Внеурочная деятельность в коррекционной школе по фгос 1 4 класс кружки

Обновлено: 04.07.2024

Планируемые результаты освоения программы ……………………………………………………………….

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599)

Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации.

Цель программы: формировать нравственные ориентиры при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;

формирование знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;

воспитание уважения к людям;

усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

Формы проведения занятий:

беседа (этическая, нравственная);

встречи с интересными людьми;

викторины, конкурсы по различным областям знаний;

просмотр видео роликов.

Настоящая программа создает условия для успешной социализации детей с умеренной умственной отсталостью.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося с умеренной умственной отсталостью.

Занятия проводятся в форме экскурсий, игр, соревнований, праздничных мероприятий, классных часов. Факультативные занятия помогают учащимся с ОВЗ адаптироваться в среде сверстников и в окружающей среде.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) и будет реализована в форме факультативных занятий.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Учащимся необходимо принять основные правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приходить в школу без опозданий.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Задачи:

Уточнить представления учащихся о школе.

Воспитание бережного отношения к школьному имуществу.

Воспитывать чувство сплочённости (на основе представлений о взаимоотношении с окружающими людьми).

Показать важность внимательных и заботливых отношений между одноклассниками.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Задачи:

воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.),

формирование организационных умений: вовремя приходить на занятия,

знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Задачи:

Привитие таких качеств как: опрятность, аккуратность

Раскрывать правила опрятности и их значения для здоровья

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Программа рассчитана на 32 часа в год (1 час в неделю) и будет реализована в форме факультативных занятий.

Задачи:

Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей

Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс

Предметные результаты

Личностные результаты

Учащийся должен знать:

правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, на улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке.

Учащийся должен уметь:

общаться с другими людьми;

осознавать характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. соблюдать нормы поведения и общения.

ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2 класс

Предметные результаты

Личностные результаты

Учащийся должен знать:

правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, на улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке.

характер взаимоотношений с другими людьми

Учащийся должен уметь:

общаться с другими людьми;

осознавать характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

соблюдать нормы поведения и общения.

принятие и освоение роли обучающейся

развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки

ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3 класс

Предметные результаты

Личностные результаты

Учащийся должен знать:

характер взаимоотношений с другими людьми

Учашийся должен уметь:

различать хорошие и плохие поступки;

общаться с другими людьми;

осознавать характер отношений между людьми, необходимостьбережного отношения к людям и предметам их труда.

соблюдать нормы поведения и общения.

принятие и освоение роли обучающейся

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4 класс

Предметные результаты

Личностные результаты

Учащийся должен знать:

характер взаимоотношений с другими людьми

Учащийся должен уметь:

различать хорошие и плохие поступки;

называть правила поведения в школе;

определять добрые и недобрые поступки;

употреблять в различных ситуациях слова вежливости;

проявлять заботу о других;

составлять устный рассказ по серии сюжетных картинок;

общаться с другими людьми;

осознавать характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. соблюдать нормы поведения и общения.

принятие и освоение роли обучающейся

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

- программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида подготовительного, 1-4 классы: под ред. В.В. Воронковой.- М.: Просвещение, 2013 – 190с.;

- развитие организационных и коммуникативных компетенций, механизмов эмоционально-волевого регулирования поведения, основ личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

- развитие личности обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Структура программы представлена следующими разделами:

  1. Общественно-полезный труд.
  2. Хозяйственно-бытовая деятельность.
  3. Хранители природы.
  4. Творческая мастерская.
  1. Общественно-полезный труд.
  2. Хозяйственно-бытовая деятельность.
  3. Хранители природы.
  4. Творческая мастерская.
  1. Общественно-полезный труд.
  2. Хозяйственно-бытовая деятельность.
  3. Хранители природы.
  4. Творческая мастерская.
  1. Общественно-полезный труд.
  2. Хозяйственно-бытовая деятельность.
  3. Хранители природы.
  4. Творческая мастерская.

Содержание программы способствует целостному развитию личности младшего школьника с умственной отсталостью, развитию чувства коллективизма, общественной активности и сознательной дисциплины, воспитанию у детей хозяйского отношения к личному и общественному добру. Программа составлена с учетом системы духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемых в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Практическая направленность учебного предмета обеспечивается через развитие способностей к использованию трудовых навыков для выполнения общественных поручений, реализации общественно – значимых инициатив.

Коррекционная направленность учебного предмета реализуется через коррекцию и развитие мышления, памяти, речи, моторных навыков.

Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от простого изложения материала к более сложному.

Описание места внеурочной деятельности в учебном плане

1 класс - 33 часа (1 час в неделю); 2 класс – 35 часов (1 час в неделю); 3 класс – 35 часов (1 час в неделю); 4 класс – 35 часов (1 час в неделю).

Личностные и предметные результаты

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.

- сформированность и самоконтроль навыков самообслуживания;

- использовать приобретенные трудовые умения и навыки для решения общественно значимых задач;

- работать с разными видами материалов (с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой, деревом), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств.

- владеть основами экологических проблем родного края и способами их преодоления.

- сформированность элементарных навыков самообслуживания;

- использовать приобретенные трудовые умения и навыки для решения общественно значимых задач с помощью учителя;

- работать с разными видами материалов (с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой, деревом), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств с помощью учителя;

- владеть основами экологических проблем родного края и способами их преодоления с помощью учителя.

- сформированность и самоконтроль навыков самообслуживания;

- использовать приобретенные трудовые умения и навыки для решения общественно значимых задач;

- работать с разными видами материалов (с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой, деревом), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;

- владеть основами экологических проблем родного края и способами их преодоления.

- сформированность элементарных навыков самообслуживания;

- использовать приобретенные трудовые умения и навыки для решения общественно значимых задач с помощью учителя;

- работать с разными видами материалов (с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой, деревом), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств с помощью учителя.

- владеть основами экологических проблем родного края и способами их преодоления с помощью учителя.

- сформированность и самоконтроль навыков самообслуживания;

- использовать приобретённые знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач ;

- работать с разными видами материалов (с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой, деревом), выбирать технологические приёмы обработки в зависимости от их свойств;

- иметь первоначальные знания о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач;

- владеть основами экологических проблем родного края и способами их преодоления.

- сформированность элементарных навыков самообслуживания;

- использовать приобретенные трудовые умения и навыки для решения общественно значимых задач с помощью учителя;

- работать с разными видами материалов (с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой, деревом), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств с помощью учителя.

- владеть основами экологических проблем родного края и способами их преодоления с помощью учителя.

- сформированность и самоконтроль навыков самообслуживания;

- использовать приобретённые знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач ;

- работать с разными видами материалов (с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой, деревом), выбирать технологические приёмы обработки в зависимости от их свойств;

- усвоить первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

- владеть основами экологических проблем родного края и способами их преодоления.

- сформированность элементарных навыков самообслуживания;

- использовать приобретенные трудовые умения и навыки для решения общественно значимых задач с помощью учителя;

- работать с разными видами материалов (с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой, деревом), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств с помощью учителя.

- владеть основами экологических проблем родного края и способами их преодоления с помощью учителя.

Содержание программы внеурочной деятельности

Труд людей осенью (сбор урожая, уборка территории, заготовка дров, заготовка кормов для животных). Правила уборки территории двора. Добрые дела и помощь взрослым и малышам.

Правила озеленения школьного двора. Милосердие. Помощь и забота о старшем поколении. Экскурс по памятникам ВОВ нашего города.

Правила дежурства по классу. Распределение обязанностей дежурных. Правила ухода за комнатными растениями. Бережное отношение к школьным учебникам. Правила обращения с книгой. Одежда. Виды одежды. Сезонная одежда. Помощь родителям в уборке по дому. Профессии наших родителей. Обязанности детей в уборке по дому. Организация рабочего места обучающихся.

3. Хранители природы .

Правила уборки осенней листвы. Обязанности обучающихся во время уборки школьного двора. Поделки для воспитанников детского сада. Подготовка почвы для посева семян. Подготовка семян. Посев семян. Люди, прошедшие ВОВ. Информационный стенд о событиях ВОВ. Обязанность будущих поколений. Правила уборки памятников ВОВ.

Одежда по погоде.

3. Хранители природы .

Правила уборки осенней листвы. Принципы удобрения деревьев. Уход за осенним садом. Правила работы в паре, группе во время общественных работ. Распределение обязанностей по уборке территории. Подарок своими руками. Изготовление пособий для наглядности первоклассникам. Правила вручения подарка. Правила рыхления, прополки и полива рассады. Встреча с ветераном ВОВ. Доброе дело – лучший подарок. Уборка памятника ВОВ.

Трудолюбие. Добросовестное выполнение обязанностей дежурного – личная ответственность каждого обучающегося. Индивидуальные условия ухода за каждым комнатным растением. Мелкий ремонт книг в классе. Назначение швейных принадлежностей. Мелкий ремонт одежды. Распределение обязанностей в семье. Помощь родителям в уборке по дому. Украшение дома. Правила декорирования. Чистый двор. Чисто там, где не мусорят.

3. Хранители природы .

Беседа о лесных пожарах. Изготовление простейших кормушек для птиц. Правила ухода за домашними животными. Заповедники Родного края. Экология вокруг нас. Загрязняющие факторы нашего города.

Поздравительная открытка ко Дню Пожилого человека: изготовление, оформление. Поздравительная открытка ко Дню Учителя: изготовление, оформление. Поздравительная открытка ко Дню Матери: изготовление, оформление. Участие в построении снежной крепости во дворе школы. Письмо Дедушке Морозу: форма написания, оформление.

Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества: изготовление, оформление. Поздравительная открытка к 8 Марта для мам и бабушек: изготовление, оформление. Рисунки ко Дню Защиты детей.

Поручение. Ответственность. Обязательства. Составление каталога растений класса: название, уход. Помощь библиотекарю в подготовке учебников на будущий учебный год. Правила ухода за одеждой: стирка, глажка. Почему важно иметь профессию. Кем я хочу быть. Работа по дому в отсутствие родителей. Как мы научились помогать. Создание чистоты вокруг себя: в школе, дома, во дворе.

3. Хранители природы .

Нажмите, чтобы узнать подробности


2 016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Современные дети воспитываются в условиях деформированного процесса социализации: в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения учащегося в различные виды практической деятельности; в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта. Всё это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка.

Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, а так же усвоению правил поведения предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности. Это обусловлено проблемами вхождения школьника в социальную среду, усвоения социального опыта школьника.

Занятия окажут помощь в расширении знаний об окружающем мире, в обогащении активного и пассивного словаря учащихся, в повышении уровня культуры в целом, в умении самостоятельно использовать свои знания в жизни.

Занятия способствуют адаптации учащихся к взрослой жизни, способствуют коррекции мышления, развивают внимание, память, формируют нравственные нормы и положительные качества личности.

- принцип целенаправленности педагогического процесса;

- принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- принцип систематичности и последовательности в обучении;

- принцип сознательности и активности в обучении;

- принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения;

- принцип создания положительного эмоционального фона в обучении.

Данная программа состоит из 3 модулей.

1. Искусство общения.

3. Основы жизнеобеспечения.

Цель и задачи обучения, воспитания и развития учащихся по реализуемому направлению внеурочной деятельности.

Цель программы:

- формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом через самопознание, общение, деятельность;

Задачи:

- дать учащимся знания об искусстве человеческих взаимоотношений;

- учить ребят самостоятельно ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций, правильно проявлять свои чувства и эмоции, адекватно реагировать на слова и поступки других людей;

- сформировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, представителям противоположного пола, сверстникам и взрослым людям;

- развивать у учащихся навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;

- корректировать у детей нежелательные черты характера и нарушенные формы поведения;

- воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других;

- познакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- воспитывать ответственное отношение к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства.

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам адаптированной основной общеобразовательной программы, которая реализуется в школе-интернате: создание комплексной системы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), обеспечивающей определённой суммой общеобразовательных знаний, умений и навыков с целью подготовки к самостоятельной жизни и производительному труду в соответствии с психофизическими возможностями.

Связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности).

Особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности.

Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7 – 12 лет).

Внеурочная деятельность осуществляется в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

Место проведения занятий: класс, библиотека, экскурсии.

Формы проведения занятий: комбинированные и практические занятия, познавательная беседа, этическая беседа, профилактическая беседа игра-беседа, игра-занятие, игра - занятие с элементами рисования, занятия с использованием художественных средств выразительности, игры (сюжетно-ролевая, ситуационная), экскурсия, просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов, детских передач.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- практический - проведение игр (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихс::

- объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Методы воспитания:

- меты формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности;

- приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная ига, эмоциональное воздействие, поощрение);

- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Количество часов и их место в учебном плане.

Программа рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятие в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года (1-4 класс):

1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.

На I уровне учащиеся получают представление:

- о биополярных качествах личности и нравственных нормах поведения;

- своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

- конфликтах и способах их разрешения;

- основных моделях коммуникативного поведения;

- правилах поведения в различных ситуациях: в школе, магазине, на улице, на транспорте и др.;

На II уровне:

- соблюдает личную неприкосновенность и достоинство других, нравственные нормы поведения;

- умеет анализировать поступки свои и других людей;

- способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

- владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

- адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения и т.д.

На III уровне приобретает опыт:

- использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

- адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

- адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

- взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Формирование базовых учебных действий.

Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у учащегося личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей социальной деятельности и управление ею. К ним относятся:

- способность учащегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;

- умение контролировать и оценивать свои поступки, вносить коррективы в своё поведение на основе оценки учёта характера ошибок;

- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.

Личностные универсальные учебные действия:

- положительное отношение к учению;

- желание приобретать новые знания;

- способность оценивать свои действия;

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- работать по плану;

- организовывать свое рабочее место с помощью учителя;

- адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные универсальные учебные действия:

- о биополярных качествах личности и нравственных нормах поведения;

- о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

- о конфликтах и способах разрешения;

- основных моделях коммуникативного поведения;

- о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в транспорте и др.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- вести диалог с учителем и одноклассниками;

- слушать и отвечать на вопросы других;

- высказывать свою точку зрения;

- работать в парах и рабочих группах.

Формы учёта знаний, умений, системы контролирующих материалов

для оценки планируемых результатов освоения программы.

Формы учёта знаний, умений: фронтальные, индивидуальные.

Методы текущего контроля: наблюдение за поведением учеников в разных жизненных ситуациях, устный фронтальный опрос, беседа, беседа с родителями.

Формой подведения итогов:

- контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

- взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

- текущая оценка педагогом деятельности учащихся;

- итоговый контроль проводится в конце каждого направления в форме игры, викторины, упражнения-игры.

Настоящая рабочая программа для творческого объединения в рамках внеурочной деятельности в основной школе для учащихся 1-4 классов составлена на основе примерных программ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и написана на основании следующих нормативных документов:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения)

2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

3. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).

4. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

Основная идея данной программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования.

Актуальность программы : в наш век новых технологий развиваются и прикладные технологии по декоративно- прикладному искусству. Большое количество прикладных техник, мастер – классов, видеоуроков в интернете дают возможность осваивать современные технологии и доступно обучать детей прекрасному и востребованному.

Новизна программы: включены новейшие технологии, которые не входят в программный материал учащихся, при реализации программы формируются ИКТ-компетенции, так как приоритетным направлением являются мастер-классы в интернете, расширение межнационального опыта в области прикладного творчества.

Цель программы: воспитание интереса к ручному творчеству, вовлечение детей в активную творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения.

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Отличительные особенности курса

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), ИЗО, литература - раздел народное творчество, география (изучение видов рукоделия мировых культур).

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, участие в конкурсах.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать аналогичные заданным материалы.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов. Продолжительность одного занятия – не более 45 минут.

Изделия из фетра

Формы и методы обучения
В процессе занятий использую различные формы : традиционные, комбинированные и практические занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия :

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
• объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
• репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
• частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)
исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Планируемые результаты

Личностные результаты

- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метапредметные рузультаты

Регулятивные

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Познавательные

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

Коммуникативные

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогом изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Войти через uID

Войти через uID

Рабочая программа по проектной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы, используемой для составления программы.


Баранова Светлана Георгиевна (мэми)


16.02.2011

Расширение познавательного интереса к урокам математики.Обучение вычислительным приёмам и решение нестандартных задач.


Гурина Галина Александровна (Gurina_Galina)


28.08.2011

Вернер Людмила Геннадьевна
В планирование работы кружка включены мероприятия, позволяющие решить стоящие перед НОУ задачи: овладение знаниями по предметам, выходящими за пределы учебной программы; обучение учащихся работе с научной, дополнительной литературой; обучение методам и приемам проведения опытов, экспериментов, исследований; подготовка к организации и проведению олимпиад, научно- практической конференции.


Вернер Людмила Геннадьевна (wernl)


29.03.2010


Климантова Ольга Александровна (olgak25)


10.07.2009



Прутян Виктория Маисовна (viktoria0839)


11.04.2012

При переходе на новые образовательные стандарты учителю предстоит столкнуться с организацией внеурочной деятельности младших школьников. Публикацией данного материала хочу оказать практическую помощь учителям начальных классов.


Бурдуковская Оксана Владимировна (Весна6426)


17.02.2011

Любовь Георгиевна Масько
Для развития у обучающихся креативного мышления, эффективен метод развития речи ребенка: работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.


Любовь Георгиевна Масько (Полярис)


12.11.2009

Данная примерная образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников "Природа и мы" составлена в помощь учителям начальных классов в связи с введением новых стандартов второго поколения, а также может быть использована во внеклассной работе по окружающему миру. К программе прилагается презентация.


Дергачёва Наталья Петровна (Днаталья)


25.02.2011


Соколова Елена Борисовна (Socol)


14.07.2009


Буланкина Оксана Петровна (oxi140281)


28.02.2011


Семенова Марина Викторовна (semmavi)


14.05.2012


Данный материал предназначен для учителей начальных классов, работающих в 1 классах по ФГОСам 2-го поколения, где отведено большое количество часов на дополнительное образование. Разработка содержит конспект занятия математического кружка "Умники и умницы" и презентацию. В занятии использована технология проектной деятельности.


Ермакова Алла Викторовна (oh-tinka)


31.05.2012

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для учащихся 4 класса. Направлена на развитие познавательных интересов и творческих способностей младших школьников.


Долженкова Ольга Анатольевна (dolga)


27.12.2011

Программа "Час читателя" - воспитательная программа взаимодействия школы и детской библиотеки, в основе которой лежит поэтапное становление личности.


Евтушенко Наталья Васильевна (Наталевт)


09.07.2010


Соколова Ольга Владимировна (Sokolova)


07.11.2008


Презентация выполнена в виде дидактического пособия и предназначена для проведения уроков и внеклассных занятий, а так же может быть использована для самостоятельного изучения учащимися. Презентация познакомит ребят с основами здорового образа жизни.


Зинкевич Наталья Николаевна (yfnfkmz555)


08.12.2012

Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возраста. Эта планомерная система творческих заданий, рассчитана на все четыре года обучения в начальной школе.


Кузнецова Светлана Владимировна (figrik)


14.03.2011

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" рассчитана на учащихся начальных классов. Является интегрированным курсом.


Карпинская Екатерина Владимировна (которая)


22.07.2011

Презентация освещает историю возникновения и основные течения ислама. Будет полезна педагогам как дополнение к уроку.


Толстоухова Анна Николаевна (A_N_Tolstoukhova)


31.01.2013

Урок по модулю "Основы светской этики" раскрывает понятия "счастье" и "смысл жизни". Дети приходят к выводу о том, что счастье у каждого своё. В конце урока дети в группах составляют интеллект-карту по данной теме.


Тертишникова Елена Васильевна (Elena65)


15.11.2013


В презентацию включены логические задания, призванные помочь младшим школьникам постепенно овладевать элементами логических операций.
Помимо упражнений из арсенала учебных программ и ресурсов интернета, в работу вошли авторские разработки


Боброва Ирина Ивановна (jurina)


27.03.2013

В материале представлена программа внеклассных занятий с первоклассниками, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления учащихся. На данных занятиях осуществляется знакомство учащихся с нетрадиционными развивающими заданиями, дальнейшая работа с которыми проводится непосредственно на уроках обучения грамоте, математики, окружающего мира и др.


Загуменникова Татьяна Александровна (Tixe)


20.07.2011


Интерактивная игра "Загадки от Бабы Яги" для учащихся 1-4 класса. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе. На этапе закрепления и повторения.


Фокина Лидия Петровна (Linda1190)


07.06.2014


Епанчинцева Ирина Сергеевна (Arina)


24.06.2009

Проектная деятельность учащихся - это важное направление учебной и воспитательной работы при условии новых требований к обучению и воспитанию учащихся. Программа рассчитана на первоначальное знакомство детей с проектной деятельностью, на обучение детей оформлению докладов и презентаций. Кроме того она рассчитана на повторение и обобщение знаний по русскому языку за курс начальной школы.


Романова Наталия Евгеньевна (Nataroma)


31.07.2014

Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.


Воротникова Елена Рифовна (AneleA)


05.09.2011


Федулова Елена Андреевна (Элфед)


17.11.2010

Педагогические основы, принципы организации, формы работы на занятиях и вне занятий с детьми,основные направления по правовому воспитанию младшего школьного возраста. Примерное программное содержание по правовому воспитанию учащихся 1 - 4 классов.


Коллектив авторов (ЛедиУчитель)


09.04.2012

Программа курса внеурочной деятельности " Основы проектной деятельности"/2 класс.Разработана на основе УМК " Планета знаний".В программе представлены планируемые результаты, порядок работы над проектом, содержание в соответствии с УМК " Планета знаний" по годам, планирование на 2 класс.


Катаева Марина Александровна (Markiz)


12.08.2011

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: