Восстание степана разина план урока

Обновлено: 04.07.2024

Цель : дать учащимся представление о положении крепостных крестьян о крестьянской войне.

Образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Продолжить формирование умения составлять полные ответы, работать с опорным конспектом (таблицей)

Воспитательные:

Показать мужество и стойкость Степана Разина, воспитывать уважение к мужеству Степана Разина

Внимание на доску

Словарь с.92(Словарный штурм)

Групповая работа (исследовательская работа)

Вступительный рассказ( с показом по карте)

Портрет Степана Разина

Составляют тему урока

Выборочно по учебнику

Слова для рассказа

Игра на закрепление

Сегодня на уроке я узнал…

Еынтсоперк еняьтсерк (крепостные крестьяне)

Что учили на прошлом уроке?

(крепостные крестьяне)

Чтобы вспомнить новые слова, разгадаем кроссворд

Человек, который служил при царском дворе или войска, за это он получал крестьянскую землю ( Помещик)

Крестьяне, прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину ( Крепостные)

Бесплатный принудительный труд крепостных крестьян на помещичьей земле ( Барщина)

Налог платили жители Киевской Руси князю со своей дружиной (Дань)

Прочитаем слова хором

Найдите два близких по значению слова (Почему?)

Покажите на карте территорию Российского государства в XVII в.

В России в это время были свободные и крепостные крестьяне. – Кто такие крепостные крестьяне?

Рассказ в форме стиха с опорой на схему

Для хозяев пашет землю

У хозяина их много 200,300,800

Он следит за ними строго

Как скоту ведет им счет

Землю пашет мужичина

На господской полосе

У такого нет излишка

Ни в одежде, ни в овсе!

От младенчества до гроба

Либо окрик, либо плеть!

Вот какой тогда была

Выразите свое настроение к жизни крепостных крестьян, используя цветовую гамму.

Почему темные цвета (Печаль, грусть, жалость)

Ваше настроение к помещикам

Составить сравнительную характеристику положения крепостных крестьян и помещиков (2-у доски)

1 ряд - хором-крепостные крестьяне

2 ряд - хором-помещики

Кем были крепостные крестьяне? (Угнетённые)

Кем были помещики ?( Угнетателями)

Кто защищал интересы крепостных? ( беззащитные, бесправные, простые люди)

Кто защищал интересы помещиков? (царь)

Могли смириться крепостные крестьяне с угнетением? ( нет)

Как могли они избавиться от угнетения, бесправия? ( путем борьбы)

После того как было окончательно узаконено крепостное право, участились случаи бегства крестьян. Крестьяне поджигали дома помещиков, убивали их. Убегали на Дон, где была свободная земля. Беглые крестьяне и казаки под предводительством Степана Разина. Подняли восстание, которое постепенно переросло в войну.

Предводитель, война, крестьяне, Степан Разин. Попробуйте, используя опорные слова , составить тему урока.

Тема урока : Крестьянская война под предводительством Степана Разина

-прочитайте план, изучение темы по данному плану и будет целью нашего урока.

Название события - крестьянская война (в тетрадь)

Проведем тест , с целью выявить признаки войны

Занимает большую территорию

Занимает небольшую территорию

Участие большого количества людей

Участие группы людей

Продолжительная по времени

Проверим по словарю

Что такое крестьянская война? (стр. 92)

Предводитель войны-донской казак Степан Разин(в тетрадь)

Используя картину и опорные слова, попробуйте составить небольшой рассказ (образ героя)

Он был за простой народ

Какой это век? 17 в.

Сколько веков прошло? 3 в, примерно 300 л

Есть ли свидетели событий? Почему?

3. Причины войны? (как вы думаете)

Проверим по учебнику

-освободить крестьян от крепостного гнета

Двое у карты расставляют флажки и направление продвижения крестьянского войска.

Читаем по учебнику с.90. где потерпели поражение

Города расположены по берегам Волги-Поволжье

Участники-крестьяне, татары, мордва, чуваши

Расскажите как погиб Степан Разин?

Как вы относитесь к Степану Разину (уважение, гордость, восхищение)

Почему? (боролся за свободу других людей)

Значение войны

Каким уроком послужила эта война для всех россиян? Выборочное чтение Стр.90-91

Какую тему изучали?

Расскажите, используя опорный план

Самоанализ урока истории

Тема : Борьба крестьян против помещиков. Народное восстание Степана Разина

Цели урока : закрепить знания учащихся о жизни и труде крепостных крестьян, познакомить с борьбой крестьян против помещиков, показать свободолюбие русского народа.

Урок комбинированный, повторение пройденного сочеталось с объяснение повторение материала. Учебный материал соответствует программным требованиям возрасту обучающихся.

Объем материала был очень большой, много времени ушло на закрепление изученного материала, поэтому на объяснение нового материала осталось недостаточно времени. Все задания, которые предлагались обучающимся, давались с опорой на наглядность, таблицы и схемы.

В начале урока применялась прогулка по ленте времени, эта работа обеспечивает прочное запоминание хронологических дат детьми.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Балашовское движение
(1632 -1634 гг.)

Соляной бунт 1648 г.

Медный бунт 1662г.

Тяжелые поборы и повинности.

Притеснения и взяточничество приказных людей; последствия огромного налога на соль.

Выпуск медных денег, приравненных к серебряным . Дороговизна,
голод.

Действия восставших в захваченных городах

Казаки,
крестьяне,
работные
люди.


Русские,
украинцы,
чуваши,

мордва,
марийцы,
татары.

Численность:
до 10 тыс.;
войско,
пехота,
струги.

Дон,
Поволжье,
северо-
восточная
Слободская
Украина,
северные
районы.

Расправа над царскими воеводами,
дворянами.
Организация управления
по образу и
подобию
донской вольницы:
казачий
круг,
выборы атамана.

Каждая группа освещает свой вопрос ( 2 минуты).
Учитель сам говорит о причинах поражения восставших и значении восстания:
- наивный монархизм, стихийность выступления, локальность, слабая организованность, отсутствие не только единого руководства, но даже единого направления удара, разлад и столкновения в самом лагере.

При наличии времени можно рассказать о расправе над восставшими и казни С. Разина
Подведение итогов.
Заслушиваются мнения учащихся по поставленному перед уроком вопросу.
Делается вывод.

Из записок Л. Фабрициуса.
« Когда дело дошло то такого буйства, царь послал в Астрахань на усмирение бунтовщиков 4000 стрельцов и иных воинских людей под начальством князя Семёновича Прозоровского, снабдив их превосходной артиллерией. Не оказав сопротивления, разбойники ретировались к морю и дальше, вверх по реке Яику., хитростью заняли крепость, повесили правителя города за ноги. Зверски расправились с офицерами. А простых воинов перебили на месте.
При этом Стенька набрал пороху. Свинца, много пушек, всевозможного оружия и съестных припасов.
5 группа.
По документам определить территорию восстания; отметьте города, которые

были захвачены восставшими, место пленения Разина. ( Работа с картой).

ТИП УРОКА: Урок изучения нового материала. В основе урока лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint.

ФОРМА УРОКА: Групповая работа

ЦЕЛЬ УРОКА: В результате совместной работы с классом добиться понимания учениками ПРИЧИН восстания С.Т. Разина, а также ПРИЧИН того, что именно С.Т. Разин стал его руководителем.

ЗАДАЧИ:
А) Обучающие

  • Знать важнейшие даты темы;
  • Знать основные факты (место, обстоятельства, участники, результаты событий) по теме урока;
  • Продолжать формирование познавательного интереса к предмету;
  • Развивать общеучебные умения и навыки школьников (работа с историческим источником и с картой, устная монологическая речь, высказывание суждений, умение приводить аргументы в защиту своей позиции, делать выводы, работать в группе);

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Компьютерная презентация; исторические документы, учебник, карта.

ЭТАПЫ УРОКА:

  • Организационно-мотивационный этап;
  • Операционно-деятельностный этап;
  • Контрольно-оценочный этап;
  • Рефлексия. Итоги урока.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:


- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

- ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ и ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

- РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ДОКУМЕНТОМ

- РАБОТА С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО УРОКУ:

Что должны знать учащиеся

Что должны уметь учащиеся

Развитие общеучебных навыков

Вопросы для итогового
самоконтроля

2) Основные даты:
1667 – 1671 гг. (восстание Разина);

3) Исторических деятелей:
Разин С.Т.

1) Формулировать выводы.

2) Устанавливать закономерности.

3) Высказывать и аргументировать свою точку зрения

4) Работать с историческим атласом и контурной картой.

5) Вычленять главное в историческом источнике.

1) Получение знаний из различных источников:
а) Объяснения учителя;
б) Слайдов презентации;
в) Текста исторического документа;
г) Карты.
2) Отвечать на вопросы, обосновывая ответ.
3) Делать выводы.
4) Решать тесты.

1) Кого грабил отряд Разина на Каспийском море?
2) Как называлась у казаков захваченная добыча?
3) Какие письма рассылал народу С.Т. Разин?
4) Под каким городом было разбито войско С.Т. Разина?
5) Когда закончилось восстание С.Т. Разина?

ЭТАПЫ УРОКА:

2) ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП


- Перед началом урока класс был разделён на пять групп. Каждая группа получает своё задание (учитывается состав групп). В комплект заданий входят: исторический источник (по экземпляру каждому члену группы) и лист с заданием для группы. На столе также лежит лист с контурной картой.Приложение 7
Учитель объясняет порядок работы на уроке. После вступительного слова группы получат по 10 мин. времени на изучение материалов и письменный ответ на задание в тетради (можно на листке бумаги) одним из членов группы. Группа должна определить выступающего, а также человека, ответственного за заполнение контурной карты.
Далее следует рассказ учителя о донских казаках, основных участниках восстания. слайд4


- Учащиеся параллельно с рассказом учителя работают с контурными картами: отмечают границы войска Донского, реки Дон и Волгу.


- ГРУППЫ РАБОТАЮТ С ЗАДАНИЯМИ. Для групп 2, 3, 4 и 5 подготовлены разные документы, а группы 1 и 6 работают с одинаковым текстом, но задания выполняют по нему свои. Группе 1 и 6 предлагаются вопросы довольно простые, группы 3 и 4 получает самое сложное задание. Учителю это нужно учитывать при распределении заданий. Считаю допустимым разделение класса на группы самим педагогом.


- Группа 1, искавшая в документе фамилии сподвижников Разина, сообщает результаты своей работы. Фамилии выводятся на экран.Приложение 1 слайд7 Анализ фамилий убедительно доказывает высокий процент уголовного элемента в казачьей среде. Вывод, возможно, субъективный, поэтому на данном моменте можно не заострять внимание школьников. В данном случае всё зависит от позиции педагога.


- Группа 2, работавшая с биографией атамана, даёт ответ на вопросы: бедным или богатым был Разин, и какие факты из его биографии могли подтолкнуть атамана на путь борьбы с царём. Уместно будет дать одному из членов группы заранее дать задание подготовить рассказ о биографии С.Т. Разина. Приложение 2 слайд8
Здесь мы подводим детей к мысли, что, Разин был отнюдь не бедным человеком, как это можно было бы предположить. Вновь акцентируем внимание на проблеме, обозначенной нами в начале урока. Анализ биографии позволяет предположить, что Разин был старообрядцем (поездка в Соловецкий монастырь, центр старообрядчества на Русском Севере). А это, с учётом казни старшего брата, вполне могло подвигнуть его на желание отомстить царю. Таким образом, получается, он был идейным борцом с самодержавием, а не случайной жертвой обстоятельств.

- Группа 3, работавшая с первым этапом восстания, отчитывается о проделанной работе. После этого на экране появляется содержание слайда. Приложение 3
Разумеется, группа озаглавит этап как-то по своему, что нужно только приветствовать. Наша же задача отработать новое слово - зипуны, в смысле - добыча. Обращаем внимание на то, что это даже не очень правильно называть этапом восстания, ибо восстания-то пока нет, а есть вылазка казаков на Каспий за добычей. слайд9

- Учащиеся продолжают работу с контурными картами: отмечают путь отряда С.Т. Разина в Каспийское море и обратно, Персию. слайд10



- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (небольшая разминка, зарядка для глаз)


- Группа 6, рассказывает классу о городах, захваченных разинцами. Учитель иллюстрирует рассказ показом на экране. Приложение 6 слайд15



- Учащиеся заполняют контурную карту, нанося на неё названия городов, район восстания, отмечают стрелками движение армии мятежников.

3) КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

4) РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГИ УРОКА.

После проверки теста разберем те вопросы, которые вызвали наибольшие затруднения. Подводя итоги работы, определим проблемы, над которыми надо работать в будущем.
На этом уроке учащиеся, прежде всего, продолжали развивать свои общеучебные умения и навыки. Это, а также поддержание положительного отношения к учебе и формирование уверенности в собственных силах, является главным результатом действий учителя. Данные задачи невозможно выполнить без поддержания в течение всего урока атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, гуманизма и доброты к детям.
Применение компьютерной техники на этом уроке было обусловлено желанием представить более наглядно, образно и красочно одно из важных и вместе с тем непростых событий истории России – восстание под руководство С.Т. Разина. Я считаю, что использование компьютерной презентации позволило сделать урок содержательнее, интереснее, нагляднее, эффективнее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: -Рассмотреть причины, движущие силы, ход, итог, историческое значение выступления С.Т. Разина.

Проверка домашнего задания

2. Что такое восстание?

3. Назовите причины народных волнений XVII века

Объясни даты Какие событие произошли в эти годы?

Какие событие произошли в эти годы?

Цель?

1.Личность С.Т. Разина;

2. Дата выступления;

3. Причины выступления;

4. Участники выступления;

5. Ход выступления (главные события);

6. Итог выступления.

1.Причины народных выступлений. Название восстания Дата Участники Ход событий Итоги

1.Причины народных выступлений.

4.Восстание под предводительством Степана Разина. Самым крупным народным восстанием XVII века стало восстание казаков и крестьян под предводительством С.Т. Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества.

4.Восстание под предводительством Степана Разина.

Самым крупным народным восстанием XVII века стало восстание казаков и крестьян под предводительством С.Т. Разина.

Движение зародилось в станицах донского казачества.

Причины восстания. Рост налогов эпидемии проблемы беглых Причины восстания Ухудшение положения крестьян неурожаи Рост повинностей

Причины восстания.

4.Восстание под предводительством Степана Разина. Этапы восстания 1 этап – 1667 – 1669 гг. 2-й этап- 1670- 1671 гг.

4.Восстание под предводительством Степана Разина.

4.Восстание под предводительством Степана Разина. Ю.Барятинский разгромил казаков. Разин был ранен и вскоре выдан старшиной. В июне 1671 г.Разин был четвертован.

4.Восстание под предводительством Степана Разина.

Ю.Барятинский разгромил казаков. Разин был ранен и вскоре выдан старшиной. В июне 1671 г.Разин был

4.Восстание под предводительством Степана Разина. стихийность, низкая организованность Причины поражения отсутствие четких целей разнородный состав Разрозненность действий

4.Восстание под предводительством Степана Разина.

  • стихийность,
  • низкая
  • организованность

Домашнее задание:

Читайте также: