Волонтерская деятельность в начальной школе курсовая

Обновлено: 30.06.2024

2.2. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….

2.3. УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…. 6

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…. 7

3.1. ПРИДУМЫВАЕМ, УЧАСТВУЕМ И ВОЛОНТЁРИМ В НАШЕМ ПРОЕКТЕ….

4. ИССЛЕДОВАНИЕ…. 10

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 13

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…. 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…. 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…. 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…. 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 4…. 18

Актуальность: участие нас детей в волонтёрской деятельности, способствует развитию навыков творческого мышления (оценивать и анализировать любую точку зрения, взаимодействовать и общаться, что так актуально в мире где господствует изобилие гаджетов и прочее техническое достижение. Необходимо так же отметить, что в нашей стране практически не изучен эффект от участия детей в волонтёрской деятельности, что лишний раз подтверждает актуальность темы нашего исследования.

Объект исследования : процесс участия нас детей в волонтёрской деятельности.

Гипотеза: школьники, участвуя в волонтёрской деятельности.

Цель- провести теоретическое исследование и практически доказать, что школьники могут стать волонтёрами.

1. Проанализировать научные статьи, материалы по изучению волонтёрской деятельности.

2. Поучаствовать в волонтёрском движении, описать свои исследования.

3. Поучаствовать в работе инновационной площадки школы по теме “ Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ и школе:проектирование модели взаимодействия " в качестве волонтёра.

Методы исследования :изучение научной литературы, наблюдение, практическая работа, анкетирование, результаты исследования, интервьюирование.

Материал исследования : изучение научной литературы.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. КТО ТАКОЙ ВОЛОНТЁР

Прежде чем преступать к нашему исследованию мы обратились за помощью к руководителю одного из центров по подготовкеволонтёров к XXVII Всемирной летней Универсиаде в городе Казани, XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм в городе Сочи Молькову Фёдору Вячеславовичу.

"Дети, участвующие в волонтёрской деятельности - говорят наши родители - вам очень повезло, так как не в каждой школе есть такая добрая идея, которая меняет жизнь вокруг нас.

Мы год назад задали себе вопросы: "А кто же такой волонтёр сегодня? ", "Откуда взялось данное направление деятельности?", "Как можно стать волонтёром и при этом получить для себя пользу и принести пользу в ответ?".

Нам предстояло изучить интерес к такой деятельности у наших одноклассников, проанализировать первые результаты нашего проекта и об этом мы расскажем в нашем исследовании. Но, что уже точно мы совершенно не могли предугадать, так это то, каксейчас будет актуальна наша командная работа. Ведь 2018 год в Российской Федерации объявлен годом волонтёра, и мы надеемся,что наш добрый проект продолжит своё существование и дальше.

Волонтёрская деятельность разнообразна и нам очень интересна, но удивительно, что раньше под волонтёрами понимались люди, которые принимали активное участие в военных действиях (первое упоминание о военных волонтёрах появилось в 1920 году во Франции).

Развитие волонтёрского движения проследить трудно, поскольку раньше нефиксировали действия такого рода. Но нам, людям, всегда было свойственно помогать близким, друзьям и соседям.

Подводя итог данной главы можно сказать, что в процессе изучения различных источников и знакомясь с историей развития волонтёрского движения, мы пришли к выводу, что волонтёры - это люди, которые готовы потратить свои силы и время на пользу обществу и государству. Труды и старания волонтёров не оплачиваются, а волонтёром может быть любой желающий без каких-либо возрастных ограничений.

2.2. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Изучая историю развития волонтёрства у нас в стране, нам удалось понять, что движениестало зарождаться в 80-х годах, но оно существовало и ранее просто имело другое название. Например: службы сестёр милосердия, тимуровское и пионерское движения. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г. тимуровские команды вели работу при дворцах пионеров и других внешкольных учреждений. Только в РСФСР (родители рассказывали, что таким сокращённым названием можно было назвать нашу страну с 1917 по 1991 годы) насчитывалось более 2 000 000 миллионов тимуровцев. Они брали шефство над госпиталями, семьями солдат и офицеров, помогали собирать урожай, ухаживали за могилами погибших Воинов.

В повести Аркадия Гайдара "Тимур и его команда" описано, как ребята- добровольцы по своей доброй воле помогали тем семьям, чьи родственники были в армии во время Великой Отечественной войны. Добровольцы в советское время активно помогали в освоении целины и строительстве БАМа (Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола).

Волонтёрское движение сегодня развивается очень быстро (по данным Росстата число волонтёров в 2017 году составило около 1 500 000 миллиона человек)и этому способствовали большие спортивные события в нашей стране, которые не могут обойтись без участия хороших и добрых волонтёров. Сегодня движение развивается в различных направлениях, а намудалось найти основные из них:

• Культурное волонтёрство – помощь в музеях и библиотеках;

• Социальное волонтёрство – помощь детям сиротам, людям с инвалидностью, бездомным, пенсионерам и т. д. ;

• Медицинское волонтёрство - помощь в больницах;

• Спортивное волонтёрство – помощь при организации крупных спортивных событий;

• Экологическое волонтёрство - помощь животным, в приютах для животных, зоопаркам и заповедникам.

Пожалуй, именно эти слова могут охарактеризовать итоги нашейглавы.

2.3. УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мы часто слышим, что мы ещё маленькие, что нам нужно ещё подрасти и стать взрослыми. Но все эти обращения нельзя применить к добрым поступкам, которые исходят от души и сердца. От родителей мы часто слышим, что добрые поступки красят человека и его жизнь. Именно поэтому нам захотелось понять, а можем ли мы, дети, быть волонтёрами? Или нужно ещё подрасти?

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. ПРИДУМЫВАЕМ, УЧАСТВУЕМ И ВОЛОНТЁРИМ В НАШЕМ ПРОЕКТЕ

Идея и цель нашего волонтёрского проекта очень проста. Мы принимали участие в качестве волонтёров- наставников для детишек из детского сада, проводя для них различные занятия, акции, события, мероприятия. Конечно,это очень волнительно и ответственно для всех нас. Но благодаря поддержке родителей и нашего классного руководителя нам удаётся успешно реализовывать наш проект.

Основными принципами нашего волонтё рского проекта стали:

• Вовлечение в совместную деятельность (дети детям);

• Личный пример (наставник).

Наш волонтёрский проект имеет свой креативный подход. Помимо приятных встреч нами были организованы совместные акции, благодаря которым мы теперь точно знаем каких трудов стоит одеть маленьких ребят на улицу.

Анализируя эффект от наших акций, мы поняли, что ровно за год нам удалось сформировать хорошую команду единомышленников как среди наших одноклассников, так и среди воспитанников детского сада. Дети узнали множество полезной информации, которую было легче воспринимать, так как она исходила почти от их сверстников (тех, кто не так уж и сильно отличается по возрасту, а мы конечно приобрели множество навыков: творческое, мышление, попрактиковались в публичных выступлениях и стали лучше общаться с друг, другом позитивнее смотря на нашу жизнь.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ

Наш классный руководитель,Елена Викторовна, говорит, что в XXI веке мы должны уметь критически мыслить (оценивать и думать над каждым утверждением, взаимодействоватьи коммуницировать, творчески подходить к делу. И наш проект даёт такую возможность.

Прежде чем проводить наше исследование, мы решили проанкетировать наших одноклассников и выяснили следующее (было опрошено 25 одноклассников) см. Приложение 1:

Благодаря данному анкетированию мы понимали, что в классе имеется большой интерес к волонтёрской деятельности и совместной работе, нам же нужно было всех объединить. Ребята не участвуют в проектах в качестве волонтёра в связи с тем, что не могут этого сделать (нет таких проектов).

После того, как мы получили положительный сигнал от наших одноклассников, нам хотелось определиться с программой нашего проекта. Мы решили спросить более подробно: какой формат мероприятий пользовался большим интересом у нашей команды и получили результаты (было опрошено 25 одноклассников) см. Приложение 2:

В наших стремлениях нас поддержали: все родители, родительский комитет и классный руководитель.

Удивительно, но в рамках нашего исследования нам удалось получить результаты, которые мы совершенно не ожидали получить см. Приложение 3:

• 73 % участников (одноклассники) отметили тот факт, что наш проект помогает развивать творческое мышление.

• 83 % участников (одноклассники) отметили тот факт, что наш проект помогает перебороть стеснительность и получить опыт выступлений перед публикой.

• 90 % участников (одноклассники) отметили тот факт, что помощь ближнему позволяет чувствовать себя очень радостно.

Мы так же опрашивали и детишек детского садика, которые с помощью флажков отвечали на наши вопросы и вот наши результаты см. Приложение 4:

• 80 % участников (дети) отметили тот факт, что им удалось узнать для себя что-то новое.

• 96 % участников (дети) отметили тот факт, что им удалось больше узнать о школе и её жизни.

• 98 % участников (дети) отметили тот факт, что им очень понравились наши занятия.

Наше участие продемонстрировало, что участие детей в таком виде деятельности хорошо сказывается на нашем позитивном восприятии мира. Участвуя, мы учимся критически мыслить (оценивать и думать над каждым утверждением, взаимодействоватьи общаться, иметь творческий подход к делу, что так необходимо в нашей учёбе.

Опыт работы в волонтёрском движении оцениваем, как положительный, показывающий эффективность многих используемых форм и возможность их применения. Волонтёрское движение, как гарант того, что мы должны расти честными, открытыми, готовыми на бескорыстную помощь. Помогая другим, мы дети-волонтёры, даём себе возможность почувствовать себя взрослыми и нужными. Проявляя заботу о детишках, мы видели, как они благодарны нам. Планируем и дальше продолжить волонтёрское движение, а полученный опыт обогащать и тиражировать. Волонтёрское движение в детском саду- это уникальная возможность влиять на успешную адаптацию и обучение детишек в школе.

Наши родители очень часто говорят, что сегодня мы школьники, завтра мы студенты, а послезавтра мы руководим нашей страной. Наверное, так оно всё и будет, но наш проект даёт нам и детишкам детского садика не только навыки необходимые в учёбе и жизни, но и - ключики к настоящей доброй русской душе.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

АНКЕТА ДЛЯ ОДНОКЛАССНИКОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ПРОЕКТУ

1 Мог/могла бы ты принимать участие в организации волонтёрского проекта?

2 Мог/могла бы ты организовывать событие для детишек из детского сада?

3 В организации какого события ты бы мог принять участие (обведи кружком) :

• Занятие (на примере школьного);

• Творческий мастер-класс.

4 Мог/могла бы ты принять участие в качестве волонтёра?

АНКЕТА ДЛЯ ОДНОКЛАССНИКОВ ДЛЯ ПОДРОБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАСТИЯ В НАШЕМ ПРОЕКТЕ

1 Готовы ли Вы проводить акции на территории детского сада?

2 Готовы ли Вы встречаться с дошкольниками в детском саду с целью общения и помогать им?

3 Готовы ли Вы проводить экскурсии для младших детей?

4 Сможете ли провести занятия для детей младше Вас?

АНКЕТА ДЛЯ ОДНОКЛАССНИКОВ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ СОБЫТИЙ

1 В рамках нашего проекта приходилось ли тебе, самому придумывать организацию встречи, акций, мастер-классов?

2 В рамках нашего проекта приходилось ли тебе, принимать участие в подготовке костюмов к выступлениям?

3 В рамках нашего проекта приходилось ли тебе, принимать участие в подготовке плакатов и рисунков для наших событий?

4 В рамках нашего проекта приходилось ли тебе, принимать участие в подготовке творческих заготовок для наших событий?

5 В рамках нашего проекта приходилось ли тебе, выступать перед аудиторией с публичным выступлением?

6 Приходилось ли тебе испытывать радость по итогам успешного проведения события?

АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАНИКОВ ДЕТСКОГО САДА

№ ВОПРОС ДА (СИНИЙ ФЛАЖЕК) НЕТ (ЗЕЛЕНЫЙ ФЛАЖЕК)

1 Удалось ли Вам узнать что-то новое сегодня на нашем событии?

2 Кому удалось лучше познакомиться с жизнью в нашей школе?

3 Понравилось ли Вам наше событие?

Митинг учащихся 1 класса у памятника Скорби в г. Пушкине

Митинг учащихся 1 класса у памятника Скорби в г. Пушкине Недавно наша страна отмечала великий праздник- День Победы. Мы тоже не остались в стороне. В нашей 606 школе г Пушкина большое внимание.

Программа по патриотическому воспитанию для учащихся 1 класса Воспитательная программа по патриотическому воспитанию Для учащихся 1 класса Сроки реализации – 1 год Пояснительная записка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной темы в том, что волонтеры востребованы сегодняшним обществом, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский

Тема. Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников

Максимова Светлана Викторовна,

заместитель директора по ВР,

учитель русского языка и литературы

Глава I ВОЛОНТЕРСТВО – СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников

Кто людям помогает – не тратит время зря,

Прекрасными делами наполнится земля!

Свободные минуты вы отдаете всем,

Кто в помощи нуждается, не требуя взамен

Ни золота, ни стажа, ни славы, ни любви.

Ваш выбор несомненен – да, волонтеры вы!

Актуальность данной темы в том, что волонтеры востребованы сегодняшним обществом, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. Волонтеры по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой – либо материальной выгоды. Каждому хочется верить в то, что работа, которую он выполняет, является очень важной, даже если она очень простая. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость, толерантность и др.

Также можно с уверенностью сказать, что волонтёрство – это появление новых форм вовлечения подростков в социальную активность.

Цель: реализация волонтёрской деятельности в школе как новой формы вовлечения подростков в социальную активность.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

показать, насколько важно волонтёрское движение в школе;

Глава I. Волонтёрство – средство формирования социальной активности школьников.

Процесс воспитания на сегодняшний день предполагает подготовку такого поколения, которое способно поддерживать свое физическое, моральное здоровье, адаптироваться к любой ситуации, обучаться, проявлять активность и талант на благо не только самого себя, но и общества в целом.

Итак, волонтерская деятельность – это эффективное средство формирования и развития социальной активности обучающихся, способна удовлетворить потребности обучающихся. Готовясь к новым социальным отношениям, школьники в процессе волонтёрской деятельности учатся участвовать в общественном процессе, разрешать конфликты в социуме, приносить пользу, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Участие в волонтерском движении помогает подрастающему поколению и в профессиональном самоопределении, так как это прямой путь к самостоятельной жизни, здесь всегда есть возможность проявить себя, попробовать в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути, реализуя свои идеи в решении социальных проблем. Волонтерство для школьника - это возможность приобрести первоначальный профессиональный опыт, опыт общения, взаимодействия, партнерства.

Таким образом, в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности учащиеся обретают уверенность в своих способностях и выстраивают новые социальные связи, обучаются новым нaвыкам, получают возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь, стать полноценным членом общества.

В результате конвергенции (процесс сближения) реального поведения и взаимодействия личности с внешним миром происходит нравственное (готовность к служению, сострадание, толерантность), социальное (формирование социальной ответственности, навыки эффективного взаимодействия в обществе), психическое (развитие различных психических функций) и деятельное (социальная активность, деятельностная состоятельность) развитие личности, являющееся основой саморазвития и самосовершенствования.

- формированию образа жизни, достойного человека;

- формированию жизненных позиций обучающихся;

- формирование ценностного отношения к социальным условиям человеческой жизни; формированию социальной активности;

- развитию способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Организация новых форм занятости детей для развития их социальной активности, самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.

Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

- Воспитывать гражданские и патриотические чувства детей и подростков;

- Поддерживать социальные инициативы, направленные на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

- Развивать социальную активность детей и подростков, самостоятельность и ответственность, коммуникативные умения и навыки;

- Предоставлять возможность для самореализации развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

- Привлекать средства массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в школе;

- Поддерживать волонтерское движение со стороны педагогического коллектива и родительского актива школы;

- Пропагандировать здоровый образ жизни.

Для успешной реализации программы необходимо использовать определенную группу принципов, составляющих целостную и неделимую основу программы. Пренебрежение каким- либо принципом недопустимо и губительно для программы.

Принципиальные основы деятельности взрослого:

1. Обеспечение безопасности обучающегося;

2. Достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов;

3. Организация совместной деятельности “Взрослый – ребенок”;

4. Продуманная, логичная система вовлечения подростка в ту или иную деятельность;

5. Максимальное использование имеющихся материально- технических ресурсов.

Принципиальные основы деятельности обучающегося:

1. Добровольное включение обучающегося в разнообразные виды деятельности;

2. Реализация личных способностей ребенка, развитие социальной активности;

3. Значимость деятельности ребенка;

4. Положительный результат участия в программе.

Ожидаемый результат:

1. Вовлечение большого числа детей и подростков школы в активную общественную жизнь.

2. Увеличение числа публикаций и выступлений по пропаганде добровольческого движения.

3. Заинтересованность общественности проблемами экологии, нравственности, духовности, здоровья, взаимопомощи.

4. Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.

5. Организованные игры, диспуты и другие культурно-эстетические развлекательные мероприятия.

6. Активное участие в пропаганде ЗОЖ, профилактических мероприятиях.

7. Снижение заболеваемости детей, риска совершения преступления и приобщения подростков к употреблению психотропных веществ.

Обучающиеся понимают, что волонтёр - это не профессия, это не увлечение, это образ жизни.

В заключении необходимо отметить, что волонтерская деятельность создает благоприятные условия для развития личности подростка, помогая проявиться индивидуальности, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям, помогает социализироваться.

Волонтёрство – новая форма вовлечения подростков в социальную активность. Очень важно создать условия для того, чтобы у школьника была возможность получать знания, умения и навыки, необходимые ему для дальнейшей жизни, а затем предоставить самостоятельность при определении целей, задач и форм его участия в социальном развитии общества. И в помощь в этом нам пришло волонтерское движение

Волонтерское движение – это перспективное, активное будущее для выпускников школ, которые обязательно станут отличными сотрудниками, ценными кадрами и хорошими родителями!

В эпоху постоянных природных и социальных проблем всё большую популярность набирает безвозмездная помощь людям. Условия, при которых ребёнок сможет помогать ближнему и почувствовать себя нужным и значимым в обществе, даёт волонтёрская деятельность в школе. Поддержка этого направления влияет на дальнейшее развитие культурного и высокоморального современного общества.

Волонтерство для школьников

Основные моменты

Волонтёр — человек, выполняющий работы или оказывающий услуги на добровольной бескорыстной основе. Волонтёрская деятельность — обязанности, связанные с оказанием помощи и имеющие благотворительный характер. К списку принципов, на которых строится эта миссия, относят: добровольное участие, уважительное отношение к людям, ответственный подход, соблюдение моральных принципов, равенство в коллективе.

Волонтёр имеет право:

Волонтерская деятельность в школе

  • добровольно остановиться на понравившемся виде деятельности;
  • принимать участие в общих сборах, предлагать идеи и пути решения проблем;
  • пройти обучение перед, предстоящим мероприятием;
  • на получение специальной экипировки, бесплатного питания и транспортировки;
  • отказаться от задания или выйти из организации, при определённых обстоятельствах.

Поощрения волонтёров выражаются во вручении грамот, сувениров и подарков, а также объявлением благодарности в газетах, при выступлениях в СМИ, социальных сетях и на сайтах.

Волонтёр обязан:

  • знать и следовать предписаниям деятельности;
  • чётко выполнять поставленные задачи и цели, согласно инструкции;
  • соблюдать правила конфиденциальности;
  • оповещать организацию о завершении деятельности в чётко установленные сроки;
  • повышать уровень компетенции, путём посещения обучающих тренингов и мероприятий.

Волонтёрство глазами детей

В раннем возрасте проявляется характер ребёнка и взгляды на окружающий мир, происходит формирование личности малыша. Вопрос, который стоит перед преподавателями и родителями детей, посещающих детский сад и начальную школу, как подготовить ребёнка ко взрослой ответственной жизни. Как раз для этой цели стала создаваться волонтёрская деятельность в начальной школе и дошкольных образовательных учреждениях.

Выделяют следующие этапы работы с воспитанниками в ДОУ и начальных классах:

Волонтерство глазами детей

  1. Изучение всех теоретических моментов и решение сопутствующих вопросов, по организации работы в ДОУ.
  2. Подготовка и мотивация желания самих детей к добровольческим действиям.
  3. Практические занятия детей.

Всё это организовывается через взаимодействие активных и заинтересованных педагогов, а также родителей и самих детей.

Волонтёры-школьники в детском саду помогают детсадовцам освоить разнообразные способы проведения досуга. Организовывают различные игры, совместно проводят праздники, помогают малышам собраться на прогулку.

Дети вместе со взрослым ухаживают за окружающим растительным миром. Высаживают цветы и кустарники, поливают, подвязывают. Участвуют в тематических акциях и общественных мероприятиях. Помогают в уборке местности, в изготовлении и ремонте различных предметов для игр. Делают и дарят поделки к различным праздникам.

Волонтерство среди детей

Все эти действия направлены на формирование умения общаться с детьми младшего возраста, сверстниками и взрослыми людьми. Становится ответственными и гибко воспринимать социальные изменения. Развивать чувство долга перед людьми с ограниченными возможностями и пожилого возраста, а также это помогает педагогам набираться опыта в организации и веде́нии волонтёрской деятельности с детьми и знакомит родителей с методикой работы движения в детском саду.

Сейчас волонтёрство среди детей набирает популярность. Стать волонтёром-школьником можно, получив специальный документ, в котором будут указаны основные моменты деятельности. Получить его могут лица, достигшие возраста 14 лет. Для этого нужно обратиться к педагогу, занимающемуся этим вопросом и предоставить ему необходимые документы. Две фотографии 3 на 4 см и паспорт или пода́ть заявку на портале Добровольцы. рф.

Направления деятельности

Необходимо со школьных лет развивать в ребёнке такие черты, как: сострадание, доброта́, желание помочь нуждающемуся. Все эти качества можно развить, выбрав одно из направлений волонтёрства. Прежде чем решится на такой шаг, как волонтёрство ребёнок должен осознать всю ответственность и задать себе следующие вопросы: насколько он готов отдаться добровольческому делу, сколько времени может затратить и какие цели хочет достигнуть.

Социальная поддержка

Связав себя с этой деятельностью, школьник тем самым решается поддерживать пожилых людей и ветеранов войны, а также ребят, находящихся в детских домах. Эти категории людей нуждаются в поддержке, заботе и милосердии. Ведь чтоб выслушать и возможно дать совет подчас у профессиональной помощи просто не хватает времени.

Волонтерская деятельность в начальной школе

Детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, также могут помогать волонтёры, ведь им очень часто требуется помощь в адаптации и учёбе. А дети, находящиеся на воспитании государства (в интернате, доме ребёнка) в первую очередь должны быть на попечении волонтёрских организаций, так как они лишены полноценного социального развития, что в первую очередь сказывается на их эмоциональном поведении и личности в целом. Полное включение детей-волонтёров во все сферы жизни ребёнка-сироты даёт возможность ему вырасти полноценным человеком во всех смыслах.

Примерами социальной поддержки детей-волонтёров являются: проведение праздников, организация досуга, репетиторство, помощь в бытовых делах. Сопровождать при передвижении, и просто выслушать и поддержать добрым словом.

Экологическая защита

Волонтеры школьники в детском саду

Ещё одна тема волонтёрского проекта — защита окружающей среды. Школьники принимают участие в различных акциях экологического характера: уход за растительностью, уборка от мусора скверов, парков, лесов, рек. Участвуют в общественных инспекциях по незаконным вырубкам и постройкам, а также касающихся загрязнения воды, воздуха и почвы. Организовывают тематические мероприятия в образовательных учреждениях (сбор подписей, распространение информации по экологической ситуации на планете).

Спортивное движение

Помощь в проведении спортивных мероприятий — главная работа этого волонтёрства. Школьники, выбравшие для себя это направление, организовывают соревнования, участвуют в различных конкурсах, событиях и делегациях, носящих спортивный характер и пропагандирующих здоровый образ жизни.

Всероссийские благотворительные движения

В обязанности волонтёров-медиков входит: организация и проведение акций, флешмобов и мастерских программ, касающихся вопросов донорства и пропаганды здорового образа жизни населения. Участие в оздоровительных и спортивных масштабных массовых мероприятиях.

Что может сделать школьник волонтер

Волонтёры-школьники могут сами придумывать и выбирать формат предоставления информации. Организовать зарядки для учеников до 11 лет, делиться знаниями об образе жизни и здоровье в форме тематического вечера или книжной статьи. Более старшие ученики, достигшие 14 лет, прошедшие необходимые курсы и изучившие специализированную литературу, могут помогать врачам в больницах, и нередко начав свой путь помощи ещё в школе, связывают с этим направлением всю дальнейшую жизнь.

Следующим примером служат спортивные Олимпийские игры в Сочи 2014 года, на них было вовлечено более 25 тысяч добровольцев, в том числе немалую часть составили учащиеся волонтёры. Что позволило выйти на новый более масштабный уровень добровольческого движения по всей России.

Работая в волонтёрском отряде, подростки видят своими глазами как порой трудна и непредсказуема, может быть, реальная жизнь, они сами на себе могут ощутить весь груз ответственности волонтёрской деятельности, и, конечно же, увидеть пользу от своих действий. Эта практика в школьные годы может в корне изменить мировоззрение ученика и поможет сделать правильный выбор в дальнейшей уже профессиональной деятельности.


Ключевые слова : волонтер, волонтерское движение, социализация.

Утверждение, что волонтерское движение является элементом социальной ответственности и высшего проявления развитого гражданского общества, не случайно. Сегодня роль волонтерского движения приобретает всевозрастающее значение для социального развития общества.

Волонтёрское движение в России берёт своё начало в православной церкви, которая и сейчас оказывает помощь всем нуждающимся. Помощь ближнему, духовное единение, милосердие — это исконно русские добродетели, которые так важно сегодня возродить в нашем обществе [2, с. 224].

Волонтёрство и добровольчество предоставляют возможность школьникам реализовать свои общественные потребности и интересы. Самостоятельно организованная деятельность младших школьников, направленная на добрые дела, это уникальный способ для самопознания, а в дальнейшем для самоопределения и благополучного вхождения в социум, накопления богатого жизненного опыта. [3, с.34].

Волонтеры школьного волонтерского отряда организуют разнообразную деятельность: это забота о людях пожилого возраста, посильная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, участие в делах по охране природы и животных, участие в акциях и операциях, направленных на оказание поддержки пожилым людям, сохранение исторических ценностей и др.

В календаре число 5 декабря отмечено как Международный день волонтёрства. Раскрытая ладонь, поднятая вверх — это символичный знак волонтерского движения.

Конечно, младшие школьники не могут оказать кому-то материальную помощь, однако они могут согреть своим участием и теплом душу одинокого человека, подбодрить и успокоить ребенка-инвалида, привлечь внимание общественности к острым проблемам социума, при этом становясь на более высокую ступень своего социального развития.

Волонтерская деятельность способствует социальному становлению и нравственному развитию младших школьников, помогает возрождению таких важных жизненных ценностей, как сострадание и милосердие, отзывчивость и гуманность. Она учит быть Человеком.

Результатом волонтерской деятельности в нашей школе является внутреннее и внешнее изменение детей: они обретают самоуважение, становятся уверенными, осознают свою полезность и нужность, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают духовную сторону жизни.

Мы уверены, что волонтерское движение в образовательном учреждении может существенно повлиять на формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения, поможет им в приобретении социального опыта, ответственности и желания изменить этот мир к лучшему.

Читайте также: