Виды педагогического опыта кратко

Обновлено: 06.07.2024

К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.

В педагогическом словаре под редакцией Г.М.Коджаспирова педагогический опыт определяется как "активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта.

Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.

  • Первым важным признаком или критерием ППО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.
  • Второй признак ППО - высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать "обильный урожай", высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.
  • Третий показатель ППО - оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.

Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д.

Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.

  • Четвёртый показатель ППО - стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.
  • Пятый показатель ППО - наличие в нём элементов новизны.

Они проявляются в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Они могут проявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов. Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда. В практике бывают случаи подмены ППО прожектёрством. Прожектёрские начинания, которые чаще всего делаются "на показ", в погоне за дешёвым успехом, не выдерживают проверки временем, не дают устойчивых положительных педагогических результатов. Вот почему так важно безошибочно отличать действительно ППО от беспочвенного прожектёрства. Чувство нового всегда связано с широтой педагогического кругозора, с глубоким пониманием перспектив развития ОУ.

  • Шестой показатель ППО - его актуальность и перспективность.

Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:

  • в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ (социальный заказ), для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы;
  • какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты
  • Седьмой показатель ППО - репрезентативность.
  • достаточная проверка опыта по времени;
  • подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;
  • возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.
  • Восьмой показатель ППО - соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.

Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.

При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.

Классификация передового педагогического опыта.

  • Комплексный (взята за основу широта содержания) - объединение обучения и воспитания.
  • Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором.
  • Дающий высокие результаты по признаку эффективности
  • Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) - это когда педагог предпоагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.
  • Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности
  • Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.
  • Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени

Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта.

Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы ОУ, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности.

Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г.Амосову):

  • Определение цели изучения ППО.
  • Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.
  • Выбор средств и методов изучения ППО.
  • Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта
  • Выделение диагностирующих единиц изучения
  • Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта.
  • Сопоставление плана изучения опыта
  • Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик.
  • Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса.
  • Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.

Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками), используя предложенный нами опыт.

Изучение и обобщение опыта:

  1. Выявление объекта изучения:
  • оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения;
  • выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты;
  • первый сбор информации о деятельности педагога;
  • выявление факторов, способствующих получению высоких результатов;
  • определение объектов изучения.
  1. Постановка цели изучения:
  • выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий педагога;
  • формулировка проблемы;
  • теоретическое обоснование опыта;
  • выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта;
  • формулировка цели изучения.
  1. Сбор информации об изучаемом опыте:
  • отбор методов сбора и обработки информации;
  • составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме;
  • реализация методов сбора информации об опыте.
  1. Педагогический анализ собранной информации:
  • расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта;
  • оценка идей опыта на основе критериев;
  • определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта;
  • выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.
  1. Обобщение опыта:
  • систематизация и синтез полученных на основе анализа данных;
  • формулировка сущности и ведущей идеи опыта;
  • раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог;
  • определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов;
  • описание опыта в соответствии с определёнными требованиями.

Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения.

Анализ и обобщение опыта.

Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.

  • Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.
  • Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.
  • Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т.д.
  • Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).
  • Материальное оснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.
  • Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.
  • Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности. Из сказанного выше видно, что анализ, т.е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т.к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации.

Рекомендации по обобщению передового педагогического опыта.

Памятка обобщения передового педагогического опыта (рекомендации педагогам ОУ).

  • Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.
  • Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия и т.д.
  • Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее и конкретнее.
  • набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по нему тезисы
  • Сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно".
  • Оцените практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неинтересен и неубедителен, если в нём не показано, как растут и развиваются дети.
  • Материал старайтесь излагать строго по плану, кратко, логично, избегая повторений.
  • Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
  • Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы детей, список литературы и т.д.)
  • Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность: способствуете дальнейшему улучшению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.

Методика обобщения и распространения ППО.

Этот вопрос охватывает организацию, основные формы и методы обобщения и распространения ППО. Взаимосвязь организации, форм и методов можно представить в виде следующей схемы.

Деятельность методической службы в организациях образования направлена на координирование и поддержание качества учебно – воспитательного процесса, основанного на новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях. С целью изучения, систематизации и распространения передового педагогического опыта в организациях образования (при наличии – в методическом кабинете) может быть создан постоянно обновляемый банк методических материалов открытых занятий, воспитательных мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов.

Также может быть оформлена электронная библиотека, в которой сосредоточены: лекционные материалы, методические рекомендации для организации самостоятельной работы, семинарских и практических занятий, тестовые задания разного назначения, электронные пособия, программы, экранизации произведений, учебные фильмы. Особое внимание уделяется и картотеке адресов передового педагогического опыта преподавателей и мастеров п/о колледжа, основными критериями которого являются:

Модель карточки выглядит так:

1. наименование опыта, его автор;

2. обоснование актуальности и перспективности опыта, его практическое значение;

3. главная педагогическая идея опыта, его новизна;

4. результативность внедрения опыта.

Критерием эффективности научно-методической работы является готовность и способность каждого педагога к инновационной деятельности. Квалифицированный педагог отличается:

высокой профессиональной компетентностью;

умением прогнозировать (ставить цель);

проектировать (определять приоритетные задачи);

программировать (видеть в полном объеме содержание педагогической деятельности);

планировать и организовывать творческую деятельность свою и воспитанников (создавать оригинальные технологии обучения и воспитания);

анализировать (соотносить продукт деятельности с предполагаемым результатом);

оперативно принимать решения (совершенствовать свое мастерство и стимулировать творчество студентов)

Сегодня чрезвычайно актуальна задача объективной оценки инновационных процессов в развитии образовательных и воспитательных систем учебных заведений, экспертной оценки авторских методик, педагогического опыта, квалификации профессионального мастерства педагога.

В решении данной проблемы основными являются следующие характеристики педагогического опыта: целенаправленность, системность, критериальность, диагностичность, конструктивность, перспективность.

Условия, необходимые для изучения, анализа и обобщения передового педагогического опыта:

• понимание структуры и процесса обобщения опыта и внедрения науки в практику как системы накопления фактов, перевод их в педагогические идеи;

• формулирование на основе выявленных идей, выводов, умозаключений педагогических задач для успешной организации процесса обучения и воспитания обучающихся;

• умение, готовность самого педагога (методиста) видеть факты, влияющие на эффективность педагогического процесса, отбирать и наблюдать их в процессе работы, фактически видеть идею, дающую возможность развивать и совершенствовать собственный опыт, опыт коллег;

• способы усложнения педагогических задач с целью стимулирования творческой активности обучающихся, вооружения их навыками самообразования, самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования.

Виды передового педагогического опыта:

1. Опыт, ценный новыми оригинальными идеями в решении актуальных педагогических проблем.

2. Опыт, ценный новыми формами, методами, приемами.

Три направления:

использование совершенно новых, инновационных форм, методов и приемов в педагогической деятельности;

использование уже известных форм, методов и приемов, не применявшихся ранее в педагогической деятельности;

использование в работе отдельных элементов системы, которую нельзя перенести в условия, отличные от условий деятельности педагога – носителя опыта, но можно использовать в работе отдельные элементы этой системы.

Опыт, который широко применяется в педагогической практике, но объединенный в систему становится инновационным (например, система воспитания через КТД).

Передовой опыт – мастерство. С развитием общества и системы образования меняются и педагогические проблемы, способы их решения а, следовательно, и представление о педагогических достижениях (проведение ежегодных конкурсов педагогического мастерства и др.). Передовой опыт не имеет сроков службы: он сохраняет значимость, пока полезен. Опытом надо уметь распорядиться. Его можно омертвить, игнорировать, однако можно и заставить работать, развиваться, обогащать практику. Для этого требуется, чтобы действия методических служб по выявлению, анализу и обобщению, распространению, внедрению передового опыта велись в комплексе, планомерно, активно.

Данные методические рекомендации созданы для оказания помощи педагогу, педагогическому коллективу в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового практического опыта. Включает в себя: критерии отбора передового педагогического опята, содержание планирования работы, рекомендации. Раскрывает форму коллективной методической работы - методическое объединение. Представлен словарь терминов и современных форм методической и воспитательной работы.

Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта. Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.

Первым важным признаком или критерием ППО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.

Второй признак ППО - высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать "обильный урожай", высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии обучающихся. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.

Третий показатель ППО - оптимальное расходование сил и средств педагогов и студентов для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.

Четвёртый показатель ППО - стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.

Пятый показатель ППО - наличие в нём элементов новизны.

Они проявляются в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Они могут проявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов). Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда. Чувство нового всегда связано с широтой педагогического кругозора, с глубоким пониманием перспектив развития опыта педагога.

Шестой показатель ППО - его актуальность и перспективность.

Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:

в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ (социальный заказ, для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы.

какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты.

Седьмой показатель ППО - репрезентативность. Репрезентативность - это:

• достаточная проверка опыта по времени;

• подтверждение позитивных результатов не только в работе одного преподавателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;

• возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.

Восьмой показатель ППО - соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.

Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.

При наличии следующих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется:

• Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором, дает высокие результаты по признаку эффективности.

• Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) - это когда педагог предполагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.

• Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности.

• Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.

• Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени.

Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта.

2. Теоретической и практической подготовки.

3. Накопления фактического материала.

4. Обработки фактического материала (обобщение).

5. Оценки изученного опыта и принятия решений.

6. Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта.

Критерии передового опыта:

1) Результативность работы:

• высокие и устойчивые результаты учебно-воспитательной работы. В данном случае важна не отметка, а глубина и прочность знаний, образованность, культура, которую педагог формирует у обучающихся;

• оптимальный уровень управленческой деятельности.

2) Актуальность и социальная значимость:

• эффективное решение учебно-воспитательных задач;

• усовершенствование содержания управленческой деятельности.

3) Новизна опыта:

• новое содержание педагогического процесса, а также новые методы, формы, средства педагогической деятельности, которые можно определить как творческий опыт;

• успешное применение известных научных положений передового опыта, так называемый репродуктивный опыт;

• рационализация отдельных сторон педагогической деятельности и деятельности по управлению педагогическим процессом.

4) Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивают организации образования и педагоги для достижения определенного результата (например, все усваивается обучающимися на занятии).

5) Устойчивость и постоянство успехов учебно-воспитательной работы.

• всякое новое педагогическое явление лишь в том случае является частью опыта, если есть перспектива развития и применения его на практике.

8) Умение обнаруживать и преодолевать недостатки, противоречия.

Материалы, необходимые при изучении деятельности педагога, носителя передового опыта

1. Решение педсовета (методсовета) организации образования об изучении и обобщении передового опыта работы педагога по конкретной проблеме (выписка из протокола).

2. Краткая производственная и общественная характеристика работы педагога - носителя передового опыта.

3. Система работы педагога.

4. Научно-методический анализ проводимой работы, оценка ее результативности.

5. Доклады (тезисы выступлений) педагога – носителя передового опыта на педсоветах, семинарах, научно-практических конференциях и т. п.

6. Подборка творческих работ педагога по совершенствованию методики преподавания и воспитания:

• изложение отдельных тем программы;

• система дидактических материалов;

• сценарии мероприятий и др.

7. Перечень выступлений педагога по обмену опытом работы, индивидуальных консультаций, которые он ведет; участие в работе школы передового опыта, методического объединения.

8. Приложение: материалы по учебному кабинету, образцы конспектов занятий, работы обучающихся и др.

9. Публикации об опыте работы.

Рекомендации по оформлению и содержанию материалов о передовом педагогическом опыте

Назначение материалов о передовом педагогическом опыте – активно знакомить педагогов с современными поисками коллег по реализации основных направлений реформы образования в ТиПО.

Структура материала о передовом опыте определяется автором (составителем) в соответствии с поставленной задачей и может модифицироваться в зависимости от конкретного материала. Материал о передовом опыте включает следующие структурные элементы:

• обложка (титульный лист);

• приложение (составляется при необходимости)

Изучение и обобщение опыта:

1. Выявление объекта изучения:

o оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения;

o выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты;

o первый сбор информации о деятельности педагога;

o выявление факторов, способствующих получению высоких результатов;

o определение объектов изучения.

2. Постановка цели изучения:

o выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий педагога;

o формулировка проблемы;

o теоретическое обоснование опыта;

o выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта;

o формулировка цели изучения.

3. Сбор информации об изучаемом опыте:

o отбор методов сбора и обработки информации;

o составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме;

o реализация методов сбора информации об опыте.

4. Педагогический анализ собранной информации:

o расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта;

o оценка идей опыта на основе критериев;

o определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта;

o выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.

5. Обобщение опыта:

o систематизация и синтез полученных на основе анализа данных;

o формулировка сущности и ведущей идеи опыта;

o раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог;

o определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов;

o описание опыта в соответствии с определёнными требованиями

Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения. Анализ и обобщение опыта.

Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.

Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.

Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.

Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т. д.

Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).

Материальное оснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т. д. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.

Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.

Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности. Из сказанного выше видно, что анализ, т. е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т. к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Педагогический опыт – это процесс усвоения и практического воплощения педагогом различных методик, принципов и способов организации педагогической деятельности, осуществляемый в рамках определенного временного периода, месторасположения и условий реализации.

Понятие педагогический опыт достаточно объемное. Оно включает в себя следующие разновидности:

  • Исторический педагогический опыт – итоги протекания педагогического процесса, его теоретическое обеспечение на всех этапах общественного развития.
  • Массовый педагогический опыт – итоги протекания педагогической деятельности и ее теоретическое обеспечение, которое применяется большинством педагогов в своей профессиональной деятельности.
  • Передовой педагогический опыт – это применение в практической педагогической деятельности лучших достижений теории и практики педагоги, как текущего временного периода, так и раннего этапа развития.
  • Новаторский педагогический опыт – использование современных воспитательных средств и новаторских идей, методов и технологий организации учебно-воспитательной деятельности. Он включает себя обязательно что-то новое, прогрессивное, авторские открытия, новые разработки, изобретения.

В процессе педагогической деятельности находит активное применение передовой педагогический опыт. Его использование помогает повысить качество, предоставляемых услуг обучения и воспитания, упростить организацию учебно-воспитательной деятельности, повысить педагогическую продуктивность, улучшить коллективные взаимоотношения в профессиональной педагогической среде.

Носителями передового педагогического опыта выступают непосредственно педагоги. Они могут внести в процесс новаторские идеи, предложить способы и приемы организации учебно-воспитательной работы, которые поднимут качество обучения. Педагогическое мастерство играет огромное значение для успешного протекания учебно-воспитательной деятельности. в своей деятельности, педагог может и не использовать каких-то новаторских методик, но умелое применение, существующих принципов и технологий организации педагогического процесса позволяет выдвинуть работу педагога на первый план и утвердить ее в качестве образца для подражания. Таким образом, педагогический опыт становится передовым.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды передового педагогического опыта

Передовой педагогический опыт – это мастерство педагога, основанное на применении им технологий организации учебно-воспитательной деятельности в практической деятельности, внедрении новшеств в педагогический процесс, разработка новых путей реализации оптимального и продуктивного педагогического процесса, что в итоге приводит к улучшению предоставляемых образовательных услуг, интенсивному развитию и совершенствованию образовательной сферы.

Передовой педагогический опыт бывает:

  1. Комплексный – реализуется за счет совмещения процессов обучения и воспитания;
  2. Коллективный – опыт какого-то педагогического коллектива, ученых, научных объединений;
  3. Индивидуальный – опыт отдельного ученого, исследователя педагогической деятельности, отдельного педагога;
  4. Исследовательский или новаторский – разработки новшеств и опыт их внедрения в учебно-воспитательную деятельность;
  5. Научный или эмпирический – опыт, отличающийся в зависимости от его научного подкрепления, научного содержания;
  6. Краткосрочный и долгосрочный – опыт, применяемый в практике образовательной деятельности достаточно длительный временной период или короткое время;
  7. Психолого-педагогический – опыт, построенный на интеграции научных теорий и принципов и их практического применения.

Критерии анализа педагогического опыта

Проведение мониторинга педагогической деятельности, оценки его качества и эффективности, выделения и обоснования передового педагогического опыта требует установку определенных параметров, показателей, которые отражают признаки различных объектов и процессов учебно-воспитательной деятельности, степень их проявления и качество, результативность их использования. Эти параметры позволяют сформировать оптимальные и достоверные критерии, без которых не актуален анализ педагогического опыта деятельности.

Рисунок 1. Анализ педагогического опыта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выявление, изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта

Что такое педагогический опыт, его разновидности?

Педагогический опыт - совокупность практических знаний, умений и навыков, приобретенных педагогом в практической деятельности.

В методической литературе выделяют следующие разновидности педагогического опыта:

Исторический - результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования.

Массовый - результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в деятельности большинства учителей.

Передовой (актуальный) - это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это достижение наилучшего педагогического результата за счёт усовершенствования имеющихся средств и оптимальной организации учебного процесса.

Новаторский – содержит элементы новизны, открытия, изобретения, авторства.

В работе методической службы любого уровня одно из ведущих мест занимает проблема выявления, изучения, обобщения и распространения актуального (передового) педагогического опыта.

2. Чем характеризуется актуальный (передовой) педагогический опыт?

Актуальным (передовым) может быть признан педагогический опыт, который соответствует следующим критериям:

1. Актуальность , то есть соответствие опыта потребностям школы, социальному заказу, тенденциям общественного развития, регио нальной и федеральной образовательной политике.

2. Новизна предполагает усовершенствование существующей практики. Новизна передового (актуального) педагогического опыта может выражаться:

в радикальном преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил их применения, постановка и решение новых педагогических задач.

в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;

в комбинации элементов известных методик.

3. Высокая результативность обязательный критерий передового (актуального) педагогического опыта. Высокая результативность может быть:

на уровне знаний учащихся;

в личностном развитии учащихся;

в методическом и научно - методическом обеспечении учебно - воспитательного процесса;

в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.

4. Оптимальность предполагает, что высокие результаты достигаются педагогом или образовательным учреждением при более экономной затрате сил и времени как педагога так и обучающихся.

5. Стабильность означает, что:

эффективность опыта подтверждается при некотором изменении условий;

устойчивые положительные результаты достигаются на протяжении длительного времени.

6. Научность, то есть соответствие основополагающим положениям педагогики, психологии, методики.

7. Возможность творческого применения – передовой (актуальный) педагогический опыт не может быть связан только с особенностями личности его автора, а должен содержать рациональную идею, которую могут сделать своим достоянием другие педагоги.

Таким образом, актуальным (передовым) педагогическим опытом может быть признан только опыт, который направлен на решение актуальных задач, обеспечивает высокие и стойкие результаты в обучении, воспитании и развитии обучающегося и воспитанника, достигнут рациональным путем и доступен другим педагогам и образовательным учреждениям.

3. Зачем изучать и обобщать актуальный (передовой) педагогический опыт?

Изучение и обобщение опыта необходимо:

- педагогу, чей опыт подлежит изучению и общению, так как:

работа педагога приводится в целостную систему;

повышается профессиональная компетентность учителя (в процессе описания опыта педагог расширяет свои знания в области педагогики, психологии и методики, совершенствует аналитические умения и навыки и т.д.)

- другим педагогам или образовательным учреждениям, так как:

они имеют возможность познакомиться с результативным опытом работы и использовать идею опыта, отдельные приемы, методики и т.д. в своей педагогической деятельности;

- администрации образовательного учреждения, так как:

работа с АПО – это одна из форм повышения квалификации педагога (повышение квалификации – это объект постоянного внимания администрации образовательного учреждения);

АПО может стать основой для принятия грамотного управленческого решения.

4. Каковы этапы работы с актуальным (передовым) педагогическим опытом?

В работе с актуальным (передовым) педагогическим опытом можно выделить четыре обязательных этапов:

I этап. Выявление актуального (передового) педагогического опыта.

II этап. Изучение актуального (передового) педагогического опыта.

Изучению может подлежать только система работы педагога, приносящая стабильные положительные результаты. Задача заместителя директора, руководителя ШМО или ГМО, специалиста НМИЦ – помочь учителю увидеть эту систему. Длительность изучения опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Методы изучения АПО: анализ документации (результаты контрольных и срезовых работ, учебно-методических и дидактических материалов, результатов аттестации), анкетирование, наблюдение (посещение уроков, внеклассных мероприятий), диагностика, беседа.

III этап. Обобщение актуального (передового) педагогического опыта.

Обобщает опыт только сам педагог с помощью заместителя директора, руководителя ШМО или ГМО, специалиста НМИЦ. Наиболее часто применяемой и продуктивной формой обобщения опыта является целостное описание АПО. Педагог должен быть знаком со структурой целостного описания опыта, которая включает следующие компоненты:

1. Формулировка темы опыта. Она должна отражать главное направление и содержание работы и соответствовать следующим требованиям:

- корректное использование педагогических и психологических терминов.

2. Информация об опыте. В этой части указываются:

- условия возникновения, становления опыта (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе, школе);

- актуальность опыта (анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества, выявление противоречий и затруднений, которые встречаются в массовой практике и успешно решаются в опыте);

- ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения - это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта;

- длительность работы над опытом (с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта; длительность работы над опытом не может быть менее 3-х лет);

- теоретическая база опыта (здесь необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта);

- новизна опыта (может заключаться: в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования)).

3. Технология опыта. Следует описать алгоритм и содержание работы педагога.

4. Результативность работы. Необходимо показать результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся и воспитанников в динамике (не менее чем за три года), назвать методики, которые использовались для отслеживания результатов. Результаты должны быть представлены в диаграммах, таблицах, графиках. Также важно показать за счет чего достигается высокий результат, степень оптимальности получаемых результатов.

5. Приложения к АПО. Это конкретные практические материалы (конспекты уроков, программы, дидактический материал, компьютерные презентации, творческие работы учащихся, сценарии мероприятий, тесты и т.д.), которые иллюстрируют сущность опыта.

Можно выделить типичные ошибки, которые допускают педагоги при описании актуального (передового) педагогического опыта:

Педагог не знаком со структурой целостного описания опыта, опускает отдельные разделы или элементы. Это не позволяет представить опыт целостно, а, следовательно, включить его в городской или областной банк АПО.

Длительность работы над опытом составляет 1-2 года. В положениях о внесении актуального педагогического опыта в городской и областной банки четко указано, что длительность работы над опытом должна быть не менее 3-х лет.

Обоснование актуальности опыта сводится к описанию истории становления опыта.

Результативность опыта (а это основной критерий актуального педагогического опыта) сводится к успеваемости и качеству знаний за несколько лет. При этом часто отсутствуют ссылки на диагностические методики (как определяется уровень воспитанности, уровень познавательной активности, уровень интеллектуального развития и т.д.), представленные графики и диаграммы не комментируются и трудны для понимания.

В приложении приводятся материалы, которые не имеют отношения к описанию опыта. Отсутствуют ссылки по ходу описания опыта на отдельные приложения.

На этапе обобщения актуального (передового) педагогического опыта педагог нуждается в помощи со стороны администрации образовательного учреждения (руководителя и заместителя директора), руководителя ГМО и ШМО, специалиста НМИЦ. Это помощь может быть в виде:

- консультирования (осуществляется по зонам затруднений, возникающих у педагога в процессе работы над обобщением опыта);

- обеспечения учителя литературой по избранной теме;

- предоставления педагогу памяток, алгоритма по описанию актуального педагогического опыта.

Памятка учителю по обобщению своего опыта работы

а) Внимательно и вдумчиво изучите все документы (положения о внесении АПО в школьный банк, городской банк, областной банк) и рекомендации по целостному описанию актуального педагогического опыта.

б) Грамотно сформулируйте тему опыта. Она должна отражать главное направление и содержание работы и отвечать следующим требованиям:

корректное использование педагогических и психологических терминов;

в) Определить актуальность опыта с позиции состояния образования в целом, образовательной практики Вашего учреждения в частности.

г) Отберите педагогическую и методическую литературу, статьи в специализированных журналах, ресурсы сети Интернет по теме опыта. Составьте библиографический список.

д) Приведите в порядок методические материалы по теме опыта (календарно-тематические планы, дидактические материалы, конспекты уроков, таблицы, схемы и т.д.), систематизируйте их.

е) Составьте подробный план изложения. Помните, что необходимо строго соблюдать структуру описания актуального педагогического опыта.

и) Проверьте текст на возможное наличие стилистических, грамматических, пунктуационных ошибок.

к) Подберите и правильно оформите приложения.

л) Консультируйтесь по ходу описания своего опыта с коллегами, руководителями ШМО или ГМО, заместителем директора, специалистом НМИЦ.

IV этап. Распространение актуального (передового) педагогического опыта.

С актуальным педагогическим опытом целесообразно ознакомить коллег. Формы распространения опыта могут быть самыми разными: открытый урок, презентация опыта, мастер-класс, педагогическая мастерская, выступление на семинаре, статья и т.д. Наиболее продуктивной формой распространения опыта является мастер-класс - активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы. Но при любой выбранной форме распространения опты обязательно должен соблюдаться алгоритм:

5. На каких уровнях может быть обобщен актуальный (передовой) педагогический опыт?

Актуальный педагогический опыт педагога может быть обобщен на уровне:

- образовательного учреждения (внесён в банк данных образовательного учреждения),

- города (внесен в городской банк АПО с выдачей соответствующего свидетельства)

- области (внесен в областной банк АПО)

Порядок внесения актуального педагогического опыта в банк данных определяется положением. Положение о внесении актуального педагогического опыта в областной банк данных утверждено на заседании областного экспертного совета, в городской банк – методическим советом управления образования администрации г. Белгорода. Положение о внесении актуального педагогического опыта в банк образовательного учреждения разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно и утверждается на методическом совете (или на педагогическом совете).

Для включения опыта работы в городской банк АПО необходимо предоставить следующие документы:

- заявку о внесении актуального педагогического опыта в городской банк (оформляется руководителем образовательного учреждения, специалистом НМИЦ, руководителем ГМО) ;

- материалы обобщенного опыта, оформленные в соответствии с рекомендациями и Положением о порядке внесения опыта в городской банк АПО ;

- профессиональную карту учителя (образовательного учреждения)

- рецензию на материалы опыта (преподавателя вуза).

Для включения опыта в областной банк АПО необходимо предоставить следующие документы (в печатном и электронном виде):

заявку о внесении актуального педагогического опыта в областной банк (за подписью директора НМИЦ);

профессиональную карту педагога (или образовательного учреждения) (оформляется автором совместно со специалистом НМИЦ);

материалы обобщенного опыта, оформленные в соответствии с рекомендациями и Положением о порядке внесения опыта в областной банк АПО;

письменное согласие автора (в свободной форме) на распространение его опыта, включая безвозмездную публикацию под грифом БелРИПКППС со ссылкой на авторство.

На обобщённый опыт обязательно составляется информационная карта, которая хранится в методическом кабинете образовательного учреждения и (или) НМИЦ, доступна для предполагаемых пользователей АПО.

Читайте также: