Воскресная школа что это такое специфика работы

Обновлено: 05.07.2024

Эта запись была размещена в Воскресная школа и выбрана по тегам Воскресная школа. Сделайте закладку на постоянную ссылку.

Добавить комментарий Отменить ответ

ВАША ПОМОЩЬ ХРАМУ

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ


Задай вопрос священнику


Приглашаем в детскую Воскресную школу!


Пожертвование на строительство храма

Как пожертвовать средства через Яндекс-деньги?!

1. Кликнуть по иконке "Пожертвовать" (если у Вас есть Яндекс-кошелек).
2. Внести наличные на наш счет в Яндекс-деньги (4100 1190 7420 556) следующими способами:
- Вы можете внести пожертвование через платежные терминалы, расположенные в торговых центрах, магазинах, на станциях метро и в других общедоступных местах. Большинство терминалов работает круглосуточно. Для пополнения нужно знать только номер счета.
- Счет можно пополнить через кассы, расположенные в салонах связи, магазинах цифровой техники, интернет-кафе и других розничных точках. При этом не нужно ничего заполнять или оформлять — достаточно назвать кассиру номер счета.
Спасибо Вам.

Временный храм на территории прихода!

Временный храм в поселке Янтарный

Популярные записи


В Неделю сыропустную Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Митрополит Волоколамский Иларион посетил восстанавливаемые при российском участии храмы Антиохийской Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион посетил восстанавливаемые при российском участии храмы Антиохийской Церкви

Представитель Русской Церкви принял участие в торжествах в преддверии Дня освобождения Болгарии от османского ига

Представитель Русской Церкви принял участие в торжествах в преддверии Дня освобождения Болгарии от османского ига


24.07.2019 22:26

Документ подготовлен Комиссией по церковному просвещению и деятельности воскресных школ и утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом по итогам заседания Епархиального совета г. Москвы 16 апреля 2019 года.

Воскресная школа в наше время является неотъемлемой и необходимой частью прихода, ее наиболее перспективной и плодотворной составляющей.

Что же касается новообразованных и строящихся приходов, то именно воскресная школа или группа является одной из фундаментальных основ, помимо, конечно, богослужебной деятельности, на базе которой формируется костяк прихода.

Как показывает практика, динамичнее развиваются и строятся те храмы, в которых организована и налажена работа с детьми и их родителями.

При современном, достаточно широко представленном выборе образовательных и развивающих программ и дисциплин светскими центрами дополнительного образования, различными клубами и секциями, востребованность нравственного и религиозного образования достаточно высока в нашем обществе. Это, с одной стороны, решает проблему с набором детей, с другой, формирует определенные требования и задачи для приходов, обусловленных ожиданиями детей и родителей от занятий в воскресных школах и группах.

Что же ждут от нас дети и родители? Ответы на этот вопрос сформулированы на базе ряда неофициальных опросов, проводимых среди родителей и детей воскресных школ г. Москвы на протяжении нескольких лет.

Прежде всего, того, чтобы занятия не были скучными и однообразными.

Чтобы дети имели возможность регулярного общения со священником. Желательно, чтобы вероучительные предметы вел именно священнослужитель.

Помимо донесения до детей основ православной веры, родители ожидают некоего комплексного и системного обучения. Подобно тому, как это происходит в общеобразовательных школах или серьезных клубных системах. Иными словами, работа воскресной школы или группы сразу же должна создавать впечатление продуманной организации и серьезной работы с детьми и, в дальнейшем, естественно, соответствовать этому.

Итак, первостепенная задача в организации воскресной школы (группы) заключается в продуманном, стабильно действующем духовно-воспитательном, образовательном и досуговом процессе. Недопустимы отмены занятий, бессистемное (не регулярное) их проведение, отсутствие четкого представления конкретных целей, задач и результатов обучения.

Естественно, на пути реализации этих задач возникает ряд проблем, связанных с подбором кадров и наличия материально-технической базы.

Последнее, по крайней мере, на начальном этапе, имеет минимальное значение. Не стоит бояться отсутствия нормального помещения, зала или мультимедийного оборудования.

Трудности новообразованного прихода или не богатого храма — очевидны и всеми понимаемы. Родители, которым приоритетнее наличие хорошей материально-технической базы, не приведут своих детей в такие храмы, они найдут уже более развитые и давно действующие воскресные школы при знаковых храмах или соборах. Так что родители, которые приведут своих детей записываться в воскресную школу в новообразованный, строящийся храм, понимают трудности и готовы их преодолевать вместе со священником. Именно поэтому воскресная школа в таких храмах очень быстро становится опорой для настоятеля во многих аспектах приходской жизни, например, в качестве дежурных в храме, флористов, помощников по уборке храма и территории и проч.

Что же касается подборки преподавателей, то здесь настоятелю стоит быть очень разборчивым и внимательным. Помимо наличия у кандидата на должность педагога воскресной школы документа о религиозном образовании, необходимо, прежде всего, обратить внимание на наличие педагогического таланта, профессиональной и психической адекватности и навыков работы с детьми.

В качестве педагога вероучительных предметов, как на начальном этапе, так и впоследствии, может выступить сам священник (настоятель). Даже если у него нет педагогического опыта при внимательном и рассудительном подходе к своему новому послушанию уже через 2-3 занятия придет некая уверенность и понимание, как и о чем говорить с ребятами. Для женатых священников, имеющих своих детей, весьма пригодится собственный родительский опыт.

Самым главным в организации работы воскресной школы является духовная направленность, ориентирование на помощь вхождения детей и родителей в религиозную и приходскую жизнь. Собственно, именно ради этого и создаются воскресные школы.

Какие предметы преподавать?

Если речь идет о новообразованном приходе и первом наборе в воскресную школу (группу), то вполне достаточно ограничиться 2-3 уроками в воскресный или субботний день продолжительностью не более 30-35 мин, урок творчества — не более 45 мин. или 1 часа (для детей старше 9 лет).

Закон Божий — естественно, главный предмет, что касается других дисциплин, то это зависит от наличия педагогов. Возможно, кто-то из числа родителей учеников воскресной группы (школы) умеет что-то мастерить или делать руками, может быть у кого-то есть художественное образование или кто-то может открыть литературный кружок. Возможно, среди прихожан есть педагог или творческая личность. Так что здесь по ситуации. Но какое-то творческое дополнение к занятиям по Закону Божиему желательно найти сразу. Естественно, предварительно обговорив с будущим педагогом то, чем планируется заниматься с детьми и продумать, как можно было бы связать между собою эти занятия, чтобы получилось некое единое образовательное целое. Возможен вариант подготовки поделок или рисунков, ориентируясь на церковный календарь и проч.

Почему это важно? Потому, что подобные творческие занятия, во-первых, довольно быстро и успешно сплачивают коллектив детей и родителей, совместно вовлекаемых в творческий процесс, во-вторых, что тоже важно, формируется некая презентационная база, визитная карточка воскресной школы. Можно и нужно организовывать выставки поделок, рисунков и проч. Сначала на уровне прихода (храма), а потом заявлять о себе и на более широком уровне. Естественно, священник (духовник) школы должен сдерживать горделивые амбиции детей и родителей, объясняя их подлинное происхождение и научая смирению. Победили — слава Богу, нос не задираем; Бога, родителей и педагогов благодарим. Не победили, слава Господу, что преподал урок смирения, показал, что надо лучше трудиться и меньше строить планов и не заниматься шапкозакидательством! В общем, во всем находить педагогический повод и пример.

Как организовывать учебный процесс и проводить разделение детей по классам или группам?

а) первая (в возрасте 5-7 лет);

в) третья (в возрасте 11-13 лет);

Если в вашей группе детей менее 10 человек, то можно не следовать предложенной возрастной дифференциации, а также самостоятельно определять объем и уровень преподаваемых знаний.

Что же касается продолжительности учебного года в воскресной школе, то он начинается с середины сентября или начала октября и заканчивается в начале мая, обычно празднованием всей школой Пасхи Христовой и дня Победы в Великой Отечественной войне.

Что такое воскресная группа и воскресная школа?

Согласно Положению о деятельности воскресных школ, п. 1.4* (см. Приложение 1, п. 2) в случае отсутствия у религиозной организации необходимых условий для организации воскресной школы ее деятельность осуществляется в формате воскресной группы, являющейся упрощенным видом воскресной школы.

Воскресная школа объединяет в себе несколько возрастных групп (классов), численность которых превышает 10 человек в каждом. У каждого такого класса имеется необходимая материально-техническая база: учебное помещение, оборудованное письменной доской, партами и стульями, наглядными пособиями, мультимедийной техникой и проч. В воскресной школе обязательно должны быть сантехнические комнаты (туалеты) желательно с детскими унитазами и низкими раковинами.

Пункт 2.1.: …Настоящим Стандартом предоставляется возможность воскресным школам самостоятельно определять объем содержания обучения религии и религиозного воспитания при соблюдении обязательного минимума:

Подробнее, какие темы из указанных дисциплин и в каком объеме требуется преподавать детям, можно ознакомиться (в Приложении 1, п. 2)

Об учебниках и учебных пособиях

Конечно, соблазн унифицировать и создать единый комплект ко всем дисциплинам существует, но хочется надеяться, что он будет носить рекомендательный, а не обязательный характер.

В настоящее время при выборе учебных пособий, по которым планируется преподавать вероучительные предметы в воскресной школе, следует ориентироваться на такие пособия, которые входят в перечень рекомендованных и имеющих гриф ОРОиК* (Перечень таких учебников и пособий см. в Приложении 1, п. 6).

А) есть отдельные оборудованные необходимой мебелью и аппаратурой помещения-классы для групповых занятий, кабинеты для занятий творчеством, помещение проведения общешкольных праздников, сантехнические помещения.

Б) количество детей, обучающихся в школе, превысило 10 человек в каждой возрастной группе (классе).

Данный документ регулирует процесс обязательной внутриепархиальной аттестации воскресных школ (для детей) с целью определения ее типа и соответствия требованиям, предъявляемым Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви.

Целью аттестации воскресной школы является создание единой системы воскресных школ Русской Православной Церкви и включение ее в епархиальный и общецерковный реестр воскресных школ.

Аттестация обязательна для всех воскресных школ. Проводят ее аттестационные комиссии епархиальных отделов религиозного образования по благословению правящего архиерея.

Общецерковный реестр воскресных школ (для детей) будет опубликован на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования по итогам епархиальных аттестаций.

Для прохождения церковного лицензирования (аттестации) воскресной школы в г. Москве необходимо подать следующий перечень документов в ОРО г. Москвы:

О лицензировании государственном

Наличие такой поправки гарантирует невмешательство государства в осуществление традиционного, закрепленного Уставом Русской Православной Церкви, права обучать детей и взрослых религии в рамках приходских воскресных школ и групп.

Что, естественно, освобождает от необходимости получать государственную лицензию.

Что же касается возможности трудоустройства педагогов и их социальной защищенности, с учетом получения педагогического стажа и льгот, то сейчас проходит апробацию способ взаимодействия с государственным образовательными учреждениями в рамках соглашений о сотрудничестве, при котором педагоги трудоустраиваются (если таковое желание и возможность имеется у педагогов и настоятеля) в качестве сотрудников (педагогов) этих образовательных учреждений, при этом реализуя на приходах часть светских программ по духовно-нравственному воспитанию детей (типа модуля ОРКСЭ (ОПК)) или преподавая при храме в кружках творчество, кукольный театр, хоровое пение и прочее, храм же предоставляет для этого классы (помещения) в доме причта или здании воскресной школы.

Пока достаточной положительной практики по данному направлению не имеется, т.к. подобного рода принцип взаимодействия только начал свою апробацию.

Согласно этому положению, главным учредительным и ответственным лицом, в ведении которого находится воскресная школа — является НАСТОЯТЕЛЬ религиозной организации. Именно ему принадлежит право открытия (закрытия), инициирование реорганизации воскресной группы в воскресную школу, определение перечня преподаваемых дисциплин (ориентируясь на образовательный Стандарт), назначение (освобождение) директора/завуча воскресной школы, утверждение педагогов, решение вопросов об определении педагогов в штат или заключения с ними волонтерского договора и проч. Вопрос обеспечения деятельности воскресной школы (группы) так же находится в ведении и попечении настоятеля.

«п. 3.2. Настоятель осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью школы, обеспечивает соблюдение требований действующего законодательства и церковных нормативных актов данной сферы, несет за нее ответственность перед Священноначалием.

3.3 Настоятель религиозной организации должен позаботиться о надлежащем материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности воскресной школы.

Не нормальна ситуация, когда приход и воскресная школа при приходе живут разрозненной друг от друга жизнью. Настоятель должен принимать деятельное и заботливое участие в жизни воскресной школы, следить за тем, как осуществляется образовательная и воспитательная программа в ней, своевременно и в достаточно возможном для прихода объеме финансировать школу. Не допускать к преподаванию или управлению воскресной школой людей, деструктивно действующих в приходе, ведущих не к объединению, а разделению прихода, организовывающих детей и родителей в некие противоборствующие группы, концентрируя внимание на себе или каком-то отдельном клирике, а не на Христе и Матери Церкви.

Приложение 1

Список ссылок на нормативные документы и перечень рекомендуемой учебной литературы в интернете.

В настоящее время стали появляться воскресные школы. Их становится все больше с каждым годом. Почти в каждом православном храме имеется воскресная школа. Но многие не знают, что это такое, откуда они взялись и зачем нужны. Стоит поговорить об этом.

Что такое воскресная школа

Зачем нужны православные воскресные школы?

Вообще воскресные школы бывают не только религиозной направленности. Сначала они создавались именно для обучения безграмотного населения. Рабочие и крестьяне, занятые в будни, учились по воскресеньям в них читать и писать.

Также есть школы для религиозного просвещения. Они есть не только у православных. У иудеев такие школы функционируют по субботам, потому что они не работают именно в этот день по закону Моисееву. Мусульмане посещают религиозные школы по пятницам.

В таких заведениях сейчас дети изучают основы религии, закон Божий. Также там ставят сценки на евангельские темы. Бывают воскресные школы и для взрослых.

Немного истории

В то время многие крестьяне переезжали в города, чтобы работать на заводах и фабриках. Они были необразованны: пьянство, разврат, невежество были распространены среди простого народа. Никто из них не ходил в церковь, не молился. Постепенно уровень преступности стал расти. Дети работали на предприятиях наравне со взрослыми. Они не получали никакого воспитания: ни христианского, ни общеобразовательного.

Тогда Рейкс предложил организовать специальные школы по единственным выходным дням – воскресеньям. В них обучались сначала дети, которые должны были приходить к определенному времени, опрятно одетыми и умытыми.

В таких школах они учились читать и писать, а также им преподавались основы веры. Сначала занятия проходили на кухнях обычных домов. Также детей учили читать Библию, водили в храм на службу. Особенно старательным оказывали материальную помощь: давали одежду, обувь, дарили Библию. Ленивых и непослушных ждало телесное наказание.

Слух о таких школах дошел до королевского двора, где нашел одобрение. Сама королева стала покровительствовать таким заведениям. Появились волонтерские школы, где учителя работали бесплатно.

К началу двадцатого века число учеников воскресных школ приблизилось к трем миллионам. Появился Союз воскресных школ.

Затем такие школы открылись и в странах Европы и Америки. В России они появились в начале восемнадцатого века. Обучение в них было бесплатным, учителя трудились безвозмездно.

С приходом Советской власти многое поменялось в обществе. Подобные заведения были надолго закрыты, так же как и храмы. Но в 1994 году указом Патриарха Алексия каждый приход должен заботиться о православном просвещении прихожан, в том числе через открытие воскресных школ.

Воскресные школы в настоящее время

Сейчас в воскресных школах изучают обязательно:

Чему обучают в воскресных школах

  • Закон Божий;
  • Священную историю;
  • Историю православной Церкви;
  • Церковно-славянский язык.

Иногда занятия проводятся не только в воскресенья, но и в будни. Также при них открываются творческие кружки. Например: обучения иконописи, рукопашному бою и т.д. Организуются школы также в местах заключения.

Занятия в воскресных школах бывают обязательно после окончания литургии. Иногда они заканчиваются душевной беседой, чаепитием. Главное, чтобы ребенок почувствовал доверительную обстановку любви и взаимопонимания.

Иногда детям разрешается приносить свои игрушки. В некоторых приходах организуются летние лагеря. Крупные школы превращаются в гимназии. Существуют воскресные школы для взрослых для ликвидации религиозной неграмотности. Сейчас, к сожалению, даже взрослые мало что знают в вопросах веры. Основная идея – создание единой большой православной семьи.

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Воскресная школа – явление очень старое. Корни его лежат в основе всего дореволюционного образования – в церковно-приходской школе. Церковно-приходская школа дала начальное образование многим выдающимся людям России. Оно и понятно – ведь это было почти единственное место, где начальное образование – грамоту, устный счет, основы истории и, самое для нас главное – Закона Божьего – мог получить практически каждый ребенок, независимо от его социального положения или материального благополучия.

Что для этого нужно

Итак, у Вас есть и дети, и помещение, и программа. Возникает вопрос – КТО? Кто будет передавать эти знания детям? Если Вы приходской священник или настоятель, логичней всего преподавать именно Вам, поскольку дети будут испытывать уважение и внимание к Вам не просто, как к обычному преподавателю, но и как к церковнослужителю. Однако, возможно Вы не обладаете педагогическим даром и знаете за собой препятствия к этому процессу. Например, банальную нехватку времени. Образование – процесс непрерывный и, конечно, желательно, чтобы он происходил без перебоев и срывов. Тогда Вам следует присмотреться к прихожанам – возможно среди них есть учителя – им будет легче приспособиться к ситуации. Или братья и сестры, которые просто любят детей и обладают достаточным уровнем знаний и воцерковленностью. Привлекайте молодежь – она будет учиться вместе со своими маленькими подопечными – получиться двойная польза. В любом случае, это должен быть человек, которому Вы доверяете, которого знаете, и который будет четко следовать Вашим рекомендациям. И еще – очень хорошо, если это будет творческий человек, обладающий слухом (в идеале – музыкальным образованием), умеющий рисовать и (или) рукодельничать. Конечно, Вам несказанно повезет, если Вы встретите все это в одном лице. Но в любом случае, можно одному основному преподавателю подобрать несколько помощников, возможно из числа родителей. Пусть на первых порах наставников будет больше, чем детей – процесс пойдет гораздо эффективней. Кроме того, ничто так не сплачивает людей, как совместная деятельность. Кроме воскресной школы Вы получите еще и организованный приход.

Если же вы и есть такой человек, которому в один прекрасный момент поручили заниматься воскресной школой, прежде всего – порадуйтесь. Господь дал Вам редкую возможность узнавать все больше и больше о Боге и Церкви, а кроме того – работа с детьми – это одно из самых благодарных занятий. Потому, что те зернышки благодатных знаний, которые Вы заложите ни в коем случае не пропадут даром и Вы можете быть совершенно уверены, что Господь даст этим знаниям проявиться тогда, когда на это будет Его святая воля.

Если же просто прихожанин, который чувствует в себе силы, желание, призвание и возможность заниматься с детьми, быть полезным в этом святом деле, то в этом случае Вам нужно обратится к настоятелю своего храма и сказать ему о своем намерении. Поскольку таких людей всегда (а на сегодняшний день особенно) не хватает, то, вряд ли на Вашу просьбу последует отказ. В любом случае Вам нужно посоветоваться с Вашим духовником, полезен ли для Вас будет этот труд.

Если нашлось и помещение, и дети, и люди, которые будут заниматься воскресной школой, выбрана программа, подобрана литература, то осталось только начать. Для этого нужно оповестить приход: сказать об открытии школы в проповеди, поместить объявление на видном месте в храме, в местной газете, в местной или ближайшей школе. Отслужить молебен на начало учебного года и всячески показывать работу своего маленького учебного заведения – устраивать тематические выставки из работ учащихся, помещать на определенное место небольшие отчеты с фотографиями о праздниках или знаменательных мероприятиях. Видя, что работа идет, к Вам потянуться новые люди, новые дети. Появятся другие проблемы и задачи, с которыми справляться будет уже гораздо легче, ведь самое главное уже сделано – продолжать всегда легче, чем начинать с начала.

Читайте также: