Виды деятельности на физкультуре в школе

Обновлено: 02.07.2024

Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Физическое воспитание в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), является универсальным средством формирования разносторонней и гармонично развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Физическая культура и здоровый образ жизни подрастающего поколения – залог здоровья нации, основа национальной безопасности.

I. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета

1. Проблемы мотивационного характера

несоответствие личностных интересов обучающихся и содержания программ учебного предмета, где виды двигательной деятельности, в большинстве случаев, не удовлетворяют современным запросам молодежи;

несовершенство механизмов, позволяющих формировать у обучающихся навыки самостоятельной учебной деятельности с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, индивидуальных особенностей здоровья и интересов;

неэффективность механизмов использования сетевой формы реализации образовательных программ общего образования (в том числе во внеурочной деятельности) и образовательных программ дополнительного образования, ресурсов физкультурно-спортивных и иных организаций для осуществления обучения и воспитания обучающихся.

2. Проблемы содержательного характера

преемственность и взаимосвязь уровней образования – дошкольного, начального общего образования, основного общего и среднего общего образования;

интеграцию и равные возможности для обучающихся в использовании урочных, внеурочных и других форм обучения и средств физической культуры и спорта;

системность вариативного, разноуровневого подхода к процессу обучения предмету (с учетом состояния здоровья, физического развития и интересов обучающихся);

формирование у обучающихся на уровнях дошкольного и начального общего образования навыков здорового и безопасного образа жизни средствами гимнастики;

единые подходы к критериям и методикам оценивания успеваемости обучающихся по учебному предмету;

механизмы педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;

возможности использования в содержании программ и учебников модулей по традиционным, национальным и новым видам спорта.

3. Проблемы методического характера

В методическом обеспечении учебного предмета недостаточное внимание уделяется:

созданию современных, научно обоснованных технологий обучения в области физической культуры и спорта;

методикам выявления одаренных детей в области физической культуры;

современным методам и средствам обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;

обновлению учебно-методических комплексов и программ мониторинга состояния физической подготовленности обучающихся образовательных организаций с учетом современных технологий;

созданию единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания;

развитию образовательных информационных ресурсов для учителей физической культуры;

созданию безопасных условий для проведения урочных и внеурочных форм занятий физкультурно-спортивной направленности;

современному оснащению спортивных залов инвентарем и оборудованием в соответствии с запросами участников образовательных отношений.

4. Кадровые проблемы

В кадровом обеспечении недостаточное внимание уделяется:

системе подготовки и дополнительного профессионального образования учителей физической культуры, не отвечающей современным требованиям в части формирования их компетенций в соответствии с запросами участников образовательных отношений;

процедуре аттестации учителей физической культуры, способствующей их профессиональному росту и выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий;

механизмам межведомственного сотрудничества (образование, спорт, здоровье, культура) по созданию скоординированных программ повышения квалификации педагогических работников физкультурно-спортивного профиля.

III. Цель и задачи Концепции

модернизация содержания учебного предмета на основе взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования, с учетом новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий;

совершенствование учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения учебного предмета;

обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков, способствующих повышению личных показателей физического развития, физической подготовленности, освоению широкого социального спектра универсальных компетенций, необходимых для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурного образования;

расширение базы информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, технологического инструментария деятельности обучающихся и педагогических работников;

развитие кадрового потенциала в сфере физической культуры;

повышение у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни.

IV. Основные направления реализации

Многолетние традиции преподавания физической культуры в образовательных организациях – методические подходы, учебно-методические комплексы, исторически сложившаяся образовательная, научная, спортивная практика, педагогический опыт физического воспитания – представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования.

Основные направления реализации Концепции обеспечивают научно-обоснованный подход в обучении и преподавании учебного предмета, межпредметную интеграцию, единообразие образовательного пространства, преемственность на всех уровнях образования, включая дошкольный, создание системы индексации физического развития и физической подготовленности обучающихся, выявление и поддержку одаренных обучающихся на основе межведомственного взаимодействия, материально-техническое обеспечение и развитие кадрового потенциала.

1. Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета

Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета определяется исходя из ключевых задач на каждом уровне общего образования.

На уровне дошкольного и начального общего образования у обучающихся следует обеспечить формирование познавательных интересов к занятиям физической культурой, навыков здорового образа жизни как основы физического воспитания. Приоритетами в обучении являются: получение знаний и умений выполнения базовых упражнений средствами гимнастики для правильного формирования опорно-двигательного аппарата, развития гибкости, координации, моторики; приобретение двигательного опыта и интеллектуального развития средствами различных видов спорта, не наносящих ущерба здоровью обучающихся; получение эмоционального удовлетворения от выполнения физических упражнений через игровую деятельность.

На уровне основного общего и среднего общего образования необходимо обеспечить формирование у обучающихся компетенций по осознанному ведению здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических качеств, профилактике и укреплению здоровья через:

реализацию образовательных программ на основе традиционных, прикладных и вновь развивающихся видов спорта, а также современных оздоровительных систем ;

преподавание уроков с оздоровительной, общеразвивающей, спортивной и практико -ориентированной направленностью;

участие в деятельности школьных спортивных клубов;

освоение дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, участие в соревновательной деятельности.

В целях обновления содержания и технологий преподавания учебного предмета целесообразно:

усовершенствовать контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации с учетом необходимости тестирования знаний о физической культуре, способах физкультурной деятельности, основных физических качеств в соответствии с уровнем образования;

совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, ориентированные на оптимальное сочетание обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, предполагающей приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;

совершенствовать технологии проведения и содержание всероссийской олимпиады школьников по физической культуре;

регламентировать деятельность школьных спортивных клубов как одной из форм внеурочной деятельности;

модернизировать формы, средства и технологии преподавания учебного предмета в соответствии с сенситивными периодами развития физических качеств и иными особенностями обучающихся;

обеспечить системный подход в интеграции содержания учебного предмета с программами воспитания и социализации обучающихся с учетом использования ресурсов социальной среды;

совершенствовать формы, средства и технологии педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;

использовать ресурсы физкультурно-спортивных и иных организаций различной социальной направленности, в том числе для популяризации здорового образа жизни;

в ходе достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ учитывать необходимость формирования антидопингового мировоззрения и поведения.

2. Обновление учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения

В целях обновления учебно-методического характера необходимо:

совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, в том числе с использованием электронных и мультимедийных технологий, с учетом приоритета самостоятельной работы обучающихся, а также механизмы их экспертной оценки;

совершенствовать процессы разработки, апробации и внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, использования образовательных ресурсов, реализации инновационных проектов и программ;

использовать методические ресурсы различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам молодежи с учетом здоровьесберегающих технологий, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, или временными ограничениями физической нагрузки;

разработать инструментарий для оценки физических способностей, спортивных интересов обучающихся и образовательного самоопределения в области внеурочной деятельности, включая автоматизированное интерактивное тестирование;

создать электронную научно-методическую ресурсную базу по учебному предмету на основе современных подходов к диагностике результатов обучения, определения уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся.

Для методического обеспечения деятельности учителя физической культуры целесообразно:

создание и организация деятельности информационных консультационных центров;

создание единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания.

Для обновления материально-технического обеспечения и оснащения необходимо:

разработать требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию, используемому в образовательной деятельности по учебному предмету, к его сертификации, правила безопасности по эксплуатации объектов физкультурно-спортивной инфраструктуры;

обеспечить обновление санитарно-эпидемиологических требований и норм к спортивной инфраструктуре образовательных организаций;

организовать испытательные центры для оценки технического уровня и безопасности объектов школьной спортивной инфраструктуры, оборудования и инвентаря;

обновить примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений образовательных организаций;

создать единую электронную базу спортивных сооружений, спортивных площадок и зон рекреации образовательных организаций.

3. Развитие информационных ресурсов

Реализация основных общеобразовательных программ в современных условиях предусматривает для обучающихся и педагогических работников необходимость развития образовательных информационных ресурсов, включающих:

форматы организации индивидуальной (совместной) деятельности обучающихся, сетевые модули для самостоятельного углубленного изучения программ по видам спорта, отдельных тем и разделов по физической культуре, спорту, физическому воспитанию;

банки современных средств диагностики результатов обучения, физического развития, определения уровня здоровья, физической подготовленности;

функционирование информационного центра, координирующего процесс развития учебного предмета (урочную и внеурочную деятельность) и его результаты.

4. Повышение кадрового потенциала

В целях укрепления кадрового потенциала необходимо:

обеспечить преемственность между образовательными программами общего, профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования;

совершенствовать механизмы дополнительного профессионального образования педагогических работников физкультурно-спортивного направления с учетом использования модульной системы и электронного обучения; личных запросов в части формирования (совершенствования) новых компетенций и индивидуальных траекторий профессионального развития; привлечения ресурсов профессиональных сообществ учителей физической культуры и спортивных федераций;

совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования руководителей и педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность в школьных спортивных клубах;

разработать механизмы профессиональной поддержки учителей физической культуры, работающих в сельской местности, в отдаленных территориях, реализующих программы по адаптивной физической культуре; молодых специалистов;

совершенствовать систему оценки качества работы учителей физической культуры, в том числе аттестацию, на основе внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников;

уточнить в профессиональном стандарте педагога требования к профессиональным компетенциям, необходимым для выполнения трудовой функции, в том числе по адаптивной физической культуре.

5. Формирование у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни

Для формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни целесообразно:

обеспечить условия для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры;

обеспечить условия для участия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных формах конкурсных мероприятий;

обеспечить в ходе реализации образовательных программ, включая внеурочную и соревновательную деятельность, сетевое взаимодействие с использованием ресурсов иных организаций (научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных), а также организаций дополнительного образования;

разработать механизмы формирования навыков здорового образа жизни, в том числе антидопингового мировоззрения и поведения через взаимодействие с семьей и родительским сообществом, создание и реализацию индивидуальных образовательно-воспитательных проектов.

V. Реализация Концепции

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тем-ое план-ние

Виды деятельности обучающихся

Физическая культура

Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. Выявлять различие в основных способах передвижения человека. Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма. Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий.

Из истории физ. культуры

Пересказывать тексты по истории физической культуры.

Понимать и раскрывать связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью

Физические упражнения

Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость). Характеризовать показатели физического развития. Характеризовать показатели физической подготовки.

Выявлять характер зависимости частоты сердечных сокращений от особенности выполнений физических упражнений.

Самостоятельные занятия

Составлять индивидуальный режим дня. Отбирать и составлять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток.

Оценивать своё состояние (ощущения) после закаливающих процедур. Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки. Моделировать комплексы упражнений с учётом их цели: на развитие силы, быстроты, выносливости.

Сам-ые наблюдения за физ. развитием и физ. подготовкой

Измерять индивидуальные показатели длины и массы тела, сравнивать их со стандартными значениями.

Измерять показатели физических качеств.

Измерять (пальпаторно) частоту сердечных сокращений.

Игры и развлечения

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. Организовывать и проводить подвижные игры с элементами соревн.дея-ти

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Осваивать универсальные умения по самостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий.

Моделировать физические нагрузки для развития основных физических качеств. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие физических качеств.

Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.

Движения и передвижения строем

Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений.

Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений. Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений.

Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие физических качеств. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений.

Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций.

Снарядная гимнастика

Описывать технику гимнастических упражнений на спортивных снарядах. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении гимнастических упражнений. Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении гимнастических упражнений. Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений.

Прикладная гимнастика

Описывать технику гимнастических упражнений прикладной направленности. Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнений

гимнастических упражнений. Выявлять характерные ошибки при выполнении гимнастических упражнений прикладной направленности. Проявлять качества силы и координации при выполнении упражнений прикладной направленности.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений прикладной направленности.

Беговая подготовка

Описывать технику беговых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений.

Осваивать технику бега различными способами. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении беговых упражнений. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений.

Прыжковая подготовка

Описывать технику прыжковых упражнений. Осваивать технику прыжковых упражнений. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении прыжковых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении прыжковых упражнений. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении прыжковых упражнений. Соблюдать правила безопасности при выполнении прыжковых упражнений.

Броски большого мяча

Описывать технику бросков большого набивного мяча. Осваивать технику бросков большого набивного мяча.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении бросков большого набивного мяча.

Проявлять качества силы, быстроты и координации при выполнении бросков большого мяча.

Метание малого мяча

Описывать технику метания малого мяча. Осваивать технику метания малого мяча. Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча. Проявлять качества силы, быстроты и координации при метании малого мяча.

Лыжная поготовка

Моделировать технику базовых способов передвижения на лыжах. Осваивать универсальные умения контролировать скорость передвижения на лыжах по частоте сердечных сокращений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов.

Проявлять выносливость при прохождении тренировочных дистанций разученными способами передвижения.

Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой.

Технические действия на лыжах

Объяснять технику выполнения поворотов, спусков и подъёмов.

Проявлять координацию при выполнении поворотов, спусков и подъёмов.

Технические действия в воде

Соблюдать правила поведения в воде. Объяснять технику разучиваемых действий.

Осваивать технические действия в воде.

Осваивать плавание кролем на груди. Проявлять выносливость при проплывании учебной дистанции.

Подвижные игры

Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр. Излагать правила и условия проведения подвижных игр. Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач. Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.

Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.

Спортивные игры

Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр. Моделировать технические действия в игровой деятельности.

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности. Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности. Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр.Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности

- Совершенствование и автоматизация основных видов движений.

- Выполнение имитационных движений

- Выполнение упражнений на образное перевоплощение.

- Выполнение статических поз

III. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

- Развивающие подвижные игры.

- Подвижные игры с правилами и сигналами.

- Ориентировка в пространстве.

- Движение под музыку.

- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).

- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).

- Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Для детей средней группы

На пятом году жизни движения ребёнка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает всё более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Всё это позволяет педагогу приступить к обучению технике

выполнения основных движений, отработке их качества. В средней группе проводятся три физкультурных занятия в неделю, одно из них – на прогулке. Продолжительность каждой части увеличивается по сравнению с предыдущим годом за счёт усложнения упражнений, отработки техники движений и увеличения времени выполнения. Детей следует привлекать к подготовке и раздаче инвентаря и его уборке после занятия. Поговаривая последовательность движений по ходу их выполнения, воспитатель тем самым помогает детям лучше осознать задание. Поощрение, поддержка помогают детям преодолевать трудности, развивают уверенность в своих силах. При обучении основным видам движений применяются игровые приёмы. В средней группе дошкольников учат строиться по росту, перестраиваться в колонну по двое, трое, четверо. Приёмы обучения различны. При перестроении в колонну по двое можно использовать ориентиры, а при перестроении в три колонны воспитатель может назвать детей – новых направляющих, которые пойдут к ориентирам. В занятие следует включать шесть – семь общеразвивающих упражнений, которые выполняются из разных исходных положений и повторяются четыре – шесть раз.

Основные виды движения:

1. Ходьба. В средней группе ставится задача закрепить у ребёнка умение ходить, координирую движения рук и ног. Для этого в вводной части занятия следует использовать ходьбу с ускорением и

замедлением, а так же чередовать ходьбу с бегом.

2. Бег. Упражняя детей в беге, основное внимание воспитатель уделяет развитию ритмичности, обучению активному выносу и подниманию бедра, энергичному отталкиванию носком.

3. Прыжки. Наряду с закреплением умения занимать исходное положение, энергично отталкиваться двумя ногами, правильно приземляться нужно учить детей сочетать отталкивание со взмахом рук. На пятом году жизни дети начинают осваивать прыжки на одной ноге, при этом руки они держат произвольно. Постепенно детей переводят к прыжкам через скакалку, когда она коснётся пола.

4. Бросание, ловля, метание. При выполнении упражнений в катании и прокатывании мяча и обруча детей следует учить мягко касаться этих предметов пальцами, точно направлять их движение. Обучая

детей приёмам ловли мяча кистями рук, способам бросания его и отбивания о землю (пол), педагог должен показать и объяснить, как это делается.

5. Ползание, лазанье. В средней группе детей необходимо обучать подлезать под предметы по гимнастической скамейке на животе, с подтягиванием с помощью рук, с опорой на стопы и ладони,

перелезать с одного пролёта гимнастической стенке на другой (вправо, влево). К показу этих движений педагог привлекает кого-нибудь из детей, заранее подготовленных, а сам дает пояснения.

6. Упражнения в равновесии. В средней группе дети продолжают развивать навыки сохранения равновесия в ходьбе и беге. Упражнения усложняются за счёт дополнительных заданий, нового

способа выполнения. Упражнения проводятся в медленном с среднем темпе.

7. Подвижная игра. На каждом физкультурном занятии организуются одна – две подвижные игры. Проводя их повторно, педагог может менять правила и условия, усложнять движения. В течение года следует всех детей научить исполнять роль ведущего другие ответственные роли и выбирать ведущих, используя считалки, короткие и понятные ребёнку. Обучение спортивным упражнениям проводится на каждом третьем физкультурном занятии по подгруппам. Утренняя гимнастика проводятся в среднем и быстром темпе, без длительных пояснений и пауз. В комплекс необходимо включать шесть – семь общеразвивающих упражнений, которые выполняются по четыре – шесть раз из разных исходных положений. Следует предусматривать упражнения, способствующие формированию правильной осанки,

укреплению мышц стопы. Дозировка и темп устанавливаются с учётом сложности упражнений, а также физической подготовленности детей. Для ребёнка пятого года жизни характерен сравнительно устойчивый интерес к движениям, поэтому необходимо всячески поощрять игры с мячами, обручами, игрушками-двигателями, побуждать к самостоятельному использованию физкультурного оборудования, инвентаря, атрибутов для подвижных игр. Выполнение педагогом упражнений вместе с детьми, участие в играх повышают интерес к двигательной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обычно учителя физкультуры в школе считают, что успешное преподавание уроков физкультуры зависит от наличия соответствующей спортивной базы, достаточного количества оборудования и спортивного инвентаря. И с этим, пожалуй, нельзя не согла­ситься. Но для того, чтобы на высоком уровне проводить уро­ки, нужна еще и соответствующая подготовка.

Основополагающей здесь является продуманная организа­ция и методика проводимого урока.

Методы, формы и средства организации

деятельности учащихся на уроках

физической культуры.

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся:

Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;

Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками;

Формой организации учебной работы;

Средства, применяемые в обучении физической культуре в школе

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся.

Обычно учителя физкультуры в школе считают, что успешное преподавание уроков физкультуры зависит от наличия соответствующей спортивной базы, достаточного количества оборудования и спортивного инвентаря. И с этим, пожалуй, нельзя не согла­ситься. Но для того, чтобы на высоком уровне проводить уро­ки, нужна еще и соответствующая подготовка.

Основополагающей здесь является продуманная организа­ция и методика проводимого урока.

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:

При фронтальном методе упражнения выполняются одновременно всеми учащимися, его преимущество – большой охват учащихся, достижение высокой плотности и большой нагрузки.

Поточный метод это когда учащиеся выполняют одно и то же упражнения по очереди один за другим без перерыва. Удобен при выполнении акробатических упражнений, лазания, прыжков.

Посменный метод - учащиеся распределяются на смены, на очереди для выполнения упражнения (одни выполняют, другие наблюдают).

Групповой метод – учащиеся по заданию работают самостоятельно, выполняя в порядке очередности различные виды упражнений, группы меняются местами.

Индивидуальны метод - чаще всего используется в зачётных уроках, он позволяет учителю после выполнения упражнения учеником подвести итог, обратить внимание на недостатки и ошибки.

1.1 Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей

Данные методы включают в себя следующие:

Равномерный метод характеризуется тем, что при его применении занимающиеся выполняют физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить неизменную скорость передвижения, темп работы, величину и амплитуду движений.

Этот метод используется в основном в циклических видах спорта (бег, ходьба, плавание), хотя не исключено применение его в упражнениях ациклического характера (гимнастика).

Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т.п.

Выделяют несколько вариантов переменного метода:

1) с ритмичным колебанием интенсивности;

2) с неритмичным колебанием интенсивности и длительности мышечной работы;

3) с неритмичным колебанием интенсивности.

Переменный метод используется к в циклических и в ациклических видах спорта.

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. При применении этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается не только в период выполнения упражнения, но и благодаря суммации утомления организма от каждого повторения задания.

Данный метод используется как в циклических, так и в ациклических видах спорта.

В практике повторный метод используется в нескольких вариантах:

1) повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью;

2) повторная работа с равномерной предельной интенсивностью;

Интервальный метод внешне походит на повторный. Но если при повторном методе характер воздействия на организм определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают также интервалы отдыха.

Интервальный метод используется в настоящее время в большинстве физических упражнений.

По интенсивности нагрузки выделяют два варианта интервального метода:

1) экстенсивно-интервальный метод;

2) интенсивно-интервальный метод.

По изменению длительности нагрузки при очередном повторении упражнения можно выделить следующие варианты интервального метода6

1) с постепенным увеличением длительности работы;

2) с постепенным уменьшением длительности выполнения упражнения;

3) с чередованием длительности работы в каждой серии.

По характеру изменения продолжительности интервалов отдыха между очередным выполнение упражнения можно выделить:

Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, он может быть применен на материале любых физических упражнений: бега, прыжков, метаний и т.д.

Соревновательный метод - это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнования.

Соревновательный метод используется, либо в элементарных формах, либо в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер.

Круговой метод (тренировка) - это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения в данной серии они вновь возвращаются к первому, таким образом замыкая круг.

1.2 Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками.

В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяют на:

- методы расчлененного упражнения;

- методы целостного упражнения.

- при обучении координационно-сложным двигательным действиям, когда нет возможности изучить их целостно;

- если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало связанных между собой;

- если упражнение производится так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;

- когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;

- когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, особенно в работе с детьми-подростками, сформировать уверенность в своих силах.

Задача построения обучения технике двигательным действиям методом расчленения сводится к решению вопросов о числе упражнений и их выборе. Решая эти вопросы, необходимо придерживаться следующих правил:

а) при расчленении следует учитывать особенности структуры изучаемого действия, двигательный опыт обучающихся и условия обучения;

б) расчленение не должно вызывать принципиального изменения структуры данного действия;

в) при расчленении обучающими упражнениями должны быть охвачены все фазы целевого упражнения;

г) для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упражнения, которые могут эффективно контролироваться либо самим обучаемым, либо извне, с помощью преподавателя или обучающих устройств; фазы движения, плохо поддающиеся контролю, вычленять не следует;

д) обучающее упражнение должно содержать, возможно меньше посторонней двигательной информации, не связанной с предметом обучения.

Основные разновидности метода расчлененного упражнения:

Метод собственно расчлененного упражнения, который предусматривает использование относительно крупных заданий, каждое из которых охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения.

Метод целостного упражнения основывается на том, что с самого начала движения осваиваются учащимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжки, метания и др.). Он преимущественно используется:

- при разучивании наиболее простых упражнений;

- при изучении некоторых сложных действий, которые с методической точки зрения нецелесообразно изучать по частям;

- при совершенствовании и закреплении двигательных навыков.

Благоприятные условия для применения целостных методов имеются также в тех случаях, когда обучаемый и педагог располагают эффективными средствами и приемами помощи и страховки. К примеру, это характерно для таких видов спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки с трамплина на лыжах, фристайл и другие, в которых освоение действий связаны с элементами риска, страха, преодолением отрицательных эмоций.

В настоящее время все более широкое применение в физическом воспитании и спорте находят тренажерные устройства, берущие на себя функции обучения технике движений и контроля за действиями занимающихся. Естественно, применение таких тренажеров и других технических устройств делает возможным целостное разучивание даже довольно сложных двигательных действий

Разновидности целостных методов:

Собственно целостный метод, который подразумевает прямое применение в качестве обучающего упражнения целевое движение, т.е. то действие, которое является объектом изучения.

Метод целостного упражнения с постановкой частных задач.

Метод целостного упражнения с развертыванием обучения от ведущего звена.

Метод подводящих упражнений, который основан на применении в качестве обучающих упражнений действий структурно-родственных целевому упражнению, но более доступных в освоении.

При разучивании и совершенствовании упражнений этим методом могут использоваться такие методические приемы, как:

- самостоятельное выполнение упражнения при наличие гарантированной безопасности (применяется непосредственная страховка преподавателем, партнером, вспомогательными средствами типа лонж и др.);

- выполнение упражнений с направляющей помощью;

- применение проводки и т.д.

1.3 Формы организации учебной работы

Основной формой организации учебной работы по физическому воспитанию является учебное занятие (урок). Урок физической культуры является для всех учащихся обязательной формой занятий, обеспечивающий необходимый минимум знаний, умений, навыков, предусмотренных программой. На уроках учащиеся разучивают комплекс утренней гимнастики, комплекс гимнастики до занятий, физкультминутки, различные физические упражнения, приобщаются к элементам спортивных соревнований.

Уроки физической культуры имеют свои специфические особенности. Они проводятся в спортивном зале, на открытых площадках, стадионах. Уроки физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся, что обязывает учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

1.Уроки физической культуры.

2.Физкультурные мероприятия в режиме дня: гимнастика до занятий, физкультминутки, организованные перемены (игры, конкурсы).

3.Внеклассная и внешкольная работа (кружки, секции, дворовые соревнования)

4.Занятия физическими упражнениями дома.

Большое значение имеет внеклассная и внешкольная работа, она содействует углублению и расширению учебной работы по физическому воспитанию и проводится в виде игр, прогулок, экскурсий, походов, занятий в кружках, в форме спортивных развлечений, выступлений и праздников. Особое значение имеют различные формы занятий физическими упражнениями дома, в семье. Это гимнастика по радио, телевидению, видео фильмы, подвижные игры на воздухе, катание на санках, коньках, лыжах, велосипеде и т.д., а также домашних заданий, которые даются на уроках физической культуры.

1.4 Средства, применяемые в обучении физической культуре в школе

К средствам физического воспитания относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

Физическое упражнение - это основное и специфическое средство физического воспитания, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающихся.

Физические упражнения - двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность.

Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основное средство, создаются условия для эффективного влияния физических упражнений на учащихся, успешной организации и проведение занятий. Основные и вспомогательные средства должны применяться в единстве.

При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры личности. Необходимо многократное выполнение физического упражнения (наличие двигательной деятельности) с тем, чтобы усовершенствовать движение или развить физические качества. При этом двигательная деятельность сопровождается целым рядом происходящих в организме процессов и явлений (биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.).

В той мере, в какой движение воздействует на организм и личность человека, сам организм посредством упражнения строит свои движения.

Одновременно физические упражнения рассматриваются и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физического упражнения как метода - повторяемость их применения, что позволяет педагогу оказывать необходимое воздействие на занимающихся. С помощью физических упражнений осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние.

Характерной чертой физических упражнений является то, что они связаны с активной двигательной деятельностью людей. Физические упражнения представляют собой целенаправленные и сознательные действия, они связаны с целым рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями и т.п., развивают интересы и чувства, волю и характер и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека. Они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся.

снарядами и предметами и др. Характерной особенностью физических упражнений данной группы является их значительная отвлеченность от движений и действий, встречающихся в практической повседневной жизни.

Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности ученика.

В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнениями на воздухе, при облучении солнечными лучами в воде и т.п.), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.). Они могут быть использованы в двух направлениях: во-первых, для создания условий успешной организации и проведения уроков по физической культуре и, во-вторых, для закаливания организма занимающихся.

Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применить значительную нагрузку, организовать рациональный отдых, вызывают у занимающихся положительные эмоции, бодрость, жизнерадостность.

Большое значение в процессе физического воспитания имеет закаливание, т.е. создание устойчивости организма к действию неблагоприятных природных факторов: холода, жары, повышенной солнечной радиации. Закаливание дает возможность сохранять здоровье и работоспособность. Поэтому его необходимо проводить с самого раннего возраста. Для разностороннего закаливания нужно применять средства, по-разному воздействующие на организм (вода и воздух различной температуры, пребывание под солнечными лучами и т.п.). Выполнение при этом физических упражнений усиливает закаливающее воздействие естественных сил природы. Закаливание помогает проявлению волевых качеств учащихся, особенно при неблагоприятных внешних условиях занятий. С помощью физических упражнений и естественных сил природы можно развивать имеющую большее значение сопротивляемость организма к неспецифическим воздействиям (укачиванию, вибрации, перегрузкам, состоянию невесомости и др.).

К гигиеническим факторам относятся мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм и личность занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, так как это повышает эффект воздействия упражнений.

Большое значение в создании необходимых гигиенических условий имеет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря и одежды.

Существенную роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями играет также научно обоснованный режим.

Педагогически правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные способности людей, подготавливая их к общественно полезной деятельности.

1. Методы, форм ы и средства организ ации деятельн ости учащихся :

1.1. Методы, направл енные на совершенств ование двигательных

1.2. Методы, направл енные на овладение двигательн ыми

1.4. Средства, примен яемые в обу чении физической ку льту ре в

1. Методы, фор мы и средства организ ации деятельности

Под методом ведения урока понимаются способы организации у чащихся для

выполнения у пражнений. Основные методы, использу емые на уроках:

При фронтальном методе у пражнения выполняются одновременно все ми

учащимися, его преимущество – большой ох ват учащихся, достижение высокой

Поточный метод эт о когда уча щиеся выполняют одно и то же упражнения по

очереди один за дру гим без перерыва. Удобен при выполнении акробатических

Посменный метод - уча щиеся распределяются на смены, на очереди для

выполнения упражнения (одни выполняют, дру гие наблюдают).

Групповой метод – учащиеся по заданию работают самостоятельно, выполняя в

порядке очередности различные виды упражнений, группы ме няются местами.

Индивидуальны метод - чаще всего используется в з ачётных уроках, он позволяет

учителю после выполнени я упражнения учеником подвести итог, обратить внимание на

1.1 Метод ы, направленные н а совершенствование двигательных навыков и

Равномерный метод характеризуется тем, что при его при менении занимающиеся

выполняют физическое у пражнение непрерывно с относительн о постоянной

интенсивностью, стрем ясь, к примеру , сохранить неизменну ю ско рость передвижения,

Этот ме тод использу ется в основном в ц иклических видах спорта (бе г, ходьба,

плавание), хотя не исключено применение его в упражнениях ацик лического характера

Переменный метод характеризуется последовательным варьированием н агрузки в

ходе непрерывного и зменения скорости пе редвижения, темпа, д лительности ритма,

амплитуды движений, величины ус илий, смены техники движений и т.п.

2) с неритмичным колебанием интенсивности и длительности мышечной работы;

Переменный метод используе тся к в циклических и в ациклически х видах спорта.

Повторный метод характеризу ется многократным выполнением упражнения через

интервалы отд ыха, в течение которых происходи т достаточно полное восстановление

работоспособности. При применении этого метода тренирующее возд ействие на организм

обеспечивается н е только в период выполнения у пражнения, но и благодаря суммации

Данный метод использу ется как в циклических , так и в ациклических видах спорта.

В практике повторный метод используется в нескольких вариантах:

1) повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью;

2) повторная работа с равномерной предельной интенсивностью;

Интервальный метод внешне походит на повторный. Но если при повторном

методе характер воздей ствия на организм определяется исклю чительно самим

упражнением, то при ин тервальном методе большим тренировочным воздействием

Интервальный метод использ у ется в настоящее время в большинстве фи зических

По интенсивности нагру зки выделяют два варианта интервального метода:

По изменению длительности нагрузки при очередном повторении у пражнения

можно выделить следующие варианты интервального метода6

2) с постепенным уменьшением длительности выполнения у пражнения;

3) с чередованием длительности работы в каждой серии.

По характер у изменения продолжительн ости интервалов отдыха межд у о чередным

Игровой метод. Основу этого метода с оставляет определенным образом

упорядоченная игровая двигательная деятельность в соотве тствии с образным или

дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного

Игровой метод не обязательн о связан с какими - либо общепринятыми играми, он

может быть при менен на материале любых физических у пражнений: бега , прыжков,

Соревновательный метод - это один из вариантов стиму лирования интереса и

активизации деятельнос ти занимающихся с у становкой на побе ду или достижение

высокого резу льтата в каком - либо физичес ком у пражнении при с облюдении правил

Соревновательный метод и спользуе тся, либо в элементарных формах , либо в виде

полуофициальных и официальных соревнований , которым придается в основном

Круговой метод (тренировка) - это организационно - методическая форма работы,

предусматривающая поточное, п оследовательное выполнение специально подобранного

комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты,

выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Занимающиеся переходят от

выполнения одного у пражнения к дру гому , от снаряда к снаряд у , от одного мес та

выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. З акончив выполнение п оследнего

упражнения в данной серии они вновь возвращаются к первому, так им образом замыкая

1.2 Методы, направленные на овлад ение дви гательными умениями и

В зависимости от способа освоения структуры дви гательного действия в процессе

Методы рас члененного у пражнения предполагают ра зучивание у пражнения (его

освоения в целостное действие. Этот метод применяется в с ледующих случаях:

- при обучении координационн о - сложным двигательным действиям, когда нет

- если у пражнение состоит из боль шого числа элементов, орган ически мало

- если упражнение производится так быстро, что при ц елостном выполнении нельзя

- когда целостное выполнение действия может быть оп асным, если предварительно

- когда необходимо обеспечить быстрый успех в об учении с тем, чтобы поддержать

интерес к учебной деятельности, особенн о в работе с детьми - подростками, сформировать

Задача построения об у чения техник е двигательным действиям методом

расчленения сводится к решению воп росов о числе упражнений и их выборе. Решая эти

вопросы, необходимо придерживаться следу ющих правил:

а) при расчленении следует учитывать особенности структуры из уч аемого

действия, двигательный опыт обучающихся и условия обучения;

б) расчленение не должно вызывать п ринципиального изменения стру кт у ры

в) при расчленении обучающими упражнениями должны быть охвачены все фазы

г) для отдельного разу чивания следуе т выбирать только те фазы у пражнения,

которые могут эффективно контролироваться либо самим обуч аемым, либо извне, с

помощью преподавателя или обуча ющих устройств; фазы движения, плохо поддающиеся

д) обу чающее упражнение должно содержать, возможно меньше посторонней

двигательной информации, не связанной с предметом обу чения.

Основные разновидности метода расчлененного упражне ния:

Метод собственно расчлененного упражнения , который предусматривае т

использование относительно к ру пных з аданий, каждое из которых охватывает одну или

Метод решения у зких двигательных задач, который пред полагает вычленение

динамических, ритмических и др.) и действий вн у три фаз целевого упражнения. С его

помощью можно решать разнообразные задачи. В частности, сформировать более точные

представления о движении у обучаемых, совершенствовать отдель ные характеристики

техники движений, и справлять ошибки, возникающие в процессе об уч ения, и многое

По разделениям. С ущес твует множество приемов, используемых в процессе

расчлененного разуч ивания двигательн ых действий . К основны м следует отн е сти

освоение ключевых положений тела и его частей, временная фиксация положения тела в

движения, изменение исходных и конечных у словий движения и т.д.

Метод целостного упражнения основывается на том, что с самого начала движения

осваиваются учащимися в составе той целостной стру к туры, которая типична для

данного действия (прыжки, метания и др.). Он преимуществе нно использ у ется:

- при изучении некоторых с ложных действий, которые с методической точки

- при совершенствовании и закреплении двигательных навыков.

Благоприятные условия для п рименения целостных методов имеются также в тех

случаях, когда об учаемый и педагог располагают эффективными средствами и при емами

помощи и страх овки. К примеру, это х арактер но для таких видов спорта, как спортивная

гимнастика, акробатика, прыжки в воду, п рыжки с трамплин а на лыжах, фри стайл и

другие, в которых освоение действий связаны с элементами риска, страх а, преодолением

В настоящее время все более широкое применение в фи зическом воспитании и

спорте находят трена жерные ус тройства, берущие на с ебя функции обуче ния технике

движений и контроля за действиями занимающихся. Естественно, применение таких

тренажеров и других технических устройств делает возможным целостное разучивание

Собственно ц елостный метод, который подразумева ет прямое применение в

качестве обучающего упражнения целевое движение, т.е. то действие, к оторое является

Метод целостного упражнения с постановкой ча стных задач.

Метод целостного упражнения с развертывание м обучения от ведущего звена.

Метод подводящих упражнений, который основан на применении в качестве

обучающих у пражнений действий стру кт у рно - родственных целевому у пражнению, но

При разучивании и совершенствовании у пр ажнений этим методом могут

- самостоятельное выполнение у пражнения при н аличие гарантированной

безопасности (применяется непосредственная страховка преподавателем, партнером,

Основной формой орга низации уче бной работы по физическому воспитанию

является у чебное занятие ( у рок). Урок физической культуры являетс я для всех учащихся

обязательной формой занятий , обеспечивающий необходимый миниму м знаний, ум ений,

навыков, пред у с мотренных п рограммой. На у рок ах у чащиеся разучивают комплекс

утренней гимнастики, комплекс гимнастики до занятий, физк у льтмин у тк и, различные

физические у пражнения, при общаются к элеме нтам спортивных соревнований.

Уроки физической культ у ры имеют свои специфические особе нности. Они

проводятся в спортивном зале, на открытых п лощадках, стадионах. Уроки физической

культуры отличаются больши м многообразием двигательных ощу щений,

воздействующих на организм у чащих ся, что обязывае т учителя осуще ствлять

2.Физк у льт у рные мер оприятия в режиме дн я: гимн астика до з анятий,

физкультминутки, организованные перемены (игры, конку р сы).

3.Внеклассная и внешкольная работа (кру жки, секции, дворовые соревнования)

Большое значение и меет вн еклассная и вн ешкольная работа, она содействует

углублению и расширению учебной работы по физическому воспи танию и проводится в

виде игр, прог у лок, эк ску р сий, походов, занятий в кр у жках, в форме спортивных

развлечений, высту п лений и праздников. Особое значение имеют различные формы

занятий физическими упражнениями дома, в семье. Это ги мнастика по радио,

телевидению, видео фильмы, подвижные игры на воз ду х е, катание на са нк ах, коньках,

лыжах, велосипеде и т.д., а также домашних заданий, которые даются н а у роках

1.4 Средства, прим еня емые в обучени и ф изической культуре в школе

К средствам фи зического воспитания относят физические упражнения,

Физическое у пражнение - это основное и специфиче ское средство физического

воспитания, особый вид двигательной деятельн ости, при п омощи которого

осуществляется направленное воздействие на занимающихся.

Физические у п ражнения - дви гательные действия, с помощью которых решаются

образовательные, воспитательные з адачи и задачи фи зического развития. Многократное

выполнение двигательных действий образует двигательну ю деятельн ость.

Естественные силы п рироды, факторы гигиены являются вспомогательными

средствами. С их помощью полнее и л у чше и спользуется основное средство, создаются

условия для эффективного влияния физических упражнений на учащихся, успешной

организации и проведение занятий. Основные и вспомогательные с редства должны

При выполнении отдельно взятого физического упражнения практическ и

невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры

личности. Необходимо многократное выполнение физического упражнения (наличие

двигательной деятельности) с тем, чтобы усоверше нствовать движение или развить

физические качества. При этом двигательная деятельность сопровождается целым рядо м

происходящих в организме процессов и явлений (биохимических, физиологических,

Выполнение физических упражнений активизирует деятельность различных систем

открытому Ж.Б. Лам арком закону упражнений - «ра бота строит орган в меру его

функционального, социально - психологического развития личности занимающихся.

Однако воздействие движения на органи зм не ограничивается развитием его телесных и

В той мере, в какой движение воздейств у ет на организм и личность человека, сам

организм посредством у пражнения строит свои дви жения.

Одновременно физические упражнения рассматриваются и как метод обу чения и

воспитания. Важнейший признак физического упражнения как метода - повторяемость их

применения, что позволяет педагогу о казывать необходимое воздействие н а

занимающихся. С помощью физических у пражнений ос у ще ствляется б иологическое

воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние.

Характерной чертой физических у п ражнений является то, что они связаны с

активной двигательной деятельностью люд ей. Физические у п ражнения представляют

собой целенаправленные и сознательные действи я, они связаны с целым рядом

психических проц ессов, с представлением о движениях, мы слительной работой ,

переживаниями и т.п., развивают интересы и чувства, волю и характер и являют ся, таким

образом, одним из средс тв духовного развити я человека. Они влияют не только на

Кроме физ ических у пражнений , которые исторически выделились из тр у довой,

боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, прыжки, лазания, метания, переноска

тяжестей, плавание и т.п.) и условно называют ся естественными, существуют упражнения

специально созданные в проц ессе развити я теории и практики физического воспитания.

физических к ачеств, решения специальных педагогических з адач. Сюда относят

упражнения на большинстве гимнастических снарядов, у пражнения с разнообразными

снарядами и предметами и др. Характерной особе нностью физических упражнений

данной группы является их значительная отвлеченность от движений и действий,

Естественные силы природы (солнечные лу чи, воздух, вода) являются важным

средством укрепления здоровья и повышения работоспособности ученика.

В п роцессе физи ческого воспитани я естественн ые силы природы применяются в

сочетании с движениями (занятия физическими у п ражнениями на возду х е, при облучении

солнечными лучами в воде и т.п.), а также в виде специ альных п роцеду р (возд у шные и

солнечные ванны, купание и др.). Они мог у т б ыть использованы в двух направлениях: во -

первых, для создани я у словий успешной организации и п роведения у рок ов по физической

культуре и, во - вторых, для закаливания организма занимающихся.

Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние

физических у праж нений, позволяют применить значительну ю нагрузку, орг анизовать

рациональный отдых, вызывают у занимающихся положительные эмоци и, бодрость,

Большое з начение в процессе физи ческого воспитания имеет закаливание, т.е.

создание устойчивости организма к действию неблагоприятных природных факторов:

холода, жары, п овыше нной солнечной радиации. Закаливание дает воз можность

сохранять здоровье и работоспособность. Поэтому его необходимо проводить с самого

раннего возраста. Для разностороннего закаливания нужно применять средства, п о -

разному воздействующие на органи зм (вода и воздух различной температу р ы, пребывание

под солнечными лучами и т.п.). Выполнение при этом физических у п ражнений ус иливает

закаливающее воздействие естественных сил природы. Зака ливание помогает проявлению

волевых качеств учащихся, особенно при неблагоприятных внешних условиях занятий. С

помощью физических упражнений и естественных сил п рироды можно развивать

имеющую большее значение сопротивляемость организ ма к неспецифическим

во здействиям (укачиванию, вибрации, перегрузкам, состоянию невесомос ти и др.).

К гигиеническим факторам относятся мероприятия по личной и общественной

гигиене труда, быта, отдых а, питания, окр у жающей среды и т.д . В процессе выполнения

физических у пражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм и ли чность

занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, так как

Большое значение в создании необходимых гигиенических условий имеет

со стояние ма териально - технической базы, спортивного обору дов ания, инвентаря и

Читайте также: