Восток и запад как основа социокультурной дифференциации кратко

Обновлено: 04.07.2024

В основу типологии культур могут быть положены разные основания. Это может быть и географический принцип, выделяя два региона – Запад и Восток.

В основе данной типологии лежат и особенности методов и способов познания мира, мировоззрения, ценностных ориентаций, общественно-экономического и политического устройства. Однако особенность культур этих цивилизаций во многом обусловлено именно географией. Так, на востоке легче выживать – там тепло, т.е. на Востоке природные условия для человека более комфортны. Кроме того, ландшафт, в котором чередуются горы, острова и водные пространства, затрудняли диалог культур, что обусловливало развитие и сохранение своеобразие своей традиционной культуры.

Долгое время все, чего достиг Восток, воспринималось только через ценностную ориентацию Запада, и, как следствие, восточная цивилизация воспринималась как варварская, отсталая, провинциальная.

Между тем, сегодня мы можем говорить о таких странах, как Япония, Южная Корея, Тайвань, Китай как о восточном варианте техногенного общества. При этом особенность отношений между государством и личностью, своеобразие системы ценностных ориентаций была ими сохранена такой, какой была в традиционном обществе. Это помогло восточным государствам, осваивая западные достижения, сохранять свою идентичность.

В этом и есть неевропейское своеобразное сосуществование техногенного и традиционного в структуре восточного общества.

Своеобразие культур Запада и Востока

Запад развивается рывками, тогда как для Востока характерно устойчивое историческое развитие. Западной культуре свойствен динамичный образ жизни, когда на месте предыдущей разрушенной системы ценностей возникает другая. На Востоке культура устойчива, незыблема, а новые ценности органично вплетаются в уже существующие.

В религиозном отношении на Западе главной является христианство, а на Востоке сосуществуют мусульманство, буддизм, синтоизм, конфуцианство и христианство.

Готовые работы на аналогичную тему

Запад отличается расшатыванием традиций, стремлением к материальному благополучию, тогда как на Востоке традиции свято чтут и сохраняют, а человеку присущ аскетизм.

Запад познает мир рационально (холодная логика западной науки), а Восток – иррационально: мысль образна и поэтична, роль церемонии велика, отдается предпочтение условности, символизации, ритуализации.

В западном искусстве много разных течений и стилей. Художественные формы, виды и жанры разграничены, тогда как в восточном они синтезированы и перетекают друг в друга.

Быстрая смена и огромное разнообразие течений и стилей. В тематике и идейном содержании отражается конкретная эпоха. Художественные жанры, формы, виды дифференцированы друг от друга.

Западный человек стоит над природой: он потребитель, считая себя ее хозяином, тогда как Восток слит с ней. Западный тип личности отличается активностью, волевыми качествами, утилитаризмом и индивидуализмом, восточный – самосовершенствованием, спокойствием, созерцательностью.

Процессы глобализации современного общества коснулись и восточной культуры, но она взяла из нее только те формы жизни, которые не противоречат их социально-политическим, экономическим и культурным установкам.

Сегодня признается, что Восток и Запад шли уникальными путями в своем духовном развитии. Нельзя одну культуру ставить выше или ниже другой. Обе эти культуры дополняют и обогащают мировую. Так, Запад повлиял, прежде всего, в технике и способе организации как экономической, так и политической сферах жизни. Восточное влияние ощущается в духовной жизни. Сегодня весь мир интересуется восточной философией, медициной, религией, этикой.

Как самостоятельная научная дисциплина, культурология возникла в середине 20-х годов ХХ в. Основоположником культурологии был Лесли Уайт. Культурология возникла прежде всего в западной науке в 70-80 гг. Позже в середине 90-х культурология приходит в Россию. Причина в том, что для становления и развития культурологии необходимы такие факторы, как:

общественный интерес; финансовая поддержка государства; осознание цели изучения;

В США существовала проблема коренного населения и культурология как наука была направлена на то, чтобы вписать традиционные культуры в современное общество. В Европе существовала проблема управления могущественных держав колониями – здесь задачей культурологии было познание культур зависимых стран. Из-за разнообразия причин культурология в различных странах отличалась. В России же она не имела научных теорий. Одна наука отличается от другой объектом исследования и наличием специфических методов исследования. Культура, как объект исследования, появилась раньше культурологии. Этапы становления культурологии как науки:

1. Этнографический (I половина 19 века)

2. Эволюционистский (60-90 г.г. 19 в.)

3. Исторический (конец 19-нач.20 в.в).

1. этап– накопление материалов и жизни других народов и культур.

многообразие культур связано с тем, что разные народы находятся на разном уровне развития.

2. критика эволюционизма

Идея – понимание каждой культуры через изучение ее истории. Культура – это абстракция от человеческого поведения. Не существует науки о культуре, т.к нет фактов. Культура – это набор символов (предмет, действие, нацеленное на результат). Интерес к культурологии возникает в 17-18 в.в, когда начинают обсуждаться вопросы о многообразии культур. Теория эволюции впервые позволила упорядочить имперический материал о жизни культур.

Предмет культурологии.Чаще всего культура рассматривается как способ жизнедеятельности, который рассматривается исторически и принципиально отличается от существующих в живой природе способов жизнедеятельности.

Задача культурологии.Понять, раскрыть историко-культурный процесс в общечеловеческом и национальном масштабе и показать его перспективы.

Функции культуры.(смотр. В семинаре)

Фун-ии култ. - совокупность ролей, которые выполняет култ. по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах; При этом все ф. култ. социальны, обеспечивают именно коллективный характер жизнеде-сти людей, а также опр. или корректируют почти все формы индивид, активности человека в силу его связанности с соц-ым окр-ем.

Понятие “култ.” исторически опр-ый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и де-ти людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Главная функция гуманистическая. Культура-это то, что делает человека человеком.

1)Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культ. -Соц. память чел-ва.

2) Познавательная функция связана со способностью култ. концентрировать социальный опыт множества поколений людей.

3) Регулятивная функция култ. связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общ-ой и личной деят-сти людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений култ., так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. - мораль и право.

4) Семиотическая или знаковая функция, представляя собой опр-ую знаковую систему култ., предполагает знание, владение ею. Без изучения соотв-щих знаковых систем невозможно овладеть достижениями култ.

5) Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее кач-ое состояние култ. Култ. как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.

6) Функция социализации личности. К.– средство формирования из индивида члена общества.

7)Нормативная ф-ия. К. – это регулятор разных сторон человеческой деятельности. Представления о "нормальном" и "ненормальном".

Категория культуры в системе научного знания. Принципы классификаций определений культуры.

Научное определение культуры:

научное определение точные науки гуманитарные
Биология -плодово –ягодные культуры История – связь ч-ка и времени, характеристика достижений человека конкретной эпохи
Георгафия – связь человека с континентом Социология культура – одна из частей соц. жизни, нормы поведения человека в обществе
Экология – характеризует жизнедеятельность ч-ка как одну из эколог. систем Религиоведение Психология Этнография, культурология лингвистика – заимствование языка разными культурами

Классификация Крюгера

  1. Описательный – перечисление элементов культуры.
  2. Исторический – трактовка в связи с развитием человечества.(пр. культура эт историч явление..)
  3. Нормативный – акцентируется значение норм в жизни чела.
  4. Ценностный – то, что имеет значение.(набор жизненно важных ценностей
  5. Психологический.
  6. На базе теории и обучения – построение на воспитательной концепции.
  7. Структурный. Культура – сложная, многоуровневая система.
  8. генетический (акцент на происхождение культуры ярко чел деят культ)
  9. Идеологическая. Основанная на системе идей. Символическое.Кульура – это знаки, символы.
  10. символич

(смотр. В семинаре Гребенкина)

Отличия западной и восточной культур

1. В отношении к миру:

а) Запад исходит из Бытия; главное внимание — поиску его
субстанции, основы. творчество — удел Бога и человека на­
целено на разумное переустройство мира;

б) восточная культура исходит из не-бытия (как до-бытия).
Главное внимание — структуре мира, роли его частей. Творче­
ство — исключительно удел Неба и богов. Мир совершенен

2. В отношении к природе:

а) Запад как бы противопоставляет человека и Природу

б) восточная культура ориентируется на нерасчлененность
человека и природы

3. В трактовке бытийного призвания человека и ориента­
ции человеческого труда:

а) гуманистический подход нацеливает на изменение (со­вершенствование) мира и человека в соответствии с человечес­кими представлениями и проектами.

4. В понимании устройства мироздания, человеческой при­
роды и человеческого бытия, механизмов исторического про­
цесса:

а) В соответствии с принципом антропоцентризма в центр мироздания поставлен сам человек, достаточно совершенный, чтобы игнорировать какую-либо иную, трансцендентную волю;

5. В отношении к государству, власти, закону:

а) закон выше власти

б) власть выше закона, она не нуждается в обосновании, как
и лидер. Человек служит государству и начальству, служит и
душой и телом. Положение человека прежде всего обусловлено
его социальным статусом в общественной иерархии.

6. Во временной ориентации человеческого поведения:

а) ориентация на будущее (свое личное, своих детей, вну­
ков, своего народа, человечества), имеющая иудео-христианс­
кие корни;

б) ориентация на вечность (что, разумеется, не исключает
будущее), на циклы, круговороты, в том числе — рождений и
смертей.

7. В ценностных ориентациях личности и общества:

б) духовно ориентированное бытие, высшая ценность и высший критерий которого — служение высшей трансцендентной сущности, высшей воле.

8. В оценке познавательных и преобразовательных возмож­
ностей человека:

а) антропоцентристский подход основывается на принципе
безграничной познаваемости мира

9. В сущности и механизмах познания:

а) процесс познания сводится к познающей активности
субъекта, исследующего (или иным путем постигающего) свой­
ства объекта. Разум — высшая ценность;

б) познание есть не только исследование свойств объектов, но
и их духовное постижение на уровне, недоступном рационально­
му исследованию.

10. В отношении человека к истине:

б) истина — есть само бытие, само сущее, то, что нам дано, ипоэтому она не зависит от ума и воли постигающего ее. Чело­век нуждается в истине, которой он мог бы служить, которой он мог бы подчинить свою жизнь.

11. В отношении к религиозной вере:

а) мировоззрение первого типа объективно находится в про­
тиворечии с глубокой религиозной личной верой.

б) носителям мировоззрения второго типа, как правило, при­
суще конкретное личное вероисповедание. В одних случаях вера
становится результатом сложившегося мировоззрения

5. Традиции и новации в культуре. Традиционное общество и цивилизация.
( смотр. В семинаре Гребенкина)

Теория модернизации и ее культурологические аспекты.
С. 252: Противоречия модернизации

Разделение культуры на западную и восточную имеет многовековую традицию. В культурологии это деление учитывает не только географическое и территориальное положение, но прежде всего характеристику методов и способов познания мира, ценностных ориен—таций, основных мировоззренческих установок, общественно—экономических и политических структур.

Долгое время культуры Запада и Востока представлялись полярными друг другу.

Многие исследователи отмечают разные типы мировоззрений, которые преобладают в данных регионах.

Восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира и уходе его во внутреннюю, духовную жизнь; западное, наоборот, нацеливает человека на познание внешнего мира и активное воздействие на него. Для Востока характерно пассивное подчинение человека природному началу, которое здесь активно сакрализируется.

Для Запада более предпочтительна преобразующая сила человека. Восточная культура ценит молчание, погружение в себя. Западная культура более словоохотлива, в ней более всего ценится умение убеждать.

Восточное искусство более возвышенно и изящно, менее реалистично и утилитарно. В нем больше недосказанности, таинственности, символизма.

На Востоке в противоположность западному индивидуализму сохраняется привязанность к идее общности, единства людей.

В этических установках Востока сохраняется верность консерватизму, аскетизму, тогда как западная этика больше нацелена на активность, либеральность, эвдемонизм и утилитаризм. Восточная культура более склонна к нормативной избыточности, в то время как западная – к нормативной недостаточности.

Основа восточной культуры – традиция. Здесь по—прежнему в почете строгие поведенческие регулятивы, церемониальность социальных контактов. Для Запада же характерно преодоление всякого рода ритуальности вследствие ускорения темпов жизни.

Динамика западной жизни резко контрастирует с инерционностью восточного общества.

Но в настоящее время в науке сложился другой взгляд, согласно которому взаимодействие между западной и восточной культурами не только возможно, но и необходимо и полезно для культурного прогресса человечества. Это взаимодействие не исключит принципиальных различий данных культур, но взаимообогатит их.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

На юг и восток

На юг и восток В 1533 г. скончался Василий III, оставив наследником трехлетнего сына — Ивана Васильевича. Как это было принято, ребенок находился при своей матери, но в 1538 г. Елена Глинская внезапно умерла. Подлинная причина ее смерти неизвестна, но среди современников

ГЛАВА IV. Восток на западе или Запад на востоке. Алхимическое символотворчество в контексте аверроизма[81]

ГЛАВА IV. Восток на западе или Запад на востоке. Алхимическое символотворчество в контексте аверроизма[81] «Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого

Восток или Запад?

Восток или Запад? Фундаментальный вопрос, касающийся коренных жителей острова Пасхи, от которого зависят многие другие проблемы: откуда они приплыли? Морские глубины окружают остров в радиусе 15 км, и он конечно же не является оставшейся частью погибшего континента.

Педагогизация любви в русской культуре XIX века и в ранней советской культуре

Педагогизация любви в русской культуре XIX века и в ранней советской культуре В русской литературе XIX века возникновение и развитие любовных сюжетов существенно связано с проблемой письменной медиализации, с медиумом письма. Письмо Татьяны к Онегину может служить

6.3. Проблема человека в культуре XX века

6.3. Проблема человека в культуре XX века Антропологические идеи XX века произрастали из общественных перемен на стыке столетий, связанных с мировыми войнами, образованием системы социализма, значительными научно-техническими открытиями; вступлением многих стран в

Древний Восток

Древний Восток Конфуций (примерно 551–479 гг. до н. э.) основатель конфуцианства . Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы поступали с нами, – выше этого нет ничего. . Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром. . Мудрый

Глава 16 Велимир Хлебников и проблема бунта в русской культуре

7.2. Пространственные ориентиры культуры: Запад–Восток, Север–Юг

1.3. Проблема влияния глобализационных процессов в культуре на развитие искусства.

1.3. Проблема влияния глобализационных процессов в культуре на развитие искусства. Глобальный цивилизационный кризис конца XX века, проявляющийся во всех областях человеческой деятельности, обусловлен несколькими причинами. Во-первых, мы вступили, по выражению Эрвин

Типология культур может производиться по различным основаниям. Один из наиболее распространенных способов: по географическому принципу. В частности через выделение двух регионов: Запада и Востока.

Основу данной типологии составляет специфика способов и методик познания окружающего мира, ценностных ориентаций, мировоззрения, общественного, политического и экономического устройства. Но все же особенность культур Запада и Востока во многом объясняется именно географическим положением.

На Востоке тепло, и, следовательно, там легче выживать. Иными словами в этой части света природные условия более комфортны для человека

Благодаря ландшафту планеты, который представлен огромным многообразием гор, островов, водных пространств, диалог культур в древние времена был крайне затруднен. Поэтому традиционные культуры Запада и Востока развивались обособленно и сохранили свою уникальность.

В течение длительного периода истории все достижения Востока воспринимались сквозь призму ценностных ориентаций Запада, из-за чего сформировался стереотип, что восточная цивилизация является варварской, отсталой и провинциальной. Однако в современном мире мы называем Японию, Южную Корею, Тайвань и Китай восточными вариантами техногенного общества.

Интересно, что отношения между государством и гражданином, а также уникальная система ценностных ориентаций, сохранились в том первозданном виде, который характерен традиционному восточному обществу. Именно это помогло восточным государствам освоить западные достижения, сохранив при этом собственную идентичность

Отличительные особенности культур Запада и Востока

Спецификой восточного общества является нехарактерное для Европы сосуществование традиционных начал и техногенного. Также Восток в своем историческом развитии двигался равномерно и устойчиво, в то время как Запад развивается хаотично – рывками, когда одна система ценностей разрушается и на смену ей приходит другая. На Востоке наоборот – культура устойчива, незыблема, а возникающие новые ценности органично внедряются в уже существующие.

Различия культур также видны в религиозном отношении. Запад в большинстве своем исповедует христианство, а на Востоке практически в равных пропорциях сосуществует несколько религий: буддизм, мусульманство, конфуцианство, синтоизм и христианство.

На Западе люди менее склонны соблюдать традиции, более стремятся к материальному благополучию, когда на Востоке жители свято чтут традиции и склонны к аскетизму. Познание мира на Западе также отличается от такового на Востоке: Запад практикует рациональность (холодная логика), а Восток – иррациональность (мысль образна, условность, символизация и ритуализация имеют огромное значение).

Западное искусство характеризуется множеством различных стилей и направлений. Прослеживается четкое разграничение художественных форм, видов и жанров, в то время как на Востоке они синтезированы и перетекают друг в друга.

Западный человек возвышает себя над природой: потребляя ее дары, он мнит себя ее хозяином. Восточный человек един с природой, преклоняется перед ее величием.

Для западного типа личности характерна активность, волевые качества, утилитаризм и индивидуализм, для восточного – самосовершенствование, спокойствие, созерцательность.

Запад и Восток для мировой культуры

Конечно, в современных условиях глобализации восточная культура не могла не перенять определенных черт западной культуры, однако она вобрала в себя только те формы жизни, которые не вступают в противоречие с социально-политическими, экономическими и культурными установками Востока.

И Запад, и Восток в своем духовном развитии придерживались своих уникальных путей. Нельзя ставить одну культуру выше или ниже другой. Ведь и восточная, и западная культуры являются частью единой мировой культуры и всячески ее дополняют.

Запад подарил мировой культуре научные достижения техники и способы организации экономической и политической жизни. Восток привнес немалое развитие в духовную жизнь мира. Сегодня особенно популярны в мировом сообществе восточная философия, медицина, религия и этика

Читайте также: