Внимательно слушайте записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному плану

Обновлено: 04.07.2024

2 круга кровообращения, сердце 3-х камерное, желудочек разделен неполной перегородкой.
Осевой скелет разделен на 5 отделов: шейный, туловищный (пояснично-грудной) , поясничный, крестцовый, хвостовой. Череп более окостеневший, чем у земноводных.
5 отделов головного мозга: передний, промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый мозг. Отчётливо выражена вегетативная нервная система
6 органов чувств: обоняние, осязание, зрение, вкус, слух и тепловая чувствительность.
Дыхание лёгочное.
Пищеварительный тракт дифференцирован.
Раздельнополые.

Источник: Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Часть 2. Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие // Зоология позвоночных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Изучить особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей (на примере дождевого червя) Задачи: Сформировать представление об особенностях строения, жизнедеятельности и значения кольчатых (на примере дождевого) червей. Продолжить формирование навыков по работе с лабораторным оборудованием, живыми объектами. Расширить арсенал способов подачи информации, применяя электронные средства обучения. Развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности. Формировать эволюционные принципы в изучении зоологии (принцип усложнения организации дождевого червя по сравнению с круглыми) Воспитывать стремление познать многообразие животных на Земле; экологическое мировоззрение.

Тип урока: Изучение нового материала.

Термины и понятия: сегмент, вторичная полость тела, метанефридии, брюшная нервная цепочка, муфта.

Планируемые результаты

-экологическая грамотность учащихся;

-умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

-умение вести наблюдение;

умение прогнозировать ситуацию.

- ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-умение формулировать высказывание;

-умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

- умение работать в парах.

Ученик должен знать:

- особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей; роль кольчатых червей в природных сообществах.

Ученик должен уметь:

- устанавливать взаимосвязь строения дождевого червя с его обитанием в почве.

- обосновывать роль малощетинковых червей в почвообразовании.

-использовать информационные ресурсы для подготовки презентации учебного проекта

о роли кольчатых червей в почвообразовании.

-наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.

обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Организационный момент

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Учебно-познавательная деятельность

1. Рассказ (беседа) учителя. Общие сведения о кольчатых червях и их происхождении.

Тип кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тысяч видов червей, обладающих гораздо более сложной организацией, чем представители других типов червей. Определенные черты строения личинок кольчатых червей (тело не разделено на сегменты и покрыто ресничным эпителием) позволяет предположить, что кольчатые черви произошли от плоских червей.

Это произошло более 600 млн. лет назад.

Кольчатые черви населяют соленые и пресные водоемы, почву.
Они распространены во всех географических поясах. Однако большее число видов обитает в теплых областях.

Кольчатые черви, подобно плоским и круглым червям, трехслойные животные с двусторонне - симметричным телом. Тело дождевых червей очень сильно вытянуто; состоит из большого числа похожих друг на друга сегментов, образованных кольцевидными перетяжками. Сегменты иначе называют кольцами, отсюда и название класса кольчатые или кольчецы. Дождевой червь, трубочник, медицинская пиявка, нереида, пескожил – все это представители типа кольчатых червей. Тип объединяет несколько классов из них три основных – Многощетинковые(Полихеты), Малощетинковые(Олигохеты) и Пиявки.

Класс Малощетинковые (Олигохеты)

Представители: дождевые черви, трубочники и др. Большинство малощетинковых обитают в почве и пресных водах. Детритофаги (питаются полуразложившимися остатками растений и животных). Параподии отсутствуют. Щетинки отходят непосредственно от стенки тела. Головная лопасть выражена слабо. Органы чувств часто отсутствуют, но имеются обонятельные, осязательные, вкусовые, светочувствительные клетки. Гермафродиты. Осеменение внутреннее, перекрестное. Развитие прямое, проходит в коконе, который после оплодотворения образуется на теле червя в виде пояска, а затем сползает с него.

Огромна роль дождевых червей в почвообразовании. Они способствуют накоплению гумуса и улучшают структуру почвы, тем самым повышая плодородие почвы.

Класс Многощетинковые (Полихеты)

Представители: нереиды, пескожилы, палоло и др. Обитают главным образом в морях, преимущественно донные формы, ползают или зарываются в грунт. Некоторым свойственно свечение. Среди многощетинковых встречаются свободноживущие и паразитические формы. Многие хищники. Длина тела от 2 мм до 3 м. На каждом сегменте расположена пара параподий с многочисленными щетинками. Хорошо развита головная лопасть, на которой расположены органы зрения. У многих на параподиях расположены жабры. Кровь часто окрашена в красный цвет. Большинство многощетинковых раздельнополы. Осеменение наружное. Развитие с метаморфозом (личинка трохофора).

Класс Пиявки

Пиявки — свободноживущие хищники или эктопаразиты, питающиеся кровью. Параподии и щетинки отсутствуют. Тело снаружи покрыто плотной кутикулой. Наружная кольчатость не соответствует внутренней сегментации. На переднем и заднем концах тела имеются присоски. Головная и анальная лопасти не выражены. Полость тела редуцирована. В ротовой полости есть хитиновые зубцы, разрезающие кожу жертвы при питании пиявки. Слюна содержит гирудин — вещество, препятствующее свертыванию крови. Средняя кишка образует карманы, которые при питании заполняются кровью. Метанефридии находятся лишь в нескольких сегментах. Гермафродиты. Осеменение внутреннее. Развитие прямое.

Мы познакомимся с особенностями образа жизни, строения и процессами жизнедеятельности их на примере дождевого червя – представителя Малощетинковых.

Кольчатые черви — наиболее прогрессивная группа червей.

Это первые животные, у которых возникли кровеносная система, сегментированное тело, парные органы движения — прообраз будущих конечностей. У кольчатых червей впервые в эволюции появляется вторичная полость тела (целом).

2.Работа с текстом

Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. Они перемешивают почву, снижают ее кислотность, повышают плодородие. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью.* Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. * Дождевые черви живут во влажной почве. Особенно много червей на поверхности земли бывает после дождя, т.к. вода заливает воздухоносные поры в земле. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев*. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см*.

1. Почему это животное получило такое название?(1 балл)

2. Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность

3. От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя? 3 балла

Эталон ответа:

1. тело состоит из ряда колец т.е разделено перетяжками на членики.

2. дождевых червей можно увидеть на поверхности земли после дождя,

потому что нечем дышать.

3. в засушливую погоду, при недостатке влаги, процессы жизнедеятельности затруднены и черви погружаются в глубокие и более влажные слои почвы; в зимнее время они стремятся опуститься ниже глубины промерзания почвы.

Рассказ учителя. Внутреннее строение и жизнедеятельность кольчатых червей.

Вторичная полость тела, или целом

Тело Кольчатых червей состоит из трёх слоев клеток: эктодермы, энтодермы и мезодермы (т. е. они трёхслойные животные).

Вторичная полость тела (целом) развивается из клеток мезодермы (пространство между стенкой тела и внутренними органами).

В отличие от первичной полости тела вторичная полость изнутри выстлана собственным внутренним эпителием.

Целом заполнен жидкостью, создающей постоянство внутренней среды организма. Благодаря давлению жидкости вторичная полость поддерживает определённую форму тела червя, служит опорой при передвижении (т. е. служит гидроскелетом) и обеспечивает работу систем органов (участвует в обмене веществ: переносит питательные вещества, накапливает и выводит наружу вредные вещества, а также выводит половые продукты).

Наличие кожно-мускульного мешка обеспечивает сложность движений кольчатых червей.

Полость тела. У кольчатых червей, как и у круглых, имеется заполненная жидкостью полость тела, которая расположена под кожно-мускульным мешком. Она образовалась не в результате разрушения клеток паренхимы, а из промежуточного слоя клеток – мезодермы. Такая полсть тела называется вторичной, или целомом.

Сегменты тела

Кольчатые черви — в основном свободноживущие животные и имеют двустороннюю симметрию. На их теле можно выделить головной отдел, туловище и хвостовой отдел.

Тело Кольчатых червей разделено на следующие друг за другом участки — сегменты, или кольца (отсюда и название — кольчатые черви). Таких сегментов у разных видов может быть несколько или сотни. Каждый сегмент является самостоятельным отсеком: в нём имеются собственные наружные выросты, узлы нервной системы, органы выделения и половые железы.

Движение обеспечивается пучками кольцевых и продольных мышц, а также особыми парными выростами тела, расположенными на боках каждого сегмента, — параподиями (похожими на ноги), которые есть не у всех кольчатых червей.

Пищеварительная система устроена значительно сложнее. К пищеварительной системе относятся рот, глотка, пищевод, средняя и задняя кишки, анальное отверстие.

Выделительная система представлена метанефридиями, которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.

Органов дыхания нет. Он дышит всей поверхностью тела.

Нервная система тоже устроена сложнее. Вокруг глотки располагаются соединенные между собой парные надглоточные и подглоточные нервные узлы. Узлы имеются и в каждом сегменте, образуя брюшную нервную цепочку. От нее отходят многочисленные нервы.

Органы чувств – глазки, обонятельные ямки, усики и щетинки - осязание.

Половая система. Кольчатые черви бывают раздельнополыми и гермафродитами.

Размножение возможно бесполым и половым путями.

Однако оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи. Развитие дождевого червя прямое. Из яиц выходят маленькие червячки.

Бесполое размножение дождевых червей наблюдается крайне редко. Зато у них хорошо развита регенерация. Они весьма успешно восстанавливают поврежденные части тела и даже достраивают недостающий задний конец, если его отрезать. Передний конец тела восстанавливается редко и с большим трудом.

Половое размножение протекает с участием двух особей даже у гермафродитов.

При бесполом размножении тело червя распадается на несколько частей, а затем каждая из них достраивает недостающие головные и хвостовые отделы.

Происхождение

Кольчатые черви произошли от примитивных (низших) червей с нерасчленённым телом, похожих на плоских ресничных червей. В процессе эволюции у них появились вторичная полость тела (целом), кровеносная система, а тело разделилось на кольца (сегменты). От примитивных многощетинковых червей произошли малощетинковые.

Задание самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний: внимательно слушайте, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному плану. Произведите взаимопроверку с соседом по парте.

1. Особенности кожно-мускульного мешка______________________________________

2. Полость тела______________________________________________________________

е) органы чувств________________________________________

Критерии оценки: За каждый правильный ответ по 1 баллу, итого- 9 баллов.

1. кожно-мускульный мешок состоит из кутикулы, кожного эпителия, кольцевых и продольных мышц.

2. имеют вторичную полость тела. ( целома).

а) ротовое отверстие → глотка → пищевод → зоб → желудок → кишечник → анальное отверстие.

б) представлена метанефридиями (выделительные воронки), которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.

в) продольные сосуды, кольцевые сосуды, сердце, замкнутая к/с

г) органов дыхания нет, дышит всей поверхностью тела.

д) окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка

е) глазки, обонятельные ямки, усики и щетинки - осязание.

ж) Дождевые черви – гермафродиты, оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи, бесполое размножение – редко.

Первичное закрепление.

Задание: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Обозначьте цифрами.

Образовательная: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей; выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах.

Развивающая: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать с таблицами, выполнять лабораторную работу по инструкции, наблюдать, решать проблемные вопросы.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, многообразие их видов; видео ролик о кольчатых червях; цифровой микроскоп; микропрепараты; раздаточный материал.

Аскарида, острица, ришта, филярия

2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: гермафродиты, раздельнополые, кутикула, половой диморфизм.

Какое слово лишнее?

  1. Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)
  2. Санитарный контроль продуктов
  3. Соблюдение правил личной гигиены
  4. Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений
  5. Систематические медицинские осмотры
  6. Очистка питьевой воды

Власоглав, почвенная нематода, мононх-однозуб, аскарида

2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: рот, стилет, кутикула, анальное отверстие.

Какое слово лишнее?

  1. Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)
  2. Санитарный контроль продуктов
  3. Соблюдение правил личной гигиены
  4. Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений
  5. Систематические медицинские осмотры
  6. Очистка питьевой воды
  1. Введение в тему. Беседа.

- Как вы думаете. Почему они изучаются в этой последовательности?

Учащиеся: Так в процессе эволюции происходило усложнение их организации.

Учитель: Вспомним по одному представителю каждого типа: планария, аскарида, дождевой червь. Кто из них на ваш взгляд, более всего соответствует обыденному представлению о животных как активных охотниках за пищей? На чем основано ваше мнение?

  1. Объявление темы урока. Постановка познавательной задачи.

- Как строение кольчатых червей связано с их образом жизни?

- В чем заключается взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности кольчатых червей?

- В 1881 году за год до своей кончины, всемирный известный Ч.Дарвин неожиданно для своих коллег, почитателей и противников опубликовал книгу о дождевых червях, которую заключил словами: “Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но еще задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в историй земной коры заняли бы столь видное место”.

Что же такое интересного увидел Дарвин в дождевых червях?

3) Решение познавательной задачи.

1. Рассказ учителя. Общие сведения о кольчатых червях и их происхождении.

Тип кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тысяч видов червей, обладающих гораздо более сложной организацией, чем представители других типов червей. Кольчатые черви населяют соленые и пресные водоемы, почву. Некоторым представителям свойствен временный или постоянный паразитизм.

Они распространены во всех географических поясах. Однако большее число видов обитает в теплых областях.

Тело кольчатых червей вытянутое, круглое или овальное на поперечном разрезе. Тело разделено перетяжками на членики. Дождевой червь, трубочник, медицинская пиявка, нереида, пескожил – все это представители типа кольчатых червей. Тип объединяет несколько классов из них три основных – Многощетинковые(Полихеты), Малощетинковые(Олигохеты) и Пиявки. Мы познакомимся с особенностями образа жизни, строения и процессами жизнедеятельности их на примере дождевого червя – представителя Малощетинковых.

2 . Индивидуальная и парная работа. Образ жизни дождевого червя.

Задание: внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, а затем обсудите ответы на вопросы с начало с соседом по парте и потом с учителем.

Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью. Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. Дождевые черви живут во влажной почве. В сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности земли, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см.

  1. Почему это животное получило такое название?
  2. Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли?
  3. От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя? (в засушливую погоду, при недостатке влаги, процессы жизнедеятельности затруднены и черви погружаются в глубокие и более влажные слои почвы; в зимнее время они стремятся опуститься ниже глубины промерзания почвы)

Задание: Рассмотрите внимательно рисунки, просмотрите внимательно видео фрагмент и выполните задания лабораторной работы в рабочей тетради. Итогом вашей работы должен быть вывод, основа которого дана в инструктивной карточке.

Комментарий учителя к видеофрагменту: Когда дождевые черви передвигаются в рыхлой почве, они передним концом тела раздвигают ее частицы. В плотной почве черви проедают себе дорогу – пропускают почву через кишечник, выбрасывая ее через анальное отверстие. Тело дождевого червя может укорачиваться и утолщаться либо удлиняться и утончаться. Изменения в длине и толщине тела происходят благодаря работе кольцевых и продольных мышц. Путем их попеременного сокращения и расслабления червь передвигается.

Вывод: Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .

4. Парная работа учащихся с текстом; рассказ учителя (о значении кровеносной системы). Внутреннее строение и жизнедеятельность кольчатых червей.

Задание для учащихся: внимательно слушайте одноклассников, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному алгоритму. Произведите взаимопроверку с соседом по парте, сравнивая ответы с текстом учебника.

  1. Особенности кожно-мускульного мешка
  2. Полость тела
  3. Общий план строения пищеварительной системы
  4. Общий план строения выделительной системы
  5. Особенности строения кровеносной системы
  6. Особенности строения дыхательной системы
  7. Особенности строения нервной системы
  8. Особенности строения половой системы

У кольчатых червей, как и у круглых, имеется заполненная жидкостью полость тела, которая расположена под кожно-мускульным мешком. Она образовалась не в результате разрушения клеток паренхимы, а из промежуточного слоя клеток – мезодермы. Такая полсть тела называется вторичной, или целомом.

Пищеварительная система устроена значительно сложнее.

Выделительная система представлена метанефридиями, которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.

Органов дыхания нет. Он дышит всей поверхностью тела.

Нервная система тоже устроена сложнее. Вокруг глотки располагаются соединенные между собой парные надглоточные и подглоточные нервные узлы. Узлы имеются и в каждом сегменте, образуя брюшную нервную цепочку. От нее отходят многочисленные нервы.

Дождевые черви – гермафродиты. Однако оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи. Развитие дождевого червя прямое. Из яиц выходят маленькие червячки.

Бесполое размножение дождевых червей наблюдается крайне редко. Зато у них хорошо развита регенерация. Они весьма успешно восстанавливают поврежденные части тела и даже достраивают недостающий задний конец, если его отрезать. Передний конец тела восстанавливается редко и с большим трудом.

5. Первичное закрепление.

Учитель: Ребята, проверьте свои знания без текста учебника. Работа на интерактивной доске.

Задание: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Соедините линиями, обозначьте цифрами.

Системы органов Функции

Пищеварительная система А. Отвечает на раздражение

Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и другие

Кровеносная система В. Осуществляет выделение жидких продуктов

Выделительная система Г. Обеспечивает воспроизведение себе подобных

Д. Управляет работой организма

Система размножения Е. Осуществляет переваривание и всасывание пищи

Части организма

2. Метанефридии 8. Желудок

3. Окологлоточное кольцо 9. Кишка

4. Глотка 10. Рот

5. Брюшная нервная цепочка 11. Яичники

6. Пищевод 12. Семенники

6. Фронтальная работа с микроскопом.

Задание: Рассмотрите на малом увеличении микроскопа готовый микропрепарат поперечного разреза дождевого червя. Используя рисунок в учебнике, выясните, какие органы дождевого червя видны на микропрепарате. Чем внутреннее строение дождевого червя отличается от внутреннего строения плоских и круглых червей?

6.Фронтальное решение биологических задач, рассказ учителя. Значение Кольчатых червей в природе и жизни человека.

Есть памятник собаке

Есть памятник лягушке

Коту и обезьянам

И лоцману – дельфину

Но не найдете памятник

Вы дождевым червям.

Ну, почему вы помните

Про комара кусачего

Про зайца длинноухого, про синего кита

Вы их увековечили…

ЧЕРВЯМ поставьте памятник!

Чтоб знало человечество

На ком стоит Земля!

За что дождевым червям нужно поставить памятник?

В лиственном лесу на 1 га насчитывается в среднем 30 000 дождевых червей. В течение года один червь утаскивает в норки и перерабатывает до 800 г листьев. Сколько листьев перерабатывают все черви за год на площади в 1 гектар? (24 т)

В наиболее благоприятных условиях (чаще всего это широколиственные леса) численность дождевых червей достигает 500 – 800 на 1 м кв. рассчитайте, сколько почвы за сутки перерабатывают дождевые черви на площади 20 га земли, если один дождевой червь может переработать за это время около 0,5 г почвы? На основании полученных данных сделайте вывод о роли дождевых червей. (80000 кг или 80 т)

4. Закрепление. Работа с тренажером.

5. Выводы. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

3) Подумайте! Что вы изобразите на памятнике дождевому червю.

Технологическая карта по теме

Цель: изучить особенности образа жизни и строения Кольчатых червей.

Задание 1: запишите в тетрадь: тему урока, дату урока.

Аскарида, острица, ришта, филярия

2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: гермафродиты, раздельнополые, кутикула, половой диморфизм.

Какое слово лишнее?

  1. Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)
  2. Санитарный контроль продуктов
  3. Соблюдение правил личной гигиены
  4. Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений
  5. Систематические медицинские осмотры
  6. Очистка питьевой воды

Власоглав, почвенная нематода, мононх-однозуб, аскарида

2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: рот, стилет, кутикула, анальное отверстие.

Какое слово лишнее?

  1. Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)
  2. Санитарный контроль продуктов
  3. Соблюдение правил личной гигиены
  4. Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений
  5. Систематические медицинские осмотры
  6. Очистка питьевой воды

Задание 3: Внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, а затем обсудите ответы на вопросы с начало с соседом по парте и потом с учителем.

Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью. Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. Дождевые черви живут во влажной почве. В сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности земли, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см.

  1. Почему это животное получило такое название?
  2. Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли?
  3. От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя?

Задание 5: Внимательно слушайте учителя, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному алгоритму. Произведите взаимопроверку с соседом по парте, сравнивая ответы с текстом учебника.

  1. Особенности кожно-мускульного мешка
  2. Полость тела
  3. Общий план строения пищеварительной системы
  4. Общий план строения выделительной системы
  5. Особенности строения кровеносной системы
  6. Особенности строения дыхательной системы
  7. Особенности строения нервной системы
  8. Особенности строения половой системы

Задание 7: Рассмотрите на малом увеличении микроскопа готовый микропрепарат поперечного разреза дождевого червя. Используя рисунок в учебнике, выясните, какие органы дождевого червя видны на микропрепарате. Чем внутреннее строение дождевого червя отличается от внутреннего строения плоских и круглых червей?

Подведение итогов урока:

Домашнее задание.

3) Подумайте! За что дождевым червям нужно поставить памятник?

Карточка с заданиями

Системы органов Функции

Пищеварительная система А. Отвечает на раздражение

Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и другие

Кровеносная система В. Осуществляет выделение жидких продуктов

Выделительная система Г. Обеспечивает воспроизведение себе подобных

Д. Управляет работой организма

Система размножения Е. Осуществляет переваривание пищи

Части организма

2. Метанефридии 8. Желудок

3. Окологлоточное кольцо 9. Кишка

4. Глотка 10. Рот

5. Брюшная нервная цепочка 11. Яичники

6. Пищевод 12. Семенники

Системы органов Функции

Пищеварительная система А. Отвечает на раздражение

Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и другие

Кровеносная система В. Осуществляет выделение жидких продуктов

Выделительная система Г. Обеспечивает воспроизведение себе подобных

Д. Управляет работой организма

Система размножения Е. Осуществляет переваривание пищи

Части организма

2. Метанефридии 8. Желудок

3. Окологлоточное кольцо 9. Кишка

4. Глотка 10. Рот

5. Брюшная нервная цепочка 11. Яичники

6. Пищевод 12. Семенники

Лабораторная работа

- передний и задний концы тела,

Сделайте рисунок червя.

  1. Рассмотрите брюшную часть тела дождевого червя.

Найдите щетинки. Какова их функция?

Разным сочетанием методов поддерживается активность и работоспособность учащихся в течение всего урока. Эти методы способствуют развитию у учащихся умений внимательно слушать учителя, наблюдать, делать выводы, проводить сравнение, адекватно воспроизводить прочитанное.

Развитию мышления учащихся способствуют приемы: - создание проблемных ситуаций; - использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций – анализ, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование.

Развитию воображения учащихся способствует образная подача материала. Старалась, чтобы весь урок способствовал общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

Все обеспечение урока способствует рациональному использованию времени. На уроке используется созданные мной технологическая карта для учащихся, инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы, презентация – интерактивный плакат, управляемый различными кнопками. Он удобен для использования на интерактивной доске. Для урока создан дидактический материал в программе SMART Notebook 10 для работы учащихся на интерактивной доске. Применение компьютерных технологий позволяет в значительной мере оптимизировать образовательный процесс. Использование средств мультимедиа открывает широкие возможности для эффективного наглядно-демонстративного сопровождения на уроке. В созданных мною учебных пособиях сочетаются печатный текст, звук, графика, анимации и видео. Это дает возможность просматривать сложные явления и процессы (передвижение дождевого червя в почве). Использование цифрового микроскопа позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта; изучать объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно. Это дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации.

Домашнее задание подготовлено всем ходом урока, носит дифференцированный, закрепляющий и развивающий (творческий) характер.

Цель: изучить особенности внутреннего строения млекопитающего.

1. Выявить особенности внутреннего строения млекопитающего на примере собаки или кролика.

Найдите на рисунках учебника, таблице органы пищеварительной системы млекопитающего; какие отделы присутствуют, какова их последовательность, учитывая, что млекопитающее это хордовое животное.

2. Найдите на рисунках учебника и таблице органы дыхательной системы. Объясните, какие особенности строения легких способствуют быстрому насыщению крови кислородом.

3. Найдите на рисунках учебника и таблице органы кровеносной системы. Внимательно рассмотрите схему строения сердца. Как отразилось на обмене веществ появления четырехкамерного сердца. Пользуясь схемой кровообращения, определите, в каком желудочке начинается большой круг кровообращения, малый круг кровообращения. В каких отделах сердца течет артериальная кровь, а в каких венозная.

4. Найдите на рисунках учебника и рисунках, органы выделительной системы. Какую функцию они выполняют?

6. Сделайте вывод, какие усложнения произошли в строении и деятельности систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?

Читайте также: