Воспитание школа и педагогическая мысль в беларуси с 9 по 18 века

Обновлено: 04.07.2024

5. Зарождение элементов педагогической теории у античных философов (Платон, Аристотель, М.Ф. Квинтилиан).

6. Идея общественного дошкольного воспитания.

7. Влияние христианской религии на образование.

1. Определите общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.

2. Дайте характеристику первых учебных заведений Древней Греции и Древнего Рима.

5. Кому из древних мыслителей принадлежат эти слова и как вы их понимаете:

6. Определите положение учителя в античную эпоху и основные требования к нему.

1. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

1) Испытания, соревнования.

3) Палочка для письма.

4) Учитель в афинской школе.

5) Философское сочинение Аристотеля.

6) Воспитатель в государственных воспитательных учреждениях Спарты.

7) Автор методики разучивания стихотворений.

8) Школа пятиборья.

9) Место приятного времяпровождения.

По вертикали:

2. Сделайте сравнительный анализ изученных образовательных систем

античной эпохи и заполните таблицу 1.

3. Определите, в чем заключается своеобразие взглядов античных

философов в решении педагогических проблем и заполните таблицу 2.

Таблица 1 – Сравнительный анализ образовательных систем Древней Греции и Древнего Рима

Элементы образовательной

системы

Древняя Греция

Древний Рим

Таблица 2 – Своеобразие взглядов античных философов в решении

Педагогических проблем

Педагогические проблемы Платон Аристотель М. Квинтилиан
Концепция
Цель воспитания
Факторы развития личности
Умственное воспитание
Нравственное воспитание
Физическое воспитание
Дошкольное воспитание
Игра
Формы и методы обучения
Образование женщин
Требования к учителю

Творческий уровень

1. Составьте словарь античных понятий, которые вошли в педагогическую науку и по-прежнему актуальны.

3. Выделите основные проблемы, получившие свое осмысление в работах античных философов, и определите их вклад в зарождающуюся педагогическую теорию.

Основная литература

1. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли / А.Н. Джуринский. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 32–59.

2. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. – М. : АПН РСФСР, 1963. – 517 с.

3. История дошкольной педагогики / под ред. Л.Н. Литвина. – М. : Просвещение, 1989. – С. 6–15.

4. История зарубежной дошкольной педагогики : хрестоматия / сост. : Н.Б. Мчедлидзе [и др.]. – М. : Просвещение, 1986. – С. 14–30.

5. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли / Г.М. Коджаспирова. – М. : ВЛАДОС ПРЕСС, 2003. – С. 18–29.

Дополнительная литература

1. Йегер, В. Пайдея. Воспитание античного грека / В. Йегер ; пер. с нем. – М. : Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1997. – 336 с.

2. Лаэрцкий, Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Д. Лаэрцкий. – М. : Знание, 1989. – 265 с.

3. Марру, А.И. История воспитания в Античности (Греция) / А.И. Марру ; пер. с франц. – М. : Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1998. – 432 с.

Семинарское занятие № 2

Тема:« Возникновение школы и педагогическая мысль народов

Вопросы для обсуждения

1. Развитие идеи семейного воспитания.

2. Возникновение письменности и школы в Древнем Египте и Месопотамии, характеристика обучения в них.

3. Традиции ученичества в Древней Индии. Влияние буддизма на образование.

4. Обучение в Древнем Китае.

5. Педагогические идеи Конфуция.

1. Проанализируйте основные подходы на образование и воспитание у народов Древнего Востока.

3. По каким источникам можно судить о содержании и методах обучения в школах стран Древнего Востока?

5. Чем можно объяснить популярность буддистских школ?

6. Имело ли место образование девочек в условиях цивилизаций Древнего Востока? Каково было его содержание?

Конструктивный уровень

3. Заполните таблицу 3.

Таблица 3 – Представления об идеальном воспитании

Идеи Древняя Индия Древний Китай
Кем и в каких источниках были сформулированы представления об идеальном воспитании?
Цель идеального воспитания
Кто может стать идеалом?
Основные качества идеальной личности
Идея всестороннего развития личности

Основная литература

1. Джуринский, А. Н. История педагогики / А. Н. Джуринский. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 1999. – С. 17–39.

2. Джуринский, А. Н. История педагогики древнего и средневекового мира / А. Н. Джуринский. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 1999. – С. 21–47.

3. Клепиков, В. З. Конфуций – выдающийся педагог Древнего Китая / В. З. Клепиков // Педагогика. – 2001. – № 3. – С. 73–80.

4. Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и Средневекового Востока. – М. : Педагогика, 1988. – 403 с.

Дополнительная литература

1. Варга, Д. Древний восток: У начал истории письменности / Д. Варга [пер. с венг.]. – Будапешт : Корвина, 1985.– 751с.

2. Егоров, С. Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С. Ф. Егоров, С. В. Лыков, Л. М. Волобуева ; под ред. С. Ф. Егорова. – М. : Академия, 2001. – С. 8–11.

3. Конфуций : Учение. Жизнь. Мысли. Изречения. Афоризмы / авт.-сост. В. В. Юрчук. – Минск : Соврем. слово, 1998. – 379 с.

4. Оппенхейм, А. Л. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации / А. Л. Оппенхейм [пер. с англ.]. – М. : Мысль, 1990. – 317 с.

Семинарское занятие № 3 (2 часа)

Тема: «Развитие образования и педагогической мысли в странах

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика эпохи раннего средневековья.

2. Монополия церкви в области воспитания и образования. Христианский идеал.

3. Воспитание светских феодалов. Рыцарский идеал.

4. Возникновение светской тенденции в жизни средневекового общества ХІІІ в. Первые университеты.

5. Схоластика и развитие педагогической мысли (Фома Аквинский, Гуго Сен-Викторский, Винцент из Бове).

6. Педагогические идеи в культуре Западной Европы.

1. Какие традиции лежат в основе западноевропейского средневекового воспитания и образования?

2. Дайте сравнительную характеристику античного и христианского педагогических идеалов.

3. Проследите эволюцию схоластики в истории педагогической мысли Западной Европы.

1. Составьте схему средневековой системы образования.

2. Разгадайте кроссворд 2.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

По горизонтали:

1. Основная форма обучения детей в среде ремесленников.

2. После захвата какого государства интеллектуальное единство Западной Европы было разрушено?

3. Вид учения, предшественница психологии.

4. Одна из привилегий университета.

5. Образ жизни в церковной школе.

6. Выпускник городской школы.

7. Трактат Гуго Сен-Викторского.

8. От лат. – школьный ученый.

11. Определяющая черта схоластики.

По вертикали:

1. Высшее учебное заведение в ХІІІ в.

3. Заполните таблицу 4.

Таблица 4 – Сравнительная характеристика воспитательных идеалов

Раннего средневековья

Сословие (категория лиц)


1. Джуринский, А. Н. История педагогики / А. Н. Джуринский. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 1999. – С. 100–119.

2. Духавнева, А. В. История зарубежной педагогики и философия образования / А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2000. – С. 39–55.

3. История дошкольной педагогики / Под ред. Л. Н. Литвина. – М. : Просвещение, 1989. – С. 15–17.

4. Снапкоўская, С. В. Гісторыя адукацыі і педагагічнай думкі / С. В. Снапкоўская. – Мінск : БДПУ, 2006. – С. 69–74.

1. Антология педагогической мысли христианского средневековья : в 2 т. – М. : Педагогика, 1994.

2. Уваров, П. Ю. Университет в средневековом городе / П. Ю. Уваров // Культура и искусство западноевропейского средневековья. – М. : Знание, 1981.

3. Хрестоматия по истории педагогики : в 3 т. – Т. 1 : Античность. Средневековье / Под общ. ред. А. И. Пискунова. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – С. 182–256.

Семинарское занятие 4

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси

В IX – XVIII веках

Вопросы для обсуждения

1. Просвещение в древнебелорусских княжествах (Полоцком и Туровском): деятельность и просветительские идеи Е. Полоцкой, К. Туровского.

2. Образование на белорусских землях в составе Великого Княжества Литовского (вторая половина XIII в. – 1569 г.).

3. Педагогическая мысль в Беларуси в XV–XVI вв.: Н. Гусовский, Ф. Скорина, С. Будный, В. Тяпинский.

4. Система школьного образования в Беларуси в эпоху Речи Посполитой.

5. Педагогические воззрения белорусских просветителей XVII в. (С. Полоцкий, С. Соболь, К. Лыщинский, И. Копиевич).

6 Прогрессивные начинания Эдукационной комиссии в Беларуси (С. Конарский, Я. Снядецкий, Ф. Карпинский, И. Хрептович).

3). Дайте характеристику первых школ в древнебелорусских княжествах.

4). Кто явился основоположником женского образования в Беларуси?

5). Охарактеризуйте педагогические идеи Н. Гусовского, Ф. Скорины, С. Будного, В. Тяпинского, выделите в них общее и особенное.

6). Кого по праву называют основателем национально-патриотической традиции в белорусской культуре и почему?

8). Подготовьте микровыступления о педагогических воззрениях белорусских просветителей XVII в.: С. Полоцкого, С. Соболя, К. Лыщинского, И. Копиевича.

9). Охарактеризуйте влияние идей Реформации на развитие белорусской культуры и просвещения.

10). В чем прогрессивность идей и мероприятий Эдукационной комиссии? Почему они не увенчались успехом?

11). Тестовые задания:

1. Какое произведение не относится к педагогическим памятникам древнерусской литературы?

2. Как называли учителя в Древней Руси?

б) мастер грамоты;

3. Кто из белорусских просветителей впервые начал печатать книги на родном языке?

4. Кому принадлежит идея открытия государственных, светских школ для народа?

а) Е. Славинецкий;

5. Какие школы участвовали в борьбе против окатоличивания и ополячивания белорусского населения и решали задачу воспитания у детей национального самосознания?

7. Оказывал влияние на формирование мировоззрения будущего царя Петра Ι и составил Статут высшего учебного заведения в Москве?

а) братья Лихуды;

г) Е. Славинецкий.

Конструктивный уровень

1. Заполните таблицу 5.

Таблица 5 – Особенности организации школ в Беларуси ( ХIV ХVIII вв.)

Типы школ Время и цель создания Содержание обучения Учебные книги Особенности организации учебно-воспитательного процесса Известные школы и учителя
Православ-ные
Братские
Католичес-кие
Протестан-тские
Униатские

2. Докажите, что деятельность братских школ осуществлялась на принципе демократизма?

3. Охарактеризуйте первое высшее учебное заведение на территории Беларуси и его влияние на просвещение народа?

1. Составьте педагогический кроссворд по данной теме.

2. Кто из просветителей данного периода, по вашему мнению, внес наиболее весомый вклад в развитие школы и педагогической мысли Беларуси? Обоснуйте актуальность их идей и подготовьте вопросы к дискуссии.

Основная литература

1. Асвета і педагагічная думка ў Беларусі: са старажытных часоў да 1917 г. / пад рэд. М.А. Лазарука [і інш.]. – Мінск : Нар. асвета, 1995. – С. 40–64; 138–145.

2. Горностай, Т.Л. Педагогика. (История образования и педагогической мысли) : учебно-методический комплекс / Т.Л. Горностай ; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2014. – С. 39–50.

3. Кулінковіч, К.А. Гісторыя педагогікі / К.А. Кулінковіч, А.А. Грымаць. – Мінск : Выд. Ул.М. Скакун, 2001. – С. 58–63.

4. Митюров, Б.Н. Тема семейного воспитания в трудах Симеона Полоцкого / Б.Н. Митюров // Адукацыя і выхаванне. – 1994. – № 7. – С. 59–61.

5. Строчук, М.С. История образования и педагогической мысли) : электронный учебно-методический комплекс / М.С. Строчук, Е.П. Шевчук; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2013. – С. 46–50.

6. Хрестоматия по истории педагогики : в 3 т. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – Т. 1 : Античность. Средневековье / под общ. ред. А.И. Пискунова. – С. 480–491.

Дополнительная литература

1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР / сост. : Э.К. Дорошевич [и др.]. – М. : Педагогика, 1986. – С. 92–109.

2. Арлоў, І. Ефрасіння Полацкая / І. Арлоў. – Мінск : Маст. літ., 1992. – 210 с.

3. Мельнікаў, А.А. Кірыл, епіскап Тураўскі / А.А. Мельнікаў. – Мінск : Бел. навука, 1997. – 462 с.

4. Блинова, Т.Б. Иезуиты в Белоруссии / Т.Б. Блинова. – Минск : Беларусь, 1990. – 110 с.

5. Мещеряков, В.Н. Братские школы Белоруссии XVI–XVII вв. / В.Н. Мещеряков. – Минск : БГУ, 1977. – 56 с.

Семинарское занятие 5

Характеристика просвещения и воспитания в древне-белорусских землях.

Формирование белоруской народности, культура и просвещение в Княжестве Литовском.

Различные типы школ, их особенности, характер обучения в них.

Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации.

Характеристика просвещения и воспитания в древне-белорусских землях.

История педагогической мысли Беларуси это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Исторические корни народной педагогики Беларуси уходят в Древнюю Русь, в составе которой до 13 в. находились и белорусские племена. Культурный уровень населения жившего на белорусских территориях был достаточно высоким (об этом свидетельствуют археологические раскопки). Развитию культуры и просвещения способствовали контакты с Византией, Болгарией и др. европейскими государствами. Большое влияние на развитие культуры, образования, педагогической мысли оказало христианство, этнопедагогика. Известными центрами политической, культурной жизни, просвещения древних белорусов были Полоцк, Туров, Пинск, Минск, Слоним. Основные педагогические памятники: Туровское и Полоцкое Евангелие, берестяные грамоты, Полоцкая и Городенская школы зодчества. Большое значение в развитии письменности и просвещения на Беларуси в этот период оказали известные белорусские просветители Е.Полоцкая, К.Туровский.

2. Формирование белоруской народности, культура и просвещение в Княжестве Литовском.

После распада Киевской Руси княжества западной Руси вошли в состав Великого Княжества Литовского (вторая половина 13 в. – 1569 г.). Столицей этого княжества сначала был г. Новогрудок, а потом примерно в начале 15 в. –г. Вильно. Этот город на долгое время стал важным культурным центром для литовского, белорусского, польского народов. В этот период формируется белорусская народность, у населения усиливаются свойственные ему особенности языка, культуры. Эти территории стали называться Белая Русь, государственным языком становится старобелорусский язык, сформированный на основе древнерусского, а в культурно-религиозной среде и в обучении использовался старославянский (на нем писались церковные книги). В 1569 г. ВКЛ объединяется с польским королевством и образовывается государство Речь Посполитая (с административным обособлением). С момента объединения начинается процесс окатоличивания. В 1596 была принята религиозная уния (союз), которая ставила целью объединить католическую и православную веру в униацкую, униацтво по замыслу Ватикана должно было служить для белорусов, литовцев и украинцев переходной религией с православия в католицизм, что привело к религиозной борьбе между народами. Католицизм принимала только феодальная знать, проповеди на латинском языке были не знакомы народу. Развернулась борьба конфессий за воздействие на народ и как средство этого воздействия использовалась школа.

Различные типы школ, их особенности, характер обучения в них.

В этот период возникают новые типы школ, расширяется их содержание в обучении и воспитании. При поддержке польских властей католические монахи разворачивают активную деятельность по созданию соборных кафедральных школ. Школы были открыты в Полоцке, Витебске, Бресте, Гродно, Минске, Могилеве. В таких школах в содержание входили: латинское чтение, грамматика, польский язык, арифметика, музыка, молитвы. Родной язык запрещается, он остался только в немногочисленных православных школах и в некоторых униацких.

Униацкие школы – открывались при монастырях, развивались под воздействием известного католического ордена – Базыльянского, готовили своих проповедников, наставников. Обычные школы давали элементарное начальное обучение, а в повышенных обучали риторике, философии, богословию, праву (5-6 классов). Открывали свои школы и другие католические ордены: бернардынские, пиарские, доминиканские и многие др.

Иезуитские школы. Католическую систему воспитания и образования в РП представляли в основном иезуитские школы (коллегии). Иезуитский орден самый мощный и воинствующий в католической религии. Девиз – "цель оправдывает средства." Школы в основном предназначались для господствующих классов. Первой была открыта Виленская коллегия в 1570 г, а 1579 она стала академией. Позже открылись школы в Орше, Бресте, Гродно, Пинске, Минске и др. городах. (см. таблицу)

Братские школы. Политика окатоличивания вызвало сопротивление православного духовенства. Одной из форм религиозной борьбы стало появление и развитие среди славянских народов братских организаций или общин. Братства открывали свои школы (одна из первых в Вильно), где воспитывали молодежь в духе борьбы с католическим и униацким вероучениями. Школы способствовали формированию национального самосознания белорусов. Братские школы стали примером демократических школьных традиций. Как свидетельствуют уставы (дошедшие до нашего времени) эти учебные заведения были общеобразовательными и бессословными. Статус учащихся определялся не материальным положением, а учебой и дисциплиной. Братство брало на себя материальные затраты за учебу беднейших детей, а богатые платили. Такие школы как Виленская и Могилевская были бесплатными. Уставы таких школ так же свидетельствуют о гуманистической направленности воспитания детей и высокой нравственности учителей. Учащиеся должны были проявлять доброжелательность, покорность, послушание, чистоту мыслей, а учитель должен быть набожным, мудрым, ласковым, во всем быть примером добрых дел. В этих школах не было физического наказания, но дисциплина была строгой, использовали такие методы наказания как исключение из школы, выговор, поучение, убеждение, пример учителя. Содержание обучения было сложным: пять языков (греческий, латинский, старославянский, польский, белорусский), изучали астрономию, геометрию, арифметику, музыку, религиозную литературу, церковный устав. Языком преподавания был старославянский. В братских школах родилась новая классно-урочная система организации обучения. Элементы этой системы появились в Виленской братской школе, а затем перешли в другие. Многое из этих рациональных элементов было взято и положено в основу педагогической концепции Я.А. Коменского. Братские школы имели большое общесословное, национальное, культурно-общественное значение, сыграли огромную роль как в истории развития белорусского просвещения, так и в развитии всемирной педагогической мысли. Начиная со второй половины 17 века, в связи с расширением католической экспансии (контрреформации) в Белоруссии все больше укореняется иезуитская система образования. Иезуиты и униаты жестоко расправлялись со своими идейными противниками (уничтожали книги известных просветителей, казнили неугодных им, закрывали школы). В конце 17 в. были закрыты все братские школы, а также арианские, кальвиниские и другие (в Беларуси насчитывался 21 тип различных школ). В 1697 году белорусский язык перестал быть государственным в КЛ и употреблялся шляхтой только в общении с крестьянами. Государственным языком стал польский.

Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации.

В истории Беларуси конец 15-начало 16 в. известны как период заметного оживления соцально-политической и культурной жизни, расширением производства. Этот период белоруской истории совпал с общественным движением в европейских странах, известным под названием "Возрождение". Прогрессивные идеи Возрождения и Реформации проникли и в Беларусь. Наблюдается заметное развитие образования, распространения письменности, новых философских, педагогических, научных идей. Это время связано с именами таких выдающихся деятелей белоруской культуры, просвещения, науки как Франциск Скорина, Николай Гусовский, Симон Будный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий, Казимир Лыщинский, братья Зизании и др. Эти известные просветители требовали в воспитании всестороннего развития личности, высказывали идеи усовершенствования общества, развития национального языка и культуры, многое делали для содействия этому.

Франциск Скорина (до 1490 – ок.1551), белорусский первопечатник и просветитель. Родился в Полоцке в купеческой семье. Имел степень бакалавра философии (Краковский университет 1506 г.), а в 1512 сдает экзамен на доктора медицинских наук в Италии в Падуанском университете. Издательскую деятельность начал в Праге в 1517 году. В течении двух лет издал 23 книги под общим названием "Библия", "Библия русская". В начале 1520 основывает типографию в Вильно, издает "Малую подорожную книжицу", "Апостол", "Пражский псалтырь" и "Канонник". Деятельность Ф.Скорины была выдающимся вкладом в развитие белорусской культуры, общественной мысли белорусского народа. В силу определенных условий он издавал библейские книги, однако сам характер изданий, своеобразное комментирование текстов в предисловиях, послесловиях, на полях, их оформление, свидетельствуют о том, что Скорина рассматривал свои издания как учебные пособия. Он впервые издал библию на славянском языке, что явилось огромным вкладом в развитие грамотности не только белорусского народа, но и в других славянских странах. Скорина адаптировал традиционный церковнославянский язык в сторону сближения с тогдашним белорусским литературно-письменным языком, небольшой формат книг был удобен читателю, был упрощен кириллический алфавит (стал ближе к тогдашней белорусской деловой письменности), кроме религиозных текстов в ряде книг, в частности в "Малой подорожной книжице" содержатся научные и практические сведения. Книги Скорины использовались как образец в типографиях православных братств. Его книги прочно вошли в фонд восточнославянской учебной литературы. Его издательская деятельность предусматривала основным образом просветительские цели, а не религиозно-богословские.

Педагогические идеи Ф.Скорины.

книга как средство просвещения;

опора на родной язык;

значение трудового воспитания;

воспитание чувства собственного достоинства;

формирование "досконального человека" – духовно-нравственной личности;

ориентация на практические действия.

Скорина заложил основные принципы, методы воспитания молодежи его времени.

Николай Гусовский (1470?-1533?) белорусский поэт, гуманист, просветитель, представитель новолатинской школы, выдающийся деятель славянской культуры. Родился в семье охотника, образование получил в Вильно, Польше, Италии. В 1522 году написал свое лучшее произведение "Песня о внешности, дикости зубра и охоте на него" (Песнь о зубре), где изложил многогранную идейно-эстетическую, педагогико-просветительскую программу. Проповедовал патриотизм и уважение к славянским народам. Им были написаны поэма "Победа над турками" и др.

не преуменьшая роли умственного воспитания большое внимание, уделял трудовому воспитанию;

с целью морально-этического совершенствования общества, повышения его образованности пропагандировал систему латинского европейского образования;

в воспитании отводил большую роль общению с природой, искусству и науке;

важным считал патриотическое воспитание;

на первое место ставил метод упражнений;

первичным считал воспитание духовности (сила духа важнее, чем сила тела).

Симон Будный (ок. 1530- 1593) (1993г.был объявлен ЮНЕСКО годом Симона Будного). Деятель белорусской культуры, талантливый ученый, переводчик педагог, один из руководителей реформационного движения в Беларуси и Литве. Выходец из дворянской семьи, образование получил в Пражском и Краковском университетах. Был пастырем в Клецке, Несвиже и др. белорусских городах. Будный объединил вокруг себя противников феодально-католической реакции-гуманистов различных направлений. Будный был за радикальные преобразования в области школы, требовал права на образование для всех сословий, всего народа.

Он выступал за совершенствование системы образования форм и методов его. По рекомендации Будного назначались директора школ, высококвалифицированные педагоги.

Педагогические идеи С. Будного.

выступал против иезуитских методов воспитания и обучения;

основой воспитания считал труд;

считал Библию средством просвещения народа;

боролся за процветание нации, за развитие ее культуры, за выявление и процветание среди народа;

как ученый одним из первых обратился к истории языков, лексике, фонетике, морфологии и заметил родственность между отдельными группами языков.

В его сочинениях сильны идеи гуманизма, считал, что чувства и разум ребенка учитель должен развивать, а личное достоинство уважать. Учитель должен заботиться о духовном и физическом развитии ученика.

Учение Будного о воспитании легло в основу национальной педагогической мысли. Огромна его роль в развитии радикальных религиозно-философских идей в Восточной Европе и в развитии на Беларуси науки и просвещения. Многие его сочинения были сожжены иезуитами, а его осудили как еретика. В наше время известны 24 работы С. Будного (их было, несомненно, больше). Некоторые из них: "Катехизис" (первый школьный учебник на белорусском языке с толковым словарем, напечатанным в Несвиже, из греческого - голос учения.) "Оправдание грешного человека перед богом" на белорусском языке, "Об основных произведениях христианской веры", "О власти меча", переводил библии, написал комментарии к переводу "Нового Завета", писал на белорусском, польском, латинском (знал более 10 языков.).

Василий Николаевич Тяпинский (Омельянович), (ок. 1540 – ок. 1603). Просветитель, продолжатель гуманистических традиций Скорины и Будного, участник реформационно-гуманистического движения в Беларуси. Родился в шляхетской семье на Полотчине, в имении Тяпино, недалеко от Лепеля. В имении Тяпино организовал типографию, в которой около 1580 г. издал Евангелие от Матвея, Марка, Луки на церковнославянском и белорусском языке. До наших дней сохранилось рукописное "Предисловие" ("Предмова") к Евангелию, которое является гимном национального патриотизма. Работал преподавателем братских школ.

воспитание патриотизма (любовь к Родине, языку, обычаям, традициям);

просвещение через книгу;

первостепенное значение начальному обучению (начальное обучение для бедных слоев);

придавал большое значение военной подготовке и военному воспитанию.

Братья Зизании (Тустановские) годы рождения неизвестны. Лаврентий Зизазаний умер после 1633г. Гуманист просветитель, белорусского, украинского, русского народов, писатель, публицист, переводчик. Учитель братских школ во Львове, Бресте, Вильно. Работал домашним учителем в домах князей. С 1619 г. - переводчик и редактор в Киево-Печерской лавре. Написал "Катехизис великий", "Грамматика словянска", "Азбука", "Лексис", (своеобразная первая славянская энциклопедия.). Вместе с братом учительствовал и Стефан Зизаний. Написал "Катехизис", "Сказание Святого Кирилла". Эти произведения были направлены против католицизма, униатства и православных чиновников, угождавших польскому королю.

педагогические идеи братьев Зизаниев.

осмысленное усвоение знаний;

практическое применение знаний в жизни (не только свечу имей, но и старайся, чтобы она горела.)

первостепенная роль знаний в формировании личности;

важными считали практические упражнения в обучении и воспитании;

придавали большое значение родному языку, обрядам традициям в воспитании молодого поколения.

Казимир Лыщинский (1634-1689). Родился на брестской земле в дворянской семье. Учился в Бресте, продолжил обучение в Виленской иезуитской коллегии, а затем в академии. Затем в своем имении Лыщицы открыл школу, где учились дети крестьян и шляхты, девочки и мальчики вместе. Обучению и воспитанию был характерен гуманизм, демократизм. Его школа отличалась от других содержанием и характером обучения, т. к. обучали не по катехизису, а на основе реальных наук о законах развития природы и природных явлений, о жизни человека и его как личности. Большое внимание уделялось изучению языков. За свои атеистические взгляды, которые он изложил в трактате "О не существовании Бога ", за критику иезуитов Лыщинский был осужден и приговорен к смерти.

Симеон Полоцкий (1629-1680) Самуил Гаврилович Петровский- Ситниянович, имя получил тогда, когда принял монашевство, а фамилию такую приобрел в Москве. Родился в Полоцке, там же получил начальное образование, затем учился в Киевской братской коллегии, в Виленской иезуитской коллегии. Несколько лет работал в Полоцке в братской школе. Свою жизнь делит на два периода: русский и белорусский. В 1660г. с группой своих учеников ездил в Москву к русскому царю с просьбой не допустить поляков на Беларусь.Царь не пообещал помощь, но человек этот ему пригля нулся и когда Полоцк был занят польскими войсками, С. Полоцкий уезжает в Москву (1664г.), его хорошо принимает царь Алексей Михайлович. При содействии царя открывает при Спасском моностыре дипломатическую школу, с 1667 учит детей царя ( Алексея, Федора и Софью), наблюдает за воспитанием Петра. В Кремле была открыта типография, которой руководил С. Полоцкий. Издает ряд книг "Тестомент Василия царя Греческого", "Псалтырь"(переложенный в стихотворную форму)," Букварь" с "Предисловием к юношам учиться хотящим". Написал сборники стихов "Вертоград многоцветный", "Рифмологион"и др, которые посвещены воспитанию и обучению.

Педагогические идеи С. Полоцкого.

Педагогические идеи формировались под влиянием народной педагогики, практической работы братских школ, западноеропейской педагогики.

Основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя.

Целенаправленность в воспитании;

Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания полученного в детстве;

Большую роль отводил книгам, влияние искусства и литературы на воспитание;

Говорил о повышении профессионального уровня учителей и обучению педагогическим знаниям родителей;

Антология педагогической мысли Белорусской ССР. – М.: Педагогика, 1986.

Асвета и педагагiчная думка у Беларусi. Са старажытных часоу да 1917 года. – Мн.: Народная асвета, 1985.

Антология педагогической мысли народов СССР. – М., 1986.

Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi. – Мазыр, 2000.

Кулiнковiч К.А., Грымать А.А. Гiсторыя педагогiкi. – Мн., 2001.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

1. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с 9 по 17 вв.

1.
2.
3.
4.
5.
Особенности воспитания в древнебеларусских землях.
Просвещение в Полоцком, Туровском и др. Княжествах
на Беларуси. Монастыри как центры развития культуры и
образования.
Просветительская деятельность М. Гусовского и Ф.
Скорины.
Развитие педагогической мысли в трудах С. Будного, В.
Тяпинского, С. Полоцкого и др.
Развитие школ до XVIII века.

2. Древние земли Беларуси в 11-13 вв.

3. Николай Гусовский (1470?-1533?)

4. Педагогические идеи Н. Гусовского

Объединение культуры и веры европейских
народов перед угрозой турецкого и татарского
нашествия;
Прославление гармонично развитой, свободной,
смелой, деятельной личности;
Идея патриотизма и антивоенный пафос;
Утопичная концепция гармонии и
взаимодополнения человека, общества, природы,
межгосударственных отношений.

5. Франтишек Скорина (1490?-1551)

Создал I беларускую
типографию в Праге;
1517 г. – издал
первую книгу на
белорусском языке;
до 1519 г. им изданы
23 Библии.
Начало 20-х гг. –
первая типография на
Беларуси в Вильне.

6. Издания Ф. Скорины

7. Особенности изданий Ф. Скорины

Малый формат книги;
Красная строка;
Разделение слов в
предложении;
Памятки;
Пояснения
непонятных слов.

8. Основные педагогические идеи Ф. Скорины

9. Сымон Будный (1530? -1593)

Белорусский
просветитель,
философ, поэт,
публицист и
переводчик,
ученый и педагог,
активный деятель
реформаторского
движения на
Беларуси.

10. Сымон Будный

11. Василий Тяпинский (1540? – 1604)

12. Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.) (Самуил Гаврилович Петровский- Симиянович)

1640-е гг.(I половина) –
студент КиевоМогилянской академии;
1650-е гг.(I половина)Учеба в Виленской
иезуитской академии;
1656 г. – принятие
монашества в Полоцке;
1664 г. – переезд в
Москву, советник царя
по церковным вопросам;
1667 г. – воспитатель и
учитель царских детей.

13. Основные труды и педагогические идеи С. Полоцкого

14. Возрастная периодизация по С. Полоцкому

От рождения до 7 лет
– период
нравственного
воспитания;
От 7 до 14 лет –
период практического
обучения;
от 14 до 21 года –
период умственного
развития и
гражданского
воспитания.

15. Развитие школ на Беларуси до XVIII века.

Православные школы;
Католические школы;
Протестантские школы;
Православные братские школы;
Иезуитские (из католических) школы;
Униатские школы;
Пиарские школы.

16. Православные школы

17. Католические школы

Возникли позже православных в XIV вв.
Фундушевые школы – открывались за
счет пожертвований;
Соборные или кафедральные школы –
давали общеобразовательную подготовку;
Парафиальные начальные школы –
элементарное образование;
Епархиальные школы (с XVI в.).

18. Протестантские школы (с XVI в.)

1.
2.
3.
Лютеранские школы;
Кальвинистские школы;
Арианские школы.
Отличительные особенности:
Использование в обучении родного языка;
Насыщенный учебный план;
Образование достаточное для
поступления в университет.

19. Православные братские школы ( конец XVI – I пол. XVII вв.)

Первая братская школа - Виленская 1584 г.
1590 г. – Могилевская братская школа;
1591 г. Брестская братская школа;
1592 г. Минская братская школа.
Программа обучения Виленской школы:
чтение, письмо, счет, грамматика, риторика,
арифметика, церковный устав с пением,
священное писание, география, диалектика,
риторика, языки (белорусский, греческий,
латинский, польский).

20. Иезуитские школы

Иезуитские коллегии (низшее отделение,
высшее отделение, классы новициаты для
способных учеников);
Иезуитская академия с 1578 г.
(канонический и юридические
факультеты)

21. Униатские школы

Новициаты – заведения для подготовки
проповедников базилиан;
Монастырские базилианские школы
(подготовительная для юношей и
повышенные школы).

Презентация на тему: " Школа, педагогическая мысль России и Белоруссии в XVII – XVIII вв." — Транскрипт:

1 Школа, педагогическая мысль России и Белоруссии в XVII – XVIII вв.

2 ПЛАН: ПЛАН: 1. Начало развития светской государственной системы образования, демократизация образования в России XVII – XVIII вв. (реформы Петра I). 1. Начало развития светской государственной системы образования, демократизация образования в России XVII – XVIII вв. (реформы Петра I). 2. Первые государственные воспитательно-образовательные заведения для дворян. Закрытые сословно- дворянские учебные заведения в России (XVII – XVIII вв.). 2. Первые государственные воспитательно-образовательные заведения для дворян. Закрытые сословно- дворянские учебные заведения в России (XVII – XVIII вв.). 3. Деятели просвещения в России XVIII века (М.В. Ломоносов, В.Т. Татищев, И.И. Бецкой, Ф.Л. Янкович, Н.И. Новиков, А.И. Радищев). 3. Деятели просвещения в России XVIII века (М.В. Ломоносов, В.Т. Татищев, И.И. Бецкой, Ф.Л. Янкович, Н.И. Новиков, А.И. Радищев). 4. Просвещение и педагогическая мысль в Беларуси в XVIIII в. 4. Просвещение и педагогическая мысль в Беларуси в XVIIII в.

5 6.1. Начало развития государственной системы образования, демократизация образования в России XVII – XVIII вв. (реформы Петра I)

6 К XVIII веку Россия стала обширным многонациональным государством. К XVIII веку Россия стала обширным многонациональным государством. Для развития страны, укрепления ее обороноспособности дворянское правительство Петра I осуществило различные реформы в области науки, техники, культуры, образования. Для развития страны, укрепления ее обороноспособности дворянское правительство Петра I осуществило различные реформы в области науки, техники, культуры, образования. При Петре впервые в России появилась светская школа, была ликвидирована монополия духовенства на образование, появился первый русский общедоступный театр, возник первый музей (кунсткамера) с публичной библиотекой. При Петре впервые в России появилась светская школа, была ликвидирована монополия духовенства на образование, появился первый русский общедоступный театр, возник первый музей (кунсткамера) с публичной библиотекой.

8 Крупнейшим событием в культурной жизни России стало открытие светских государственных школ. Первой из них была школа математических и навигационных наук, которая открылась в Москве в 1701 г. Крупнейшим событием в культурной жизни России стало открытие светских государственных школ. Первой из них была школа математических и навигационных наук, которая открылась в Москве в 1701 г. Это было первое реальное училище в Европе. Это было первое реальное училище в Европе. Основным контингентом обучающихся (их было большинство) были дети тех, кто принадлежал к "низшим" сословиям (ремесленники, солдаты, священники, торговцы и др.)

10 Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии, имевшие широкую общеобразовательную программу. Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии, имевшие широкую общеобразовательную программу. В 1725 году, уже после смерти Петра, в Петербурге была открыта Академия наук. При Академии существовали университет и гимназия, в которых ученые-иностранцы готовили русских ученых и специалистов. В 1725 году, уже после смерти Петра, в Петербурге была открыта Академия наук. При Академии существовали университет и гимназия, в которых ученые-иностранцы готовили русских ученых и специалистов.

11 6.2. Первые государственные воспитательно- образовательные заведения для дворян. Закрытые сословно- дворянские учебные заведения в России (XVII – XVIII вв.).

12 Для сыновей дворян были созданы особые военные школы – кадетские корпусы. Для сыновей дворян были созданы особые военные школы – кадетские корпусы. Для девочек дворянского происхождения был открыт институт благородных девиц. Для девочек дворянского происхождения был открыт институт благородных девиц. В Петербурге и Москве открывались иностранные пансионы – частные воспитательно- образовательные заведения. В Петербурге и Москве открывались иностранные пансионы – частные воспитательно- образовательные заведения.

13 Широкое распространение в этот период получило домашнее образование и воспитание для дворянских детей. Широкое распространение в этот период получило домашнее образование и воспитание для дворянских детей.

14 Сложившаяся в России в середине XVIII века сословная система образования отличалась следующими характерными чертами: Сложившаяся в России в середине XVIII века сословная система образования отличалась следующими характерными чертами: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия; каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия; программы школ для разных сословий были различными; программы школ для разных сословий были различными; дворянские школы процветали, школы для других сословий влачили жалкое существование. дворянские школы процветали, школы для других сословий влачили жалкое существование.

15 6.3. Деятели просвещения в России XVIII века (М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, И.И. Бецкой, Ф. Л. Янкович, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев).

16 Развитию просвещения и образованности в Росси XVIII столетия способствовала целая плеяда высокообразованных, преданных своей Родине ученых и педагогов. Они внесли неоценимый вклад в развитие русской школы и мировой педагогической мысли. Развитию просвещения и образованности в Росси XVIII столетия способствовала целая плеяда высокообразованных, преданных своей Родине ученых и педагогов. Они внесли неоценимый вклад в развитие русской школы и мировой педагогической мысли.

17 разносторонний ученый, человек энциклопедических знаний. М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.)

19 Проявляя заботу о распространении просвещения в России, М.В. Ломоносов настаивал на создании в столице университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его хлопоты увенчались успехом, и в 1775 году по собственному проекту академика был организован Московский университет, носящий и ныне имя М.В. Ломоносова.

20 М.В. Ломоносов был сторонником классно- урочной системы обучения. Значительное место в процессе обучения отводил практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Разрабатывал дидактические принципы: наглядности, доступности обучения, развития активности и самостоятельности ученика в учении. Написал ряд учебников первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др.

21 Особое внимание уделял воспитанию моральных качества человека: патриотизму, милосердию, трудолюбию. М.В. Ломоносов развивал идеи о пользе поощрений и наказаний. Основным методом и одновременно условием воспитания педагог и ученый называл порядок и дисциплину.

23 В.Н. Татищев одним из первых в России поднял проблему личности учителя, определив морально- нравственные требования к тем, кто занимается делом просвещения, считал, что учитель должен не только хорошо знать тот предмет, который преподает, но и обязан быть морально-нравственным эталоном для своих учеников.

26 Федор Иванович Янкович де Мариево ( ) – сербскохорватский мыслитель и педагог, последователь Я.А. Коменского. Разработал план школьной реформы, проведенной в России по уставу 1786 г. В соответствии с этим уставом были созданы малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, учебные заведения находились вне контроля церкви.

27 Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию, рисованию. Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища в курс обучения входили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура.

28 Им созданы: "План к установлению народных училищ", который был положен в основу "Устава народным училищам в Российской империи" "Правила для учащихся в народных училищах" (1782) "Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи" (1783) "Букварь" (1782) "Прописи и для них руководство по чистописанию" (1782) "Руководство к арифметике" (1784).

30 Александр Николаевич Радищев ( ) – русский писатель, философ, историк, юрист, экономист, химик, врач, педагог, сторонник материализма, основатель революционного направления русской общественной мысли.

31 Писатель настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании "сынов Отечества", требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" раскрыл свою материалистическую концепцию возрастного развития растущего человека и его движущих сил. Рассуждая о подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, Радищев отмечал, что крепость духа так же необходима в жизни, как и здоровый организм.

32 Изучение специфики школьного дела, педагогических идей просветителей в России XVIII века дает основания для следующих выводов: Общеобразовательная политика в России этого периода содействовала установлению принципа государственности школ, светскости образования. Важным для построения сети школьного обучения явился принцип связи общего образования с реальным. Положительным и прогрессивным моментом в системе образования в России XVIII века можно считать профессиональное обучение на основе общего образования. В середине XVIII в. в России возникла педагогическая общественность.

33 6.4. Просвещение и педагогическая мысль в Беларуси XVIII в.

34 Философская общественная и педагогическая мысль в Беларуси развивалась на фоне взаимодействия славянских культур – русской, украинской, белорусской, польской. Многие просветители этого периода связали свою жизнь с идеей объединения с русским народом: Илья Копиевич (1651 – 1711) Гергий Конисский ( ) Казимир Нарбут ( ).

35 Илье Копиевичу принадлежит заслуга в издании первых на русском языке книг о сотворении света, о навигации, учебников по арифметике, книг по истории, риторике. Георгий Конисский, являясь ректором Киево- Могилянской академии, создавал условия для осуществления прогрессивных петровских реформ в Беларуси. Казимир Нарбут, известный представитель педагогической и естественно-научной мысли в Беларуси XVIII в., был сторонником широкого образования под эгидой государства, выступал с осуждением физических наказаний детей в школах, особое значение придавал гуманному отношению учителей к воспитанникам из бедных семей.

36 В конце XVIII века в результате трех разделов Польши вся Беларусь (с населением свыше трех миллионов человек) была присоединена к России. В 1786 году в Беларуси как части России была создана Эдукационная комиссия, которая провела школьную реформу: Школа приобрела светскую направленность (духовенство было отстранено от управления делом образования, из школ устранялось схоластическое содержание образования, изгонялось бездумное заучивание схоластического учебного материала, осуждалась зубрежка). Установлены учебные округа, трехступенчатая система образования (однако принцип сословного образования остался).

37 С конца 70-х годов в Беларуси стали открываться первые русские школы. Была создана сеть народных училищ – два главных училища и шесть малых народных училищ. Это были светские учебные заведения, в которых преподавались русский язык, арифметика, геометрия, механика, физика, география, естествознание, всеобщая и русская история, архитектура, иностранные языки, рисование. Значительное место в системе школьного образования в Беларуси в последней четверти XVIII века продолжали занимать монастырские униатские и католические учебные заведения, где основным языком обучения был польский.

38 Во второй половине XVIII в. в культуре и идеологии Беларуси начинается Эпоха Просвещения, характерными тенденциями которой были: Усиление рационалистических и материалистических взглядов на окружающую действительность, в частности, начало расцвета естественных наук. Критика церкви, ее засилия в общественной жизни; начало борьбы с феодально- крепостническими порядками.

40 В последней трети XVIII века в Беларуси возрастает влияние русского просвещения. Особенно это было характерно для восточных районов Беларуси, объединенных с Россией. Преподаватели народных училищ свято верили в силу просвещения, распространяли в Беларуси прогрессивные взгляды на общественное устройство, на образование, пропагандировали передовую русскую культуру и призывали к бессословному обучению.

Читайте также: