Взаимосвязь органов растения как организма 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок 23. Взаимосвязь органов растения как живого организма.

Растения и окружающая среда.

Мир растений на подоконнике.

Цель: Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений

Обобщить и систематизировать знания об органах растения.

Устранить пробелы в знаниях.

Уметь обобщать, делать выводы, применять знания.

2. Подготовка к активному восприятию.

Разделиться на группы по 3-4 человека для выполнения творческого задания (2 мин).

Представьте себя в образе команды селекционеров. Вы работали много лет и создали совершенно новый вид растения.

Нарисуйте его. Подпишите, изобразите или устно назовите особенности вашего растения в соответствии с параметрами в вопросах (как называется, как выглядит, какие органы имеет, как растёт, как дышит, как питается, как размножается, в каких условиях обитает, каково его значение в природе)– 7 мин.

3. Реализующий этап.

Подготовьте презентацию своего нового сорта растения(1 мин). Представьте всему классу в течение 2 мин каждая группа. (15мин).

4. Закрепление. Устранение пробелов в знаниях.

А) Напишите в столбик все органы растения.(проверьте себя по ключу на доске – закрытая левая половина)

Б) Прямой чертой подчеркните вегетативные органы, волнистой – генеративные органы.

В) Во втором столбце напишите процессы жизнедеятельности, происходящие в живых организмах (проверьте себя по ключу на доске – закрытая правая половина). Двумя чертами подчеркните те, которые свойственны только растениям.

Г) Соедините стрелками органы растения и процессы жизнедеятельности, в них протекающие, а также функции этих органов.

Самоконтроль. 15 мин.

5. Домашнее задание.

На листе А4 нарисуйте или сделайте аппликацию, расположив по кругу: побег с листьями (в продольном разрезе), цветок(в продольном разрезе), почку (в продольном разрезе), плод с семенем с зародышем(в продольном разрезе), корневую систему (в продольном разрезе), луковицу (в продольном разрезе).

Придумайте и Нарисуйте новый сорт растения, выращенный вами – селекционерами. Подпишите, изобразите или устно назовите особенности вашего растения в соответствии с параметрами в вопросах: 1. как называется, 2. как выглядит, 3. какие органы имеет, 4. как растёт, 5. как дышит, 6. как питается, 7. как размножается, 8. в каких условиях обитает, 9. каково его значение в природе – 7 мин.

Придумайте и Нарисуйте новый сорт растения, выращенный вами – селекционерами. Подпишите, изобразите или устно назовите особенности вашего растения в соответствии с параметрами в вопросах: 1. как называется, 2. как выглядит, 3. какие органы имеет, 4. как растёт, 5. как дышит, 6. как питается, 7. как размножается, 8. в каких условиях обитает, 9. каково его значение в природе – 7 мин.

Придумайте и Нарисуйте новый сорт растения, выращенный вами – селекционерами. Подпишите, изобразите или устно назовите особенности вашего растения в соответствии с параметрами в вопросах: 1. как называется, 2. как выглядит, 3. какие органы имеет, 4. как растёт, 5. как дышит, 6. как питается, 7. как размножается, 8. в каких условиях обитает, 9. каково его значение в природе – 7 мин.

Придумайте и Нарисуйте новый сорт растения, выращенный вами – селекционерами. Подпишите, изобразите или устно назовите особенности вашего растения в соответствии с параметрами в вопросах: 1. как называется, 2. как выглядит, 3. какие органы имеет, 4. как растёт, 5. как дышит, 6. как питается, 7. как размножается, 8. в каких условиях обитает, 9. каково его значение в природе – 7 мин.

Придумайте и Нарисуйте новый сорт растения, выращенный вами – селекционерами. Подпишите, изобразите или устно назовите особенности вашего растения в соответствии с параметрами в вопросах: 1. как называется, 2. как выглядит, 3. какие органы имеет, 4. как растёт, 5. как дышит, 6. как питается, 7. как размножается, 8. в каких условиях обитает, 9. каково его значение в природе – 7 мин.

Придумайте и Нарисуйте новый сорт растения, выращенный вами – селекционерами. Подпишите, изобразите или устно назовите особенности вашего растения в соответствии с параметрами в вопросах: 1. как называется, 2. как выглядит, 3. какие органы имеет, 4. как растёт, 5. как дышит, 6. как питается, 7. как размножается, 8. в каких условиях обитает, 9. каково его значение в природе – 7 мин.

Придумайте и Нарисуйте новый сорт растения, выращенный вами – селекционерами. Подпишите, изобразите или устно назовите особенности вашего растения в соответствии с параметрами в вопросах: 1. как называется, 2. как выглядит, 3. какие органы имеет, 4. как растёт, 5. как дышит, 6. как питается, 7. как размножается, 8. в каких условиях обитает, 9. каково его значение в природе – 7 мин.

Придумайте и Нарисуйте новый сорт растения, выращенный вами – селекционерами. Подпишите, изобразите или устно назовите особенности вашего растения в соответствии с параметрами в вопросах: 1. как называется, 2. как выглядит, 3. какие органы имеет, 4. как растёт, 5. как дышит, 6. как питается, 7. как размножается, 8. в каких условиях обитает, 9. каково его значение в природе – 7 мин.

Домашнее задание. На листе А4 нарисуйте или сделайте аппликацию, расположив по кругу: побег с листьями (в продольном разрезе), цветок(в продольном разрезе), почку (в продольном разрезе), плод с семенем с зародышем(в продольном разрезе), корневую систему (в продольном разрезе), луковицу (в продольном разрезе).

Домашнее задание. На листе А4 нарисуйте или сделайте аппликацию, расположив по кругу: побег с листьями (в продольном разрезе), цветок(в продольном разрезе), почку (в продольном разрезе), плод с семенем с зародышем(в продольном разрезе), корневую систему (в продольном разрезе), луковицу (в продольном разрезе).

Домашнее задание. На листе А4 нарисуйте или сделайте аппликацию, расположив по кругу: побег с листьями (в продольном разрезе), цветок(в продольном разрезе), почку (в продольном разрезе), плод с семенем с зародышем(в продольном разрезе), корневую систему (в продольном разрезе), луковицу (в продольном разрезе).

Домашнее задание. На листе А4 нарисуйте или сделайте аппликацию, расположив по кругу: побег с листьями (в продольном разрезе), цветок(в продольном разрезе), почку (в продольном разрезе), плод с семенем с зародышем(в продольном разрезе), корневую систему (в продольном разрезе), луковицу (в продольном разрезе).

Домашнее задание. На листе А4 нарисуйте или сделайте аппликацию, расположив по кругу: побег с листьями (в продольном разрезе), цветок(в продольном разрезе), почку (в продольном разрезе), плод с семенем с зародышем(в продольном разрезе), корневую систему (в продольном разрезе), луковицу (в продольном разрезе).

Домашнее задание. На листе А4 нарисуйте или сделайте аппликацию, расположив по кругу: побег с листьями (в продольном разрезе), цветок(в продольном разрезе), почку (в продольном разрезе), плод с семенем с зародышем(в продольном разрезе), корневую систему (в продольном разрезе), луковицу (в продольном разрезе).

Домашнее задание. На листе А4 нарисуйте или сделайте аппликацию, расположив по кругу: побег с листьями (в продольном разрезе), цветок(в продольном разрезе), почку (в продольном разрезе), плод с семенем с зародышем(в продольном разрезе), корневую систему (в продольном разрезе), луковицу (в продольном разрезе).

Домашнее задание. На листе А4 нарисуйте или сделайте аппликацию, расположив по кругу: побег с листьями (в продольном разрезе), цветок(в продольном разрезе), почку (в продольном разрезе), плод с семенем с зародышем(в продольном разрезе), корневую систему (в продольном разрезе), луковицу (в продольном разрезе).

Домашнее задание. На листе А4 нарисуйте или сделайте аппликацию, расположив по кругу: побег с листьями (в продольном разрезе), цветок(в продольном разрезе), почку (в продольном разрезе), плод с семенем с зародышем(в продольном разрезе), корневую систему (в продольном разрезе), луковицу (в продольном разрезе).

Домашнее задание. На листе А4 нарисуйте или сделайте аппликацию, расположив по кругу: побег с листьями (в продольном разрезе), цветок(в продольном разрезе), почку (в продольном разрезе), плод с семенем с зародышем(в продольном разрезе), корневую систему (в продольном разрезе), луковицу (в продольном разрезе).

Домашнее задание. На листе А4 нарисуйте или сделайте аппликацию, расположив по кругу: побег с листьями (в продольном разрезе), цветок(в продольном разрезе), почку (в продольном разрезе), плод с семенем с зародышем(в продольном разрезе), корневую систему (в продольном разрезе), луковицу (в продольном разрезе).

Домашнее задание. На листе А4 нарисуйте или сделайте аппликацию, расположив по кругу: побег с листьями (в продольном разрезе), цветок(в продольном разрезе), почку (в продольном разрезе), плод с семенем с зародышем(в продольном разрезе), корневую систему (в продольном разрезе), луковицу (в продольном разрезе).

Домашнее задание. На листе А4 нарисуйте или сделайте аппликацию, расположив по кругу: побег с листьями (в продольном разрезе), цветок(в продольном разрезе), почку (в продольном разрезе), плод с семенем с зародышем(в продольном разрезе), корневую систему (в продольном разрезе), луковицу (в продольном разрезе).

Домашнее задание. На листе А4 нарисуйте или сделайте аппликацию, расположив по кругу: побег с листьями (в продольном разрезе), цветок(в продольном разрезе), почку (в продольном разрезе), плод с семенем с зародышем(в продольном разрезе), корневую систему (в продольном разрезе), луковицу (в продольном разрезе).

Домашнее задание. На листе А4 нарисуйте или сделайте аппликацию, расположив по кругу: побег с листьями (в продольном разрезе), цветок(в продольном разрезе), почку (в продольном разрезе), плод с семенем с зародышем(в продольном разрезе), корневую систему (в продольном разрезе), луковицу (в продольном разрезе).

Презентация покажет с поомщью загадок, заполнения таблицы, что оргшаны растения взаимосвязаны в процессах жизнедеятельности.

ВложениеРазмер
vzaimosvyaz_organov_rasteniya_kak_organizma.pptx 2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Взаимосвязь органов растения как организма

Загадки Один в земле копается, Другой в свету купается. И хотя они друзья - Поменяться им нельзя.

Загадки Эти маленькие бочки Распечатает весна, А пока в них спят листочки И растут во время сна.

Загадки Нарядные сестрёнки Весь день гостей встречают, Мёдом угощают.

Повторим терминологию: Корень – это….. Лист – это….. Побег – это….. Почка – это…..

Орган растения Выполняемые функции Особенности строения в связи с выполняемой функцией Корень Закрепление растения в почве. Всасывание воды и минеральных веществ. По мере роста растения увеличивается длина и количество корней. Всасывание воды корневыми волосками. Боковые корни увеличивают площадь питания.

Орган растения Выполняемые функции Особенности строения в связи с выполняемой функцией Лист Образование органических веществ из неорганических. Испарение воды. Наличие хлоропластов в листе. Устьица осуществляют газообмен и испаряют воду.

Орган растения Выполняемые функции Особенности строения в связи с выполняемой функцией Цветок Орган полового размножения Привлечение насекомых ярким околоцветником для опыления. Наличие тычинок и пестика. Плод Запас питательных веществ для вызревания семян. Распространение семян Защита семени Яркая окраска и сочная мякоть привлекает насекомых, птиц и животных.

Вывод: В жизни растительного организма участвуют все его органы и при нарушении строения и функций одного из них нарушается жизнедеятельность целого организма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.

Цель урока: сформировать понятие о корне как о вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн.


Урок "Корень- главный орган растения

Урок-презентация, биология 6 класс.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Цветок – генеративный орган растения

Углубить знания учащихся о стороении органов растения, их значении в жизни растений;Умение применять знания на практике.

Цветок - генеративный орган растения, его строение и значение.

Ввести учащихся в процесс познания, в поиск знаний о строении цветка как генеративного органа на примере растений родного края; развивать умения учащихся иска.


Контрольная работа по теме "Системы органов растений и животных"

Данная разработка содержит разноуровневые задания, которые помогают готовить детей к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Презентация к уроку "Лист - орган растения"

Презентация содержит материял по теме" Лист – часть побега. Значение листа для растений" по учебнику:И.Н.Пономарева, Биология. 6 класс.


Задачи урока: систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и функций в растительном организме; подвести к пониманию того, что растение – целостный организм, являющийся биосистемой.Сред.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Растительный организм как единое целое"

Растения – живые организмы, и им, как и всему живому, свойственны питание и дыхание, обмен веществ и энергии, что обуславливает их дальнейший рост и развитие.

Растительный организм – система взаимосвязанных органов. Большинство растений состоят из корня, стебля и листьев, которые имеют клеточное строение и связаны между собой и окружающей средой.

Растительный организм поглощает воду и питательные вещества, другие ненужные и ядовитые вещества выделяет в окружающую среду. В нём происходят бесчисленные реакции обмена веществ, в ходе которого из простых веществ образуются сложные, и наоборот – сложные вещества расщепляются на более простые, происходит накопление энергии, которая необходима для осуществления всех процессов жизнедеятельности растения. Обмен веществ – основной признак живой клетки и всего живого организма.


Корень поглощает из почвы воду с минеральными солями и укрепляет растение в почве. Стебель выносит листья растения к свету, по стеблю передвигаются вода, минеральные соли и органические вещества. В листьях на свету образуются органические вещества, которыми питаются клетки всех органов растения. Листья испаряют воду. Цветки и плоды являются органами семенного размножения растений.


Теперь представьте, что один из органов растения, например корень, заболевает. Вода и минеральные соли перестают поступать в растение из почвы. Заболевание подземного органа — корня — немедленно отразится на всем растении. По стеблю перестанут передвигаться вода и минеральные вещества. Без воды, которую поглощают корни, в листьях не могут образовываться органические вещества. Как только перестанет испаряться вода, листья, а затем и все растение перегреется под лучами солнца и завянет. Значит, если все органы растения функционируют нормально, то растение быстро растёт. Нарушение строения и жизнедеятельности одного орга­на отражается на других.


Рост растения происходит благодаря делению клеток образовательной ткани. На верхушках побегов и кончиках корней находятся верхушечные образовательные ткани. Благодаря им стебель и корень растут в длину. В толщину корни и стебли разрастаются за счёт боковой образовательной ткани — камбия.


Растение не только растёт, увели­чивая массу корней, стеблей и листьев, но и развивается. У него появляются новые органы и признаки. Растение в своей жизни проходит несколько этапов: оно рождается, живёт, формирует семена и плоды, и в конечном итоге отмирает.


Выделяют четыре периода развития покрытосемен­ных растений.

· Зародышевый — от образования зародыша до его прорастания.

· Период молодости — от прорастания семени до первого цветения.

· Период зрелости — растение цветёт и плодоносит.

· Период старости — растение перестаёт цвести, плодоносить и отмирает.

Внешние изменения растений, признаки развития, которые можно отметить при наблюдениях, называют фазами. В своём развитии любое растение проходит несколько фаз.

У большинства растений обычно выделяют следующие фа­зы: прорастание семян (всходы) — появление листьев — образование боковых побегов — цветение — образование плодов — созревание семян.


Растительный мир нашей планеты характеризуется огромным разнообразием. Растения различаются по размерам и строению, продолжительности жизни и местам обитания. Они произрастают в различных местах: в лесах и на болотах, на лугах и в водоёмах, в жарких пустынях и высоко в горах. Под влиянием условий существования у растений формируется определённый внешний вид или, иначе говоря, определённая жизненная форма. Так как условия существования оказывают сильное влияние на растения, один и тот же вид растений в разных экологических условиях может иметь разную жизненную форму.

Деревья — это многолетние растения с одним прочным стволом (главной осью), сохраняющимся до конца их жизни. На стволе имеются боковые ветви с листьями, которые формируют крону дерева.


Кустарники — многолетние деревянистые растения, которые имеют много одинаково развитых надземных стволиков, отходящих от основания растения (к ним относится, например, сирень, шиповник). Кустарники имеют высоту от 80 см до нескольких метров.


Более низкорослые растения (от 5 до 80 см) с многочисленными деревянистыми стеблями называются кустарничками (черника, клюква, брусника).


Травы — жизненная форма растений с ежегодно отмирающими стеблями и листьями. Травянистые растения различаются по продолжительности жизни и делятся на однолетники, двулетники и многолетники.


Однолетники — травянистые растения, которые живут один год, или один вегетационный период. За это время у них из семян формируются корень, стебель и листья, они цветут и плодоносят. После образования плодов и семян такие растения целиком отмирают (горох, фасоль, огурец).

Двулетники — травянистые растения, которые живут два года. В первый год они формируют корень, стебель и листья, в которых накапливается запас питательных веществ. На второй год растение цветёт и образует семена, после чего отмирает (лопух, морковь, свёкла).

Многолетники — травянистые растения, у которых на зиму отмирают только надземные органы, а подземные (корневища, клубни, луковицы) сохраняются. Весной из почек, расположенных на подземных органах, начинают развиваться надземные побеги (одуванчик, тюльпан, ирис).

Любое растение, не важно растет оно на лугу, в поле или в саду — представляет собой сложный живой организм. В нашем мире все живые организмы от простейших одноклеточных водорослей до могучих тысячелетних деревьев состоят из клеток.

У одноклеточных водорослей тело представлено одной клеткой, которая выполняет все необходимые для жизнедеятельности функции. У многоклеточных водорослей структурно однородные клетки объединяются в таллом. На первый взгляд таллом может быть похож на тело растений, однако клетки таллома однотипны и не имеют ни специализированных элементов. Поэтому такие растения относят к низшим.

В ходе эволюции с выходом растений на сушу клетки начали дифференцироваться по выполняемой функции, сформировались ткани и органы, а такие растения получили название высших.

Названия органов растения представлены на иллюстрации.


Органы растения делятся на:

вегетативные: к ним относят корень и побег. Побег в свою очередь состоит из стебля, листьев и почек;

генеративные или органы размножения — цветок, плод и семя (спорангий у споровых и шишка у голосеменных).

Орган — это часть растения выполняющая одну или несколько функций.

Благодаря вегетативным органам растение растет, питается, происходит газообмен со средой, т.е. процессы фотосинтеза и дыхания (вставка на статью), из тонкого прутика вырастает мощное дерево — т.е. вегетативные органы обеспечивают жизнедеятельность растений.

Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь №2

Генеративные органы нужны, чтобы растение смогло оставить потомство и обеспечивались селекция и эволюция.

К генеративным органам относятся цветок, семя и плод.

Весной и летом цветы всевозможных форм и размеров, одиночные и собранные в соцветия радуют глаз. Однако основная функция цветка — половое размножение растений.

Именно из этого модифицированного побега после опыления и оплодотворения завязи пестика формируется плод, который состоит из семян и околоплодника. В живой природе плоды весьма разнообразны: некоторые из них съедобны, и очень вкусны, как томат или яблоко. А другие наоборот ядовиты, как белладонна или волчьи ягоды.

Семя — это зачаток полноценного растения, необходимый ему для размножения, переживания неблагоприятных условий внешней среды и расселения на новые территории. В структуре семени выделяют кожуру, зародыш, запас питательных веществ. Зародыш содержит зачатки вегетативных органов — корня, стеблей, листьев, из которых в подходящих условиях вырастает новое растение.

Однако, внимательные ученики, кто наблюдал, как бабушка в деревне прикапывает усы клубники на грядке, или сами сажали картофель весной, могут возразить, что растение может размножаться и вегетативными органами тоже. И будут совершенно правы.

Некоторые растения можно размножать вегетативно — черенками, усами, клубнями. Но селекцию и эволюцию обеспечивают лишь генеративные органы.

В строении вегетативных органов выделяют общие признаки:

полярность — основание и вершина растения находятся на противоположных концах растения, т.е. на разных полюсах. Это явление довольно легко наблюдать у растений, которые размножаются черенками. Например, у ивы.

Если черенок поместить во влажную среду, то через некоторое время на нижнем полюсе у основания образуются корни, на верхнем листья. И любой отрезок черенка будет вести себя подобным образом;

геотропизм — т.е. рост в определенном направлении относительно центра земного шара, благодаря тому, что растения ощущают земное притяжение.

Это явление также легко продемонстрировать на опыте, с которым можно поучаствовать в конкурсе. Если растущее растение положить горизонтально, через некоторое время его корни вновь будут расти вниз, а стебель займет вертикальное положение.

Корень обладает положительным геотропизмом, поскольку его рост направлен к центру земли, надземные части растения обладают отрицательным геотропизмом.


Благодаря геотропизму ландшафтные дизайнеры могут создавать фантазийные композиции, придавая деревьям причудливые формы. Но самый загадочный дизайнер — природа. И в Польше можно наблюдать целый кривой лес.


Выполняемая функция органов растений различна.

Корень — у большинства растений это подземный орган. Основная функция закрепление в почве или другом субстрате и обеспечение растения полезными минеральными веществами и водой, а также запасание питательных веществ. У некоторых растений корень модифицировался в клубень, как например у георгина или топинамбура.

Все корни растения называют корневой системой. Корневая система делится на:

Читайте также: