Взрослый как читатель кратко

Обновлено: 05.07.2024

Я.А. Михневич, Н.О. Тихонова (РНБ)

Последние десятилетия в нашей стране характеризуются значительными изменениями в сфере культуры, обусловленными проведением ряда экономических и социальных реформ, которые, несомненно, коснулись и библиотек. Они нашли отражение в изменении содержания чтения, потребностей в нем; отчасти изменился и сам читатель библиотеки.

В рамках масштабного исследования “Состояние фондов общедоступных библиотек Российской Федерации в 1991– 2001 гг.”, которое проводилось научно-исследовательским отделом библиотечных фондов РНБ, была поставлена задача создания совокупного портрета читательской аудитории библиотек, включая одну из наиболее важных, по нашим представлениям, характеристик – читательский спрос. Мы акцентировали свое внимание на потенциальных потребностях населения в использовании фондов общедоступных библиотек.

Анкета была построена таким образом, что наряду с вопросами, направленными на создание социального портрета, был задан ряд вопросов, ответы на которые помогли установить уровень удовлетворенности читателей библиотекой (интенсивность пользования библиотекой в зависимости от ее месторасположения, что привлекает в библиотеке, уровень тематического соответствия литературы профессии, интересам респондента, степень удовлетворенности фондами и т.п.).

В ходе анкетирования было опрошено 2559 человек из 110 библиотек РФ. Подавляющее большинство респондентов составили женщины (71,6%).

В целом, можно сказать, что аудитория общедоступных библиотек заметно изменилась. Если 5 лет назад, по данным исследования ГПБ “Чтение в библиотеках России” (1997 г.), основной читательский контингент публичных библиотек (50%) составляли учащиеся (старшеклассники, учащиеся средних, специальных и высших учебных заведений), то на сегодняшний день, по данным нашего исследования, их доля уменьшилась и практически сравнялась с числом работающих (соответственно 41% и 42%). Другой ключевой группой всегда были пенсионеры. Отсутствие лишних денег на приобретение книг, сложившиеся, не слишком претерпевшие изменение, вкусы, которые библиотеки еще в силах выполнять, а также восприятие библиотеки как места для общения, - все эти моменты объясняли сложившуюся ситуацию. Однако результаты нашего анкетирования это не подтвердили: группа пенсионеров составила только около 9% от общего числа респондентов. Делать какие-то выводы пока рано, но в любом случае на этот факт следует обратить внимание при проведении следующих опросов.

Чуть менее половины опрошенных дали ответы на вопрос о профессии. По профессиональному признаку первое место занимают работники сферы образования (26,9%), на втором – представители рабочих специальностей (15,6%). Далее с большим отрывом – экономисты, управленцы, инженерно-технические работники и др. Не входят в число основных потребителей общедоступных библиотек представители бизнеса (1,3%) и научные работники (0, 35%). Первые имеют меньше свободного времени для посещения библиотек, и поэтому, согласно данным многочисленных исследований, удовлетворяют свои читательские запросы другими путями - через покупку необходимых книг, использование Интернета.

В целом, интенсивность посещений, как этого и следовало ожидать, напрямую связана с местоположением библиотеки. 59,7% предпочитают посещать библиотеку, расположенную поблизости от места жительства; 19,9% посещают библиотеку, которая находится поблизости от места работы; только 10,9% - библиотеку, находящуюся неподалеку от места учебы; посещают библиотеку, расположенную в неудобном для респондента месте 10,3%.

Популярность той или иной библиотеки в первую очередь зависит от соответствия фонда читательским потребностям. Привлекательность конкретной библиотеки оценивается респондентами в основном возможностью получить конкретный ответ на конкретный запрос (определенная книга или наличие литературы по нужной тематике).

Чтобы не утратить своих позиций в обслуживании читателей, в библиотеке должны быть созданы такие условия, при которых им будет не только удобно, но и приятно работать. Желание работать в стенах библиотеки, необходимость этого зафиксировала в своих ответах пятая часть опрошенных, хотя и мало для кого это стало определяющим. Чаще всего заниматься в читальных залах приходится студентам и учащимся, так как требующаяся литература имеется в ограниченном количестве экземпляров, если не в единственном, и работа с ней в библиотеке является не столько вопросом добровольного выбора, восприятия библиотеки как наиболее подходящей и благоприятной обстановки для занятий, сколько вопросом отсутствия этого выбора.

Численный перевес среди читателей, заинтересованных в общении, сохраняют женщины.

Мужчин, проявивших желание общаться с библиотекарем, оказалось в 4 раза меньше, а указали только этот ответ 6,3% от их числа.

На вопрос о тематическом соответствиилитературы, имеющейся в библиотеке, интересам читателей, около 40% респондентов отметили ее прямое соответствие нынешней профессии и 24,5% ответили, что та литература, которая их интересует, и приобретенная профессия никак не пересекаются, причем большая часть уточнила, что они в этом и не нуждаются.

Примерно 5,5% респондентов воспользовались предложенным вариантом ответа “иной взгляд”, чтобы высказать свои претензии по качеству обслуживания, составу фонда, указать на существующие проблемы. При этом наиболее часто упоминается: устаревшая литература, малое количество книг по узкой специализации, отсутствие или же недостаток новинок; малый объем фонда; также упоминается нехватка периодики и литературы на иностранных языках.

Отвечая на вопрос о тематике, интересующей в библиотеке, большинство (61,6%) указали отраслевую литературу. На первом месте оказалась история, далее идут естествознание, экономика, литература по образованию, психология, техника, сельское хозяйство, государство и право, медицина, литература по школьной программе, искусство, филология, научно-популярная литература.

Среди указавших художественную литературу, 56,5% не стали конкретизировать свои предпочтения, ограничившись формулировкой “художественная литература”. Из оставшихся 20% уточнили, что интересуются прежде всего детективами, 8% назвали любовные романы, 7% - фантастику, 2% - классику. Примерно по 1,5% приходится на современную, детскую литературу и поэзию, менее 1% отдельно выделили зарубежную литературу. Ответы на вопросы об отказах и неспрошенных книгах дают возможность раскрыть содержание ответа “художественная литература” – в большинстве случаев это российские детективы, женские романы, в меньшей степени классика. Классика же читается в основном двумя категориями читателей: учащимися, которым она необходима по программе, и преподавателями, по большей части, филологами.

Особенность изучения потребностей читателя в ходе нашего исследования состоит в том, что мы предложили респондентам ответить на вопросы, касающиеся конкретных книг, журналов и других изданий, на которые был получен отказ, либо читатель не стал их спрашивать, будучи заранее уверен, что ему их не выдадут. Мы полагаем, что информация о скрытых отказах является более показательной и напрямую отражает читательские потребности. Читатель во многих случаях вынужден брать те или иные книги только потому, что у него нет выбора: библиотека на сегодняшний день не в состоянии удовлетворить возросшие потребности своих читателей. Положение читателей в небольших городах и др. населенных пунктах несомненно осложняется ничтожно малым количеством книжных лотков и магазинов. Поэтому библиотека, по сути, является практически единственным источником получения книги.

В рамках вышеупомянутого исследования, библиотекарям было предложено составить три списка названий книг, которые включили бы в себя:

  • лучшие издания, приобретенные ЦБС за последние годы;
  • издания, в которых библиотеки ощущают острую необходимость, но которыми не удалось пополнить фонды, а также;
  • перечень изданий, выбывших из фондов ЦБС, но о которых стоит пожалеть.

Поскольку потребности в развлечении, проведении досуга молодежь удовлетворяет, преимущественно, не столько через книги, сколько через журналы, то они и составляют большую часть изданий, указанных в ответах о неудовлетворенном спросе. Среди журналов, наиболее часто упоминаемых юными читателями, фигурируют такие молодежные издания, как “Cool”, “Cosmopolitan”, “Cool girl”, “Лиза”, газета “Спид-инфо”. Потребность в таких журналах велика, но библиотеки, как правило, не в состоянии удовлетворить ее.

Аудитория старшего поколения нередко сетует на отсутствие “толстых” журналов (“Новый мир”, “Знамя”, “Наш современник” и др.), что, по-видимому, объясняется привычкой читать свой журнал, сформированной за многие годы.

Отказы в основном получены на литературу по специальности – 51,5%. Среди читателей, участвовавших в анкетировании, значительный процент составляют учителя, которые являются наиболее неудовлетворенной группой (56%). В связи с этим, среди наименований журналов, в которых ощущается недостаток, называются такие издания, как “Начальная школа”, “Вопросы психологии”, “Литература в школе” и др.

С определенной целью был задан вопрос об увлечениях. В целом по стране чтение занимает второе место после телевидения (информация ВЦИОМ). По данным нашего исследования, оно выходит на первое место во всех группах: 33% школьников; среднее образование (не учатся) – 55,2%, в группе, продолжающей обучение - 34,2%; среднее специальное (не учатся) - 39,6%, незаконченное высшее образование (не учатся) - 28,6%; незаконченное высшее образование (продолжают учебу) - 30,2%; высшее образование - 43,8%.

Из читателей, имеющих среднее образование и продолжающих учебу, художественную литературу упомянули 9%, в то время как точные науки – 16,2%, история – 15%, , право, юриспруденцию – 8,4%, экономику, бухгалтерский учет – 7,8%, искусство, культурологию, психологию – 6%, технику – 6%, филологию – 4,2%.

В качестве целей использования библиотечных услуг выступают развлечение, отдых, самообразование, любознательность; овладение профессией, обучение; повышение квалификации. В ответах чаще всего упоминаются детективы, женские романы, классика, исторические романы, фантастика, энциклопедии; а из журналов - “Сад. Огород”, “Здоровье”, “Бурда моден”, “Крестьянка”, “За рулем”, “Cool” “Cosmopolitan”. При этом уровень удовлетворенности библиотекой самый высокий как по всей выборке (44%), так и среди тех, кто дал положительный ответ на вопросы о неспрошенных книгах и отказах (26,4%).

43,1% респондентов группы очень последовательны в своем читательском поведении. Треть из них посещают библиотеку в среднем раз в неделю, 27,6 – “когда как”, 20,6% - раз в две недели, 11,8% - раз в месяц, 7,5% - другие варианты, 0,4% - раз в два месяца.

Свыше половины посещают еще одну библиотеку (61,1%). Из этих библиотек большую часть представляют университетские (13,7%) и центральные библиотеки (16,8%), 3,05% приходится на библиотеки техникумов.

В целом, неудовлетворенность библиотекой возрастает с потребностью в отраслевой литературе справочного характера и журналах.

Ориентируясь на полученный совокупный портрет читательской аудитории общедоступной библиотеки, следует обратить внимание на профиль комплектования, что, безусловно, невозможно без улучшения финансирования. Сведения о читательских предпочтениях и о неудовлетворенных запросах необходимо учитывать при подготовке Федеральной программы книгоиздания, ориентируясь на реального читателя, а также улучшить качественный состав фондов для привлечения в общедоступные библиотеки социально активных групп населения.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Взрослый как читатель. Презентация на заданную тему содержит 7 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ: Кого среди читателей больше женщин или мужчин? Какова задача развития взрослого как читателя? Какие мотивы чтения характерны для взрослого человека?

194951 194950 194947 194949 194933 194941 194940 194929 194944 194936 194942 194919 194918 194911 194946 194948 194930 194943 194909 194910 194907 194906 194923 194945 194913 194934 194932 194935 194922 194912

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Статья посвящена созданию портрета современного читателя. Обозначены некоторые интересные тенденции, присущие современному обществу.

Ключевые слова

Текст научной работы

Литература всегда занимала особое место культуре любой развитой нации. Она определяет уровень развития общества. На сегодняшний день существуют разные мнения по поводу важности чтения. Однако, справедливости ради, нужно отметить, что подавляющее большинство отмечает высокое значение литературы и её исключительную роль в формировании личности [1,2].

Чтобы рассмотреть некоторые параметры, касающиеся чтения я провела анкетирование среди людей возрастом от 11 до 64 лет, разделив их на три возрастные группы по 20 человек.



Из этого делаем вывод: современный читатель уверен, что он является чуть ли ни единственным читающим индивидом в своём окружении. Литература воспринимается как элитарное искусство, поддающееся лишь немногим.




Как видите, наш портрет современного читателя будет женским.

Насколько можно доверять результатам анкеты судить трудно. Скорее всего многие отвечали не совсем честно. Медленно, но верно, мы приблизились к количеству прочитанных книг (количество не равняется качеству, к сожалению). По словам наших женщин в месяц они прочитывают от 2 до 8 книг, а за этот (2016) год прочитали около 10-20 книг (кто-то считал не книги, а произведения, в том числе рассказы). Все вместе они прочитывают 113 книг в месяц и 234 книги за 2016 год.


Любимые авторы: Булгаков, Кортасар, Кафка, Пушкин, Чехов, Вербер, Гюго, Достоевский, Ефремов, Мураками, Бродский, Ремарк, Хеменгуэй, М.Митчелл, Шолохов, Гоголь, Рик Рюрдан, Марио Пьюзо.

Теперь рассмотрим, что же популярнее классики или современная литература. И сравним, кто популярнее зарубежные или отечественные авторы (см рис.7,8)



В приоритете оказалась не классическая зарубежная литература.

Кто же он современный читатель?

Я думаю, что нужно перестать бессмысленные агитации и попытки заставить людей читать, потому что мы получаем не результат, а иллюзию результата. Да, все убеждены в пользе чтения, все знают, как это важно, но либо продолжают читать литературный мусор, либо врут, что вообще читают. Меня порадовал один анкетируемый, которые честно сказал, что книги читать не любит, а читает статьи. Разве это плохо? Человек находит нужную и интересную ему информацию в другом источнике, и не становится от этого глупее или не образованнее других. А из-за популяризации чтения мы получаем тонну необразованных людей, уверенных в своем интеллектуальном превосходстве почти всех своих сверстников.

В завершение хочу сказать только, что читать — это нормально, это делают ежедневно миллионы людей, поэтому не нужно делать из этого занятие нечто невообразимое. К тому же пора же начать разделать количество и качество: можно прочитать 1000 пустых книг, а можно 1 действительно стоящую. Живите, читайте и не зазнавайтесь!

  1. Егорычева Е.В.
  2. Мазырина А.М.
  3. Чернышева И.В.
  4. Шлемова М.В.

Список литературы

Цитировать

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Павлюк Серафима Андреевна,

учитель начальных классов

МБОУ лицей № 173

В данной статье рассматривается роль взрослого в формировании ребенка-читателя

Роль взрослого в формировании ребенка-читателя

1. Отобранные для чтения произведения должны быть подлин­но художественными, т.е. такими, которые интересны и ребенку, и взрослому, а главное - они должны нравиться читающему взрос­лому. При этом совсем не обязательно, чтобы эти произведения были адресованы детям 6-10 лет. Они могут быть предназначены дошкольникам или взрослым читателям (конечно, при этом дол­жен соблюдаться принцип посильности). Сначала для чтения вслух нужно выбирать небольшие по объему произведения, по­степенно объем произведений будет увеличиваться, и впоследст­вии одно произведение можно читать в течение нескольких уро­ков. Отбор учебного материала на первых порах производит учи­тель. Однако постепенно к этому должны привлекаться ученики.

2. Манера чтения выбранного художественного произведения не должна быть актерской, излишне театральной. Учитель должен суметь передать свое положительное отношение к читаемому, по­этому важно выбрать нужную интонацию и читать с соблюдением орфоэпических норм.

4. Чтение следует сопровождать вопросами, формирующими умение вести диалог с текстом и направленными на прогнозиро­вание ситуации (например: как вы думаете, что будет дальше? Или: что автор пишет дальше?). Этот прием эффективен перед не­ожиданным поворотом событий, неожиданной рифмой или дру­гими находками автора, так как такие вопросы помогают оценить замысел автора. Иногда они (особенно на начальных стадиях обу­чения) могут быть заменены комментариями читающего взрослого. Приведем пример. Допустим, с детьми читается стихотворение В. Бирюкова:

- Вспомним, как выглядит это дерево. Обычно оно растет у реки, у него тонкие, гибкие ветви, которые склоняются к воде. Часто иву сравнивают с девушкой, а ее длин­ные ветви - с девичьими косами.

Плачет ива у обрыва.

- Интересно, о чем же она может плакать: чем-то

Кто-то обидел ее? О чем-то грустит?

- Кем обижена ты, ива?

- Действительно, кем же она может быть обиже­на? Давайте выскажем предположения. (Дети высказывают.)

Видно, ветер, по при­вычке, Дернул иву за косички.

1-й вариант (если предположения детей близки к авторскому тексту): Мы догадались! Значит, ав­тор в стихотворении выразил то, что мы увидели, почувствовали. Он воссоздал в стихотворении знакомую нам картину.

2-й вариант (если дети не высказали близких к тек­сту предположений): Мы не догадались, не пред­ставили авторской картины. Автор помог нам по-новому, неожиданно увидеть иву у обрыва.

5. Детям должна быть предоставлена возможность оставаться с прочитанным произведением наедине, по возможности и по же­ланию перечитывать его, рассматривать книгу, в которой оно по­мещено, еще раз переживая прочитанное.

первый период - интенсивное освоение техники чтения, поскольку только темп чтения вслух от 60 слов в минуту при чте­нии целыми словами предполагает возможность самостоятельно­го освоения текста на уровне мысли-вывода и дает основание вес­ти ребенка к углубленному пониманию читаемого;

второй период - формирование способов и приемов, по­могающих овладеть содержанием произведений и выбором книг;

третий период - осознание элементов теории литературы в системе и взаимосвязях, формирование речевой творческой дея­тельности на основе и в связи с чтением книг.

Задачи каждого периода реализовываются в системе уроков разных типов:

- уроки, предусматривающие отработку умений и навыков, ко­торые являются средством освоения литературного произведения (например, урок, где целенаправленно формируется навык чтения, осваивается умение составлять план произведения и т.п.); - уроки, где предполагается работа с единым литературным произведением, применением приемов всестороннего его освоения; -уроки, которые обеспечивают формирование умения само­стоятельно выбирать и читать книги в соответствии с читатель­скими возможностями и личными запросами; - уроки, основное назначение которых - реализация творче­ских возможностей учащихся при изучении литературы;

Читайте также: