Воспитание и школы в древней греции педагогические идеи в наследии философов древней греции

Обновлено: 07.07.2024

Надо сказать, что многие другие педагогические понятия и термины также берут свое начало в Древней Греции, например, школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion [gymnasium] — общественная школа физического развития, а позднее только средняя школа и т.д.).

Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, поэзии, риторике и педагогике. Его школа в основном занималась вопросами общей культуры человека. Аристотель внес большой вклад в педагогическую науку: он ввел периодизацию возраста, рассматривал образование как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны иметь одинаковое образование. Он рассматривал семейное и общественное воспитание как части единого целого. Он сформулировал принцип воспитания — принцип естественной жизни, естественной повседневности. Сегодня, в двадцатом веке, мы выступаем за экологизацию всего образовательного процесса, мы хотим, чтобы чувство природы прививалось каждому человеку со школьной скамьи. Но это уже было у Аристотеля.

Но был и другой подход к образованию, который был реализован в Спарте.

Спартанское воспитание означало, что все дети с 7 лет воспитывались вне родительской семьи в суровых условиях выживания, физических испытаний, учебных боев и сражений, телесных наказаний и требований беспрекословного послушания. Только самое необходимое преподавалось в чтении и письме, остальное было подчинено одной цели — беспрекословному послушанию, настойчивости и науке побеждать.

Педагогика в Древней Греции - Образование в Древней Греции

Образование в Древней Греции

В Древней Греции существовали две основные системы образования: спартанская и афинская.

Спартанская система образования носила преимущественно военно-спортивный характер. Причиной тому была необходимость подавления частых восстаний бесправного большинства населения (илотов, периэков, рабов, занятых в сельском хозяйстве) против спартанских рабовладельцев, а также военных конфликтов.

Особое место занимали военная подготовка и физическое воспитание. Основной целью спартанской системы воспитания было производство храбрых, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать рабов в повиновении.

Право на жизнь при рождении получают только здоровые дети. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.

С семилетнего возраста мальчиков, которые до этого жили дома, помещали в государственные учреждения — агеллы, где они получали образование до 18 лет под наблюдением назначенного государством лица — педонома.

Мальчиков учили выносливости через закалку тела, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами и дисциплине. Например, спартанцы носили легкую, одинаковую одежду зимой и летом и питались простой пищей.

Спарта была основателем системы физических упражнений, которая позже распространилась на другие древнегреческие государства, так называемого пятиборья: бег, скачки, борьба, метание диска и копья.

Специальные военные упражнения, строевая подготовка, военная музыка и чтение стихов о воинской храбрости начались с возрастом. Граждане, занимающие государственные должности, проводили с учащимися беседы на политические, социальные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировался лаконичный и емкий язык. Старшая молодежь принимала участие в своеобразных практических занятиях — склепах, ночных сборищах рабов.

По достижении 18 лет юноши поступали на службу в Эфебию, где проходили военную подготовку, участвовали в маневрах и охраняли порядок в городах.

Спартанская система образования включала определенные элементы и для девочек: Помимо традиционных навыков (ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, музыка), существовала специальная система военных физических упражнений.

Чтобы в будущем произвести на свет здоровое и сильное потомство, девушки должны были заботиться об укреплении своего тела и правильно заниматься спортом.

И девочки, и мальчики активно занимались пятиборьем: бегом, прыжками, борьбой, метанием диска и копья. Действовавшие в Спарте законы исключали изнеженный образ жизни для девушек.

Роль семьи в спартанской системе образования была незначительной. Роль семьи в спартанской системе образования была незначительной.

Спартанская система образования, которая стала первым в истории человеческой цивилизации опытом государственного устройства личности, была также неэффективна в военном и политическом отношении.

Жестокость и прагматизм спартанской системы воспитания, ее специализация, направленная на развитие физической природы и подавлявшая личность в человеке, отсутствие широкого гуманистического образования и культуры, досуга обусловили упадок Спарты.

Однако следует отметить, что некоторые принципы спартанской системы воспитания были использованы в области военно-физической подготовки во Франции и России в XVIII-XIX веках, когда были созданы кадетские корпуса и другие военно-учебные заведения закрытого типа.

Афинская система

Афинская педагогика представляла в качестве идеала сочетание духовного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Содержание образования в системе частных и платных школ было подчинено формированию гармонично развитой личности. Они обучали мальчиков с 7 лет.

В гимназии мальчики получали общие основы чтения и письма, а чуть позже в это же время они учились музыке, пению, декламации в школе кифаристов. После достижения возраста 12-16 лет молодые занимались гимнастикой в школе — палестре под руководством педотриба (специалиста по определенным видам гимнастики).

Основными занятиями в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Внимание также уделялось гражданскому воспитанию молодежи и лекциям по политическим и моральным вопросам.

Но более основательное в этом отношении образование юноши в возрасте 16-18 лет из богатых и знатных семей получали в государственной школе — гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокий уровень образования обеспечивала эфебия.

Юноши продолжали обучение политическим наукам, изучали законы афинского государства (юриспруденцию) и одновременно проходили профессиональную военную подготовку. Завершение Эфебии означало, что выпускники становились полноправными гражданами Афин.

Девочек традиционно воспитывали и обучали на женской половине дома. Уделом женщины была работа по дому.

Афинская система образования была недоступна для детей материально несостоятельных родителей из-за высокой платы за обучение, а дети рабов вообще были исключены из нее.

Аристократический характер афинского воспитания проявился и в полном презрении к физическому труду, который с раннего детства стал пожизненным уделом рабов.

Аристократического мальчика учили защищать и охранять систему рабовладельческого государства, уважать свое достоинство, обладать мужеством и храбростью, необходимыми для свободнорожденного человека. Теория педагогики Древней Греции

Педагогическое мышление в Древней Греции

Древнегреческая система образования получила свое теоретическое обоснование в трудах великих философов — Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) дал подробную теорию познания, различая чувственное и рациональное познание и считая чувственный опыт началом познания. Демокрит одним из первых сформулировал идею о необходимости адаптации образования к природе ребенка, которого он определил как микрокосм.

Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.) посвятил свою жизнь философской работе и педагогической деятельности. В своей педагогической практике он усовершенствовал такой способ поиска истины, как диалог со своими учениками.

Сократ впервые начал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, вырабатывать понятия. На ранних этапах преподавания система вопросов Сократа побуждала учеников самостоятельно искать истину. С помощью умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию истинности этих определений.

Собеседнику-ученику казалось, что он сам пришел к этим новым мыслям, а не учитель привел его к ним. Для Сократа живое общение, устное слово, общий поиск были лучшими способами воспитания человека.

Педагогическими принципами Сократа были: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения как наиболее эффективного средства.

Главная задача педагогики, считал Платон, состоит в том, чтобы научить потомство принципам добродетели и тем самым укрепить рациональную часть души.

Педагогические взгляды философа связаны с его учением о душе, о трех ее видах: растительной, животной, разумной.

Эти три вида души соответствуют трем сторонам воспитания: физической, нравственной, умственной, которые неразделимы. Целью воспитания является развитие высших сторон души: рациональной и животной (волевой).

Аристотель одним из первых сформулировал идею естественного отбора воспитания и попытался периодизировать обучение детей до 7 лет, с 7 лет до половой зрелости и с 14 до 21 года.

Главной целью воспитания по Аристотелю является нравственное развитие личности, формирование таких качеств, как умение повелевать рабами, чувство достоинства и чести, мужество, храбрость. Основным способом формирования нравственных черт личности является воспитание привычки к той или иной деятельности.

Образование и школа в древней Греции

В III-II тысячелетии до н.э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря сложилась независимая культура с собственной письменностью. Она развивалась от картинного письма к клинописи и слоговой азбуке. Им пользовались священники, члены королевской семьи, дворяне и состоятельные горожане. Центры подготовки писцов располагались при дворцах и храмах. Микенско-критская культура создала определенную традицию письма, которую переняли более поздние цивилизации. Например, с этой традицией связаны правила написания строк слева направо и сверху вниз, акцент на красных линиях и заглавных буквах.

Люди научились писать на восковых досках размером с ладонь. Доски связывали бечевкой, чтобы получилась книга. В школе обучение письму проходило с помощью карандашей Stylo, которые были заточены с одного конца: Острый конец царапал буквы, а тупой конец стирал написанное.

Для счетных упражнений использовалась доска из абака, разделенная на ячейки для единиц, десятков, сотен и так далее. Камешки, от одного до девяти, были разложены на квадратах. Абак использовался для обучения четырем арифметическим действиям.

Пение преподавалось только в унисон, с голоса, так как нот не было. Пение сопровождалось игрой на семиструнной цифаре.

Мужское воспитание в Древней Греции было более тщательным и имело конкретную цель: воспитать юношу нравственно, научить его самовоспитанию и развить его физические способности. После достижения семилетнего возраста дети свободных граждан имели возможность обучаться в частных и государственных школах. Существовало несколько типов таких учреждений.

Начальное образование предоставлялось в частных платных школах: Музыкальные школы и гимназии. Ученики в возрасте от 7 до 16 лет учились в музыкальных школах, а ученики в возрасте от 12 до 16 лет — в гимназиях или палестрах. Как правило, ученики посещали оба типа школ одновременно.

Для тех, кто закончил свое пребывание в музыкальных и средних школах, следующей ступенью образования могли стать государственные учреждения — гимназии. В пятом и четвертом веках до нашей эры в Афинах было три таких гимназии: Академия, Ликей и Киносаргус.

В спортивных залах юноши в возрасте 16 — 18 лет совершенствовались в тренировках. Основное внимание уделялось упражнениям, укрепляющим и развивающим тело. В то же время оттачивались умственные навыки. В спортзале вы всегда могли послушать популярного политика или философа. Например, известно, что у Сократа, великого мыслителя древности, было одно из любимых мест для встреч с аудиторией.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Древневосточные цивилизации дали человечеству первые образцы школ. Дальнейшее развитие школы осуществлялось уже на следующей ступени исторического развития — в эпо¬ху античности. Достижения в области содержания, методов и организации образования подрастающего поколения в Древ¬ней Греции, эллинистических государствах и осмысление их античными риторами и философами явились важным этапом в последующей эволюции школы и педагогической мысли.

Содержание

Введение 3
Воспитание в Древней Греции 6
Философы Древней Греции о воспитании 12
Заключение 18
Библиографический список: 19

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

Воспитание в Древней Греции 6

Философы Древней Греции о воспитании 12

Библиографический список: 19

Введение

Отсюда вытекают определенные следствия общего порядка. Прежде всего, воспитание — это не дело отдельного индивидуума, но, сообразно своей сущности, задача общества. Характер общества накладывает на его членов свой отпечаток, и для человека это всегда источник его образа действий, причем в той мере, какая недоступна животным. Нигде определяющее влияние общества на его членов не осуществляется полнее, чем в стремлении сознательно формировать путем воспитания дух новых, постоянно совершенствующихся индивидуумов. Каждое общество основывается на фундаменте значимых для него писаных или неписаных законов и норм, которые объединяют его и его членов. Потому воспитание — непосредственное проявление живого осознания нормы в человеческом обществе, касается ли это семьи, профессии, сословия или же более широких объединений, таких как племя или государство.

Воспитание участвует в процессе роста и жизни общества со всеми его изменениями как во внешней судьбе, так и во внутреннем построении и духовном развитии. Также развивается и общее осознание ценностей, значимых для человеческой жизни, и, таким образом, история воспитания по существу обусловлена переменами в мировоззрении общества. Стабильность значимых норм означает и устойчивость принципов воспитания в обществе, разрушение и замещение норм порождает неуверенность и колебания в воспитании вплоть до его полной невозможности. Это состояние возникает, как только традиция подвергается насильственному разрушению или распадается изнутри. С другой стороны, стабильность вовсе не является верным признаком здоровья: она царит и в состоянии старческой закоснелости — в эпоху заката культур, например в дореволюционном конфуцианском Китае, в поздней античности, в позднюю эпоху еврейства, в определенные периоды истории церкви, искусства и научных школ. Ужасающее впечатление производит практически вневременное оцепенение в насчитывающей тысячелетия истории Древнего Египта. Однако и для римлян устойчивость существующих политических и общественных отношений была наивысшей ценностью, в отличие от которой всем иным идеалам и стремлениям к переменам приходилось довольствоваться лишь частичной правомочностью.

Древневосточные цивилизации дали человечеству первые образцы школ. Дальнейшее развитие школы осуществлялось уже на следующей ступени исторического развития — в эпоху античности. Достижения в области содержания, методов и организации образования подрастающего поколения в Древней Греции, эллинистических государствах и осмысление их античными риторами и философами явились важным этапом в последующей эволюции школы и педагогической мысли.

Территория и временные границы античного мира огромны: от 3-го тысячелетия до н. э., когда в бассейне Эгейского моря, на островах и материке, лишь зарождалась древнегреческая культура, и вплоть до V в. н. э., когда греко-римский мир рухнул, смешался с варварским миром, христианством, и породил эпоху Средневековья. Территориально античный мир на разных ступенях своего развития охватывал земли трех материков от Атлантического океана до Египта, Средней Азии и Индии.

На островах Эгейского моря, прежде всего на Крите и на материковом побережье Греции, в 3—2-м тысячелетиях до н. э. сложился особый тип культуры, во многом схожий с древними восточными цивилизациями, многими нитями, и экономическими, и культурными, связанный с Египтом, Малой Азией, Финикией, Междуречье. В условиях этой самобытной культуры уже в 3-м тысячелетии до н. э. на Крите зародился специфический вид письменности, восходящий к пиктографическим знакам древнебалканского письма и к протошумерской клинописи. Письменность зародилась здесь вместе с появлением и развитием храмов, жреческих и дворцовых хозяйств.

В середине 2-го тысячелетия до н.э. в этом регионе и получает распространение слоговое (критское) письмо, которым владели не только жрецы, но и служители царских дворцов и даже богатые горожане. Стоит отметить, что в критском письме имелись знаки для передачи как согласных, так и гласных звуков, целый ряд других признаков постепенного перехода к алфавитному письму.

Подобно древневосточным цивилизациям, первоначально центры обучения создавались здесь при храмах и царских дворцах. Так, при дворце критского царя имелось специальное помещение для служителей-писцов и их учеников. Критские писцы установили твердые правила письменности: направление письма слева направо, расположение строк сверху вниз; они стали выделять заглавные буквы и красную строку. Все это стало в той или иной степени достоянием европейской письменной культуры последующих веков.

Воспитание в Древней Греции

В Древней Греции были две основные системы воспитания: спартанская и афинская.

Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина - члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа.

На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены - члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.

Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров - овощи, дрова, - было ворованным, то их нещадно наказывали - хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность.

Всех детей делили на отряды (агелы); в основном по шесть мальчиков в каждом. Командовал отрядом самый смышленый и ловкий ребенок. Британские археологи, проводившие раскопки в храме Артемиды Орфии, обнаружили многочисленные надписи, оставленные в честь мальчиков, одержавших победы на состязаниях, посвященных Артемиде. Если мальчик командовал отрядом, это указывалось в надписи.

Спартанцы воспитывались как послушники в монастыре, только в этом монастыре учились не молиться, а сражаться, не пробуждать в себе добро, а воспитывать воинскую доблесть, не помогать людям, а воевать с ними. Каста спартанцев была сродни рыцарскому ордену, и, подобно монахам, они были ограждены от внешнего мира - от этой дьявольской напасти, противостоять которой было делом всей жизни и настоящего монаха, и истинного спартанца.

Сыновья знатных иностранцев, оказавших большие услуги Спарте, тоже могли учиться в спартанской школе. Многие богатые и аристократически настроенные родители отправляли детей на воспитание в Спарту.

В школе приучали детей не только слушаться приказов, но и, выполняя их, доблестно воевать. Подготовка новых воинов была жизненно важна для государства. Все спортивные состязания и игры были подчинены одной цели - воспитывать в юношах солдат. С детства спартанцы приучались владеть мечом, копьем и щитом. Во время игр выстраивались в фалангу. Подолгу занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска и дротика.

Рассказывая о жизни Ликурга Плутарх подчеркивает то что главным в спартанской системе была система воспитания: она воспитывала своих граждан таким образом, чтобы они не могли жить сами по себе; они должны были отдавать стране всего себя без остатка. Процесс воспитания такого подчинения начинался в детстве, потому что по законам Ликурга молодежь рассматривалась не столько детьми своих родителей сколько воспитанниками общества.

Каждого новорожденного показывали опытным знатокам физического здоровья детей. Это было что-то вроде государственного комитета по здравоохранению, и если младенец был "хилым или плохо сложенным", то его выставляли на волю природных стихий в ущелье Апофет в горах Тайгет. Тем же, кто выживал после этого испытания, сохраняли жизнь и в дальнейшем старались не подвергать чересчур сильным испытаниям, потому что, избавляясь от самых слабых детей, спартанцы заботились об остальных.

В Древней Греции были две основные системы воспитания: спартанская и афинская.. Главной целью спартанской системы воспитания было подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов . С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государственные учреждения - агеллы, где воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица - педонома Мальчиков приучали к выносливости.В Спарте получила свое начало система физических упражнений, распространившаяся затем и по другим древнегреческим государствам, так называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья.С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной доблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая, лаконичная речь. Достигнув 18 лет, юноши поступали в эфебию, где проходили подготовку к военной службе, участвуя в маневрах, охраняя порядок в городах.

Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.В школе грамматиста мальчики с 7 лет получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучали музыку, пение, декламацию. Достигнув 12-16 лет, подростки занимались гимнастикой в школе - палестра .Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы.Но более основательную подготовку юноши 16-18 лет из состоятельных и знатных семей получали в государственном учебном заведении - гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокий уровень образования давала - эфебия.Продолжая заниматься политическими науками юноши изучали здесь законы афинского государства (правоведение) и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки.Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.Идеалом воспитания для Цицерона является совершенный оратор, художник слова, общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Книги Цицерона широко использовались в школах эпохи Средневековья и Возрождения. Основным предметом школьного обучения, считал Сенека, философию, овладев которой можно постичь природу и самого себя и которая является средством нравственного самосовершенствования человека. Квинтилиан использовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Он полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование. Древнегреческая система воспитания получила теоретическое обоснование в трудах великих философов - Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля..Демокрит одним из первых сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он определил термином "микрокосм". Сократ впервые стал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, работать над понятиями. На начальном этапе обучения Сократ системой вопросов побуждал учеников самих находить истину. Посредством умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию тех положений, которые являются истинными. Главная задача педагогики, считал Платон, передать потомкам принципы добродетели, и этим самым укрепить разумную часть души. Главная цель воспитания по Аристотелю - нравственное развитие личности, воспитание таких качеств, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. Основной путь формирования моральных черт личности - это воспитание привычки к той или иной деятельности

Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования.

Предметом истории педагогики и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур.

Главная задача науки – выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.

1,5 млн. лет назад в племенах начали формироваться элементы воспитания, которое было продиктовано жизненной необходимостью. Для благополучного существования необходимы знания о местности, животных и растениях, о способах защиты и добывания пищи. Старшие, наиболее знающие, члены племени передавали свой опыт подрастающему поколению.

Воспитание носило коллективный характер. Со временем произошло разделение по полу и по возрасту. Мальчики воспитывались мужчинами и обучались принципам охоты и защиты племени. Девочки учились сохранению очага, ведению домашнего хозяйства.

люди все активнее переходят от присваивания (собирательство, охота) к производительному труду (земледелие, скотоводство). Появлялись все новые орудия труда, а вместе с ними детские орудия, с помощью которых осуществлялось трудовое воспитание. Основными методами воспитания были одобрение и наказание, а также система табу (запретов), которые регламентировали жизнь племени.

С появлением семьи началось постепенное расслоение общества. Для детей высших сословий трудовое воспитание вводилось несколько позже, чем для остальных. Дети низкого происхождения с раннего возраста трудились в меру своих возможностей рядом с взрослыми, так как это обеспечивало семье существование. Основным приемом воспитания было повторение. Взрослые показывали определенное действие, а ребенок выполнял его до тех пор, пока оно не доходило до автоматизма.

Важным этапом воспитания в первобытном обществе стало распространение обряда инициации (посвящения во взрослую жизнь). Инициация представляла собой ряд испытаний практического характера, которые проверяли знания и умения, необходимые для существования. После прохождения обряда мальчик 10-15 лет считался взрослым, полноценным членом общества.

Воспитание и школы Древней Греции. Педагогические идеи в наследии античных философов.

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции.

Зарождение педагогической теории в Древней Греции.

Ольга, Ваш детский психолог, Я помогаю мама получить важные знания для того, чтобы с ребёнком было легко. Помню как мама и папа мне сказали, что за помощь денег не берут) Лично для меня это стало правдой и деньги я беру тогда, когда помощью не заканчивается. Когда сопровождаю родителей в решении проблемы, когда обслуживаю становление родителей теми, в которых нуждается их ребёнок.

Читайте также: