Виды музыкальной деятельности в школе

Обновлено: 06.07.2024

Человек проявляется и развивается в деятельности. Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определённым видам деятельности проявляются личностные качества человека. Деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом социальных отношений и общественного поведения.

Проблемой деятельности занимались ученые С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Н.К.Платонов, Р.Х.Шакуров, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко и другие

Под деятельностью понимают внутреннюю и внешнюю активность человека, регулируемую сознательной целью. Каков бы ни был уровень осознанности деятельности, осознание цели всегда остается ее необходимым признаком. В тех случаях, когда этот признак отсутствует, нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение.

С точки зрения педагогики деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

В состав деятельности входят следующие элементы: мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели – результаты, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется.

Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции это процессы, цели которого находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия это процессы, мотивы которых находятся в той или иной деятельности, в состав которой они входят. Сущность технологии осуществления педагогического процесса как раз и заключается в том, что педагог совершает переход от управления к управлению действиями, затем и управлению деятельностью учащихся. Деятельность всегда имеет задачную структуру. Любой ее вид представляет собой творческий процесс, в котором проявляется активность, самодеятельность, лица свобода и индивидуальная неповторимость личности. В конечном итоге деятельность направлена на преобразование окружающей действительности.

В.В.Давыдов отмечал, что важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или неявный предметный характер. Все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама деятельность направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта.

В философском аспекте понятие деятельности рассматривается таким образом: деятельность - это один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Деятельность- это форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.

В психолого-педагогическом аспекте деятельность - это специфическая форма общественно- исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности.

Развитие, умножение видов деятельности индивида приводит не просто к расширению их “каталога”. Одновременно происходит центрирование их вокруг немногих, главнейших, подчиняющих себе другие. Этот сложный и длительный процесс развития личности имеет свои этапы, свои стадии.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребёнка.

Прослеживание “чувственной программы” музыкального произведения предполагает умственные операции – сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребёнка образного “словаря эмоций”, позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Деятельность характеризуют действия, операции, психофизиологические функции. В процессе деятельности ребёнок осваивает определённые действия: практические, которые ведут к определённому внешнему результату, и внутренние, психические, которые составляют основное содержание психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).

Музыкальная деятельность школьников, в том числе, младших школьников, рассматривалась в трудах многих педагогов-музыкантов – Б.В.Асафьева, Б.Л.Яворского, В.Н.Шацкой, О.А.Апраксиной, Д.Б.Кабалевского, Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, Л.Г.Дмитриевой, Н.М.Черноиваненко, Л.В.Школяр и других.

Музыкальная деятельность младших школьников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Традиционная музыкальная педагогика, провозглашая “деятельностный подход” к музыкальному образованию, понимает под ним прежде всего наличие на уроках различных видов деятельности – хорового пения, игры на музыкальных инструментах, изучения теоретических основ музыки (нотной грамоты), импровизации (как детского творчества) и т.д. Исследования последних лет показывают, что формальное наличие на уроках музыки перечисленных “видов деятельности”, фиксируемая постоянная занятость учеников – это отнюдь не означает, что школьники осуществляют полноценную музыкальную деятельность.

Ряд педагогов-исследователей во главе с Л.В.Школяр в качестве видов музыкальной деятельности рассматривать деятельность композитора, исполнителя, слушателя, которые на музыкальных занятиях осуществляют в их неразрывном триединстве. “Эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования самой музыки и, объединенные восприятием музыки, выступают как неизменные. …Эти виды деятельности есть не что иное как условия и формы существования музыки вообще”

Таким образом, в настоящее время выделяют следующие виды музыкальной деятельности:

- деятельность слушателя (восприятие),
- деятельность композитора (творчество),
- деятельность исполнителя (исполнительство).

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.

В разных видах музыкальной деятельности соотношение воспроизводящих и творческих действий бывает различным, в зависимости от возраста детей, самого вида музыкальной деятельности. Восприятие музыки – это творческий процесс. Исполнительство требует сочетания репродуктивных и творческих действий. Творчество основано на освоении определённого арсенала исполнительских умений и навыков, а также опыте комбинирования, переноса, применения их в новых ситуациях.

Для того чтобы выявить специфику видов музыкальной деятельности младших школьников, сравним их с аналогичными видами музыкальной деятельности взрослых.

Б. В. Асафьев определил музыкальную деятельность как триединство процессов создания музыки композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем. Произведение, созданное композитором, имеет художественную ценность для других людей. Исполнитель творчески воспроизводит нотную схему. Слушатель воспринимает произведение в интерпретации исполнителя.

При характеристике видов музыкальной деятельности младших школьников схему нужно читать, начиная с конца: восприятие – исполнение – творчество. Обосновывается это тем, что первичным, ведущим видом музыкальной деятельности младших школьников является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребёнку с момента рождения. Ребёнок ещё не может включиться в другие виды музыкальной деятельности. Между тем, музыкальное восприятие – это всё-таки активный, творческий процесс.

Более подробно остановимся на восприятии музыки.

Развитие восприятия музыки у младших школьников является одной из основных задач музыкального воспитания учащихся. При этом термин “музыкальное восприятие” в музыкальной педагогике имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей на уроке или занятии – хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмического движения. Другое значение термина, более узкое, подразумевает слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров, композиторами, исполнителями. При этом две стороны музыкального развития младших школьников – восприятие и собственное творчество – неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга.

Л.С.Выготский говорил о том, что само восприятие есть творчество. “Восприятие искусства требует творчества… для восприятия искусства недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения – необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство, найти его катарсис, и только тогда действие искусства скажется сполна”.

Начинать становление процесса музыкального восприятия у учащихся следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры, что предполагает смещение акцента с технической стороны на духовную.

Обоснованием подобного видения методики организации музыкального восприятия является понимание обращенности искусства “не к рациональному изучению, а к переживанию – в мире художественных образов человек должен жить, как он живет реально, но сознавая иллюзорность этого “мира” и эстетически наслаждаясь тем, как искусно он сотворен из материала мира реального”. В данном утверждении М.С.Кагана особенно важно для урока музыки понимание эстетического удовольствия, наслаждения, вызываемого искусством, что не всегда возможно в условиях технического подхода в преподавании, которое разрушает в конечном итоге специфику урока искусства, приближая урок музыки к уроку искусствознания.

Д.Б.Кабалевский в пояснительной записке к Программе по музыке пишет о том, что “активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Более того, как можно смело сказать, что не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнять (петь, играть, дирижировать), а все историко-теоретические знания, почерпнутые на уроках, останутся при этом пустыми, формальными фактами, не приближающими к пониманию подлинного музыкального искусства.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует”.

Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.

Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определённые навыки и умения. Без развитого восприятия исполнительская деятельность сводится к подражанию, воспроизведению по образцу и не выполняет развивающей функции. Детское исполнительство требует определённых тренировочных действий: повторений, упражнений.

Творчество детей возникает на основе овладения определёнными умениями и навыками в результате обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями, приобретает развивающий характер. Обучение, включающее проблемные, поисковые творческие задания, раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции. Важно создавать игровые проблемные ситуации, побуждать к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность переноса усвоенного, применения в новых условиях, в свободной вариативной форме. Творческие импровизации обогащают процесс обучения: проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности.

Таким образом, развитие музыкальных способностей, основ музыкальной культуры младших школьников осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность). Но конечная цель музыкального образования и воспитания – научить слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту.

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе (в помощь учителю).

Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Это и пение, и пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах и др. Восприятие музыки является ведущим видом деятельности, т.к. исполнительство и творчество базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слышать характер, следить за развитием образа, слышать смену интонации, настроения. Слушание музыки – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Для повышения качества восприятия нужно использовать различные подходы, приемы и методы развития восприятия музыки. Важнейшим методом является наглядно слуховой. Это исполнение музыкального произведения учителем или прослушивание записи.

Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, применение наглядных пособий) способствует лучшему пониманию, усвоению и запоминанию материала. Значение словесного метода также очень велико. Беседа может включать в себя: сведения о музыке как виде искусства, сведения о композиторе, жанре музыкального произведения. Во вступительной беседе акцент должен быть установлен на восприятие музыки. Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен.

Чтобы глубже почувствовать характер музыки необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями (хлопки, движение руки, шаги и т.д.). Важно, чтобы дети осмысленно воспринимали музыкальное произведение. Последовательность развития музыкального восприятия должна идти от простых жанровых форм к более сложным. Оно может быть действенным, когда у школьников сформирована внутренняя установка на грамотное общение с музыкой.

1) Музыкальный образ (эмоциональный отклик на прослушанную музыку)

2) Настроение, характер.

1) Жанр (вид музыкального произведения)

Ÿ простые жанры (песня, танец, марш, пьеса)

Ÿ сложные жанры (симфония, опера, балет, концерт, оратория)

Ÿ вокальные произведения (сольные, хоровые, для какого голоса)

Ÿ инструментальные произведения (виды оркестров, виды инструментов, состав оркестров).

2) Элементы музыкальной речи.

3) Форма музыкального произведения.

Ÿ Одночастная (одно настроение)

Ÿ Двухчастная (смена настроений)

4) Музыкальная драматургия (наличие ярко выраженного конфликта)

Чтобы произведение вошло в музыкальный опыт ребенка, необходимо давать его прослушивать несколько раз. Каждое прослушивание обогащает восприятие. Нужно постоянно расширять словарный запас учащихся при характеристике музыкальных образов. Чтобы дети нашли нужные слова для описания характера произведения можно использовать словарь эстетических эмоций. Итак, для того, чтобы школьники чувствовали и понимали музыку, учитель с помощью различных приемов направляет их внимание на характер произведения и средства его воплощения. Постепенно ребята начинают понимать, что образное содержание произведений передаются средствами музыкальной выразительности.

Если обратиться к традициям отечественной педагогики музыкального образования, то к видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское музыкальное творчество), то есть те конкретные виды музыкальной деятельности, которые осуществляются учащимися на музыкальных занятиях и за исключением слушания музыки представляют собой разновидности либо исполнительской, либо композиторской деятельности.

Приведенный довод весьма убедителен и не может не приниматься во внимание при разработке музыкально-педагогической терминологии. Однако необходимо иметь в виду, что за тем или иным пониманием термина, как правило, стоит определенная стратегическая или тактическая (в зависимости от рассматриваемого термина) педагогическая установка, которой придерживаются педагоги-музыканты. Поэтому терминологические расхождения подобного рода имеют принципиальный характер и требуют осознания со стороны педагога-музыканта, который будет обращаться к этим терминам.

Представляется, что было бы целесообразным рассматривать конкретные (слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизация, сочинение музыки детьми) и обобщенные виды музыкальной деятельности (исполнение музыки, музыкально-композиционное творчество детей) – и как виды музыкальной деятельности, и как формы или средства приобщения к музыке. В этом видится специфика педагогики музыкального образования, рассматривающей каждое явление и в музыкальном, и в педагогическом ракурсах, а, следовательно, и специфика музыкально-педагогической терминологии, которой она оперирует.

В последние годы разработана классификация видов музыкальной деятельности (Е. В. Николаева), учитывающая, с одной стороны, природу музыкального искусства в целом, с другой – особенности его постижения учащимися. В ней рассматриваются не только такие виды музыкальной деятельности, как слушание, исполнение и сочинение музыки детьми, – но и другие виды деятельности, которые предлагаются учащимся на музыкальных занятиях с целью познания закономерностей музыки как искусства, раскрытия связей музыки с другими видами искусства и окружающей жизнью. Так, например, размышления учащихся о музыке являются необходимым компонентом организации и слушания музыки, и ее исполнения, и сочинения; освоение музыкальной, в том числе нотной, грамоты также осуществляется в каждом из этих видов музыкальной деятельности; для раскрытия особенностей музыки как вида искусства и установления ее взаимосвязи с искусством движения в структуру занятия вводится музыкально-пластическая деятельность и т. п.

Если с этой точки зрения рассмотреть все виды музыкальной деятельности учащихся на уроках, можно заметить, что они существенно отличаются по степени представленности в них самой звучащей музыки. Поэтому при классификации видов музыкальной деятельности учащихся было бы целесообразно учитывать, какое место в них занимает собственно звучащая музыка и на что направлено внимание детей в процессе общения с ней.

Совершенно очевидно, что на первом месте в этом ряду стоит собственно музыкальная деятельность учащихся во всех ее основных разновидностях: слушание музыки; ее исполнение: вокальное (хоровое и сольное), инструментальное; сочинение музыки.

Поскольку познание музыки без теоретических знаний о ней практически невозможно, то на музыкальных занятиях специальное внимание уделяется приобретению учащимися такого рода знаний и формированию умений оперировать ими.

Эти знания усваиваются в опоре на музыкально-слуховые представления, реально звучащую музыку и имеющийся у школьников интонационно-слуховой опыт. В связи с этим в качестве особого вида деятельности учащихся на музыкальных занятиях выделяется музыкально-теоретическая деятельность.

На базе приобретенных теоретических знаний и музыкально-слухового опыта возможно вовлечение ребят в увлекательнейшую музыкально-историческую деятельность, необходимую для систематизации имеющихся у детей знаний музыки и знаний о музыке и осуществляемую с целью последовательного и все более полного формирования представлений о музыке прошлого и настоящего, о процессе становления музыкального искусства, музыкальной культуры.

При разработке классификации видов музыкальной деятельности нельзя не учитывать и того, что любое музыкальное явление необходимо рассматривать в широком культурологическом контексте, прослеживая его связь не только с другими видами искусства, но и с окружающей жизнью. При установлении таких связей деятельность учащихся не всегда предполагает ориентацию на конкретную

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Это и пение, и пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах и др. Восприятие музыки является ведущим видом деятельности, т.к. исполнительство и творчество базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слышать характер, следить за развитием образа, слышать смену интонации, настроения.

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе (в помощь учителю)



Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе (в помощь учителю)

Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Это и пение, и пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах и др. Восприятие музыки является ведущим видом деятельности, т.к. исполнительство и творчество базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слышать характер, следить за развитием образа, слышать смену интонации, настроения. Слушание музыки – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Для повышения качества восприятия нужно использовать различные подходы, приемы и методы развития восприятия музыки. Важнейшим методом является наглядно слуховой. Это исполнение музыкального произведения учителем или прослушивание записи.

Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, применение наглядных пособий) способствует лучшему пониманию, усвоению и запоминанию материала. Значение словесного метода также очень велико. Беседа может включать в себя: сведения о музыке как виде искусства, сведения о композиторе, жанре музыкального произведения. Во вступительной беседе акцент должен быть установлен на восприятие музыки. Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен.

Чтобы глубже почувствовать характер музыки необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями (хлопки, движение руки, шаги и т.д.). Важно, чтобы дети осмысленно воспринимали музыкальное произведение. Последовательность развития музыкального восприятия должна идти от простых жанровых форм к более сложным. Оно может быть действенным, когда у школьников сформирована внутренняя установка на грамотное общение с музыкой.

1) Музыкальный образ (эмоциональный отклик на прослушанную музыку)

2) Настроение, характер.

Жанр (вид музыкального произведения)

 простые жанры (песня, танец, марш, пьеса)

 сложные жанры (симфония, опера, балет, концерт, оратория)

 вокальные произведения (сольные, хоровые, для какого голоса)

 инструментальные произведения (виды оркестров, виды инструментов, состав оркестров).

2) Элементы музыкальной речи.

3) Форма музыкального произведения.

 Одночастная (одно настроение)

 Двухчастная (смена настроений)

4) Музыкальная драматургия (наличие ярко выраженного конфликта)

Чтобы произведение вошло в музыкальный опыт ребенка, необходимо давать его прослушивать несколько раз. Каждое прослушивание обогащает восприятие. Нужно постоянно расширять словарный запас учащихся при характеристике музыкальных образов. Чтобы дети нашли нужные слова для описания характера произведения можно использовать словарь эстетических эмоций. Итак, для того, чтобы школьники чувствовали и понимали музыку, учитель с помощью различных приемов направляет их внимание на характер произведения и средства его воплощения. Постепенно ребята начинают понимать, что образное содержание произведений передаются средствами музыкальной выразительности.

Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – Москва: Владос, 2000г.

Л.Г. Дмитриева. Методика музыкального воспитания в школе. Москва: Академия, 1998г.

Читайте также: