Внедрить рабочую программу воспитания как инструмент реализации воспитательных задач в доу

Обновлено: 05.07.2024

Региональные нормативно-правовые документы

(Принят постановлением Московской областной Думы от 25.06.2015 № 9/133-П

Подписан Губернатором Московской области 13.07.2015

В государственных законодательных и стратегических документах делается акцент на усиление воспитательного потенциала образовательных организаций, создание системы воспитания

1. В качестве механизмов, предлагается:

o обеспечение единых подходов к проектированию программ воспитания;

o создание эффективных моделей управления воспитательной деятельностью, включая повышение роли методических объединений и педагогических сообществ;

o обеспечение внутриведомственного и межведомственного взаимодействия организаций и специалистов, имеющих отношение к воспитанию детей и молоде жи

На уровне ОО – это:

o Обновление содержания воспитательной деятельности, направленной на развитие личности обучающихся, их духовно-нравственное, гражданское, патриотическое воспитание, укрепление психического здоровья и физическое воспитание;

o Совместное планирование воспитывающей деятельности

o Интеграция планов и программ ОО, обеспечение разнонаправленной, насыщенной воспитывающей деятельности обучающихся(воспитанников), которая должна обязательно дополняться воспитанием в рамках учебных занятий и обеспечивать личностное развитие обучающегося. Привлечение к планированию воспитательной деятельности родителей и самих обучающихся (в организациях высшего образования, СПО, основного общего и дополнительного образования).

o Обновление форм и методов воспитания

Ведущие подходы:

o системный (создание системы воспитательной деятельности в ОО, обеспечивающей эффективное развитие личности обучающегося);

o деятельностный (событийный): создание уклада ОО, коллективная творческая деятельность; творческие проекты; социальные пробы; волонтерство; и др.)

Как работать с примерной программой воспитания?

1 Назначение примерной программы - помочь образовательным организациям создать и реализовать собственные программы воспитания

Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для ОО мероприятий, а описание концептуальных подходов, ключевых направлений воспитания, системы планируемых результатов и возможных форм, способов их достижения. Разработчикам необходимо осмыслить эти положения, согласовать подходы, сопоставить с содержанием собственной рабочей программы.

2 В ходе формирования рабочей программы воспитания рекомендуется использовать структуру и формулировки, предложенные в примерной программе воспитания, которые дополняются и изменяются в соответствии со спецификой деятельности ДОО и особенностями уклада жизни субъекта Российской Федерации.

3. Примерная программа обеспечивает структурирование, в первую очередь, инвариантной составляющей, демонстрирует потенциальные возможности развертывания вариативного наполнения воспитательной работы в ДОО и согласования его с инвариантом.

4. В Примерной программе воспитания курсивом обозначена вариативная часть программы. При заполнении ее необходимо оформить в соответствии со спецификой воспитательной деятельности ОО.

Рабочая программа воспитания определяет содержание и организацию воспитательной работы в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 "Ёлочка" и является обязательным компонентом основной общеобразовательной программы МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 "Ёлочка" .

Основой разработки рабочей программы воспитания являются положения следующих документов:

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_vospitaniya_salamanova_e.v.pptx 1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цель Программы воспитания Цель программы воспитания- личностное развитие ребенка дошкольного возраста, проявляющееся: в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний); в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии их социально значимых отношений); в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта социально значимых дел).

Задачи : Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного на основе базовых национальных ценностей (ценности семьи, гражданские ценности , нравственные ценности, ценности труда, ценности культуры, ценности истории, экологические ценности) Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (от 0 до 3 лет, от 3 до 7 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного образования

Рабочая Программа воспитания реализуется по о бразовательным областям Социально - коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

Направления воспитания , модули Развитие основ нравственной культуры; Формирование основ семейных и гражданских ценностей; Формирование основ гражданской идентичности; Формирование основ социокультурных ценностей; Формирование основ межэтнического взаимодействия; Формирование основ информационной культуры; Формирование основ экологической культуры; Воспитание культуры труда

Организованная образовательная деятельность Применение на занятии интерактивных форм работы с детьми : и нтеллектуальных игр , стимулирующих познавательную мотивацию дошкольников ( развивающие задания на интерактивной доске ); дискуссий , которые дают дошкольникам возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога ; групповой работы или работы в парах , которые учат дошкольников командной работе и взаимодействию с другими детьми ; включение в занятие игровых ситуаций , которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний , установлению доброжелательной атмосферы во время жизнедеятельности в ДОУ ; инициирование и поддержка исследовательской деятельности дошкольников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских п роектов .

1 слай д: С сентября 2020 года вступил в силу Закон о воспитании.

Закон о воспитании, который приняла Госдума в сентябре, озадачил многих: касаются ли новые положения детских садов и зачем разрабатывать программу воспитания, если педагоги и так проводят воспитательную работу с дошкольниками. На самом деле обучение и воспитание в детском саду настолько переплетаются, что выделить чисто воспитательные аспекты в образовательном процессе очень сложно. Новый закон призван усилить воспитательную миссию каждой образовательной организации.

Рассмотрим основные понятиям, которые внес этот закон, и предстоящие изменения в нашей работе.

3 слай д: Одна из основных целей развития системы образования согласно этому указу – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

4 слай д: Новый закон уточнил понятие воспитания.

В действующей редакции Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" делается акцент на деятельностный подход к воспитанию, которое обязательно должно быть патриотической и гражданской направленности. Необходимо развивать у детей чувство патриотизма и гражданственности, уважение к старшему поколению, само-и взаимоуважение, бережное отношение к культуре и истории Отечества, его природным богатствам. Об этом говориться в п. 2. ст. 2. ФЗ №273-ФЗ.

5 слай д: Также новый закон конкретизировал определение образовательной программы и примерной основной образовательной программы. Теперь в качестве структурных компонентов в них входит рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы. Об этом говорится в п. 9 ст. 2 и п. 9.1. ст. 12 новой редакции закона.

Зачем нужна отдельная программа воспитания в детском саду?

Важно обратить внимание и на то, что закон оставляет право и компетенцию дошкольной организации самостоятельно разрабатывать и утверждать рабочую программу воспитания, а, следовательно, определять ее структуру и содержание.

Рабочая программа воспитания – часть ООП ДО, принципам, целям, задачам и содержанию которой она не должна противоречить. Поэтому в структуре рабочей программы воспитания предусмотрены целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевой и организационный разделы вы изучите самостоятельно. Остановимся более подробно на содержательном разделе.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в

рамках направлений воспитательной работы, каждое из которых представлено в соответствующем модуле (всего их 5). Содержание деятельности реализуется на трех уровнях: на уровне социума, на уровне ДОУ, на уровне групп, на индивидуальном уровне.

Ключевые дела – это главные традиционные общие дела, в которых

принимает участие большая часть воспитанников ДОУ. и которые

обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для дошкольников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.

Основные формы и содержание деятельности:

На уровне социума

- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и

- участие в акциях: в ежегодных всероссийских, и посвященных

- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом

воспитанников в следующую возрастную группу, символизирующие

- церемонии награждения (по итогам года) дошкольников и педагогов за активное участие в жизни ДОУ, защиту чести ДОУ в конкурсах,

соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие ДОУ.

На уровне групп

- участие групп в реализации общих ключевых дел ДОУ («День

На индивидуальном уровне

- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела ДОУ в одной из возможных для них ролей;

- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки и

проведения ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,

старшими и младшими дошкольниками, с педагогами и другими взрослыми;

- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные

беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка.

Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий,

ознакомление с трудом взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их социализации в окружающем мире.

Основные формы и содержание деятельности:

На уровне социума

профессий, в ходе которых дети имеют возможность узнать о специфике

различных профессий, задать интересующие их вопросы.

- работа творческих групп педагогов ДОУ по теме «Ранняя

консультационного материала по ранней профориентации дошкольников;

- музыкально-физкультурные развлечения, посвященные

профессиональным праздникам: Дню космонавтики, 23 февраля, День

воспитателя и всех дошкольных работников.

На уровне групп

- организованная образовательная деятельность – ознакомление детей с профессиями, воспитание чувства уважения к труду взрослых и гордости за своих родителей – представителей различных профессий;

- чтение художественной литературы – знакомство с произведениями,

отображающими людей труда и трудовую деятельность; с тематическими

стихами, пословицами, поговорками;

- игра – игровая деятельность, способствующая ознакомлению с

профессиями: сюжетно-ролевые, настольные, дидактические, подвижные,

- просмотр видеофильмов и презентаций – ознакомление детей с

профессиями средствами ИКТ;

- хозяйственно-бытовой труд – активная форма общения и

взаимопомощи в детской среде, способствующая ранней позитивной социализации и ранней профориентации ребенка, формированию

элементарных трудовых навыков и умений, развитию социальных качеств

личности: трудолюбия, самостоятельности, ответственности за порученное дело, самоконтроля и самосознания;

атрибутов к играм, конструирование, оформление лэпбуков по профессиям.

На индивидуальном уровне

- проектная деятельность объединяет обучение и воспитание в

целостный образовательный процесс и дает возможность построить

взаимодействие на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности.

Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.

Основные формы и содержание деятельности:

На уровне социума

- совместные мероприятия с ГКУ «Медвежьегорское центральное

- целевые прогулки, экскурсии (в городской и железнодорожный парк).

- участие в природоохранном социально-образовательном проекте

На уровне групп

- чтение художественной литературы природоведческого содержания

(В. Бианки, Е. И. Чарушин, М. Пришвин и тд.);

- изготовлению самодельных книг, организации выставок;

- игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.);

- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;

- инсценировка сказок экологического содержания.

На индивидуальном уровне

- повторение песен, стихов, пословиц, поговорок.

Понятие поликультурного воспитания определяется как «воспитание,

включающее организацию и содержание педагогического процесса, в

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для воспитания

положительного отношения к представителям других национальностей.

национальном смысле, он открыт любой культуре на познавательном и

Основные формы и содержание деятельности:

- фестиваль костюмов народов мира.

На уровне групп

- знакомство детей с основными видами устного народного творчества: сказками, считалками, играми;

- мероприятия, направленные на расширение знаний о культуре народов России, зарубежных стран, на основе чувственного познания жизни и узнавания ценностей культуры, эстетического и нравственного

сопереживания (дидактические игры, чтение художественной литературы, инсценировки сказок народов мира и т. д.).

На индивидуальном уровне

- рассматривание иллюстраций с изображением символики, предметов быта, костюмов народов разных стран.

Работа с родителями (законными представителями) воспитанников

осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ДОУ в данном вопросе.

Основные формы и содержание деятельности:

- Родительский комитет ДОУ, участвующий в управлении

образовательной организацией и решении вопросов воспитания и

социализации их детей;

- общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения

наиболее острых проблем образования и воспитания дошкольников;

- консультативный пункт, в рамках деятельности которого родители

могут получать консультации, рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов по вопросам воспитания детей;

- участие родителей (законных представителей) в подготовке и

проведении праздничных мероприятий (Новый год, 9 мая, 23 февраля, 8

марта, День матери, выпускной бал).

На групповом уровне

- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы

возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного

взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;

- дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать

занятия и другие режимные моменты для получения представления о ходе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

На индивидуальном уровне:

- работа специалистов по запросу родителей для решения острых

- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в

случае возникновения острых проблем, связанных с образованием и

воспитанием конкретного ребенка;

- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих и

групповых мероприятий воспитательной направленности;

- индивидуальное консультирование c целью координации

воспитательных усилий педагогов и родителей.

Календарный план воспитательной работы в группах должен быть составлен в соответствии с календарным планом ПВ ДОУ.

Таким образом, программа воспитания это часть образовательной программы, она согласуется по принципам, целям, задачам и содержанию и включена в общую систему воспитательно-образовательной работы.

Программа воспитания в ДОУ — обязательный структурный компонент ООП дошкольного образования. Она описывает систему форм работы с воспитанниками и членами их семей, объединяет все направления развития ребенка.

Концепция воспитания базируется на том, что воспитательная миссия должна быть усилена. У дошкольников нужно формировать:

- чувство патриотизма, представления о гражданственности, правопорядке и законе,

- воспитывать уважение к культурному наследию страны, старшему поколению, природным богатствам.

В связи с этим программа воспитания направлена на решение комплекса развивающих, воспитательных и обучающих задач.

Прикреплённые файлы:

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1 Краткая характеристика группы Возраст пяти лет – это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 2

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 2 Взаимодействие с родителями Вся работа в группе проводится в тесном контакте с родителями. Мы используем различные способы вовлечения.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 3

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 3 Взаимодействие с педагогами учреждения За отчетный период совместно с музыкальным руководителем и педагогами детского сада подготовили.


Тема выступления: "Внедрение в работу дошкольной организации примерной рабочей программы воспитания".


Участники конференции много писали о практической ценности выступления Оксаны Алексеевны и мы решили опубликовтаь его в виде текста для тех, кому удобнее читать, а не смотреть видео. Далее - прямая речь Оксаны Алексеевны. С записью конференции Вы можете ознакомиться по ссылке.

Поездки по регионам в процессе августовских совещаний показывают, что у многих детских садов возникают трудности при написании программ воспитания. Сама практическая составляющая воспитательного процесса в детском саду, это, можно сказать, привычная работа, привычная составная часть, привычный компонент работы любого воспитателя. Но всё это мы должны еще и оформить документально. Важно правильно расставить акценты.


При этом мы руководствуемся двумя основополагающими документами, которые определили приоритетные направления государственной политики в сфере дошкольного образования:

·Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204, который определил перспективы социально-экономического развития России до 2024 года
·Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474, который продлил эту стратегическую перспективу на период до 2030 года.

Как видите, формулировка целей и целевых показателей здесь совпадают. Таким образом, мы попадаем в такую ситуацию, когда воспитательная работа не становится одноразовой акцией. Воспитательная составляющая деятельность любой образовательной организации становится непременным атрибутом любого образовательного процесса, непременной составной частью любой образовательной программы (общеобразовательной или профессиональной) и это перспектива нашей работы, как минимум, на ближайшие 10 лет.
Мы возвращаем приоритетную роль в системе воспитания, обучения и развития обучающихся на любом уровне образования.

В этих условиях образовательные организации вынуждены достаточно оперативно использовать заложенное в законе "Об образовании" право и компетенцию на самостоятельную разработку рабочих программ воспитания дошкольных образовательных организаций. При этом образовательная организация должна самостоятельно определить, каково приоритетное направление воспитания, так как в каждой образовательной программе любого детского сада воспитательные задачи реализуются наравне и в комплексе с задачами развивающими и обучающими. Но речь идет о том, чтобы создать один документ, не переписывая основную образовательную программу.

Так какие же выбрать приоритетные направления воспитания?

При этом дошкольные образовательные организации должны понимать, что сама примерная программа воспитания носит не нормативный, а лишь нормативно-рекомендательный характер.

То есть, если выстроить иерархию законодательства Российской Федерации:
Самый верхний уровень занимает наш основной закон - Конституция,
затем идут Указы Президента Российской Федерации, Федеральные законы и кодексы, далее нормативные акты Правительства, приказы Федеральных Министерств и ведомств Федеральных служб, и в самом низу этой иерархии - наши нормативные рекомендательные документы, а примерная рабочая программа воспитания именно таковым и является.

Не нужно забывать о рекомендательном характере, поэтому мы можем использовать в этой программе все, что действительно считаем важным и нужным. Сама программа строится не только с учетом каких-то приоритетных направлений воспитания, но и с учетом базовых ценностей, которые мы воспитываем в наших детях, начиная со школьного возраста.

Кроме того, есть очень хорошее соответствие между теми приоритетными направлениями, которые определены в нашей примерной рабочей программе воспитания и приоритетными направлениями, которые мы можем сформулировать согласно закону или стратегии развития воспитания.



Нужно построить преемственность между этими направлениями и показать взаимосвязь между ними. И в этом заключается огромная трудность для дошкольных образовательных организаций.

Главная трудность в том, что в нашей примерной рабочей программе нет методических рекомендаций. В ней выделены новые направления воспитания, которые нужно осмыслить, понять и еще раз построить взаимосвязь между традиционными приоритетными направлениями, сформулированными в законе и стратегии и теми, которые появились в примерной программе воспитания.

Еще одной трудностью у дошкольных образовательных организаций является некоторая пассивность отдельных муниципальных методических служб, которые плохо себе представляют, каким образом они могут осуществлять сопровождение детских садов, создание и, затем, реализацию рабочих программ воспитания.

Не в обиду сказано муниципальным методическим службам, но их специалисты, очень ответственно подходя к своей работе, все-таки порой робеют оказывать методическую поддержку там, где сами пока не слишком компетентны. То есть, мы говорим о необходимости обучения и на этом уровне.

Дошкольные образовательные организации говорят: "Дайте нам какую-то основу". Рабочая программа воспитания - это и есть та основа, но как с ней работать - пока что не все знают и умеют. Здесь ведь не получиться что-то у кого-то взять, скопировать или списать так, чтобы получилась хорошая рабочая программа. Все-таки в законе (в новой статье) закреплена компетенция дошкольной образовательной организации по самостоятельной разработке и утверждению рабочих программ воспитания - это обязательно нужно иметь ввиду. А то, что касается методической поддержки, то вы в том числе, помимо своих муниципальных методических служб, региональных институтов развития образования можете привлекать и ресурсы компании МЭО, которыми создана своя модельная программа.


Точно также между положениями Федерального закона, между положениями Стандарта дошкольного образования, примерной рабочей программой воспитания, и рабочей программой воспитания детского сада необходима дополнительная прослойка, которая называется модельной рабочей программой воспитания.
Сейчас самые продвинутые авторские коллективы, которые в свое время создали комплексные образовательные программы дошкольного образования, занимаются разработкой рабочих программ воспитания на основании своих комплексных.
Такая же модельная рабочая программа воспитания разрабатывается у нас в компании "Мобильное Электронное Образование". Мы даже будем проводить курсы повышения квалификации по этой тематике (узнать больше).

Вы можете получить доступ к этой модельной программе и понять, как ее реализовать для создания своих рабочих программ мы приглашаем вас пройти курсы повышения квалификации по теме "Рабочая программа воспитания ДОО: разработка и реализация" и выделить те приоритеты, которые вы сможете включить в обязательную часть вашей рабочей программы и те направления воспитания, которые являются приоритетными для конкретного детского сада.

Тогда действительно, у вас получится жизнеспособный документ, который поможет педагогам реализовать ту самую воспитательную составляющую образовательного процесса, наполненную новыми смыслами, ориентированную на разработку ценностей, в том числе, через традиционные и понятные педагогам виды и направления воспитательной работы, про которые мы уже говорили.

По итогу программы слушатели смогут скорректировать ООП ДОУ и локально-нормативную базу ДОУ под текущие требования законодательства РФ и требованиям к формированию системы управления качеством дошкольного образования на региональном уровне.
Получить более подробную информацию можно, оставив заявку по ссылке

ФГОС_TIME

ФГОС_TIME

ФГОС_TIME запись закреплена

Всероссийский семинар "Рабочая программа воспитания как инструмент реализации воспитательных задач в детском саду"
Цель: ознакомление слушателей с особенностями проектирования рабочей программы воспитания в дошкольной образовательной организации в современных условиях.

Вопросы для обсуждения:

Программа воспитания в дошкольной образовательной организации как нормативно-управленческий инструмент, характеризующий специфику содержания и особенности организации воспитательного процесса в ДОУ.
Порядок организации работы с родителями по ознакомлению с новыми положениями Закона РФ "Об образовании" в аспекте воспитательной работы.
Примерная структура РП по воспитанию. Технологии ее реализации

Читайте также: