Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Обновлено: 07.07.2024

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Первый слайд презентации: Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 2

В чем сущность и особенности воспитательного процесса в начальной школе?

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 3

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 4

Воспитание в широком смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей (отождествление с социализацией).

Слайд 5

Воспитание в узком смысле - специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 6

Слайд 7

Авторитарная педагогика - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе ( Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.Ф. Харламов).

Слайд 8

Гуманистическая педагогика - целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, сущностью которого является развитие индивидуальности воспитанника и создание условий для самореализации субъектов этого процесса (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Н.Е. Щуркова ).

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 9

Сущность воспитания – формирование у младших школьников системы отношений к себе и к окружающему миру.

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 10

Воспитание – формирование отношений… Знания Опыт поведения Чувства Направленность личности

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 11

Основные характеристики воспитательного процесса в начальной школе: Двусторонний процесс Целенаправленность Многофакторность Непрерывность

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 12

Основные характеристики воспитательного процесса в начальной школе: Вариативность Творческий характер Диалектичность Цикличность Целостность

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 13

Двусторонний процесс – процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников. Целенаправленность – цель, предложенная воспитателем, должна быть принята воспитанником, воспитатель должен четко представлять конкретные задачи воспитания на каждом этапе.

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 14

Непрерывность – систематическое взаимодействие педагога и ребенка на протяжении всего педагогического процесса. Многофакторность – на личность в процессе воспитания оказывают влияние множество объективных и субъективных факторов: семья, место жительства, сверстники, общество, деятельность.

Слайд 15

Вариативность результатов воспитания – возможность получения различных воспитательных эффектов, по истечении длительного периода времени.

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 16

Цикличность – последовательная смена циклов воспитательного процесса. Диагностика воспитанности детей Коррекция проекта воспитательного взаимодействия Анализ результатов Целеполагание Проектирование воспитательного взаимодействия Организация воспитательного взаимодействия

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 17

Диалектичность – процесс воспитания – саморазвивающийся; источник развития – внутренние противоречия: между требованиями к ребенку со стороны взрослых и уровнем его развития; между требованиями к ребенку со стороны взрослых и его потребностями; между потребностью ребенка стать взрослым и возможностями ее удовлетворения и другие.

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 18

Творческий характер – отсутствие стандартных алгоритмов решения воспитательных задач; необходимость применения методов, приемов, средств, технологий воспитания с учетом контекста воспитательной ситуации. Целостность – единство всех компонентов воспитательного процесса, их подчиненность цели воспитания.

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 19

2. Что представляет собой младший школьник как субъект воспитательного процесса?

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 20

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 21

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 22

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 23

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 24

3. Каковы закономерности и принципы воспитания младших школьников ?

Слайд 25

Закономерности воспитания - устойчивые, необходимые, повторяющиеся взаимосвязи в воспитательном процессе.

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 26

Закономерности воспитательного процесса 1. Закон целостности. 3. Единство цели, методов, форм, содержания в процессе воспитания. 2. Необходимость субъектной позиции ребенка.

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 27

Закономерности воспитательного процесса 4. Зависимость процесса воспитания от эмоциональной, мотивационной и вербальной сфер личности. 5. Общественная обусловленность цели и содержания воспитания.

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 28

1. Закон целостности (Л.С. Рубинштейн ) – ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, воспитывается и обучается. 2. Cамореализация ребенка возможна только в той деятельности, в которой он выступает как субъект.

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 29

3. Эффективность воспитательного процесса определяется единством целей, методов, форм, содержания. 4. Эффективность воспитательного процесса зависит от эмоциональной, мотивационной и вербальной сфер личности воспитанника. 5. Характер воспитательного процесса зависит от потребностей общества и воспитание способно оказывать влияние на общество.

Слайд 30

Принципы воспитания – это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 31

Общие принципы воспитательного процесса в начальной школе: Природосообразность Гуманизация Персонификация Культуросообразность Дифференциация

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 32

Природосообразность – учет в процессе воспитания возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей младших школьников; воспитание у детей ответственного отношения к собственному здоровью, к природе и обществу. Культуросообразность – учет в процессе воспитания младших школьников особенностей национальной и региональной культуры.

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

Слайд 33

Персонификация - подбор индивидуальной стратегии взаимодействия с каждым ребенком с учетом его личностных особенностей. Гуманизация – безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом; осознание и признание права личности быть непохожей на других; предоставление права на свободный выбор; оценка не личности, а его деятельности, поступков.

Читайте также: