т.е. нет сокодвижения, роста, периода цветения и т.д.). Но в душе автор понимает, что вечного покоя нет, и рисует образ весеннего наводнения, используя образные метафоры: волны хлынут, затопленная могила, гроб всплывет. Таким образом, на основе индивидуально-стилистической метафоры Я не верю, вечности покоя автор раскрывает социальную модель, в которой состояние человека ↔ состояние мира, его катастрофичность имеют внутреннее сходство.

Я пастух, мои палаты —
Межи зыбистых полей,
По горам зеленым — скаты
С гарком гулких дупелей.

Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.

Светят зелено в сутемы
Под росою тополя.
Я — пастух; мои хоромы —
В мягкой зелени поля.

Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Духовитые дубровы
Кличут ветками к реке.

Позабыв людское горе,
Сплю на вырублях сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.

Анализ стихотворения Сергей Есенин - Я пастух

Почему лирический герой стихотворения предстает перед читателем в образе пастуха? Да потому, что трудно назвать кого – либо из сельских жителей, кто бы был ближе к природе, чем он. С раннего утра и до позднего вечера пастух вместе со стадом перемещается по полям и лугам. Но надо обладать зорким взглядом, чтобы увидеть в обыденности незатейливую прелесть деревенской природы.

Сюжет стихотворения прост, герой описывает все, что мелькает перед его взором. То, что он видит каждый день, и то, что никогда ему не надоедает. А потому все, что вокруг него, он делает живым. Олицетворение – основной прием, который мастерски использует автор. Облака у него вяжут кружево, сосняк шепчет, дубровы кличут и даже коровы разговаривают с ним на особом языке, который Есенин называет по – своему кивливым.

Видимо слово это образовано от глагола кивать. И действительно летом, особенно в жару животным часто приходится отгонять от себя насекомых, кивая в разные стороны головой. Использование особых слов – окказионализмов-слов, придуманных поэтом по случаю, и слов, значения которых забыты сейчас, но были понятны в начале двадцатого века, одна из интереснейших особенностей лексики этого стихотворения. В нем их целая россыпь. Гулкий гарк– это резкий отдельный крик, светят в сутемы – светят в потемках, на вырублях сучья – на ветках. Использование этих слов придает стихотворению особую привлекательность, но читателю необходимо задуматься, чтобы вспомнить их значение.

Запоминается цветовая палитра стихотворения. Горы зеленые, пена желтая, светят зелено, зори алы. Чистая цветовая гамма создает настроение праздника, радости только от одного общения с природой. Преобладание зеленого цвета говорит о том, что действие происходит в любимое время года – позднюю весну и начало лета, когда природа буйствует в своей красе.

Последняя строфа, ее заключительные строки допускают различное толкование. Это может быть и религиозное чувство поэта, который молится на зарю и причащается у ручья. Вся природа воспринимается им как храм. А может быть это отсылка -воспоминание о древних языческих временах, когда наши далекие предки обожествляли силы природы и молились им.

Стихотворение свидетельствует о таланте поэта, об умении наблюдать за природой, чувствовать ее и сопереживать.

Вариант №2

План:

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения.
  3. Тема, идея, основная мысль.
  4. Художественные средства.
  5. Композиция лирического произведения.
  6. Жанр.
  7. Личное мнение.

Главным художественным средством применяемым в поэме, это слова и образы, употребляемые в переносном, образном смысле, через конкретные образы аллегория. Стихотворение имеет размер двусложный (ямб), последняя строфа, трёхсложная. Рифма: перекрёстная и анафора.

Жанр стихотворения Есенина С. А., является элегия, так как это поэма.

Я прочитал стихотворение Сергея Александровича Есенина. В этом стихотворении, автор выразил всю свою любовь к природе и Родине. Он сумел передать свои чувства и свой отношение к окружающей его природе. Есенин в этом стихотворении, использовал следующие художественные приёмы: анафоры, олицетворение и аллегорию.

Это стихотворение вызывает во мне любовь к окружающему меня миру природы и заставило восхищаться природой, потому что, это основополагающая нашего мира. Мне понравилось это стихотворение, своей глубиной. Также Есенин не раз писал о своём не вереи в Бога, и в стихах, он зачастую описывал атеизм, и таких стихов не мало. Это можно увидеть ещё в раннем творчестве, отображающее крестьянское мировоззрении. Юный автор писал: Сергей Александрович обходил внимание Божество Христа, но делал акцент на любви к ближним. В его стихах писалось о единстве человечества и в своих юношеских стихах воплотил идею совершенного мира, связанную с христианским идеализмом. Уже позже, в творчестве, он перестал писать о христианстве. Поэзия Есенина цепляет своим бунтарством.

Я пастух

Искусство – это форма общественного сознания или сфера культуры, без которых нельзя представить жизнь человечества. Через искусство человек старается творчески отобразить свое мировоззрение, выразить чувства и мысли, а также познать, оценить мир,

Перед нами одна из картин, которая была написана мастером исторического жанра, так как именно к этому направлению, принадлежит наш знаменитый Суриков, который прославился не только этой известной исторической картиной. Суриков, постоянно изображал

Перед нашим взором предстаёт зима в самом своём расцвете, поражающая всякое воображение и захватывающая сердца тех, кто смог увидеть сие творение и впитать в себя все тёплые чувства первого снега зимой. Навалило немало снега

Лес – это целый мир, в котором существуют свои правила и чудеса. Особенно для тех, кто живёт в городе и в лесу никогда не был. В лесу хорошо проводить время всей семьёй. Можно взять с собой большое покрывало, корзинку с едой,

Ангарск – мой городЯ родилась не в Ангарске, а в Иркутске, но мы с семьёй живем здесь уже пять лет. Здесь я хожу в школу, здесь мой любимый молодежный клуб, друзья. Я могу уверенно сказать, что Ангарск – мой город,

В стихотворении "Я пастух. " Сергей Есенин называет себя пастухом. Предположим, это было сделано им впервые. Во второй раз он называет себя пастухом в стихотворении "Зеленая прическа. ", которое он посвятил Л.И. Кашиной. Первое стихотворение написано в 1914 году. Второе - в 1918. Более того, кроме года последнее датируется еще и точной датой - 15 августа 1918 года, что само по себе довольно редкое явление. Этим я оправдываю свой повышенный интерес к этим двум произведениям. С одной стороны, руководствуясь принципом Пауло Коэльо, должно быть хотя бы еще одно место, где Сергей Александрович ассоциирует себя с пастухом. Но я его пока не нашел. С другой стороны у меня появилось сомнение, а вдруг, оба стихотворения были написаны примерно в одно время. Соображение такое. Есенин не был пастухом на самом деле, тем более с 1914 по 1918 гг. В детстве - другое дело. А в 19 лет и далее он даже в деревни не жил, кажется. Так что, если и пришло ему желание уйти в пастухи, то было, скорее всего, временным эпизодом в жизни. Отсюда и соображение, что оба стихотворения написаны примерно в одно время. Свои соображения я высказал. Осталось привести тексты обоих шедевров и послушать, что народ скажет. Помнится мне, что когда-то из вроде простых вещей, во время обсуждений мы всем скопом делали чудесные и очень интересные находки. Кто знает, может и на этот раз, что-нибудь откроется полезное.

Я пастух, мои палаты —
Межи зыбистых полей.
По горам зеленым — скаты
С гарком гулких дупелей.

Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.

Светят зелено в сутёмы
Под росою тополя.
Я — пастух; мои хоромы —
В мягкой зелени поля.

Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Духовитые дубровы
Кличут ветками к реке.

Позабыв людское горе,
Сплю на вырублях сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.

Зеленая прическа,
Девическая грудь.
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил — печальный
Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.

15 августа 1918

GAS, как интересно!
Решила отредактировать свой пост)
Наверное, прав был Коэльо! Действительно, три упоминания! Причём каждый раз Есенин всё больше дистанцируется от своих "пастухов". Вот смотрите, тенденция: первое упоминание пастуха - 1914 г., здесь Есенин прямо называет себя пастухом: "Я - пастух, мои палаты. " Втрое упоминание в "Зелёной причёске" - но там ведь не от имени пастуха Есенин пишет, а про пастуха. Моя версия: Есенин новый пишет так о Есенине прежнем. Третье упоминание нашла не в стихах, а в "Ключах Марии": пастух = пас+дух, и утверждение, что пастухи - есть первые мыслители и поэты. здесь уже Есенин пишет вообще не о себе конкретно, а об истоках народного творчества в целом.
Но самое интересное, что моя теория "отдаления от образа пастуха" находит своё подтверждение и в последующем творчестве Есенина
Такое опосредованное упоминание пастуха встречается в "Стране Негодяев" : "Все вы - стадо, стадо, стадо", то есть здесь пастух - это не то, что не сам Есенин, это его противоположность! И, наконец, в 1925 году, кажется, было сказано Есениным о самом себе, что он - " Божья дудка". То есть пастух в таком случае, очевидно, это сам Господь Бог, а Есенин - инструмент в руках этого Пастуха.
З.Ы. Символично, что погиб Есенин, не дожив до прихода к власти ещё одного "пастуха" - Сталина. "Пастырь" - была одной из партийных кличек Джугашвили Но от рук этого "пастыря" погибло огромное количество людей, в том числе близкие Сергея Есенина .

GAS, приветствую!! Давненько вас не было

По теме: образ пастуха или пастушества в целом у Есенина встречается по-моему мнению часто , например, в стихотворении "Нищий с паперти":

Глаза — как выцветший лопух,
В руках зажатые монеты.
Когда-то славный был пастух ,
Теперь поет про многи лета.
А вон старушка из угла,
Что слезы льет перед иконой,
Она любовь его была
И пьяный сок в меже зеленой.
На свитках лет сухая пыль.
Былого нет в заре куканьшей.
И лишь обгрызанный костыль
В его руках звенит, как раньше.
Она чужда ему теперь,
Забыла звонкую жалейку.
И как пойдет, спеша, за дверь,
Подаст в ладонь ему копейку.
Он не посмотрит ей в глаза,
При встрече глаз больнее станет,
Но, покрестясь на образа,
Рабу по имени помянет.
Стихотворение датируется 1916 годом.

Или в стихотворении "Где ты, где ты, отчий дом. " :
За рекой поёт петух —
Там стада стерёг пастух ,
И светились из воды
Три далёкие звезды.
За рекой поёт петух.
1917 г.

Кроме того, самого Есенина в школе называли "Пастушком". Да и сам он в одном из писем в 1915 г. говорит о себе: «желтоволосый, напоминающий пастуха". Поэтому думаю, что при детальном изучении стихотворений в период между 1914-1918 г.г. найдется немало упоминаний об этом, прямых или косвенных.

"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."

Настя, очень рад новой встрече. Приветствую вас также. И остальных старых форумчан и форумчанок (уточняю потому, что помню дискуссию про "друга" ) тоже. Все-все-все подключайтесь скорее. Да, давненько не был. Делал перерыв из-за большой загруженности. Представляете, даже Есенина за это время мало брал в руки. Теперь снова стал читать и буду бывать на форуме чаще.

Настя, вы привели стихотворение, которое я еще не видел. Участь пастухов в изложении Есенина особенно примечательна тем, что написана им в 1916 году, за год до написания "О русь, взмахни крылами. ", между прочим. К этому стихотворению очень подходит находка Натико: Пас+дух, с небольшой модификацией, и прямо от слова "пастух" - пас+тух, со смыслом: пас, пас, пас и тух, тух, тух Вот так находка. Для меня очень неожиданно. Может, слово "пастух" так и образовалось путем соединения этих двух глаголов?. Ну ваще!

Не только вам. Мне тоже
Пока я отвечу вам только вот на это:

Втрое упоминание в "Зелёной причёске" - но там ведь не от имени пастуха Есенин пишет, а про пастуха. Моя версия: Есенин новый пишет так о Есенине прежнем.

И новый Есенин отличается от прежнего тем, что новый Есенин полюбил?:) Ну, конечно, да. Есенин не сам себя здесь называет пастухом. Это березка его предупреждает, что был здесь, дескать, вчера ночью любящий пастух (в смысле, похожий случай)… Далее по тексту Сергей Александрович здесь очень осторожен, но, все-таки, с ассоциировал себя. Потому что по форме стихотворение имеет посвящение конкретной женщине и датируется с точностью до дня. Т.е., один сюжет с пастухом описан в стихотворении и действие в нем происходило вчера, а сегодня то же самое повторяется в реале с самим Есениным и Кашиной.
Теперь согласны?

GAS, я правильно вас поняла, что по вашему мнению Есенин в стихотворении "Зелёная прическа" как был пастухом в своём представлении, так и остался? А по моему мнению, он перестал быть этим пастухом, и об этом стихотворение. Я продолжаю так думать, потому что датировки 1914 и 1918 кажутся мне верными, а творчество Есенина после Революции изменило своё направление. Поэтому Кашина, образ пастуха, и всё тому подобное осталось в прошлом, и на смену этому пришёл новый Есенин. Поэтому я и написала, что это стихотворение не от имени пастуха, а про пастуха. "Каким я был, и что со мною стало", в общем.
Ещё нашла у Городецкого упоминание о том, как Есенина раздражало сравнение с пастушком (видимо, с лёгкой руки самого автора его так навеличивали в литературных рецензиях). Ну это общеизвестный факт, как Есенин боролся с ярлыком исключительно "крестьянского поэта".

В общем, я продолжаю думать, что в мыслях рассердившись на образ пастуха, Есенин перестал в своём творчестве ассоциировать себя с пастухом.
Про пас и тух - всякое может быть , но в "Ключах Марии" Есенин писал именно "пас дух", то есть пастырь, то есть "духовный" пастух, это он приводил в качестве примера, как в русском языке заменяются буквы: дальше он упоминул так же связки "осень-есень", "яблонь-облонь".
Кстати, "полюбил" то в случае с Кашиной Есенин не в 1918 году, а намного раньше! То есть к моменту написания стихотворения как раз уже, наверно, "отлюбил"

natico писал(а): GAS, я правильно вас поняла, что по вашему мнению Есенин в стихотворении "Зелёная прическа" как был пастухом в своём представлении, так и остался?
.
В общем, я продолжаю думать, что в мыслях рассердившись на образ пастуха, Есенин перестал в своём творчестве ассоциировать себя с пастухом.


И так, и не так. Точнее, не совсем так. Ваш экскурс в биографические сведения Есенина для меня оказался очень полезным. Но он не противоречит и не опровергает мою версию. Учитывая вами сказанное, мне кажется, что со временем меняется содержание понятия "пастух". Причем меняется как у самого Есенина, так и у его окружения по отношению к Есенину. Ясно, что если в детстве Есенин работал пастухом и пас коров, прозвище "пастушок" имело смысл простого пастуха. Но если его по-прежнему называли "пастухом" в 19 лет и позже, причем, называли уже далеко не дети, окружающие вкладывали в это понятие совсем другой смысл. Вам кажется, что Есенину это не нравилось. Вполне возможно, особенно, если этому понятию окружающими придавался уничижительный или насмешливый смысл. Возможен также и другой вариант - окружающие подталкивали Есенина стать их "пастухом". Типа, ты гений. ты должен… и т.д. И Есенин, как мне кажется, был вынужден примерить это понятие на себя, почувствовать себя в роли, которую, возможно, ему навязывают. Возможен также и третий вариант. Есенин сам почувствовал свою силу и решил примерить роль пастуха на себя. Не пастыря, как вы говорите, который на небесах, а чуть-чуть пониже - пастуха. Лично я не исключаю второго варианта, но больше тяготею к последнему. "Зеленая прическа. ", как мне кажется подтверждает мои предпочтения.

Про пас и тух - всякое может быть , но в "Ключах Марии" Есенин писал именно "пас дух", то есть пастырь, то есть "духовный" пастух, это он приводил в качестве примера, как в русском языке заменяются буквы: дальше он упоминул так же связки "осень-есень", "яблонь-облонь".


Я тут еще вспонил про твердые и мягкие согласные: "т" - мягкое, а "д" - твердое. Пасти дух - нужно иметь твердый характер, а коров можно пасти и с мягким.

Кстати, "полюбил" то в случае с Кашиной Есенин не в 1918 году, а намного раньше! То есть к моменту написания стихотворения как раз уже, наверно, "отлюбил"


На счет "полюбил" в стихотворении "Зеленая прическа. " для меня не все так ясно и прозрачно. Кого, по-вашему, полюбил лирический герой? Или, может быть, даже уместнее будет спросить: что он полюбил?, а не кого? Во всяком случае, я уже задаю себе последний вопрос.

GAS , ну я полностью с вами согласна в мыслях про пастуха - что один смысл вкладывался в детстве, а другой - уже потом, другими людьми.
насчёт того, кого или что полюбил - не знаю, но если учесть посвящение Кашиной, то это скорее, стихотворение - прощание, нежели стихотворение-признание. То есть этим стихотворением как бы ознаменовался конец определённого периода в жизни Есенина, а не начало. Вот что я имела в виду, когда писала что "новый Есенин".

natico писал(а): насчёт того, кого или что полюбил - не знаю, но если учесть посвящение Кашиной, то это скорее, стихотворение - прощание, нежели стихотворение-признание. То есть этим стихотворением как бы ознаменовался конец определённого периода в жизни Есенина, а не начало. Вот что я имела в виду, когда писала что "новый Есенин".

Я тоже стараюсь понять вашу мысль. Меня интересуют ваши зацепки на счет конца "определённого периода в жизни Есенина". Что вас натолкнуло на такой вывод? "Я полюбил. " , "Прощай моя голубка, до новых журавлей", вы исходите из биографических сведений, или еще что-то? Я не совсем вас понял. Но я поддерживаю ваше стремление разделить творчество Есенина на различные периоды. И вот тот период, который, по-вашему, заканчивается на "Зеленой прическе", по-моему, начинается в 14-м году. А вероятнее всего, сам Есенин хотел, чтобы мы так считали. Сужу по датировке "Я пастух. " 14-м годом. На самом деле, мне кажется, Есенин написал это стихотворение позже, а датировку поставил, чтобы обозначить начало своего нового творческого периода. Потому что кое-какие стихи, написанные им ранее "Я пастух. " тоже были "пастушьими". Есенин очень скрупулезно относился к форме стихотворений. Возможно, так же скрупулезно отнесся и к форме организации цикла. А вот когда кончается этот период, нужно посмотреть внимательнее. Возможно, вы окажитесь правой. И к этому циклу нужно, на мой взгляд, присовокупить и такие стихи, как "Инония" и многие, многие другие.

Теперь о трактовках "Зеленой прически". Я сегодня еще несколько раз прочел стихотворение, старался представить всю ситуацию в целом - и Кашину, и березку, и лирического героя. Пробовал делать разные акценты на разных словах и т.д. и т.п. И у меня в голове зазвучала, не поверите, песня Владимира Высоцкого "Диалог у телевизора", а "Зеленую прическу" - я бы с удовольствие послушал в его исполнении, как куплет к этой песне.

GAS, ну я никак не могу представить себе Зелёную прическу на мотив Диалога у телевизора! Это ведь песня про Зину, если не ошибаюсь? Я ничего не хочу сказать, у каждого свои представления об Есенине, у каждого свои какие-то "ориентиры" в голове вертятся) Поэтому раз вам кажется, что стихотворение мог исполнить Высоцкий, я не возражаю
По периодам - да, конечно, как же не делить? Я даже не по стихам сужу, а по сведениям из писем и воспоминаний современников. Рюрик Ивнев писал в письме Есенину, что когда повстречал его в 17 году, - не узнал. От тихого пастушка ровным счётом ничего не осталось. Есенин хватал Рюрика за рукав и шипел: "Наше время пришло!" Ну и настроения в творчестве у него были соответсвенные. Как там Есенин называл свои, если можно так выразииться, "сценические образы"? По-моему, он говорил что это - "рубашка". Ну так вот, мне кажется он в 17 году порвал эту свою пастушескую рубашку и облачился в рубашку какого-то стихийного существа, а потом уже превратился в "хулигана".

Ну да, про Зину, магазин и многое другое. Natico, разумеется, напрямую "Зеленая прическа" не ложится на мотив песни "Диалог" Высоцкого. Но Высоцкий мог бы переработать слова, чтобы она легла. Я имею ввиду, что здесь присутствует похожий комизм по смыслу. Если бы Ваня заканчивал свой куплет словами "Я полюбил", а Зина продолжила бы в духе "Зеленой прически" - было бы очень смешно, не правда ли?

А вообще, этим сравнением я лишь подчеркнул, что в стихотворении присутствует и комический дух тоже. Однако, комизм - не главное, что есть в "Зеленой прическе". На самом деле " считаю это стихотворение очень серьезным произведением.

А хулиганство не исключает пастушьего духа. Пастух, бывает, так лупит палкой своих коров, что они, наверняка, считают его не только хулиганом, но и похлеще. Но пастуший период у Есенина точно заканчивается. Вопрос только когда? В каком стихотворении это проявилось? Для меня этот вопрос остается открытым.

GAS писал(а): Пастух, бывает, так лупит палкой своих коров, что они, наверняка, считают его не только хулиганом, но и похлеще.

natico писал(а): про конец пастушьего периода - я думаю, с началом революции пастушество и закончилось

для меня кроткий Есенин - это пастух, а всё остальное его буйство - не пастух)
Есенин бы наверно, посмеялся, прочтя наши рассуждения)
Кстати, мне кажется, когда он был "пастухом", он был именно коровьим пастухом, не пастырем. Он вообще по-моему никогда не примерял на себя роль пастыря Но я могу ошибаться, конечно)

меня тоже часто посещает похожая мысль: что мы ищем глубочайший смысл, какую-то подоплеку, а дело возможно обстояло гораздо проще, и автор писал не задумываясь)))))))) но зато как интересно!

У меня этот пастух все из головы не идет))) Вообще подумалось, что образ пастуха у С.А. многогранен: это и коровий пастух, и пастух "золотых коров" (в смысле слов), и ассоциации с ночным небом ( месяц пастух звезд), и вообще в широком смысле близок к образу бродяги и странника. К тому же встречается у многих крестьянских поэтов.
Возможно, что по-большому счету пастух из деревни трансформировался со временем в городского хулигана. А возможно, этот самый пастух стал сосуществовать вместе с хулиганом - отсюда и появившиеся мотивы раздвоения уже в 1916 г. в стихотворении "День ушел, убавилась черта. ":
Где-то в поле чистом, у межи,
Оторвал я тень свою от тела.

"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."

Сергей Есенин

Я пастух, мои палаты —
Межи зыбистых полей,
По горам зеленым — скаты
№ 4 С гарком гулких дупелей.

Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
№ 8 Слышу шепот сосняка.

Светят зелено в сутемы
Под росою тополя.
Я — пастух; мои хоромы —
№ 12 В мягкой зелени поля.

Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Духовитые дубровы
№ 16 Кличут ветками к реке.

Позабыв людское горе,
Сплю на вырублях сучья.
Я молюсь на алы зори,
№ 20 Причащаюсь у ручья.

Ya pastukh, moi palaty —
Mezhi zybistykh poley,
Po goram zelenym — skaty
S garkom gulkikh dupeley.

Vyazhut kruzhevo nad lesom
V zheltoy pene oblaka.
V tikhoy dreme pod navesom
Slyshu shepot sosnyaka.

Svetyat zeleno v sutemy
Pod rosoyu topolya.
Ya — pastukh; moi khoromy —
V myagkoy zeleni polya.

Govoryat so mnoy korovy
Na kivlivom yazyke.
Dukhovitye dubrovy
Klichut vetkami k reke.

Pozabyv lyudskoye gore,
Splyu na vyrublyakh suchya.
Ya molyus na aly zori,
Prichashchayus u ruchya.

Z gfcne[, vjb gfkfns —
Vt;b ps,bcns[ gjktq,
Gj ujhfv ptktysv — crfns
C ufhrjv uekrb[ legtktq/

Dz;en rhe;tdj yfl ktcjv
D ;tknjq gtyt j,kfrf/
D nb[jq lhtvt gjl yfdtcjv
Cksie itgjn cjcyzrf/

Cdtnzn ptktyj d centvs
Gjl hjcj/ njgjkz/
Z — gfcne[; vjb [jhjvs —
D vzurjq ptktyb gjkz/

Ujdjhzn cj vyjq rjhjds
Yf rbdkbdjv zpsrt/
Le[jdbnst le,hjds
Rkbxen dtnrfvb r htrt/

Gjpf,sd k/lcrjt ujht,
Cgk/ yf dshe,kz[ cexmz/
Z vjk/cm yf fks pjhb,
Ghbxfof/cm e hexmz/

Читайте также: