Вооруженный конфликт как вид социального конфликта кратко

Обновлено: 02.07.2024

Понятие конфликта широко исследуется в научной литературе. Фактически каждый автор вкладывает в понятие "конфликт" свой смысл. Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.

В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта.

Л.Г. Здравомыслов. Итак, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Ю.Г. Запрудский. Конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.

А.В. Дмитриев. Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

В любом случае в основе любого определения лежит противоречие, антагонизм, осознание несовместимости позиций или действий, предельный случай обострения противоречий и т.п. На наш взгляд, под конфликтом следует понимать качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

Конфликт необходимо отличать от схожих понятий - "борьба", "спор", "напряженность в отношениях", "инцидент", "кризис". Подобное разнообразие в определениях и использовании понятий обусловлено рядом причин: сложностью самого феномена конфликта; как правило, неоднозначным пониманием того, чем вызвано его возникновение. В отличие от иных явлений, конечная причина всякого социального конфликта - это противоречие интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами, общностями и обществами.

Разновидностью конфликтов являются вооруженные конфликты. Мы будем использовать термин "вооруженный конфликт" в соответствии с международной практикой и определением Стокгольмского международного института исследований мира, SIPRI: "Использование вооружений и боевой техники между вооруженными силами двух или более правительств или одного правительства и минимум одной организованной вооруженной группой, в результате чего в течение одного календарного года по крайней мере 1000 человек теряют свои жизни, а причиной конфликта являются деятельность правительства и/или территориальные претензии".

С точки зрения международно-правового статуса сторон в вооруженном конфликте последние классифицируются сегодня на международные вооруженные конфликты, вооруженные конфликты немеждународного характера (внутригосударственные), интернационализированные вооруженные конфликты.

Сегодня в современном мире наблюдается множество вооруженных конфликтов, характер которых все чаще можно отнести к внутригосударственному. К сожалению, все они характеризуются большими негативными последствиями (например, незаконная торговля оружием, терроризм, поток беженцев и т.д.). Резко возросло число внутригосударственных противостояний, вызванных этноконфессиональными, этнотерриториальными и этнополитическими причинами. Значительно чаще стали происходить конфликты между многочисленными вооруженными группировками внутри государств и распадающимися структурами власти. Таким образом, в конце XX - начале XXI в. самой распространенной формой военного противоборства стали внутренний (внутригосударственный) вооруженный конфликт и гражданская война. С особой остротой эти проблемы проявились в бывших социалистических государствах с федеративным устройством, а также в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, распад СССР и Югославии привел только в 1989 - 1992 гг. к возникновению более чем 10 этнополитических конфликтов, а на глобальном "Юге" примерно в это же время разразилось более 25 "малых войн" и вооруженных столкновений. Причем большинство из них отличалось небывалой ранее интенсивностью, сопровождалось массовой миграцией гражданского населения, что создавало угрозу дестабилизации целых регионов и вызывало необходимость в крупномасштабной международной гуманитарной помощи. Это, в свою очередь, предопределило то, что все большее количество государств демонстрируют свое желание вмешиваться во внутригосударственные конфликты от имени международного сообщества. В результате в 1999 г. иностранное вмешательство имело место в 5 из 27 конфликтов. Функции по урегулированию вооруженных конфликтов становятся одними из приоритетных в общей политике современных государств.

Для России проблема урегулирования конфликтов важна вдвойне: во-первых, с точки зрения общей угрозы, которую вооруженные конфликты представляют для человеческой цивилизации, и, во-вторых, с точки зрения непосредственных российских интересов. Многие вновь возникшие вооруженные конфликты находятся в крайней близости от российских границ и затрагивают нашу страну самым существенным образом. Они создают полосу нестабильности и вызывают тревогу у русскоязычного населения, проживающего на территории сопредельных государств. Огромный поток беженцев на территорию России в случае развития вооруженных конфликтов в этих странах может обернуться серьезной социальной и экономической проблемой для Российской Федерации.

После распада СССР конфликты не обошли стороной и саму Россию. Она столкнулась с необходимостью разрешения споров и противоречий между центром, с одной стороны, областями и краями - с другой, а также между субъектами Федерации. Ряд из этих конфликтов вылились в вооруженные столкновения и даже военные действия, в частности в Кавказском регионе. Война в Чечне оказалась огромной проблемой для России и в военном, и в моральном, и в экономическом плане. В октябре 1993 г. попытка решения конституционного кризиса силовыми методами привела к крайне опасному использованию оружия в центре Москвы. С самого начала непросто стали строиться отношения между союзными республиками СССР, ныне - независимыми государствами. Между ними возникало немало острых конфликтных ситуаций, хотя до силовых решений дело не доходило.

Опасность конфликтов побуждает исследователей и практиков активно искать и использовать мирные средства для их урегулирования. Технология мирного урегулирования конфликтов приобретает особое значение в современных условиях, становясь главным фактором сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации. Развитию исследований по урегулированию конфликтов способствовала не только актуальность тех задач, которые пришлось решать ученым в связи с опасностью конфликтов, но и формирование нового подхода к объекту анализа, определившего специфику этого научного направления. Исследования по предупреждению, разрешению конфликтов стали ориентироваться прежде всего на проведение сравнительного анализа конфликтов и способов их урегулирования в различных областях, например международных и этнических, а также конфликтов в разных культурах или исторических эпохах.

Существует две основные области научных исследований по мирному, ненасильственному разрешению конфликтов. Первая развивается в рамках правовых дисциплин и направлена на анализ юридических норм урегулирования конфликтов. Здесь изучаются такие вопросы, как правовые последствия вооруженного конфликта, защита прав гражданского населения, правовое положение участников вооруженного конфликта, регламентация окончания вооруженного конфликта и другие. Вторая область, будучи в рамках политической науки, ориентирована на исследование поиска взаимоприемлемого согласия между участниками политическим путем: путем переговоров и посреднических процедур (политическое урегулирование конфликтов).

И правовые, и политические средства урегулирования конфликтов не исключают, а, напротив, дополняют друг друга, при этом часто переплетаясь. В частности, политическое урегулирование конфликтов должно заканчиваться выработкой и подписанием документов, имеющих правовую силу. Следует также подчеркнуть, что не существует какого-то единого, универсального способа средства урегулирования конфликтов. Будучи крайне сложным явлением, конфликты требуют комплексного подхода для их мирного разрешения.

Огромную роль играет изучение предпосылок возникновения вооруженных конфликтов. Необходимость анализа ситуации конкретно взятого региона, с точки зрения политики и права, с целью недопущения ее обострения, привела исследователей к изучению социально-экономических, политических, религиозных факторов, действующих норм права и государственного строя в общем. Одним из наиболее распространенных методов является прогноз. Прогноз - это вероятностное научно обоснованное суждение относительно наблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Прогнозирование политического конфликта ставит перед собой следующие задачи: определить возможность возникновения конфликта с упреждением во времени; выявить варианты развития конфликта; определить возможные варианты поведения участников конфликта; определить возможные пути разрешения конфликта. В задачу прогноза не входит получение ответа на вопрос "что будет", он отвечает на вопрос - "что будет, если будут иметь место определенные основания". Так, например, бедность, неурегулированность этнических и территориальных конфликтов, авторитаризм и информационная закрытость локальных общин являются корнями международного терроризма и религиозного экстремизма. Поэтому для современного государства очень важны и меры по содействию экономическому развитию, утверждению принципов демократии и прав человека, урегулированию застарелых конфликтов в нестабильных регионах.

Все чаще результаты прогнозирования используют при заключении международных соглашений. Так, например, в решении Совета глав государств, Содружества Независимых Государств от 19 января 1996 г. "О Концепции предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств - участников Содружества Независимых Государств" по состоянию на 25 мая 2007 г., в части, касающейся предотвращения конфликтов, огромная роль отводится так называемой превентивной дипломатии. Превентивная дипломатия может охватывать комплекс мероприятий, направленных на выяснение причин и предупреждение споров между сторонами и недопущение перерастания их в конфликты, включая добрые услуги и посредничество в организации консультаций, переговоров между сторонами в споре, оказание им содействия в поисках взаимопонимания и достижения договоренности по урегулированию разногласий. Созданию благоприятных условий для развития переговорного процесса может способствовать согласование шагов по осуществлению мер доверия, в том числе достижение договоренности о неприменении сторонами силы или угрозы применения силы и урегулировании разногласий исключительно путем переговоров, а также обмен информацией по вопросам, вызывающим озабоченность, направление специальных представителей, посреднических миссий, наблюдателей от нейтральных или самих вовлеченных сторон, использование элементов раннего предупреждения, принятие экономических санкций, создание демилитаризованных зон.

Однако что касается Российской Федерации, то деятельность государства, направленная на урегулирование конфликтов, существенно осложняется тем, что в ряде регионов все еще сохраняется межэтническая напряженность в силу того, что до сих пор не решены вопросы федеративного устройства, уравнивания прав субъектов Федерации. Учитывая то, что Россия сформирована как по территориальному, так и по этнонациональному признаку, отказ от этнотерриториального принципа российского федерализма в пользу экстерриториальных культурно-национальных противоречий и может привести к конфликтам. Но эта проблема требует отдельного рассмотрения.

На наш взгляд, противоречия могут иметь экономический, политический, религиозный, идеологический, этнический или какой-либо иной характер и конкретизироваться в предмете конфликта, но при этом они всегда затрагивают потребности или нужды сторон, например потребность в безопасности, социальной идентификации (отождествлении себя с той или иной социальной - этнической, религиозной, экономической, идеологической, политической и т.п. - группой), интересы (т.е. то, чего хочет участник конфликта, как он определил свои потребности) и ценности (т.е. те критерии, на основе которых конкретная сторона определяет свои интересы, исходя из собственных нужд). Но какими бы ни были причины, порождающие конфликты, они требуют тщательного, профессионального анализа, ведущего за собой решение назревших проблем, активизацию творческого потенциала сторон. Этому могут способствовать совершенствование систем анализа обстановки и прогнозирование их развития. Надо признать, что участие современного государства в урегулировании вооруженных конфликтов, какую бы природу происхождения они ни имели, является одной из важнейших функций в общей политике государства. Необходимо постоянно производить научный анализ существующих норм права, регулирующих отношения сторон. Необходимо развитие институтов, направленных на изучение происхождения конфликтов, усовершенствование правовой и политической систем, а также государственного строя.

Список использованной литературы

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Конфликт – это столкновения мнений, интересов больших и малых социальных групп, а также отдельных людей. Они являются неотъемлемой частью любой сферы человеческой жизнедеятельности и охватывают всю совокупность общественных отношений.

Природа и сущность конфликта

Известно, что развитие всякого общественного образования представляет собой сложный и многогранный процесс, который совершается путём возникновения, развёртывания и разрешения различных противоречий. Первоисточниками этих противоречий могут быть разного рода жизненные ситуации:

  • различие в ценностных установках;
  • распределение материальных ресурсов;
  • статусно-ролевые расхождения в социальной группе;
  • властные полномочия;
  • эмоционально-психологические различия и т.д.

Конфликтное взаимодействие – это борьба сторон, другими словами, действия, направленные друг против друга, своеобразная война. В основе этого противоборства лежат субъективно-объективные противоречия. Но специалисты отмечают, что не следует отождествлять противоречия и конфликт. Явления первого рода могут существовать достаточно долгое время и не перерастать в открытое столкновение. Это значит, что в основе открытого противоборства лежат такие нестыковки и расхождения, в основе которых лежат несовместимые интересы, радикально различающиеся потребности и ценности. Такие расхождения перерастают в открытую борьбу сторон, в настоящее столкновение и противоборство.

Противостояние может протекать с разным уровнем интенсивности, разным уровнем жестокости. Форма конфликта – насильственная или ненасильственная, зависит от ряда условий и множества факторов, в том числе от наличия средств мирного разрешения противоречий и целей, преследуемых субъектами противоборства.

Готовые работы на аналогичную тему

Подводя итог, нужно отметить, что социальное противоборство представляет собой столкновение мнений и интересов двух или более субъектов, участников социального взаимодействия. Это явление включает в себя активность отдельно взятой личности или группы индивидов, своими действиями блокирующих функционирование оппонента или наносящих ущерб другому человеку или группе людей. Специалисты, занимающиеся изучением способов разрешения конфликтов, применяют в теории и практике следующие термины:

  • дебаты;
  • торги;
  • соперничество;
  • споры;
  • контролируемые сражения;
  • косвенное и прямое насилие.

Многие исследователи отмечают, что в большинстве случаев противоборство возникает на почве мелких, незначительных ситуаций, но набирая свою критическую массу, как снежный ком, споры и разногласия нередко приводят к необратимым изменениям в историческом масштабе.

Война как форма социального конфликта

Как форма социального противоборства война сопровождает человеческую цивилизацию с самого начала её истории. Современный период развития общества тоже не исключение.

Историки подсчитали, что за последние пять с половиной тысяч лет в мире было около 14,5 тысяч военных конфликтов, среди которых крупные войны и локальные столкновения, в ходе которых были унесены жизни свыше 3,6 миллиардов человек.

Анализ такого страшного и ужасного явления, как война, предполагает, с точки зрения политологии, рассмотрение и решение ряда вопросов, среди которых:

  • вооружённые силы как фактор политики;
  • сущность войны как феномен политики;
  • типы насильственных конфликтов;
  • последствия насильственного решения споров;
  • возможности предотвращения открытого столкновения;
  • условия полного устранения насилия из жизни общества.

Интересно отметить, что ещё в древние времена, у величайших умов и у простых людей начинает формироваться взгляд на войну, как на социальное зло. Эту мысль можно найти во множестве памятников древней литературы. Массовое насилие осуждается в надписях, которые были высечены на камне в Древней Индии по приказу царя Ашоки (III век до н. э.). Но в древние времена были и противоположные воззрения на войну – она рассматривалась как совершенно нормальное и даже законное явление, как естественный порядок вещей. Приведём пример. Древнегреческий философ Гераклит полагал, что война – это творческая основа всех изменений, в особенности различий между людьми, и что исход военного столкновения всегда закономерен и справедлив. Интересно, что эти два противоположных взгляда на массовое насилие – осуждающий и апологетический, сосуществовали на протяжении всей человеческой истории.

Другие мыслители Древней Греции, Платон и Аристотель, считали, что вооружённые столкновения – это неотъемлемая часть политического искусства. Они полагали, что между двумя этими явлениями существует диалектическая связь. Намного позднее классическую форму этой связи вывел немецкий историк и военный теоретик Карл фон Клаузевиц (1780 – 1831 гг.). Он рассматривал насильственные методы разрешения споров как явление, не зависящее от общественного развития. Война, по мнению Клаузевица, – это инструмент для достижения крупной, серьёзной политической цели.

Среди политических конфликтов особо выделяется военный конфликт. Особенность эта объясняется тем, что протекает он с применением оружия. Не всякий конфликт есть война, но всякая война - это конфликт.

Военный конфликт - это любое вооруженное столкновение как форма разрешения противоречий между противоположными сторонами (государствами, коалициями государств, социальными группами и др.).

Военные конфликты по интенсивности разделяются на:

  • низкой интенсивности (военные акции);
  • средней интенсивности (локальные и региональные войны);
  • высокой интенсивности (мировые войны).

Развитие и стадии протекания военного конфликта, как и у обычного политического конфликта, но интересно рассмотреть, как ведут себя на различных стадиях вооруженные силы.

На первой стадии военного конфликта вооруженные силы действуют в режиме повседневной деятельности.

На второй стадии проводится выборочное введение в частях и соединениях повышенной боевой готовности и боевой готовности "военная опасность". Проводятся мероприятия, адекватные военной угрозе, скрытно наращиваются группировки дежурных сил.

На третьей стадии - собственно военный конфликт - вводится боевая готовность полная, проводится полномасштабное стратегическое развертывание вооруженных сил. Ведутся боевые действия.

На четвертой стадии происходит демобилизация, сокращение вооруженных сил до состояния перед конфликтом. Государство, потерпевшее поражение, может быть лишено вооруженных сил.

В современных условиях сложилась такая обстановка, что военный конфликт можно предупредить принятием различных мер.

Меры предотвращения военного конфликта:

  1. Политико-дипломатические:
    • встречи и консультации глав государств и правительств;
    • переговоры и консультации на различных уровнях по улучшению межгосударственных отношений;
    • использование международных организаций;
    • объявление ультимативных требований.
  1. Экономические:
    • переговоры по торговому сотрудничеству;
    • свертывание программ долгосрочного сотрудничества;
    • введение торгово-экономических санкций;
    • экономическая блокада.
  1. Идеологические:
    • предупреждение нагнетания вражды и неприязни;
    • прекращение пропаганды экстремизма, шовинизма и национализма;
    • проведение пропаганды по разрушению "образа врага".
  1. Военные:
    • активизация всех видов разведки и предупреждения;
    • маневры на границах региона, где зарождается конфликт;
    • приведение группировок сил ядерного сдерживания в высшие степени боевой готовности;
    • проведение учебно-боевых пусков сил ядерного сдерживания;
    • развертывание группировок сил и средств и приведение их в готовность к боевым действиям;
    • совместные действия с войсками ООН по предупреждению конфликта.

Рассматривая сущность военного конфликта в современных условиях, необходимо учитывать следующее:

Во-первых, при оценке социально-политического характера военного конфликта необходимо рассматривать его с точки зрения национальных и общечеловеческих ценностей и интересов, а не только классовых позиций.

Во-вторых, разрешение военного конфликта с использованием инструментов международного права снижает вероятность возникновения войны.

В-третьих, военный конфликт, как правило, является результатом нежелания или неспособности политических лидеров устранить экономические, политические и другие противоречия мирными средствами.

В-четвертых, в военном конфликте низкой интенсивности на первый план выдвигаются территориальные притязания, национально-этнические, религиозные и другие противоречия, являющиеся производными от основных. Иногда подобные военные конфликты провоцируются радикально настроенными представителями элит, политических партий и движений, преследующих свои цели.

В-пятых, решительное воплощение целей сторон, как правило, приводит к войне, а затем может привести к качественному изменению всего мирового сообщества. Чем интенсивнее будет вестись война, тем больше произойдет преобразований во всех сферах общественной жизни. И, с другой стороны, ограниченные цели сторон в военном конфликте оставляют большую возможность для предотвращения и разрешения конфликта на более низком уровне.




Надо понимать, что даже в интересах самых широких общественных преобразований не стоит ратовать за применение силы, за войну, как способ этих преобразований. Наилучший военный конфликт (с самыми "благими" побуждениями) - предотвращенный конфликт.

Однако в последние годы стало также ясно, что предотвращение межгосударственных конфликтов - дело очень сложное, требующее привлечения мировой общественности, международных организаций и сил. Это проблемы международных отношений.

Таким образом, политические конфликты являются непременным атрибутом общественной жизни, они пронизывают все сферы общества, определенным образом стимулируют политические процессы и влияют на политическую жизнь.

Особой формой политического конфликта является вооруженный конфликт, столкновение с применением вооруженных сил.

Среди политических конфликтов особо выделяется военный конфликт. Особенность эта объясняется тем, что протекает он с применением оружия. Не всякий конфликт есть война, но всякая война - это конфликт.

Военный конфликт - это любое вооруженное столкновение как форма разрешения противоречий между противоположными сторонами (государствами, коалициями государств, социальными группами и др.).

Военные конфликты по интенсивности разделяются на:

  • низкой интенсивности (военные акции);
  • средней интенсивности (локальные и региональные войны);
  • высокой интенсивности (мировые войны).

Развитие и стадии протекания военного конфликта, как и у обычного политического конфликта, но интересно рассмотреть, как ведут себя на различных стадиях вооруженные силы.

На первой стадии военного конфликта вооруженные силы действуют в режиме повседневной деятельности.

На второй стадии проводится выборочное введение в частях и соединениях повышенной боевой готовности и боевой готовности "военная опасность". Проводятся мероприятия, адекватные военной угрозе, скрытно наращиваются группировки дежурных сил.

На третьей стадии - собственно военный конфликт - вводится боевая готовность полная, проводится полномасштабное стратегическое развертывание вооруженных сил. Ведутся боевые действия.

На четвертой стадии происходит демобилизация, сокращение вооруженных сил до состояния перед конфликтом. Государство, потерпевшее поражение, может быть лишено вооруженных сил.

В современных условиях сложилась такая обстановка, что военный конфликт можно предупредить принятием различных мер.

Меры предотвращения военного конфликта:

  1. Политико-дипломатические:
    • встречи и консультации глав государств и правительств;
    • переговоры и консультации на различных уровнях по улучшению межгосударственных отношений;
    • использование международных организаций;
    • объявление ультимативных требований.
  1. Экономические:
    • переговоры по торговому сотрудничеству;
    • свертывание программ долгосрочного сотрудничества;
    • введение торгово-экономических санкций;
    • экономическая блокада.
  1. Идеологические:
    • предупреждение нагнетания вражды и неприязни;
    • прекращение пропаганды экстремизма, шовинизма и национализма;
    • проведение пропаганды по разрушению "образа врага".
  1. Военные:
    • активизация всех видов разведки и предупреждения;
    • маневры на границах региона, где зарождается конфликт;
    • приведение группировок сил ядерного сдерживания в высшие степени боевой готовности;
    • проведение учебно-боевых пусков сил ядерного сдерживания;
    • развертывание группировок сил и средств и приведение их в готовность к боевым действиям;
    • совместные действия с войсками ООН по предупреждению конфликта.

Рассматривая сущность военного конфликта в современных условиях, необходимо учитывать следующее:

Во-первых, при оценке социально-политического характера военного конфликта необходимо рассматривать его с точки зрения национальных и общечеловеческих ценностей и интересов, а не только классовых позиций.

Во-вторых, разрешение военного конфликта с использованием инструментов международного права снижает вероятность возникновения войны.

В-третьих, военный конфликт, как правило, является результатом нежелания или неспособности политических лидеров устранить экономические, политические и другие противоречия мирными средствами.

В-четвертых, в военном конфликте низкой интенсивности на первый план выдвигаются территориальные притязания, национально-этнические, религиозные и другие противоречия, являющиеся производными от основных. Иногда подобные военные конфликты провоцируются радикально настроенными представителями элит, политических партий и движений, преследующих свои цели.

В-пятых, решительное воплощение целей сторон, как правило, приводит к войне, а затем может привести к качественному изменению всего мирового сообщества. Чем интенсивнее будет вестись война, тем больше произойдет преобразований во всех сферах общественной жизни. И, с другой стороны, ограниченные цели сторон в военном конфликте оставляют большую возможность для предотвращения и разрешения конфликта на более низком уровне.

Надо понимать, что даже в интересах самых широких общественных преобразований не стоит ратовать за применение силы, за войну, как способ этих преобразований. Наилучший военный конфликт (с самыми "благими" побуждениями) - предотвращенный конфликт.

Однако в последние годы стало также ясно, что предотвращение межгосударственных конфликтов - дело очень сложное, требующее привлечения мировой общественности, международных организаций и сил. Это проблемы международных отношений.

Таким образом, политические конфликты являются непременным атрибутом общественной жизни, они пронизывают все сферы общества, определенным образом стимулируют политические процессы и влияют на политическую жизнь.

Особой формой политического конфликта является вооруженный конфликт, столкновение с применением вооруженных сил.

Вооруженный конфликт – это открытое противоречие между средними и большими социальными группами, в котором субъекты применяют вооруженные формирования. Вооруженные конфликты различаются содержанием и масштабностью целей, применением средств для их достижения, территориальным пространством ведения военного конфликта.

Виды вооруженного конфликта по целям:

1) справедливый (определяется по уставу ООН и другим международным нормам права);

По занимаемой территории действия вооруженный конфликт бывает: локальный; региональный; крупномасштабный.

Локальные войны определяются территориальными рамками и имеют четко установленные и огра ниченные цели. Локальная война может перерасти в региональную. В последней преследуются более важные военнополитические цели, могут участвовать военные формирования других государств. На этапе эскалации вооруженного регионального конфликта существует вероятность перехода в крупномасштабный вооруженный конфликт.

Крупномасштабный вооруженный конфликт требует мобилизации всех сил участников конфликта, так как поставленные цели кардинальны по достигаемым переменам в обществе.

Выделяют следующие формы вооруженного конфликта: вооруженный инцидент, вооруженная акция, любые формы вооруженной борьбы, ограниченные масштабами.

Специфика и признаки вооруженного конфликта.

1. Высокая вероятность уязвимости населения, на территории проживания которой развернут вооруженный конфликт.

2. Вовлеченность новых участников в ходе конфликта.

3. Вооруженные формирования непоступательные и нерегулярные.

4. Напряжение моральнопсихического характера.

5. Затраты сил и ресурсов не только на ведение конфликта, но и обеспечение безопасности, передвижение и расположение действующих лиц конфликта (войск).

6. Высокая опасность трансформации в международную или гражданскую войну.

Несмотря на существование в современном мире многих правовых конвенций о сохранении мирного сосуществования и предотвращении вооруженных формирований, объективная ситуация по вопросам вооруженных конфликтов отрицательная. Как правило, проблемы здесь возникают в связи с многочисленными жертвами не участвующих в вооруженном конфликте людей – гражданскими лицами. Иногда в связи с вооруженным конфликтом происходит незаконное вовлечение посторонних лиц с целью эксплуатации и дополнительных физических сил. Особенно незащищенными в этом случае оказываются дети и женщины.

Последствия вооруженных конфликтов негативно отражаются на всей инфраструктуре социальной, политической и экономической жизни общества.

Читайте также: