Внимательность как свойство личности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Целью данной работы является рассмотрение таких черт личности как внимательность и наблюдательность. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. дать определение понятию черт личности;

2. рассмотреть внимательность как черту личности;

3. рассмотреть наблюдательность как черту личности.

В соответствие с поставленными задачами была разработана и структура работы, которая состоит из трех пунктов, каждый из которых соответствует поставленной задаче.

ВложениеРазмер
referat_zhuchkovaon.docx 30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Внимательность и наблюдательность как черты личности

Каждый день по нескольку раз мы общаемся с самыми разными людьми, в транспорте, на работе, в магазине, в институте и просто на улице.

Мы контактируем как с близкими людьми, которых давно и хорошо знаем, так и с совершенно незнакомыми, которых видим впервые. Мало того, мы встречаемся с людьми при разных обстоятельствах, при радостных событиях и в конфликтных ситуациях. О каждой из этих встреч и ситуаций мы делаем для себя какие-то выводы и извлекаем информацию о собеседнике.

Если при кратковременном общении можно делать выводы только о том, как повел себя человек в той или иной ситуации, то при длительном общении мы понимаем каким человек является на самом деле, замечаем черты, свойственные для него в постоянной жизни, то есть его постоянные характеристики или, иными словами, черты личности.

Целью данной работы является рассмотрение таких черт личности как внимательность и наблюдательность. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. дать определение понятию черт личности;
  2. рассмотреть внимательность как черту личности;
  3. рассмотреть наблюдательность как черту личности.

В соответствие с поставленными задачами была разработана и структура работы, которая состоит из трех пунктов, каждый из которых соответствует поставленной задаче.

Под чертами личности, как правило, понимаются некие свойства и характеристики человека, описывающие его глубокие внутренние особенности, которые познаются не в какой-либо конкретной ситуации, а впоследствии длительного общения с ним.

Другими словами, это устойчивые особенности поведения человека, свойственные ему в различных ситуациях.

Черты личности могут быть как врожденными, переданными генетически, то есть биологическими, так и приобретенными в течение жизни, в процессе учебы, работы и общения с другими людьми, то есть социальными.

Черты личности могут быть как положительными, так и отрицательными, первый вид часто называют качествами личности. Наверное, нельзя назвать точное количество существующих черт личности, присущих человеку, можно только с полной уверенностью говорить о том, что их очень и очень много.

Британский психолог Р. Кеттелл в своих попытках описать все существующие черты личности нашел в словарях более 4 500 определений, выражающих позитивные или негативные свойства человека [1] .

Черты личности человека хоть и являются устойчивыми характеристиками и не меняются в зависимости от ситуации, но могут меняться на протяжении жизни, также как и характер, оставляя определенный отпечаток, но все же заметно деформируясь, а могут, наоборот, укрепляться, например, обычная аккуратность с годами может перерастать в настоящую педантичность и скрупулёзность.

В качестве примера черт личности можно назвать ответственность, наблюдательность, внимательность, любознательность и другие.

Когда человек делает все свои дела со вниманием и аккуратностью, то это внимание перерастает в такую постоянную черту личности как внимательность. Эта черта является очень важной и может многое сказать о человеке. Тот человек, который обладает данной положительной чертой, гораздо лучше воспринимает окружающий мир, быстрее реагирует на какие-либо события, происходящие в мире, стране, семье, на дороге или где-либо еще. Такой человек лучше усваивает информацию, а соответственно и более обучаем и развит.

Внимательность как черта личности связана с развитием отдельных свойств внимания, его объема, умения сосредоточиться на самом главном. Довольно интересно, что в отличие от некоторых других черт личности, внимание позволяет человеку запомнить и заметить даже то, что ему совершенно неинтересно, а в том, что по-настоящему вызывает интерес заметить самые мельчайшие подробности и нюансы.

Можно смело сказать, что данной чертой личности обладали все известные выдающиеся ученые. Чарлз Дарвин в своей автобиографии писал о том, что превосходит обыкновенных людей именно способностью замечать те, вещи, которые ускользают от внимания обычного человека [2] .

В зависимости от того, проявляет ли человек внимание ко всему или к каким-то определенным вещам, например, к цифрам или номерам, одежде или каким-либо другим деталям можно делать выводы о направленности личности. Например, один человек может быть в принципе внимательным и любознательным к любым вещам в жизни, другой сосредоточен на каком-то одном направлении, а третий меняет одно увлечение за другим, но во всех этих случаях можно говорить о развитии в данных индивидах такой черты личности как внимательность.

Очень интересно, что внимательность можно рассматривать еще и как моральное качество личности, причем здесь имеется виду не внимание к деталям и событиям, а такая важная вещь как внимательное отношение к людям. Синонимами внимательности в данном понимании являются такие понятия как заботливость и отзывчивость. Мы говорим, что человек внимателен к нам когда он замечает не какие-то материальные вещи, а наши потребности, желания и настроение , и наоборот, когда человек остается безучастным к нашим проблемам мы называем его невнимательным.

Наблюдательность как черта личности характеризуется способностью замечать существенные, возможно малозаметные свойства предметов и явлений.

Наблюдательность является очень важным и ценным качеством в жизни каждого человека. Наблюдая, или по-другому, концентрируя внимание на чем-либо, люди, у которых данное качество хорошо развито, запоминают намного больше информации об объекте наблюдения, чем остальные, соответственно являются более всесторонне развитыми.

Р. Киплинг описывал довольно интересный пример, с помощью которого можно понять разницу между наблюдательностью и внимательностью. Смысл эксперимента был в том, что на стол положили разные камни, показали их молодым людям, а потом накрыли бумагой и попросили каждого описать, что находится на столе. Один молодой человек сказал, что под бумагой несколько камней разного размера и цвета, а другой подробно описал, что на столе есть один большой камень зеленого цвета, с царапинами, похожий на полудрагоценный, и предположил, что царапины являются результатом огранки. С такими же подробностями он описал и остальные камни [3] .

Данный пример очень хорошо показывает разницу между внимательностью, когда молодой человек заметил лишь общие характеристики, и наблюдательностью, от которой не ускользнула ни одна мелочь.

Таким образом, можно сказать, что наблюдательность – это способность видеть вещи, не являющиеся очевидными на первый взгляд.

Данная черта, к сожалению, крайне редко бывает развита с рождения, но ее можно успешно и целенаправленно развивать, подмечая и запоминая в обыденной жизни какие-то свойства и вещи, не такие уж необходимые на первый взгляд. Со временем вырабатывается привычка замечать подобные вещи, то есть наблюдательность.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что чертами личности принято считать некоторые внутренние качества человека, характерные для него в жизни, а не в какой-либо конкретной ситуации.

В данной работе дано определение понятия черт личности и рассмотрены такие важные черты как внимательность и наблюдательность, очень похожие на первый взгляд, но очень разные на самом деле. Если внимательность помогает замечать какие-то общие свойства и характеристики предмета, то наблюдательность позволяет заметить не приметные на первый взгляд вещи.

Обе рассмотренные черты личности, безусловно, являются положительными и помогают человеку развиваться и узнавать много нового. Если данные характеристики не достаточно развиты с рождения, не стоит переживать по этому поводу, практически любую черту личности можно самостоятельно развивать в себе.

[1] ГОРБУНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА Социальная зрелость и черты характера личности // СНВ. 2013. №4 (5)

[2] Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 c

[3] ЩЕБЕТЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Черты личности и рефлексивные адаптации характера: изоморфизм или полиморфизм? // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. №1 (25)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Психологическая помощь участникам коррекции детей с аутичными чертами личности

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями психического здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, н.


Консультация для родителей "Черты толерантной личности"

Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разгов.


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЧЕРТЫ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.


Воспитание основ толерантности,как одной из значимых черт личности.

Воспитание толерантной личности.

Воспитание любви дошкольников к театру – это первый этап развития скрытых талантов и лидерских качеств. Что же такое театр? Это то место, где ты счастлив, где ты можешь погрузиться атмосферу вол.


Без игры нет и не может быть полноценно развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра.

Внимательность: что это такое и как ее развить?

Каждый человек периодически сталкивается с рассеиванием внимания из-за посторонних мыслей, не дающих сконцентрироваться на необходимых действиях. Специальные тренировки могут вам помочь прийти в состояние собранности и повысить свою внимательность.

Что это такое?

На качестве личности отражается умение или неумение человека пользоваться основными свойствами внимания: объёмом, направленностью, фокусированием, распределением, интенсивностью, напряжённостью, устойчивостью и переключаемостью.


Эти свойства неразрывно связаны с осуществляемой субъектом деятельностью. На начальном этапе внимание равномерно распределяется на несколько явлений или объектов. В этот момент ещё нет устойчивой сосредоточенности. Затем сознание вычленяет наиболее важные действия или предметы, необходимые для конкретной работы. Психические процессы начинают фиксировать именно их.

Внимательность зависит от умения сосредоточиться, сфокусировать внимание на главном с отвлечением от второстепенных данных, лишних раздражителей во время выполнения какой-либо деятельности. При плохо развитой произвольности психических процессов фиксация внимания на нужном объекте происходит с трудом. Малышам сложно удерживать внимание на чём-то длительное время. Шум в классе или мысли о предстоящем футболе могут помешать школьнику сосредоточиться на выполнении письменного задания. Таким образом, концентрация внимания при выполнении определённых действий обычно затруднена при наличии внешних раздражителей или отстранённых мыслей.

В психологии внимательность не относят к самостоятельному психическому процессу. Она отражает признаки других процессов. Субъект действует, размышляет, слушает, смотрит внимательно или невнимательно. Внимательность как качество личности формируется в результате тренировки внимания. Некоторым удаётся достичь мастерства в умении сконцентрироваться на очень скучном деле.

Такой процесс иной раз свидетельствует о высокой компетенции демонстрирующего отличные результаты сотрудника в структуре профессионального труда.

Нельзя поставить внимание в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Оно является одной из сторон этих процессов, поэтому необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Например, со вниманием можно рассматривать картину, решать какую-либо задачу, слушать музыку и др. Поэтому внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на каком-либо объекте.

Основная задача внимания – оградить сознание от лишнего и сосредоточиться на важной, полезной и интересной информации.

В отношении внимания у психологов до настоящего времени нет единого мнения.

Благодаря вниманию эффективность соответствующей психической деятельности повышается, психические процессы протекают более ясно и отчетливо. Большое количество раздражителей, которые действуют в данный момент на человека, он воспринимает не все, а только какое-то число. Это говорит о том, что внимание имеет избирательный характер. Благодаря вниманию человек воспринимает предметы и явления с большей ясностью.

Например, при слуховом восприятии, он подмечает малейшие звуки, которые необходимо услышать. При процессах мышления внимание имеет организующее значение, и процесс мышления протекает упорядоченно. С ослаблением внимания мышление становится неорганизованным. По внешнему виду человека, благодаря приспособительным движениям, можно говорить о его внимании.

Для внимания характерны индивидуальные особенности – объем, распределение, концентрация и др. это говорит о том, что внимание имеет высокую степень самостоятельности.

Как психический процесс внимание имеет огромное значение для человека, потому что любая деятельность без него просто невозможна. Поскольку внимание всегда направлено на конкретный объект, то у него есть та или иная направленность. Направленность предполагает сохранение деятельности на какой-то период времени. Выбрать ту или иную деятельность еще недостаточно, чтобы быть внимательным надо этот выбор удержать и сохранить его.

Для внимания характерна сосредоточенность – это большая или меньшая углубленность в деятельность. Для решения сложной задачи требуется большая углубленность. Сосредоточенность и направленность имеют тесную связь между собой. Когда внимание человека на что-то направляется, то одновременно с этим оно ещё сосредотачивается. Несмотря на тесную связь эти понятия не тождественны. Направленность связывают с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточенность связывают с углубленностью в это занятие.

Теории внимания

Внимание своими интересными и противоречивыми свойствами привлекало взгляды многих ученых. Происхождение и сущность внимания они объясняли по-разному.

Анализируя разные подходы к пониманию природы внимания, Н.Н. Ланге, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп:

Оригинальные трактовки внимания выдвигались и отечественными психологами, например, П.Я. Гальпериным. Основные положения его концепции в следующем:

  • Внимание это один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие. Оно направлено на содержание образа, мысли, другого феномена, который в данный момент существует в психике человека;
  • Внимание по своей функции представляет контроль над содержанием. В действиях человека есть ориентировочная, исполнительская, контрольная части. Эта контрольная часть и представлена вниманием;
  • Деятельность контроля или внимания, в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, не имеет отдельного результата;
  • Все конкретные акты произвольного и непроизвольного внимания с его точки зрения, как деятельности психического контроля, есть результат формирования новых умственных действий.

Данные теории опираются на реальные факты, но игнорируют все остальные проявления, абсолютизируя выделенные феномены. Только в совокупности всех свойств можно правильно понять феномен внимания.

Внимание как свойство личности

Если рассматривать внимание с точки зрения свойств личности, то оно проявляет себя как внимательность, состоящую из усвоенных правил и морально-этических норм, принятых в обществе. Специалисты рассматривают две основные формы проявления внимательности:

  1. Объектная форма. Она связана с умением замечать изменения, которые происходят в окружающей среде, умением изменять события, управлять ими и контролировать их исполнение. Внимательность включает в себя такие качества как любознательность, наблюдательность и др.
  2. Субъектная форма. Внимательность в этой форме проявляет себя при общении людей друг с другом. Она заключается в умении подмечать и различать эмоционально-чувственные проявления людей.

В этом отношении непревзойденным мастером был американский психиатр и психотерапевт Милтон Эриксон. Он замечал мельчайшие оттенки чувственных проявлений людей. Эту свою особенность он использовал в психотерапевтической практике.

Для этой формы внимательности характерны такие качества личности как чуткость, отзывчивость, умение замечать чувства людей и сопереживать им, т.е. эмпатия.

У каждого человека объектная и субъектная внимательности сочетаются в определенной пропорции и могут быть как равно представленными, так и с доминированием какой-то одной.

У человека может возникнуть состояние обостренной внимательности, когда он попадает в новую, необычную для него обстановку.

Внимательность как черта характера, выражающая отношение к людям, приобретает в обществе огромную ценность и составляет основу чуткости и такта в подходе и к детям и взрослым.

Сначала проведём небольшой тест в виде игры. Проверь, насколько развито у тебя внимание. Если ты легко справляешься с играми на внимание (внимательность), то дальше можешь даже не читать.

Если же тебе было сложно сосредоточиться на игре, то почитай информацию далее. И ты узнаешь, чего тебе не хватило, чтобы быть в игре успешным.

Правило игры очень простое: передвигая платформу снизу, не давать мячику уйти за игровое поле. При каждом ударе по клеткам сверху мячик отскакивает с разной скоростью. Необходимо быть очень внимательным, что вовремя пододвинуть платформу к месту, куда предположительно ударит мячик.

Каждый удар по верхним клеточкам выбивает несколько ячеек, их количество уменьшается. Нужно мячиком выбить все ячейки. При каждом промахе платформой мячик уходит за игровое поле, а верхние клетки снова появляются в полном составе.

Поэтому очень сложно их все выбить. Кстати, я заметила, что платформой можно управлять направление мяча. Если вы отбиваете мяч центром платформы, то он летит ровно вверх, выбивая клетки. Если подставить под мяч левый край платформы, то мяч будет направлен налево, правый край платформы направляет мяч вправо.

Но не всё так просто. Мяч может рекошетить от стенок и менять направление движения. Поэтому нужно быть очень внимательным! Удачи!

Внимание — это свойство сознательной сосредоточенности и направленности на чём-либо или на ком-либо, на явлении, действии и т.д.

Когда мы говорим о направленности, то это касается выбора объекта, на который направлено наше внимание. В отношении сосредоточенности мы подразумеваем, что некий объект или деятельность выделена среди остальных.

Внимание как свойство личности

Мы постоянно получаем разного рода информацию из окружающего мира. Так как каждый имеет личные предпочтения и вкусы, то не вся информация задерживается в памяти, а только та, которая затронула наше сердце.

После того как мы получили сигнал, что что-то для нас интересное рядом, у нас подключается внимание. Мы начинаем исследовать данную информацию всеми органами чувств. Мы смотрим и видим, слушаем и слышим. Если это осязаемый объект, мы начинаем исследовать его тактильно. И проявляем внимание мы при этом совершенно непроизвольно. Нам интересно, мы обращаем своё внимание. Это непроизвольное внимание.

Конечно же, иногда наше внимание может нас подводить. Если мы долго занимались одной деятельностью, устали, то внимание ослабевает. Мы должны, да нет. Мы просто обязаны переключиться на другое занятие.

А если мы не можем этого сделать: сидим на уроке, торопимся выучить материал, готовимся к экзаменам… Тогда нам приходится включать своё произвольное внимание и быть внимательными.

Так что же такое внимательность?

Внимательность как свойство

Если внимание — это психический процесс, то внимательность — это процесс проявления сосредоточенности и направленности в действии, зачастую в непроизвольной форме.

Внимание и внимательность сначала носят произвольный характер. Мы заставляем себя концентрироваться на вещах необходимых, но не интересных нам.

Постепенно некоторые объекты, явления или деятельность могут нам понравиться. И тогда внимание переходит в разряд произвольного.

Виды внимания

Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Это важнейшие его виды, о них мы и коротко поговорим.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание проявляется без сознательного усилия или волевого действия.

Это пассивное внимание, приходящее в силу интересов человека. Объект или деятельность без принуждения захватывают нас при малейшем раздражителе: т.е. мы что-то заметили, обратили внимание и не можем оторваться.

Вынужденное, произвольное внимание

Нам трудно управлять собой, но нам необходимо на чём-то сосредоточиться. Поневоле приходится заниматься тем, что не затрагивает наших чувств и желания. Такие объекты, на которые мы периодически направляем своё произвольное внимание, присутствуют в нашей повседневности для нашего же обеспечения: работать (даже если работа не нравится), чтобы обеспечивать себя едой и одеждой; выполнять уроки, учиться, чтобы найти в будущем достойную работу для обеспечения себя …и так далее.

Произвольное внимание не появляется само по себе, даже если мы понимаем, зачем нам надо учиться, а затем работать.

Приходится прикладывать определенные усилия и подключать свою волю.

Мы осознаём необходимость чего-то и ставим цель. Затем сознательно её достигаем активными действиями, подключаем внимание к выполнению промежуточных целей для достижения окончательной.

В следующих статьях мы будем часто обращаться к методикам диагностики внимания. Мы будем разговаривать о свойствах внимания, остановимся на каждом виде более подробно.

Читайте также: